ЕГЭ Способы словообразования (подготовка к заданию В1)
ОТОГНАЛА (что сделала?) — (что сделать?) ОТОГНАТЬ
Внимание! Когда ставим в начальную форму глагол, обязательно сохраняем вид (совершенный/несовершенный).
3.Определите лексическое значение данного слова, используя однокоренное слово.
ОТОГНАТЬ — ГНАТЬ прочь от чего-то или кого-то.
4.Запишите слово, от которого образовано данное, под ним.
ОТО/ГНАТЬ
ГНАТЬ
5. Проанализируйте, какие изменения произошли в морфемном составе данного слова.
Добавилась приставка.
6. Определите способ образования данного слова.
Слово ОТОГНАЛА образовано приставочным способом.
Обратите внимание на то, что суффикс -Л- в глаголах не образует новые слова, он всего лишь образует форму прошедшего времени!
Также не участвует в образовании новых слов такая морфема, как окончание!
ОБРАЗЦЫ рассуждения
Образец 1
3.Глаголы чаще всего образуются приставочным способом. Проверяем:
убираем приставку ПЕРЕ-, получаем
слово ВЯЗЫВАТЬ. Такого слова нет, значит, этот глагол
образован не приставочным способом.
4.Обращаем внимание на то, что данный глагол несовершенного
вида и имеет суффикс -ЫВА-. Это значит, что он образован от
глагола совершенного вида ПЕРЕВЯЗАТЬ
с помощью суффикса -ЫВА-.
5. Таким образом, слово ПЕРЕВЯЗЫВАЮТ образовано суффиксальным способом.
Образец 2
5.Проанализируем,
какие изменения произошли в морфемном составе данного
слова: добавились приставка ПО- и суффикс -ОМУ.
6.Таким образом, слово ПО-НОВОМУ образовано приставочно-суффиксальным способом. На этот способ указывает также дефисное написание
приставки.
Образец 3
5.Проанализируем,
какие изменения произошли в морфемном составе данного
слова: добавились приставка ПОД- и суффикс -Н-.
6. Таким образом, слово ПОДВОРОТНЯ образовано приставочно-суффиксальным способом. На этот способ указывает также переход
предлога ПОД в приставку.
ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ
1.Наличие приставки ещё не свидетельствует о том, что слово образовано приставочным способом. Например, слово ОБНОВИТЬ не образовано приставочным способом, хотя в нём есть приставка ОБ- (убрав приставку, получим не существующее в русском языке глагол НОВИТЬ). Слово ОБНОВИТЬ образовано приставочно-суффиксальным способом. Выясняем лексическое значение: ОБНОВИТЬ — это значит сделать НОВЫМ. Таким образом, глагол ОБНОВИТЬ образован от прилагательного НОВЫЙ с помощью приставки ОБ- и суффикса -И-.
2.Такие существительные со значением действия, как ВЫХОД, ПЕРЕЛЁТ, ОТКЛИК, РАССВЕТ и др., не образованы приставочным способом, хотя существуют слова ХОД, ЛЁТ, КЛИК, СВЕТ. Т.к. они имеют значение действия, они образованы от глаголов: ВЫХОД — ВЫХОДИТЬ, ПЕРЕЛЁТ — ПЕРЕЛЕТАТЬ, ОТКЛИК — ОТКЛИКАТЬСЯ, РАССВЕТ — РАССВЕТАТЬ бессуффиксным способом. Чтобы не ошибиться, нужно проговаривать лексическое значение данного слова, используя однокоренные слова: ВЫХОД — это место, через которое ВЫХОДЯТ; ПЕРЕЛЁТ — это действие, когда ПЕРЕЛЕТАЮТ; ОТКЛИК — это действие, когда ОТКЛИКАЮТСЯ, РАССВЕТ — это природное явление, когда РАССВЕТАЕТ.
3.Наречия на -о/е образуются от прилагательных или причастий. Эту особенность наречий нужно учитывать, иначе можно ошибиться в определении способа образования слова. Например, на первый взгляд может показаться, что наречие РАВНОМЕРНО образовано путём сложения, т.к. оно имеет два корня. Но это не так. Данное наречие образовано суффиксальным способом от прилагательного РАВНОМЕРНЫЙ. Или наречие БЕСПОДОБНО образовано не приставочным способом, а тоже суффиксальным от прилагательного БЕСПОДОБНЫЙ путём добавления суффикса -О.
4.Наличие в слове двух корней ещё не свидетельствует о том, что слово образовано сложением. Оно может быть образовано и суффиксальным способом. Например, ВООПРОВОДНЫЙ — от ВОДОПРОВОД с помощью суффикса -Н-. А вот слово ВОДОПРОВОД в свою очередь образовано путём сложения. Или ВЕРТОЛЁТЧИК — от слова ВЕРТОЛЁТ + -ЧИК. Опять же помогает нам избежать ошибку определение лексического значения слова: ВОДОПРОВОДНЫЙ — имеющий отношение к ВОДОПРОВОДУ; ВЕРТОЛЁТЧИК — это тот, кто летает на ВЕРТОЛЁТЕ.
5.Помните, что если в слове нет видимого суффикса, а часть речи при его образовании поменялась, то тогда использовался нулевой суффикс. Способ образования при этом чаще всего приставочно-суффиксальный. Например, ПРОСЕДЬ, БЕЗБОРОДЫЙ. На первый взгляд может показаться, что эти слова образованы приставочным способом, но это ошибочное мнение. Во-первых, если убрать приставку, то получим не существующие в русском языке слова СЕДЬ и БОРОДЫЙ. Во-вторых, ПРОСЕДЬ — это СЕДЫЕ пряди, БЕЗБОРОДЫЙ — это человек без БОРОДЫ. В первом случае образовалось существительное от прилагательного, во втором случае — прилагательное от существительного. То есть изменилась часть речи. А это противоречит правилу образования слов приставочным способом: часть речи не должна меняться, т.к. приставка присоединяется ко всему слову. Значит, в образовании данных слов принимал участие суффикс, но, т.к. мы его не видим, он нулевой. То же самое касается наречия ВДАЛЬ, которое образовалось от существительного ДАЛЬ с помощью приставки В- и нулевого суффикса (т.к. изменилась часть речи).
