Что такое суффиксальный способ

Способы образования имен существительных: суффиксальный, приставочный, словосложение, правила русского языка и примеры

Лексический состав русского языка непрерывно обогащается на протяжении всей его истории. Одна из самых распространенных частей речи – существительное. Образуются новые слова в этой части речи при помощи четырех главных, самых продуктивных способов образования имен существительных. Самый действенный и простой из них – морфологический. Также существует морфолого-синтаксический, лексико-семантический и лексико-синтаксический способ.

Суффиксальный способ

Вначале следует рассмотреть виды морфологического способа образования имен существительных в русском языке. Самый простой и продуктивный среди них – суффиксальный. При использовании такого способа к уже существующим именам существительным, глаголам или прилагательным, иногда только к их основам, прибавляют суффикс, в результате получается новое имя существительное.

Вам будет интересно: Автоматическая межпланетная станция “Вояджер-1”: где сейчас находится, основные исследования и выход за пределы гелиосферы

Вам будет интересно: Сколько времен в русском языке и как их выучить иностранцу? Аналогия с английским

Чаще всего при таком способе образования используют суффиксы -ник (ученик, отличник), -щик (ямщик, каменщик), -ик (чаще всего при его помощи происходит образование формы существительных уменьшительно-ласкательного характера, например, столик), -ист (баянист, анархист), -тор (изолятор, фиксатор), -ость (используют при образовании абстрактных существительных, например, трусость или храбрость), -ие (ье) (для имен существительных со значением места, например, полесье или заречье) и некоторые другие.

Имена существительные женского рода, обозначающие род деятельности или другой признак, зачастую образуются напрямую от глагола или от существительного мужского рода. Часто для такого способа образования имен существительных используются суффиксы -ниц-а (правительница, работница), -чиц-а (щиц-а) (летчица, экскаваторщица), -иц-а (певица, владелица) и некоторые другие.

Бессуффиксальный способ

Вам будет интересно: Понятие того, что такое созвучные слова

Бессуфиксальный способ является одним из самых непростых способов среди перечисленных. Именно с ним часто связаны трудные случаи образования форм имен существительных.

На самом деле, если как следует освоить этот вид морфологического словообразования, то он не покажется вам таким уж и сложным. Чаще всего бессуфиксальным способом образуют так называемые отглагольные существительные. Берется начальная форма глагола, которая также называется инфинитивом, после чего отсекается часть слова, например, от глагола “входить” с помощью отсечения частей слова -и- и -ть образовано отглагольное существительное вход. В русском языке можно встретить множество подобных слов, образованных при помощи этого способа.

Немного реже можно встретить существительные, образованные от имен прилагательных, при помощи того же бессуфиксального способа и отсечения окончания слова. Например, существительное “даль” образовано от прилагательного далекий.

Префиксальный способ

Префиксальный (он же приставочный) способ образования имен существительных в русском языке является одним из самых простых и в то же время распространенных. При использовании этого способа к уже существующему существительному прибавляется приставка, которая меняет его значение, однако новое слово всегда принадлежит к той же части речи.

Наиболее частые случаи применения такого способа: приставка обозначает противоположность чему-либо, новое слово часто становится антонимом к исходному слову (социальность – асоциальность, вменяемость – невменяемость, реклама – антиреклама, предел – беспредел). Префикс обозначает увеличение значения (человек – сверхчеловек, модель – супермодель, звук – ультразвук). Приставка указывает на положение ниже (заголовок – подзаголовок, президент – вице-президент). Префикс указывает на повторность действия (выбора – перевыборы, трансляция – ретрансляция).

Префиксально-суффиксальный способ

При префиксально-суффиксальном способе образования имен существительных к исходному слову одновременно прибавляют и приставку, и суффикс. Можно условно выделить две группы приставок и суффиксов, которые участвуют в таком способе словообразования.

Первая группа. Префикс обозначает отсутствие чего-либо или обратную направленность, а суффикс означает расстояние или средство против чего-либо. Например: вера – безверие, работа – безработица, грипп – антигриппин.

Вторая группа. И приставка, и суффикс имеют пространственное значение. Например: междуречье, побережье.

Словосложение

При использовании словосложения складываются две или более основ уже существующих слов и в результате получают новое. При помощи такого способа зачастую происходит образование сложных имен существительных.

Вот основные случаи применения словосложения в русском языке:

– Соединяются две основы, именная и глагольная при помощи соединительное гласной о или е, редко используются суффиксы. Например: пылесос, краскотерка.

– Соединяются две основы существительных, используется соединительная гласная или дефис вместо нее. Например: юго-восток, машиностроение.

– Соединяются основы имени существительного и имени прилагательного при помощи соединительной гласной о. Например: чернозем, Кисловодск.

– Соединяются при использовании суффикса основы имени существительного и имени числительного. Например: пятиугольник, трехлетка.

– Соединяются основы имени существительного и местоимения при помощи суффикса. Например: самокритика, самоконтроль.

– Соединяются основа имени существительного и словообразовательные элементы международного использования. Например: агропромышленность, автоклуб, велотрек, киноклуб, зоотехник.

Усечение

Усечение вряд ли можно отнести к основным способам образования имен существительных, он используется не слишком часто и слова, образованные при помощи усечения, зачастую используются в разговорной речи.

При использовании этого способа происходит усечение основы исходного слова, например: специалист – спец, заведующий – зав.

Лексико-семантический способ

Лексико-семантический способ относится к более сложным и менее распространенным в современном русском языке. При использовании такого способа переосмысляется лексическое и грамматическое значение уже существующего в языке существительного, без изменения его внешней формы. Часто такие слова являются омонимами уже существующих, полностью теряя все лексические связи с исходным словом.

Например: бригадир (в значении военного чина) и бригадир (в значении руководителя бригады на производстве).

Лексико-синтаксический способ

При использовании лексико-семантического способа образования имен существительных новое слово возникает благодаря слиянию устоявшегося словосочетания. Например: кровопролитие, сумасшедший.

В разговорной речи часто можно встретить существительные, которые образованы по такой схеме. Часто эти слова образованы на базе имени прилагательного при использовании суффикса -к. Например: высотка, визитка. Также очень часто такой способ словообразования встречается в названиях продуктов (гречка, тушенка, сгущенка).

Субстантивация

Субстантивация также иногда называется морфолого-синтаксическим способом. В таких случаях слово переходит из одной части речи в другую без изменения его внешней формы. Чаще всего в разряд имен существительных переходят имена прилагательные. Например: учительская, булочная, знакомый.

Иногда также можно встретить случаи субстантивации причастий. Например: пострадавший, курящий.

Образование множественного числа имен существительных

Помимо образования новых слов, в частности, имен существительных, трудности также может вызвать их изменение по формам, родам, падежам и числам. Чаще всего у носителей языка и людей изучающих его с нуля проблемы возникают именно с образованием имен существительных множественного числа.

Наиболее базовые правила таковы: к существительным мужского рода прибавляют окончание -ы (и) во множественном числе, к существительным женского рода – окончание -ы или -и (в зависимости от окончания в единственном числе), к существительным среднего рода – окончания -а или -я, также в зависимости от окончания в единственном числе.

Однако существует множество слов, которые не поддаются общепринятым правилам русского литературного языка при образовании формы множественного числа. Написание таких слов стоит проверять в словарях или других источниках. Наиболее распространенные случаи: директор (правильно – директора), слесарь (правильно и слесари и слесаря), крем (правильно – крема) и другие.

Освоив все способы словообразования имен существительных, можно с легкостью создавать неологизмы русского языка в устной речи, также это поможет с грамматическим разбором предложения и изменением слова по падежам, родам и числам.

Правила образования слов в современном русском языке

Образование слов в современном русском языке — особенности

Словарный состав русского языка рассматривается в разделе лингвистики, именуемом «лексикой». Лексика в какой-то степени явление живое, поскольку она постоянно развивается, обогащаясь новыми словами. Развитие осуществляется как через заимствования, так и через следующие способы образования новых слов:

  • морфологический;
  • лексико-синтаксический;
  • морфолого-синтаксический;
  • лексико-семантический.

Представленные выше разновидности делятся на две группы: морфологические и неморфемные разновидности словообразования.

