Что описывают в научно познавательных текстах

Как формировать умения работы с научно-познавательным текстом.

При первичном чтении научно – познавательного текста обычно происходит его целостное, глобальное и элементарно – аналитическое восприятие, понимание, ученики должны уметь определить тему чтения, « схватить» общее содержание( о чем текст, о чем говорится). Хотя на этом этапе не ставится задача понять детали, все же важно, чтобы школьники умели выделить запомнившиеся им факты, интересные события, то, что чем – либо привлекло их внимание.

Вторичное чтение научно – познавательного текста предполагает углубленную работу над ним, осмысление прочитанного. Учащиеся второго года обучения устанавливают с помощью учителя последовательные и причинные связи ( используются вопросы и выборочное чтение). Учащиеся третьего, четвертого годов обучения могут самостоятельно ( с карандашом в руке) отыскать важные (опорные) слова, словосочетания, предложения, помогающие проследить описание факта, действия, события; на их основе построить смысловой ряд чтения и далее объединить близкие между собой смысловые ряды в смысловые части (блоки). Этому помогает абзац, который рассматривается внутри смыслового блока, а иногда и совпадает с ним. Последующий просмотр текста по намеченным смысловым вехам позволяет провести корректировку работы и осмыслить в целом весь текст, взаимосвязи значений .

Для закрепления и осмысления логической структуры текста на основании предварительной обработки составляется его графический и словесный план (рис.1). подобная схема дает наглядное представление о том, что в тексте четыре основные части, объединенные последовательной связью и заканчивающиеся общим выводом. Затем отрабатываются точные формулировки плана, который в данном случае выступает как средство осознания логического содержания текста, и составление этого плана требует не столько речевого, сколько читательского умения.

Более сложной является статья, в которой факты или явления описываются в сопоставлении. Тогда анализ ее ведется с позиции данной мыслительной операции. Выделяя опорные слова, надо обратить внимание сразу на два факта и параллельно (выбрав разные обозначения) вести отбор двух фактов и относящихся к ним слов и мыслей, а затем определить вместе с учащимися, что в них общего и чем они различаются, делая обобщение или общее заключение. Тогда графически смысловые части имеют иное соподчинение. После того как учащиеся разберутся во взаимосвязях смысловых частей текста, в зависимости от структуры статьи выделяется, какие факты являются основными, главным (учащимся предлагается вопрос: «какие слова ты выделил бы жирным шрифтом?»). Для этого потребуется уже третий просмотр текста, обдумывание своих схем и плана, чтобы прийти к правильному заключению. Здесь используется прием выделения и сопоставления существенного и несущественного и выявление того, ради чего писал автор текст и как он это сделал: раскрыл ли главное с разных сторон, подводил ли последовательно к окончательному выводу, поставил ли перед нами прямой вопрос, давая нам возможность ответить, опираясь на факты, или подвел нас к оценке факта, явления, события.

В заключении работы над статьей вместе с детьми надо решать, что нового они получили ( узнали), прочитав статью, зачем это нужно знать, можно ли использовать эти факты где – либо. И наконец выясняется отношение каждого ребенка к описываемым фактам. Для закрепления проработанной статьи используется пересказ (подробный, краткий, сплошной, выборочный), ибо он (как и план) не только речевое умение, но и одна из форм работы, необходимая для более глубокого понимания содержания текста, его осмысления, закрепления и практического применения. Мы проследили за общим ходом организации работы по изучению статей такого типа, с которым ребенок уже встречался или встретится в своей практике. Последованность действий применительно к чтению научно – познавательной статьи потребует от учащихся ряда умений и знаний, которые необходимо у них формировать. Рассмотрим на конкретных примерах, как протекает на уроке работа над восприятием, пониманием, осознанием, воспроизведением научно – познавательной статьи или очерка. Рассказ В.Бианки «Лес зимой» содержит конкретные сведения о том, как защищается дерево зимой. Автор сразу обращает нас к вопросу: «Может ли мороз убить дерево?» (начало рассказа), и вся статья – это ответ на вопрос: «Да, мороз может убить дерево, но оно защищается». Поэтому мы ставим перед учащимися следующие вопросы «Как спасается дерево?», «Что оно для этого делает?» . Постараемся найти первый способ защиты. Читаем абзац: «Деревья, собрав за лето силы, перестают питаться, перестают расти, погружаются в глубокий сон».

Подчеркиваем важные слова, показывающие, как защищается дерево. Читаем дальше и находим второй способ защиты – сохранение тепла за счет сброшенных листьев, которые отбирали тепло. Подчеркиваем текст. Далее узнаем, что панцирь – пробковый слой под корой предохраняет дерево. Подчеркиваем эти термины. Выясняем причину: почему маленьким деревьям опасен холод? Оказывается, у них или нет панциря, или он очень мал. И наконец последняя и самая важная и надежная защита – «пушистое снежное покрывало». Эти слова также выделяются. Итак, выделили и подчеркнули важные слова: перестают питаться, погружаются в глубокий сон; сбрасывают листья, чтобы сохранить тепло; откладывают под кожицей ствола и веток пористую ткань – панцирь; снег, как пуховик, покрывает лес.

Перечитываем текст еще раз с заданием: отразить содержание статьи с помощью графической модели. Просматривая текст, дети чертят схему (схема 9), отвечая на вопрос, как спасается дерево:

Как спасается дерево (тема статьи):

Погружается в сон

Откладывает пробковую ткань

Защищается снежным покровом

Эту схему можно записать короче:

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Треугольники обозначают, что эти пункты содержат причину. В заключении учащиеся делают обобщение, отвечая на два вопроса:

От чего зимой погибают деревья? Что может их спасти?

Главная мысль: Деревья зимой имеют надежную защиту.

Итак, если в научно – познавательной статье описывается один факт, явление и необходимо, чтобы учащиеся определили главное, что говорится об этом факте, то ученики должны выполнить ряд последовательных, связанных между собой действий: прочитать заглавие статьи, определить ее тему (о чем говорится); прочитать всю статью, определить ее абзацы; найти внешнее описание предмета, факта; определить по тексту, какими признаками обладает предмет; определить, как он связан с окружающими его другими предметами или явлениями; установить причины событий (почему это произошло); определить, какое значение он (оно) имеет для окружающих; дать свою оценку факту, событию (выразить свое отношение к нему); решить, зачем автор сообщил нам эти сведения, какие выводы из статьи нужно сделать.(45)

Последовательность действий определяется учащимися устно под руководством учителя, и это повторяется перед каждым занятием, на котором проводится формирование данного умения, до тех пор, пока дети не овладеют последовательностью выполнения действий и их содержательной стороной. Таким образом дети учатся планировать предстоящую деятельность, выполнять задание осознанно и контролировать себя в процессе работы. В практике существуют две крайности: в течении года учитель ведет ученика «на поводу», называя все операции, необходимые при формировании того или иного умения при чтении каждого нового произведения, или же, наоборот, не обучив ребенка, требует выполнения сложного задания. Способы работы при этом не раскрываются. Наша задача – сформировать умения для самостоятельной осознанной работы ученика – ребенка, вооружить его способами действия. Сформулированные умения в сочетании со способами действия вооружают детей инструментом познания, развивают их речь, логическое и образное мышление, творческое воображение, воспитывают активное, заинтересованное отношение к учителю – воспитателю.

Формирование новых умений мы осуществляли на уже осмысленном тексте. Только после того, как дети овладели целиком сложным умением, они могут работать с незнакомым текстом и самостоятельно. С помощью учителя дети учатся выделять в каждом умении операции и действия, его составляющие. Надо рассматривать состав соответствующего умения, последовательность действий, постепенно их фиксировать. В процессе обучения дети осваивали, как отвечать на вопросы, составлять план текста, вычленять главное, подробно, кратко и выборочно пересказывать текст.