6.Существительные такого типа, как БЕЗДЕНЕЖЬЕ, ВЗМОРЬЕ, ЗАБАЙКАЛЬЕ, ПОБЕРЕЖЬЕ и т.п. образуются приставочно-суффиксальным способом от слов ДЕНЬГИ, МОРЕ, БАЙКАЛ, БЕРЕГ. Особенность данных слов состоит в том, что вместе с приставкой присоединялся невидимый, но слышимый суффикс -j-. Он скрывается в гласной Е, т.к. она стоит после Ь и поэтому даёт 2 звука: jэ.
7.Глагольный суффикс -Л- не используется для образования новых слов. С помощью него образуется всего лишь форма прошедшего времени. Поэтому ошибочно будет полагать, что, например, глагол ПОЛЕТЕЛА образован от глагола ПОЛЕТЕТЬ с помощью суффикса -Л- суффиксальным способом. ПОЛЕТЕТЬ — это начальная, неопределённая форма глагола ПОЛЕТЕЛА. А образован это глагол приставочным способом.
8.Окончания никогда не участвуют в образовании новых слов!
9. Одно и то же слово в разных контекстах может быть образовано разными способами, это зависит от того, какой частью речи оно является. Например: МОРОЖЕНОЕ мясо и съесть МОРОЖЕНОЕ. В первом случае слово МОРОЖЕНОЕ является отглагольным прилагательным и образовано от глагола МОРОЗИТЬ с помощью суффикса -ЕН-, а во втором случае МОРОЖЕНОЕ — это существительное, которое образовано путём перехода одной части речи в другую (отглагольного прилагательного в существительное).
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ОНЛАЙН-ТЕСТЫ
Вариант 1
ОНЛАЙН-ТЕСТЫ в формате ЕГЭ
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4 Бессуффиксный способ
Вариант 5 Переход из одной части речи в другую
Вариант 6
Способы словообразования в русском языке.
Способы словообразования в нашем языке можно классифицировать благодаря тому, какое средство использовано для создания нового слова.
Способы словообразования в нашем языке можно классифицировать благодаря тому, какое средство использовано для создания нового слова. Часто способы могут комбинироваться в одном слове.
В русском языке можно выделить следующие способы словообразования:
- Суффиксальный . При использовании этого способа слова новые слова образуются с помощью суффиксов:
Убирать — уборщик, двор — дворник, второй — вторник.
- Бессуфиксальный (бессуфиксный ). В этом случае слово образуется без использования суффиксов (как, в принципе, и других морфем):
Широкий — ширь, выходить — выход.
- Приставочный . Этот способ характеризуется использованием приставок для образования новых слов:
Дорого — недорого, город — пригород, смотреть — присмотреть.
- Приставочно-суффиксальный способ представляет собой сочетание суффиксального и приставочного способов в одном слове:
Стена — застенок, рана — подранок, пилить — напильник.
- Аббревиация — это появление новых слов в языке благодаря сокращениям:
- Сращение . Это объединение словосочетания в одно слово:
Быстро растворимый — быстрорастворимый, лишенный ума — умалишенный.
- Сокращение основы . При использовании этого способа возникают слова, которые изначально были сокращением, но за счёт повсеместного использования постепенно стали полноценной частью языка:
- Сложениеоснов также является частым способом словообразования:
Проводит воду — водопровод, рубит лес — лесоруб.
- Сложение в комплексе с суффиксальным способом также часто распространено — когда от вновь образованных слов образуются другие слова:
Водопровод — водопроводчик, лесоруб — лесорубка.
- Изменение части речи . Название способа говорит само за себя — при использовании этого метода одно и то же слово может иметь разные значения, так как становится другой частью речи:
Больной человек (прил.) — больной (сущ.), столовая ложка (прил.) — столовая (сущ.).
Как мы уже узнали, русский язык — живое явление, именно поэтому процесс словообразования влечёт за собой множество других процессов, которые помогают адаптировать новые слова к нашей речи не только морфологически, но и фонетически. Среди них можно выделить три следующих явления:
– Усечение производящей основы . При образовании нового слова усекается буква для большей созвучности:
– Чередование согласных и гласных часто происходит при образовании новых слов:
– Вставки интерфикса (морфемы, которая фонетически соединяет две основы в одно слово):
мяс о рубка, кост о лом.
Как вывод, можно сделать следующее заключение. Русский язык действительно «велик и могуч», он регулярно обновляется, пополняется и растёт. Главным способом такого роста является процесс словообразования. Из данной статьи мы поняли, что есть два основных средства словообразования : это словообразование с помощью морфем (суффиксов, префиксов), а также словообразование с помощью операций с основами (сращение, сложение, сокращение и аббревиация). Все эти знания нужны для того, чтобы понимать происхождение слов, уметь выделять производные и производящие основы.
Какие существуют способы образования слов в русском языке
Словообразование (СО) представляет собой языковой процесс формирования новых словоформ с использованием различных устойчивых моделей. Также словообразование – область научного знания, которая посвящена изучению этого процесса. Рассмотрим способы образования слов в русском языке….
Весь массив словоформ нашего языка классифицируется на первообразные (их значение объяснить нельзя) и производные (их значение объясняется структурой – внутренней формой лексемы). Есть два различных пути формирования слов:
- диахронический (историческое формирование),
- синхронитический (собственно образование новых словоформ).
Как уже было сказано ранее, создание новых лексических единиц базируется на фиксированных словообразовательных моделях. Способы образования прилагательных, глаголов, существительных весьма разнообразны. СО модель – это некий языковой алгоритм производства новых словоформ или установления внутренней структуры старых.
Цели и функции СО
Зачем же существует процесс формирования новых единиц в нашем языке, какие функции он выполняет? Во-первых, новые лексемы создаются с целью упрощения синтаксических конструкций, которые моделируют тот или иной объект действительности (зажигалка – то, чем зажигают пламя). Во-вторых, словообразование способно фиксировать смыслы в разных синтаксических моделях (стирка – отглагольное существительное, обозначающее целый процесс действий). В-третьих, образование новых слов нацелено на передачу стилистически или эмоционально окрашенных оттенков (дух – душа – душонка).