Основные морфологические и неморфемные способы

Морфологический способ базируется на взаимодействии морфем, к которым относятся приставки, корни, суффиксы и окончания. Необходимо сразу отметить, что окончания в словообразовании не участвуют, поскольку являются формообразующей морфемой.

К неморфемным относятся те виды словообразования, где новые слова формируются не благодаря взаимодействию морфем, а через процессы слияния или сращения основ (диван-кровать), корней (бензовоз) и так далее.

Кроме того, к данной разновидности относится переход из одной части речи в другую, а также употребление слова в новом значении (сестра — родственница и сестра — медицинский работник).

Ярким примером перехода из одной части речи в другую является, к примеру, слово «выходной». Изначально оно рассматривалось как прилагательное, но в последнее время чаще выступает в контексте в качестве существительного.

Морфологические способы словообразования

Особое место в русском языке с точки зрения орфографии отведено морфологическим способам появления новых слов. Дело в том, что правописание построено на морфемных принципах, то есть выделяют правописание таких морфем, как приставок, корней, суффиксов и окончаний. По этой причине умение определить морфемный состав слова позволяет увидеть в его морфемах (частях) наличие орфограмм.

В русском языке широко используются все морфологические способы, которые представлены ниже.

Приставочный способ

Приставка — это значимая морфема, которая всегда находится перед корнем: ехать — по-ехать. В приведенном примере видно, что «поехать» образовано от «ехать» путем присоединения приставки «по», которая показывает начало действия.

Следовательно, речь здесь идет о приставочном способе, суть которого заключается в присоединении упомянутой морфемы к исходному слову. Отличительной чертой приставочного способа является присоединение приставок к уже сформированным исходным словам: ехать — поехать, шить — зашить.

При этом образованное слово будет относиться к той же части речи, что и исходное.

Этим способом чаще всего пополняется ряд:

  • имен существительных (дедушка — ПРА — дедушка);
  • имен прилагательных (мудрый — ПРЕ-мудрый);
  • глаголов (спать — ПО-спать).

Говоря о глаголах, нужно отметить, что, благодаря приставке, здесь часто меняется форма: читать — ПРО-читать. Наличие приставки «про» позволило образовать форму совершенного вида.

Приставочный способ в образовании наречий чаще всего проявляется в использовании приставки «не»: хорошо — нехорошо. К тому же использование этой морфемы кардинально меняет смысл слова.

Что касается местоимений, то для их образования приставочным способом характерно только употребление приставки «кое»: кое-кто, кое-где. Особенностью здесь будет являться дефисное написание.

Суффиксальный способ

Данным путем образуются слова, когда к основе исходного слова присоединяется только суффикс: суп — суп-ЧИК, нож — нож-ИК. Сложность работы со словами, образованными данным способом, заключается в многообразии суффиксов. Чтобы не допускать ошибок, следует помнить, что каждая часть речи имеет, как правило, свои суффиксы. И у каждого суффикса есть свое значение.

Существительные, образованные суффиксальным способом:

  • лес + суффикс -ник – получается лесник;
  • груз + суффикс -чик- получается грузчик;
  • велосипед + суффикс -ист- получается велосипедист;
  • строить + суффикс -тель- получается строитель;
  • смелый + суффикс -ость- получается смелость;
  • удивить + суффикс -ени- получается удивление;
  • нос + суффикс -ик- получается носик.
  • удача + суффикс -лив- получается удачливый;
  • сон + суффикс -н- получается сонный;
  • орел + суффикс -ин- получается орлиный;
  • темный + суффикс -еньк- получается темненький.

Что касается наречий, образованных присоединением суффикса, то в качестве словообразующей морфемы используется только метод присоединения суффикса -о-. При этом наречия образуются преимущественно от прилагательных: медленно от медленный, бесшумно от бесшумный.

Образуются суффиксальным способом от глагола причастия и деепричастия. Например: причастие «читаемый» образовано от глагола «читать» путем присоединения суффикса «ем». А деепричастие «увидев» образовано от глагола «увидеть» с помощью суффикса «в».

Приставочно-суффиксальный способ

Суть данного способа, в отличие от приставочного или суффиксального, заключается в одновременном добавлении к основе исходного слова приставки и суффикса. Ярким тому примером является слово «подснежник», где к основе «снег» добавлено сразу две морфемы. Это приставка «под» и суффикс «ник».

Этим способом могут быть образованы не только существительные, но и прилагательные, глаголы и наречия.

Если, например, к существительному «город» добавить приставку за- и суффикс -н-, то получим прилагательное «загородный».

Или если к глаголу «бежать» одновременно добавить приставку раз- с суффиксом -ся, то можно образовать слово «разбежаться».

Когда к прилагательному «новый» добавляется сразу приставка по- с суффиксом -ому, то получается наречие «по-новому».

Бессуффиксный способ

Сложнее всего распознать слово, образованное бессуффиксным способом. Таким путем сформировано, например, слово «выход». Чтобы не ошибиться, указывая, что здесь к основе «ход» добавили приставку ВЫ-, следует помнить следующие нюансы:

  • этим способом формируются отглагольные существительные, например, выход от выходить или переезд от переездить;
  • характерен бессуффиксный способ для формирования существительных от прилагательных: даль от далекий, синь от синий, зелень от зеленый и так далее.

Для распознания данного способа на практике нужно понимать, что у глаголов отсекается в первую очередь суффикс, а вместе с ним и окончание. У прилагательных преимущественно убирается окончание, а в отдельных случаях вместе с ним и суффикс.

Если говорить о частоте использования того или иного способа, то из неморфемных способов не будут уступать морфологическим следующие разновидности, которые также относятся к широко используемым.

Сложение из двух слов

Сложение как разновидность словообразования строится на соединении двух слов в одно.

Это становится результатом появления слов, имеющих два корня. Сложение слов в одних случаях осуществляется с использованием соединительной гласной, именуемой в научных кругах «интерфиксом» (землетрясение), а в других случаях обходится без нее.

В первом случае слова, образованные с помощью соединительных гласных -О- или -Е-, относятся к простым способам использования интерфикса.

Более сложным способом считается одновременное употребление интерфикса и суффикса -К-. Слово, например, «мясорубка» сформировано от словосочетания «рубить мясо» через присоединение соединительной гласной «о» и суффикса -К-.

Сложение без соединительной гласной в свою очередь имеет три разновидности:

  1. Сложение целых слов. Это слова «ковер-самолет», «диван-кровать», «скатерть-самобранка» и другие.
  2. Сложение усеченной основы и слова: медсестра, медпункт, стенгазета и прочие.
  3. Сложение усеченных основ слов: мопед, завхоз, завуч и так далее.
  4. Аббревиация. Это соединение в одно слова начальных букв слов или словосочетаний. Подобным образом образованы слова «МХАТ» от Московский Художественный театр, «МИД» от Министерство иностранных дел и прочие.

Переход одной части речи в другую

Переход из одной части речи называется конверсией. Конверсия характерна далеко не для всех частей речи. Ей преимущественно подвержены:

  • имена прилагательные, которые часто становятся существительными: выходной (день) — выходной;
  • переход существительного, находящегося в форме Т.п, в наречие: боком (удариться) — боком (пройти);
  • переход деепричастий в ряд служебных частей речи: благодаря (друга) — благодаря (стараниям).
Читайте также:  Что такое зависимый характер

Неморфологические (неморфемные) способы словообразования

Ряд неморфемных способов не ограничивается представленными выше разновидностями. Без взаимодействия морфем обходится морфолого-синтаксический, а также лексико-синтаксический и лексико-семантический способ.

Словообразование, основанное на морфолого-синтаксическом способе, базируется как раз-таки на рассмотренном выше переходе слова из одной части речи в другую.

Лексико-синтаксический вид словообразования представляет собой некую игру слов, когда вместо устойчивого словесного оборота появляются новые слова, например, «сумасшедший» вместо с ума сшедший или «долгожданный» вместо жданный долго.

Что касается лексико-семантического вида образования новых слов, здесь ключевым акцентом является значение слова. В результате из слов с многозначным значением появляются омонимы, слова разные по значению, но одинаковые по написанию: лук (овощ) и лук (оружие).

