Как выбрать компьютер для учебы: в школу и институт
Первое сентября все ближе. Это значит, что настало время подумать о покупке компьютера на следующий учебный год. Как бы вы ни относились к Интернету или видеоиграм, сложно отрицать, что стационарный компьютер, планшет или ноутбук способны серьезно помочь в учебе — иногда без них в принципе не обойтись. Но что лучше выбрать и как не прогадать с покупкой? Специально для этого мы подготовили масштабную инструкцию о том, как правильно подобрать компьютер для учебы.
Тип компьютера
Перед покупкой в первую очередь важно выбрать правильный тип устройства — это далеко не такой однозначный вопрос, как можно подумать. Мы вкратце расскажем о плюсах и минусах каждого варианта.
Моноблоки — это компактные компьютеры, которые соединяют в себе функции системного блока и монитора. Они занимают сравнительно мало места, что делает их неплохим выбором для тесных рабочих пространств, а также зачастую имеют сенсорный экран. В то же время, конструкция моноблока имеет существенный недостаток: заменить устаревший или сломанный компонент будет гораздо труднее, чем на обычном компьютере. Более того, среднестатистические моноблоки зачастую не могут похвастать хорошими техническими характеристиками — ради чего-то достаточно мощного придется значительно переплатить.
Ноутбуки — классическая опция. Функционал полноценного ПК в легкой, транспортабельной форме. Ноутбук станет незаменимым подспорьем для всех, кому предстоит вести много конспектов и регулярно сдавать объемные письменные задания. Таким устройством можно без проблем пользоваться как на занятиях, где оно может работать от батареи, так и дома или в общежитии, где ноутбук всегда можно включить в сеть. Он также не нуждается в специально оборудованном рабочем месте: из-за компактных размеров для работы за ноутбуком подойдет хоть журнальный столик, хоть колени. Но имейте в виду, что ноутбуки — априори более хрупкие гаджеты, чем те же планшеты. Если вы не хотите, в случае чего, платить за дорогостоящий ремонт, пользоваться ими нужно аккуратно. Кроме того, если во время учебы владельцу устройства придется пользоваться ресурсоемкими программами (например, 3D-редакторами для чертежей), то понадобится соответствующе мощный ноутбук — а он гарантированно будет стоить немаленьких денег.
Наконец, стационарные компьютеры — самый универсальный вариант. Они занимают много места и ими можно пользоваться только дома, зато вы можете подобрать каждый компонент системного блока и периферию лично, что не только позволяет настроить устройство под нужды пользователя, но и нередко помогает сэкономить. Стационарные компьютеры также просты в обслуживании и ремонте, но, в отличие от ноутбука, вам придется потратиться на комплектующие, вроде монитора, клавиатуры, мыши и гарнитуры.
Какой из вариантов лучше? Зависит от того, кто и как будет пользоваться компьютером. Скажем, ученикам обычных школ вряд ли пригодится ноутбук: конспектировать уроки они вполне смогут и в тетрадях, а для учебных заданий можно подумать над покупкой недорогого стационарного компьютера. Студентам же, напротив, без ноутбука никуда — возможность работать где угодно (например, в библиотеке) серьезно облегчит им жизнь.
Технические характеристики
Ключевые параметры любого компьютера — это процессор, объем оперативной памяти и видеокарта. Но прежде чем присматриваться к характеристикам, подумайте, как устройство будет использоваться чаще всего. Для текстовых конспектов, сборки презентаций, таблиц и интернет-серфинга не нужно покупать дорогой компьютер, однако, скажем, студентам-технарям скорее всего понадобится мощная машина для чертежей и трехмерного моделирования — за производительность придется доплатить.
- Процессор. Для простейшей работы за компьютером подойдет практически любой CPU, но стоит иметь в виду, что, например, Atom, Pentium, Core i3 и младшие модели Ryzen 3 наверняка начнут тормозить от большого количества вкладок в браузере. Рекомендуем подыскать что-то в районе Intel Core i5 или AMD Ryzen 5 5000 — они не топовые, однако их производительности хватит не только на весь учебный период, но и на работу с графическими редакторами. Для серьезной работы (и, конечно же, для игр) стоит присмотреться к премиальным процессорам: например, к линейкам Ryzen 7/9 или Core i7/i9, но, как правило, их мощность избыточна для школьных задач.
- Оперативная память. Современный стандарт для компьютеров — минимум 8 ГБ оперативной памяти. Такого объема хватит для более менее комфортного интернет-серфинга, работы в большинстве офисных приложений и нетребовательных видеоигр. Можно взять и меньше (4 ГБ), но мы не рекомендуем экономить на оперативке: иначе машина начнет заметно подтормаживать, если вы откроете хотя бы на пару браузерных вкладок больше, чем нужно. Оптимально брать сразу 16 ГБ (двумя разными планками), для серьезной работы — 32 Гб.
- Видеокарта. Если говорить исключительно об учебе, то, опять же, стандартные приложения без проблем будут работать на встроенном в процессор GPU (которые, правда, есть только у Intel и младших Ryzen). Однако если вы планируете использовать компьютер для более интенсивных программ, от игр до всяческих 3D-редакторов, желательно приобрести дискретную видеокарту. Хорошими кандидатами станут GeForce 1660 или 3050: они удовлетворяют современные запросы производительности, но не прожгут в кошельке дыру. Естественно, если компьютер нужен для игр или для серьезной работы с графическими/3D/видеоредакторами, то придется брать более серьезные GeForce 3060, 3070 и 3080.
- Накопитель. Между традиционным HDD и SSD лучше выбрать второй, так как твердотельные накопители обеспечивают повышенное быстродействие системы и быстрые загрузки практически любых приложений. Недостаток лишь в том, что SSD как правило весьма маленькие по объему хранимых данных: советуем подобрать модель емкостью на 500 ГБ. Хотя предпочтительнее поставить два накопителя: SSD на 256 ГБ под операционную систему и HDD на 1 ТБ для хранения данных.
Операционная система
При продаже в сетевых магазинах на собранных компьютерах и ноутбуках чаще всего заранее предустановлена одна из версий Windows — это самая популярная операционная система на данный момент, так что здесь никаких проблем не будет. Если вы вдруг заметите, что заинтересовавшая вас модель поставляется без предустановленной ОС, ничего страшного: вы можете поставить нужную вам операционную систему своими руками дома. На этом вполне можно сэкономить — загрузка операционки в магазинах стоит минимум несколько тысяч рублей.
Диагональ экрана и тип матрицы
Стандартное разрешение 1920 х 1080 (Full HD) подойдет для большинства студентов и школьников, но тем, кто изучает графический дизайн или дисциплины схожего толка, понадобится плотность пикселей повыше, чтобы картинка была как можно более четкой. Однако тут имейте ввиду, что к матрице с более высоким разрешением (QHD или 4K) придется подбирать и более мощное железо, чтобы ничего не тормозило. Отдельно отметим, что покупать ноутбуки с разрешением меньше Full HD не стоит — глаза будут слишком быстро уставать.
То же можно сказать и про тип матрицы. Если вам нужен самый дешевый вариант, ищите TN: при хорошем освещении такие экраны сгодятся для набора текста, но не более того. Идеально покупать IPS или VA — у них отличные цвета и полные углы обзора. Также в продаже есть OLED-модели — однозначно лучшие, но в то же время и самые дорогие.
Если вы покупаете монитор для стационарного компьютера, также рекомендуем заранее прикинуть, поместится ли он на рабочем месте. Тщательно измерьте свободное место рулеткой, попытайтесь представить, как монитор будет смотреться на столе. Для стационарных мониторов также важны хорошие, крепкие ножки, которые будут прочно поддерживать экран.
Периферия (клавиатура, мышь, наушники)
Этот пункт важен как при сборке стационарного компьютера, так и при выборе ноутбука: обратите пристальное внимание на клавиатуру и мышь. Так как ученику предстоит много печатать, удобная клавиатура — залог комфортной работы. Если вы остановились на ноутбуке, то перед покупкой настоятельно рекомендуем приехать в магазин и попробовать напечатать на клавиатуре пару фраз — не важно, если экран выключен. Главное понять, удобно ли.
Что касается периферии для стационарного компьютера, здесь все несколько сложнее, так что пройдем по порядку. Компьютерные клавиатуры можно разделить на две обширные категории: мембранные и механические. Они различаются методом работы клавиш: на первых все они подключены к одной мягкой мембране, на вторых — каждая клавиша имеет собственный переключатель. Практическая же разница заключается в ощущениях от печати. Механические клавиатуры обеспечивают более тактильный отклик от нажатия на клавиши, но стоят значительно дороже мембранных аналогов. Клавиатуры, как и мыши, иногда бывают беспроводными, но для стационарных компьютеров это не так важно, как для ноутбуков — смело берите проводную, чтобы не переплачивать зря. Хотя, опять же, главный критерий здесь — это удобство печати, и его можно прояснить, только попробовав устройство лично.
Мыши в этом плане чуть проще: они различаются по разрешению сенсора, дополнительным клавишам, весу и другим мелким параметрам. Просто выбирайте ту, которая лежит в руке лучше всего: если корпус мыши поддерживает вашу ладонь целиком и кисть не висит в воздухе, то все замечательно. Предупредим только об одном моменте — не торопитесь выкладывать огромные деньги за игровые устройства. Порой они действительно дают некоторые преимущества, но, в конце концов, мышь за 500 или 1000 рублей послужит в учебе так же хорошо, как и геймерская мышка за 5000 или 10 000 рублей.
Также в условиях эпидемии, когда учебные заведения могут в любой момент вновь перейти на дистанционные занятия, стоит подумать о гарнитуре с микрофоном и вебкамере для видеосвязи. Необязательно брать что-то дорогое, но и слишком экономить тоже не стоит: если вы заметите какую-нибудь интересную модель, почитайте отзывы других покупателей или поищите обзоры блогеров на YouTube. Последние особенно пригодятся, чтобы оценить качество звука и видеозаписи.