Кроме того, словообразование выполняет следующие важные функции:
- Номинативная – обозначение, наименование каких-либо объектов и процессов.
- Компрессивная – создание аббревиатур из ряда слов, упрощение языка.
- Конструктивная – изменение слова с целью грамотного построения синтаксиса.
- Экспрессивная – передача субъективного, собственного отношения к чему-либо.
- Стилистическая – выражение стилистической окрашенности словоформы.
Способы образования слов
Средства образования
Структуру каждого слова можно представить следующим образом: основа (часть, раскрывающая его значение) и флексия/окончание (элемент, находящийся в его абсолютном конце и выражающий грамматические характеристики). Во время образования флексия всегда изменяется, а основа – нет.
Существует два типа основ в СО: производящая и производная. Производящая – более простая по смыслу, она является базовой для формирования производной основы.
Важно! Производная всегда вторична и обоснована смыслом производящей.
Основа состоит из морфем – элементов (корень, префикс, суффикс, постфикс). Морфемы указывают на модели СО. Некоторые из морфем являются словообразующими, именно они выступают средствами создания слов:
- префикс (приставка) – элемент, находящийся перед корнем,
- суффикс – элемент, находящийся после корня словоформы,
- постфикс (-ся) – элемент, находящийся после суффикса и выражающий взаимность/возвратность.
Также в роль средства СО играет комбинация префикса и суффикса – в этом случае они присоединяются одновременно.
Виды словообразования
В нашем языке существует большое количество вариантов формирования словоформ. Перечислим их:
- Префиксальный (приставочный способ образования слов).
- Суффиксальный.
- Префиксально-суффиксальный (приставочно-суффиксальный).
- Постфиксальный.
- Бессуффиксный.
- Сращение (слов или их основ, аббревиация).
- Субстантивация (переход слова в другую часть речи).
- Сложные виды.
Теперь подробно рассмотрим каждый из них.
Префиксальный, или приставочный способ образования слов – вариант формирования словоформы, в котором словообразующей морфемой становится префикс (приставка). Префиксальный способ свойствен, как правило, глаголам и глагольным частям речи, но также участвует в образование и остальных слов.
Примеры префиксального СО: читать – перечитать, летать – взлетать.
Суффиксальное СО – разновидность формирования словоформы, в котором словообразующей морфемой становится суффикс. Суффиксация – именное свойство, однако используется в формировании многих других частей речи.
Примеры префиксального СО: зеленый – зеленеть, глаз – глазок.
Префиксально-суффиксальное СО – комбинированный процесс, в котором словообразующими морфемами становятся приставка и суффикс. Префиксально-суффиксальный способ характерен, в основном, для существительных, а также наречий.
Примеры префиксально-суффиксального СО: трое – втроем, одеяло – пододеяльник.
Постфиксальное СО – постфикс выступает в качестве словообразовательной морфемы. Постфиксальный способ словообразования характерен для глагольных форм и характеризует их возвратность или взаимность действия.
Примеры постфиксального СО: вернуть – вернуться, толкать – толкаться.
Бессуффиксное СО – усечение морфем слова. Бессуффиксный способ используется для трансформации глаголов и некоторых прилагательных в существительные. Что характерно для данного варианта, основа производящего прилагательного изменяется, а глагола – нет.
Примеры бессуффиксного СО: глухой – глушь, шагать – шаг.
Сращение (сложение) в словообразовании происходит в различных вариациях:
- сращение основ или целых слов с использованием соединительных гласных («о» и «е»),
- аббревиация – формирование сложносокращенных слов путем соединения частей словосочетаний. Данный тип наиболее характерен для имен существительных.
Примеры сращения в СО: природа + ведать = природоведение, генно-модифицированные организмы – ГМО.
Способы образования слов
Субстантивация – словообразование имен существительных, процесс при котором трансформируются причастия и прилагательные. Также этот процесс называется переходом из одной части речи в другую.
Примеры перехода слова в другую часть речи: рабочий народ – рабочий встает рано.
Сложно-префиксальное и сложно-суффиксальное СО – это комбинированные процессы формирования слов, во время которых префикс или суффикс выступают в роли словообразовательных элементов или же происходит сращение основ.
Примеры сложных разновидностей СО: снег + уборка + -н = снегоуборочный, тепло + ход + -ом = теплоходом.
Важно! Способы СО – это устойчивые модели, которые характерны для конкретных частей речи и применяются по фиксированному алгоритму.
Словообразовательный разбор
СО разбор – процесс расчленения слова на части с установлением внутренних связей. Его проведение нацелено на выяснение того, от какой словоформы и каким образом слово было сформировано, а также какие модели при этом применялись.
СО разбор слова выполняется по следующему алгоритму:
- Поставить рассматриваемое слово в начальную форму.
- Определить лексемы, которые могли бы мотивировать создание исследуемого слова. Они должны быть связаны с ним по смыслу, а также значение разбираемого слова можно через них объяснить.
- Определить производную и производящую основы.
- Указать средство и способ СО в исследуемой лексеме.
- Определить, с какими процессами было связано формирование новой словоформы (усечение основы и т.п.).
Пример словообразовательного разбора:
- Богатство – начальная форма «богатство».
- Богатство (сущ.) – произошло от прилагательного «богатый».
- Богатство (производная) ← богатый (производящая).
- Средство СО – суффикс –ство, способ СО – суффиксация.
- Другие процессы задействованы не были.
2 Основные способы образования слов в русском языке
Выводы
Итак, словообразование представляет совокупность языковых процессов и устойчивых алгоритмов формирования словоформ. Существует множество видов словообразования, которые основаны на использовании различных морфем для создания нового слова.
Какие существуют способы образования слов?
Многообразие русского языка определяется богатейшим арсеналом методов словообразования, ведущее место в числе которых занимает приставочно-суффиксальный способ образования слов, примеры которого будут представлены ниже.
При использовании этого способа на основании одного слова можно образовать целое множество однокоренных слов различных частей речи. Начальное слово при этом называется производящим, а полученное – производным.