Омонимия в ряде случаев стала причиной появления таких понятий, как омографы, омофоны и омоформы.

Омографы, что дословно пишу одинаково, имеют совершенно одинаковый облик слов. Разнятся они произношением: мука’ — му’ка (чувство).

Омофоны, в отличие от омографов, имеют одинаковое звучание, но различное написание: отворила (дверь) — отварила (овощи).

В омоформах акцент сделан на сходстве формы слова. Такие пары слов и пишутся одинаково, и одинаково звучат, например, печь (глагол) — печь (существительное).

К тому же, если слово употреблено в переносном значении, то оно также считается разновидностью лексико-семантического способа: древний храм (здание) — храм (переносное значение) природы.

Таблица с примерами

В таблице ниже собран перечень разновидностей словообразования, широко используемых в русском языке. Лексико-семантический вид в школьной программе расценивается преимущественно как разновидность лексики.

Бессуффиксный способ словообразования, суффиксальный, приставочный

Иногда бывает сложно определить способ образования слова, например: никому, перерыв.

Чтобы определить способ образования данного слова, нужно выделить его основу и подобрать однокоренное слово (однокоренные слова), ближайшее по составу и по смыслу, т.е. включающее как можно больше тех же морфем и связанное с ним лексически, например: никому ← кому.

Чаще всего, как в данном случае, в производящей основе меньше морфем, чем в производной.

Однако иногда бывает наоборот: новое слово образуется путём усечения суффикса и сокращения основы, например:

Затем нужно сопоставить состав разбираемого и ближайшего родственного слова и установить способ словообразования.

Так, например, слово никому образовано приставочным способом, а слово перерыв – бессуффиксным способом.

Образование слова иногда сопровождается чередованием, которое может вызвать сомнения в том, от какой основы и каким способом образовано данное слово, например: россыпь ← рассыпать (бессуффиксный).

Самая распространённая ошибка при определении способа словообразования — неверный подбор слова с производящей основой в словообразовательном звене, в результате которого неправильно определяют и способ словообразования, например:

переход ← ход (приставочный способ).

По лексическому значению слово переход ближе к глаголу переходить, чем к существительному ход, поэтому словом с производящей основой в данном случае является глагол переходить, от которого слово переход образовано бессуффиксным способом:

переход ←переходить (бессуффиксный способ словообразования).

Производные и иноязычные по происхождению приставки можно спутать с корнем и вследствие этого ошибочно определить способ словообразования как сложение, например:

Запомните наиболее распространённые приставки, которые не следует путать с корнем:

меж-, сверх-, супер-, пост-, контр-, дез-.

Основные способы образования слов в русском языке

Слова в русском языке чаще всего образуются от других слов следующими путями: с помощью прибавления приставок и суффиксов, с помощью сложения, с помощью перехода слова от одной части речи в другую.

Образование слов с помощью приставок и суффиксов

Слово может быть образовано от другого слова с помощью прибавления приставки. Такой способ словообразования называется приставочным. При приставочном словообразовании новое слово относится к той же части речи, что и то, от которого оно образовано.

Бежать — у-бежать. (Оба слова являются глаголами.)

Школьный — до-школьный. (Оба слова являются прилагательными.)

Дедушка — пра-дедушка. (Оба слова являются существительными.)

Слово может быть образовано от другого слова с помощью прибавления суффикса. Такой способ словообразования называется суффиксальным. В отличие от приставок, многие суффиксы способны из слов одной части речи образовывать слова другой части речи.

Дом — дом-ик. (Суффикс -ик- привносит уменьшительно-ласкательное значение. Часть речи не меняется.)

Сила — силь-н-ый. (Суффикс -н- способствует образованию прилагательного от существительного.)

Удиви-ть — удиви-тельн-ый. (Суффикс -тельн- способствует образованию прилагательного от глагола.)

Слово может быть образовано от другого слова с помощью одновременного прибавления приставки и суффикса. Такой способ словообразования называют приставочно-суффиксальным.

Скорый — у-скор-и-ть. (Приставка у- и суффикс -и- способствуют образованию глагола от прилагательного.)

Есть — на-есть-ся. (Приставка на- и суффикс -ся- способствуют образованию глагола со значением максимальной полноты действия от другого глагола.)

Особый способ словообразования — бессуффиксный. Обычно этим способом существительные со значением действия образуются от глаголов: беж-а-ть — бег. При бессуффиксном словообразовании суффикс не прибавляется, а, наоборот, пропадает (усекается).

Переход-и-ть — переход. (Усечение суффикса -и- способствует образованию существительного от глагола.)

Крич-а-ть — крик. (Усечение суффикса -а- способствует образованию существительного от глагола.)

Реже бессуффиксным способом образуются существительные от прилагательных. В этом случае при словообразовании суффиксы не усекаются, они вообще не используются.

Глуx-ой — глушь- . (Существительное образовалось от прилагательного без помощи суффикса.)

Тих-ий — тишь- . (Существительное образовалось от прилагательного без помощи суффикса.)

Образование слов с помощью сложения

С помощью сложения происходит образование сложных слов путем соединения частей нескольких слов в одно. При этом могут соединяться в единое целое два полных слова, а также несколько основ.

При сложении целых слов первая часть полученного сложного слова обычно не теряет своего окончания, склоняются обе части сложного слова:

ракета-носитель, (в) ракетЕ-носителЕ, ракетЫ-носителИ.

При сложении основ первая часть полученного сложного слова уже не способна к самостоятельному изменению: плащ-палатка, (в) плащ-палатке.

Сложение основ обычно происходит с помощью соединительных гласных -О-, -Е-, -И-.

Темн-О-кожий (от словосочетания темная кожа).

Угл-Е-добывающий (от словосочетания добывать уголь).

Сем-И-летний (от словосочетания семь лет).

Иногда при сложении основ соединительные гласные не используются. Обычно это происходит в словах, где первую часть составляет не полная основа, а ее часть. В подобных случаях часто сокращению подвергается не только первая основа, но и другие основы слов, от которых образовано данное сложное слово.

Стенгазета (от словосочетания стенная газета).

Спецкор (от словосочетания специальный корреспондент).

ФСБ (от словосочетания Федеральная служба безопасности).

Особым случаем сложения считается слияние. Часто употребляемое словосочетание иногда превращается в единое сложное слово. При этом не происходит сокращения основ и не используются соединительные гласные.

Ума лишенный — умалишенный. (В этом слове нет соединительной гласной, потому что слово в р. п., ед. ч. с окончанием -а слилось с идущим далее словом.)

Быстро растворимый — быстрорастворимый. (В этом слове нет соединительной гласной -О-, потому что наречие с суффиксом -О- слилось с идущим далее словом.)

Образование слов путем перехода слова из одной части речи в другую

Новые слова могут образовываться с помощью перехода слова из одной части речи в другую. Внешняя форма слова при этом может не меняться.

Столовая (комната) — (заводская) столовая. (Прилагательное столовая перешло в существительное столовая.)

Дежурный (курсант) — дежурный (при входе). (Прилагательное дежурный перешло в существительное дежурный.)

Переход из одной части речи в другую очень типичен для русского словообразования. Ниже приводятся наиболее распространенные типы подобных переходов.

Морфологическое словообразование: суффиксальный способ

Один из продуктивных способов морфологического словообразования существительных — суффиксальный.

