Природа человека
Человек – часть природы. С одной стороны, мы имеем много общего с животными. Например, у всех нас есть потребность в пище и кислороде, все мы рождаемся, растем и умираем. Из этого следует, что человек – существо биологическое.
Природа человека
Но с другой стороны, мы сильно отличаемся от животных. Например, развитой речью, наличием культуры и письменности, а главное – наличием сознания, психики.
Сходства и отличия человека и животных
Если мы внимательно рассмотрим таблицу, то мы увидим, что своими биологическими свойствами человек похож на животных. А отличается человек тем, что он еще и существо социальное. Это означает, что человек живет в обществе и по законам этого общества.
Получается, что в человеке соединены как бы две природы, две сущности – биологическая и социальная. Первая больше всего связана с человеческим организмом как таковым, а вторая – с нашим внутренним миром и общением с другими людьми.
Наследственность
Что такое наследственность?
Наследственность — это способность живых организмов передавать генетическую информацию (индивидуальные особенности) своим потомкам.
Именно из-за наследственности у собаки рождаются щенки, причем той же породы, что и она, а у лошади – жеребята. Именно из-за наследственности птицы умеют летать, рыбы – плавать, а тигры – охотиться за добычей. То есть животные наследуют инстинкты.
Инстинкт – это врожденная реакция организма на внутренние или внешние изменения.
Как мы узнали выше, человек имеет много общего с животными, но также и многим отличается.
Таким образом, человек тоже наследует от своих родителей (предков) особенности своей внешности и строения организма. Например, цвет волос, цвет глаз, рост. Поэтому родственники похожи между собой, особенно родители с детьми, а также братья и сестры.
Также человек наследует и группу крови, и тип нервной системы, а вместе с ней и свой темперамент. Поэтому кто-то обладает большим спокойствием, кто-то медлительный, кто-то очень активный, кто-то более общительный, а кто-то – менее и так далее.
В психологии принято считать, что склонности к определенным видам деятельности у человека тоже врожденные. Говорят, например, что у ребенка хороший музыкальный слух, как у его бабушки. Или талант к рисованию, как у папы.
Можно ли влиять на наследственность?
Если у человека так много всего врожденного, унаследованного, то возникает вопрос: если он унаследовал какие-то негативные черты, можно ли их как-то сгладить, или придется смириться?
И еще: если у человека хорошая, благополучная наследственность, дает ли это гарантию того, что он станет успешным и счастливым в жизни?
Мы изучили, что человек – не только биологическое существо, но и социальное, поэтому мы можем сделать вывод, что на человека влияет не только наследственность (биологический фактор), но и социум: школа, друзья, воспитание в семье, культурная жизнь, обычаи и традиции народа и страны проживания.
Более того, чтобы человек действительно стал человеком, ему просто жизненно необходим социум. Науке известны случаи детей, которые были воспитаны животными. Так называемые «дети-маугли». И их пример показывает, что даже после возвращения в человеческое общество, они уже не могут благополучно адаптироваться и «стать людьми» в полном смысле слова.
То есть влиять на наследственность можно, но лучше делать это сознательно, читая глубокую литературу, общаясь с интересными умными людьми и развивая свои таланты.
Поэтому ребенку, подростку, очень важно вовремя усвоить принятые в его обществе правила поведения, общения, и так далее. Для этого и существует предмет «обществознание».
Продолжим развивать тему о том социальном, что есть в человеке.
Зачем рождается человек?
Этот вопрос относится к «вечным» вопросам человечества, потому как на него невозможно дать однозначный и окончательный ответ. Поиском ответов на этот и другие «вечные» вопросы занимается наука философия.
Каждый человек рано или поздно спрашивает себя «Зачем я родился? Для чего я живу?» И все находят разные ответы. Искать их можно в литературе, философии, психологии, религии или на основании своего жизненного опыта.
В обществознании приняты такие определения:
Смысл жизни – это осознание человеком направленности своей жизни, выстраивание им иерархии ценностей, осознание своих возможностей и стремление к их реализации.
Цель жизни – это некий мысленный ориентир, к которому устремляются дела и поступки человека.
Для кого-то смыслом жизни будет создание семьи и забота о своих родных. Для кого-то – высокие достижения в профессиональной области. Для других это может быть посвящение своей жизни Отечеству, а для иных – служение Богу.
Каждый старается найти свой путь. Чем раньше это удается человеку, тем лучше, потому что он успевает многого добиться на этом пути. Поэтому рекомендуем не терять времени и не откладывать этот вопрос на потом, а регулярно к нему возвращаться.
Загадки про школьные предметы для школьников разных возрастов
Загадки про школьные предметы, без сомнений, понравятся детишкам. За партами мальчики и девочки проводят большую часть своего дня, поэтому все принадлежности, уроки и особенности школьного учреждения им не чужды.
Для чего детям нужны загадки?
Логические вопросы, на которые ребенок должен найти ответы, важны для каждого ученика или ученицы. Загадки про школьные предметы помогут мальчикам и девочкам развивать в себе следующие качества:
- логическое мышление;
- широта рассуждений;
- глубина познаний;
- усидчивость;
- внимательность;
- стремление к достижению целей.
Все эти факторы указывают, что польза загадок про школу и школьные предметы неоспорима и значима.
О каких школьных предметах можно задать вопросы?
В зависимости от того, в каком классе обучается сыночек или доченька, следует подбирать тематики загадок. Загадка про школьные предметы для детей младших классов может быть о:
- математике;
- грамматике;
- рисовании;
- чтении;
- школьных предметах, которые изучают детки в первых классах.
Для тех, кто старше пятого класса, можно взять во внимание загадки про:
- биологию;
- географию;
- физику;
- литературу;
- геометрию;
- и конечно же, о других школьных предметах.
Старшеклассникам же можно озвучить загадки про школьные предметы и принадлежности любой сложности. Самое главное, чтобы они были разнообразны и увлекательны.
Загадки про школьные предметы для 1 класса
Когда малыши лишь недавно переступили порог учебного заведения, многое им еще незнакомо. Поэтому загадки следует подбирать такие, которые доступны для деток первого класса. За пример можно взять такие идеи:
На этом уроке считать тебя научат,
Цифры прибавлять, отнимать и умножать.
Что за наука такая, дети?
Кто-то мне ответит?
Буквам научит предмет этот тебя,
В книги приключение отправит.
Что за урок, мне ответьте, друзья,
Кто-то из вас знает?
Много нового о природе вам расскажет этот урок.
Названиям деревьев научит,
Поможет распознать, у какого растения какой листок.
Про почву вам многое расскажет,
Погрузит вас в мир насекомых.
Животные тоже вам станут известны.
Вы с этим предметом точно знакомы.
Какой урок расскажет обо всем на свете?
А ну-ка, расскажите мне, дети.
Зачем чистить зубы, зачем руки мыть,
Вам этот урок сумеет объяснить.
Как вести себя на дороге,
Почему важно ровно сидеть?
Много о жизни расскажет урок,
В гигиене и безопасности поможет узнать прок.
Ее берешь ты в руки,
Чтоб линию начертить,
А потом за аккуратность наклейку получить.
Бывают из дерева, пластика, картона,
Она нужна и всем вам знакома.
Клеточки, линеечки и косые линии,
В этом блокноте за вас начертили.