Способ образования слов с помощью приставок и суффикса и его особенности
Чтобы понять, что собой представляет такой способ в действии, рассмотрим пример. Проведем морфологический разбор слова «заработок»:
Нетрудно определить, что производящим здесь служит слово «работа». Присоединив к нему приставку за- и суффикс -ок-, получаем слово с новым лексическим значением.
Таким образом, приставочно-суффиксальный способ образования слов является морфемным и представляет собой словообразование путем одновременного присоединения двух морфем – приставки и суффикса.
При образовании слова морфемным способом, нужно хорошо понимать, как присоединяемые морфемы могут на него повлиять. Потому что именно от них зависит значение нового полученного слова. Чаще всего оно определяется значением производящей основы с приставкой, в то время как суффикс не несёт важной смысловой нагрузки.
Приставочно-суффиксальный способ образования частей речи
С помощью данного способа образовываются почти все значимые части речи.
Существительные
Взяв за основу существительное и предлог, можно получить новое имя существительное. Предлоги, участвующие в таком способе словообразования, из класса части речи трансформируются в морфемную единицу, именуемую приставкой или префиксом. Например, слово «подлокотник» образовано из словосочетания «под локоть». Таким же методом образованы слова:
- намордник – на морде;
- пододеяльник – под одеялом;
- подзатыльник – под затылок;
- наручники – на руки.
Прилагательные
При образовании прилагательных также часто за основу берется имя существительное в косвенном падеже вместе со смысловым предлогом.
- безумный – без ума;
- настольный – на столе;
- бессовестный – без совести.
Прилагательное «безрукий» также образовано по принципу приставочно-суффиксального способа. Но здесь мы имеем пример бессуффиксного словообразования, когда суффикс нулевой и считается сокращенным.
Глаголы
Применяя префиксально-суффиксальный способ для получения глаголов, за производящую основу можно взять как всё то же имя существительное, так и другие основные части речи. Составим наглядную таблицу с примерами образования глаголов из других частей речи с помощью приставок и суффиксов:
Часть речи | Основное слово | Полученный глагол |
Имя существительное | свет | высветлить |
чертеж | перечерчивать | |
рисунок | нарисовать | |
Имя прилагательное | новый | обновить |
тихий | затихнуть | |
широкий | расширить | |
Глагол | сказать | рассказывать |
ходить | прохаживаться | |
стирать | застирывать |
Наречия
При образовании наречий приставочно-суффиксальным способом, в качестве производящей основы могут выступать:
Имена существительные:
- навстречу – на встречу;
- снизу – с низа.
Имена прилагательные:
- по-братски – братский;
- по-новому – новый.
Порядковые числительные:
- во-первых, во-вторых, в-третьих – первый, второй, третий.
А также притяжательные местоимения:
- по-своему – свой.
- Можно заметить, что наречия, будучи образованными от имен прилагательных, числительных и местоимений, пишутся через дефис.
- Наряду с приставочно-суффиксальным, в русском языке существует множество других методов словообразования.
- К ним относятся сложение основ слов, сложение части слова с целым словом, слияние нескольких слов, а также более частные случаи рассмотренного выше способа – префиксальный (приставочный), суффиксальный и постфиксальный способы словообразования, в совокупности образующие приставочно-суффиксальный способ.
Способы образования слов – примеры в русском языке: приставочное, суффиксное и другие методы
Словообразование (СО) представляет собой языковой процесс формирования новых словоформ с использованием различных устойчивых моделей. Также словообразование – область научного знания, которая посвящена изучению этого процесса. Рассмотрим способы образования слов в русском языке….
Весь массив словоформ нашего языка классифицируется на первообразные (их значение объяснить нельзя) и производные (их значение объясняется структурой – внутренней формой лексемы). Есть два различных пути формирования слов:
- диахронический (историческое формирование),
- синхронитический (собственно образование новых словоформ).
Как уже было сказано ранее, создание новых лексических единиц базируется на фиксированных словообразовательных моделях. Способы образования прилагательных, глаголов, существительных весьма разнообразны. СО модель – это некий языковой алгоритм производства новых словоформ или установления внутренней структуры старых.
Цели и функции СО
Зачем же существует процесс формирования новых единиц в нашем языке, какие функции он выполняет? Во-первых, новые лексемы создаются с целью упрощения синтаксических конструкций, которые моделируют тот или иной объект действительности (зажигалка – то, чем зажигают пламя).
Во-вторых, словообразование способно фиксировать смыслы в разных синтаксических моделях (стирка – отглагольное существительное, обозначающее целый процесс действий). В-третьих, образование новых слов нацелено на передачу стилистически или эмоционально окрашенных оттенков (дух – душа – душонка).
Кроме того, словообразование выполняет следующие важные функции:
- Номинативная – обозначение, наименование каких-либо объектов и процессов.
- Компрессивная – создание аббревиатур из ряда слов, упрощение языка.
- Конструктивная – изменение слова с целью грамотного построения синтаксиса.
- Экспрессивная – передача субъективного, собственного отношения к чему-либо.
- Стилистическая – выражение стилистической окрашенности словоформы.
Средства образования
Структуру каждого слова можно представить следующим образом: основа (часть, раскрывающая его значение) и флексия/окончание (элемент, находящийся в его абсолютном конце и выражающий грамматические характеристики). Во время образования флексия всегда изменяется, а основа – нет.
Существует два типа основ в СО: производящая и производная. Производящая – более простая по смыслу, она является базовой для формирования производной основы.
Важно! Производная всегда вторична и обоснована смыслом производящей. Основа состоит из морфем – элементов (корень, префикс, суффикс, постфикс). Морфемы указывают на модели СО. Некоторые из морфем являются словообразующими, именно они выступают средствами создания слов:
- префикс (приставка) – элемент, находящийся перед корнем,
- суффикс – элемент, находящийся после корня словоформы,
- постфикс (-ся) – элемент, находящийся после суффикса и выражающий взаимность/возвратность.
Также в роль средства СО играет комбинация префикса и суффикса – в этом случае они присоединяются одновременно.