Огромное количество суффиксов, участвующих в образовании имён существительных, можно разделить на следующие группы:

  1. суффиксы, служащие для образования названий предметов;
  2. суффиксы, употребляемые для образования названий лиц мужского и женского пола;
  3. суффиксы, служащие для образования отвлечённых существительных;
  4. суффиксы, служащие для образования существительных, передающих субъективную оценку.
  1. суффиксы – льник , – лк – ( а ) и суффиксы – щик ( – чик ) — существительные со значением орудия действия, наименования прибора: буди льник , холоди льник , вея лк а , гре лк а , молоти лк а , счёт чик , траль щик ;
  2. суффикс – льн – ( я ) — существительные женского рода со значением места действия: чита льн я , купа льн я , накова льн я ;
  3. суффикс –ие ( –ье ) — существительные со значением места: заречье , подножье , предгорье , предплечье ;
  4. суффикс –к– ( а ) — существительные, называющие предметы по характеризующему их признаку: кладов к а , анисов к а , жестян к а ; сюда же Третьяков к а (Третьяковская галерея);
  5. суффикс –ник — существительные, называющие вместилище (приспособление) для чего-либо или подо что-либо: бумаж ник , кофей ник , полов ник , свинар ник ;
  6. суффикс –ин– ( а ) — существительные со значением единичности: жемчуж ин а , бус ин а , солом ин а ; а также существительные со значением результата действия (образуются от основы глагола + –ин– ( а ) + приставка): в мятина , вы боина , за валина ;
  7. суффикс –тор — существительные мужского рода, обозначающие орудия действия, приборы, механизмы: фикса тор , изоля тор , сепара тор , аккумуля тор ;
  8. суффикс –л– ( о ) — существительные среднего рода со значением орудия действия: грузи л о , поддува л о , покрыва л о .
  1. суффиксы – щик ( – чик ): подпис чик , камен щик , гон щик , застрой щик , доклад чик , лёт чик ;
  2. суффикс -льщик (существительные, образованные от глагольных основ): бурильщик , строгальщик ;
  3. суффиксы – тель ( -и тель ): воспитатель , обвинитель , посетитель , заместитель ;
  4. суффиксы – ик , – ник — называние лиц по их отношению к предмету, профессии, а также со значением отношения лица к действию, поступку: хим ик , академ ик , безбож ник , ключ ник , завист ник ;
  5. суффиксы – овец , – ец , – ист — называние лиц по их отношению к учреждению, профессии, деятельности, идейному направлению: вуз овец , полковод ец , мичурин ец , журнал ист , криминал ист ;
  6. суффикс – ач — существительные для обозначения лиц по отношению к профессии, роду деятельности, а также по их характерному признаку: сил ач , цирк ач , бород ач ;
  7. суффиксы – ант ( – янт ), – ент — существительные для обозначения лиц по роду их занятий и деятельности: музык ант , эмигр ант , ассист ент , диссид ент ;
  8. суффикс – тор — существительные для обозначения лиц, связанных с определёнными действиями: опера тор , агита тор , ликвида тор , консерва тор ;
  9. суффиксы -анец ( – янец ), – ин , – анин ( – янин ), -чанин используются для обозначения лиц по отношению к стране, нации, к личному имени, для выражения идейных взглядов: алб анец , америк анец , иркут янин , горьковч анин , тат арин , арм янин , вольтерь янец ;
  10. суффиксы – ич , – ович ( – евич ) используются для называния лиц по отчеству: Анатольевич , Сергеевич , Борисович ;
  11. суффикс – ыш и суффиксы – ёнок , – онок (образование экспрессивно окрашенных существительных с оттенком фамильярности, пренебрежительности, ласкательности): мал ыш , глуп ыш , подкид ыш ; медвеж онок , волч онок , пострел ёнок .

Суффиксы, служащие для образования имён существительных женского рода:

  1. суффикс – к – ( а ) — принадлежность к какой-либо профессии, национальности, роду занятий, идейному направлению: артист к а , циркач к а , грузин к а , итальян к а , комсомол к а , горожан к а ;
  2. суффикс – ниц – ( а ) и суффиксы – щиц – ( а ), – чиц – ( а ), -льщиц- ( а ) — обозначение лиц по их профессиональной деятельности, по отношению к учреждению, роду занятий ( – ниц – присоединяется к существительным мужского рода на -тель или заменяет суффикс – ник – , к // ц ): учитель ниц а , писатель ниц а , волшеб ниц а ; бан щиц а , газет чиц а , строгальщица ;
  3. суффикс – ш – ( а ) используется для обозначения лиц по их профессии, роду деятельности, а также называния жён у лиц мужского пола: директор ш а , литератор ш а , генераль ш а ;
  4. суффиксы – ичн – ( а ), -иничн- ( а ), – овн – ( а ), – евн – ( а ) используются для называния лиц по отчеству: Саввична , Кузьминична , Ильинична , Владимировна , Дмитриевна .

Суффиксы, служащие для образования имён существительных с абстрактным значением:

  1. суффикс – ость ( – ность ) — существительные со значением отвлечённого качества, свойства: бодр ость , изыскан ность , готов ность , газет ность ;
  2. суффикс -мость ( -емость ) — существительные со значением состояния: заболеваемость , сопротивляемость ;
  3. суффиксы – ни -е ( – н -ье ), – ени -е — существительные со значением действия, процесса: достиж ени е , изобрет ени е , взыска ни е , стро ени е , сцепл ени е ;
  4. суффиксы – аци -я ( – яци -я ), -фикаци- ( я ) — существительные со значением действия: агит аци я , калькул яци я , мистификация ;
  5. суффикс – к -а — существительные (от глагольных основ) со значением действия: залив к а , браков к а , вклей к а ;
  6. суффикс – и -е ( -ьj-е ) — существительные со значением признака, свойства: усерд и е , изобил и е , раздоль [j ]е ;
  7. суффиксы -ств -о ( – еств -о ) — существительные со значением состояния, положения, деятельности: председатель ств о , автор ств о ; существительные с суффиксами -ианств-о ( -янств-о ) называют течение, идейное направление: конфуцианство , вольтерьянство ;
  8. суффикс – изм – — существительные, называющие учения, направления, склонности: демократ изм , материал изм , классиц изм , оптим изм , тур изм ;
  9. суффикс – ур – ( а ) — существительные, называющие сферу деятельности, отрасли искусства, профессии (образование слов иноязычного происхождения): скульпт ур а , архитект ур а , адвокат ур а , магистрат ур а ;
  10. суффикс – аж – — существительные, называющие действия, количества, указывающие на собирательное значение: монт аж , инструкт аж , метр аж , антур аж .
Читайте также:  Что такое зависание для чего оно применяется

Суффиксы субъективной оценки:

  1. суффиксы – ик , – чик образуют существительные мужского рода с уменьшительно-ласкательным значением: слон ик , стол ик , вопрос ик , разговор чик , мотор чик ;
  2. суффиксы – к – ( а ), – очк – ( а ), – иц – ( а ) образуют существительные женского рода с уменьшительно-ласкательным значением: дорож к а , тумб очк а , бан очк а , сестр иц а , метел иц а ;
  3. суффиксы – ц – ( е ), – ц – ( о ), – иц – ( е ), – ец – ( о ) образуют существительные среднего рода с уменьшительно-ласкательным значением: болот ц е , сен ц о , плать иц е , письм ец о , ружь ец о ;
  4. суффиксы -ушк -о ( – юшк -о ), -ушк -а ( – юшк -а ), – ышк -о образуют существительные всех трёх родов с уменьшительно-ласкательным значением: хлеб ушк о , пол юшк о , баб ушк а , дерев ушк а , дяд юшк а , хозя юшк а , ядр ышк о ;
  5. суффиксы – ишк – ( о ), – ишк – ( а ) образуют существительные всех трёх родов с пренебрежительно-презрительным значением, иногда — уменьшительно-ласкательным: воз ишк о , плут ишк а , письм ишк о , земл ишк а , брат ишк а , шалун ишк а ;
  6. суффикс – оньк -а ( – еньк -а ) образуют существительные мужского и женского рода с уменьшительно-ласкательным значением: дев оньк а , доч еньк а , кот еньк а , дяд еньк а ;
  7. суффикс – онк -а ( – енк -а ) образуют существительные мужского и женского рода со значением пренебрежительности: книж онк а , изб ёнк а , кофт ёнк а , мальч онк а ;
  8. суффикс – ищ – ( е ), – ищ – ( а ) образуют существительные всех трёх родов со значением увеличительности: таракан ищ е , волч ищ е , глаз ищ а .

Суффиксы, не участвующие в образовании новых слов, — –нь ( болез нь , жиз нь ), –ух ( пет ух , паст ух ).

Способы словообразования – что это такое, какие они бывают, как легко научиться их различать

Способы словообразования – что это такое и какими они бывают

В русском языке очень многие слова происходят друг от друга. Делают они это через разные способы словообразования. Например, был глагол «делать», от него образовалась форма настоящего времени «делает», от нее – причастие «делающий».