Берите в руки ручку, наполненную чернилами,
Пишите все по порядку,
Я говорю про … (Тетрадку.)
С этим предметом устроишь порядок,
Ручки, линейки и карандаши,
Сложишь в него, чтоб легко их найти.
На такие загадки ребята первого класса обязательно найдут ответы. К тому же логические вопросы помогут развить важные для полноценного развития качества.
Логические вопросы о школьных предметах для средней школы
В средней школе у детей появляются новые предметы, поэтому для них можно подготовить более сложные вопросы. Например, такие:
На этом предмете вы опыты делаете,
Про силу притяженья узнаете,
Законы Ома вам станут знакомы,
Урок этот как назовете?
Все про человека на уроке вы узнаете,
Про органы обоняния, про строение скелета.
Как называется этот предмет,
Ответьте мне, дети.
Таблица Менделеева вам станет вдруг знакома.
Без колб и химических элементов
Представить урок этот сложно.
Вы опыты интересные будете ставить,
Узнаете, как делать дым
И что воздух в пар обратим.
О каком говорю я предмете,
Мне кто-нибудь здесь ответит?
Чтоб окружность начертить,
Нужно вам со мной дружить.
Рисую я в тетрадке круг ровный и гладкий.
Им можно слово выделять, чтоб в тексте его не потерять.
А можно картинку взять и им ее разрисовать.
Мною чертеж начертишь,
Аккуратно выполнишь работу.
Я бываю из разных материалов и разных цветов,
Но со мною ты к любым задачам по геометрии готов.
На мне есть моря и океаны,
Но не погрузишься ты в них с головой.
Также увидишь трассу,
Но не проедешь по ней.
Но на них ничего не посадишь.
О чем я рассказываю,
На этом шаре все моря, океаны
И горы ты тоже увидишь.
Изучишь материки и страны,
Место для путешествия выберешь.
Этот шар земной расскажет много интересного,
Обычно на столе у школьника есть он.
Открывай меня скорей,
Мной под силу куб скрепить,
Будет сложена прекрасная декорация.
Я жидкий, надежно скреплю все, что нужно,
Кто я такой, ответьте все дружно.
Такие загадки про школьные предметы и принадлежности с легкостью будут отгаданы школьниками средних классов. Важно, чтобы задачки были разнообразны и увлекательны, дабы заинтересовать и порадовать детей.
Загадки про школьные предметы для старшеклассников
Ученикам старших классов подвластны для разгадывания даже самые сложные вопросы. Например, загадки про школьный предмет обществознание или же про правоведение. За пример можно взять такие идеи логических вопросов:
Обратит ваше внимание на манеры, на воспитание,
На политические моменты, на экономические аспекты.
Про общество вам расскажет этот предмет.
Как он называется, знаете или нет?
Кто нарушитель, кто законопослушный,
Знает тот, кто учителя слушал.
Этот предмет вам законы расскажет,
Кто прав, кто виноват покажет.
Дебет-кредит вдруг сойдется,
И баланс порадует.
Кто науку эту знает,
Тот в экономике толк понимает.
Мировых поэтов тут изучишь,
Знания интересные получишь.
Здесь популярные произведения
Своими секретами в мир поэзии погружают.
Что за предмет, кто из вас знает?
Такие загадки под силу будут старшеклассникам. Поэтому стоит внести их в программу развлекательного мероприятия.
Как привлечь детей к участию?
Приложить особые усилия, чтобы заинтересовать детей в участии, придется, если праздник загадок организовывается для самых маленьких. Лучший стимул – это мотивация. Стоит рассказать детишкам, что после участия они получат презент, и тут же станет заметно, насколько интересен и увлекателен стал процесс развивающей игры для детишек.
Конспект урока обществознания для 5 класса. Загадка человека
Автор: Вешникова Е. В., учитель обществознания, МБОУ «Южно-Александровская СОШ № 5» Иланского района Красноярского края.
Тема: Загадка человека (глава «Человек»).
Цель: Формирование целостных представлений учащихся о том, зачем человек рождается, для чего живет, в чем отличие человека от животных, каковы ценности человеческой жизни.
Задачи:
1. Образовательная: сформировать целостные представления учащихся о том, зачем человек рождается, для чего живет, в чем отличие человека от животных, каковы ценности человеческой жизни.
2. Развивающая: развивать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, сознательно строить речевое высказывание в устной форме.
3. Воспитательная: воспитывать уважение личности, культуру общения учащихся.
УУД:
o Личностные: обучающиеся должны осознавать, каково предназначение человека на Земле, осознавать, что человеческая жизнь – высшая на Земле ценность.
o Познавательные: обучающиеся должны научиться раскрывать на конкретных примерах цели и ценности человеческой жизни, преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять ответы на вопросы.
o Коммуникативные: обучающиеся должны уметь слушать, задавать вопросы и давать ответы на вопросы, уметь сотрудничать с педагогом и одноклассниками.
o Регулятивные: обучающиеся должны формулировать цель урока, планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации, соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Планируемые результаты:
o Предметные: учащиеся могут объяснить и конкретизировать примерами смысл понятий «человек», «ценности человеческой жизни», уметь применять знания в своей деятельности.
o Метапредметные:
личностные: обучающиеся могут проводить самооценку и анализ собственной деятельности на уроке.
познавательные: обучающиеся умеют ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять ответы на вопросы.
регулятивные: обучающиеся могут определять и формулировать цель урока с помощью учителя, инсценировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; оценивать результаты своей деятельности на этапах выполнения заданий.
коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других; вступать в коммуникацию с целью быть понятым, следовать этическим нормам и правилам ведения диалога.
Учебник: Обществознание. 5 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. На электрон. носителе / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. ; под. Ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – 5-е изд., испр. – М. : Просвещение, 2015
Основные понятия: человек, ценности человеской жизни.
Тип урока: открытия нового знания.
На доске цитаты:
* При мысли великой, что я человек,
Всегда возвышаюсь душою (В. А. Жуковский).
* Чем больше человек дает людям и меньше требует себе, тем он лучше (Л. Н. Толстой).
Организация пространства: фронтальная, групповая, индивидуальная работа.
Ресурсы: основные – ПК, мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация в программе Microsoft PowerPoint; дополнительные – дидактические карточки.
Литература: Е. В. Домашек, О. В. Вильчинская, А.В. Чигина. Обществознание в таблицах и схемах. / Ростов-на-Дону: «Феникс», 2013.
Эпиграф:
Только тогда станешь человеком,
Когда научишься видеть человека в другом.
(А. Н. Радищев)
Структура урока
1. Приветствие учащихся. Мотивация к учебной деятельности.
2. Формулировка темы урока и постановка учебной цели.
3. Открытие нового знания.
4. Первичная проверка понимания учебного материала.
5. Обобщение и систематизация знаний.
6. Рефлексия. Подведение итогов.
7. Д/з.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель:
– Чтоб пятерки получать, надо очень много знать.
Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок!
2. Формулировка темы и урока и постановка учебной цели.
Учитель:
-Ребята, вы, вероятно, обратили внимание на тот факт, что на доске не записана тема урока, но имеется эпиграф (читает эпиграф). Чтобы определить тему урока, я предлагаю вам разгадать ребусы, эпиграф – это тоже своего рода подсказка.