Виды словообразования
В нашем языке существует большое количество вариантов формирования словоформ. Перечислим их:
- Префиксальный (приставочный способ образования слов).
- Суффиксальный.
- Префиксально-суффиксальный (приставочно-суффиксальный).
- Постфиксальный.
- Бессуффиксный.
- Сращение (слов или их основ, аббревиация).
- Субстантивация (переход слова в другую часть речи).
- Сложные виды.
Теперь подробно рассмотрим каждый из них.
Префиксальный, или приставочный способ образования слов – вариант формирования словоформы, в котором словообразующей морфемой становится префикс (приставка). Префиксальный способ свойствен, как правило, глаголам и глагольным частям речи, но также участвует в образование и остальных слов.
Примеры префиксального СО: читать – перечитать, летать – взлетать.
Суффиксальное СО – разновидность формирования словоформы, в котором словообразующей морфемой становится суффикс. Суффиксация – именное свойство, однако используется в формировании многих других частей речи.
Примеры префиксального СО: зеленый – зеленеть, глаз – глазок.
Префиксально-суффиксальное СО – комбинированный процесс, в котором словообразующими морфемами становятся приставка и суффикс. Префиксально-суффиксальный способ характерен, в основном, для существительных, а также наречий.
Примеры префиксально-суффиксального СО: трое – втроем, одеяло – пододеяльник.
Постфиксальное СО – постфикс выступает в качестве словообразовательной морфемы. Постфиксальный способ словообразования характерен для глагольных форм и характеризует их возвратность или взаимность действия.
Примеры постфиксального СО: вернуть – вернуться, толкать – толкаться.
Бессуффиксное СО – усечение морфем слова. Бессуффиксный способ используется для трансформации глаголов и некоторых прилагательных в существительные. Что характерно для данного варианта, основа производящего прилагательного изменяется, а глагола – нет.
Примеры бессуффиксного СО: глухой – глушь, шагать – шаг.
Сращение (сложение) в словообразовании происходит в различных вариациях:
- сращение основ или целых слов с использованием соединительных гласных («о» и «е»),
- аббревиация – формирование сложносокращенных слов путем соединения частей словосочетаний. Данный тип наиболее характерен для имен существительных.
Примеры сращения в СО: природа + ведать = природоведение, генно-модифицированные организмы – ГМО.
Субстантивация – словообразование имен существительных, процесс при котором трансформируются причастия и прилагательные. Также этот процесс называется переходом из одной части речи в другую.
Примеры перехода слова в другую часть речи: рабочий народ – рабочий встает рано. Сложно-префиксальное и сложно-суффиксальное СО – это комбинированные процессы формирования слов, во время которых префикс или суффикс выступают в роли словообразовательных элементов или же происходит сращение основ.
Примеры сложных разновидностей СО: снег + уборка + -н = снегоуборочный, тепло + ход + -ом = теплоходом. Важно! Способы СО – это устойчивые модели, которые характерны для конкретных частей речи и применяются по фиксированному алгоритму.
Словообразовательный разбор
СО разбор – процесс расчленения слова на части с установлением внутренних связей. Его проведение нацелено на выяснение того, от какой словоформы и каким образом слово было сформировано, а также какие модели при этом применялись.
СО разбор слова выполняется по следующему алгоритму:
- Поставить рассматриваемое слово в начальную форму.
- Определить лексемы, которые могли бы мотивировать создание исследуемого слова. Они должны быть связаны с ним по смыслу, а также значение разбираемого слова можно через них объяснить.
- Определить производную и производящую основы.
- Указать средство и способ СО в исследуемой лексеме.
- Определить, с какими процессами было связано формирование новой словоформы (усечение основы и т.п.).
Пример словообразовательного разбора:
- Богатство – начальная форма «богатство».
- Богатство (сущ.) – произошло от прилагательного «богатый».
- Богатство (производная) ← богатый (производящая).
- Средство СО – суффикс –ство, способ СО – суффиксация.
- Другие процессы задействованы не были.
Выводы
Итак, словообразование представляет совокупность языковых процессов и устойчивых алгоритмов формирования словоформ. Существует множество видов словообразования, которые основаны на использовании различных морфем для создания нового слова.
Приставочный способ образования слов
В русском языке новые слова появляются разными способами – от заимствований до сложения слов. Морфемные способы выделяются в отдельную категорию, в которой все новые лексические единицы образуются с помощью специальных словообразующих морфем.Одним из таких способов является приставочный, который, как и другие, имеет свои особенности и значение.
Что это за способ, несложно вывести из его названия – новые слова действительно образуются с помощью приставок. Например, если взять глагол плыть и добавить к нему приставку пере то получится глагол переплыть, слово с другим значением.
Приставочный способ продуктивно используется при образовании всех знаменательных частей речи, но чаще всего с его помощью образуются глаголы. При этом важно запомнить, что приставка всегда присоединяется к слову целиком.
То есть производные слова, которые образовались после присоединения приставки к слову, будут относиться к той же части речной категории, что и слова производящие, смены не происходит. Например, если взять прилагательное одаренный и добавить к нему приставку сверх получится слово сверходаренный – тоже имя прилагательное.
Это существенно отличает данный способ как от собственно суффиксального, так и от приставочно-суффиксального. Зато категория слова внутри части речи таким образом измениться может.
С помощью приставки изменяется и значение слова, причем иногда кардинально – на противоположное. Это подтверждают примеры приставочного способа образования слов: порядок – беспорядок, мобилизация – демобилизация.
Одной из интересных способностей приставок, использующихся при таком словообразовательном способе, является их способность становиться частью основы, как это произошло со многими словами, которые сегодня считаются цельными, например, привет, причуда и так далее. С учетом продуктивности корней, можно сказать, что редкими стали модели, по которым эти слова образуются.
Очень часто подобные случаи происходят с заимствованными словами, такими, например, как объект и субъект, где и об- и суб- – это приставки, однако из-за того, что корень -ект- характерен для латинского языка, а никак не для русского, возникают слова, в которых есть только корень, цельный и неделимый.
У глаголов с помощью приставок часто образуются видовые пары – часто к глаголу одного вида достаточно добавить нужную приставку, чтобы он сразу стал глаголом другого вида, например, сердиться – рассердиться. В этой видовой паре второй глагол образован от первого.