Двери открываются! Но нужен код
Разработка с открытым кодом из «андерграунда» или «альтернативы» постепенно стала почти мейнстримом. «Мы уверены, что бурное развитие технологий, которое мы наблюдаем в последние десятилетия, было бы невозможно без культуры опенсорс», — пишут ребята из «Яндекса» в своем блоге на Хабре.
При этом отношение корпораций к открытому коду продолжает улучшаться. Большинство ИТ-руководителей — 82% — сказали, что с большей вероятностью выберут поставщика, который вносит свой вклад в сообщество open source, по данным отчета The State of Enterprise Open Source 2022, выпущенного RedHat на основе опроса ИТ-руководителей крупных компаний по всему миру. Интересно, что 77% руководителей заявили, что сейчас более позитивно относятся к открытому коду в корпоративной среде, чем год назад.
Основные причины такого отношения ИТ-директоров в том, что многие считают, будто наличие открытого кода способно положительно повлиять на разработку нужных «фич» (так считают 48% опрошенных), а также значительная часть уверена, что open source позволит более эффективно справляться с техническими проблемами (46%). Важно, что 89% опрошенных считают, что для корпоративного сектора открытый код сегодня «так же безопасен» или даже «более безопасен», чем проприетарное программное обеспечение.
Корпоративный сегмент активно используют системы open source для развития новых технологий: 71% — для AI или ML, 71% — для EDGE-вычислен.ий или IoT, 68% — для контейнеров, 61% — для бессерверных вычислений.
Есть, конечно, и опасения, среди них лидирует настороженное отношение к уровню техподдержки решений на open source (36%), есть вопросы по проблемам совместимости (33%) и к внутренней безопасности кода (32%). Значительное количество опрошенных (32%) признают недостаток навыков работы с opensource-решениями, что тоже может стать потенциальным источником рисков.
Переломный год для open source
Вспомним 2018 год, который стал переломным для open source. Например, тогда было принято решение IBM приобрести RedHat — за $34 млрд! — и интегрировать ее разработки в собственную линейку софта для enterprise-заказчиков. С этого момента сомневаться в актуальности открытого кода для любых индустриальных задач стало совсем неприлично. Задачи, для которых применяют решения IBM, масштабны и критичны для бизнеса, поэтому инструменты для их решения должны быть технологичны и очень надежны.
В том же году было еще два знаковых события. Корпорация Microsoft за $7,5 млрд купила GitHub — крупнейший сервис для хранения кода и совместной разработки ИТ-проектов. Строго говоря, там хранят коды под разными лицензиями, но для проектов open source сервис был и остается бесплатным, что привлекает к нему разработчиков со всего мира — именно они составляют основную аудиторию пользователей GitHub. У Microsoft и сообщества open source отношения давние и непростые, но сейчас корпорация всячески стремится наладить сотрудничество с создателями открытого кода: «Разработчики — строители новой эры, они пишут код для всего мира».
Наконец, все в том же 2018 году состоялась еще одна знаковая покупка: Adobe приобрела компанию Magneto за $1,68 млрд для развития своего «облачного» бизнеса. Это событие последнее по сумме приобретения, но не по значимости. Magneto — платформа для B2B, которая построена на open source и позволяет создавать интернет-магазины со всеми сервисами, мерчандайзинг и AI-аналитику настолько быстро и просто, что ее возможностями пользуются как мелкие бизнесы, так и Canon, Coca-Cola и другие.
С тех пор прошло, кажется, совсем немного времени, но в ИТ-индустрии своя динамика. За это время произошло много знаковых событий. Например, в некоторых сегментах решения, построенные на открытом коде, уверенно лидируют — вспомним про K8S.
Российская специфика
Российские программисты традиционно активны в opensource-сообществе. Статистики, отражающей количество программистов, работающих с открытым кодом и говорящих на русском, а также трендов изменения этого сегмента сообщества, к сожалению, найти не удалось, но это и не принципиально. Важно, что они много лет работали над развитием opensource-сообщества, привнося туда свою экспертность и при этом обогащая ее в полном соответствии с законами диалектики.
Интерес государства к open source стал заметно расти, когда был взят курс на импортозамещение, оформленный распоряжением Правительства от 4 августа 2015 года. А с весны этого года санкционная устойчивость ИТ-инфраструктуры стала критичной для всех, кто работает на российском рынке. Российские компании начали активно покупать отечественное программное обеспечение сразу после 24 февраля. В первую неделю после этой даты спрос на такие решения увеличился на 300% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, писал «Коммерсантъ» со ссылкой на отчет «Марвел-Дистрибуции». Такая ситуация привлекла дополнительное внимание к open source с разных сторон, в том числе и ресурсы государства.
Внимание к тематике открытого кода видно даже по партнерам Всероссийского конкурса opensource-проектов, среди которых три министерства, ключевые вузы страны, ведущие ассоциации разработчиков и другие структуры, включая крупнейшие компании: «Сбер», «Ростелеком», «Яндекс», «Крок» и т. д.
Ключевые российские компании поддерживают культуру open source самыми разными способами. Например, в апреле «Яндекс» открыл коды YDB, системы управления базами данных собственной разработки, которую вел более пяти лет. Это событие является значимым для глобальной индустрии open source.
Активны и госструктуры. Например, с мая 2022 года по апрель 2024 года планируют провести эксперимент по предоставлению прав на использование свободного софта, разработанного государством. Первыми свои разработки планировали опубликовать Минцифры, МВД и Росреестр. Проект соответствующего постановления Правительства был опубликован в феврале, но пока неясно, как на эту инициативу повлияли последующие события.
Мероприятий, имеющих непосредственное отношение к open source, на российском рынке будет много. Они ориентированы как на учащихся, так и на разработчиков, заказчиков и ИТ-компании. Первое из серии мероприятий в 2022 году, посвященных теме развития разработок на основе открытого кода, пройдет 29 и 30 апреля в Казани. Russia Open Source ИТ-саммит пройдет в гибридном формате, регистрация на него, разумеется, свободная. «Программа саммита представлена не только экспертными сессиями, но и интерактивными форматами, которые позволяют максимально вовлечь ИТ-сообщество в обсуждение вопросов развития разработок на основе открытого кода», — отметил Роман Шайхутдинов, заместитель премьер-министра Республики Татарстан.
«Программное обеспечение с открытым кодом может снизить зависимость российского ИТ от зарубежных вендоров. Кроме того, оно позволяет быстро разворачивать и масштабировать цифровые инициативы в бизнесе и некоммерческом секторе, причем с меньшими затратами, чем в случае с проприетарным ПО. Как следствие, организации могут гибко адаптироваться к стремительно меняющейся ситуации на рынке. Поэтому мы видим огромные перспективы развития opensource-индустрии в России в ближайшие годы. А это значит, на рынке серьезно вырастет спрос на специалистов, способных работать с открытыми технологиями и создавать с их помощью качественные ИТ-продукты», — комментирует Павел Фролов, основатель и продюсер «РОББО».
Open source и дети
Огромная развитая среда open source обладает рядом преимуществ. В том числе она быстро открывает юным талантам путь в «большое программирование». Даже человеку далекому от педагогики очевидны преимущества ситуации, когда при обучении можешь знакомиться с чужим кодом, изучать его, по возможности развивать и оптимизировать, а также наблюдать, как другие разработчики оптимизируют твой код. В таких условиях обучение идет быстрее и активнее.
В принципе, дизассемблировать можно любой код, но в этом случае разбираться в нем будет крайне сложно. А в ситуации с open source доступен и исходный код — в идеале даже с комментариями! — и техдокументация, и разработчики обычно открыты для общения. Более того, огромное сообщество «заточено» на общение с людьми, которые хотят разобраться в имеющемся коде для саморазвития, обучения или для совершенствования софта.
Open source вне программирования
Для студентов open source сегодня — must have. Интересно, что знакомство с миром открытого кода сегодня нужно будущим специалистам разных профилей, даже тем, кто не планирует уходить в разработку.
Различные элементы организации, созданные и отлаженные в opensource-практиках, находят применение в науке — от подготовки и публикации исследовательских работ до их рецензирования, а также в дизайне, искусстве, образовательных проектах, инжиниринге и т. д. Напомню лишь про «одноранговое производство», примерами успеха которого являются Wikipedia, ныне свернутый проект SETI@home и ряд его аналогов, также построенных на принципах добровольных вычислений и использующих платформу BOINC для грид-вычислений, а восходящим трендом, возможно, станет движение «открытого дизайна» и т. д.
«Open source — одно из направлений работы сообщества, которое готово делиться своими знаниями и результатами работы, не закрывать их для других и не запрещать это делать юридически с помощью открытых или свободных лицензий, — говорит Алексей Федосеев, президент Ассоциации участников технологических кружков, лидер проектов Кружкового движения НТИ. — Яркие примеры: OpenHardware, в рамках которого развивают 3D-печать (движение RepRap), доступную электронику для обучения (проект Arduino), проекты „Открытых данных“ (пример — OSM OpenStreetMap). Есть движение „Открытый контент“, в рамках которого документацию, статьи, литературные и художественные произведения (музыка, изображения, фото и т. п.) делают доступными для использования максимальным числом людей. В науке уже второй десяток лет ширится направление „открытого доступа“, декларирующего доступность результатов научных исследований для изучения и дальнейшего развития. В России крупнейшей научной библиотекой, аккумулирующей статьи, опубликованные в российских журналах и находящиеся в открытом доступе, является „КиберЛенинка“».
К открытому коду повышенное внимание проявляют в самых разных проектах, в том числе имеющих глобальную социальную значимость. Например, Илон Маск почти сразу после покупки Twitter объявил о планах — во имя прозрачности! — открыть код алгоритмов компании, выполняющих контроль за контентом.