1 группа разгадывает ребусы, слова – «шарада», «ребус».
Учитель:
-С каким понятием, ребята, ассоциируются у вас эти слова? Учащиеся приходят к выводу, что ключевое слово здесь – «загадка». Записывают слово на доске.
2 группа разгадывает ребусы, слова – «ребенок», «взрослый».
Учитель:
– А каким общим словом можно назвать и взрослого, и ребенка?
Учащиеся приходят к выводу, что и взрослый, и ребенок – это ЧЕЛОВЕК. Записывают слово на доске. Затем определяют тему урока – «Загадка человека».
Учитель:
– Ребята, а чего о человеке вы еще не знаете, но хотели бы узнать?
Учащиеся отвечают, ставят учебную цель. Учитель записывает на доске о том, что учащимся необходимо узнать:
* в чем отличие человека от животного;
* зачем человек рождается;
* каковы ценности человеческой жизни.
3. Открытие нового знания.
Учитель:
– Ребята, а как бы вы сами ответили, что такое человек? (вопрос для 1 группы), а что такое ценность? (вопрос для 2 группы).
Группам предлагается обсудить и самостоятельно дать определения данных понятий, при этом 2 учащимся предлагается поработать со словарями и найти в них данные определения. Затем группы формулируют определения, 2 учащихся читают определения из словарей. Далее формулируются более точные определения (слайд 2) и записываются в тетрадь.
Учитель:
-Ребята, у вас на столах лежат карточки, на которых указаны схемы, стрелками соедините их в логические группы.
Животные членораздельная речь
целеполагание
Человек звуки
воля
мышление
сознательная творческая деятельность
повадки
линька
прямохождение
Учащиеся, работая в группах, чертят схемы, и далее выявляется, что в человек от животного отличается более сложными моделями поведения (членораздельная речь, воля, сознательная творческая деятельность и др.)
ФИЗМИНУТКА (1 мин).
Учитель:
-Человек рождается, и чтобы развиваться, ему необходимо слушать и понимать речь других, заниматься какой-либо деятельностью, которая, возможно, пригодится ему в будущем. У вас на столах есть инструктивные карточки, схемы (задание 1), заполняя которые, вы сумеете ответить на вопрос: для чего человек родился.
Инструктивная карточка. Группа № 1
Задание 1
Закончите выражения:
* Ребенок родился. Чтобы ему расти
и развиваться нужно
воспитываться в обществе, чтобы _______________
* Ребенок родился. Чтобы ему расти
и развиваться нужно
общаться с ровесниками для того, чтобы ___________
———————————————————————————————————————
Задание 2
Прочтите стихотворение В. Д. Берестова «Кому двенадцать лет…»»
Кому двенадцать лет, тот в детский сад
Ходил тысячелетия назад.
Об этом самом детстве золотом
Он вспоминает чуть не со стыдом.
Забыть его скорее! Ведь оно В геройской биографии пятно.
Часто школьники торопятся поскорее стать взрослыми также, как и герой стихотворения В. Д. Берестова. Обсудите стихотворение и опровергните (или согласитесь) мнение о том, что детство – это «в геройской биографии пятно». Можно ли утверждать, что мир детства – это волшебный мир, а детские годы – это одна из ценностей человеческой жизни»? Почему?
В ответе можно использовать цитаты и эпиграф, написанные на доске.
Инструктивная карточка. Группа № 2
Задание 1
Закончите выражения:
* Ребенок родился. Чтобы ему расти
и развиваться, нужно
общаться со взрослыми для того, чтобы _________________________
Ребенок родился. Чтобы ему расти
и развиваться, нужно
ставить цель и заниматься разнообразной деятельностью, чтобы _______
—————————————————————————————————————- Задание 2
Прочтите абзац в учебнике «Ты, наверное, уже читал произведение «Маленький принц», §1(стр. 11). Как вы понимаете слова автора произведения? Можно ли утверждать, что осознавать свою ответственность за что-либо, гордиться победами товарищей – это немалая ценность в жизни человека? Почему?
В ответе можно использовать цитаты и эпиграф, написанные на доске.
Группы выполняют задание 1 и затем высказывают свои точки зрения и приходят к единому мнению – зачем человек рождается.
Учитель:
-Молодцы. Вот вы и ответили на вопрос: зачем человек рождается. А для чего он живет? Всегда ли в жизни человека есть место подвигу, как писал когда-то М. Горький? (задание 2).
Группа 1, обсудив задание 2, отвечает на вопрос, и учащиеся приходят к общему мнению, что детство – важный период в жизни человека, в котором есть немало доброго, хорошего. Члены группы 2 задают дополнительные вопросы своим одноклассникам.
Группа 2, обсудив задание 2, приходит к выводу, о том, что умение сопереживать, гордиться победами близких людей – это тоже немаловажные ценности. Члены группы 1 задают дополнительные вопросы своим одноклассникам.
4. Первичная проверка понимания учебного материала.
Учитель:
-Важнейшие ценности для человека – жизнь, умение прийти на помощь в трудную минуту, рискуя часто собственной жизнью. И добру нас часто учат детские сказки. Но … Внимание. Обратимся к слайдам.
В мультфильме про бременских музыкантов разбойники поют: «Ой-ля-ля, ой-ля-ля, завтра грабим короля» (слайд 3).
В мультфильме про Чебурашку и крокодила Гену старуха Шапокляк пела о том, что: «Кто людям помогает, тот тратит время зря, хорошими делами прославиться нельзя» (слайд 4).
Учитель:
-Согласны ли вы с такими позициями сказочных героев? Свой ответ аргументируйте.
Учащиеся отвечают на вопрос учителя.
5. Обобщение и систематизация знаний.
Игра «Я вам слово – вы мне 7». Учитель называет слово, учащиеся называют 7 слов, которые ассоциируются с эти понятием. Слово: человек.
Учитель:
o -Вот и заканчивается наш урок. И приводя примеры-ассоциации, вы сами выявили, что человечность, ответственность, умение прийти на помощь в трудную минуту – это то, что отличает людей от животных, самое главное, важное в любом человеке. Это – Загадка Человека. Человеческая жизнь – высшая на Земле ценность.
6. Рефлексия (оценка собственной деятельности на уроке, своего настроения на разных этапах урока). Подведение итогов.
7. Д/з: §1, стр. 10-11, написать послание жителям других планет, где кратко охарактеризовать человека как уникального создания планеты Земля.
План конспект по обществознанию 5 класс Уроки 3, 4. Загадка человека
Цели: дать представление о сущности природы человека, об отличиях человека от животных, о биологических признаках наследственности и факторах, влияющих на нее.
Планируемые результаты: предметные: учащиеся научатся применять понятийный аппарат обществоведческих понятий человек, социальное существо, наследственность, инстинкты, эмоции для раскрытия сущности загадки человека; анализировать, сопоставлять и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников; объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества; характеризовать биологические и социальные черты человека; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; мета-предметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;личностные УУД: формирование мотивации, направленной на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни; заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества; воспитание ответственности за принятие решений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Оборудование: карточки с заданием для работы в парах; пакет с рабочим материалом для работы в группах; кубик Блума; проектор; мультимедийная презентация.
Тип уроков: открытия нового знания.