Для работы над художественным текстом формировались умения отбирать яркие слова для описания события, воссоздавать с помощью «словесной картины» прочитанное, составлять выборочно рассказ о персонаже, событии. В результате фиксировалась определенная последовательность действий, приведенная ниже. (45)

Как отвечать на вопросы

§ Прочитать вопросы и задания к тексту, чтобы знать их заранее, и читать текст целенаправленно

§ Перечитать текст, помечая те его части, которые понадобятся для ответа на вопросы.

§ Еще раз прочитать текст и найти ответы на все вопросы (пометив их в тексте).

§ Проконтролировать себя: закрыть книгу и ответить на вопросы своими словами.

Как составить план текста

§ – Прочитать текст целиком, обращая внимания на то, как он построен: о чем говорится вначале, какие события описаны дальше, чем заканчивается текст

§ Разделить текст на смысловые части (одна часть отличается от другой новым содержанием).

§ Определить главное в каждой части, отметив в тексте основные предложения

§ Перечитать их. Выразить своими словами, что является главным в данной части. Подобрать к ней заголовок.

§ Записать свой заголовок к каждой части

§ Проверить себя по книге, определить, отражает ли заголовок главное, не повторяются ли названия, не пропущено ли что – либо важное.

Как кратко пересказать прочитанное

§ Перечитать текст, выделяя в нем основное содержание и запоминая его последовательность.

§ Выделить основные смысловые части текста

§ Отметить в каждой части главное

§ Составить план (каждое предложение – заголовок должно отражать основное содержание части), записать его

§ Перечитать весь текст, держа план перед собой.

§ Пересказать текст с закрытой книгой по плану своими словами так, чтобы на каждый пункт плана ответить 1-им -3мя предложениями.

Приведем конкретный пример карточки, с которой учащиеся работали, обучаясь краткому пересказу. Сначала они выполняли определенные действия в той последовательности, которая указана на карточке. «Порядком действий» пользовались только до тех пор, пока учащиеся не освоят его, затем операции приобретали свернутый характер и ученик для пересказа достаточно было опереться на важные слова – смысловые вехи, которые он находил и подчеркивал в тексте, готовясь к пересказу. Сокращение проводилось за счет перевода диалога в повествование и предварительного анализа текста, в котором определялось существенное и оттенялось несущественное, неглавное.

Содержание и приемы работы с научно – популярным текстом

Научно – популярной литературы в книгах для чтения нет – встречаются лишь научно – художественные, очерковые тексты, в то время как во внеклассном чтении их много. Так называемые научно – познавательные статьи и рассказы, учебные тексты составляют основу учебников природоведения. Учить их читать и работать с ним необходимо. В отличие от художественной литературы в научно – популярных статьях другой предмет познания – не образы, а понятия, и цель чтения меняется – это усвоение связей и основных признаков понятия, явления (исторического, природоведческого содержания ), усвоение элементов понятия, обобщенных выводов, составление умозаключения по поводу основной мысли статьи. Отличаются научно – популярные тексты от художественных построением, логикой изложения и особым, точным, лаконичным языком. Чтобы освоить статью, необходимы логическое мышление, опора на наглядные схемы, графемы, выделения в тексте, зарисовка детали объекта. Учащийся, приступая к чтению статьи, должен четко представить последовательность своих действий – ориентировочных и исполнительских, знать конечный результат, продукт своей деятельности и уметь контролировать себя.

Изобразим схематически последовательность действий учащихся в работе с научно – популярной статьей (схема 1).

Выделение темы, опорных знаков

Ориентирование в общем содержании

Прикидка основных смысловых частей текста

Определение связей между частями текста (причинных, временных следственных)

Сравнение научного и художественного текста. Разница между художественной и научной литературой

Чем отличается художественный текст от научно-познавательного?

Художественный текст довольно сильно отличается от научно-познавательного — как по своему назначению, так и по стилю повествования.

Для художественного текста характерен художественный речевой стиль, а для научного — научный стиль изложения.

Рассмотрим особенности данных стилей.

Художественный стиль

1) В тексте обязательно должны передаваться настроение и переживания героев, эмоции, различные образы.

2) Цель текста — воздействие на читателя.

3) Присутствуют многочисленные тропы (речевые фигуры) — например, метафора или эпитеты.

4) Также могут использоваться фразеологизмы, просторечия, устаревшие слова и т.п.

5) Наличие скрытого смысла.

Научный стиль

1) Цель текста — донести информацию до читателя. Текст представляет собой научные факты и их анализ.

2) Текст написан сухим языком, в нём наблюдается обилие научных терминов.

3) Особенность научного стиля и в том, что повествование ведётся последовательно, а все суждения доказываются и обосновываются.

4) Обилие сложных предложений, вводных слов.

Тексты, конечно, бывают разные и все в тексте, как раз, зависит от направления повествования, то ли, если это художественный, научно-познавательны­ й, научный, которые тоже могут делится на под типы, такие как, медицинский, статистический экономический и другие.

Художественный стиль больше опирается на тексты с метафорами, эпитетами, лирики романтики трагедии с особенностями выраженными характерным автору.

Научно-познавательны­ й, тут особо не разбежишься, в таком повествовании нужны факты если даже фантастический, все равно должно свое особенное направление.

Художественный текст от научно-познавательного отличается многим, а именно:

1) сферой применения;

3) стилевыми чертами;

4) жанрами, используемыми в этих таких разных видах речи;

5) языковыми средствами.

Научно-познавательный текст используется в научных трудах, в изложении знаний в учебниках, статьях, в выступлениях на научных конференциях и симпозиумах. Его задача — сообщить точные сведения, обобщить, проанализировать, объяснить причины, установить причинно-следственную связь фактов. Для научно-познавательного текста характерны стилевые черты:

Научный стиль используется в написании научных статей, докладов, монографий, диссертаций, аннотаций, рефератов и пр. Для него характерны следующие языковые средства:

Читать еще: Вывод по 4 главе евгения онегина. Каковы были занятия Онегина зимой? В какие приметы Татьяна верила

обилие терминов, абстрактных существительных, а также усложненный синтаксис предложений.

Художественный стиль речи используется в художественной литературе.

Его задача — изобразить предмет, событие, передать чувства и эмоции, впечатления, заставить читателя сопереживать героям произведения.

Для него характерны стилевые черты:

Все это присутствует в романах, рассказах, пьесах, баснях, сказках, стихах и прочих жанрах художественной литературы.

Чтобы достичь образности и эмоциональности, заставить читателя сопереживать героям, авторы используют в своих произведениях метафоры, олицетворения, сравнения (художественные тропы), антонимы и синонимы и пр. Отмечу также обилие восклицательных и вопросительных предложений.

Пять отличий художественной литературы от научной. Удобная таблица

Мир литературы удивителен и разнообразен, книг существует великое множество, и самое основное их деление – на научные и художественные. Рассмотрим, чем же они отличаются.

Отличие художественной литературы от научной состоит в цели написания произведения. Так, если роман, повесть или стихотворение может подарить читателю эстетическое наслаждение, дает ему возможность погрузиться в мир авторского замысла, то справочник или научное исследование имеет более приземленные мотивы – сообщение неких фактов, гипотез, проведение анализа какого-либо явления. Для написания подобных трудов, как правило, используются не только знания конкретного ученого, но и систематизация данных по определенному предмету, описываются достижения исследователей прошлых лет. С ними спорят или соглашаются. Цель научного трактата – информирование коллег о сделанном открытии, закрепление за собой права на него.

Читайте также:  Что такое забрус медовый

Сюжет

Если в художественном произведении имеется сюжет, то в научном трактате или монографии его нет, текст представляет собой последовательное изложение фактов, попытки их истолковать, объяснить, содержит гипотезы. Изложение строго логично, тогда как в романе или повести автор может работать с несколькими временными планами, забегая вперед либо возвращаясь назад.