Давайте выясним, какие способы словообразования есть в русском языке и как в них легко и быстро разобраться.

Морфологический

В школе надо в первую очередь знать именно этот способ. Он подразумевает создание новых слов с помощью приставок и суффиксов. Если говорить более научно – с помощью аффиксов.

Внутри него выделяется несколько подтипов в зависимости от того, какой аффикс присоединяется. Разберем их.

Приставочный

Берется слово и к нему добавляется приставка. Появляется слово с другим значением. Например, было слово «тип», а стало – «подтип». Было «читать» – стало «прочитать».

Обратите внимание, присоединяться должна только приставка. Если присоединяется приставка вместе с суффиксом – это уже другой тип.

Суффиксальный

Когда новое слово образуется с помощью суффиксов. Был «лес», а стал «лесник». Был «двор», стал «дворник».

Этим же способом образуются отглагольные существительные: вдохновить – вдохновение, потеплеть – потепление, погрузить – погружение.

Приставочно-суффиксальный

Вот это как раз та ситуация, когда к слову добавляются сразу и приставка, и суффикс. Например: вода – подводник, стакан – подстаканник.

Бессуффиксный

С этим вариантом сложнее всего. Надо понять, что сначала у слова был какой-то суффикс, а потом он отпал. Тут важно еще разобраться, какое слово первично, а какое вторично.

Существительное «выход» появилось как раз благодаря бессуффиксному способу. Сначала люди «выходили» где-то, а потом назвали это место словом «выход». Оно появилось «удалением» суффикса «и».

Таким способом очень часто образуются существительные от глаголов. Например, сначала люди припевали, а потом назвали часть песни, которую припевают, «припевом», убрав при этом суффикс «а».

Вот еще интересный пример. Было слово «свинья» с суффиксом «j» (потому что «я» делится на «j» и «а»). Суффикс отпал и получилось прилагательное «свиной».

Постфиксальный

Когда добавляется постфикс. Основные постфиксы в русском есть такие: -ся, -то, -либо, -нибудь.

Вот и получается: умыть – умыться, кто – кто-то, какая – какая-либо, что – что-нибудь.

Приставочно-постфиксальный

По названию уже понятно, что прибавляется и приставочка, и постфикс.

Примеры: думать – додуматься, мурлыкать – намурлыкаться, спать – выспаться.

Суффиксально-постфиксальный

Когда добавляется и суффикс, и постфикс. Например, вот есть слово «толпа». А когда люди начинают создавать эту толпу, входят в нее, выходят, их действия обозначаются глаголом «толпиться». Он появился благодаря суффиксу «и» и постфиксу «ся».

Сложение

Слова могут складываться двумя путями. Когда они берутся полностью и когда одно из слов усекается.

Если слова берутся полностью, то они могут соединяться через дефис или через соединительную гласную. Примеры для соединения через дефис: кресло-качалка, диван-кровать. Соединение через соединительную гласную: газопровод, теплотрасса, водоворот.

Разберем второй случай. Например, слово «землемер» происходит от двух слов: «земля» и «мерить». Второе слово добавляется в «усеченном» виде, у него отпадает суффикс «и».

Слово «медпункт» появилось примерно так же, только в нем усекалось уже первое слово, а не второе. Было «медицинский», стало «мед».

Иногда усекаются вообще оба слова. Как появился «завуч»? Был «заведующий» и были «учителя». Оба слова затем «усеклись», сложились и получился «завуч».

Про Собес

Как-то раз преподавательница на лекции спросила, что значит «собес». Все молчали. Одна студентка сказала: «Это там, где бабушки». Я подумал: странно, это же легко. И сказал: «Совет безопасности».

Преподавательница закатила глаза и говорит: «Это СОВБЕЗ!».

Вот. «Собес» расшифровывается как «социальное обеспечение». Имейте в виду и не путайте бабушек с политиками международного уровня.

Сюда же относится способ аббревиации. Когда берутся первые буквы и из них складывается аббревиатура. ЕГЭ – единый государственный экзамен, МГУ – Московский государственный университет.

Сложносуффиксальный

Когда и слова складываются, и еще суффиксы добавляются. Например, как появилось слово «хлеборезка»? Был «хлеб», был глагол «резать». Они сложились, причем глагол был взят в усеченном виде – без суффикса «а». Получилось «хлеборез». К этому «хлеборезу» добавилась буква «к», и получилась хлеборезка.

Другой пример. Прилагательное «длинношерстный». Оно появилось из слов «длинный», «шерсть», соединительной гласной «о» и суффикса «н».

Лексико-синтаксический способ

Это когда два и более слов сливаются в одно. Часть слов образовалась лексико-синтаксическим способом уже давно, например: сегодня (было местоимение «сего» и существительное «дня»), сейчас (от местоимения «сей» и существительного «час»).

Некоторые слова продолжают образовываться и в настоящее время. Например, от сочетаний наречия и прилагательного: низкомолекулярный (низко + молекулярный), высококонверсионный (высоко + конверсионный), вышеупомянутый (выше + упомянутый).

Как не спутать лексико-синтаксический способ словообразования со сложением? Обращайте внимание вот на такие моменты.

  1. При словообразовании по лексико-синтаксическому способу всегда сохраняется порядок слов. То есть было какое-то обычное словосочетание и потом оно целиком «срослось»: с ума сшедший – сумасшедший.
  2. Сохраняются падежные окончания каждого слова, то есть срастание происходит вообще без изменений – просто взяли и склеили: сего + дня = сегодня.
  3. Таким способом могут «соединяться» слова самостоятельных и служебных частей речи. В случае с сумасшедшим как раз соединяются два самостоятельных слова и предлог «с».

Морфолого-синтаксический способ

У этого способа есть более простое и всем нам знакомое название – переход из одной части речи в другую. Например, было прилагательное «больной» – больной человек. Оно постепенно превратилось в существительное: «Там лежит (кто?) больной».

Рассмотрим примеры с другими частями речи. Вот было существительное с предлогом «до смерти» – и вдруг превратилось в наречие: «Он устал (как?) до смерти».

Было причастие «командующий [военно-морским флотом]», а стало существительное: «Говорит командующий».

Было деепричастие «лежа», а стало наречие: «Я читал (как?) лежа». Его на первый взгляд сложно отличить от деепричастия, но это именно наречие, потому что оно обозначает признак действия, а не добавочное действие. То есть я не читал и при этом еще что-то делал (лежал), а занял удобную позу (лежа) и в ней читал.

Лексико-семантический способ

Это когда было одно слово с большим количеством лексических значений. Потом эти значения стали отдаляться друг от друга и постепенно связь между ними совсем утратилась. Появились омонимы.

Например, вот было слово «брань». Оно обозначало битву какую-нибудь, когда богатыри шли на «поле брани» и дрались там.

Потом у него появилось второе значение – «плохие слова». Отсюда «браниться» – ругаться плохими словами.

И так получилось, что значения очень отдалились друг от друга и сейчас «брань» (битва) и «брань» (ругань) в нашем сознании уже почти не связаны.

Чтобы лучше понять эту тонкость, прочитайте две моих статьи: про омонимы и про многозначные слова. Они небольшие, но я там даю много примеров и учу видеть разницу между этими двумя лексическими единицами.

Полезные материалы по теме

Вот вам обобщающая таблица со всеми способами словообразования.

Все существующие способы словообразования

Обязательно посмотрите другие мои статьи по лексике и морфемике:

    – инструкция с кучей лайфхаков.
  1. Чем архаизмы отличаются от историзмов. . . .

Еще я в каждой своей статье рекомендую читателям подборки с курсами подготовки к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. Эти курсы проводятся в групповом формате, а ведут их учителя-эксперты, которые сами же эти ЕГЭ, ОГЭ и ВПР создают и проверяют. За счет группового формата курсы более дешевые, чем репетиторство. Плюс, изучать их можно из дома, не надо никуда ехать.

Из учебников я вам рекомендую книгу Веры Васильевны Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Очень хорошее пособие. В нем собран теоретический материал, который школьники изучают с 5 по 9 класс – все то, что выносится на ОГЭ и ЕГЭ.