В некоторых же случаях добавление приставки полностью меняет лексическое значение глагола (решать – разрешать), но есть и такие, где добавление приставки ведет к весьма незначительным смысловым переменам (делать – сделать).
Приставочный способ образования слов относится к категории морфемных. Он не такой распространенный, как суффиксальный, однако с его помощью могут образовываться все значимые части речи. Наиболее часто с помощью приставки происходит образование новых глаголов, которые таким образом могут даже составить видовую пару.
У существительных и прилагательных приставка может полностью изменять значение слова на противоположное. Но даже если влияние этой словообразовательной морфемы на смысл слова не столь значительно, она в любом случает привносит свой оттенок значения в новое, образованное с ее помощью слово.
Некоторые лексические единицы, которые изначально были образованы приставочным способом, могут со временем стать словом, где приставка стала частью корня.
Конспект занятия “Суффиксальный способ образования слов”
план-конспект на тему
Оборудование: предметные картинки, опорные таблицы, фишки, перфокарты, мяч.
I. Организационный момент.
Дополните слово: маль(чик), паль(чик), огород(ик), мяч(ик), щен(ок), шнур(ок).
II. Повторение материала.
- Назовите слова – действия, затем слова – признаки.
Мой весёлый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Жёлтый, красный, голубой –
Не угнаться за тобой.
Я тебя ладонью хлопал,
Ты скакал и звонко топал.
Ты 15 раз подряд
Прыгал в угол и назад.
А потом ты покатился
И назад не воротился.
2. Показать знаки:
III. Изучение нового материала.
- Игра «Будь внимателен».
– Назовите маленький и очень большой предмет:
Нос – носик – носище
Кулак – кулачок – кулачище
Голос – голосок – голосище
Нога – ножка – ножища
Сапог – сапожок – сапожище
Клюв – клювик – клювище
– Как образовались слова?
2. Образуйте с помощью суффиксов -ОНОК-, -ЁНОК- имена существительные:
Осёл, мышь, лев, тигр, лось.
3. Назовите диких и домашних животных.
Польза домашних и охрана диких животных.
Вывод: образование существительных с помощью суффиксов.
4. Дополните предложения (письменно):
У гуся …… (гусёнок). У утки …… (утёнок).
У медведя …… (медвежонок). У рыси …… (рысёнок).
У волка …… (волчонок). У белки …… (бельчонок).
5. С помощью суффиксов -АТ-, -ЯТ- образуйте имена существительные:
Гусёнок – …… (гусята), утёнок – …… , мышонок – …… , котёнок – …… , щенок – ……
6. Работа по перфокартам:
- Беседа по картине «Осень».
IV. Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока, построенный по модульному принципу “Приставочный и суффиксальный способы образования слов”
Интегрирующая дидактическая цель: дать представление о механизмах образования слова, познакомить с приставочным и суффиксальным способами образования слов. Целевой план действий для учащихся:·.
Урок-путешествие по теме Основные способы образования слов в русском языке” 6 класс
Повторительно-обобщающий урок по теме “основные способы образования слов в русском языке” в 6 классе коррекционно- развивающего обучения (7 вида).
Способы образования слов в русском языке
Урок закрепления знаний по теме “Способы образования слов”.
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».
Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно – деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н.
Презентация “Основные способы образования слов в русском языке”
Презентация состоит из двух частей: первая содержит основной теоретический материал по теме “Способы образования слов в русском языке”, вторая – тематический интерактивный тест для закрепления. П.
План – конспект урока “Способы образования слов в русском языке” (ФГОС)
Помещённый материал содержит план-конспект современного урока русского языка и слайд-презентацию.
Состав слова. Приставочный способ образования слов.
Презентация по теме “Приставки. Приставочный способ образования слов” содержит повторение материала о родственных словах и корне слова, необходимых для понимания темы. Так же даны упра.
Способы словообразования слов в русском языке с примерами
Законы словообразования с примерами:
2) Производная и производящая основа должны отличаться на минимум морфем (задаром =>даром – приставочный)
3) Учитывать части речи (за нашим ЛЕСОМ – непроизводящее, но ехать ЛЕСОМ – переход из одной части речи в другую)
- Наречия на –о, -е (молниеносно-молниеносный )
- Глаголы с суффиксами -ыва-, -ива-, -ва- (рассматривать – рассмотреть)
- Существительные с суффиксами -ени-, -ни-, -и-, -ти- (положение – положить)
II) Переход из одной части речи в другую (думаю не стоит объяснять, так как всё понятно)
III) Приставочный (если слово существует в языке и обйсняет исходное слово)
- Глаголы (воздействует-действует…)
- Наречия (навсегда – всегда…)
- Существительное (сверхчеловек – человек…)
- Прилагательное (гиперактивный – активный….)
- Местоимение (никогда – когда, нигде – где..)
IV) Приставочно-суффиксальный (главное, чтобы логически слово объясняло исходное)
- Глаголы (разбежаться – бег…)
- Прилагательное (беспомощный – помощь…)
- Существительное (подснежник – снег, поморье – море…)
- Наречия (по-моему – мой…, во-первых – первый…, снова – новый…, вправо – правый)
V) Бессуффиксный (только существительные путём отрезания от производящего слова окончания и суффикса)
- Образ. от глаг (значение действия) (нагрев – нагревать, смотр – смотреть , бег – бегать….)
- Образ. от прилагательных существительные ж.р.на «–ь» (ширь – широкий, даль – далекий….)
VI) Сложение основ (легко, но не путать с суффиксальным: Земледельческий )
VII) Сложение и суффиксация (такого на ЕГЭ нет).
VIII) Способ, которого также нет в ЕГЭ. Постфиксальный – это аффиксальный способ словообразования, который использует в качестве средства словообразования постфикс: купать – купаться.
Подробнее о способах словообразования
Словообразовательный анализ отвечает на вопросы:
- от какого слова образовано данное слово?
- каким способом образовано данное слово?
