Что такое суммативное оценивание в школе

Оценивание на современном уроке.
статья

II. Новые технологии оценивания и отметочной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности. Формирующее (внутреннее) оценивание. Суммативное оценивание.

I. Оценивание на современном уроке предполагает (формирование предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся):

1) Осмысленность учебной деятельности и ее результатов, к которым стремятся ученик и учитель. Например, подготовка к олимпиадам, ЕГЭ, формирование УУД.

2) Самостоятельность обучающегося в формировании образовательной стратегии.

3) Критериальное оценивание, при котором обучающийся должен знать свои слабые места, перспективы, понимать, как оценивается его уровень знаний, быть заинтересованным в дальнейшем обучении.

4) Расширение способов и форм получения обратной связи.

5) Следует оценивать не только предметное знание (воспроизведение), но и метапредметные результаты (умение работать в группе, строить монологическое высказывание, самостоятельность, умение анализировать, сравнивать).

6) Оценка должна учитывать не только результат работы, но и процесс.

7) Необходимо предоставлять обучающимся задания на выбор по форме или разному уровню трудности. Критерии оценивания заданий разного уровня одинаковы.

8) Критерии оценки выполнения задания должны быть известны обучающимся заранее. Например, они могут быть на основе критериев ГИА, ЕГЭ.

9) При осуществлении текущего оценивания должна преобладать самооценка и взаимооценка обучающихся на основе обоснованных критериев (задание, критерии оценки, балл, моя оценка, оценка учителя).

10) Важно сделать оценку «суммативной»: обучающийся по определенным критериям набирает себе баллы, которые превращаются потом в отметку. Важно складывать баллы, а не отнимать от «пятерки» баллы за сделанные ошибки.

Для выявления личностных результатов могут быть использованы:

1. Рефлексивные вопросы:

За что я могу себя похвалить?

Что я приобрел после этого урока?

Что меня удивило?

Что мне не удалось? Почему?

2. Листы взаимо- и самооценки:

Проверяющий: При проверке творческой работы мне наиболее интересным показалось…; Следует отметить…+; Требуют дополнения следующие разделы…; Работа заслуживает…отметки;

Автор : Я согласен (не согласен) с замечаниями…; Я готов дополнить работу следующими материалами…; Я согласен (не согласен) с оценкой моей работы.

3. Карты рефлексии (+,-, затрудняюсь ответить):

  1. Своей работой на уроке в целом я доволен;
  2. Своей работой в группе я доволен;
  3. Для меня не было подходящего задания;
  4. Урок для меня показался коротким;
  5. За урок я устал;
  6. Мое настроение улучшилось;
  7. Материал урока мне был интересен;
  8. Материал урока мне был полезен;
  9. Сегодня на уроке мне было комфортно.

На основе индивидуальных карт обобщенная карта рефлексии заполняется учителем.

Перевод критериальной оценки в отметку

А как измерить метапредметные результаты?

С целью преодоления противоречий, существующих в системе образовании, особенно при возникновении оценивания предметных и метапредметных результатов обучения, необходим поиск новых технологий. Такими новыми технологиями являются технология формирующего оценивания и технология суммативного оценивания, которые для эффективного оценивания должны применяться в комплексе.

II. Формирующее ( внутреннее ) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения. Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. Именно в процессе такой оценочной деятельности педагог сможет четко и доходчиво формулировать цели изучения предмета, связывать изученные учениками темы в единую и гармоничную картину, определять адекватные способы контроля результатов, мотивируя учащихся на достижение максимально возможного уровня. Школьники освоят принципы самооценки и способы улучшения собственных результатов, разделят с учителем ответственность за собственное образование.

Основная цель формирующего оценивания – мотивировать учащихся на дальнейшее обучение, планирование целей и путей их достижения.

И.С. Фишман и Г.Б.Голуб так высказались о формирующем оценивании: «Если представить учеников в образе растений, то внешнее (суммирующее) оценивание растений есть процесс простого измерения их роста. Результаты измерений могут быть интересны для сравнения и анализа, но сами по себе они не влияют на рост растений. Внутреннее (формирующее) оценивание, наоборот, сродни подкормке и поливу растений, являя собой то, что напрямую влияет на их рост».

Шаги технологии формирующего оценивания:

Шаг 1. Планирование достижений образовательных результатов по темам (на этапе разработки рабочей программы).

Шаг 2. Формулировка цели урока как условие достижения образовательных результатов деятельности обучающихся (диагностичная цель).

Шаг 3. Формулировка задач урока как последовательности шагов деятельности обучающихся.

Шаг 4. Определение конкретных критериев оценивания деятельности обучающихся.

Шаг 5. Оценивание деятельности обучающихся в соответствие с критериями.

Шаг 6. Осуществление обратной связи.

Шаг 7. Сравнение результатов обучающихся с предыдущим уровнем их достижений.

Шаг 8. Определение места обучающегося на пути достижения поставленной цели.

Шаг 9. Корректировка образовательного маршрута обучающегося.

Приемы формирующего оценивания (Крылова О.О., Бойцова Е.Г.):

Наименование группы приемов

Сочинения. Эссе. Заметки

Написание различных видов письменных работ, отражающих процесс понимания обучающимися изученного материала. Проводится по итогам изучения тем, разделов, блоков и т.д. Форма работы – письменная, индивидуальная.

Составление высказываний, рассуждений обучающимися, построенных таким образом, чтобы выявить проблемы в освоении материала. Проводится по итогам изучения материала, выполнения упражнений, тестов и т.д. Форма работы устная, индивидуальная.

Матрицы. Алгоритмы. Карты

Заполнение обучающимися таблиц, карт понятий, составление алгоритмов по итогам освоения материала. Форма работы – письменная, индивидуальная или групповая.

Заполнение учителем таблиц оценивания различных предметных и метапредметных результатов обучающихся, выполняемое в ходе работы учащихся над проектом, исследовательской работой и т.д. Форма работы письменная, выполняется учителем.

Подача обучающимися различных сигналов об уровне понимания объясняемого материала. Форма работы – устная, групповая.

Ученик в роли учителя

Выполнение учениками роли учителя – объяснение материала, помощь одноклассникам, проверка работ, составление тестов. Форма работы устная и письменная, индивидуальная или групповая.

Перевод одного вида информации в другой (таблицы, схемы, тесты, графики, рисунки и т.д.). Форма работы устная или письменная, индивидуальная или групповая.

СУММАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ – оценивание, проводимое с целью определения соответствия знаний учащихся нормам и требованиям стандартов обучения. Констатирует факт обученности обучающихся. Суммативное (итоговое) оценивание предназначено для определения уровня сформированности знаний, умений, навыков, компетентностей при завершении изучения темы, раздела к определенному периоду времени. Суммативное оценивание проводится по результатам выполнения различных видов проверочных работ (теста, контрольной, лабораторной, исследовательской работ, сочинения, эссе, проекта, устной презентации и т.п.). Отметки, выставленные за проверочные работы, являются основой для определения итоговой оценки.

Цель суммативного оценивания – констатирование уровня усвоенности знаний и сформированности умений и компетентностей у учащихся к определенному периоду времени и определение соответствия полученных результатов требованиям стандарта. Существующая практика суммативного оценивания предполагает проведение различного вида контрольно-проверочных работ. При разработке контрольно-проверочных заданий вопросы составляются на основе учебного содержания государственного образовательного стандарта и учебных программ.

Роберт Стейк привел такую аналогию с двумя этапами оценивания супа: ког да повар дегустирует суп – это формативная оценка; когда обедающий (или эксперт) ест суп – это суммативная оценка. Другими словами, формативная оценка отражает внутренний контроль качества, тогда как суммативная оценка представляет, насколько хорошо функционирует конечный продукт в реальном мире.

Характеристики формирующего оценивания: задания соответствуют по содержанию пройденному материалу; используются знакомые для учащихся и соответствующие их возрасту формы заданий; задания составлены таким образом, чтобы выявить возможные проблемы у каждого ученика; задания составлены таким образом, чтобы был очевиден процесс размышления, который привел к данному ответу; четкие критерии оценивания.

Суммативное (итоговое) оценивание

Суммативное оценивание является одним из видов современного оценивания.

Суммативное оценивание фигурирует в российской образовательной практике чаще всего, как итоговое, констатирующее оценивание. Термин «суммативное оценивание» стал использоваться в связи с применением российскими педагогами широко используемого за рубежом критериального оценивания, структурным компонентом которого является суммативное оценивание.

Суммативное (итоговое) оценивание — это оценивание, которое демонстрирует учащимся, их родителям, педагогам и администрации школы определенные итоги в обучении. Цель такого оценивания — демонстрация личных учебных и внеучебных достижений ученика за определенный отрезок времени [294].

Суммативное оценивание проводится для предоставления учителям, обучающимся и родителям информации о прогрессе обучающихся по завершении разделов / сквозных тем учебных программ и определенного учебного периода (четверть/триместр, учебный год, уровень среднего образования) с выставлением баллов и оценок. Это позволяет определять и фиксировать уровень усвоения содержания учебной программы за определенный период и использовать полученную информацию по результатам суммативного оценивания для планирования, коррекции и проведения анализа процесса обучения [316].