Приобретите книгу и сначала прочитайте ее от начала до конца. Потом разбирайте и заучивайте темы, которые вызывают у вас затруднения и с которыми вы чаще всего сталкиваетесь. А потом осваивайте оставшийся материал.

Посмотрите видеоролик по способам словообразования, чтобы еще раз закрепить тему:

Заключение

В этой статье я попытался объяснить вам, какие есть способы словообразования в русском языке. Скоро выйдут еще статьи на эту тему, где мы проанализируем каждый способ более подробно, рассмотрим разные нюансы и тонкости. Подпишитесь на мою рассылку, чтобы ничего не пропустить.

Напишите, пожалуйста, комментарий к статье. Была ли она для вас информативной, легко ли было ее читать? Скажите мне обо всех недостатках, которые есть в тексте, чтобы я мог их исправить и учесть на будущее.

Какие бывают способы образования слов?

Постоянное пополнение словаря в русском языке происходило не только за счет заимствований, но и путем образования новых лексических единиц внутри структуры языка.

Все способы такого образования делятся на две большие категории: морфемные и неморфемные, то есть такие, которые происходят с помощью словообразующих морфем, и такие, которые реализуют другие способы словообразования. Чем отличаются эти категории и какие способы с них входят?

Способы образования слов

Способы словообразования слов в русском языке с примерами

К категории морфемных относятся следующие способы: суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, иногда особо выделяется бессуффиксный.

При использовании любого их морфемных методов словообразования может иметь место чередование звуков в корне (например, смех-смешной), усечение производной основы (рубить – рубка) или оба процесса сразу.

Итак, что это за способы? Приставочный означает, что новое слово образуется при помощи приставки, суффиксальный – что это делается с помощью суффикса, а при приставочно-суффиксальном в словообразовательном процессе участвуют обе эти морфемы.

Бессуффиксный (или бессуфиксальный) способ часть относят к суффиксальным, но иногда он выделяется в отдельную категорию, потому что суффикс при таком способе словообразования не добавляется, а усекается, то есть становится нулевым.

Таким образом, можно сказать, что основных морфемных способов словообразования четыре.

Что касается неморфемных, то их тоже несколько. Так, слова могут образовываться сложением основ, вот самые простые примеры: от слов лед и колоть образуется слово ледокол, а от слов Иван и город – название травы Ивангород. При этом в первом случае используется соединительная гласная, а во втором – нет.

При сложении основ часто имеет место и добавление суффикса, например: добрая воля – добровольный. Это способ выделяется в промежуточную категорию и называется сложносуффиксальным.

Кроме сложения основ, выделяется также способ, при котором складываются целые слова, причем новое слово в таком случае пишется через дефис: плащ+палатка – плащ-палатка. Значения слов при этом также соединяются и образуют новый смысл, например. Плащ-палатка – это плащ, который одновременно выполняет функцию палатки.

Существует и способ словообразования, представляющий собой комбинацию этих двух методов – когда основа соединяется с целым словом, например, как в слове бежево-коричневый или золотисто-кремовый. Такие слова также пишутся через дефис.

Слияние – это такой неморфемный способ, при котором целой лексической единицей становится бывшее словосочетание: трудно доступный – труднодоступный.

Наконец, достаточно редким считается способ, при котором одна часть речи переходит в другую: Он чувствовал себя больным (прилагательное). – Больным (существительное) дали овсяную кашу.

Наконец, складываться в слово могут начальные буквы ряда связанных между собой слов – так образуются аббревиатуры.

Все основные способы образования слов в русском языке делятся на две большие группы. В морфемным относятся такие, когда в словообразовательном процессе участвуют морфемы. Соответственно, выделяют четыре таких способа – суффиксальный, приставочно-суффиксальный и бессуффиксальный.

Неморфемные способы предполагают сложение основ слов, целых слов и комбинированный метод. Также при сложении основ часто может добавляться суффикс – такой способ называется сложносуффиксальным и относится к смежной категории.

Значения новых слов, вне зависимости от способа образования, зависят от значений производных слов.

Способы словообразования

В современном русском языке существует несколько способов словообразования. Основным из них является морфологический способ (образование новых слов путём присоединения морфем к производящей основе или к производящему слову).

Читайте также:  Что такое суррогатное материнство как происходит простыми словами

Различают несколько наиболее продуктивных морфологических способов словообразования.

Аффиксация — образование новых слов путём присоединения словообразовательных аффиксов к производящей основе или к производящему слову. Например: город > при-город.

При префиксальном способе новое слово образуется путём присоединения к имеющемуся слову приставки (префикса). Например: город > при-город; автор > со-автор; мощный > сверх-­мощный; бежать > от-бежать, за-бежать; спокойно > не-спокойно.

Этим способом образуются слова той же части речи и обладающие теми же грамматическими свойствами, что и производящее слово. Наиболее продуктивным данный способ образования новых слов является у глаголов.

При суффиксальном способе новое слово образуется путём присоединения к производящей основе суффикса. Например: лимон > лимон-н-ый; чёрн-ый > черн-от-а.

При префиксально-суффиксальном способе новое слово образуется путём одновременного присоединения к производящей основе приставки и суффикса. Например: нос > пере-нос-иц-а; окно > под-окон-ник.

Сложение — образование новых слов путём соединения двух или более основ или слов. Например: овощехранилище, глинозём.

В современном словообразовании активным является также образование сложносокращённых слов:

  1. из начальных частей или слогов слова: спецкор (специальный корреспондент), универмаг (универсальный магазин);
  2. из части слова и полного слова: педколлектив (педагогический коллектив), сбербанк (сберегательный банк);
  3. из начальных букв слов (аббревиатура): МГУ (Московский государственный университет), ВВЦ (Всероссийский выставочный центр).

Усечение основы — образование новых слов посредством усечения производящей основы. Данный способ действует только в словообразовании имён существительных. Например: магнитофон > маг, заведующий > зав.

Многие слова, образованные способом усечения производящей основы, имеют разговорную стилистическую окраску: баки (разг.) < бакенбарды (нейтр.).

Обратное словообразование — образование более простого по структуре слова от более сложного. Например: фляга < фляж­ка, дояр < доярка.

Неморфологические способы словообразования

Среди неморфологических способов словообразования различают:

  1. лексико-семантический способ — появление новых слов в результате изменений в значении уже существующих в русском языке слов. Например: прапорщик (знаменосец) > прапорщик (воинское звание), бригадир (воинское звание) > бригадир (руководитель трудового коллектива).
  2. Морфолого-синтаксический способ — появление новых слов в результате перехода слов из одной части речи в другую. Например: столовая (ложка) [прилаг.] > столовая (помещение) [сущ.], караул [сущ.] > караул! [междом.].
  3. Лексико-синтаксический способ — появление новых слов в результате сращений сочетаний слов. Например: высококачественный < высоко (+) качественный; тотчас < тот (+) час.

Все способы словообразования

Способы сло­во­об­ра­зо­ва­ния — это мор­фо­ло­ги­че­ский, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический спо­соб. Способы сло­во­об­ра­зо­ва­ния пока­зы­ва­ют, с помо­щью каких язы­ко­вых средств обра­зу­ют­ся новые сло­ва.

Умение опре­де­лить спо­со­бы обра­зо­ва­ния слов в рус­ском язы­ке поз­во­лит пра­виль­но выпол­нить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор лек­сем, соста­вить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ное гнез­до.

В рус­ском язы­ке выде­ля­ют­ся сле­ду­ю­щие спо­со­бы сло­во­об­ра­зо­ва­ния:

  • мор­фо­ло­ги­че­ский;
  • лексико-синтаксический;
  • морфолого-синтаксический;
  • лексико-семантический.

Каждый из назван­ных спо­со­бов сло­во­об­ра­зо­ва­ния — это актив­но функ­ци­о­ни­ру­ю­щая модель обра­зо­ва­ния слов с помо­щью раз­лич­ных аффик­сов и их ком­би­на­ций, это сли­я­ние (сра­ще­ние), пере­ход из одной части речи в дру­гую и др.

Вначале рас­смот­рим мор­фо­ло­ги­че­ский спо­соб обра­зо­ва­ния слов как наи­бо­лее про­дук­тив­ный.