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой зажженный фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: «Кого ищешь, Диоген?» — «Ищу человека», — отвечал философ.
— Как вы поняли смысл этой легенды?
— Чем человек отличается от других живых существ? При ответе на этот вопрос используйте знания, полученные в начальной школе.
— Могут ли животные мыслить, владеют ли они речью, занимаются ли творческой деятельностью?
Тема нашего урока: «Загадка человека».
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
1. Чем человек отличается от животных.
2. Зачем человек рождается.
3. Что такое наследственность.
4. Наследственность — биологическая сущность всех людей.
5. Можно ли влиять на наследственность.
Проблемные вопросы. Зачем рождается человек? Для чего проживает долгую жизнь? Что значит выражение: «Человек, родившись среди себе подобных, должен еще научиться быть человеком»?
III. Работа по теме уроков
Кто есть человек? В чем его особенности? Русский философ
А.Ф. Лосев писал: «Человек — вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена». Словом, человек есть вечная загадка.
1. Чем человек отличается от животных
— Представьте себе, что вы присутствуете на заседании дискуссионного клуба и вам необходимо примкнуть к одной из групп.
Первая группа утверждает, что человек — это развитое животное.
Вторая группа утверждает, что человек — существо общественное, тесно связанное с людьми и утратившее связь с животными.
— Чтобы присоединиться к одной из групп, продолжите следующее суждение.
По-моему, человека можно сравнить с. потому что.
— Объясните свой выбор.
(Проверка выполнения задания.)
— Теперь предлагаю поработать в парах.
(Каждому ученику в паре выдается карточка с индивидуальным заданием. После его выполнения учащиеся обмениваются карточками и проводится взаимопроверка.)
Задание 1. Из приведенных свойств человека необходимо выбрать черты сходства его с животными и черты различия. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем — черт различия.
1) Способность к творчеству;
2) потребность в отдыхе;
3) наличие органов чувств;
4) сознательное выдвижение целей.
Задание 2. Ниже приведен список физических и психических свойств: одни из них присущи только животным, другие — только человеку, третьи — и человеку, и животным. Распределите порядковые номера свойств по графам таблицы.
1) Словесная речь;
2) сезонная линька;
3) способность строить жилище;
4) обучение потомства;
5) потребность в пище;
6) зимняя спячка;
8) потребность в общении;
9) умение фантазировать;
10) густая шерсть.
Свойства, присущие только животным
Свойства, присущие только человеку
Свойства, присущие и человеку, и животным
(Проверка выполнения заданий.)
— Наверняка вам хорошо знакомо произведение Р. Киплинга «Маугли». А знаете ли вы, что при написании книги автор основывался на реальных фактах?
— Внимательно прочитайте дополнительный материал и ответьте на поставленные вопросы.
Дополнительный материал Дети-маугли
В 1920 г. в джунглях Индии нашли двух девочек в семействе волков. Назвали девочек Амала и Камала. Они вели себя как волчата: бегали на четвереньках, днем забивались в самый темный угол, по ночам выли, срывали с себя одежду, которую на них пытались надеть. Прожили среди людей не более десяти лет. Камала к двенадцати годам научилась ходить, но очень осторожно и неуверенно, предпочитая передвигаться на четвереньках. С превеликим трудом освоила около сорока пяти слов. Развитие интеллекта остановилось на самом низшем уровне — тяжелой идиотии.
В 1954 г. в Индии был найден шестилетний мальчик по имени Раму, прозванный впоследствии «мальчиком-волком». По словам его родителей, ребенка в младенчестве похитил волк. По возвращении домой мальчик лакал молоко, как животное, любил погрызть кости и больше всего интересовался волками в зоопарке. Он умер в 1968 г.
В 1962 г. в Туркмении нашли мальчика. Назвали его Дюма. Он передвигался, как волк, и даже покусал одного из геологов, которые искали нефть и нашли ребенка. В 1991 г. ему было 37 лет, он не умел ходить по-человечески, ел сырое мясо и кусался, когда был напуган. Однако при этом он чистил зубы, умел причесываться ипользовался туалетом, как человек.
В 1970 г. в США, в штате Калифорния, была обнаружена тринадцатилетняя девочка, привязанная к стулу. Как выяснилось, ее привязывали на весь день в течение десяти лет. Девочка не умела говорить и не могла толком ходить. В настоящее время она живет в приюте.
— Как же человек становится человеком?
— Что необходимо ребенку, чтобы он рос и развивался?
— Достаточно ли того, чтобы его кормили, заботились о нем?
Таким образом, феномен детей-маугли — это иллюстрация того, что человек вовсе не рождается Homo sapiens, что уникальные качества, отличающие его от животных, — во многом продукт воспитания.
— Рассмотрите схему на с. 10 учебника и проверьте правильность своих выводов об отличиях человека от животного.
— Допустили ли вы ошибки?
— Чем вы можете их объяснить?
2. Зачем человек рождается
В этом прекрасном и непостижимом мире мы постоянно задаемся вопросами: кто я? Зачем я здесь? Эти и многие другие вопросы человек задает себе в течение всей жизни, и от ответа на них во многом зависят его судьба и развитие. Он только лишь тело, наполненное эмоциями, или что-то большее? Почему человек не всегда счастлив? Почему ему не всегда интересно? Зачем он рождается?
— Для того чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю сыграть в игру «Кубик Блума».
(На гранях кубика написано начало вопросов.
Правила игры. Учитель или ученик бросает кубик. На грани выпадает начало вопроса. Ученик должен сформулировать вопрос, начинающийся с данного слова, по теме учебного материала, а затем ответить на него.
В ходе игры учащиеся высказывают свои предположения относительно смысла существования человека.)
Действительно, у каждого человека свое представление о своем предназначении в жизни.
— Выполним задание «Оценка текста». Самостоятельно проработайте предложенные тексты и определите, зачем человек рождается, по мнению разных авторов.
Быть человеком — это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир.
(Антуан де Сент-Экзюпери)
Чем больше человек дает людям и меньше требует себе, тем он лучше; чем меньше дает другим и больше требует себе, тем он хуже.
(Проверка выполнения задания.)
Итак, давайте подведем итоги.
1) Человек рождается не только для того, чтобы есть, пить, иметь красивый дом, получать блага только для себя;
2) человек — существо разумное. Он не должен совершать дурных поступков, а должен заботиться о благе других, делать все, чтобы на планете Земля все жили счастливо и дружно.
3. Что такое наследственность
В XVIII в. ученые спорили между собой. Одни из них, например англичанин Дж. Локк, утверждали, что новорожденный человек подобен чистой доске. Другие считали, что человек способен передавать свои свойства по наследству. Так родился термин наследственность.
— Познакомьтесь с определением этого термина и выделите ключевые слова.
(Ученики записывают термин в словарь.)
Наследственность — способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству. Благодаря этой способности все живые существа (животные, растения, грибы, бактерии) сохраняют в своих потомках характерные черты вида. Такая преемственность наследственных свойств обеспечивается передачей их генетической информации. Носителями наследственной информации у организмов являются гены. Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и своих отдаленных предков.
Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству. Наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, заботы и усилий родителей и желания самого маленького человека.
(Проверка выполнения задания.)