Различают внутреннее сумативное оценивание и внешнее суммативное оценивание (рис. 3.2).

Суммативное оценивание в общеобразовательной школе

Рис. 3.2. Суммативное оценивание в общеобразовательной школе

Внутреннее суммативное оценивание включает оценивание по итогам изучения темы (раздела) по учебному предмету, а также оценивание по итогам четверти (полугодия, триместра) и учебного года. Оценивание осуществляется в общеобразовательной организации, и его субъектом выступает учитель. Учитель осуществляет оценивание учебных достижений обучающихся по итогам изученной темы (раздела), выставляет итоговые четвертные и годовые (в невыпускных классах) отметки. Субъектом внутреннего суммативного оценивания может выступать и администрация школы, проводя так называемые «директорские» («административные») проверочные работы в рамках осуществления внутришкольного контроля.

Внешнее суммативное оценивание происходит в ходе итоговой аттестации за уровень (ступень) основного общего образования (9-й класс) и среднего общего образования (11-й класс) (государственные итоговые аттестации ОГЭ-9 и ЕГЭ). В 4-х классах пока государственная итоговая аттестация не проводится. ГИА-9 и ЕГЭ проводятся в рамках Российской системы оценки качества образования (РСОКО). Внешнее суммативное оценивание будет поробно рассмотрено в последующих параграфах учебника.

Кроме того, внешнее суммативное оценивание осуществляется и при проведении Всероссийских проверочных работ в А—8-х и 10-х классах в течение или в конце учебного года.

По мнению исследователей, такое оценивание разворачивается в рамках рефлексивной фазы учебного года [294].

Практика внутреннего суммативного оценивания представлена ниже на материале деятельности педагогического коллектива ГБОУ средней общеобразовательной школы № 1133 г. Москвы, участвовавшей в эксперименте по развивающему обучению в системе В. В. Давыдова — Д. Б. Эльконина. Эксперимент проходил под руководством Д. Б. Эльконина и А. Б. Воронцова.

Рефлексивная фаза учебного года является необходимой составляющей всего образовательного процесса и занимает по времени чуть больше месяца (вторая половина апреля — май) и состоит из нескольких этапов.

Первый этап — проведение итоговых проверочных работ, в ходе которых проводится диагностика уровней освоения учащимися 1—5-х классов действий на предметном материале содержания начальной школы.

Второй этап — организация решения межпредметной, разновозрастной проектной задачи, в ходе которой проводится внешняя экспертная оценка разновозрастного учебного сотрудничества, умение действовать в различных практических, квазиреальных ситуациях в ходе решения проектной задачи.

Третий этап — подготовка и презентация учащимися личных собственных достижений за учебный год. Основные задачи заключительной фазы учебного года можно сформулировать следующим образом:

  • — определение количественного и качественного «прироста» в знаниях и в развитии способностей учащихся по отношению к началу учебного года;
  • — экспертная оценка учебного сотрудничества, умения действовать в нестандартных ситуациях при разновозрастном сотрудничестве;
  • — восстановление и понимание собственного пути движения в учебном материале года (описание маршрута движения по «карте» знаний, определение достижений и проблемных «точек» для каждого ученика класса);
  • — предъявление личных достижений и достижений класса как общности.

Чтобы решить поставленные задачи, учащимся необходимо выполнить основные требования к организации и проведению этой фазы года:

  • — изучение теоретического материала текущего учебного года согласно рабочей учебной программы должно быть закончено к 20-м числам апреля для того, чтобы можно было в спокойном режиме провести осмысление учебного года и подвести его итоги;
  • — рефлексивная фаза учебного года на этапе начального образования должна начинаться с итоговой проверочной работы;
  • — этап анализа, рефлексии, обсуждения результатов года должен включать в себя дополнительные формы и способы оценки отдельных сторон результативности обучения (решение проектной разновозрастной задачи, анкетирование, рефлексивные сочинения и т. п.);
  • — в завершении анализа и обсуждения работы необходимо соотнести результаты года с задачами, которые были поставлены и зафиксированы вначале, восстановить «маршрут» движения по создаваемой «карте» знаний;
  • — результаты года должны быть явлены как самому ученику, так и учителю, и родителям, и администрации, поэтому очень уместно использовать здесь «дневник роста нашего класса» (1—2 классы) или «дневник моего роста» (3—5 классы) с демонстрацией достижений класса за прошедший учебный год.

Итоговая проверочная работа — основная оценочная процедура для промежуточной аттестации младших школьников. Как правило, организует и проводит такие работы администрация школы или школьная служба оценки качества образования [Там же].

Для того чтобы описать особенности разработки и проведения подобных работ, зафиксируем еще раз три принципиальные особенности образовательных результатов, с которыми школе необходимо работать:

  • 1) описание предметных образовательных результатов должно происходить через фиксацию индивидуального прогресса младших школьников в освоении культурных предметных способов действий (средств), что связано, прежде всего, с формированием у учащихся основ теоретического мышления. Для ежегодной фиксации такого прогресса у младших школьников разрабатываются трехуровневые предметные задачи, которые включают в себя ключевые предметные способы (средства) действия прошедшего учебного года из трех основных учебных предметов: математики, русского языка, окружающего мира (естествознания);
  • 2) особое место в новом стандарте отведено универсальным учебным действиям. Для оценки этого вида образовательных результатов результаты в описании объединяются в три большие группы: умение учиться, учебное сотрудничество и информационная компетентность, где рассматриваются показатели этих видов результатов в контексте предметных образовательных результатов. На основе этого описания разрабатываются специальные предметные задания, ориентированные на оценку части метапредметных образовательных результатов (универсальных учебных действий, учебной деятельности);
  • 3) в связи с тем, что предметные результаты должны носить уровне- вый характер и учитывать индивидуальные личностные особенности и интерес учащихся, предлагается включить в итоговую проверочную работу двухуровневые предметные задания. Каждое задание предлагается выполнить на одном из двух уровней: базовом или повышенном. Учащиеся сами определяют, на каком уровне они будут выполнять то или другое задание.

Исходя из вышесказанного, понятно, что в итоговую работу включаются три задания.

Итоговая проектная задача. К результатам начальной школы относятся не только знания, умения и навыки, не только уровни сформированное™ мышления, но и учебное сотрудничество, умение учиться и т. п. Однако, оценить это через проверочные работы практически нет возможности. Поэтому предлагается специальный тип задач, с помощью которых можно было бы организовать внешнюю экспертную оценку «поведения» младших школьников в квазиреальной межпредметной, разновозрастной ситуации. Такой тип задачи был назван «проектная задача», которая предоставляет большие возможности именно для организации разновозрастного сотрудничества учащихся.

Можно сказать, что проектная задача занимает промежуточное положение между «обычными» предметными задачами (учебными или конкретно-практическими) и полноценным «проектом» в основной школе. При этом она может быть как предметной, так и межпредметной. Для организации решения итоговой проектной задачи необходима целая учебная неделя, в ходе которой учащиеся 2—5-х классов организуют взаимодействие между собой.

Круглый стол “Суммативное оценивание: положительные и отрицательные стороны”

Оценка в школе. Что это? Инструмент в руках учителя, мотивация для ученика или пресечение всякого желания учиться? Вопрос оценки знаний в школе очень важен и требует серьезного подхода. Что именно оценивает учитель: знания ученика, его старания и прилежность, его желание учиться или же конкретный результат – итог его работы? Каковы критерии, можно ли оценку «загнать» в рамки?

Содержимое разработки

Алматинская область

Средняя школа имени М.Горького с ДМЦ

положительные и отрицательные стороны”

Байгазакова С.Т. – учитель начальных классов

Средняя школа имени М.Горького с ДМЦ

Учитель начальных классов

Байгазакова Саулеш Турсынбаевна

Круглый стол “Суммативное оценивание: положительные и отрицательные стороны”

«Нас оценивают либо слишком высоко,

либо недостаточно высоко;

нас никогда не принимают по нашей реальной ценности».

Мария-Энбер Эшенбах,

австрийская писательница

Оценка в школе. Что это? Инструмент в руках учителя, мотивация для ученика или пресечение всякого желания учиться? Вопрос оценки знаний в школе очень важен и требует серьезного подхода. Что именно оценивает учитель: знания ученика, его старания и прилежность, его желание учиться или же конкретный результат – итог его работы? Каковы критерии, можно ли оценку «загнать» в рамки?

ПОЧЕМУ ВОЗНИКЛА НЕОБХОДИМОСТЬ В ДАННЫХ ВОПРОСАХ? Система оценивания не удовлетворяет ни учащихся, ни учителей, ни родителей. Все чаще появляются недовольства детей и родителей отметкой поставленной учителем. Все чаще учитель задумывается при выставлении отметки.

Недостатки существующей системы оценивания

Отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;

Педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на достижение каждым учеником единых критериев;

Отметки, выставляемые учащимся, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;

Отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует высокой мотивации учащихся к обучению..