Успешных примеров применения open source много, как, кстати, и провальных. Сегодня культура open source во всех ее проявлениях является важной частью современной цивилизации, как бы странно это ни звучало. Мы же перейдем к более подробному рассмотрению будущего конкурса.
Как устроен конкурс
Программисты любят соревнования разных видов, сообщество open source тут не исключение. Это могут быть как хакатоны для прокачанных профессионалов, так и различные конкурсы для начинающих, а также олимпиады, принять участие в которых могут студенты и школьники. За годы созданы и отточены самые разные форматы.
Организаторами Всероссийского конкурса opensource-проектов выступили Кружковое движение НТИ и Национальная технологическая олимпиада. К участию в конкурсе приглашают студентов, учащихся в колледжах и других структурах среднего профессионального образования, а также школьников с 14 лет. Как мы можем наблюдать, в рамках одного конкурса будут номинировать решения и от школьников, и от студентов. «Разделения не предусмотрено, но эксперты при оценке могут брать во внимание возраст и опыт участника», — поясняет Алексей Федосеев.
Участники должны либо создать собственный проект и опубликовать его согласно лицензии open source, либо внести существенные изменения в код существующего проекта open source. Компании-партнеры предлагают различные варианты участникам: развитие функций PostrgreSQL, создание решений для виртуализации и бессерверных вычислений, совершенствование возможностей smart-камер видеоконтроля, разработка модулей кибербезопасности и т. д.
Конкурс отличается от более привычных олимпиад по программированию. В нем представлены два основных трека — «Создатели» и «Контрибьюторы», а также присутствует свобода участника от жестких вводных: «У участника есть лишь условия по виду открытой лицензии и некоторым организационным моментам, но нет ограничений по тематике и масштабам проекта, результатам и т. д., а форматы с „олимпиадным программированием“ подразумевают все же четкие условия по входным и выходным данным», — уточняет Алексей Федосеев.
Проекты и судейство
На конкурс участники еще могут успеть заявить свои проекты. Для участия нужна учетная запись платформы «Талант», но регистрация на ней свободна, а с процедурой разобраться просто. Варианты, предложенные участниками, уже прошедшими регистрацию, весьма затейливы. Тут есть боты и фреймворки для создания ботов, консольный интерфейс управления «Яндекс-станцией», решения для обучения, игры, библиотека для эмуляции нейросетевого процессора, модули управления дронами, анализаторы кода, отдельные утилиты (например, менеджер паролей), собственные языки программирования и многое другое, включая даже веб-приложение для «Хабра».
Как видно, проекты разного масштаба. Как их будут оценивать в рамках конкурса? «У экспертов есть несколько критериев, по которым они оценивают проект. Самые важные из них качество кода, применимость и полезность проекта, соответствие общепризнанным гайдлайнам и фреймворкам, — отмечает Алексей Федосеев. — Каждая работа будет оценена не менее чем двумя экспертами». На момент написания статьи полного списка экспертов еще не было, но ими станут ведущие разработчики российских компаний — партнеров конкурса, имеющие большой опыт работы в open source.
Для победителей
Главное в конкурсе — прокачка навыков, на которые следует смотреть максимально широко: это и навыки программирования, и навыки социальные, то есть новые контакты с такими же начинающими разработчиками, профессионалами и менторами, представителями компаний и т. д. А также это возможность получить призы и бонусы.
Призовой фонд пока не детализирован: конкурс такого масштаба по open source в РФ первый, многое приходится организовывать на ходу. Но известно, что по результатам конкурса одни участники получат подарки или ценные призы, другие — возможность стажировок в компаниях, поддерживающих конкурс, а кто-то, возможно, и то и другое.
Для многих школьников, участвующих в конкурсе, будет крайне важна возможность получить до 10 дополнительных баллов к результатам ЕГЭ. Они будут учтены только при поступлении в вузы, учитывающие в качестве индивидуальных достижений дипломы «Талант Национальной технической олимпиады», но таких учебных заведений в стране уже более ста.
Что дальше?
Итоги пилотного запуска конкурса еще не подведены, но интерес к нему уже высок как со стороны участников, так и со стороны партнеров. Поэтому уже есть планы проводить его ежегодно. Алексей Федосеев рассчитывает, что с каждым годом мероприятие будет привлекать все больше и участников, и ИТ-компаний, заинтересованных в работе с молодежью.
Помимо самого конкурса планируют запустить просветительскую программу для всех желающих. Она будет включать серию видеолекций и лонгридов от экспертов конкурса, из которых школьники, студенты и в принципе каждый заинтересованный ИТ человек смогут узнать об истории open source и построении карьеры в этой сфере. «В рамках программы будут лекции о проектной деятельности и принципах формировании команд, практические рекомендации для молодых ИТ-специалистов по грамотной работе над проектами с открытым кодом, по формированию стиля и развитию качества кода, его публикации, а также практические советы, как правильно выбрать лицензию, как рассказать о себе и своем проекте, как получить пользу от open source сообщества и много другой полезной информации», — рассказывает Алексей Федосеев.
Более того: в планах к концу лета запустить образовательную программу для педагогов и наставников, которая будет включать краткий курс по open source, применению открытого и свободного ПО в образовании, а также руководство по построению проектной деятельности с учащимися на основе открытого и свободного кода.
Что такое сурс в учебе
Для реализации дистанционного обучения в ННГУ используются различные технологические решения и сервисы.
Стоит отметить, что большинство систем ННГУ работает через единый корпоративный логин и пароль, поэтому если у Вас их еще нет, то параметры доступа можно получить на едином сайте login.unn.ru.
Видеоинструкция по использованию login.unn.ru.
По техническим вопросам, возникающим при использовании дистанционных технологий, можно обращаться на адрес техподдержки: distant@unn.ru.
1. Корпоративный портал ННГУ (portal.unn.ru)
Портал является единой точкой входа к информационным ресурсам по информированию студентов и преподавателей об учебном процессе в ННГУ, включая информацию по расписанию, успеваемости, учебным планам, договорам, заполнения личного портфолио и многое другое.
Одним из базовых назначений портала университета как части образовательной среды вуза, которое активно используется при организации дистанционного обучения, это возможность предоставить современные удобные средства для информационного обмена между студентами и преподавателями, являющимися пользователями портала.
Для обеспечения такой коммуникации на портале реализованы средства передачи сообщений пользователя другому пользователю или группе пользователей. К таким средствам относятся: Сообщения, Чаты, События, Уведомления, Опросы.
Видео о возможностях, предоставляемых порталом для организации общения.
Сообщения
Данный инструментарий предназначен для обмена сообщениями, а также комментариями к ним. Создание сообщения доступно в интерфейсе «Живая лента». Чтобы указать список получателей создаваемого сообщения нужно в поле «Кому» начать набирать ФИО сотрудника или студента, чтобы отправить ему персональное сообщение (можно выбрать несколько адресатов), либо набрать название подразделения университета или номер группы, чтобы отправить групповое сообщение всем сотрудникам подразделения или всем студентам группы. Созданные сообщения будут отображаться в интерфейсе «Живая лента» у тех пользователей, которые были указаны как адресаты.
Автор сообщения может прикрепить к нему ссылку или файл (документ, изображение, видео и т.п.).
С помощью «комментариев» можно вести обсуждение каждого сообщения.
Чаты
Компонент портала «Чат» также предназначен для передачи сообщений пользователей портала друг другу, только он в первую очередь приспособлен для «мгновенного» обмена сравнительно короткими текстовыми строками. Возможна организация группового чата путем приглашения в него нескольких участников. Запуск интерфейса работы с чатами выполняется пунктом «Чат и звонки». История переписки сохраняется месяц.
Опрос
Назначение функционала «Опрос» – предоставить возможность проведения опросов среди пользователей портала. Форма вопроса – текст вопроса и перечень возможных ответов. В ответ на конкретный вопрос может выбираться либо строго один ответ, либо несколько ответов по усмотрению отвечающего; тип вопроса определяется при составлении опросника, разрешая или не разрешая указывать несколько ответов на один вопрос. Вопросов в конкретном «Опросе» может быть множество. Конкретному опросу назначаются участники, аналогично интерфейсу указания адресатов в сообщениях. Запуск интерфейса создания опроса выполняется в «Живой ленте» выбором одноименного пункта.
События
Функционал предназначен для размещения в «Живой ленте» сведений о наступлении события (организации мероприятия) и оповещения пользователей, указанных в списке. При вводе сведений об участниках данного «События» происходит контроль «накладок» участников по их «занятости» в других «событиях».
Запуск интерфейса работы с событиями осуществляется из «Живой ленты».
Портал обладает системой оповещения об получении сообщений, происходящих событиях, автоматически генерируя и доставляя соответствующие «уведомления» либо по электронной почте, либо в интерфейсе портала (если пользователь в данный момент находится на сайте). Для информирования о поступлении уведомления служит «колокольчик» в правом верхнем углу, при нажатии на который можно просмотреть поступившие уведомления. Чтобы выбрать способ доставки уведомлений можно нажеть на свою фамилию в правом верхнем углу и выбрать «Настройка уведомлений».
2. Материалы для дистанционного обучения
Для размещения материалов по дистанционному обучению используется ресурс source.unn.ru. На портале у студентов доступна прямая ссылка на этот сайт (пункт в меню «Материалы для дистанционного обучения»). На этом ресурсе студенты могут просмотреть материалы, которые предоставлены преподавателем по отдельным предметам, а также список онлайн-вебинаров, если они запланированы при обучении академической группы, в которой учится студент.
Преподаватели могут выкладывать на этот ресурс учебные материалы, которые необходимы для обучения студентов в самостоятельном режиме (материалы лекций и практических занятий, вопросы и задания, ссылки на внешние ресурсы и курсы).
Также преподаватель может разместить ссылку на запланированный вебинар, который он организует по своему предмету, и данная ссылка будет доступна у студентов в разделе онлайн занятий.
Это основной ресурс для размещения учебных материалов и рекомендуется размещать все материалы и учебные ссылки там, а на портале организовывать только обсуждение и обратную связь от студентов.