— Итак, одинаково или по-разному наследственные признаки передаются людям и животным? Внимательно изучите
предложенную схему и примеры инстинктов, свойственных животным (с. 12 учебника), и ответьте на этот вопрос.
(Проверка выполнения задания.)
4. Наследственность — биологическая сущность всех людей
— Работая с текстом учебника на с. 12—13, определите, какие биологические признаки наследует человек.
(Проверка выполнения задания проводится в форме игры «Да — нет».
Два варианта проведения игры:
1) Вопросы задает учитель, ученики отвечают «да» или «нет» (этот вариант для менее подготовленного к такой форме работы класса).
2) Класс делится на две группы: первая задает вопросы по тексту, вторая — отвечает «да» или «нет» (этот вариант предполагает более подготовленный класс).)
1. Отражается ли биологическая сущность человека в инстинктах? (Да.)
2. Наследуется ли человеком желание пить, есть, спать, возможность передвигаться и многие другие биологические свойства организма? Да.)
3. Передает ли человек способность воспринимать окружающий мир, мыслить, говорить из поколения в поколение? Да.)
4. Человек при рождении получает от родителей особенности своих эмоций? Да.)
5. Является ли человек биологическим существом? Да.)
6. Суждение «человек — часть природы» является ошибочным? (Нет.)
7. Согласны ли вы с мнением о том, что ребенок — это «чистый лист»? (Нет.)
8. Наследует ли человек многие черты и свойства своих родителей? (Да.)
9. Отличаются ли наследуемые людьми биологические признаки от биологических признаков других живых организмов? (Да.) у
10. Утверждение, что человек, родившись среди себе подобных, должен еще научиться быть человеком, является ошибочным? (Нет.)
5. Можно ли влиять на наследственность
В конце XIX в. итальянский врач-психиатр Ч. Ломброзо утверждал, что склонность к совершению преступлений — биологический фактор и что «преступные типы» можно выделить посредством физического анализа формы головы. Ломброзо выделил четыре типа преступников: душегуб, вор, насильник и жулик.
Однако в наши дни ученые доказали, что у многих преступников есть в наследственном аппарате лишняя хромосома — это та часть ядра клетки организма, в которой заключена наследственная информация. Поэтому такие люди более склонны к преступному поведению. Но такая же хромосома бывает и у вполне законопослушных людей. Есть также преступники, у которых нет такой хромосомы.
— Работая в группах, определите, о чем говорят приведенные факты.
— Можно ли влиять на наследственность? Если да, то каким образом?
(Работа в группах, проверка выполнения задания.)
— Познакомьтесь с материалом рубрики «Жил на свете человек» на с. 13 учебника и стихотворением О.И. Скороходовой «Думают иные».
Думают иные — те, кто звуки слышат,
Те, кто видят солнце, звезды и луну:
— Как она без зренья красоту опишет?
Как поймет без слуха звуки и весну?!
Я услышу запах и росы прохладу,
Легкий шелест листьев пальцами ловлю.
Утопая в сумрак, я пройду по саду,
И мечтать готова, и сказать: люблю.
Пусть я не увижу глаз его сиянье,
Не услышу голос, ласковый, живой,
Но слова без звука — чувства трепетанье —
Я ловлю и слышу быстрою рукой.
И за ум, за сердце я любить готова,
Так, как любят запах нежного цветка,
Так, как любят в дружбе дорогое слово,
Так, как любит трепет сжатая рука.
Я умом увижу, чувствами услышу,
А мечтой привольной мир я облечу.
Каждый ли из зрячих красоту опишет,
Улыбнется ль ясно яркому лучу?
Не имею слуха, не имею зренья,
Но имею больше — чувств живых простор:
Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем Я соткала жизни красочный узор.
Если вас чаруют красота и звуки,
Не гордитесь этим счастьем предо мной!
Лучше протяните с добрым чувством руку,
Чтоб была я с вами, а не за стеной.
— Что вы узнали об Ольге Ивановне Скороходовой?
— Какие качества помогли ей проявить свои способности?
— Какую роль в ее жизни сыграла помощь других людей? Свой ответ поясните.
IV. Закрепление изученного материала
— Укажите верное определение.
1) Поведение человека определено только биологическими факторами.
2) Человек — это социальное существо, для которого биологические факторы не играют роли.
3) Решающее влияние на поведение человека оказывают инстинкты.
4) Человек, прежде всего, социальное существо, но на его поведение оказывают влияние и биологические факторы.
(Проверка выполнения задания.)
— Заполните таблицу. Используйте приведенные ниже словосочетания.
Что мы наследуем от родителей
Чему мы должны научиться
Общее у всех людей
Индивидуальное у разных людей
Способность защищаться; способность относиться к другим как к себе; способность делать запасы впрок; способность отличать хорошее от дурного; способность строить жилище; определенный овал лица; способность передвигаться; способность мыслить; способность утолять голод.
(Проверка выполнения задания.)
— Теперь поработаем с рубрикой «В классе и дома».
(Ученики делятся на три группы и выполняют задания 1—3 нас. 14—15 учебника.)
— Так какие же загадки таит в себе человек? Составьте син-квейн по теме урока.
(Проверка выполнения задания.)
V. Подведение итогов уроков. Рефлексия
— Как вы понимаете следующие выражения и высказывания?
• «Бесцельно прожитая жизнь»;
• «Человек — творец своего счастья»;
• «Прожитая жизнь оценивается человеческими поступками».
1. Прочитать § 1, с. 10-15 учебника.
2. Задание на выбор.
• С незапамятных времен человечество пытается ответить на очень непростые вопросы: кто мы? Откуда мы? Какие версии происхождения человека вам известны?
• Подготовьте черновой вариант журнала, посвященного изучаемой теме, и напишите для него небольшие заметки о феномене человека.
Напишите пожалуйсто мини-доклад на тему: “Человек загадка”
Каждый человек – загадка для других людей. Почему, спросите вы? Потому что каждый человек имеет свое мнение, каждый человек видит мир по-разному. То, что для одного будет чем-то запретным -“Табу”, для другого окажется обыденным . Я считаю, что во мне, как и в другом человеке есть загадка. Нет человека похожего на меня как ни внешне, так и внутренне. Кому-то я кажусь дерзкой, кому-то правильной. Каждый видит меня такую, какую заслуживает, потому что я следую одному правилу: “Поступай с людьми так, как они поступают с тобой”. Ведь люди не меняются, а лишь на время играют нужную нам роль. Они могут улыбаться Вам в глаза, а за спиной говорить гадости. Может быть и наоборот – под всей этой грязью может скрываться, любящий человек , у которого нет сил признаться в своих чувствах. Загадка есть в каждом человеке. Никто не знает в чем она заключается. У одного красивые глаза, у другого шелковистые длинные волосы, у третьего приятный голос. Я считаю что именно это загадка, так как это завораживает, а почему мы сами не знаем!
Новые вопросы в Обществознание
Кто такой международный преступник? В чем его отличие от обычного преступника? Приведите пример международного преступника.