Выделяют следующие способы образования:
1) просительница ← проситель (суффиксальный способ, с помощью суффикса –ниц-);
2) перечитать ← читать (приставочный способ, с помощью приставки пере-);
3) подоконника ← окно (приставочно-суффиксальный способ, с помощью приставки под- и суффикса –ник-);
4) взрыв ← взрывать (одинаковая общая часть, способ образования – бессуффиксный);
5) пятиэтажный ← пять этажей (сложение двух корней).
Правило №1.
Работать только с начальной формой слова (для склоняемых частей речи – именительный падеж, единственное число и, если возможно, мужской род, для глаголов – неопределенная форма).
Ловушка!
перечитал ← перечитать (суффиксальный способ). Ошибка! –ть и –л- – формообразующие суффиксы, т.е. это формы одного и того же слова.
Правильно: перечитал, н.ф. перечитать – читать (приставочный способ).
Правило №2.
Если в слове есть приставка, то постараться найти прежде всего однокоренное слово с приставкой.
Ловушка!
вход ← ход (приставочный способ). Ошибка! Ход – не самое близкое однокоренное слово!
Правильно: вход ← входить (бессуффиксный способ).
Помни!
При словообразовательном анализе помнить, что существуют исторические чередования гласных и согласных:
– е/о/и/а/ноль звука (собрать – собирать – соберу);
Ошибка: вишенный ← вишня (суффиксальный способ, суффикс –енн).
Правильно: вишенный ← вишня (суффиксальный способ, суффикс –н).
– шипящие ж,ш,ч,ц чередуются с г-к, з-с, д-т (пускать, пустить, пущу);
– б/бл, п/пл, в/вл, ф/фл, м/мл (любить, люблю, влюбленный).
При подборе однокоренного слова помни следующее:
Способы словообразования:
1) Прежде всего необходимо исключить способ перехода из одной части речи в другую.
Переход – это неморфологический способ словообразования, заключающийся в изменении морфологических признаков слова. Внешне это проявляется сохранение всех морфем и окончания, свойственных исходной части речи, но изменением вопроса, задаваемого к этому слову.
В прошлое (какое?) воскресение мы ходили в цирк. – Необходимо помнить (что?) прошлое.
В первом случае к слову прошлое задается вопрос какое?, т.е. вопрос прилагательного, а во втором что? – вопрос существительного. Значит, во втором предложении произошел переход.
2) Приставочный способ.
Помни! Приставка не меняет часть речи!
раз/рас, сверх, супер, ультра, экстра + существительное/ прилагательное = существительное / прилагательное.
анти, дез, контр, не, ни + существительное/ прилагательное = существительное / прилагательное.
приставка + любой бесприставочный глагол = глагол.
3) Суффиксальный способ (чаще образовывает новую часть речи).
от какой части речи | суффикс | что может быть образовано |
существительное | щик, чик, ник, ец | существительное |
существительное | н, ск, ан, ян, ист, ов, ин, оват, чив, лив | прилагательное |
существительное, прилагательное | а, ну, и, е, нича, ирова, изирова | глагол |
глагол | ова, ева, ива, ыва, ва | глагол |
прилагательное, причастие | о, е | наречие |
4) Приставочно-суффиксальный способ.
от какой части речи | морфема | что может быть образовано |
прилагательное, местоимение | по-…-ому, -ему, -ски, -цки, -ьи | наречие |
существительное | при, под, над, за, на, меж, со…(й)е [заканчивается на -ье, -ие, -ица] | существительное |
При сложении обычно в слове выделяются два корня, части корней, слова в определенном падеже или слово является аббревиатурой (МГУ, ЕГЭ).
Алгоритм действий.
1) Выписать слово в начальной форме и выделить окончание или формообразующий суффикс (-ть, -чь или –ти у глаголов).
2) Подобрать ближайшее родственное слово (оно должно максимально включать морфемы разбираемого слова) и выделить окончание или формообразующий суффикс.
3) Выделить у двух слов общую часть (совпадающие морфемы)
4) Определить способ образования по морфеме, которая не вошла в общую часть.
Разбор задания.
Из предложений выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь!
Рассуждаем. Если необходимо найти слово, образованное с помощью приставки и суффикса, то они обязательно должны присутствовать в слове, которое нужно выписать. Попробуем найти эти слова. Их оказалось не так уж и много: сначала, несуразности, непонятно. Теперь к этим словам подберем ближайшего однокоренного «родственника».
Сначала – начало (отличаются и приставкой, и суффиксом, т.е. приставочно-суффиксальный способ),
Несуразность – несуразный (образовано с помощью суффикса –ость, способ образования – суффиксальный),
Непонятно – понятно (отличаются только приставкой, значит, это приставочный способ).
Таким образом, правильный ответ – слово сначала.
Потренируйся.
1. Из данного предложения выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной обломилась земля и я оказался на краю бездонной пропасти.
2. Из данного предложения выпишите слово, образованное приставочным способом.
Зато в «виртуале» может предстать принцем на белом коне.
3. Из данных предложений выпишите слова, образованные бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).
Послышались оскорбительные выкрики, угрозы. Пришлось адъютанту Барклая обнажить саблю, чтобы проложить дорогу к карете.
3) выкрики, угрозы
Рекомендуем:
Обратите внимание: на главной странице есть множество материалов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку и другим предметам.
Главная » Подготовка к ЕГЭ по русскому языку » Способы словообразования слов в русском языке с примерами
Суффиксальный способ образования слов (100 примеров)
Суффиксальный способ образования — это создание производного слова путем присоединения к производящей основе словообразовательного суффикса. Суффиксальный способ употребляется для образования существительных, прилагательных, глаголов, наречий.
Новые слова появляются на основе уже существующих слов и словосочетаний с помощью различных морфем и их комбинаций. Если в этом процессе пополнения словарного запаса русского языка участвует суффикс, то речь идет о суффиксальном способе образования.
Суффикс — словообразовательная морфема
Суффиксальный способ образования новых слов заключается в том, что к производящей основе слова присоединяется суффикс.
Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.
- книга → книжка,
- книга → книжный,
- книга → книжник.
Различаем формообразующие и словообразовательные суффиксы.