При этом в одном произведении может быть ряд сюжетных линий, а в труде или трактате описываться несколько явлений или предметов, но наличие или отсутствие сюжета позволит отличить одно произведение от другого.

Использование художественных приемов

В чем отличие художественной литературы от научной по оформлению? Прежде всего, для первой важно не только содержание, но и форма. Писатель – это мастер слова. Он старается облечь свои мысли в идеальную форму, поэтому активно использует тропы: звучные эпитеты, яркие броские сравнения, гиперболы, параллелизм. Особого эффекта помогают достичь оксюмороны, эвфемизмы. Например, пьеса Толстого называется «Живой труп». Это оксюморон, то есть сочетание несочетающихся по смыслу слов. В действительности труп живым быть не может. Но именно этот троп помогает автору охарактеризовать характер главного героя, Федора Протасова, его мучения и искания, стремление уйти из жизни.

Читать еще: Где родился гаршин. Гаршин всеволод михайлович, биография, история жизни, творчество, писатели, жзл

А вот научная литература тропы не использует. Речь ученого всегда точная, изучаемый предмет или явление описывается подробно, четко. Конечно, исследователь может использовать сравнения и определения, но лишь для того, чтобы как можно более детально описать объект своей работы. Преувеличения, оксюмороны в строгом трактате недопустимы.

Герои

Еще одно отличие художественной литературы от научной – в наличии или отсутствии героев. Так, в романе или поэме обязательно должно быть действующее лицо. В «Евгении Онегине» это сам Онегин, Татьяна, Ленский, Ольга. По ходу повествования с ними происходят разные события, герои претерпевают личностную эволюцию, общаются друг с другом. Некоторые персонажи являются главными, ключевыми для раскрытия авторского замысла, другие – второстепенными, необходимыми для обыгрывания какой-либо ситуации с главными героями или также для выражения идей писателя. Отдельные персонажи художественного произведения могут погибнуть по ходу повествования, что также дает возможность писателю донести до своего читателя важную информацию. Например, убийство Ленского на дуэли в романе Пушкина говорит о том, что Онегин, несмотря на умение и способность мыслить, еще не отошел от правил, навязанных презираемым им обществом.

В научных трактатах и трудах все обстоит иначе. В них нет героя. Можно, конечно, условно называть героями предмет и объект исследования, но в том, что с ними происходит, нет авторской фантазии. Ученые излагает все факты, опираясь на собственные наблюдения, может иметь место и домысливание. Например, описывая неизвестное науке насекомое, энтомолог может предполагать о назначении того или иного органа. Поэтому в статье или монографии имеются слова «полагаю», «предполагаю», «гипотеза». Постепенно, уже в других трудах каждая гипотеза проходит проверку фактами и опровергается или подтверждается.

Еще одно отличие художественной литературы от научной состоит в использовании ими различных жанров. Так, для художественной свойственно прежде всего деление на прозу и поэзию, внутри которых выделяются повесть и роман, элегия и дума, пьеса и сказка. Каждый из жанров имеет свою специфику и отличительные черты. Мир научных трудов также довольно разнообразен: это трактаты, статьи, обзоры, доклады, авторефераты, рецензии.

Читать еще: Гимназия в крылатском – изобразительное искусство – перспектива. Мона лиза леонардо да винчи

Таблица

Емко и коротко представим в таблице отличия художественной литературы от научной. Это поможет быстрее запомнить материал и при необходимости освежить его в памяти.

Разница между художественной и научной литературой

Хочется почитать книгу, но не знаете, какую выбрать? Не можете даже определиться, художественную или научную? А, может, это потому, что вы не знаете основных отличий художественной литературы от научной?

Литература – очень обширная область знаний. Давайте попробуем с ней разобраться. Тексты – вот что называют литературой в самом общем виде. А далее существуют стили. Текст или произведение может принадлежать к одному из стилей: художественному, научному, официально-деловому или публицистическому. Поэтому первое отличие художественной литературы от научной – стилевая составляющая. Вообще, художественная литература – это такой её вид, который использует все доступные языковые возможности для написания сюжетного произведения. Мы подбираемся к двум «китам» художественной литературы: многообразие языковых форм, стилистических приёмов (вспомните все эти безумно выразительные описания природы в романах) и наличии сюжета. Художественная литература – это история, это жизнь, описанная словами. Научная же литература – это вид литературы, который носит прикладной характер и ставит своей целью объяснение феноменов, гипотез и тому подобное. При этом чаще всего это бессюжетное сочинение, в котором отсутствуют языковые изыски.

Научную литературу делает научной обилие когнитивной информации: числовых данных, графиков и схем, дат, имён собственных. Всё это помогает нам воспринимать информацию. Что касается литературы художественной, то она изобилует эстетической и эмоциональной информацией — мы читаем её, чтобы насладиться, отвлечься, скоротать время и так далее. Из этого вытекает разница в целевых группах потенциальных читателей научной и художественной литературы, ведь зачастую научная литература профессиональна, а художественная, в свою очередь, рассчитана на определённый возраст читателей: различают детскую, подростковую художетсвенную литературу. При этом нужно понимать, что некоторые литературные произведения успешно сочетают в себе лучшие черты обоих стилей: художественного и научного.

Люди, которые читают преимущественно научную литературу, и люди, которые больше любят художественную, существуют потому, что художественная и научная литературы на самом деле имеют гораздо больше отличий, чем сходств.

Научное знание и научный текст

Вопреки мифологизированным представлениям о науке, истинные идеи не “вычитываются” непосредственно из научных текстов и не передаются “из рук в руки” кем угодно, когда угодно и где угодно. Более того, научное знание как общественный феномен, как факт общественного сознания вообще не является тем, что может быть достигнуто “здесь и сейчас”, в данном научном тексте или данном эксперименте.

Для того, чтобы разобраться в том, каким образом результат индивидуального творчества ученого обретает статус научного знания, рассмотрим то общее, что объединяет научную деятельность с любой другой разновидностью текстовой деятельности.

Научные тексты ( устные и письменные) представляют собой основную форму объективации, опредмечивания научной мысли. Вне этой формы научное знание не может существовать как общественный феномен, не может сохраняться и передаваться в процессе научных коммуникаций.

Любая система научного знания существует и функционирует в научном сообществе в виде совокупности научных текстов. Однако, подобно любому другому продукту духовной культуры, опредмеченное знание перестает быть собственно знанием, умирая, угасая в вещественной форме.

Книги, журналы, кассеты, дискеты и прочие материальные носители содержат записи научных текстов, но не само научное знание. Подобно тому, как нотная запись – это еще не музыка, страница, исписанная формулами, – это еще не само математическое знание, если нет сознания, способного прочесть эти записи и извлечь из них мысль или мелодию.

Знание – это идеальный образ реальности и в этом качестве оно может существовать только и исключительно в сознании, как его компонент, как “живая мысль”.

Только деятельность самих людей способна “оживить” содержание культурных текстов, “написанных” на языках всех видов и типов человеческого творчества, а потому проблема социального наследования любых продуктов культуры – это прежде всего проблема сохранения живой связи поколений внутри непрерывного процесса совместной деятельности, формирующей саму способность раскодировать материальные носители идеального содержания. Иными словами:

если в тот или иной момент развития научного познания ни один ученый на Земном шаре не сможет раскодировать, распредметить содержание научного текста, то это будет означать, что общество утратило некое знание и что, обладая материальным носителем результата научно-познавательной деятельности предшествующих поколений, ученые не могут раскрыть содержание самого знания, закодированного, объективированного в этом научном тексте.