Морфологический способ словообразования

Морфологический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния явля­ет­ся основ­ным в обо­га­ще­нии сло­вар­но­го соста­ва рус­ско­го язы­ка. Новые сло­ва обра­зу­ют­ся на базе име­ю­щих­ся про­из­во­дя­щих основ путём соче­та­ния их с раз­лич­ны­ми аффик­са­ми.

Лингвистический тер­мин «аффикс» (лат. affixus — «при­креп­лен­ный») назы­ва­ет часть сло­ва, име­ю­щую грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние и видо­из­ме­ня­ю­щую зна­че­ние кор­ня. По место­по­ло­же­нию в сло­ве аффик­сы под­раз­де­ля­ют­ся на:

  • пре­фик­сы, или при­став­ки;
  • суф­фик­сы;
  • пост­фик­сы;
  • интер­фик­сы, или соеди­ни­тель­ные глас­ные;
  • флек­сии, или окон­ча­ния.

Отметим, что флек­сии и фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы не участ­ву­ют в сло­во­об­ра­зо­ва­нии.

В зави­си­мо­сти от того, с помо­щью какой мор­фе­мы или ком­би­на­ции аффик­сов обра­зо­ва­на новая лек­се­ма, в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют сле­ду­ю­щие виды мор­фо­ло­ги­че­ско­го спо­со­ба сло­во­об­ра­зо­ва­ния:

1. Префиксальный (при­ста­воч­ный) спо­соб — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва путем при­со­еди­не­ния пре­фик­са (при­став­ки) к про­из­во­дя­щей осно­ве:

  • писать → выписать
  • вид →подвид
  • забавный → презабав­ный

2. Суффиксальный спо­соб (суф­фик­са­ция) — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве сло­во­об­ра­зу­ю­ще­го суф­фик­са:

  • нахо­дить → находка
  • цвет (цве­ток) → цветник
  • улы­баться → улыбка

3. Приставочно-суффиксальный спо­соб исполь­зу­ет­ся в обра­зо­ва­нии новых слов с помо­щью двух аффик­сов: при­став­ки и суф­фик­са:

  • локоть → подлокотник
  • беседа → собеседник
  • свежий → освежить
  • море → заморский
  • мох → замшеть

4. Нулевая суф­фик­са­ция (без­аф­фикс­ный, бес­суф­фик­саль­ный спо­соб) — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва с помо­щью нуле­во­го суф­фик­са:

  • взво­дить → взвод
  • при­пе­вать → при­пев
  • свинья → свин ой
  • золото → золот ой
  • восемь → восьм ой

5. Постфиксация — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве пост­фик­сов -то, -либо, -нибудь, -ся:

  • кто → кто-то
  • что → что-нибудь
  • где → где-либо
  • когда → когда-то
  • бро­сать → бро­саться

6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) спо­соб исполь­зу­ет­ся для обра­зо­ва­ния новых слов с помо­щью при­став­ки и пост­фик­са:

  • слу­шать →вслу­шаться
  • нюхать →принюхаться
  • думать →вдуматься
  • тос­ко­вать →истос­ко­ваться
  • ждать →дождаться

7. Суффиксально-постфиксальный спо­соб — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве одно­вре­мен­но двух аффик­сов: суф­фик­са и пост­фик­са:

  • толпа → толпиться
  • скупой → скупиться
  • пере­го­во­рить → пере­го­вариваться

8. Сложение — спо­соб обра­зо­ва­ния, при кото­ром про­ис­хо­дит соеди­не­ние:

1) двух про­из­во­дя­щих основ в одно сло­во:

а) без помо­щи соеди­ни­тель­ной глас­ной (интер­фик­са):

  • кресло-кровать;
  • платье-халат;
  • ракета-носитель;
  • ковёр-самолет;

б) с помо­щью интер­фик­са:

  • север , восток → северо-восток;
  • сухие фрукты → сухофрук­ты;
  • свод неба → небосвод;
  • птица, фаб­рика → птицефаб­ри­ка;
  • хра­ни­лище для овощей → овощехра­ни­ли­ще;

2) сло­же­ние усе­чен­ной осно­вы и сло­ва:

  • ветери­нар­ный врач→ вет­врач;
  • туристи­че­ский поход→ тур­по­ход;
  • медицин­ский пункт→ мед­пункт;

3) сло­же­ние усе­чен­ных основ слов:

  • замести­тель председа­те­ля → зам­пред;
  • мотоцикл педаль­ный → мопед;
  • профсоюз­ный комитет → проф­ком;

4) аббре­ви­а­ция — сло­же­ние зву­ков или назва­ний началь­ных букв сло­во­со­че­та­ний:

9. Сложносуффиксальный спо­соб — это сло­же­ние про­из­во­дя­щих основ с помо­щью интер­фик­са и с одно­вре­мен­ной суф­фик­са­ци­ей:

  • длинная шерсть + -н- → длинношерст­ный;
  • хлеб, резать + -к- → хлеборез­ка;
  • сам, варить + → самовар;
  • черные брови + → чернобро­вый;
  • каша, варить + → кашевар.

Таблица с примерами

Способы обра­зо­ва­ния слов Примеры

  1. 6. Сложение: 1) двух основ
  2. 2) двух основ + суф­фикс
  3. 3) сокра­щен­ных основ
  4. 4) началь­ных букв или зву­ков

Лексико-синтаксический способ словообразования

С помо­щью лексико-синтаксического спо­со­ба сло­во­об­ра­зо­ва­ния были обра­зо­ва­ны сло­ва из цело­го сло­во­со­че­та­ния путём «скле­и­ва­ния» их ком­по­нен­тов:

  • впе­ред смот­ря­щий → впе­рёд­смот­ря­щий;
  • сего дня → сего­дня;
  • с ума сшед­ший → сума­сшед­ший.

При таком спо­со­бе про­ис­хо­дит сли­я­ние, или сра­ще­ние, само­сто­я­тель­ных слов раз­ных частей речи в одну лек­си­че­скую еди­ни­цу. Слияние отли­ча­ет­ся от сло­же­ния тем, что мето­дом сло­же­ния обра­зу­ют­ся слож­ные сло­ва толь­ко от пол­нознач­ных слов или их частей.

Слияние обра­зо­ва­ло лек­се­мы от соче­та­ний слов, вклю­чая слу­жеб­ные сло­ва, с сохра­не­ни­ем поряд­ка слов и падеж­ных окон­ча­ний. Слова, в ста­ри­ну писав­ши­е­ся раз­дель­но, в совре­мен­ном язы­ке пишут­ся слит­но и при­об­ре­та­ют одно уда­ре­ние:

  • сей час → сейча́с;
  • тот час → то́тчас

В совре­мен­ном рус­ском язы­ке очень про­дук­тив­но сли­я­ние в обра­зо­ва­нии слож­ных слов, пер­вой частью кото­рых явля­ет­ся наре­чие с суф­фик­сом -о- или -е (быст­ро, высо­ко, выше-, низ­ко, ниже-, близ­ко, ближе-, глу­бо­ко, лег­ко, мало, мно­го и пр.), а вто­рой частью — при­ла­га­тель­ное или при­ча­стие:

  • высо­ко, вита­мин­ный → высоковита­мин­ный корм;
  • мало, изу­чен­ный → малоизу­чен­ный рай­он;
  • сла­бо, видя­щий → слабовидя­щий чело­век;
  • низ­ко, опла­чи­ва­е­мый → низкоопла­чи­ва­е­мый работ­ник;
  • глу­бо­ко, ува­жа­е­мый → глу­бокоува­жа­е­мый;
  • выше ука­зан­ный → вышеука­зан­ный.

Морфолого-синтаксический способ словообразования

Морфолого-синтаксический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния пред­став­ля­ет собой пере­ход сло­ва из одной части речи в дру­гую. Так обра­зо­ва­лось мно­же­ство суще­стви­тель­ных из при­ла­га­тель­ных (при­ча­стий), кото­рые поте­ря­ли спо­соб­ность обо­зна­чать при­знак и при­об­ре­ли веще­ствен­ность.