ДВА ВИДА ОЦЕНИВАНИЯ:

ОЦЕНИВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ – ОО (суммативное оценивание)

Оценивание обучения (ОО) необходимо для выставления отметок и составления отчетности

Оценивание обучения (ОО).

Целью оценивания обучения является лишь суммирование того, что изучил ученик на конкретный момент. Оно не касается непосредственно вклада в будущее обучение. При оценивании обучения заключение делается после согласования достижений ученика с установленными нормами или уровнями, достигнутыми группой учеников. Такие заключения могут быть выражены в формулировках «соответствует/ не соответствует» стандарту или по шкале баллов, уровней.

Читайте также:  Что такое заговор кратко

ОЦЕНИВАНИЕ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ – ОдО (формативное оценивание).

оценивание для обучения (ОдО) является частью преподавания в целях содействия обучению учеников, направлено на определение возможностей улучшения обучения

Оценивание для обучения (ОдО).

По существу, ОдО концентрирует внимание на полученных данных о том, на каком этапе в процессе обучения находятся ученики, в частности, характер и причины их сильных и слабых сторон. Таким образом, заключение ОдО сконцентрировано на том, что они могут предпринять, чтобы развиваться дальше.

Оценивание для обучения – это процесс поиска и интерпретации данных, используемый учениками и учителями для определения этапа, на котором находятся обучаемые в процессе своего обучения, а также – направления, в котором следует развиваться, и установления эффективных путей достижения необходимого уровня. При оценивании для обучения учителя являются не единственными оценивающими лицами. Ученики также могут быть вовлечены в оценивание своих одноклассников и самих себя.

Оба типа оценивания актуальны и необходимы в современной системе образования.

СУММАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ

Для того чтобы показать им какого вида оценивания можно применять на уроке учителям было предложено нарисовать бабочку.

Предложено : оценить работу самим, взаимооценить друг друга, а потом оценили свои работы по критериям:

Не менее трех цветов.

Наличие шести лапок

«Скажите мне, пожалуйста, сильно ли отличаются ваши оценки друг от друга? Какую оценку вам легче всего было поставить? Какая оценка была наиболее объективная и почему?»

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: применили самооценивание, взаимооценивание и критериальное оценивание, что оценки отличаются друг от друга, так как при самооценивании они были самокритично и поставили низкую оценку, легче всего им было оценить по критериям. И наиболее объективной оценкой, на их взгляд была та, что по критериям.

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ. Это оценивание по определенным критериям для достижения успешности учащихся.

Недостатки существующей системы оценивания

Отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;

Педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на достижение каждым учеником единых критериев;

Отметки, выставляемые учащимся, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;

Отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует высокой мотивации учащихся к обучению..

ПЕРЕХОДИМ К ОСНОВНЫМ ПОНЯТИЯМ ОЦЕНИВАНИЯ:

1. Критериальное оценивание

2. Формативное оценивание

3. Суммативное оценивание

На любом уроке в школе мы должны оценивать знания учащихся, но важно при этом не забывать о том, что ученик будет стремиться к более качественному выполнению задания и, соответственно, к более высокой оценке только в том случае, когда будет знать, за что его оценивают. Если будет знаком с критриями выставления отметки.

А знаете ли вы, что обозначает слово критерий в переводе с греческого языка? Критерий с др.-греч. κριτήριον – способность различения, средство суждения, мерило. Совместно с учителями были разработаны критерии оценивания различных видов работ.

Умение формулировать мысли;

Количество правильных ответов;

При пояснении примера оперирование математическими терминами;

Широта мысли и фантазии;

Умение рассказывать без листка;

Полное выполнение задания;

Наличие всех тем

Логичность и понятность ведения записей

Выделение главного материала

В зависимости от типа работы использовались определенные критерии.

Варианты использования оценивания на уроках:

1) Индивидуальные листы самооценивания.

Каждый ученик получает лист самооценивания, в котором он ставит себе баллы в течение урока. В таких листах можно ставить оценку за работу как на каждом этапе урока, так и за выполнение каждого задания. Иногда я использую такой прием: если это урок обобщения изученного раздела, то вначале предлагаю каждому ученику поставить себе предварительную оценку по каждой теме раздела, затем в процессе выполнения заданий и их проверки ученики ставят реальные оценки. Такой приём положительно сказывается на самомотивации учащихся. Если ребенок самокритично отнесся к своей оценке, поставив предварительно более низкую, то полученная хорошая оценка стимулирует его к дальнейшей более успешной работе.

2) Листы взаимооценивания.

Ученик оценивает работу своего одноклассника.

3) Листы оценивания группы.

Каждый ученик в процессе выполнения задания в группе и его демонстрации оценивает свою степень участия в работе группы.

4) Создание экспертной-оценочной комиссии.

Бывает трудно дать возможность подготовить проекты в группах и защитить их всем учащихся. Поэтому иногда на уроках образуется группа оценщиков. Эти ребята должны оценить работу всего класса. Они подходят к любой группе, отмечают в своих листах ребят, принимающих наиболее активное участие в работе. После выступления каждой группы оценщики резюмируют их сообщения, комментируют и оценивают.

5) Назначение оценщика в каждой группе.

В каждой группе выбирается человек, который оценивает вклад каждого ученика в создание проекта.

Однако, для того чтобы более эффективно организовать самооценивание и взаимооценивание учащихся, критерии оценки в оценочных листах должны быть конкретными, понятными, соответствовать заданиям, так как по этим листам ученик должен видеть и понимать, что он знает больше или меньше других и в дальнейшем корректировать и планировать работу над собой. Зная, что ученики оценивают друг друга, они стали внимательно слушать, наблюдать и соответственно размышлять об уровне своей готовности к уроку. В свою очередь это и мне помогло оценить все ответы учащихся и определить их уровень понимания тем. Я считаю, что оценивание мотивирует учеников на дальнейшее улучшение своей деятельности.

Формативное оценивание – определение текущего уровня усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы на уроке или дома, осуществление оперативной взаимосвязи между учеником и учителем в процессе обучения. Оно позволяет учащимся понимать, насколько правильно они выполняют задания в период изучения нового материала и достигают целей и задач обучения;

Суммативное оценивание – определение уровня сформированности знаний и учебных навыков при завершении изучения блока учебной информации или при завершении определенного уровня обучения.

Суммативная оценка – это привычный нам вид оценивания.

Суммативное оценивание предполагает проведение различного вида контрольно-проверочных работ. Однако при разработке контрольно-проверочных работ необходимо учитывать то, что они должны включать в себя вопросы и задания, которые проверяют не только и не столько запоминание фактов или пройденного материала, а навыки более высокого уровня.

Так, само суммативное оценивание применяется в конце изучения раздела или в конце четверти. Мы можем в течение всей четверти хвалить ребёнка за успехи, отмечать недостатки выполненных им работ, но в итоге каждый ученик должен получить свою оценку в табель успеваемости. Для того чтобы эта четвертная/итоговая оценка была понятна ученику необходимо ввести в свою практику критериальное оценивание.

Поэтому для эффективного использования оценивания для обучения (формативное оценивание) и оценивания обучения (суммативное оценивание) необходимо продумать следующие шаги деятельности:

Уделять внимание критериальному оцениванию, так как оно способствует «расшифровке» полученной оценки, ученик видит свои слабые стороны своей деятельности.

Для развития объективного оценивания, применять на этапах урока наряду с суммативным и формативное оценивание, так как не все ученики получают оценки «хорошо» и «отлично», а троечники также нуждаются в поощрении и стимулировании.

Создавать благоприятный психологический климат в процессе оценивания. Для того что бы ученики уверенно и правильно оценивали друг друга, не боялись говорить о своих ошибках, анализировали свои идеи и идеи других учеников.

Подводя итоги некоторых уроков, я для себя определила, что в дальнейшем нужно чаще использовать методы самооценивания, это помогает ученикам учиться отстаивать свои точки зрения и аргументировать свою позицию, помимо этого ученик видит, как его оценивают товарищи, сравнивает свою работу с их работами, анализирует свои действия.

Я считаю, когда ребенок оценивает себя сам, сравнивает свои достижения с одноклассниками, то это его стимулирует к работе над своими ошибками. Оценивая себя, ученик определяет то, что он знает и то, что ему необходимо знать. Таким образом, дети самостоятельно ставят перед собой задачи для улучшения своих результатов.

Говоря об оценке ученика нужно понимать, что она складывается из множества критериев оценки работы ученика. В собственной практике я убедилась в том, что ученик к себе субъективен, а когда он видит общую оценку за свою работу, то он сможет реально прослеживать динамику развития своих знаний. А оценивание учеников своими сверстниками мотивирует слабых учащихся на повышение уровня знаний. Оценивание дает необходимую информацию об уровне знаний учеников. Заключение оценивания для обучения сконцентрировано на том, что учитель и ученики могут предпринять, чтобы развиваться дальше.