Видео об использовании source.unn.ru.
Преподаватели могут самостоятельно подготовить видеолекцию и выложить её для доступа обучающимся. Можно воспользоваться видеоинструкцией по созданию видеолекций.
3. Система электронного обучения
В ННГУ имеется система онлайн-курсов ННГУ, доступная по адресу e-learning.unn.ru. Это система электронного обучения, в которой размещаются учебные курсы (в настоящее время их размещено около 2000), в рамках которых размещены лекции, проверочные задания, тестирование и общение с преподавателем.
Если данный электронный курс предусмотрен учебным планом студента, то он будет записан на этот курс автоматически и будет доступен в разделе «Мои курсы».
Как подать заявку на создание курса (для преподавателей).
Как записать студентов на курс.
В ННГУ имеется также система открытых онлайн-курсов mooc.unn.ru, в которой размещаются публичные курсы для самостоятельной регистрации и тестирования.
4. Облачное хранилище ННГУ (cloud.unn.ru)
В ННГУ имеется собственное «облачное» хранилище данных (cloud.unn.ru), позволяющее всем сотрудникам и студентам хранить собственные данные, которые будут по персональным паролям доступны с любого компьютера сети ННГУ, а также из любой точки мира, где есть доступ к сети Интернет.
Для загруженных файлов можно предоставить общий доступ либо по ссылке (тогда все, кто получит данную ссылку, сможет загрузить файл), либо конкретным преподавателям или студентам, тогда они увидят данный файл в списке файлов в своем облачном хранилище.
Информация для сотрудников по работе с облачным хранилищем.
5. Онлайн вебинары и видеоконференции
В ННГУ имеется возможность реализации различных типов вебиноаров, в том числе подписка на zoom, проведение онлайн видеоконференций в системе электронного обучения e-learning.unn.ru (сервис bigbluebutton).
Для организации онлайн-вебинара преподавателю необходимо подать заявку в рабочую группу по планированию расписания вебинаров, после чего преподаватель получит ссылку на проведение вебинара, а студенты в разделе «Материалы для дистанционного обучения» увидят ссылку с датой и временем на запланированный вебинар.
Заявка на проведение вебинара.
Кроме того, в Интернете сейчас имеется много сервисов для проведения видеоконференций и вебинаров, в то числе коммерческие, которые на период повышенной эпидемиологической ситуации снижают цены на свои услуги, либо делают их бесплатными на определенный период.
Конференции Zoom.
Бесплатная платформа Zoom позволяет проводить видеоконференции в режиме реального времени. От 3 до 100 человек – 40 минут.
Можно проводить и лекции, и семинары. Участник может в любой момент подключить микрофон и задать вопрос, либо сделать ремарку. Есть возможность, как преподавателю, так и студентам демонстрировать документы своего рабочего стола – это удобный показ презентаций и разбор ошибок в Doc-документах.
Из плюсов. Видеоконференцию можно сохранить, и любой из участников может к ней возвращаться в любое время.
Программа бесплатная. Ее можно скачать на телефон. В университете имеется расширенная подписка на проведение вебинаров на данной платформе.
Инструкция по организации вебинара через Zoom для преподавателей.
Инструкция по подключению к вебинару Zoom для обучающихся.
Инструкция по проведению записи вебинаров в Zoom.
Конференции на webinar.ru.
Инструкция по организации вебинара на webinar.ru для преподавателей.
Видеоконференции на премиум-версии Hangouts Meet.
Google открыл бесплатный доступ к премиум-версии Hangouts Meet, чтобы поддержать те организации и образовательные учреждения, которые работают в удалённом режиме.
Премиум-версия Hangouts Meet будет доступна бесплатно до 1 июля 2020 года. Среди функций значатся: увеличенный лимит на количество участников в чате (до 250); функция прямой трансляции для максимума 100 тыс. зрителей в рамках домена; возможность записывать встречи и хранить их на Google Диске.
Discord – бесплатный мессенджер с поддержкой видеоконференций.
Приложение способно организовывать голосовые конференции с настройкой канала связи, создавать публичные и приватные чаты для обмена текстовыми сообщениями.
В текстовом чате поддерживается присоединение файлов, картинок, вставка ссылок, форматирование текста и смайлики, размер вложения ограничен объёмом 8 МБ.
Практически все пользователи программы Discord отмечают высокое качество звука в процессе общения. А возможность индивидуальной настройки громкости на каждого говорящего, позволяет сделать общение максимально комфортным.
Видеоконференций в Skype.
Видеоконференции в Skype служат для работы с небольшими группами студентов, необходимо, чтобы у каждого на устройстве работала камера и была установлена любая версия скайпа. Приложение не взимает с пользователей плату за звонки с одного аккаунта на другой.
Вместе с создателем в видеозвонке может участвовать 25 человек. То есть один пользователь может одновременно общаться ещё с 24 людьми. Видео создателя чата и ещё 9 собеседников будут высвечиваться на экране одновременно (каждое в своем окне), остальных будет слышно, но не видно.
Пользователь во время группового видеозвонка может делать следующее: включать и отключать видео и микрофон, показывать и прятать список контактов, отправлять другим участникам конференции файлы и контакты.
Конференцсвязь Viber (только с компьютера).
Для видеоконференций требуется установленное приложение на компьютере или ноутбуке, а также активированная программа на телефоне. Чтобы организовать конференцию с другими пользователями через компьютерную версию Viber нужно в первую очередь начать беседу с одним из своих контактов, а затем добавить остальных. Когда выбранные участники будут в сети, можно начинать видеоконференцию. Это делается нажатием кнопки «Начало видеозвонка». Дополнительные параметры настроек позволяют изменять громкость звука, включать и отключать камеру или менять качество картинки прямо во время переговоров. Это позволяет регулировать входные данные в соответствии со скоростью интернета.
Важно: ограничение для мобильной версии приложения состоит в том, что мессенджер не позволяет совершать групповые аудио и видеозвонки. Компьютерная версия требует только наличие фронтальной камеры и интернета.
Видеоконференция в WhatsApp (для малых групп).
Появилась функция группового звонка в WhatsApp, обеспечивающая видеосвязь сразу для нескольких людей. Каждый из участников группового чата может видеть остальных собеседников, переключать фронтальную и основную камеры, приостанавливать звук или видеопоток.
Звонок в WhatsApp может быть совершен одному человеку. Затем к беседе могут присоединиться ещё два. Видеосвязь может одновременно осуществляться сразу между четырьмя людьми, включая того человека, который стал инициатором этого разговора. Во время одновременного звонка будут работать аудио, видеосвязь.
Чтобы пользоваться групповой видеоконференцией на любом смартфоне с операционной системой iOS или Android, необходимо убедиться в том, что установлена новая версия мессенджера.
6. Социальные сети (ВКонтакте, Телеграм и т.п.).
Студенты создают группу, в которую приглашают преподавателя. Здесь можно размещать текстовые файлы, аудиофайлы (например, лекцию, записанную на диктофон), ссылки на видеофайлы.
Удобно проверять задания и давать задания неограниченным по объему группам студентов.
Группы ВКонтакте активно используются для информационных уведомлений о начале видеоконференции, сюда же размещается ссылка.
Дополнительная информация:
VK для дистанционного обучения
Как проводить трансляции ВКонтакте с компьютера
Как стать участником опенсорс-проекта, даже если не умеешь писать код?
Чтобы участвовать в опенсорсных проектах, не нужно даже уметь программировать, но, однажды окунувшись в мир свободного софта, ты можешь стать опытным спецом и найти подходящую работу. Вот десять советов, которые помогут тебе обрести свой путь.
Анестезиолог Кон Коливас разработал собственную версию планировщика задач для ядра Linux, потому что существующая реализация была адаптирована под серверные задачи и плохо справлялась с пользовательскими.
Алексей Кузнецов, который по воле случая превратился в Linux-хакера, сменил свою профессию с физика-теоретика на системного программиста.
ИТ-журналист Петр Семилетов параллельно с основной работой уже десять лет разрабатывает свой текстовый редактор Tea с открытым исходным кодом.
Леся Новасельская, получившая специальность патологоанатома, участвует в тестировании проекта c открытым исходным кодом.
Подобных примеров множество. Всех этих людей объединяет одно — они нашли способ реализовать свои интересы в опенсорсных проектах и участвуют в них и для удовольствия, и для получения опыта. Сложился некий миф, что открытый проект — это только для программистов, причем тех, у кого уже есть большой опыт в разработке. Но это не так. Открытый проект — не только написание исходного кода, но и тестирование, техническая поддержка, написание документации, маркетинг и так далее. А еще это отличный шанс приобрести опыт, построить карьеру и получить удовольствие от общения с единомышленниками.
Согласно опросу сайта opensource.com, основное препятствие для участия в открытом проекте — желающие просто не знают, как к нему присоединиться. Мы предлагаем несколько универсальных способов решения этой проблемы.
Пиши новый код
Начнем с банального. Не думай, что тебе необходимо быть гением. Если знаешь язык программирования, который используется в открытом проекте, — реализуй новые функции и предложи включить твои наработки в основную ветку. Все разработчики в проекте независимо от опыта и квалификации могут помочь с кодом. Конечно, в одних проектах более лояльны к новичкам, в других — менее. Но если твои наработки принесут пользу другим людям, то код не останется незамеченным.
Для каждого проекта характерны свои технические процессы, поэтому узнай о них побольше, прежде чем предлагать свой вариант. Например, в проекте PostgreSQL жестко регламентированы все процессы: изменения в коде отправляются в виде патча в рассылке основным разработчикам, которые тщательно изучают все изменения. С другой стороны, есть и иные типы проектов, как, например, Parrot, где программисты могут коммитить в основной репозиторий. Если в проекте используется GitHub, возможно, процессы поставлены через pull request, то есть через запросы на включение сделанных изменений. В общем, нет двух одинаковых проектов.