Произошла суб­стан­ти­ва­ция (лат. substantivum — имя суще­стви­тель­ное) — грам­ма­ти­че­ский пере­ход в раз­ряд суще­стви­тель­ных слов дру­гих частей речи.

Понаблюдаем:

  • мосто­вая (прил.) → булыж­ная мосто­вая (сущ.);
  • живот­ное (прил.) суще­ство → дико­вин­ное живот­ное (сущ.) ;
  • набе­реж­ная (прил.) ули­ца → кра­си­вая набе­реж­ная (сущ.);
  • при­ём­ная ком­на­та → при­ём­ная дирек­то­ра;
  • рабо­чий чело­век → ква­ли­фи­ци­ро­ван­ный рабо­чий.

Переход слов из одной части речи в дру­гую может про­ис­хо­дить путем лек­си­ка­ли­за­ции — пре­вра­ще­ни­ем отдель­ной грам­ма­ти­че­ской фор­мы в сло­во новой части речи:

  • любо­вать­ся (чем?) вер­хом — ехать (как?) вер­хом;
  • тем­ной ночью — спать (когда?) ночью.
  • мороз­ной зимой — родил­ся (когда?) зимой.

Таким спо­со­бом фор­мы тво­ри­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­ных изряд­но попол­ни­ли само­сто­я­тель­ную часть речи наре­чие: мигом, пеш­ком, летом, осе­нью, вес­ной, рядом, днем и т. д.

Лексико-семантический способ словообразования

Лексико-семантический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния пред­став­ля­ет собой рас­пад зна­че­ний мно­го­знач­но­го сло­ва. Значения сло­ва рас­хо­дят­ся по смыс­лу настоль­ко дале­ко друг от дру­га, что обра­зу­ют отдель­ные лек­си­че­ские еди­ни­цы. Так в рус­ском язы­ке воз­ни­ка­ют омо­ни­мы:

Что такое суффиксальный способ словообразования.

Агаточка565

Наиболее продуктивным в русском языке является образование новых слов с помощью приставок, суффиксов, постфиксов. Однако, во-первых, они не исчерпывают всех возможных способов морфологического способа образования слов, во-вторых, внутри каждого из этих способов можно выделить более частные разновидности. Рассмотрим более подробно каждый из них. 1. Приставочный способ – образование новых слов с помощью приставок. Например, глагол переплыть образован от глагола плыть с помощью приставки пере- (пере-плы-ть ← плы-ть). Словообразовательная приставка присоединяется ко всему слову. При этом производные слова, образованные приставочным способом, всегда относятся к той же части речи, что и производящие слова.Приставочный способ используется при образовании всех знаменательных частей речи. Например: дис-комфорт □ ← комфорт□; вы-ходи -ть ← ходи-ть; сверх-одарённ -ый ← одарённ-ый; по-ныне ← ныне. Но наиболее продуктивен он при образовании новых глаголов. Ср.: за-пе -ть ← пе-ть; до-пе-ть ← пе-ть; с-пе -ть ← пе-ть; пере-пе -ть ← пе-ть.

Суффиксальный способ словообразования – это образование новых слов путем присоединения к основе суффиксов!)

Новые вопросы в Русский язык

Найдите словосочетание с деепричастием Закутанный в одеяло Засмотревшись вдаль Выдержанный человек Напеть мотив

СРОЧНО ДАЮ 95 БАЛЛОВСформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста, в виде тезиса. Напишите сочинение-рассуждение объемом 130-170 слов. В … сочинении приведите два примера-аргумента: один – из прочитанного текста, а другой – из истории, литературы и личного опыта, подтверждающие или опровергающие тезис. Не забудьте сделать вывод.Появление новых слов в языке показывает, что важного появилось в мире. И в этом смысле, пожалуй, самое интересное то, как мы называем самих себя, то есть какие новые названия людей появились в последнее время. По этим словам можно судить о том, какие человеческие типы оказываются в фокусе нашего внимания. Они также задают и некий новый взгляд на себя или, точнее, новый ракурс. Вообще названия людей помогают нам составить наш собственный обобщенный портрет, новые же названия добавляют в него новые черты. Про профессии было сказано и так много, так что просто напомню: хедхантер, фандрейзер, коучер, пруфридер, копирайтер. И ведь это все не какие-то диковинные существа, а мы сами – обычные современные люди. Новые профессии заползают в наш мир в таком количестве, что мы уже радуемся, как старым друзьям, дилеру и брокеру, дизайнеру и креатору (хотя недавно рассказывали про них анекдоты), не говоря уж о главной профессии грядущего века – менеджере. Источник тот же – английский, а оценка – наша русская, и только в русском языке существующая. Новые профессии в подавляющем большинстве – из английского, исключения редки и относятся к областям кулинарии, моды, ну и спорта (например, сомелье, кутюрье, сумоист). Даже когда вдруг встречаешь в интернете что-то очень знакомое, например шароварщика, выясняется, что он тоже пришел из английского. К шароварам эта профессия отношения не имеет, а обозначает программиста, создателя особых пробных программ, предлагаемых бесплатно, но, как правило, с ограничением времени действия или каким-то другим «недостатком» (от англ. shareware). Кроме профессий есть еще много нового и интересного. На звание самого-самого претендуют, на мой взгляд, два очень модных словца – блоггер и трендсеттер. C блоггером (англ. blogger) понятнее – это человек, ведущий блог, то есть дневник в интернете. Мало кто помнит, что сначала-то был web-log, но потом, как говорится, «w» упало, «e» пропало, а «b» накрепко прилипло к «log». Результат налицо. Кстати, пример другого игрового слова в интернете – лжеюзер, где «лже» означает вовсе не ложный, а LJ (LiveJournal), то есть опять же интернет-дневник. Только входящее в нашу жизнь слово трендсеттер поначалу вводит в заблуждение, однако это не порода собак. Оно – воплощенная мода, модно само и к тому же называет модного человека, точнее, законодателя этой самой моды, стиля жизни и, не побоюсь нового слова, тренда. В последнее время меня, пожалуй, больше всего поразил приход дауншифтера. Что это, кто это? Дауншифтер – это тот, кто сознательно спускается вниз по социальной лестнице, выпадает из социальной иерархии. Журнал «Русский Newsweek» опубликовал большую статью о дауншифтерах, наших соотечественниках, которые бросают престижную работу, оставляют высокие посты и на заработанные тяжелым трудом деньги живут где-нибудь в Таиланде или Малайзии. Ведь и вправду иначе, чем как дауншифтерами, их и не назовешь.Почти все слова, о которых я писал, подчеркнул красной волнистой чертой спел-чекер (проверка орфографии). Значит, они еще не вполне вошли в русский язык (даже продвинутый спел-чекер их не признал), и есть робкая надежда, что войдут по крайней мере не все. Так что не надо отчаиваться!М. А. Кронгауз. Русский язык на грани нервного срыва.Для справки: М. А. Кронгауз (род. 11 марта 1958) – советский и российский лингвист.

Предлагаю пять вариантов составления заметок.А) Заметка в газету «Дружный класс. Что это значит?»Б) Репортаж с классного часаВ) Сообщение о. Г) Интер … вью с. Д) Заметка в газету «Лидер класса. Кто он? Какой он?» Постарайтесь устно составить заметку на одну из тем, соблюдая требования, которые предъявляются к заметке.помогите пожалуйста ​

Для того, чтобы выполнить следующее задание, вспомним, какие существительные относятся к несклоняемым? Определите слово по лексическому значению и под … берите к ним подходящие по смыслу прилагательные.1). Верхняя одежда для зимы и осени. 2). Подземная железная дорога.3). Клавишный музыкальный инструмент.4). Асфальтированная дорога.5). Сорт мороженого на палочке.6). Напиток из зерен кофейного дерева.помогите пожалуйста ​

ВОТ ПРОДОЛЖЕНИЕ КТО ПОМОЖЕТ ДАЙ ЕМУ БОГ ЗДОРОВЬЯ ПУСТЬ БУДЕТ ВЕЧНО ЖИТЬ СПАСИБО БОЛЬШОЕ ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ КТО-ТО​

придумать и записать пять предложений с второстепенными членами предложения и подчеркнуть их соответственноСРОЧНО ПОМОГИТЕ​

Ссылка на основную публикацию