В завершении своего выступления я хочу привести строки У. Джеймса:

«Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление

Суммативное оценивание для выполнения учителями в их школах

Учителя регулярно суммирует то, чему ученики научились, так как понимание учениками эффективной оценки успеваемости является неотъемлемой частью их дальнейшего продвижения. Но это не является единственным способом использования оценивания в классе. Его применение целесообразно в целях составления отчета для родителей по успеваемости ребенка; в оказании помощи руководителю школы при распределении ученика в определенный класс, помощи ученику при выборе дополнительных предметов в обучении; формирования всех составляющих или отдельных составляющих внешней квалификации; предоставлении информации о результатах, достигнутых учениками в конкретной школе.

Надежность и достоверность являются главными принципами суммативного оценивания, проводимого учителем. Надежность предполагает степень предоставления подлинной и исчерпывающей информации об успеваемости ученика; достоверность требует необходимости оценивания всего, что может являться важным и принципиальным для оценки.

Мнение учителя, содержащее оценку деятельности ученика, является значимым, широко применяется как аргумент. В принципе, это объясняется тем, что учителя способны оценивать работы учеников более тщательно, чем какие-либо методы оценивания, разработанные внешкольными агентствами. Это обеспечивает как надежность (предоставляет больше информации, чем внешне разработанные методы оценивания), так и достоверность (обеспечивает достаточный диапазон доказательств) оценивания.

Высокая достоверность и оптимальная надежность вместе способствуют гарантированности процедуры оценивания, уверенности в ней.

Надежность оценивания может устранить такие проблемы как несправедливое или предвзятое оценивание, различие образцов, применяемых учителями, неспособность размышлять над важными аспектами понимания и навыков.

В разработке системы суммативного оценивания в классе, чрезвычайно важно помнить о том, как будут использованы результаты оценивания: намеренное использование или фактическое (иногда ненамеренное) использование.

Качественное суммативное оценивание в классе предусматривает:

вовлечение учеников в мониторинг собственной успеваемости;

понимание и способность учителя четко формулировать перспективы, к которым необходимо стремиться;

умение учителя использовать разные методы при оценивании деятельности ученика;

осуществление учителями отчетных процедур, позволяющих отслеживание обучения каждого ребенка, без необходимости письменного фиксирования хода и результатов этого обучения;

умение учителя находить общий язык с каждым учеником.

Качественное суммативное общешкольное оценивание предусматривает:

систематическое предоставление отчета о деятельности учеников учителями, ответственными за них;

устранение различий стандартов, применяемых разными учителями, с целью устранения возможной предвзятости в суждениях;

продуманное применение в школе результатов суммативного оценивания, полученных от учителей (свободное от формальности);

ответственность в предоставлении информации об успеваемости ученика родителям/опекунам.

В целях обеспечения достоверности в оценивании, необходимо обратить особое внимание на качество тестов и заданий, подготовленных для проведения данной процедуры в классе. Например, большинство учителей среднего образования используют тестовые вопросы, заимствованные из учебников или прошлых экзаменационных заданий.

Обычный процесс оценивания в классе не всегда требует разработки определенных заданий и тестов. Во многих случаях достаточно оценивать успеваемость учеников во время ежеденевных занятий и подводить итоговую оценку на основе текущего оценивания.

Данная форма оценивания приемлема для учителей начальных классов, имеющих большую возможность систематизации информации о достижениях каждого ученика, нежели учителя-предметники средних классов.

Надежность оценивания не принципиальна в случае, если изначально предназначалась для использования внутри класса или школы. Также нет необходимости регулирования повседневного суммативного оценивания в классе, если основной целью является создание основы для дальнейшего обучения.

Надежность и достоверность необходимы только в том случае, если результаты оценивания предназначены для внешнего использования.

Качество подведения итоговой оценки учителем требует от него высокого мастерства.

В то же время, формативное оценивание учителей не должно искажаться требованиями суммативного оценивания, что является сложной задачей.

Black P & Wiliam D (2007): Масштабные системы оценивания: Разработка принципов, основанных на сравнении международных способов. Измерение , 5 (1): 1-53.

СОЧ и СОР: что это за система и почему ею недовольны родители школьников

Полное внедрение системы должны завершить в 2020-21 учебном году.

Все школы Казахстана поэтапно переходят на обновлённое содержание образования: в 2016 году – 1 классы, в 2017 – 2, 5, 7 классы, в 2018 году – 3, 6, 8 классы. Параллельно с внедрением новой программы в школах изменяется и система оценивания учащихся. Так называемая критериальная система построена на сравнении достижений учащихся с описанными критериями, которые позволяют определить, насколько успешно освоен материал и сформированы практические навыки.

Однако многие родители и учителя, привыкшие к традиционной пятибалльной шкале, не готовы принять новую реальность. Одни считают, что такие срезы вводят школьника в депрессию, вторые, соответственно, просто не успевают физически проводить и проверять такое количество контрольных одновременно. Informburo.kz разобрался, почему новая система вызывает столько нареканий со стороны общества, и может ли замена отметок на баллы поднять уровень образования в стране.

СОР и СОЧ: что это такое и для чего их придумали?

Новая система представлена в виде СОР (суммативного оценивания за раздел) и СОЧ (суммативного оценивания за четверть). Срезы проводятся по итогам каждого раздела и каждой четверти. Итого около 3-4 раз за четверть школьники сдают СОРы и СОЧи в виде вопросов, тестов, контрольных и так далее. Итоговая оценка за четверть и год выводится по специальной формуле.

Как объяснила эксперт в области образования, педагог Асем Дитч, СОЧ и СОР основываются на критериальном оценивании знаний, умений и навыков, что исключает субъективный подход со стороны оценивающего.

“Критерий – это составляющая стандарта. Если ученик знает критерий, он знает, как достичь стандарта темы, раздела. Критерии, в свою очередь, расшифровываются дескрипторами, прописанными в каждой суммативной работе. При грамотно составленной СОЧ и СОР ребёнок может самостоятельно оценить качество своей работы, что является одной из целей современного подхода к обучению. Любой результат промежуточного оценивания – это рекомендация, какой критерий нужно подтянуть. Своего рода обратная связь. Чем конкретнее представлены критерии оценивания, тем лучше учащийся будет понимать, что ему нужно сделать для успешного выполнения задания”, – пояснила она.

Обновлённое содержание образования нужно для развития функциональной грамотности, чтобы ребёнок мог применить полученные знания, в том числе и во время этих контрольных работ. “Он не должен готовиться, заучивать – это противоречит программе”, – считает заместитель директора департамента дошкольного и среднего образования МОН РК Зейнеп Максутова.

Несмотря на то, что ученик оценивается только посредством СОР и СОЧ, учителя продолжают ежедневно вести работу, поощряя успехи учеников смайликами и бабочками.

“Педагог каждый день смотрит, наблюдает за развитием ребёнка, за тем сколько знаний он получил, как он ориентируется на уроке. То есть итоги подводятся после каждого урока. Это не влияет на СОР И СОЧ, это для учителя и ученика, для того чтобы они знали к чему они пришли и к чему нужно стремиться”, – объяснила Зейнеп Максутова.

За правильную организацию и проведение СОР и СОЧ учитель несёт непосредственную ответственность, потому что именно учитель планирует свой урок.

“Никакого рейтинга школ нет. Мы стараемся сделать всё, чтобы разгрузить максимально учителей, чтобы они занимались только учебным процессом”, – подчеркнула Зейнеп Максутова.

Новая система оценивания позволяет формировать у обучающихся способность контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей, считает заместитель директора департамента дошкольного и среднего образования.

По данным МОН, проведение СОР и СОЧ на психическое и эмоциональное состояние детей не влияет. “Видимо, родители сами входят в депрессию, потому что больше вмешиваются, не понимают. Они не обучались по этой программе им тяжело. Дети больше знают и воспринимают”, – отмечает Зейнеп Максутова.

Успешность внедрения обновленного содержания образования и критериального оценивания подтверждают данные диагностического тестирования обучающихся первых классов в 30 пилотных (обучающихся и оценивающийся по новой системе) и 16 контрольных школ (по старой) отметили в Министерстве образования и науки РК.

Тестирование проводилось в начале учебного года и по его окончании. Учитывая то, что обучение и оценивание учеников пилотных и контрольных школ проводилось по разным методикам, все итоги срезов для успешного сравнения были переведены в баллы, уточнили в ведомстве.

“В начале года средний балл учеников пилотных школ составил 112,6, что на 5,9 баллов ниже среднего балла учеников, обучающихся по старой программе (118,5 балла). По итогам учебного года средний балл обучающихся пилотных школ составил 137,7 балла, что на 7,3 балла выше среднего балла обучающихся контрольных школ (130,4). При этом учащиеся пилотных школ по итогам года показали более значимый прогресс среднего балла (+24,8 балла), чем обучающиеся контрольных школ (+11,9 балла)”, – уточняется в отчёте мониторинга.

Результаты учеников третьих классов пилотных школ также значительно преобладают над результатами контрольных. Так, по итогам учебного года учащиеся 3 класса показали более значимый прогресс среднего балла (+38,5 балла), что в два раза превышает показатели контрольных школ (+19,7 балла). Такое преобладание отмечается в разрезе всех показателей: язык обучения, типы школ, местности и другое.