Найдите в приведенном списке меры государства по охране окружающей среды. создание национальных парков запрещение распространения информации о состо … янии окружающей среды создание природоохранной организации «Гринпис» издание правил, направленных на охрану природы учреждение должности государственного инспектора по охране природы
Художня майстерня. Заплющ очі та уяви себе в зорельоті; ти сидиш бiля ілюмінатора й бачиш. Намалюй фарбами вид з ілюмінатора. Презентуй свою роботу. … *срочно* начислю 35 балов
Укажіть, за якою ознакою укладено такий перелік організмів:їжак вухатий, хом’ячок сірий, бражник мертва голова,махаон звичайний а)холоднокровні тварин … и б)тварини занесені до Червоної книги України в)тварини занесені до Чорної книги України г) Тварини занесені до Зеленої книги України з)теплокровні тварини д)одноклітинні тварини
1. Принцип безпечної життєдіяльності? (1 б) А) зберігати, розвивати, відновлювати Б) передбачати, уникати, діяти В) уміння шанувати самого себе 2.Як п … равильно поводитися в натовпі? ( декілька правильних відповідей) (2 б) а) остерігатися скляних вітрин та дверей; б) намагатися розштовхати людей; в) не тримати руки в кишенях; г) підібрати свої речі з-під ніг; ґ) заспокоїтися, зібратися й опанувати себе; д) поспішай до виходу 3. Розташуй відповідно, які служби можна викликати за телефонами: (1 б) А) відчувши запах газу, телефонуй… 101 Б) якщо на тебе напали або ти став свідком злочину, телефонуй… 102 В) якщо виникла пожежа, телефонуй за номером… 103 Г) швидку медичну допомогу викликай… 104 4. Як може допомогти потерпілому на воді учень/учениця 5 класу? ( декілька правильних відповідей 1 б) а) голосно покликати на допомогу рятувальників або дорослих; б) кинути потопаючому, який ще тримається на поверхні води, рятувальний круг, дерев’яну дошку, надувний матрац, пінопласт, весло, щоб людина могла випливти. Можна підбадьорювати словами; в) якщо потерпілий виплив на берег, усе одно необхідно повідомити дорослих; г) викликати швидку медичну допомогу. 5. Вибери правильні твердження: ( декілька правильних відповідей) (2 б) А) переходити дорогу на зупинці небезпечно; Б) можна відволікати водія під час руху; В) у громадському транспорті треба поступатись місцем особам з інвалідністю, людям похилого віку і пасажирам з дітьми. Г) в автобусі можна їздити без квитка; Д) у транспорті не можна зштовхатись і бешкетувати; Е) під час руху слід триматись не за поручень а за пасажира, який стоїть поруч 6. Поясніть термін. (1 б) Толерантність Принижування інших людей Почуття Здатність поважати погляди й уподобання інших людей Емоції Миттєва реакція на якусь подію Дискримінація Допомагають людям пізнавати світ 7. До якої поведінки характерні почуття. (1 б) Повага до себе, упевненість , задоволення Пасивна Злість, гнів, відчуженість, почуття провини, страх, помста Упевнена Безпорадність, образа, тривога, приниження Агресивна 8. Підпиши «Трикутник вогню» (1 б) 9. Якщо на твоєму шляху велика кількість людей: (0,5 б) А) приєднатись до людей Б) протиснутись вперед натовпу Г) обійти натовп іншою дорогою 10. Дитина може піти з незнайомцем? (0,5 б) А) так Б) якщо він їй щось запропонує В) ніколи Г) якщо він назве своє ім’я
Загадка человека
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Виолетта Андреевна и сегодня я проведу с вами урок обществознания. Прочитайте название темы («Загадка человека»).
– Как вы думаете, о чём пойдет речь на учебном занятии?
Ответы учащихся могут быть различными. Но верный ответ: – Мы будем отвечать на вопросы о человеке.
– А на какие вопросы о человеке нужно найти ответы?
1) Чем человек отличается от животных?
2) Что необходимо человеку для развития?
3) Какая ответственность лежит на человеке?
II . «Чем человек отличается от животных»
Чтобы дать ответ на первый вопрос «Чем человек отличается от животных» вам нужно выполнить задание. У вас на партах есть заранее подготовленные файлы, в которых есть картинки и подобраны признаки живых существ и человека. Вам необходимо:
в центр поместите одну из картинок;
из предложенного набора признаков выберите те, которые присущи только человеку;
составьте развёрнутый ответ на вопрос «Чем человек отличается от животных?»
На выполнение работы у вас 3 минуты.
Правильное выполнение работы:
выбрана картинка, где изображена семья;
указаны 8 из предложенных признаков:
1) владеют речью;
2) умеют производить орудия труда;
3) имеют хорошо развитый головной мозг;
4) осознают самих себя и свои действия;
5) обладают фантазией;
6) способны к действиям по плану;
7) способны к прямохождению;
8) способны к творчеству.
Перечисляют признаки и аргументируют.
Давайте посмотрим, что же у вас получилось. Группа, которая справилась быстрее всех, будет представлять свои результаты, а ваша задача, слушая ответ одноклассников, у себя в работе отмечать «плюсом» те признаки, которые у вас совпали.
Если все совпали, то аргументируют, почему не выбрали остальные признаки.
Если есть расхождения, то объясняют их причины и приводят примеры, которые доказывают, почему нужно добавить или наоборот убрать один из признаков.
– Допустили ли вы ошибки?
– Чем вы можете это объяснить?
Ответы могут быть различными: – знаем признаки из уроков истории и обществознания; – не знаем отличий и др.
III . «Что необходимо человеку для развития»
– Чем вы руководствовались при выборе картинки?
Если выбрали картинку, где изображена семья, то объясняют почему.
Если выбрали картинку, где один человек (или с собачкой), то отвечают на вопросы учителя: – А зачем тогда человеку речь? Может ли он в одиночку трудиться? – А что ему для этого необходимо?
Тогда ещё один признак, который отличает человека от других живых существ – это «способность к осмысленному взаимодействию с другими людьми».
Добавьте к своей работе этот признак (трём группам отдать листочек с признаком, а на работу выступающих приклеить самой).
Приклеивают дополнительный признак.
А как вы думаете, что произойдет, если человек лишиться возможности взаимодействия с другими людьми? Можете привести примеры, когда человека лишали этой возможности?
В качестве примера – дети-маугли, которые воспитывались животными.
– Так что же необходимо человеку для развития?
Взаимодействие с другими людьми. Здесь могут привести примеры, где мы взаимодействуем с др. людьми.
IV . «Какая ответственность лежит на человеке»
У нас остался без ответа ещё один вопрос: «Какая ответственность лежит на человеке». Чтобы на него ответить, я предлагаю вам снова объединиться в группах и выполнить следующее задание:
прочитать высказывания писателей М.М. Пришвина, Антуана де Сент-Экзюпери и Л.Н. Толстого;
устно объяснить их смысл;
сделать общий вывод: что объединяет эти высказывания.
На работу 3 минуты.
Правильно сформулированный ответ: все писатели говорят о том, что на человеке лежит ответственность – заботиться о благе других, делать всё, чтобы на планете Земля все жили счастливо и дружно.
Легко ли было выполнить это задание? Какие умения вам потребовались, чтобы выполнить его успешно?
Умение делать выводы, работать в группе и договариваться.
Теперь, когда мы ответили на все вопросы:
1) Чем человек отличается от животных?
2) Что необходимо человеку для развития?
3) Какая ответственность лежит на человеке?