Так, например, если наступит такой момент – пусть даже это будет всего лишь миг! – когда никто из людей не сможет расшифровать формулу теоремы Пифагора или понять смысл таблицы Менделеева, то это будет означать, что в тот момент человечество будет обладать не знанием теоремы Пифагора или системы Менделеева, а всего лишь потенциальной возможностью знания. Превратить же эту возможность в действительное знание смогут лишь те, кто восстановит саму способность раскодировать смысл унаследованных материальных носителей. В противном случае, с любыми формулами и таблицами произойдет то же, что и с египетскими математическими папирусами, содержащими результаты решения некоторых математических задач древними египтянами. Во многих случаях современные историки науки дают прямо противоположные интерпретации одних и тех же задач, поскольку не могут сказать, что знали сами египтяне и как именно они сами решали эти задачи ( 14 ).

Распредмечивание содержания научного текста, как и любого иного текста культуры: музыкального, литературного, технического, политического и т.п. – осуществляется в сложном процессе коммуникативно-познавательной деятельности, на некоторые особенности которого следует обратить особое внимание.

Для того, чтобы обрести, понять, усвоить ( т.е. распредметить) знание, потенциально содержащееся в научных текстах, ученый должен прежде всего “научиться читать” эти тексты, другими словами, он должен научиться извлекать из текстов то содержание, которое будет осознано им как знание. В процессе профессиональной подготовки и общения с членами научного сообщества ученый усваивает язык, понятия, идеи, принципы той или иной научной традиции и обретает не только социальный статус члена научного сообщества, но и соответствующий данной традиции способ интерпретации научных текстов.

В процессе интерпретации научный текст выступает объектом изучения, усвоения, критического анализа, опровержения, рассматривается через призму различных познавательных целей и задач, культурно-исторических и индивидуально-личностных особенностей стиля мышления ученых. И хотя для воспроизведения научной мысли не требуются инструменты и исполнители, результат, получаемый в процессе истолкования научного текста, в такой же мере является плодом “совместной активности” его автора и воспринимающего субъекта, в какой результат прослушивания музыкального произведения является плодом “совместной активности” композитора, исполнителей его сочинения и слушателей.

Судьба объективированной, зафиксированной к научном тексте идеи или концепции самым непосредственным образом зависит от авторской формы выражения знания, поскольку проблема понимания индивидуальных особенностей теоретического языка и логики рассуждений автора оказывается подчас не менее сложной, чем та научная проблема, которую он решает.

Даже при беглом знакомстве с историей науки трудно не заметить тех фактов, которые свидетельствуют о существенном влиянии “формы выражения научных истин” на их восприятие членами научного сообщества. Для того, чтобы отыскать тот факт, который я сейчас приведу в качестве примера, мне понадобилось в буквальном смысле протянуть руку и взять с книжной полки ближайшую из книг по истории науки. В результате этой вполне случайной выборки передо мной оказался3-ий том “Истории физики” П.С.Кудрявцева, в самом начале которого автор сравнивает классическую работу Г.А.Лоренца “Опыт теории электрических и оптических явлений в движущихся телах” и книгу Д.Д.Лармора “Эфир и материя”.

“Влияние обеих этих работ на развитие физических идей было неодинаково, – пишет П.С.Кудрявцев. – Работа Лоренца часто цитировалась и является одной из самых известных его работ. Книга же Лармора была забыта, и, кроме “прецессии Лармора”, пожалуй, ни один из ее результатов не упоминался в последующих работах физиков ХХ в. Виною этому была трудность книги. Изложение Лармора очень тяжелое и запутанное. Борн, который слушал лекции Лармора в студенческие годы, называл его курс для себя “бесполезным”(15). Между тем, в “неудобоваримой”, даже по мнению таких выдающихся физиков, как М.Борн, книге Лармора содержались в зачаточном виде основные идеи теории относительности.

На вопрос: “Что, собственно, подтверждает или опровергает этот факт? Ведь идеи теории относительности все равно стали достоянием физики и суть этих идей не зависит от того, кто именно их впервые высказал: Лоренц,Лармор, Эйнштейн или кто-то другой”, – хочу ответить следующее: приведенный факт опровергает индуктивное обобщение: “Научная информация не зависит от формы выражения”, – так как вне конкретной логической и языковой формы, которую определенная информация получила в работе Лоренца, она вообще не была воспринята научным сообществом. (Между прочим, отыскать этот факт оказалось несравненно проще, чем найти белую ворону, существование которой, как известно, превращает в ложное индуктивное обобщение “Все вороны черные”).

Анализ процесса развития научного познания свидетельствует о том, что как рождение, так и наследование идей в науке управляется не динамическими законами, когда каждое последующее действие однозначно определено предшествующим, а – статистическими, в соответствии с которыми судьба каждой конкретной публикации, непосредственно содержащей результат индивидуальной научно-исследовательской деятельности ученого, – непредсказуема. Вероятность включения того или иного результата в корпус научного знания определяется сложным переплетением объективных и субъективных факторов, среди которых значительную роль играет форма выражения знания в авторском тексте и характер проявления авторского начала в нем.

Ученый, воспринимающий и интерпретирующий научный текст, ведет внутренний диалог с автором текста, оставаясь в то же время наедине с собственными мыслями, руководствуясь собственными мировоззренческими представлениями, методологическими установками и теоретическими предпочтениями. Эффект понимания “чужого” текста возникает лишь тогда, когда этот текст становится источником мысли для воспринимающего его ученого, когда в результате совпадения “смысловых фокусов” автора и интерпретатора ученый выявляет в тексте содержание, способствующее такому решению стоящей перед ним проблемы, которое он считает приемлемым, согласующимся с его собственной концепцией. Именно поэтому каждая последующая интерпретация научного текста может выявлять в нем новые смыслы, открывать некое новое содержание, иногда весьма далекое от первоначального авторского замысла.

Если мы обратимся к истории коперниканской революции, то увидим, что Кеплер потому лучше понимал Птолемея, чем Коперник и Галилей, и потому иначе, чем Галилей, понимал самого Коперника, что искал ответы на те вопросы, которых ни Коперник, ни Галилей перед собой не ставили. Более того, именно Кеплер, будучи убежденным коперниканцем, внес решающий вклад в изменение первоначального замысла Коперника, полностью разрушив в кинематической схеме Коперника именно то, в чем сам автор видел основной смысл гелиоцентризма: принцип равномерных круговых движений планет!

В конечном счете, говорить о возможности “абсолютно адекватного перевода научной информации на любой язык” можно лишь применительно к наиболее формализованной части языка науки – математическому аппарату, хотя именно математический аппарат в переводе и не нуждается. Однако уже перевод теоретического комментария к математическому формализму неизбежно будет связан со смысловыми потерями, возрастающими по мере усиления концептуальных различий в теоретических языках. Даже на уровне лингвистического выражения чувственно воспринимаемого существуют значительные различия, которые возрастают на уровне теоретического объяснения. “Дефлогистированный воздух” и “кислород” – это не просто разные названия одного и того же газа, выделяемого при нагревании окиси ртути, это – понятия двух различных концепций горения, и смысл этих понятий не может быть адекватно выражен на языке несовместимой с ними теории.

Читайте также:  Что такое суть явления

Необходимо помнить, что концептуальность так же глубоко пронизывает язык науки, как родной язык пронизывает язык художественной литературы. Но если “язык Шекспира” – это отнюдь не только английский язык, но и вся совокупность художественных средств создания драматургии и поэзии Шекспира, то “язык Ньютона” – это вовсе не английский или латинский языки, а язык создаваемой им классической механики. И “язык Ньютона” в такой же мере переводим на “язык Эйнштейна”, в какой “язык Шекспира” переводим на “язык Ионеско” (одного из основоположников театра абсурда). Несовместимость художественных средств приводит к столь же полной потере художественного содержания, как несовместимость теоретическая – к утрате первоначального концептуального смысла.

И тем не менее: наука, в отличие от искусства, не только безразлична к этим смысловым потерям, но и сознательно включает их в свою гносеологическую программу.

Нельзя игнорировать того, что даже если представление об однозначности, неинтерпретируемости, независимости научной информации от формы выражения и личности ученого является иллюзорным, то порождается и поддерживается эта иллюзия самими учеными в процессе реальной научно-исследовательской деятельности. С чем это связано? Попробуем разобраться.

Чем отличается художественный текст от научно-познавательно­го?

Художественный текст довольно сильно отличается от научно-познавательного – как по своему назначению, так и по стилю повествования.

Для художественного текста характерен художественный речевой стиль, а для научного – научный стиль изложения.

Рассмотрим особенности данных стилей.

Художественный стиль

1) В тексте обязательно должны передаваться настроение и переживания героев, эмоции, различные образы.

2) Цель текста – воздействие на читателя.

3) Присутствуют многочисленные тропы (речевые фигуры) – например, метафора или эпитеты.

4) Также могут использоваться фразеологизмы, просторечия, устаревшие слова и т.п.

5) Наличие скрытого смысла.

Научный стиль

1) Цель текста – донести информацию до читателя. Текст представляет собой научные факты и их анализ.

2) Текст написан сухим языком, в нём наблюдается обилие научных терминов.

3) Особенность научного стиля и в том, что повествование ведётся последовательно, а все суждения доказываются и обосновываются.

4) Обилие сложных предложений, вводных слов.

Тексты, конечно, бывают разные и все в тексте, как раз, зависит от направления повествования, то ли, если это художественный, научно-познавательны­ й, научный, которые тоже могут делится на под типы, такие как, медицинский, статистический экономический и другие.

Художественный стиль больше опирается на тексты с метафорами, эпитетами, лирики романтики трагедии с особенностями выраженными характерным автору.

Научно-познавательны­ й, тут особо не разбежишься, в таком повествовании нужны факты если даже фантастический, все равно должно свое особенное направление.

Художественный текст от научно-познавательного отличается многим, а именно:

1) сферой применения;

3) стилевыми чертами;

4) жанрами, используемыми в этих таких разных видах речи;

5) языковыми средствами.

Научно-познавательный текст используется в научных трудах, в изложении знаний в учебниках, статьях, в выступлениях на научных конференциях и симпозиумах. Его задача – сообщить точные сведения, обобщить, проанализировать, объяснить причины, установить причинно-следственную связь фактов. Для научно-познавательного текста характерны стилевые черты:

Научный стиль используется в написании научных статей, докладов, монографий, диссертаций, аннотаций, рефератов и пр. Для него характерны следующие языковые средства:

обилие терминов, абстрактных существительных, а также усложненный синтаксис предложений.

Художественный стиль речи используется в художественной литературе.

Его задача – изобразить предмет, событие, передать чувства и эмоции, впечатления, заставить читателя сопереживать героям произведения.

Для него характерны стилевые черты:

Все это присутствует в романах, рассказах, пьесах, баснях, сказках, стихах и прочих жанрах художественной литературы.

Чтобы достичь образности и эмоциональности, заставить читателя сопереживать героям, авторы используют в своих произведениях метафоры, олицетворения, сравнения (художественные тропы), антонимы и синонимы и пр. Отмечу также обилие восклицательных и вопросительных предложений.

Очень сложно сравнивать практически несравнимые вещи, вот и в данном случае, как сравнить, если у этих двух видов текста общим является по-большому счету лишь набор букв, из которых эти тексты сложены.

Научный текст (научно-познавательн­ ый), это изложение фактов, передача информации, иногда очень ценной и нужной людям, но не более того.

Художественный текст, талантливый роман, повесть, рассказ, эссе, я уже не говорю о поэтическом художественном тексте, это произведение искусства. Да, в художественном тексте тоже могут излагаться факты, но эти тексты еще способны передавать настроение, вызывать сопереживание, сочувствие персонажам текста, в этом их волшебство и одна из целей. В художественных текстах используются различные литературные приемы для придания ему большей образности.

В художественном тексте мы можем понять, как относится автор к своим персонажам, ведь можно проследить его оценку, выявить эмоции. Что читатель выявить не может, то додумает, таким образом, он находится в сотворчестве по отношению к автору произведения.

Зачем автор создает художественный текст? Чтобы родить у читателя какие-то эмоции, как положительные, так и отрицательные.

А задача научно-познавательно­ го текста – довести до сведения читателя некоторую информацию. Отношение автора к тому, что он пишет, здесь уже выявить не удастся, да и эмоции читателя не особо важны. Основой научно-познавательно­ го текста являются сухие факты, термины, а также научная терминология.

Научно-познавательна­ я направленность текста без сомнения отличается от художественной и эти отличия можно выразить так:

  • они менее выразительны в художественном плане;
  • обилие узких по специализации терминов профессионального назначения;
  • персонаж лирического плана в них отсутствует, они гораздо более абстрактны по своей сути и обобщенны;
  • сюжет (и всякие развязки к нему) в них не присутствуют, соответственно и нет сюжетных персонажей;
  • рассуждение – вот то, что наиболее типично для стиля, называемого – научным. Повествование тут используется гораздо реже, равно как и описание.

Короче, логика имеет тут гораздо большее значение, чем эмоции.

Между научно-познавательны­ ми и художественными текстами имеется рад серьёзных различий.

Особенности научно-познавательно­ го текста:

1) Ему присуще использование специализированной терминологии и лексики;

2) Отсутствует личное отношение автора к своему тексту;

3) Излагаются лишь точные данные и факты.

Особенности художественного текста:

1) В подобных произведениях присутствует некая доля вымысла;

2) Используются различные образные средства языка: метафоры, сравнения, эпитеты и т.д.

3) В художественных текстах присутствует личное отношение автора к тем или иным аспектам написанного: к героям, их поступкам и событиям произведения.

Художественный текст, это всегда в той или иной степени рассказ о чем то либо о ком то, который может быть как былью так и нет, но в котором практически все построено на переживаниях и чувствах геров и метаорах, которые их характеризуют.

Что же касается научного текста, то относится он уже по своему направлению не к художественной литературе, а к таком направлению как нонфикшен, то есть в нем все идет по факту и без выдумки. Такая подленность в нем необходима для того, что бы донести до читателя суть и правду о том или ином научном или близкому к науке явлению. Главные чирты такого текста, это научная терминология.

Основные два отличия художественного и научного текстов, это цель и стиль.

Цели преследуемые научным текстом, лаконично и порой сухо донести до читателя информацию – и все. Художественное произведение, несет менее информативную нагрузку. Основной акцент в ном делается на выразительность писательского слога, эмоциональную окраску, а его идея, не редко далеко не очевидна и смысл бывает скрыт.

Научный текст это можно сказать набор символов сложенных в определенном порядке, а художественный это “музыка” )

В художественном тексте много таких стилистических приемов как: метафора, метонимия, гипербола, повторы. Да и просто вымысел автора, полёт его фантазии, его творчество. Такие тексты служат больше для отдыха. А наука – это наука.

Пять отличий художественной литературы от научной. Удобная таблица

Мир литературы удивителен и разнообразен, книг существует великое множество, и самое основное их деление – на научные и художественные. Рассмотрим, чем же они отличаются.

отличие художественной литературы от научной

Отличие художественной литературы от научной состоит в цели написания произведения. Так, если роман, повесть или стихотворение может подарить читателю эстетическое наслаждение, дает ему возможность погрузиться в мир авторского замысла, то справочник или научное исследование имеет более приземленные мотивы – сообщение неких фактов, гипотез, проведение анализа какого-либо явления. Для написания подобных трудов, как правило, используются не только знания конкретного ученого, но и систематизация данных по определенному предмету, описываются достижения исследователей прошлых лет. С ними спорят или соглашаются. Цель научного трактата – информирование коллег о сделанном открытии, закрепление за собой права на него.

Сюжет

Если в художественном произведении имеется сюжет, то в научном трактате или монографии его нет, текст представляет собой последовательное изложение фактов, попытки их истолковать, объяснить, содержит гипотезы. Изложение строго логично, тогда как в романе или повести автор может работать с несколькими временными планами, забегая вперед либо возвращаясь назад.

При этом в одном произведении может быть ряд сюжетных линий, а в труде или трактате описываться несколько явлений или предметов, но наличие или отсутствие сюжета позволит отличить одно произведение от другого.

в чем отличие художественной литературы от научной

Использование художественных приемов

В чем отличие художественной литературы от научной по оформлению? Прежде всего, для первой важно не только содержание, но и форма. Писатель – это мастер слова. Он старается облечь свои мысли в идеальную форму, поэтому активно использует тропы: звучные эпитеты, яркие броские сравнения, гиперболы, параллелизм. Особого эффекта помогают достичь оксюмороны, эвфемизмы. Например, пьеса Толстого называется «Живой труп». Это оксюморон, то есть сочетание несочетающихся по смыслу слов. В действительности труп живым быть не может. Но именно этот троп помогает автору охарактеризовать характер главного героя, Федора Протасова, его мучения и искания, стремление уйти из жизни.

А вот научная литература тропы не использует. Речь ученого всегда точная, изучаемый предмет или явление описывается подробно, четко. Конечно, исследователь может использовать сравнения и определения, но лишь для того, чтобы как можно более детально описать объект своей работы. Преувеличения, оксюмороны в строгом трактате недопустимы.

Герои

Еще одно отличие художественной литературы от научной – в наличии или отсутствии героев. Так, в романе или поэме обязательно должно быть действующее лицо. В «Евгении Онегине» это сам Онегин, Татьяна, Ленский, Ольга. По ходу повествования с ними происходят разные события, герои претерпевают личностную эволюцию, общаются друг с другом. Некоторые персонажи являются главными, ключевыми для раскрытия авторского замысла, другие – второстепенными, необходимыми для обыгрывания какой-либо ситуации с главными героями или также для выражения идей писателя. Отдельные персонажи художественного произведения могут погибнуть по ходу повествования, что также дает возможность писателю донести до своего читателя важную информацию. Например, убийство Ленского на дуэли в романе Пушкина говорит о том, что Онегин, несмотря на умение и способность мыслить, еще не отошел от правил, навязанных презираемым им обществом.

отличие художественной литературы от научной таблица

В научных трактатах и трудах все обстоит иначе. В них нет героя. Можно, конечно, условно называть героями предмет и объект исследования, но в том, что с ними происходит, нет авторской фантазии. Ученые излагает все факты, опираясь на собственные наблюдения, может иметь место и домысливание. Например, описывая неизвестное науке насекомое, энтомолог может предполагать о назначении того или иного органа. Поэтому в статье или монографии имеются слова «полагаю», «предполагаю», «гипотеза». Постепенно, уже в других трудах каждая гипотеза проходит проверку фактами и опровергается или подтверждается.

Еще одно отличие художественной литературы от научной состоит в использовании ими различных жанров. Так, для художественной свойственно прежде всего деление на прозу и поэзию, внутри которых выделяются повесть и роман, элегия и дума, пьеса и сказка. Каждый из жанров имеет свою специфику и отличительные черты. Мир научных трудов также довольно разнообразен: это трактаты, статьи, обзоры, доклады, авторефераты, рецензии.

Таблица

Емко и коротко представим в таблице отличия художественной литературы от научной. Это поможет быстрее запомнить материал и при необходимости освежить его в памяти.

Особенности, характерные черты, жанры и примеры научного стиля речи

Научный стиль речи

В этой статье подробно разберем научный стиль речи. Вы найдете ответы на следующие вопросы:

  • что такое научный стиль речи;
  • его основная функция и задачи;
  • сфера применения;
  • особенности и характерные черты научного стиля;
  • подстили или разновидности;
  • жанры научного стиля речи;
  • пример научного текста.

Что такое научный стиль речи, его функции и задачи

Научный стиль речи – это функциональный стиль речи русского литературного языка, который является средством общения в сфере научной, научно-профессиональной и учебно-научной деятельности.

Основная функция научного стиля речи – информативная. Заключается она в том, чтобы передавать объективную информацию о человеке, природе, обществе.

Задачей научного стиля является объяснение явлений природы и социальной жизни, определение закономерностей и выявление причинно-следственных связей.

Тексты научного стиля отличаются ясностью, логичностью, точностью, объективностью и доказательностью изложения информации.

Сфера применения научного стиля

Сфера применения научного стиля речи – область науки и учебно-научной деятельности.

В первую очередь, используется в письменной форме речи: учебники, статьи, диссертации, доклады, энциклопедии и др. Но встречается и в устной форме (например, при проведении научных конференций).

Для оформления презентаций, печатных материалов, публикаций рекомендую воспользоваться программой Canva. Это очень простой и удобный визуальный редактор “все в одном”. Тысячи профессиональных шаблонов, изображений и других качественных элементов станут отличной отправной точкой в воплощении ваших лучших идей.

Основные особенности и характерные черты научного стиля речи

К особенностям и характерным чертам научного стиля относятся:

  1. Логичность изложения – информация подается непротиворечиво и в четкой последовательности.
  2. Обобщенность, точность и объективность изложения информации.
  3. Доказательность и насыщенность изложения (много аргументов, фактов).
  4. Применение терминов и общенаучных слов. В среднем термины занимают около 15-20% от всего объема текста.
  5. Использование слов с абстрактным значением (это слова, которые не вызывают в сознании и памяти конкретных образов, например: свойство, сущность, мировоззрение, реальность).
  6. Чаще всего присутствует монологический характер речи.
  7. Больше существительных и прилагательных, и минимум глаголов.
  8. Сложное построение предложений.
  9. Предложения в основном длинные.
  10. Практически не используются средства выразительности (эпитеты, сравнения, метафоры и пр.) и отсутствует экспрессивно-эмоциональная лексика (восхитительный, сыночек, воодушевить, презираю, подхалим).
  11. Правильный порядок слов.
  12. Строгая последовательность изложения.
Читайте также:  Что такое суффикс приставка

Научный стиль речи: его разновидности или подстили

Как и другие стили речи, научный стиль редко встречается в “чистом” виде. В научных текстах могут встречаться элементы и публицистического, и официально-делового стиля речи.

Из-за такого взаимодействия с другими стилями речи, а также в зависимости от цели и специфики применения научный стиль делится на 6 подстилей:

  1. Собственно-научный или академический: диссертации, доклады, сообщения, монографии, выступления;
  2. Учебно-научный: учебные пособия, курсы лекций, курсовая работа, семинарский доклад;
  3. Научно-популярный: научно-популярные книги и журналы, детские энциклопедии;
  4. Научно-информативный: рефераты, обзоры, резюме, тезисы;
  5. Научно-справочный: энциклопедии, словари, справочники;
  6. Научно-технический: патенты, стандарты, описание изобретений, спецификации, технические условия.
Название подстиляЦельЖанры
Собственно-научный Определение и описание новых явлений, фактов, закономерностей.диссертации, доклады, сообщения, монографии, выступления,научная статья.
Учебно-научныйПередача научной информации учащимся, обучение, описание фактов, необходимых для освоения и овладения материалом.учебные пособия, курсы лекций, курсовая работа, семинарский доклад, конспект, устный ответ.
Научно-популярныйОзнакомление с фактами и явлениями.научно-популярные книги и журналы, детские энциклопедии, статья.
Научно-информативныйПередача научной информации с описанием научных фактов.рефераты, обзоры, тезисы.
Научно-справочныйОбеспечение читателю возможности быстрого поиска нужной научной информации.энциклопедии, словари, справочники.
Научно-техническийПрименение достижений науки в практике.патенты, стандарты, описание изобретений, спецификации, технические условия.