Всякий раз, когда переписываешь код, не забывай, что ты работаешь в команде, поэтому делай все возможное, чтобы твой стиль совпадал со стилем, принятым в проекте. В противном случае это то же самое, что сказать: «Мне не нравится ваш стиль, вы должны делать так же, как я».
Приоритизируй баги
Безусловно, код — основа любого открытого проекта, но его написание не единственный способ участия. Технической поддержке зачастую уделяют недостаточно внимания в погоне за реализацией новых функциональных возможностей и исправлением ошибок. А ведь именно это и есть те области, которые позволяют даже новичкам войти в проект.
Например, у проекта OpenVZ есть полностью открытая система работы с дефектами — bugs.openvz.org, где собраны все известные (исправленные и неисправленные) проблемы за все время существования проекта (без малого десять лет). Баг-трекер — один из механизмов коммуникации между разработчиками и пользователями. Постоянная работа с текущими запросами дает отличную возможность внести свой вклад в проект. Для работы с системой могут понадобиться специальные права доступа, которые тебе предоставит менеджер проекта, следуя принципам меритократии.
Тестируй промежуточные версии
Опрос в Интернациональном клубе тестировщиков ПО показал, что интерес к тестированию ПО с открытым исходным кодом у профессиональных тестировщиков есть. Многие хотели бы поучаствовать в таких проектах, но не знают, с чего начать. В свою очередь, в любом проекте, даже коммерческом, всегда не хватает тестировщиков. Обнаружение и сортировка багов может значительно сэкономить разработчикам время на поиск проблемы. Если пользователь пишет: «Программа не работает, когда я делаю такие-то шаги», не поленись разобраться в том, чем вызвана эта проблема. Проблема повторяется? Ты можешь воспроизвести ее, сделав ряд конкретных шагов? Сузить круг подозреваемых до конкретного браузера или дистрибутива? Даже если ты не знаешь истинную причину проблемы, информация об уже проделанной тобой работе поможет разработчикам справиться с ней. Независимо от того, что тебе удалось выяснить, добавь свои комментарии к багу, чтобы все могли с ними ознакомиться.
По своему опыту могу сказать, что у открытых проектов вечно не хватает ресурсов, чтобы хорошо протестировать новую функциональность. Поэтому перед тем, как добавлять серьезные изменения в основную ветку репозитория исходного кода, проект старается привлечь как можно больше людей для тестирования. Такая практика так и называется — призыв к тестированию (call for testing). У владельцев проекта никогда не будет столько аппаратных и программных конфигураций, сколько у сообщества. Например, разработчики проекта OpenBSD анонсируют появление новой функциональности в новостях, чтобы привлечь к ней внимание тестировщиков и пользователей. То же самое делает и проект OpenVZ.
Ты можешь принять участие в тестировании и убедиться, что продукт работает на той или иной платформе. Скорее всего, тебе придется собрать и установить новый билд и протестировать продукт. Ты принесешь особенно ценную информацию проекту, если будешь использовать нестандартные аппаратные средства. Если ты подтвердишь, что сборка работает и при таких условиях, это поможет руководителям проекта определить текущий статуса релиза.
Пиши тесты
В большинстве проектов используются программные комплексы, предназначенные для тестирования кода, и любой из них предусматривает возможность добавления в него новых тестов. Используй такие тестовые инструменты, как gcov для C, чтобы установить те области исходного кода, которые нельзя протестировать имеющимися тестами. Затем добавь соответствующий тест, чтобы иметь возможность протестировать необходимую функциональность.
Исправляй баги и добавляй новые функции
Патч с исправлением проблемы или добавляющий необходимые тебе функции — это своего рода классический способ вовлечения в открытый проект (с этого началось вообще все движение за свободное ПО). Этот способ рекомендует и известный мейнтейнер сообщества Linux Джеймс Боттомли (он же — технический директор отдела серверной виртуализации компании Odin) тем, кто хочет принять участие в Linux-проекте, но не знает как. Обычно он приводит в пример случай, когда ему понадобилось изменить функциональность SIP-клиента в Android. Обнаружив, что такая возможность отсутствует, он сделал патч и отправил в проект SIPdroid.
При разработке новых функций неплохо также добавить тест для тестирования той части кода, которую ты исправил; некоторые проекты требуют, чтобы все исправления дефектов сопровождались соответствующими тестами. Веди записи по мере того, как осваиваешь незнакомый код. Даже если ты не можешь справиться с багом, опиши в тикете то, что тебе удалось о нем выяснить. Это поможет тем участникам команды, которые будут работать с багами после тебя.
Помогай поддерживать инфраструктуру проекта
Тебе интересна область DevOps? Это направление сейчас очень популярно. Хороших инженеров DevOps в России очень трудно найти, мы это знаем на собственном опыте. Получить опыт можно в проектах, в которых ведется открытая разработка инфраструктуры. Это такие проекты, как Wikipedia и Fedora Linux. OpenVZ только делает в этом направлении первые шаги.
Настройка процесса непрерывной интеграции для компонентов проекта, пакетирование компонентов для Linux-дистрибутивов, автоматическая настройка окружения разработчика — все это входит в задачи DevOps.
Пиши и переводи документацию
Ведение документации — рутинная составляющая любого проекта, которой зачастую пренебрегают. Кроме того, проблемы с документацией часто могут быть вызваны тем, что она написана с точки зрения людей, хорошо знающих проект, а не тех, кто только знакомится с ним.
Если при чтении документации по проекту тебя когда-нибудь посещала мысль: «Такое ощущение, что ее написали так, как будто я уже знаю, как пользоваться программой», то ты понимаешь, о чем речь. Очень часто взгляд со стороны позволяет выявить недостатки в текущей документации, которые могут не заметить непосредственные участники проекта. К тому же в динамично развивающихся проектах документация быстро устаревает, и ее требуется поддерживать в актуальном состоянии.
Если ты по какой-то причине думаешь, что заниматься этим «несерьезно», то ты ошибаешься. Нет «серьезного» или «несерьезного» вклада в открытый проект. К примеру, разработчик OpenBSD (в то же время и сотрудник CERN) Инго Шварц (Ingo Schwarze) написал утилиту привел в порядок форматирование существующих страниц документации в проекте. Так что все зависит от того, что интересно тебе. Если интересно — берись и делай!
Помогай другим пользователям
Лучший способ сплотить команду — это помогать другим. Для дальнейшего успеха проекта особенно важно отвечать на вопросы, в частности на вопросы новичков. Это время не будет потрачено зря, даже если кто-то задает вопрос, на который можно найти ответ, перечитав необходимую документацию. Кроме того, ты получишь нового благодарного и активного участника своей команды. Все с чего-то начинают, а любому проекту необходим постоянный приток кадров, чтобы он продолжал развиваться.
Рекламируй любимый проект
Если у тебя есть блог, делись своим опытом, который ты получил в проекте. Расскажи о проблемах, с которыми ты столкнулся при использовании ПО, и как тебе удалось их решить. Так ты сможешь убить двух зайцев сразу: поддержать внимание своих коллег к проекту и создать полезную базу информации для тех, кто присоединится к нему в будущем и будет искать в Сети ответы на уже описанные тобой вопросы. Блог, рассказывающий о твоих технических достижениях и изысканиях, — это еще и отличный способ поделиться реальным опытом разработки и решения технических проблем, который может пригодиться при поиске новой работы. Во многих проектах есть агрегаторы записей из блогов участников проекта, традиционно их называют «планетами»: планеты Linux kernel, Perl, OpenVZ, freedesktop, GNOME, Debian и другие.
Делай дизайн
Дизайн — это бич большинства открытых проектов. Скучные сайты и невзрачные логотипы сопровождают проекты просто потому, что технические люди в основном зациклены на реализации, а не на внешнем виде. Поэтому участие дизайнеров крайне приветствуется. Пользователи сайта StackExchange попробовали ответить на вопросы «как графический дизайнер может внести вклад в открытый проект», «что мотивирует дизайнера участвовать в открытом проекте», но мнения их разошлись. Дизайнеры из компании Red Hat тоже осознали необходимость более активного участия дизайнеров в открытых проектах и попробовали создать сайт, который поможет открытым проектам и дизайнерам найти друг друга, но о случаях успешного применения проекта пока не известно.
Ищи задачи, которые интересны тебе и полезны проекту, и пытайся их решить. Способы участия могут быть разными, иногда они описаны на специальных страницах: OpenStack, OpenVZ, FreeBSD. Само наличие у проекта такой страницы говорит о том, что он открыт для участия других людей.
Чтобы подкрепить все наши слова фактами, мы собрали отзывы трех людей, которые получили профессиональный опыт в открытых проектах.
Александр Юрченко, разработчик в компании «Яндекс»
На свою первую серьезную работу за деньги (разработчик встраиваемых систем) я пришел, уже больше года считаясь официальным разработчиком ядра бесплатной операционной системы OpenBSD. Официальным — в смысле у меня был доступ на запись в репозиторий. А до этого еще с год я был «зрителем», присылающим патчи разработчикам.
Должен сказать, что участие в подобном проекте дает колоссальный опыт. В хорошем крупном open source проекте есть все, что обычно требуют от разработчика на собеседовании: и грамотное проектирование, и хорошее кодирование, и навык работы с системой контроля версий и баг-трекером, а также peer review, работа в команде и т. д. и т. п. Таким образом, «поварившись» год-другой в такой атмосфере, можно запросто вырасти до уровня, который соответствует позиции Senior developer.
Собственно, со мной так и было. Я не имел никакого формального опыта работы (по трудовой), но меня сразу взяли старшим разработчиком. А после первой недели испытательный срок был уменьшен с трех месяцев до нуля.