Читайте также:  Как спросить у девушки какие ей нравятся цветы

Почему критериальной системой оценивания недовольны родители и учителя?

По мнению депутата Мажилиса Парламента РК, почётного работника образования РК Ирины Смирновой, введённые СОЧи и СОРы не до конца продуманы. Одна из недоработок МОН РК в том, что контрольные работы могут проводиться в один день по всем предметам.

“Любое оценивание, тем более, когда все привыкли к тому, что оценка решает очень многое, ведёт к тому, что все зацикливаются, а что ты там получил. Ребёнок находится в стрессе, когда у него постоянно идут СОЧи и СОРы. Это сложно не только для ребёнка, но и для понимания родителей. Они не понимают, для чего нужно домашнее задание, если оно не оценивается, никуда не вносится”, – отметила она.

Помимо этого, проверка большого количество работ, а иногда, по словам Ирины Смирновой, из-за совпадения срезов их бывает по 200 сразу, учитель перегружен.

“Из-за маленькой заработной платы, учитель вынужден брать как минимум 1,5 ставки, чтоб просто выжить. А когда у него 1,5 ставки, то соответственно очень много проверок СОЧ и СОР. Он должен выставить результаты СОЧ и СОР в тот же день, как он их провёл. Но если у него в день семь параллелей, где в каждом классе по 30 человек в лучшем случае, это 200 тетрадей. Он будет днём и ночью проверять эти работы, потом их выставлять, он сможет там написать в чём проблема у этого ребёнка? Что он не усвоил? Не сможет физически”, – считает депутат.

Ещё один пробел в работе новой системы СОРов и СОЧей – оценивание отсутствующих на контрольных учащихся. По словам Ирины Смирновой, из 200 человек аттестуемых вполне возможно, что 12 болеет. Однако пробелов в системе быть не должно и учитель вынужден бегать за школьником, пока тот не сдаст все экзамены.

“В СОЧ и СОР не должно быть дырок, должны быть выставлены оценки, знания каждого ребёнка должны быть изучены. Учитель должен встретиться с этими 12 отсутствующими учениками, а на этих учеников, когда они пришли в школу набрасываются все учителя всех предметов, для того чтобы сдать СОЧ и СОР. Теперь учителя вместе с этими детьми составляют расписание, когда эти дети могут написать СОЧ и СОР. Эти 12 человек встречаются с каждым учителем по согласованному расписанию, и эта деятельность учителю не оплачивается”, – пояснила она.

Несмотря на то, что Министерство образования и науки требует своевременного заполнения электронного журнала “Кунделик”, неполадки на сайте не всегда позволяют уложиться в срок. В ведомстве не учли, что при одновременном заполнении “Кунделик” начинает зависать.

“Оценки за СОЧ и СОР нужно выставлять в “Кунделик” в тот же день, когда была проведена контрольная. Если вдруг учитель не успеет, то в программе будет пробел, и этот урок не будет засчитан при начислении заработной платы. Учителя утверждают, что “Кунделик” очень часто виснет потому, что все учителя заполняют СОЧ и СОР практически в одно время. Помимо этого, в некоторых школах интернет и вовсе отсутствует”, – подчеркнула Ирина Смирнова.

Все эти моменты вызывают протест у учителей, родителей и школьников. Однако депутат считает, что, несмотря на все недопонимания, предлагаемая новая система оценки, когда оцениваются функциональные знание учащихся, применение на практике, возможность анализировать, способность к синтезу и анализу – это хорошее движение.

“Министерство должно увидеть в учителях, в родителях и детях своих добрых друзей и услышать их голос, не как голос критиков, которые хотят убрать и избавиться. МОН РК должно понять, что нужно сделать для того, чтобы работа шла комфортно и всем было понятно, что делать”, – отметила она.

По мнению эксперта Асем Дитч, новая система оценивания, безусловно, лучше старой пятибалльной системы. Однако, по её мнению, для казахстанского общества сейчас СОР и СОЧ проблема.

“Проблема прежде всего от неготовности учителей и родителей принять новую реальность. Ведь не секрет, что не все педагоги осмыслили суть суммативного и формативного оценивания, некоторые даже умудрились превратить эти два мощных инструмента помощи детям в жёсткий экзамен. Уже более пяти лет МОН РК организовывает курсы повышения квалификации учителей, где отрабатываются самые мощные педагогические методики мира, например, Кембриджского университета. Я считаю, что необходимо вводить подобные курсы для родителей. Пока сознание казахстанского общества сфокусировано на оценке как приоритете в образовании, пока мы будем с тоской вспоминать старые учебники и вздыхать о диктантах, наши дети не станут более подготовленными к жизни”, – сказала она.

Пятибалльная система оценивания: что с ней не так?

В МОН считают, что пятибалльная система оценивания, традиционная в Казахстане, уже не соответствует современным запросам и системам образования.

Недостатки пятибалльной системы оценивания:

  • достижения школьников сравниваются с результатами других учащихся;
  • школьники и родители не понимают, по каким критериям оцениваются учебные достижения;
  • пятибалльная система не даёт точного представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы;
  • нет обратной связи между учителем и учеником.

“Почему-то все наши родители, общество привыкли работать на оценки и заранее своего ребёнка настраивают на то, что он должен принести какую-то отметку. Родители судорожно за этим следят, на самом деле это неправильно. Новая обновлённая программа направлена на получение знаний, а не оценок”, – пояснила заместитель директора департамента дошкольного и среднего образования МОН РК Зейнеп Максутова.

Пятибалльная система не всегда была объективной и разрушала мотивацию к дальнейшей учёбе, призналась она. Депутат Ирина Смирнова также считает пятибалльную систему оценивания несовершенной.

“Когда мы привыкли в течение длительного времени к одной форме оценки и когда вводится другая, совершенно противоположная, конечно, это воспринимается в штыки. Когда мы оценивали баллами от 1 до 5, то два бала мы практически не использовали это 1 и 2. По сути мы все знания учащихся оценивали тремя оценками 3,4,5. Когда ввели ЕНТ, это было около 14 лет назад, то весь перекос образования пошёл в ту сторону, что всё надо вызубрить, не надо ни о чём думать, просто вызубрить. Поэтому во главу угла стала зубрёжка, что сегодня просто неприемлемо, сегодня вызубрить всё невозможно. Сегодня всё надо понимать”, – отметила она.

СОРы и СОЧи в основном тяжело даются тем детям, которые раньше получали хорошие оценки с помощью заучивания, отмечают учителя и директора школ. Вместе с тем троечники и хорошисты при новом подходе оценивания зарабатывают хорошие баллы. Депутат Смирнова считает, что снова возвращаться к старой системе оценивания – это неправильно.

“Тремя баллами оценить всё достаточно сложно, там нужно либо бальную шкалу увеличивать до 10-15, чтоб как-то оценивать, либо другие формы. Вот другая форма нам предложена”, – отметила она.

По словам Зейнеп Максутовой, в Казахстане была выбрана система оценивания, которая уже была апробирована в Назарбаев интеллектуальных школах совместно с Международным экзаменационным советом Кембриджского университета. Также система была апробирована в 30 пилотных школах страны. Сторонники новой системы оценки знаний выделяют у неё следующие плюсы?

  • соответствует предметным учебным целям и не зависит от настроения учителя, предоставляет чётко сформулированные уровни достижения;
  • делает оценивание более прозрачным и понятным для всех участников образовательного процесса (учеников, родителей, учителей);
  • способствует развитию навыков самооценивания;
  • воспитывает ответственность учащихся за результат своего труда;
  • способствует росту мотивации к обучению и повышает качество образования.

“Внедрение системы критериального оценивания учебных достижений направлено на развитие обучающегося, повышение его интереса и мотивации к обучению. В современной школе пятибалльная система оценивания не позволяет проследить объективности отметок”, – отметила Зейнеп Максутова.

Что будет с новой системой критериального оценивания в Казахстане?

В 2020-21 учебном году в Казахстане завершат полный переход на обновлённое содержание и на новую систему оценивания. По словам заместителя директора департамента дошкольного и среднего образования МОН РК Зейнеп Максутовой, возможно, система будет совершенствоваться с учётом замечаний, но точно не изменится кардинально.

“Систему оценивания можно усовершенствовать, сделать многофункциональной, но принцип и механизм должны остаться прежними. Новая система должна давать возможность определить, насколько успешно ученик освоил учебный материал или сформировал практические навыки; показывать динамику успехов учащихся в различных сферах познавательной деятельности; иметь в основе механизм поощряющий, развивающий, способствующий самооцениванию учащихся; предусмотреть связи “учитель – ученик”, “родитель – классный руководитель”, “администрация – педагогический коллектив”. Это обеспечит системный подход к формированию учебного процесса, а, значит, и его целостность”, – пояснила она.

Поделиться:

Читайте новости без рекламы. Скачайте мобильное приложение informburo.kz для iOS или Android.