Подстили (разновидности) научного стиля речи и примеры жанров

Жанры научного стиля речи

Жанры научного стиля – это разновидности научных текстов, которые различаются по своей структуре и выполняемым функциям.

Существует несколько классификаций жанров научного стиля. Например: первичные и вторичные научные произведения или же жанры со свободной (статьи, рецензии) и с фиксированной структурой написания (диссертация).

В данной статье рассмотрим классификацию жанров в зависимости от тех конкретных коммуникативных и информационных функций, которые они выполняют.

Научный стиль речи: жанры собственно-научного подстиля

Основная функция данного подстиля заключается в определении и описании оригинальных результатов исследований, в изложении новых фактов, явлений и закономерностей.

К жанрам собственно-научного подстиля относятся:

  • Монография – научное исследование, посвященное одному конкретному явление, факту, вопросу или теме. Объем классического текста монографии составляет более 120 страниц формата А4. Это полноценный научный труд.
  • Научная статья – небольшое сочинение, в котором автор описывает результаты собственного исследования.
  • Диссертация – квалификационная работа, успешное выполнение которой необходимо для присвоения ученой степени. Объем: от 50 до 500 страниц. Оформляется в виде книги или переплетенной рукописи.

К жанрам данного подстиля также относятся доклады, сообщения, выступления.

Тексты собственно-научного подстиля имеют общую структуру написания, которая включает:

  1. Название.
  2. Вступление.
  3. Основная часть.
  4. Заключение.

Жанры учебно-научного подстиля

Учебно-научная речь используется в процессе обучения, а именно для передачи и освоения научной информации учащимися.

Выделяют устные и письменные жанры учебно-научного подстиля. К устным относятся: сообщение и ответ.

Основными письменными жанрами данного подстиля являются:

  • Доклад – развернутое сообщение по определенному вопросу, основанное на документальных данных. Цель доклада заключается в информировании и предоставлении рекомендаций или предложений.
  • Учебное пособие – это средство обучения, предназначенное для усвоения, углубления и расширения знаний.
  • Конспект – краткое содержание или краткая запись урока, лекции, статьи.
  • Курс лекций – это сборник текстов лекций одного или нескольких авторов по отдельным темам или по курсу в целом. Освещает содержание учебной дисциплины.

Жанры научно-популярного подстиля

Данный подстиль предназначен для распространения научной информации среди массового адресата (например, среди определенной категории читателей – детей, подростков и т. д.).

К жанрам научно-популярного подстиля относятся:

  • Научно-популярные книги – это литературные произведения о науке, об ученых, научных достижениях и исследованиях, предназначенные для широкого круга читателей.
  • Научно-популярные журналы.
  • Детские энциклопедии.
  • Статьи.

Жанры научно-информативного подстиля

Функция научно-информативного подстиля заключается в передаче научной информации.

Основные жанры данного подстиля:

  • Реферат – это краткий доклад по определенной теме, в котором собрана информация чаще всего из нескольких источников.
  • Реферат-обзор – доклад, в котором сопоставляются различные точки зрения по определенному вопросу. Составляется на основе нескольких источников.
  • Реферат-резюме – краткий доклад, в котором изложены только основные положения.
  • Тезис – ведущий жанр научного стиля. Представляет собой краткую запись, в которой изложены основные положения научного исследования.

Жанры научно-справочного подстиля

Задача научно-справочного подстиля состоит в обеспечении читателю возможности быстрого поиска нужной научной информации.

Основными жанрами научно-справочного подстиля являются:

  • Энциклопедия – научное справочное обозрение всех или отдельных отраслей знаний в форме словаря.
  • Словарь – сборник слов с их переводом, толкованием и пояснением.
  • Справочник – книга, в которой содержатся краткие сведения научного, общественного, производственного или прикладного характера.
  • Каталог – список информации об объектах, цель которого состоит в облегчении поиска этих объектов по определенному признаку.

Научный стиль речи: жанры научно-технического подстиля

Научно-технический подстиль распространен в технической документации. Тексты данного подстиля служат для того, чтобы применять на практике все те достижения, которые были получены в результате теоретических и экспериментальных научных исследований.

К жанрам научно-технического подстиля относятся:

  • Патент – документ, удостоверяющий исключительное право на изобретение, изделие или процесс.
  • Спецификация – определение и перечень специфических особенностей, уточненная классификация чего-либо.
  • Технические условия – документ, устанавливающий технические требования, которым должны соответствовать конкретное изделие, материал, вещество и пр. или их группа.
  • Стандарты.
  • Описание изобретений.

Структура научного текста

Любой научный текст, независимо от жанра, строится по единой логической схеме.

В основе всегда находится тезис – утверждение, которое требует обоснования. Для подтверждения и обоснования этого тезиса в тексте должна быть представлена аргументация и приведены доказательства. Часто для более полной аргументации приводятся иллюстрации – примеры, которые подтверждают выдвинутые научные предположения.

Заканчивается текст выводом или резюме, в котором изложена оценка проведенного исследования, а также представлены перспективы для дальнейшего изучения.

Пример текстов, написанных в научном стиле речи

“Смерч – силь­ный мел­ко­мас­штаб­ный вихрь, воз­ни­каю­щий в гро­зо­вом (ку­че­во-до­ж­де­вом) об­ла­ке и рас­про­стра­няю­щий­ся в ви­де тём­но­го «хо­бо­та» по на­прав­ле­нию к вод­ной или зем­ной по­верх­но­сти.

В верх­ней час­ти, под ниж­ней гра­ни­цей об­ла­ка, вихрь име­ет рас­ши­ре­ние в ви­де во­рон­ки. Ствол смерча опус­ка­ет­ся до зем­ной по­верх­но­сти, его ниж­няя часть, со­при­ка­са­ясь с ней, при­ни­ма­ет вид оп­ро­ки­ну­той во­рон­ки. Высота смерча мо­жет дос­ти­гать 800–1500 м. Воз­дух в нём вра­ща­ет­ся ча­ще все­го про­тив ча­со­вой стрел­ки, под­ни­ма­ясь по спи­ра­ли вверх, втя­ги­вая в се­бя пыль или во­ду, об­лом­ки раз­ру­шен­ных на зем­ле пред­ме­тов.

Ско­ро­сть вра­ще­ния воз­ду­ха мо­жет дос­ти­гать 50–100 м/c при силь­ной вос­хо­дя­щей со­став­ляю­щей и вы­зы­вать ка­та­ст­ро­фич. раз­ру­ше­ния, ино­гда со­про­во­ж­дае­мые че­ло­ве­че­ски­ми жер­т­ва­ми. В то же вре­мя по­бли­зо­сти от его пу­ти мо­жет на­блю­дать­ся пол­ный штиль. Внут­ри смерча дав­ле­ние воз­ду­ха умень­ша­ет­ся, там про­ис­хо­дит кон­ден­са­ция во­дя­но­го па­ра, что со­вме­ст­но с вы­тя­ну­той ча­стью об­ла­ка, пы­лью, во­дой и разл. об­лом­ка­ми де­ла­ет смер ви­ди­мым. Его ось вер­ти­каль­на, но за­час­тую име­ет изо­гну­тый вид.”

Электронная энциклопедия

” Существующие территориально-планировочные схемы природопользования не способствуют созданию экологически-ориентированной хозяйственной деятельности, что приводит к возникновению конфликтных ситуаций между хозяйствующими субъектами как внутри Калининградской области, так и вне ее. Анализ особенностей социально-экономического развития и экологической политики позволил выявить ряд существенных методических и методологических недостатков территориального планирования и развития. В частности, развитие Калининградской области осуществляется на основе плохо скоординированных между собой и экологически слабо ориентированных ведомственных планов: градостроительного, сельскохозяйственного, мелиоративного, водного, лесоустроительного, рекреационного и других.