Кирилл Горкунов, разработчик проектов OpenVZ и CRIU
Попал в OpenVZ достаточно случайно. По работе занимался в основном прикладным программированием, практически не имеющим точек пересечения с системным. В какой-то момент приобрел свой первый 64-битный ноутбук (Acer с AMD Turion 64), ну и поскольку Windows 64-битной под руками не было, поставил Gentoo. С Linux до того момента знакомства практически не имел, так, поиграться ставил какой-то древний Red Hat, но он меня особо не впечатлил, да и для решения текущих рабочих задач эта операционка не подходила. Под Gentoo ноут более-менее работал, но некоторых драйверов не было в стандартной поставке ядра, так что пришлось собирать свое ядро из исходников.
Тут я и словил первый баг, правда, не в самом ядре, а в программе формирования конфигурации ядра. Порыскал по Сети — решения проблемы нет, ну и рискнул сам попробовать исправить. Оказалось, пришлось разбираться со множеством смежных задач (как собирается ядро, какие инструменты используются и прочее). Сделал патч, выслал в рассылку. К моему удивлению, мейнтейнеры ядра отнеслись очень благосклонно даже к такому «кривому» патчу (забегая вперед, скажу, что его пришлось переделать, так как патч был отвратительный, просто не стали сразу давать «от ворот поворот»), не было ни одного смешка в сторону новичка: объяснили, что и как, и показали, как делать правильно.
Дальше заинтересовало само ядро — как работает, какие алгоритмы используются. В этом отношении открытость проекта оказывает неоценимую услугу: можно посмотреть, как решаются те или иные задачи (не какие-то теоретические, а реальные). Нередко возникал вопрос «а почему так, а не эдак», и вот тут крайне полезно иметь обратную связь с автором кода. Открытые списки рассылки не только позволяют спросить у разработчиков, что и как, но, что более важно, служат чем-то вроде базы знаний — всегда можно поискать в архивах обсуждения проблем и методы их решений. Для начинающего программиста без опыта работы такое окружение — просто благодатная почва, чтобы попробовать свои силы, понять, «а надо ли это все мне».
Примерно так было и со мной: несколько лет правил что-то в коде, высылал патчи, получал по рукам за кривой код, ну и одобрения, если патч был правильным и красивым. Такой опыт фактически бесценен. И можно быть уверенным: если у тебя начинает что-то получаться, то тут же появятся предложения о работе. Я так и пересекся с разработчиками ядра Linux из OpenVZ. Ну а дальше решили работать вместе над ядром OpenVZ и смежными программами, не забывая, конечно, и о ванильном ядре.
Открытость проекта — чрезвычайно важное подспорье при обучении практическому программированию, но надо понимать, что проект проекту рознь и открытость сама по себе абсолютно не гарантирует качества кода. Если закачать свой код на Гитхаб, он не становится от этого хорошим кодом.
Александр Поляков, разработчик
Я думаю, в моей истории ничего оригинального нет. Как это происходит обычно — начинаешь использовать какой-то софт, и внезапно оказывается, что хотелось бы, чтобы что-то в нем работало не совсем так, или чего-то не хватает, или есть противные косяки. В случае опенсорса есть возможность исправить это самому. Так было с оконным менеджером dwm, в котором меня раздражала конфигурация через config.h c перекомпиляцией: сначала я добавил конфиг через xrdb, потом click to focus и так далее. Такие изменения не соответствовали минималистичным гайдлайнам проекта, поэтому пришлось делать форк.
C DragonFly BSD примерно то же самое: завлекательные тексты на сайте звучали интересно, FreeBSD надоела, но внезапно оказалось, что там плохая поддержка языков, отличных от английского, и управления энергопотреблением (ACPI). Пришлось заняться портированием необходимых участков кода из более свежей версии FreeBSD. Сильно помогли другие разработчики c IRC-канала, объясняли, что к чему, и помогали разбираться с проблемами. Там я получил кое-какой опыт разработки ядра и системных библиотек. Еще удалось на этом заработать немного денег — нашелся человек из Москвы, который использовал DragonFly BSD в продакшене и тоже что-то там хотел подкрутить в ACPI. Нашел меня через git log, связался по почте.
В OpenBSD я только по мелочи какие-то патчи кидал — в cwm что-то допиливал для удобства (в wm’ах-то я уже был спец), в ksh поправил пару косяков и улучшил vi mode. В этом проекте отношение к новым контрибьюторам не самое лучшее — предполагается, что ты самостоятельно во всем разберешься и только после этого будешь писать в рассылку. Порог вхождения высокий, выживают только самые стойкие, зато код получается хороший.
Еще я участвовал в 9front: доработал драйвер для Wi-Fi и уже знакомый мне ACPI. У них, наверное, самая маленькая работающая реализация интерпретатора AML. Да и само ядро довольно компактное (в сравнении с «нормальными» ОС), поэтому разбираться проще. Хвастался этим на собеседовании, насколько помогло (или наоборот) — не знаю.
Вот так вот можно получить опыт в открытых проектах. Главное — не бояться присылать кривой код (бывает у всех), сохранять спокойствие (когда его обругают) и выбирать проекты, которые тебе действительно интересны. И опыт получишь, и удовольствие. Еще есть шанс, что работодатель сам тебя найдет по коммитам или профилю в Гитхабе (привет, Гугл!).
Сергей Бронников
В компании Odin с 2005 года, начинал как тестировщик Parallels Desktop for Mac, потом с нуля организовал тестирование Virtuozzo и отвечал за тестирование этого продукта последние пять лет. Помимо этого занимался тестированием и выпусков таких продуктов как Containers for Windows и Parallels Server for Mac. В настоящее время занимаюсь открытыми серверными проектами компании Parallels Inc.
Как поучаствовать в Open Source проекте? 8 ответов новичку
Как поучаствовать в разработке Open Source проектов, какова их роль и что они могут дать вам как разработчику?
Начнём с того, что гордое название «Open Source» носят проекты с открытым исходным кодом, которые чаще всего разрабатываются и поддерживаются силами сообщества. Это значит, что устройство и принцип работы таких проектов прозрачны, а в разработке может принять участие любой желающий.
Участие в Open Source проектах — это возможность усовершенствовать свои навыки, создавая при этом что-то новое или улучшая уже существующее. При этом не имеет значения, изучаете вы основы PHP или являетесь продвинутым C++ разработчиком — открытых проектов уйма, на любой вкус и цвет. Начинающие программисты могут не только пополнить багаж знаний, научиться работать с чужим кодом и получать фидбек от опытных программистов, но также пополнить портфолио первой серьёзной работой.
Разбираемся, как поучаствовать в Open Source проекте и не ударить в грязь лицом.
Чем может быть полезен Open Source?
Тут всё зависит от ваших целей и задач. Кто-то начинает работать с Open Source, чтобы глубже изучить определённый технологический стек, кто-то — потому что сам использует тот или иной инструмент в работе и считает, что может его улучшить. Кто-то, как мы в ABBYY в случае с нашей библиотекой NeoML, сначала создаёт инструмент для решения внутренних задач, а потом понимает, что от его выхода в Open Source выиграет и компания, и сообщество. Есть разные пути — решите, какой из них больше подходит именно вам.
Работа в Open Source может дать много, если подойти к ней с умом. Навык чтения чужого кода здорово выпрямляет руки, работа с кураторами подтянет английский. А чувство, что вы приложили руку к крупному проекту (которых в Open Source достаточно), может неплохо смотивировать вас в карьерном плане.
Как найти Open Source проект?
Для участия в Open Source проекте самое главное — определиться со сферой собственных интересов. Это крайне важно, так как вам предстоит выбрать проект, максимально подходящий под ваши интересы и компетенции. Делается это просто. Крупнейший сайт с проектами — это Github. Там вы делаете поисковый запрос по ключевым словам, соответствующим интересам, например «javascript gamification framework». В ответ получаете список проектов, в каждом из которых вы можете поучаствовать.
Очевидный ответ, который напрашивается, — зайти на GitHub. Уже на месте стоит определиться с тематикой, хотя бы с точностью до крупной области. Затем погуглить, что есть на сайте на этот счёт.
Новичку я бы посоветовал обратить внимание на GitHub Trending, где постят небольшие проекты.
Начать просто: найдите проект, который вам по зубам, и предложите свои доработки. Вообще, нередко кураторы идут навстречу новичкам и охотно разъясняют, что упрощает процесс работы.
На что обращать внимание при выборе проекта?
Обратите внимание на ПО, которым пользуетесь сами: во-первых, вы уже знакомы с проектом как пользователь и хорошо понимаете, что стоит улучшить или изменить; во-вторых, вы будете вносить вклад в то, что важно для вас.
- Описание проекта — интересен ли он вам? Решает ли важную (интересную) проблему? Актуальна ли тема?
- Популярность проекта. На Github это можно оценить по количеству звёзд — местному аналогу лайка.
- Посмотрите на раздел с проблемами (issues): много ли там открытых и особенно закрытых проблем? Это поможет оценить простор для творчества.
- Изучите часть описания проекта, относящуюся к сторонним разработчикам (contributing). Там, как правило, описывается простой способ, как настроить среду разработки под этот конкретный проект и прислать свои изменения. Иногда просто пишут «pull requests are welcome», то есть «ждём не дождёмся ваших исправлений и предложений».
- Насколько давно были сделаны последние изменения в проекте, активно ли идёт разработка? Если да, то ваши изменения быстро рассмотрят и, возможно, примут. Если не активно — быть может, вы захотите взять продвижение проекта в свои руки?
- Есть ли активное комьюнити? Часто у проекта может быть чат, форум или группа в соцсети, где разработчики активно обсуждают проект. Кроме того, активность можно посмотреть в комментариях к проблемам и предлагаемым изменениям.
Успех взаимодействия, конечно, зависит не только от разработчика. Важно, как выстроены процессы в команде, какая рабочая атмосфера, есть ли у нового специалиста возможность использовать именно тот стек технологий, который ему интересен. При обсуждении любых вопросов в команде, в чатах не должно быть токсичности — эффективна только конструктивная критика.