Использование формативного и суммативного оценивания в учебном процессе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе изучения учебной темы учителя регулярно собирают информацию о том, что и как изучают все их ученики. Они осуществляют мониторинг обсуждений в малых группах, наблюдают за учениками, вовлеченными как в структурированную так и не в структурированную деятельность, задают вопросы в процессе работы с учениками. Такое постоянное оценивание, которое происходит до и в ходе изучения учебной темы, называется формативным оцениванием. Учителя используют результаты данного оценивания для внесения изменений в педагогический процесс и акцентируют внимание учеников на выполнении задач проекта. Если учителя регулярно привлекают учащихся к сбору и изучению такой информации, они могут помочь ученикам стать самостоятельными и независимыми.

Просмотр содержимого документа
«Использование формативного и суммативного оценивания в учебном процессе»

Использование формативного и суммативного оценивания в классе

В ходе изучения учебной темы учителя регулярно собирают информацию о том, что и как изучают все их ученики. Они осуществляют мониторинг обсуждений в малых группах, наблюдают за учениками, вовлеченными как в структурированную так и не в структурированную деятельность, задают вопросы в процессе работы с учениками. Такое постоянное оценивание, которое происходит до и в ходе изучения учебной темы, называется формативным оцениванием. Учителя используют результаты данного оценивания для внесения изменений в педагогический процесс и акцентируют внимание учеников на выполнении задач проекта. Если учителя регулярно привлекают учащихся к сбору и изучению такой информации, они могут помочь ученикам стать самостоятельными и независимыми.

Суммативное оценивание, которое проводится в конце изучения учебной темы или по завершении проекта, позволяет определить основные учебные проблемы с тем, чтобы более эффективно решать их при изучении последующих тем с другими группами учеников. Ученики могут выявить проблемные вопросы и определить цели для последующего изучения.

Формативное и суммативное оценивание может использоваться для достижения ряда целей. В таблице ниже указаны пять целей оценивания, а также объясняется, почему важна каждая цель. Существуют различные стратегии оценивания для достижения каждой цели. Следование им поможет учителям собирать информацию об учениках и развивать понимание учениками процесса своего собственного учения. Основным фактором стратегии эффективного оценивания является понимание следующих вопросов:

Почему используются различные стратегии?

Когда использовать такие стратегии оценивания?

Каким образом данные стратегии оценивания могут быть структурированы?

Что делать с результатами?

Руководство по разработке и использованию различных методов оценивания
Данные стратегии оценивания содержат информацию для учителей и учеников. Каждая стратегия содержит уникальные методы и инструменты. Ключевое значение имеет понимание различных целей стратегий оценивания, того, как может быть построено оценивание и того, что можно делать с результатами оценивания. Все стратегии оценивания могут быть разбиты на 5 основных типов. Не обязательно использовать все методы каждого типа, но необходимо включать все типы оценивания в план оценивания.

1.Стратегии для определения потребностей учеников
2. Развитие самостоятельности и взаимодействия
3.Стратегии наблюдения за процессом
4.Стратегии проверки понимания и поддержки метапознания
5.Стратегии, доказывающие понимание и умения

Определение потребностей

Эти стратегии используются до начала обучения для определения базового опыта учеников, их навыков, наклонностей и трудностей. которые они испытывают. Эти стратеги помогают оценить уровень знаний учеников и построить связь между тем, что они уже знают и тем, что им предстоит узнать.

Ученики привлекают к каждой новой теме разнообразие опыта, способностей и интересов. Понимание предварительных знаний и предварительного понимания учениками изучаемого предмета помогает учителю построить обучение так, чтобы избежать непонимания.
В следующей таблице перечислены методы, цели и инструменты, которые используются для выявления потребностей учеников Ссылки обеспечивают дополнительную информацию и специальные примеры.

Метод оценивания

Когда используется

Изучение работы учеников

Изучение работ учеников показывает степень понимания ими учебного материала, уточняет ожидания обучения от учеников, и дает возможность оценить качество ранее изученных задач.

Прежде чем планировать проект ознакомьтесь с работами учеников и спросите: Какие навыки, знания и понимание показали ученики в этих работах? Каковы доказательства? Какие заблуждения мы видим? На какие шаблоны и направления можно обратить внимание?

Примеры работ и оцениваний разных учеников

Примеры от одного ученика

Карты знаний позволяют получить графическое представление о понимании учеников концепций и его мыслительных процессах

В начале проекта извлекайте из учеников информацию, используя карты знаний. Дайте возможность каждому ученику в ходе проекта работать с индивидуальной картой знаний

Знаю-Интересуюсь-Умею (З-И-У) схемы

Таблицы З-И-У обеспечивают ученикам возможность о том, что они уже знают, отмечать, что они хотят узнать и в заключение отмечать, что они уже узнали, и что осталось неузнанным. Они позволяют ученикам устанавливать личные связи с изучаемым материалом до начала работы.

Используются в начале проекта, в ходе обсуждений и в личных дневниках.

Тема в заголовке бумажного листа или электронной доски

Стратегия Думать-Объединяться-Делиться просит учеников в начале обдумать вопрос, затем в паре с другим учеником обсудить возможные ответы на вопрос, а затем представить свои идеи всему классу для общей пользы. Это помогает ученикам организовать свои предварительные знания и выдвинуть новые идеи.

Используется в начале проекта и в рамках обсуждения в классе.

Вопрос или подсказка

Форма для записи обобщений и вопросов

Ученики придумывают темы и идеи, связанные с заданной темой и связывают эти идеи с предварительными знаниями и новыми возможностями.

Используется в начале проекта, ходе обсуждений, индивидуально и в малых группах.

Тема в заголовке бумажного листа или электронной доски

2. Развитие независимого ученика

Эти стратегии используются для того чтобы оценить способность учеников брать на себя ответственность за собственное обучение, навыки межличностного общения, создания работы высокого качества, понимание обратной связи и оценивания работ сверстников.


Важнейшей целью образования является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. Это особенно важно в 21 веке, когда технологии быстро меняются и постоянно приходится учиться и переучиваться. Самостоятельные ученики эффективно планируют свое время и выполняют задания без напоминания. Они знают, как определить и использовать ресурсы и средства. Они берут на себя риск самостоятельных действий и учатся на своих ошибках.

Исследования показывают, что в классах, где были запущены процессы самостоятельного обучения учеников, появляются ученики нового типа, которые хотят пробовать новые стратегии и новые вещи (Garrison, 1997), рассматривают проблемы как интеллектуальный вызов и наслаждаются учебой (Taylor, 1995). Тейлор обнаружил, что ученики в этих условиях мотивированы на устойчивое, независимое, целенаправленно и самостоятельное обучение. Все эти качества поддерживают навыки 21 века, которые необходимы для успешной деятельности в будущем.

В следующей таблице перечислены методы, цели и инструменты, которые используются для развития навыков самостоятельности и совместной деятельности. Ссылки обеспечивают позволяют перейти к дополнительной информации и специальным примерам.

Метод оценивания

Когда используется

План проекта помогает ученикам чувствовать ответственность за свое обучение. Ученики определяют цели, вырабатывают стратегии для их достижения, создают временной график работы, определяют критерии оценивания.

Используется на вводной конференции с учениками перед проектом. Помогайте ученикам создать свои собственные планы и анализируйте их на возможность исполнения.

Напоминания и подсказки

Самооценка и Рефлексия

Самооценивание и рефлексия дают ученикам возможность оценить собственный прогресс, свои мысли и учебу, и методы их улучшения.

Используются в проекте устно, в ходе встреч, или же в письменной форме.

Напоминания и подсказки

Обратная связь от сверстников

Отзыв сверстников помогает ученику увидеть внутренние качественные характеристики своей работы, через оценивание работ других участников.

Используется в проекте в обсуждениях или для заключительного представления.

Листы оценок или рубрик

Напоминания и подсказки

Наблюдение за работой групп позволяет оценить навыки совместной деятельности

Используется в проекте – записи, контрольные листы, подсказки, когда группа работает над выполнением задачи Ученики оценивают групповую работу используя рефлексию и контрольные листы.

3. Наблюдение процессов

Эти стратегии помогают учащимся сохранить нацеленность на выполнение учебного проекта. Ученики в большей степени управляют своими действиями, если у них есть методы и инструменты, которые помогают им оценить свое продвижение в решении неоднозначных открытых задач. Эти стратегии помогают определить случаи, в которых ученикам нужна дополнительная поддержка или дополнительные учебные инструкции. Многие из этих инструкций содержат методы документирования прогресса обучения.

Учителя наблюдают за ходом работы своих учеников и собирают информации о процессах обучения, когда ученики работают над проектами. На основе этой информации, преподаватели могут помогать ученикам преодолевать заблуждения и решать другие учебные проблемы.

Когда данные оценивания продвижения учеников собираются вовремя, обеспечивая обратную связь, ученики в большей степени контролируют свое обучение, обращаясь к конкретным проблемным областям. Исследования показывают, что учащиеся получают наибольшую пользу, когда отзывы конкретны и сосредоточены на задачах и путях улучшения работы (Black & Wiliam, 1998).