я хочу проверить, насколько хорошо каждый из вас разобрался с темой «Загадка человека» и для этого я приготовила карточки с заданиями. Вам нужно вставить пропуски в текст.
Урок по обществознанию в 5 классе на тему: “Загадка человека”
Продолжить знакомство учащихся с общественными науками (с предметом «Обществознание») с целью создания условий для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в обществе.
Создание обстановки доверия, заинтересованности, интереса к человекознанию с целью воспитания организованности, общественной активности, сотрудничества учащихся в процессе групповой работы.
Нравственно-этическое воспитание учащихся на примере ключевых идей курса – идей гуманизма и целостности человека.
Продолжить знакомство учащихся с загадкам и тайнами феномена «Человек» и формирование у учащихся образного представления о человеке в его многомерности, в образе своего «Я», об основных особенностях человека как живого существа, уметь называть его отличия от животных, раскрыть значение наследственности в формировании человеческих качеств.
Познакомить учащихся на конкретных примерах с особенностями проявлений биологического и социального в природе человека.
Активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся.
Продолжить работу над формированием научных представлений учащихся на уроках обществознания.
Способствовать формированию следующих умений и навыков учащихся:
– умение критически воспринимать и воспроизводить информацию, высказывать собственные суждения, спорить и отстаивать свои взгляды;
– самостоятельно ставить и пытаться разрешить проблемы;
– делать описание, давать развёрнутые ответы, делать выводы;
– оперировать простейшими философскими понятиями;
– осваивать технологию сотрудничества, методы групповой (проектной) работы;
– умение управлять своей деятельностью при изучении общественных наук;
– научиться использовать полученные знания для решения практических задач.
Просмотр содержимого документа
«Урок по обществознанию в 5 классе на тему: “Загадка человека” »
«Загадка человека»
Тип урока: интегративный проблемный урок с творческим применением знаний и умений
Форма урока: проектное занятие
Понятия: точные науки, общественные науки, гипотеза, проект, феномен, человек, общество, душа, мышление, речь, внутреннее «Я», общественный (социальный), философия, социология, психология, Библия, эволюция.
Оборудование урока:
Раздаточный материал (групповые, индивидуальные задания, домашнее задание).
Учебные картины и рисунки по теме.
Общеразвивающие и воспитательные:
Продолжить знакомство учащихся с общественными науками (с предметом «Обществознание») с целью создания условий для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в обществе.
Создание обстановки доверия, заинтересованности, интереса к человекознанию с целью воспитания организованности, общественной активности, сотрудничества учащихся в процессе групповой работы.
Нравственно-этическое воспитание учащихся на примере ключевых идей курса – идей гуманизма и целостности человека.
Образовательные:
Продолжить знакомство учащихся с загадкам и тайнами феномена «Человек» и формирование у учащихся образного представления о человеке в его многомерности, в образе своего «Я», об основных особенностях человека как живого существа, уметь называть его отличия от животных, раскрыть значение наследственности в формировании человеческих качеств.
Познакомить учащихся на конкретных примерах с особенностями проявлений биологического и социального в природе человека.
Активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся.
Продолжить работу над формированием научных представлений учащихся на уроках обществознания.
Способствовать формированию следующих умений и навыков учащихся:
– умение критически воспринимать и воспроизводить информацию, высказывать собственные суждения, спорить и отстаивать свои взгляды;
– самостоятельно ставить и пытаться разрешить проблемы;
– делать описание, давать развёрнутые ответы, делать выводы;
– оперировать простейшими философскими понятиями;
– осваивать технологию сотрудничества, методы групповой (проектной) работы;
– умение управлять своей деятельностью при изучении общественных наук;
– научиться использовать полученные знания для решения практических задач.
«МНОГО ЕСТЬ ЧУДЕС НА СВЕТЕ,
ЧЕЛОВЕК – ИХ ВСЕХ ЧУДЕСНЕЙ»
Вводно–мотивационная беседа с учащимися «Загадки и тайны феномена «Человек»:
Зачем изучать науки об обществе и человеке?
«Что такое человек?»
«Является ли человек высшим созданием природы?»
Загадка происхождения человека (эвристическая беседа):
а) «Познай самого себя!»;
б) откуда произошёл человек? (выполнение групповых заданий);
в) Библия о происхождении человека;
г) Ч.Дарвин о происхождении человека.
Человек – существо биосоциальное (эвристическая беседа):
а) человек в обществе;
б) человек как часть природы (существо биологическое);
в) человек – существо общественное (социальное);
г) способности человека;
Вводно-мотивационная беседа «Загадки и тайны феномена «Человек»
Учитель: Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие в загадочный мир человека и побыть настоящими учёными!
1. Знакомство с методом проекта.
? А знаете ли вы, какие методы используют учёные в своей работе?
Предположительный ответ: Собирают различную информацию, исследуют что-либо, применяют различные приборы и мн. др.
Одним из интересных и продуктивных методов, который используют в своей работе современные учёные, является метод проекта.
? Что значит осуществить проект?
Это коллективная работа, которая предполагает решение определённой задачи – проблемы с помощью нескольких исследовательских групп.
Я предлагаю вам разбиться на группы, каждая из которых внесёт свой вклад в наше исследование. Эти группы символично будут представлять различные науки, изучающие человека: социологи (изучают человека и его жизнь в обществе), психологи (изучают внутренний мир человека), философы(размышляют о смысле человеческой жизни), историки (изучают развитие человеческого общества).
* на партах расставлены таблички с обозначением групп; группы могут сформироваться спонтанно, по одноуровнему принципу или по желанию учащихся.
2. Проблема и гипотеза.
Давайте попытаемся сегодня решить следующую проблему (вернее, внести свой вклад в поиски ответа на этот вопрос): «Что такое человек?» (на доске)
Но чтобы решить проблему, необходимо подтвердить или опровергнуть некое предположение. Оно называется «гипотеза». Учёные сравнивают гипотезу с лесами, которые возводят перед зданием и сносят, когда оно готово.
Давайте попробуем сегодня доказать или опровергнуть следующее предположение (гипотезу): «Является ли человек высшим созданием природы?»
Итак, я предлагаю вам сотрудничество для совместного поиска и решения проблем!
III. Непосредственная работа над проектом и подтверждение гипотезы.
1. Загадка происхождения человека
а) «Познай самого себя!»
В древнегреческом городе Дельфы, на стене храма бога солнца Апполона были начертаны строки: «Познай самого себя!». Сколько помнит себя человечество, столько и пытается ответить на вопрос «Кто я?», но вопрос «Откуда я?» кажется ещё более интересным!
На самом деле, вопрос о происхождении человека очень непрост.
? Ребята, а что вы знаете о том, откуда произошёл человек?
1) Откуда произошёл человек?
Учащимся предлагается выполнить групповое задание: в течение 1-2 минут ответить на вопросы, содержащиеся в раздаточных карточках для каждой группы:
Подведение итогов работы: (группы представляют свои ответы)
Учитель: Действительно, предположений (гипотез) о происхождении человека – великое множество! В мифах и легендах древних народов человека создают природные силы, боги из земли, глины, воды, огня.
Свои ответы на эту загадку содержат и священные книги разных народов.
1. Библия о происхождении человека.
Учитель: ? Знаете ли вы, что такое Библия? (священная книга христиан, верующих в бога Иисуса Христа)
? А кто знает, что говорится в Библии о создании человека? (Бог создал человека по образу и подобию своему).