Больше чем софт: что такое код open source и для чего он нужен
Согласно определению на Open Source Initiative, Open Source Software или программное обеспечение с открытым исходным кодом — это ПО, «исходники» которого доступны для просмотра и изменения. Исходный код можно использовать, чтобы создавать свои модификации софта, а также свободно распространять и даже продавать их.
Принцип открытости со временем охватил не только сферу программирования, но и другие области. Дизайнеры могут размещать в открытом доступе бесплатные шрифты и шаблоны, программисты — коды мобильных приложений и онлайн-игры, ученые — исследования.
В последние годы потребителями открытого ПО становятся целые страны. Французская жандармерия использует на своих компьютерах свободное ПО Ubuntu, а другие министерства переходят с Microsoft Office на бесплатный LibreOffice. Этот офисный пакет также используют министерства обороны Нидерландов и Италии, муниципалитеты Албании и Испании. А правительство Великобритании перешло с формата PDF в документации на опенсорс-формат Open Document Format for Office Applications (ODF) по умолчанию. РБК Тренды разобрались, в чем плюсы и минусы открытого софта.
С чего начиналось свободное ПО
С 1952 по 1955 год компания IBM начала выпускать IBM 701, первый коммерчески доступный компьютер. ЭВМ не продавали конечным потребителям, а сдавали в аренду научным институтам, военным компаниям и госпредприятиям. Машины поставлялись без операционной системы и программ. Ученые и инженеры начали писать софт сами и делились им с коллегами из других компаний, у которых были аналогичные ЭВМ.
Со временем коммерческих моделей компьютеров становилось больше, и они стали доступны обычным пользователям. Однако под каждую из этих моделей придумывали отдельное ПО. Компании-производители создавали каждый свою операционную систему: BESYS, Compatible Time-Sharing System или CP/CMS. Эти ОС начинали продавать вместе с ПК, и иногда они стоили дороже самого компьютера.
Разработчик Ричард Столлман присоединился к лаборатории искусственного интеллекта при Массачусетском технологическом институте (MIT). Он принимал участие в работе над свободным ПО, например, над EMACS — текстовым редактором для мини-компьютеров семейства PDP. Позднее редактор продали коммерческому дистрибьютору. В 1984 году Столлман решил основать проект свободного ПО под названием GNU (рекурсивный акроним от англ. GNU’s Not UNIX).
В рамках этого проекта энтузиасты придумали термин «свободное ПО» и сформулировали его критерии: использование, изучение, шеринг и улучшение. Они опубликовали манифест GNU. В 1985 году Столлман основал фонд Free Software Foundation (FSF) для развития свободного ПО за счет пожертвований. В 1989 году появилась первая версия лицензии GPL — General Public License («Универсальная общественная лицензия GNU»). Она должна защитить свободу всех пользователей программ, давать права на копирование, модификацию и распространение софта. Столлман добавил в лицензию понятие «авторское лево» в противовес «авторскому праву», по которому пользователи всех производных программ получают все оригинальные права создателя. Позднее появились другие лицензии, которые позволяют использовать свободное ПО, например, лицензия MIT от Массачусетского технологического института или лицензия BSD от Калифорнийского университета в Беркли.
К 1991 году разработчикам удалось создать независимую работоспособную ОС, но ей не хватало ядра. Тогда Линус Торвальдс выпустил ядро Linux с открытым кодом, а в 1992 году лицензировал его по GPL.
В середине 1990-х годов в open source пришла первая крупная компания Netscape. Ее браузер Navigator был одним из самых популярных в мире, но с появлением Internet Explorer он стал вытесняться с рынка. В 1998 году в Netscape решили открыть исходный код своего браузера. Год спустя компании не стало, но исходный код Navigator стал основой для одного из самых популярных браузеров — Mozilla Firefox.
В 1998 году возникла организация Open Source Initiative (OSI), которая занимается популяризацией открытого кода. В том же году разработчики придумали альтернативу термину «свободное ПО». Они решили внедрить понятие open source, чтобы сменить парадигму бесплатности на доступность. Впоследствии разработчики Эрик Реймонд и Брюс Перенс написали «Определение Open Source».
В 2014 году представители фонда поддержки открытых проектов Linux Foundation заявили, что в будущем 80% стоимости технологий будет приходиться на открытый код и только 20% — на платные программы.
Плюсы открытого кода
Обсуждения плюсов и минусов и активны по сей день. Однако многие разработчики сходятся в общем понимании позитивных и негативных сторон опенсорс-проектов.
Для пользователей
- Долгосрочная поддержка — в интересах опенсорс-сообщества развивать проект как можно дольше, в то время как корпорации постоянно обновляют версии и выпускают новые продукты на смену старым, чтобы брать с потребителей деньги.
- Экономия денег — за продукт и его новые версии не нужно платить.
- Конфиденциальность — корпорации зачастую собирают личные данные потребителей для таргетинга и прочих целей. К примеру, Microsoft уличили в том, что она собирала персональные данные 300 тыс. госслужащих Нидерландов через Office ProPlus без разрешения и документации.
- Простая обратная связь — индивидуальные разработчики и небольшие группы программистов реагируют на баги и ошибки гораздо быстрее, чем крупные компании.
Для разработчиков:
- Возможность находить любое ПО для работы, обучения и развития собственных проектов.
- Уверенность в том, что софт постоянно поддерживается разработчиком, часто обновляется и получает необходимые функции.
- Возможность адаптировать ПО к своим потребностям.
- Экономия денег, которые можно дополнительно вложить в нужный коммерческий софт.
Для корпораций:
- Участие в открытых проектах позволяет привлечь внимание к другим своим программам, а также развивать собственную экосистему за счет усилий сторонних разработчиков.
- Вовлеченность открытого сообщества в проекты компании делает проще поиск и найм новых сотрудников.
- Покупка опенсорс-компаний позволяет удерживать таланты внутри компании; поддержка проектов извне мотивирует разработчиков активнее развивать их.
Минусы open source
Плагиат. Коммерческие структуры могут использовать открытый код для своих продуктов без указания его авторства. Иногда они вносят минимальные изменения в код, чтобы выдавать его за собственный. Подобное случилось с участниками проекта Leela, которые разработали бесплатный шахматный движок Chess Zero с настраиваемой нейронной сетью. Его использовала компания ChessBase, которая выпустила шахматную программу Fat Fritz. Пакет программ ChessBase Fritz компании стоит от €79 до €99. При этом она отрицает, что каким-либо образом задействовала открытый код.
Аналогичная история была и с Amazon Web Services, которая запустила CloudWatch Synthetics Recorder, расширение Chrome для записи взаимодействий с браузером. Однако данный сервис оказался полностью скопирован с проекта Headless Recorder, созданного разработчиком Тимом Нолетом. В AWS факт плагиата не признавали.
Отсутствие поддержки. Открытый код может использоваться в тех проектах, о которых его авторы даже не подозревают. Таким образом, они не могут оказывать должную поддержку. Кроме того, существует риск, что разработчик небольшого проекта отойдет от дел, а продолжать его дело будет некому, и код начнет устаревать. Проект Libraries.io обнаружил более 2 400 библиотек с открытым кодом, используемых минимум в 1 тыс. других программ, не получавших должного внимания со стороны опенсорс-сообщества. Для потребителя такой программы это может стать проблемой. К примеру, когда программист Азер Кочулу удалил свою библиотеку Leftpad из интернета, проблемы возникли у Facebook, Netflix и других проектов.
Незамеченные уязвимости. Каждый открытый проект зависит от более мелких. В этой цепочке зависимостей легко может возникнуть дыра в безопасности, которую могут долго не замечать. В 2014 году такая уязвимость в безопасности Heartbleed была обнаружена в OpenSSL — программе с исходным кодом, используемой практически всеми веб-сайтами, обрабатывающими платежи с банковских карт. Она делала все эти ресурсы уязвимыми для атак хакеров и кражи данных. По данным GitHub, 17% всех уязвимостей создаются со злонамеренными целями. Исследователи отмечают, что они могут просуществовать до четырех лет, прежде чем будут устранены.
Проекты с открытым кодом
Проекты GNU и Linux послужили основой для многих продуктов. А приход компании Netscape позволил привлечь внимание ИТ-гигантов, которые со временем начали активно вкладываться в open source.
Проект Debian, одной из старейших операционных систем, основанных на ядре Linux, с момента своего основания разрабатывался открыто. Фонд свободного программного обеспечения спонсировал проект с 1994 по 1995 год, а затем создатели организовали некоммерческую организацию «Программное обеспечение в общественных интересах» для финансирования Debian. Проект включает популярные бесплатные программы, такие как LibreOffice, браузер Firefox, почту Evolution, устройство записи дисков K3b, медиаплеер VLC, редактор изображений GIMP и программу просмотра документов Evince.
Организация Apache Software Foundation тоже начиналась как открытый проект по развитию одноименного программного обеспечения, в том числе веб-сервера Apache. Данный сервер считается одним из наиболее популярных. Он позволяет запускать сайты небольших проектов и малого бизнеса на WordPress. В наше время разработчики поддерживают множество софтверных проектов, которые имеют открытую лицензию Apache Software License. Спонсорами ASF выступают такие гиганты как Microsoft, Huawei и Amazon Web Sevices.
Компания Red Hat, производитель программного обеспечения на основе операционной системы Linux, возникла в 1995 году. Она не только выпускала софт, но и занималась технической поддержкой и обучением системных администраторов и разработчиков. В 2018 году компанию купила IBM.
Google развивалась благодаря Linux и открытому ПО. Компания сама поддерживает такие проекты как библиотека машинного обучения TensorFlow, язык программирования Go, ПО для автоматизации развертывания приложений Kubernetes и другие. В 2017 году Google открыла портал для 2 тыс. своих open source проектов. Компания делится своими наработками в области открытого кода, а также рассказывает о поддержке новых инициатив.