Читайте также:  Как проверить в розыске ли человек

В следующей таблице перечислены методы, цели и инструменты, которые используются для наблюдения процессов работы. Эти методы помогают учащимся и ученикам сохранить нацеленность на выполнение учебного проекта. Они помогают ученикам быть более самостоятельными при выполнении открытых задач. Они помогают учителям знать, когда и где учащиеся нуждаются в помощи и дополнительных инструкциях. Многие из этих методов содержат способы документирования прогресса обучения. Ссылки обеспечивают дополнительную информацию и специальные примеры.

Метод оценивания

Когда используется

Неформальные наблюдения и интересные случаи

Записи наблюдений поддерживают корректировку обучения и основания для заключительного оценивания .

Используйте записи в ходе всей работы над проектом.

Записисобираются в личной или групповой папке

Контрольные листыпомогают удерживать внимание на ожидаемом поведении

Файл статистики работы учащегося

Записи – краткие регулярные добавления в дневник или журнал проекта или короткие формы, которые заполняются по заданным направляющим подсказкам.

Обсуждаются в ходе проверки работы над проектом, в ходе встреч и конференций по проекту.

Напоминания и подсказки

Контрольный перечень прогресса работы

Проверочный лист продвижения по проекту необходим, когда проекты требуют от учеников соответствия требованиям проекта и его расписанию.

Используется в ходе встреч команды проекта или на конференциях. Ученики используют его для наблюдения прогресса в своей работе.

Проверочный лист с основными событиями, датами и стадиями утверждения проекта.

Отчеты по выполнению проекта

Отчеты по продвижению проекта помогают ученикам записывать свое продвижение и пояснять новые моменты в понимании изучаемого материала. Отчет может быть черновик проекта или обзор данных.

Используется на ключевых этапах проекта, таких как представление наброска или первого варианта проекта.

Напоминания и подсказки

Встречи и конференции проекта

Встречи в ходе проекта служат подтверждению готовности учеников к переходу на следующую ступень в работе над проектом. Используется для контроля продвижения по проекту, распределения и подтверждения обязательств в групповой работе, планирования следующих шагов.

Проводите короткие встречи и индивидуальные консультации в ходе всего проекта.

Расписание, Цели и формы работы

4. Контроль понимания и метапознания

Эти стратегии контролируют развитие понимания учениками учебного материала вы ходе выполнения проекта Ученики используют их и для размышления о способах своей учебы Одни и те же методы могут быть использованы для достижения обеих целей, но важно обеспечивать учеников ясными вопросами и подсказками о том, как они учатся и что они изучают.

Метапознание или «размышление о мышлении» отсылает нас к ментальным процессам, контролирующим и регулирующим то как мы думаем. Метапознание особенно важно в проектной деятельности, поскольку ученики должны принимать решение о выборе стратегий и о том как их использовать. Исследования Морзано (*Marzano’s 1998) 4000 различных учебных мероприятий показали, что наиболее эффективными для улучшения обучения были те, которые были направлены на процессы размышления учеников о процессах своего мышления и на то, как ученики осознают себя учащимися.

В следующей таблице перечислены методы, цели и инструменты, которые используются для проверки понимания и побуждения к метапознанию. Одни и те же методы могут быть использованы для достижения обеих целей, но важно вопросами и подсказками помочь ученикам думать о том, как они учатся. Ссылки обеспечивают дополнительную информацию и специальные примеры.

Метод оценивания

Когда используется

Журналы – развернутые записи, которые ученики создают в ответ на наводящие вопросы. В дополнение к рефлексии наводящие вопросы помогают выявить специальные навыки мышления, важные для данного проекта.

Используются в ходе проекта, в ключевых точках развития проекта и в конце проекта.

Подсказки и наводящие вопросы

Журнал обзора проекта

Видео и фото журналы

В этих журналах собраны видео документы о развитии проекта, действиях, обсуждениях, или демонстрация навыков и умений.

Используется в ходе проекта, но могут быть включены в заключительный продукт или представление.

Наброски последовательности фотографий

Расписание видео записей

Структурированное интервью и наблюдения

Формальные интервью с отдельными учениками или группами учеников планируются для проверки их понимания учебного материала. В ход интервью ставятся вопросы, отвечая на которые, ученики объясняют и приводят основания своего понимания. Структурированные наблюдения похоже на интервью, но предназначены для оценки навыков и умений. Наблюдения могут выполняться как учителем так и учениками.

Используйте интервью и наблюдения в ходе всего проекта.

Вопросы для проверки

Вопросы позволяют ученикам выразить свои идеи и мысли, дает им возможность подумать об объяснениях других учеников. Используется для определения сложностей, оценивания понимания учениками изучаемого материала и для пересмотра обучения, в случае необходимости.

Используется в ходе всего проекта, часто в работе группы или общего обсуждения.

Письменные и устные тесты и викторины

Тесты и викторины служат прямыми доказательствами приобретения знаний и понимания.

Используются в ключевых точках развития проекта и в конце проекта.

Вопросы тестов и викторин

5. Доказательства понимания и умения

Эти стратегии оценивают знания и навыки в конце проекта. В этой категории представлены два типа стратегий:
– Продукты и представления

– Портфолио и ученические конференции

Продукты – это материальные вещи, которые создают ученики. Иногда эти вещи называют артефактами. Представления – это вещи, которые ученики делают и представляют. Портфолио – это коллекции продуктов и представлений, в которых отражены усилия учеников, их прогресс и достижения. Ученическая конференция – это событие, в ходе которого ученики обсуждают свои портф

В следующей таблице перечислены и представлены методы, цели и инструменты, которые используются для доказательства понимания и владения навыками. Ссылки обеспечивают дополнительную информацию и специальные примеры. Дополнительные рубрики и бланки оценок для продуктов и представлений находятся в приложенииОценивание проектов.

Метод оценивания

Когда используется

Продукты это – вещи, созданные учениками и отражающие то, чему они научились. (Примеры в расположенной ниже таблице.)

Часто завершаются в конце проекта, но это зависит от продукта и продолжительности проекта.

Листы критериев или оценок

Презентации, публикации, страницы или события, разработанные студентами и призванные показать то, чему они научились. (Примеры в расположенной ниже таблице).

Часто представляются в конце проекта, но это зависит от продукта и продолжительности проекта.

Листы критериев или оценок

Портфолио позволяет оценивать продвижение учеников, процесс и представления в течение проекта.

Здесь собраны работы и размышления, сделанные в течение проекта, семестра или учебного года.

Листы критериев или оценок

Вопросы на осмысление

Ученические конференции, на которых ученики берут на себя ответственность за организацию и обсуждают свою учебу, рассматривая задачи, работы, бланки самооценки. Обычно ученические конференции проходят с участием родителей.

Планируйте конференции на начало года, чтобы помочь ученикам установить цели, а также проинформировать родителей о своих ожиданиях, и на завершение проекта или учебного года, чтобы показать рост учеников.

Что такое суммативное оценивание в школе

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМАТИВНОГО И СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ПО ПРОГРАММЕ ОБНОВЛЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Шайхиева Динара Ербулатовна

учитель начальных классов, средняя общеобразовательная школа № 26, г . Уральск

Обновление содержания образования – одна из главных задач современного общего образования в Республике Казахстан. Наряду с предметными знаниями ставится вопрос о формировании универсальных способов мышления и деятельности учащихся. Эти умения позволили бы выпускникам школ быть успешными в самоопределении, находить себя в профессиональной сфере и целенаправленно строить жизненные планы. В процессе обучения в современной начальной школе весьма важно научится получать не готовые знания, а самому находить пути решения проблемных задач [1].

Профессиональная педагогическая деятельность на современном этапе рассматривается как процесс решения многообразных и разноплановых задач, направленных на взаимное обогащение личности педагога и обучающегося в результате взаимодействия. Эффективность решения образовательных задач определяется многими факторами, в том числе системой оценивания знаний учащихся, которая является необходимым этапом процесса решения педагогической задачи. В связи с этим критериальное оценивание становится инструментом профессиональной деятельности современного учителя начальных классов, обеспечивающим его успешность.

Внедрение системы критериального оценивания требует внесения изменений в действующую практику оценивания учебных достижений обучающихся начальных классов общеобразовательных школ, что позволит обеспечить качество процедур оценивания, их соответствие международным стандартам и потребностям обучения каждого обучающегося. Система критериального оценивания направлена на развитие личностных качеств обучающегося, повышение его интереса и мотивации к обучению. Для полноценного психолого-педагогического развития и достижения необходимых образовательных результатов важно установить ясные и измеримые критерии оценивания, понятные каждому обучающемуся и их родителям.

Ясная и логичная система критериального оценивания позволяет и учителю, и ученику будут понимать: на какой стадии обучения находится ученик; к чему он стремится в своем обучении; что необходимо сделать, чтобы помочь ему достичь ожидаемых результатов обучения. Соответственно, целью критериального оценивания является получение на основе критериев оценивания объективной информации о результатах обучения учащихся и предоставление всем заинтересованным участникам для дальнейшего совершенствования учебного процесса.

Важно целостно понимать и ключевые термины данного процесса, такие как дескриптор, само понятие критериальное оценивание, критерии оценивания, формативное и суммативное оценивание, модерация [2].

Дескриптор – характеристика, описывающая действия при выполнении заданий.

Критериальное оценивание – процесс соотнесения реально достигнутых обучающимися результатов обучения с ожидаемыми результатами обучения на основе выработанных критериев.

Критерий оценивания – признак, на основании которого проводится оценка учебных достижений обучающихся.

Формативное оценивание – вид оценивания, который проводится непрерывно, обеспечивает обратную связь между учителем и обучающимся и позволяет своевременно корректировать учебный процесс.

Суммативное оценивание – вид оценивания, который проводится по завершении разделов/сквозных тем учебных программ, определенного учебного периода (четверть/триместр, учебный год).

Модерация – процесс обсуждения работ обучающихся по суммативному оцениванию за четверть с целью стандартизации выставления баллов для обеспечения объективности и прозрачности оценивания.

Процесс критериального оценивания в начальных классах основан на следующих 5 принципах:

1. Принцип ясности и доступности: оценивание предоставляет понятную и прозрачную информацию, повышает вовлеченность и ответственность всех участников образовательного процесса.

2. Принцип направленности на развитие, когда результаты оценивания определяют направление развития системы образования начальной школы, учителей и учащихся начальных классов.

3. Принцип взаимосвязи обучения и оценивания, так как оценивание является неотъемлемой частью обучения и непосредственно связано с целями учебной программы и ожидаемыми результатами.

4. Принцип объективности, достоверности и валидности. Оценивание должно предоставляет точную и надежную информацию, используемые критерии и инструменты должны всесторонне количественно и качественно оценивают достижение целей обучения и ожидаемых результатов.

5. Принцип непрерывности. Оценивание является непрерывным процессом, позволяющим своевременно и систематически отслеживать прогресс учебных достижений учащихся начальных классов, для своевременного принятия решений по оптимизации учебного процесса.

Основными видами критериального оценивания учащихся начальных классов являются формативное и суммативное оценивание [3].

Формативное оценивание является неотъемлемой частью процесса обучения при обновленном содержании образования, проводится регулярно учителем начальных классов в течение всей четверти. Оно обеспечивает непрерывную обратную связь между учеником начального класса и учителем без выставления баллов и оценок. Это позволяет ученику имеет право на ошибку и ее исправление. Формативное оценивание позволяет определить возможности учащихся, выявить трудности, помочь в достижении наилучших результатов, своевременно корректировать учебный процесс.

В повседневной практике формативного оценивания используются ряд методов для измерения уровня усвоения, прогресса обучающихся такие как: «Сигналы рукой», «Одноминутное эссе», «Светофор», «Речевые образцы», «Трехминутная пауза», «Словесная оценка», «Индекс карточки для обобщения», опросы и др. Методы формативного оценивания используются на разных этапах урока, как в процессе объяснения темы, выполнения заданий, так и во время предоставления обратной связи учениками.

Методы формативного оценивания эффективно используются при организации индивидуальной, парной и групповой работы. Формативное оценивание в индивидуальной работе предоставляет возможность ученику начального класса (включая первоклассника) осмыслить результаты собственной учебной работы, почувствовать себя «создателем» своего обучения, повысить мотивацию и ответственность за полученные результаты [4]. При формативном оценивании в индивидуальной работе учителю начальных классов необходимо систематически наблюдать за деятельностью детей и фиксировать промежуточные результаты, обращая внимание, как на положительные стороны, так и на недостатки работ. Следует помнить, что обсуждение результатов индивидуальных работ важно проводить непосредственно с самим учеником с предоставлением ему возможности высказать собственное мнение.

Парная работа является одной из эффективных форм формативного оценивания на уроках в начальных классах. Так, учителем может оцениваться как общая работа в паре, работа пар друг с другом, так и работа внутри пары. При таком взаимодействии активно формируется саморегулируемое поведение, навык рефлексия и взаимопомощь вне зависимости от уровня подготовленности обучающихся. При организации парной работы ученикам младших классов важно объяснить, что они несут равную ответственность за выполнение задания и его результат. Соответственно повышается согласованность их действия и взаимодействий друг с другом, происходит обмен мнениями и конструктивная обратная связь.

Во время формативного оценивания групповой работы учитель начальных классов наблюдает и слушает обсуждения учеников в каждой группе, контролирует работу всех групп и каждого отдельного ученика.

Рефлексивным этапом формативного оценивания является анализ итогов и результатов работ учащихся. Учитель начальных классов должен систематически проводить анализ результатов наблюдения на протяжении всего процесса обучения. Для этого он может использовать специально разработанные листы наблюдения для проведения более детального анализа результатов формативного оценивания. Анализ результатов формативного оценивания позволяет получить информацию о трудностях, с которыми столкнулись ученики, и принять решения о необходимых мерах по их преодолению. Например, анализ результатов проверочных работ позволит выявить:

– группы детей, для которых определенные задания представляют сложность;

– отдельных учеников, испытывающих трудности по теме, разделу;

– наиболее трудные, проблемные для детей вопросы, задания, темы.

Следующий вид – это суммативное оценивание, проводится для предоставления учителям начальных классов, ученикам и их родителям информации о прогрессе ребенка по завершении разделов/сквозных тем учебных программ и определенного учебного периода (четверть/триместр, учебный год) с выставлением баллов и оценок. Это позволяет определять и фиксировать уровень усвоения содержания учебной программы за определенный период.

Суммативное оценивание проводится для определения и фиксирования уровня усвоения содержания учебной программы за определенный период обучения. В процессе фиксирования осуществляется сбор доказательств, демонстрирующих знания и навыки обучающихся согласно содержанию учебной программы. Суммативное оценивание проводится в течение четверти (суммативное оценивание за раздел/сквозную тему), в конце четверти (суммативное оценивание за четверть) и по завершении уровня образования (основное среднее, общее среднее).

Решение о баллах/уровнях/оценках по результатам суммативного оценивания принимается учителем в соответствии с критериями оценивания.

Для оказания помощи учителю в принятии объективного решения относительно каждого обучающегося к заданиям суммативного оценивания за раздел/сквозные темы разрабатываются дескрипторы, для суммативного оценивания за четверть используются схемы выставления баллов.

Информация по результатам суммативного оценивания, как и формативного оценивания, может быть использована для планирования, коррекции и проведения анализа процесса обучения [5]. Методическому объединению по предмету рекомендуется составить «План суммативного оценивания» на учебный год с указанием периодов, методов, контрольных заданий по всем видам суммативного оценивания

Общее описание уровней учебных достижений обучающихся представлено в таблице 1.

Таблица 1 – Описание уровней учебных достижений учащихся начальных классов

– демонстрирует элементарные знания и понимание предметных терминов и понятий;

– выполняет простые задания и следует процедурам выполнения в соответствии с прямыми указаниями;

– формулирует простые выводы на основе различных форм представления информации (таблицы, графики и диаграммы);

– распознает шаблоны в простых заданиях.

– демонстрирует достаточное знание и понимание предметных терминов и понятий;

– выполняет типичные задания и умеет успешно применять знания в знакомых и некоторых незнакомых ситуациях

– обобщает информацию и формулирует выводы с частичным обоснованием, может приводить аргументы к полученным результатам;

– распознает шаблоны в типичных заданиях, предлагает и использует стандартные пути решения;

– интегрирует знания, умения и навыки из других областей учебной программы для решения фиксированного набора задач.

– демонстрирует глубокие знания и понимание предметных терминов и понятий;

– выполняет сложные задания и успешно применяет знания в широком диапазоне ситуаций;

– обобщает информацию из различных источников и формулирует выводы с полным обоснованием, приводит четкие, логически последовательные аргументы к полученным результатам;

– распознает шаблоны в сложных заданиях, предлагает и использует альтернативные и нестандартные пути решения;

– интегрирует знания, умения и навыки из других областей учебной программы для решения широкого спектра задач, использует различные стратегии, оценивает значимость и обоснованность полученных результатов.

При ознакомлении детей и их родителей с результатами суммативного оценивания за раздел/сквозную тему предоставляется рубрика с пометками об его уровне учебных достижений.

Следующим этапом суммативного оценивания учебных достижений учащихся начальных классов является модерация. Модерация предназначена для обсуждения учителями результатов суммативных работ детей за четверть с целью стандартизации оценивания. Для проведения модерации создается комиссия из числа учителей начальных классов, работающих в одной параллели. Они обсуждают предварительное оценивание работ по определенному предмету, чтобы обеспечить единое понимание схемы выставления баллов учителями. Председателем модерации может быть как руководитель методического объединения, так и любой учитель-предметник.

Необходимые условия для проведения успешной модерации – это культура сотрудничества, открытая и прозрачная коммуникация, конструктивная обратная связь и профессиональная поддержка в коллективе.

Результаты формативного и суммативного оценивания используются учителями начальных классов для планирования учебного процесса, рефлексии и совершенствования собственной методики преподавания.

Ссылка на основную публикацию