в) Наверное, все знакомы с гипотезой о том, что человек произошёл от обезьяны или от обезьяноподобного предка. Это предположение впервые сделал 150 лет назад английский учёный-биолог Чарльз Дарвин после многолетних исследований. Он и его последователи утверждают, что превращение животного предка в человека стало возможным только благодаря труду!
2. * Работа с фотоизображением на доске: Давайте посмотрим на изображение обезьяны, древнего и современного человека и сравним их:
? Видите ли вы в их облике схожие черты? Какие? (строение тела, черепа, конечностей и др.)
Действительно, во внешнем облике обезьяны, древнего и современного человека мы находим очень много схожего. Но многие современные ученые выражают большие сомнения по поводу этой теории!
И вот он, феномен, загадка: вечно познающий себя человек до сих пор не знает, откуда он появился на Земле?!
2. Человек – существо биосоциальное.
3.Учитель: Человек – весьма сложное и неоднозначное существо: с одной стороны, он очень силён, с другой, кажется крайне слабым… Но самое интересное, что, живя и развиваясь в обществе, человек во многом схож с животными! (и в этом мы уже убедились, сравнивая изображение обезьяны и человека). Вероятней всего, человек произошёл от животного и никогда не освободится от свойств, присущих животному!
Как вы думаете, что общего можно найти между животными и человеком?
Древнегреческий философ Платон по этому поводу даже сказал: «Человек – это та же курица, только без перьев!»
? Вы согласны с этим? Почему?
Нашёлся учёный, который возразил ему (французский физик Б.Паскаль): «Человек без ног останется человеком, а курица без перьев человеком не станет никогда!».
г) Человек – существо общественное.
? Что же отличает человека от других живых существ?
Конечно, в первую очередь то, что он – существо социальное (общественное) (от латинского слова «socialis» – «общественный»).
? Какие способности человек приобретает в обществе? (способность мыслить,владеть речью, трудиться, производить орудия труда, осознавать самого себя, обладать фантазией и заниматься творчеством, планировать свои действия и ставить цель).
Но прежде чем человек научился всему этому, прошли сотни тысяч лет его эволюции (т.е. развития).
Мы уже отметили, что дитя человеческое после рождения – самое неприспособленное к жизни из всех живых существ. А настоящий, разумный человек вырастет из него только в обществе, среди других людей, которые передадут ему знания об окружающем мире, свой опыт, культуру.
* Работа с видеоматериалом (отрывок из мультипликационного фильма «Маугли» по повести Р.Киплинга «Книга джунглей»)
Учитель: ? Вы узнали героя о котором сейчас пойдёт речь? Кто написал историю о Маугли? (Р.Киплинг). Почему Маугли не был похож на других людей? А как вы думаете, могла ли такая история произойти в реальной жизни?
Действительно, Киплинг использовал для сюжета реальные истории: были случаи, когда волею обстоятельств дети попадали в стаи к животным.
? А как заканчивается история Маугли? (возвращение к людям).
К сожалению, это – счастливая сказка. На самом деле, выросшие среди зверей люди не научились ходить на четырёх ногах, не способны были мыслить, а, оказавшись среди людей, вели себя как пойманные животные! Все попытки сделать их нормальными людьми оказались бесполезными…
Это и есть реальные доказательства общественной сущности человека, который становится Человеком только среди людей.
д) Человек – существо биосоциальное.
* Работа со схемой на доске:
? Давайте подведём итог нашего рассуждения: может ли человек являться только частью природы? (нет, иначе он перестал бы быть человеком), а только частью общества? (нет, он во многом схож с животными).
А это значит, что биологическое (природное) и общественное (социальное) слиты в человеке воедино, и обе этих стороны необычайно важны. Поэтому учёные называют человека биосоциальным существом!
3. Человек – высшее создание природы?
а) Как человек изменяет мир?
? Как вы считаете, какое животное – самое высокоразвитое? (обезьяна).
? А умеют ли мыслить животные?
Все эксперименты учёных доказали – «нет». Многолетние попытки научить обезьяну мыслить, подобно человеку, оказались безуспешными.
? С деятельностью какого органа человеческого организма связана способность человека мыслить?
Мышление человека связано с уникальным творением природы – головным мозгом человека!
Благодаря этому волшебному механизму, состоящему из миллиардов нервных клеток, мы имеем память, чувства, воображение! Удивительно, но учёные доказали, что возможности нашего мозга почти неограниченны! Благодаря деятельности головного мозга люди приобретают новые знания, делают изобретения, открытия.
Используя это, человек изменяет мир, то есть преобразует его (а не просто приспосабливается к нему, как животное).
Подведение итогов:
Как видите, человек использует свои знания и умения для собственных нужд, и создаёт то, чего нет в живой природе – искусственную среду, культуру, изменяя окружающий мир.
Мы с вами на правильном пути и постепенно приближаемся к решению поставленной задачи (проблемы).
Я думаю, мы очень внимательно рассмотрели человека «снаружи», а теперь попробуем взглянуть на него «изнутри», с точки зрения особенностей его внутреннего мира.
4. «И стал человек душою живою…»
г) «Человек звучит гордо».
Жизнь нас убеждает в том, что судьба человека (его жизненный путь), положение в обществе, счастье зависят от того, чем наполнил он свой внутренний мир, какие положительные качества привили ему родители, школа, что человек развил в себе сам, чтобы «стать душою живою», чтобы думая о себе, испытывать гордость, быть Человеком с большой буквы!
Хочешь, чтобы мир стал лучше? Начни с самого себя!
IV. Подведение итогов проектной деятельности учащихся.
Учитель: Ребята, я думаю, что наша коллективная работа над проектом «Что такое человек» была достаточно плодотворной. В этом нам, в первую очередь, помогло сотрудничество, совместный поиск ответов на поставленные вопросы.
Сегодня мы приложили немало усилий, чтобы попытаться, как настоящие учёные, ответить на вопросы об уникальности человека, его происхождении, смысле жизни, счастье. Я надеюсь, теперь вы задумаетесь над тем, что жизнь человека – это долгий путь преодоления трудностей, где есть боль и радость, успехи и потери…
Вы почувствовали, что ответить на вопрос «Что такое человек?» за один урок невозможно. Вы обязательно продолжите изучать обществознание в старших классах, и ваше понимание человека будет становиться всё полнее и глубже! Сегодня вы делаете первые шаги в изучении общественных наук, но уже успешно доказали, что человек – высшее создание природы, её удивительная загадка! Думаю, вы согласны с мнением писателя М.Горького:
«Человек – это великолепно, это звучит гордо!»
Значит, цель нашего проектного занятия достигнута!
Но, следует заметить, что работа над проектом всегда занимает длительное время. Конечно, вы продолжите изучать обществоведение со своим учителем, перед вами, несомненно, встанут новые проблемы, вы выдвинете новые гипотезы и обязательно найдёте пути для их решения!
Ведь человек изменяется вместе с окружающим миром, а, значит, он будет изучать себя, пока существует!
V. Домашнее задание.
Закончить работу в группах.
Учебник пар.1, ответить на вопросы рубрики «Проверим себя», выполнить задания 2,3 рубрики «В классе и дома».