Microsoft, которая изначально была против open source, в последние годы также изменила отношение к свободному ПО. В 2018 году компания передала 60 из 90 тыс. своих патентов на разработки Open Invention Network (OIN) — организации, которая владеет патентами на программное обеспечение открытой экосистемы GNU/Linux и предоставляет право на их бесплатное использование. Чуть позже корпорация приобрела портал репозиториев открытого года GitHub, а также активно принимает участие в развитии открытых проектов, в том числе, Linux.
Организация Open Source Design объединяет дизайнеров, которые разрабатывают проекты с открытым кодом. Она существует более пяти лет. В работе организации принимают участие UX-дизайнеры Mozilla, GNOME, Fedora, Canonical (Ubuntu), WordPress, Drupal, Libre Office, «википедии» для дизайнеров XWiki и других компаний.
В науке опенсорс-подход распространяется не только на открытое ПО, но и на публикации работ исследователей, открытое рецензирование и развитие открытых образовательных ресурсов. Еще в 1991 году физик Пол Гинспарг основал электронный архив arXiv при Лос-Аламосской национальной лаборатории для публикации в открытом доступе препринтов. Теперь там публикуются работы не только по физике, но и по медицине, математике и еще ряду направлений. Европейская организация по ядерным исследованиям (ЦЕРН) поддерживает не только выпуск оборудования с открытым исходным кодом и открытой лицензией, но и собственный портал открытых данных. Ученые применяют инструменты с открытым кодом также для того. чтобы раскрывать методологию своих исследований. К примеру, они используют Open Notebooks для документирования рабочих процессов.
Продукты с открытым кодом используют не только специалисты, но и обычные пользователи, причем иногда они даже не подозревают об этом. LibreOffice, OpenOffice и NeoOffice позволяют бесплатно работать с текстовыми документами, таблицами, графиками, рисовать и делать презентации. 7-Zip, файловый архиватор с высокой степенью сжатия, помогает экономить место на ПК и передавать большие файлы. Графический редактор GIMP способен заменить Photoshop, так как включает инструменты цветокоррекции, фильтры, рисующие инструменты, маски и слои.
Примеру опенсорс-проектов следуют и корпорации, которые открывают свои программы для улучшения. Так, Microsoft решила поделиться кодом приложения «Калькулятор» для Windows, чтобы открытое сообщество предлагало для него исправления и новые функции.
Открытый исходный код в наши дни помогает поддерживать технологии искусственного интеллекта, блокчейна и сложных вычислений. Согласно отчету Red Hat, который опросил 1 250 ИТ-лидеров по всему миру, 90% этих предприятий используют открытый исходный код: 64% компаний задействуют такое ПО для модернизации инфраструктуры, 54% — для разработки приложений, 53% — для цифровой трансформации. За последние два года эти показатели увеличились на 11%, и в будущем открытый код, вероятно, поможет заменять ручные процессы автоматизированным управлением на программном обеспечении, способствуя инновациям.
Авторский курс А.И. Савельева «Правовые аспекты разработки программного обеспечения»
Программное обеспечение лежит в основе всех современных IT-технологий и многих цифровых продуктов. Цифровизация деятельности организации также предполагает использование программных продуктов, в том числе специально разработанных под ее нужды и с учетом особенностей ее бизнес-процессов. Все это ставит вопрос о корректном оформлении отношений с работниками, а также иными разработчиками такого программного обеспечения и минимизации рисков, связанных с использованием open source продуктов. Схожие вопросы возникают и при разработке собственных продуктов, предполагающих последующую коммерциализацию. В рамках данного курса будут рассмотрены основные вопросы, которые возникают перед юристом при обеспечении юридической чистоты программного кода, лежащего в основе таких продуктов, в том числе с учетом существующих особенностей процессов разработки типа Agile. Кроме того, будут детально рассмотрены особенности наиболее распространенных open source лицензий, которые сопровождают программные модули и иные компоненты, широко используемые при разработке программных продуктов.
Продолжительность обучения – 21 ак. час
Обучение проходит в форме онлайн-лекций по будням с 09.30 по московскому времени. В онлайн-обучении могут принять участие слушатели из любой точки России и других регионов мира. Лекции проводятся на платформе Webinar, где транслируется звук, видео и презентация лектора. Слушатели могут задавать вопросы лектору в чате.
Слушатели получают доступ к записям всех лекций в рамках данного курса на период обучения, а также в течение календарного года с момента его окончания.
Целевая аудитория
Лекторы
к.ю.н., юрист компании IBM (Россия/СНГ), доцент факультета права НИУ ВШЭ, член Консультативного совета при Роскомнадзоре
Программа
1. Особенности программного обеспечения как объекта интеллектуальной собственности.
Охраноспособные элементы программного обеспечения. Исходный код, объектный код и его виды, подготовительные материалы. Особенности правовой охраны аудиовизуальных отображений компьютерной программы. Виды компьютерных программ. Соотношение с базами данных. Правовой режим версии программы и иных модификаций.
2. Особенности договорных отношений, опосредующих разработку программных продуктов.
Существующие подходы к разработке программных продуктов. Особенности методологии Agile и ее влияние на договорно-правовые конструкции. Квалификация договоров на разработку программного обеспечения, преимущества и недостатки отдельных видов договоров. Ключевые условия договора, на которые следует обратить внимание. Проблематика служебных произведений. Анализ типичных ошибок, совершаемых при оформлении отношений с работниками, создающими программный код и возможных способов их решения.
3. Особенности использования open source — решений при разработке программных продуктов.
Понятие open source и его особенности. Сфера применения open source лицензий и модели коммерциализации. Виды open source лицензий. Ключевые положения лицензий BSD, MIT и Apache 2.0 и требования, которые необходимо соблюсти для использования программного кода, лицензируемого на их условиях, при разработке собственных продуктов. Особенности условий лицензий семейства GPL и LGPL. Риски, порождаемые использованием подобных лицензий при разработке собственных продуктов. Порядок определения права применимого права к open source лицензиям. Анализ существующей судебной практики по вопросам применения open source лицензий.
Условия участия
Объем обучения
Стоимость
19 900 рублей 00 коп. (НДС не облагается).
При заключении договора с физическим лицом предоставляется скидка в размере 15%.
Если слушатель самостоятельно оплачивает обучение, слушатель при определенных условиях может возместить расходы за обучение в нашем Институте в размере 13% от стоимости обучения. Для этого необходимо подать в налоговую инспекцию следующий пакет документов: копии договора на оказание образовательных услуг, акта выполненных работ, документов, подтверждающих оплату и копию Лицензии на право ведения образовательной деятельности Института, а также заполненную форму декларации 3-НДФЛ. Подробности уточняйте в своей налоговой инспекции.
Скидки
На оплату участия в семинарах действует система скидок. Подробнее смотрите здесь
Порядок регистрации
— Для участия необходимо пройти регистрацию на сайте Института не позднее, чем за 1 день до начала обучения
— По завершении регистрации участник получает ссылку на счет к оплате (при оплате юридическим лицом), либо ссылку на скачивание реквизитов для оплаты банковским переводом со счета плательщика и ссылку на страницу для онлайн-оплаты банковской картой (при оплате физическим лицом).
— После регистрации Институт направляет по электронной почте договор на повышение квалификации для подписания.
— Оплата производится после заключения договора путем безналичного перевода или посредством банковской карты. При оплате безналичным переводом необходимо выслать Институту копию платежного документа по электронной почте.
Если для заключения договора необходимо ознакомиться с уставными документами Института, данные документы можно увидеть и скачать здесь
Требования к слушателям
К обучению допускаются лица, имеющие и (или) получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Для формирования личного дела слушателя и передачи данных в ФРДО необходимо предоставить следующие документы
— копия диплома об образовании
— копия СНИЛС
Вышеперечисленные документы необходимо самостоятельно подгрузить до начала обучения в Личном кабинете в разделе «Карточка слушателя» на официальном сайте Института.
Порядок проведения
— Обучение проходит при помощи электронных образовательных технологий в виде трансляции «живых» онлайн-лекций преподавателей. В ходе онлайн-лекции участники имеют возможность задавать вопросы лектору посредством онлайн-чата в отведенное лектором время и получать немедленный ответ.
— Онлайн-занятия в рамках курса проходят несколько раз в неделю по будним дням и рассчитаны на 2-4 академических часа каждая.
— Онлайн-занятия проходят в утреннее время (с 09.30 по московскому времени).
— Точное расписание онлайн-лекций высылается участникам программы обучения в преддверии очередной недели обучения и может меняться в ходе реализации образовательной программы.
— Ссылку на онлайн-трансляцию вебинара зарегистрированный участник (внесенный в список слушателей) получает на указанную при регистрации электронную почту в день проведения онлайн-лекции (за 30 минут до ее начала). Переход по ссылке выводит участника напрямую на страницу, на которой осуществляется трансляция вебинара.
— Слушателям обеспечивается доступ к записям всех онлайн-лекций в рамках данного курса на период обучения, а также в течение календарного года с момента его окончания. По истечении данного срока записи автоматически удаляются с сервера. Записи доступны в личном кабинете слушателя на сайте Института.
Оформление результатов обучения
По окончании программы обучения слушателям, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации.
Технические условия
— Онлайн-лекции проводятся на платформе Webinar.ru.
— Для максимально удобного участия в вебинаре на планшете или смартфоне рекомендуется скачать бесплатное приложение Webinar
— Для участия в вебинаре требуется подключенный к скоростному интернету компьютер (скорость интернета не ниже 2,5 Мбит/с) и наушники/колонки. Наличие микрофона или видеокамеры не требуется.
— При низкой скорости интернета могут возникнуть задержки звука и видео при трансляции вебинара. В связи с этим всем потенциальным участникам необходимо заблаговременно до начала вебинара протестировать технические возможности своего компьютера и скорость Интернета пройдя по ссылке «тест системы».
Более подробно о технических условиях участия в онлайн-лекциях смотрите здесь.