Помочь в решении проблем территориального развития может экологически-ориентированное ландшафтное планирование. Ландшафтная программа Калининградской области — документ стратегического планирования использования территории, формирующий информационно-справочное поле для широкого круга организаций и чиновников, отвечающих за разработку и принятие управленческих территориально-планировочных решений, а также государственных и негосударственных природоохранных и экологических фондов, международных организаций в области экологического контроля и управления.

Одной из важнейших задач реализации программы является разработка интегральной карты экологически-ориентированного использования территории и карты конфликтов природопользования. Решение этих задач без применения геоинформационных технологий сильно осложнено, а иногда и невозможно.”

Отрывок из научной статьи “Внедрение открытых геоинформационных технологий в методику экологического планирования”

  • Русский язык для технических вузов. Научный стиль. Автор: Ю. Смирнова
  • Википедия
  • Русский язык и культура речи. Авторы: Татьяна Балыхина, Михаил Рыбаков, Марина Лысякова.
  • Стилистика научной речи и редактирование учебно-методических материалов. Учебное пособие для учителей и педагогов системы среднего образования.
  • Фото на обложке статьи – science.sciencemag.org

P. S.: Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в социальных сетях, спасибо!

Сопоставление научно-художественной и научно-познавательной детской литературы

1.В круг чтения младшего школьника кроме художественной литературы входит литература познавательная, которую принято делить на два вида: научно-художественную и научно-познавательную. Несмотря на то что эти термины давно вошли в практику, единого подхода к определению понятий и выделению критериев для отнесения конкретного произведения к тому или иному виду детской литературы еще не выработано. Наиболее последовательно и полно этот вопрос рассмотрен в трудах Н.М. Дружининой (Дружинина Н.М. Проблемы методической оценки научно-познавательной детской книги/Н.М. Дружинина; Дружинина Н.М. Использование научно-познавательной детской книги в учебно-воспитательном процессе: учебное пособие к спецкурсу/Н.М. Дружинина. – Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1986.), которой удалось соединить филологический и методический подходы к проблеме и выделить такие критерии деления детской литературы на виды. Чтение познавательной литературы, так же, как и чтение литературы художественной, требует учета не только видожанровой специфики, но и своеобразия каждого изучаемого произведения. Выделение видовых особенностей позволяет определить общие задачи изучения познавательной литературы в начальной школе:

• научить детей работать с познавательным текстом, справочной литературой;

• вызвать интерес к познавательной литературе, желание ее читать;

• расширить читательский кругозор ребенка;

• научить использовать полученный из познавательной литературы материал в учебной и досуговой деятельности.

Сопоставление научно-художественной и научно-познавательной детской литературы

2.Работа с познавательной литературой строится на основе методических принципов, которые перекликаются с принципами организации анализа художественного произведения, но имеют другое наполнение, отражающее видовую специфику познавательной книги.

Принцип целенаправленности. Вся работа с познавательной книгой, организуемая учителем на уроке, подчиняется общей цели, формулировка которой, конечно, варьируется в зависимости от специфики урока, но всегда предполагает получение знаний о действительности, формирование интереса к природе, науке, развитие наблюдательности. При обращении к научно-художественной литературе акцент делается на эмоционально-образном постижении познавательного материала, при изучении научно-познавательной книги – на мыслительной деятельности школьника – понимании связей, усвоении закономерностей, запоминании познавательного материала.

Принцип создания установки на первичное восприятие произведения. Организация мыслительной деятельности ребенка по извлечению информации из текста требует создания соответствующей установки уже до первого знакомства с произведением. Учебная задача на уроке по изучению познавательной книги ставится перед ее чтением (в отличие от чтения художественного произведения) и направляет восприятие ученика на выявление логики рассуждений, нового познавательного материала, интересных фактов и т.д.

Принцип опоры на эмоциональное восприятие прочитанного и поддержки эмоционального отношения к познавательной книге и познавательному материалу. Наука вовсе не бесстрастна, а познавательная книга, обращенная к ребенку, обязательно апеллирует не только к разуму, но и к эмоциям. Интерес, переживание способствуют гибкости мышления, более глубокому проникновению в материал, поэтому так важно поддерживать высокий эмоциональный градус на всем протяжении урока.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Этот принцип сказывается в отборе книг, познавательный материал которых актуален для сегодняшних школьников и доступен им. Интересен ребенку должен быть не только сам материал, но и формы работы с ним, предлагаемые учителем на уроке, поэтому при изучении познавательной книги широко применяются игровые формы работы.

Принцип учета единства формы и содержания. К освоению содержания читатель всегда приходит через освоение формы его (содержания) существования. Познавательная детская книга дает ребенку возможность познакомиться с рассуждением как типом речи, учит следить за логикой разворачивания мысли. Принцип учета видовой и жанровой специфики произведения. Следует формировать у детей представления не только о видах, но и о жанрах познавательной литературы, проводить уроки по одной познавательной тематике с привлечением произведений разных жанров, чтобы на практике показать отличия познавательной сказки, познавательного рассказа, справочной статьи и т.д.

Принцип целостности и принцип избирательности. Задача формирования системного мышления, умения видеть связи явлений, воспринимать мир целостно – одна из главных задач и процесса обучения в школе, и познавательной литературы. Целостное рассмотрение текста предполагает установление связей между всеми его элементами, целостное изучение познавательного материала – включение новых сведений в уже имеющиеся у ребенка знания, установление связей между известным и новым. Принцип избирательности предупреждает об опасности “разжевывания” материала, о вреде слишком подробного рассмотрения всех аспектов книги, ведущего к повторению выводов, топтанию на месте. Искусство учителя состоит и в том, чтобы уметь вовремя остановиться, оставить ученику простор для самостоятельного поиска, не “закрыть” интерес к проблеме.

Принцип синтеза. Любой урок завершается этапом обобщения. При изучении познавательной книги в зависимости от того, что было центром урока, обобщение может строиться по-разному. Если осваивались особенности построения познавательного текста как произведения литературы, то на этапе обобщения устанавливаются связи между содержанием познавательного материала и формой его подачи. Если в центре внимания были сами природные или научные закономерности, обобщение связано с включением новых знаний в систему уже имеющихся. Если центральная задача урока – обучение способам переработки и запоминания информации, обобщение связано с операционной стороной деятельности, с формируемыми интеллектуально-речевыми умениями.

Принцип направленности на совершенствование навыка чтения. Этот принцип реализуется на каждом уроке литературного чтения. Специфика совершенствования техники чтения при работе с познавательной книгой сказывается в повышении доли просмотрового чтения – чтения, обеспечивающего поиск нужной информации.

Принцип направленности на литературное развитие ребенка, (формирование у него начальных литературоведческих представлений, знаний об окружающем мире и системы интеллектуально-речевых умений). Литературное развитие ребенка предполагает его продуктивное общение не только с художественной, но и с познавательной литературой, полноценное восприятие которой требует владения умениями извлекать и присваивать познавательную информацию. Одна из главных задач начальной школы – научить ребенка различать, какой перед ним текст – познавательный или художественный, – и в соответствии с этим выбирать цели и способы общения с произведением. Таким образом, литературное развитие младшего школьника в области познавательной литературы будет связано с овладением интеллектуально-речевыми умениями, соответствующими специфике текста, с приобретением знаний о видожанровой специфике познавательной литературы, расширением читательского кругозора в данной области и развитием интереса к познавательной книге и самому процессу познания.

Интеллектуально-речевые умения, формируемые на уроках литературного чтения, – это способы извлечения, понимания и усвоения познавательной информации, содержащейся в тексте. Важно, что эти способы не зависят от предметной области знаний, поэтому они могут использоваться и при работе с текстом школьного учебника по любой дисциплине. Система интеллектуально-речевых умений формируется на протяжении всех лет обучения. Для начальной школы наиболее актуальными являются следующие аналитические умения, которые облегчают понимание познавательного текста:

Ссылка на основную публикацию