Формообразующие суффиксы, как уже следует из самого их названия, образуют только формы слов:
- красивый — красивее (форма сравнительной степени прилагательного),
- бежать — бежал (форма прошедшего времени глагола),
- время — времена (форма множественного числа существительного).
Здесь нет словообразования. Слово приобретает другую грамматическую форму, оставаясь по сути одной и той же лексической единицей языка.
Словообразовательные суффиксы, присоединяясь к производящей основе исходного слова, создают новые лексемы.
Сравним:
- красивый → красивость,
- бежать → бег ,
- время → временной.
Суффиксальный способ действует в образовании слов всех основных частей речи. Каждой части речи присущи свои словообразовательные суффиксы. Суффиксальный способ востребован в образовании слов внутри определенной части речи. Но чаще он образует слова другой части речи:
- глаз (сущ.) → глазастый (прил.),
- синий (прил.) → синеть (глагол),
- весёлый (прил.) → весело (наречие),
- ау (междометие) → аукать (глагол).
Суффиксальный способ образования существительных
Целый ряд словообразовательных суффиксов создают новые слова на базе производящих основ существительных, прилагательных и глаголов.
С помощью продуктивных суффиксов -к-, -иц-, -ниц- от существительных мужского рода образуются наименования лиц женского пола и самок животных:
- теннисист → теннисистка,
- студент → студентка,
- владелец → владелица,
- учитель → учительница,
- тигр → тигрица,
- лев → львица.
Суффиксы -ник-, -чик-, -щик-, -ец- от основ существительных и глаголов образуют название лица, занимающегося каким-либо видом деятельности:
- лес → лесник,
- лыжа → лыжник,
- дача → дачник,
- переплетать → переплётчик,
- разведать → разведчик,
- нормировать → нормировщик,
- барабан → барабанщик,
- кормить → кормилец.
Наименования предметов и приспособлений, скопление однородных предметов обозначают существительные, образованные с помощью суффикса -ник-/-ниц-:
- соус → соусник,
- багаж → багажник,
- вопрос → вопросник,
- творог → творожница,
- цвет → цветник,
- ягода → ягодник,
- осина → осинник,
- черника → черничник.
От основ прилагательных суффиксы -от-/-ет, -ость-/-есть, -изн-, -ин- образуют названия качеств и отвлеченных признаков предметов:
- добрый → доброта,
- нищий → нищета,
- жёлтый → желтизна,
- седой → седина,
- смелый → смелость,
- свежий → свежесть.
- похожий → похожесть.
Множество существительных, обозначающих предмет, процесс действия или его результат, образуются от глагольных основ с помощью продуктивного суффикса -к-:
- попытаться → попытка,
- прополоть → прополка,
- перегородить → перегородка,
- покрасить → покраска,
- задвигать → задвижка.
Обратим внимание, что такие отглагольные существительные имеют в морфемном составе приставку, которая досталась им от производящего глагола. Важно правильно определить суффиксальный, а не префиксальный способ образования, в чем поможет составленная словообразовательная цепочка:
- двигать → задвигать → задвижка,
- красить → покрасить → покраска.
Множество отвлеченных существительных образует от бесприставочных и приставочных глаголов суффикс -ни-/ени-:
- рубцеваться → рубцевание,
- полоскать → полоскание,
- заживить → заживление,
- удивить → удивление,
- восстановить → восстановление.
Суффиксальный способ образования прилагательных
Суффиксальный способ используется в образовании однокоренных прилагательных со значением признака или свойства, относящегося к предмету:
- река → речной,
- окно → оконный,
- салат → салатный,
- осень → осенний.
Слова этой части речи активно образуются от имен существительных с помощью суффиксов:
-ан-/ян-, -ин-, -онн-/енн-, -ск-, -ист-, -ат-, -аст-, -ив-/ев-, -лив-
- береста → берестяной,
- рожь → ржаной,
- лебедь → лебединый,
- торжество → торжественный,
- солома → соломенный,
- село → сельский,
- золото → золотистый,
- горло → горластый,
- нос → носатый,
- игра → игривый,
- плюш → плюшевый,
- удача → удачливый.
Огромный пласт прилагательных образован суффиксальным способом от однокоренных глаголов несовершенного и совершенного вида:
- рвать → рваный,
- драть → драный:
- жарить → жареный,
- квасить → квашеный,
- одарить → одарённый,
- удивить → удивленный.
Суффикс -л- продуктивен в образовании прилагательных от глаголов, обозначающих процесс:
- гнить → гнилой,
- спеть → спелый,
- зреть → зрелый,
- уметь → умелый.
Суффиксальный способ образования глаголов
От существительных и прилагательных с непроизводной основой суффиксальным способом образованы глаголы:
- голубой → голубеть,
- белый → белеть, белить,
- богатый → богатеть,
- старый → стареть,
- ржавый → ржаветь,
- завтрак → завтракать,
- сверло → сверлить,
- козырь → козырять.
Суффикс -ова-/-ева- участвует в образовании глаголов от существительных:
- тоска → тосковать,
- танец → танцевать.
Бесприставочные глаголы совершенного вида образуют парные им глаголы несовершенного вида:
- решить → решать,
- пленить → пленять,
- бросить → бросать.
Суффиксальным способом от приставочных глаголов совершенного вида образуются глаголы несовершенного вида:
- разгадать → разгадывать,
- рассказать → рассказывать,
- утаить → утаивать,
- настоять → настаивать.
Ряд глаголов образовано с помощью суффиксов от междометий и звукоподражательных слов:
- о → окать,
- ох → охать,
- хи-хи → хихикать,
- мяу → мяукать,
- гав → гавкать,
- тик-тик → ти́кать,
Суффиксальный способ образования наречий
Многие наречие являются производными от существительных, прилагательных, числительных и местоимений.
Суффиксальным способом образуются качественные наречия от прилагательных:
- громкий → громко,
- близкий → близко,
- певучий → певуче.
От прилагательных с суффиксом -ск- образуются наречия с помощью суффикса -и-:
- дружеский → дружески,
- человеческий → человечески,
- рыцарский → рыцарски.
Архаичный суффикс -жды образовал следующие наречия от количественных числительных: