Что такое загадка в литературе 5 класс кратко определение в литературе

Малые фольклорные жанры

Испокон веков мамы поют маленьким детям колыбельные песни, развлекают своих малышей прибаутками, потешками, частушками. Старшее поколение передают свою мудрость с помощью пословиц и поговорок. Все это названия различных разновидностей малых фольклорных жанров. Они отличаются от русской народной календарно-обрядовой поэзии и необрядовых песен отсутствием принадлежности к определенному празднику и сжатым объемом произведения. Однако это не уменьшает значимости малых фольклорных жанров для устного народного творчества.

План урока:

Испокон веков мамы поют маленьким детям колыбельные песни [1] , развлекают своих малышей прибаутками [2] , потешками [3] , частушками [4] . Старшее поколение передают свою мудрость с помощью пословиц и поговорок. Все это названия различных разновидностей малых фольклорных жанров. Они отличаются от русской народной календарно-обрядовой поэзии и необрядовых песен отсутствием принадлежности к определенному празднику и сжатым объемом произведения. Однако это не уменьшает значимости малых фольклорных жанров [5] для устного народного творчества.

Определение малых жанров и их значение в судьбе народа

Малые фольклорные жанры – это разнообразные жанры УНТ, отличающиеся небольшим объемом повествования. Некоторые исследователи относят их только к жанрам детского фольклора. Однако частушки, считалочки, пословицы, пестушки и поговорки использовали в своей речи не только дети, но и взрослые.

Почему же малые жанры так значимы для воспитания подрастающего поколения? В чем их ценность? Какая мудрость заключена в пестушках, поговорках, пословицах, скороговорках и других?

Значение малых фольклорных жанров в судьбе народа и в литературе:

  1. Небольшие фольклорные произведения помогают взрослым установить эмоциональный контакт с детьми дошкольного и младшего школьного возраста;
  2. С первых лет жизни ребенок усваивает понятия добра и зла;
  3. Такие произведения фольклора оказывают благотворное влияние на маленьких детей: малыши усваивают ритм, изучают новые слова и звуки, пытаются повторить прибаутки (у них формируется речь);
  4. Дети достаточно быстро запоминают текст фольклорных произведений и пытаются повторить их, а это способствует развитию памяти;
  5. Произведения малых фольклорных жанров помогают малышам постепенно изучить окружающий мир;
  6. В произведениях малых фольклорных жанров заключена бесценная мудрость народа.

Произведения малых жанров русского фольклора важно знать и современным людям. Тогда они смогут украсить свою речь яркими выражениями, быстро и точно донести до собеседника свою мысль, с пользой позаниматься с детьми.

Отличительные особенности малых фольклорных жанров

Разные произведения малых фольклорных жанров имеют сходства по объему и назначению. Но, несмотря на это, они имеют ряд отличительных особенностей. Их нужно понимать, и тогда можно будет без труда отличить друг от друга произведения разных фольклорных жанров.

Загадки

Одним из любимых жанров ребятишек всех возрастов являются загадки. Они формируют у подрастающего поколения умения:

  • логически мыслить;
  • давать ответ на поставленный вопрос;
  • собирать по набору отличительных свойств цельный образ.

Загадки это разновидность УНТ (устного народного творчества): поэтическое, замысловатое изображение определенного явления, предмета, человеческого качества, придуманное для выяснения сообразительности человека. В отличие от остальных малых жанров каждой загадки имеется 2 обязательные части: основная часть (вопрос) и отгадка (ответ). Они связаны логически между собой. Именно в таком жанре народного творчества привычный мир изображен в новом, необычном виде.

Примеры загадок:

Воет, а не зверь.

Есть виды загадок-вопросов, которые строятся на переносе одного или нескольких качеств предмета.

Загадка (I часть): Что шумит без ветра?

Считалочки

Считалочки – это небольшие стихотворные тексты со строго-определенным ритмом [6] и рифмой [7] , необходимые для распределения ролей в игре.

Раньше считалочки использовали, когда взрослые люди не могли договориться, кто будет выполнять тяжелую работу. Чуть позже их переняли дети и начали с помощью считалок выбирать водящего в своих веселых играх.

Отличительные черты считалочек:

  • строгий ритм;
  • точные рифмы;
  • не так важно смысловое наполнение произведения, как его результативность («А голею будешь ты», «тебе водить», «выходи из круга вон»);
  • шуточный текст.

Детские считалочки – отличное поле для творчества! Ведь дети сами могут придумать новую считалку и использовать ее в своих играх.

Примеры этого малого фольклорного жанра:

Ёжик нес на именины

Полтора куля рябины

И корзиночку опят.

А тебе — водить опять!

Пример считалочки, абсолютно лишенной конкретного смысла:

Скороговорки

Скороговорки – небольшой текст правильной формы, построенный на усложненном сочетании труднопроизносимых слов. Эти произведения используются для тренировки красивого правильного произношения. Обычно, скороговорки необходимо произнести в ускоренном темпе, но при том нужно четко выговорить все слова.

И прыгают скороговорки, как караси на сковородке!

Пословицы

Пословица (определение в литературе) – это небольшое законченное предложение, содержащее поучительное наставление. В пословицах есть строгий ритм, который помогает их запомнить и использовать в собственной речи.

Такие краткие изречения не записывали – их устно передавали друг другу. За несколько веков пословицы обрели лаконичную форму. Обычно, пословицы содержат две части:

  1. Описание предмета или явления.
  2. Выразительная оценка.

Примеры (какие бывают пословицы):

Завтра, завтра, не сегодня! – так лентяи говорят;

Учение свет, а не учение тьма.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда!

Поговорки

Поговорка (определение в литературе) емкое поэтическое изречение, отражающее определенное жизненное явление. Поговорка – это незаконченное предложение, которое служит для украшения живой речи, а не для наставлений и поучений.

Обычно, поговорки входят в устную речь из других произведений:

  • пословицы;
  • басни;
  • сказки;
  • песни;
  • литературное произведение большого объема.

В этом случае поговорка только намекает на исходное произведение и добавляет красоту речи.

«(Остаться) у разбитого корыта».

«Когда рак на горе свиснет».

Отличие пословиц от поговорок

Весь опыт народной мысли заключен в небольших пословицах и поговорках. Эти жанры создавались задолго до появления письменности, поэтому многие поколения оттачивали и совершенствовали эти краткие изречения.

Сами люди отмечали ценность этих жанров: «Пословица – всем делам помощница», «Пословица – правду всем говорит». Знаменитый русский филолог В.И. Даль выпустил сборник «Пословицы и поговорки русского народа». В нем содержалось более 30 000 пословиц и поговорок. Все примеры разбиты по определенным тематикам. В словаре насчитывается примерно 180 разрядов. Это не все произведения этих жанров. В русской речи их существует намного больше. Ежегодно пытливый ум создает новые изречения.

Сам народ видит отличие пословицы от поговорки в том, что поговорка – это прекрасный цветок, который служит украшением речи. А вот пословица – это спелая ягодка (цельное законченное суждение). Зачастую эти два жанра достаточно тяжело отличить друг от друга. Поэтому нужно хорошо знать их черты пословиц и поговорок, чтобы уметь разграничивать их.

Отличительные признаки пословиц и поговорок

Пословица

Поговорка

1. Законченное высказывание.

1. Незавершенное высказывание.

2. Имеет нравоучительный смысл.

2. Красивое высказывание без нравоучительного смысла.

3. Может употребляться самостоятельно.

3. Отдельно от высказывания не используется.

4. Чаще всего,содержит две части.

4. Состоит из одной части.

Зная эти отличительные черты пословиц и поговорок, достаточно легко можно отличить пословицу от поговорки. Перечисленные жанры различаются друг от друга и их нельзя перемешивать.

Различия пословицы от поговорок на конкретных примерах

По отличительным признакам можно различить пословицу и поговорку. Например, необходимо определить к какому жанру относится выражение «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь». Найдем в нем все признаки одного из жанров:

  1. Это завершенное высказывание, так как не нуждается в продолжении;
  2. В нем имеется поучение (возьмешься за два дела сразу – ни одного толком не выполнишь);
  3. Может употребляться отдельно от текста;
  4. Имеет две части, разграниченные пунктуационным знаком «тире».

Все это доказывает, что, приведенное выше высказывание является пословицей.

То же самое попробуем сделать с высказыванием «Кот наплакал». Найдем в нем все признаки:

  1. Высказывание не завершено, так как нельзя понять, какой итог у этого изречения;
  2. Высказывание обозначает: «чего-то очень мало». Это выражение образно, но не имеет нравоучения;
  3. Отдельно от высказывания употребляться не может;
  4. Отсутствует вторая часть.

Все эти признаки указывают на то, что высказывание «Кот наплакал» является поговоркой.

Но не всегда можно так просто отличить пословицу от поговорки. Некоторые пословицы произошли от поговорок и наоборот, поэтому при определении жанра в этих случаях необходимо быть предельно внимательным.

К примеру, высказывания «Чужими руками жар загребать» и «Легко чужими руками жар загребать» принадлежат к разным жанрам. Чтобы это понять, необходимо сравнить эти выражения.

Чужими руками жар загребать

Легко чужими руками жар

Значение: добиваться цели
чужими усилиями

Значение: Легко добиться цели
чужими усилиями

Есть только факт,
но нет нравоучительного вывода

Есть нравоучительный вывод

Отдельно от высказывания
употребляться не может

Может быть самостоятельным высказыванием

Состоит из одной части

Состоит из одной части

Поговорка

Пословица

Даже тот факт, что оба высказывания состоят из одной части, не влияет на жанровую принадлежность. Пословицы могут состоять из одной части, но это бывает довольно редко.

Два выражения очень похожи друг на друга, однако во втором изречение есть наречие «легко». Именно оно придает высказыванию законченность и нравоучительный смысл. Это значит, что первое выражение является поговоркой, а второе – пословицей.

Значение пословиц и поговорок

Пословицы и поговорки – это необыкновенное сокровище, которое передается людям из поколения в поколение. Но чтобы перенять богатейший опыт прошлого и следовать этим советам, необходимо понимать значение мудрых высказываний.

Есть изречения, смысл которых может с легкостью понять современный человек. К примеру, каждый поймет значение:

  • Пословица «И волки сыты, и овцы целы» – все остались довольны, никто не пострадал.
  • Пословица «Родина – мать, умей за нее постоять» – каждый должен защитить свою страну, когда она будет в опасности.
  • В поговорке «Язык без костей» говориться о человеке, умеющий красиво и много говорить.

Однако, большинство пословиц и поговорок содержат устаревшие слова. Поэтому без толковых словарей трудно понять смысл этих выражений.

К примеру, чтобы понять распространенную поговорку «бить баклуши». Для начала необходимо понять историю происхождения слова баклуши. Баклуши – небольшая чурка для создания изделий из дерева. Обычно, эту простую работу выполняли дети, но если за баклуши садился взрослый человек, то его называли лентяем. Значит поговорка «бить баклуши» означает «бездельничать».

Малые формы народного фольклора–бесценный опыт прошлого поколения, который заключен в коротких высказываниях. Некоторые изречения понятны каждому, а другие без специальных справочников расшифровать не удастся. Но когда человек научится толковать эти выражения и использовать их в своей жизни, то он станет немного мудрее.

Словарь

1. Колыбельные песни – мелодичная песня, исполняемая во время укладывания ребенка спать.

2. Прибаутки – рифмованное остроумное, забавное, шутливое изречение, используемое для украшения речи.

3. Потешки – детское стихотворение, которое сопровождает действия маленького ребенка или занятия с ним.

4. Частушки – яркое шутливое двустишие или четверостишие, которое исполняется на определенный напев.

Загадка – что означает? Определение, значение, примеры употребления

Ищешь, что значит слово загадка? Пытаешься разобраться, что такое загадка? Вот ответ на твой вопрос:

Значение слова «загадка» в словарях русского языка

Загадка это:

загадка — метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое сходство; на основании этого выражения человек и должен отгадать задуманный предмет.

Загадка

1.Краткое иносказательное описание какого-либо предмета или явления, которые нужно разгадать.

2.То, что непонятно и требует решения или разъяснения.

Загадка

ж.
1) Краткое иносказательное описание какого-л. предмета или явления, которые нужно разгадать.
2) То, что непонятно и требует решения или разъяснения.

Загадка

заг`адка, -и, р. мн. -док

Загадка

нечто необъяснимое, непонятное Где он пропадает — это з. Загадки природы (ее необъясненные явления). загадка изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании Загадать, отгадать загадку. Говорить загадками (намеками, чего-то недоговаривая).

Загадка

жанр народно-поэтического творчества; иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего.

Загадка

загадка ж.
1) Краткое иносказательное описание какого-л. предмета или явления, которые нужно разгадать.
2) То, что непонятно и требует решения или разъяснения.

Загадка

загадки, ж. Иносказательное изображение в короткой формуле предмета или явления, к-рые нужно угадать; выражение, требующее разгадки. В загадке: не огонь, а жжется – разумеется крапива. || То, что непонятно и требует разгадки или объяснения. Наша страна всё еще загадка для Европы. Левин старался понимать и не понимал и всегда, как на живую загадку, смотрел на него. Л. Толстой. говорить загадками – говорить намеками, обиняками, недоговаривать.

Загадка

— жанр устного народного творчества: иносказательное описание предмета или явления, которые нужно отгадать, например: “Не лает, не кусает, а в дом не пускает” (зам[‘]о[/’]к).

Загадка

жанр народнопоэтического творчества у всех народов мира; поэтическое, часто иносказательное описание какого-либо предмета или явления. В древности имела культовое значение, была связана с поверьями и обрядами, запрещавшими называть предметы своими именами. Позже З. приобретает большей частью эстетическое и познавательное значение. Служит для испытания смекалки. З. отличаются разнообразием тематики и богатством художественных приёмов, им присущи композиционная чёткость, рифма, наличие ритма, звукопись. В З. встречаются комические элементы, имеющие социальный смысл: ‘Стоит поп низок, на нём сто ризок’ (капуста). З. широко вошла в др. жанры фольклора, а также в литературу.Лит.: Аникин В. П., Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор, М., 1957; Митрофанова В., Современное состояние русских народных загадок, в сборнике: Современный русский фольклор, М., 1966; её же, Загадки, М.,

Загадка

загадка, -и, р. мн. -док

Загадка

краткое иносказательное описание чего-либо, что надо разгадать, отгадать необъяснимое событие или явление, тайна

Читайте также:  Что такое завышенная самооценка кратко

Загадка

загадка (аналогю русск. слову)

Где и как употребляется слово «загадка»?

Кроме значения слова «загадка» в словарях, рекомендуем также ознакомиться с примерами предложений и цитат из классической литературы, в которых употребляется слово «загадка».

Так вы сможете гораздо легче понять и запомнить, как правильно употребляется слово «загадка» в тексте и устной речи.

Примеры употребления слова «загадка»

Но ещё больше осталось загадкой , которую, я надеюсь, в будущем удастся разгадать.

Почему ландыш белый? Ландыши растут в тенистых местах. В сумраке леса насекомым хорошо видны только белые цветы. Учись разгадывать загадки природы!

– Это случится гораздо раньше, если вы и дальше будете говорить загадками .

Загадки Определение загадок. Их происхождение

Загадка получила определение со времен Аристотеля, кото­рый называл ее хорошо составленной метафорой. В.И. Даль писал, что загадка — это “иносказанье или намеки, окольная речь, обиняк, краткое иносказательное описание предмета, пред­лагаемое для разгадки” 1 . Наиболее точное определение загадки принадлежит В.П. Аникину: “Загадка — это поэтическое за­мысловатое описание какого-либо предмета или явления, сде­ланное с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью привить ему поэтический взгляд на действительность”. 2

Загадка – это краткое описание умалчиваемого предмета или явления по сходным или намекаемым признакам другого предмета и явления.

Загадка развивает у человека поэтический взгляд на действительность, создает неограниченный простор для фантазии. Поэтому можно заметить, что загадка – это поэтически замысловатое описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека и в то же время привить ему поэтический взгляд на действительность.

Истоки загадок восходят к тайной речи первобытного обще­ства, к табуированной речи (т.е. к словам, которые определенным членам племени или рода произносить вслух было запрещено в силу их возраста, пола или социального положения в этом конкретном обществе). Загадки распространены у всех народов.

Кроме того, происхождение загадок связано с желанием человека отпугнуть и обмануть нечистую силу, которая, как считали раньше, могла повлиять негативно на жизнь и судьбу человека, ребенка, скотины и пр. Враждебную силу следовало перехитрить, чтобы обеспечить благополучие себе и своему роду, поэтому предмет или человека называли не так, как звучит его имя или название на самом деле.

Большую роль загадка также играла и в обрядах инициации (обряде посвящения мальчика в мужчины), распространенных у всех древних народов. Посвящаемый мальчик испытывался с помощью загадок: отгадав их, он считался благополучно прошедшим данное испытание и проходил в следующий этап посвящения, — без знания тайной речи юноша не мог стать мужчи­ной.

Загадки встречаются в мифологии древних народов (на­пример, в древнегреческих мифах).

В древности загадки имели мистическое, религиозное и обрядовое применение, загадывание и отгадывание загадок считалось признаком особой мудрости. Загадки можно было загадывать лишь в определенное время – летом и днем загадывать нельзя. Загадывание было позволено по окончанию полевых работ, осенью и зимой. Особое значение придавалось загадыванию во время празднования святок (с 25 декабря по 6 января).

Русские загадки по проис­хождению также связаны с условной речью — зашифрованным языком охотников, с обрядами и магическими действиями, на­правленными на обеспечение урожая и успеха в скотоводстве и земледелии.

Загадки выполняли и выполняют следующие функции:

Познавательную (содействовали активизации познания окружающего мира, особенно у ребенка),

Развивающую (развивают наблюдательность, логическое мышление)

Развлекательную, т.к. позволяли развлечь, занять себя, семью и детей в свободное от работы и хозяйства время

Художественную (способствовали формированию у человека образного мышления, способности видеть мир в образах).

Как уже указывалось исследователями, знаменитый русский путеше­ственник XVIII в. С.П. Крашенинников отметил остатки древней тай­ной речи у русских охотников на соболя. Артель избирала “передовщика”, он назначал себе помощников и наказывал им, между прочим, “что­бы по обычаю предков своих ворона, змею и кошку прямыми именами не называли, а называли б верховым, худою и запечен/сою”. Дальше Кра­шенинников писал: “Промышленные сказывают, что в прежние годы го­раздо больше вещей странными именами называли, например: церковь — востроверхою, бабу — шелухою или белоголовкою, девку — простыгою, коня — долгохвостым, корову — рыкушею, овцу — тонконогою, свинью — низкоглядою, петуха — голоногим и прочее. ” Крашенинни­ков отмечал, что все эти слова, кроме замены ворона, змеи и кошки, оставили, то есть не стали употреблять 3 .

У русских отзвуки загадок древнего периода сохранились в былинах, сказках, песнях. Например, многие подблюдные пес­ни имеют форму загадок: они не описывают судьбу человека, а под­меняют ее описанием предмета или действия. В сказке «Умная дочка» или «Семилетка» царь задает девушке несколько загадок, разгадав которые, она выходит замуж за царя – таким образом, здесь сказка служит способом проверки героя на сметливость, ум. Самой интересной загадкой в этой сказке является та загадка, когда хитрый царь приказывает девушке прийти к нему не пешим. Не верхом, не раздетой, не одетой, не с подарком , но и не без подарка, и девочка приходит к нему в рыболовной сете, верхом на зайце, который тут же убегает, и с перепелкой в руках, которая выпархивает из ее рук.

С течением времени древняя функция загадок постепенно угасла, но осталась их поэтическая форма. К загадке начали относиться как к способу испыта­ния сообразительности, стали создавать новые загадки о пред­метах и явлениях. Сложился фольклорный жанр, который не имел никаких иных целей, кроме художественных и развлека­тельных. Сказка стала жанром детского фольклора.

Д.Н. Садовников в предисловии к своему собранию загадок указал на основное различие пословиц и загадок. “В первых, — писал он, — отразились взгляды народа на природу и окружаю­щую обстановку, в последних — вся житейская мудрость и нрав­ственная личность простолюдина. В загадке, более древней по форме и происхождению, открылся полный простор для твор­ческой фантазии народа; в пословице — для его здравого смыс­ла и критики” 4 .

Русские народные загадки, пословицы, поговорки

Среди множества детских игр есть и отгадывание загадок. Хотя это занятие и развивает остроту ума, в наше время оно воспринимается как развлечение. А прежде разгадывание загадок считалось делом очень серьезным. Очень часто крестьянин боялся навлечь на скотину болезнь, называя ее настоящее имя, и поэтому придумывал для нее поэтическое определение. Так появились загадки о животных: «По горам, по долам ходят шуба да кафтан» (овца); «Посреди двора стоит копна: спереди вилы, сзади – метла» (корова). Люди также придумывали загадки о явлениях природы: «Крашеное коромысло через реку свисло» (радуга); «Красный петушок по жердочке бежит» (огонь).

Загадка – это поэтический вопрос, ответ на который следует искать в самом вопросе по содержащимся в нем намекам, сходным признакам загадываемого явления или предмета.

Быстрое и точное разгадывание загадок свидетельствовало об остром уме и наличии обширных знаний у человека. Вот почему в сказках, например, разгадывание загадок предлагается герою в качестве испытания. Разгадав загадки, герой может заручиться поддержкой Бабы-Яги или избежать опасности, исходящей от русалки. В загадках отразились образное мышление и наблюдательность русского народа. Не менее ярко эти качества проявились также в пословицах и поговорках. Внешне они очень похожи. Но есть между ними и различие. В народе говорят: «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка». Что это значит? Пословица – это краткое и меткое выражение, заключающее в себе законченное по форме и по содержанию суждение, например, «делу – время, потехе – час» или «не котел варит, а стряпуха».

В поговорках же отсутствует вывод. Меткое выражение как бы предлагает человеку самому додумать его концовку, например «сердцу не прикажешь».

Если мы к поговорке «чужими руками жар загребать» добавим одно-единственное слово, она станет пословицей: «Легко чужими руками жар загребать».

В пословицах и поговорках отразился многовековой опыт русского народа. Это подлинная сокровищница народной мудрости.

А теперь, зная, чем отличается пословица от поговорки, попытайся найти в приведенных примерах образцы обоих жанров, а также объяснить их смысл.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

ЛЮБИМЫЕ ПОГОВОРКИ ПРОФ. В-ГА (ЖЕН. МЕДИЦ. ИНСТИТ.)*

ЛЮБИМЫЕ ПОГОВОРКИ ПРОФ. В-ГА (ЖЕН. МЕДИЦ. ИНСТИТ.)* Назвался гвоздем — полезай в пузо.За бритого двух небритых дают.С шерстяной мордой в булочную не суйся.Лучше девица в руки, чем жираф в небе.По дорожке протягивай рожки.Бедность не пирог.Ешь творог с гробами, лижи язык

РУССКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ О ПЕТРЕ ВЕЛИКОМ*

РУССКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ О ПЕТРЕ ВЕЛИКОМ* В цикле русских исторических народных песен, свободно откликавшихся на все значительные события русской исторической жизни, немалое место уделено Петру Великому.Всю тяжесть резкой перемены государственного уклада,

Загадки

Загадки Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. Книга * * * Чёрный Ивашка, Деревянная рубашка, Где носом ведёт, Там заметку кладёт. Карандаш * * * Железный нос В землю врос, Роет, копает, Землю разрыхляет. Лопата * * * Сидит дед,В о сто шуб

Пословицы и поговорки

Пословицы и поговорки О РОДИНЕ Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. * * * Родина – мать, умей за неё постоять. * * * Где смелость, там и победа. О ДРУЖБЕ Нет друга – ищи, а нашёл – береги. * * * Все за одного, один за всех. ОБ УМЕНИИ И ТРУДОЛЮБИИ Делу время, а потехе час. * *

Русские народные сказки

Русские народные сказки Волк и коза Жила-была коза, сделала себе в лесу избушку и нарожала деток. Часто уходила коза в бор искать корму. Как только уйдёт – козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят.Воротится коза, постучится в дверь и запоёт: Козлятушки,

Русские народные сказки

Русские народные сказки Пётр I и мужик Наехал царь Пётр на мужика в лесу. Мужик дрова рубит.Царь и говорит: «Божья помощь, мужик!»Мужик и говорит: «И то мне нужна божья помощь».Царь спрашивает: «А велика ли у тебя семья?»– У меня семьи два сына да две дочери.– Ну не велико

Пословицы

Пословицы О ЗНАНИИ И УЧЕНИИ Без наук как без рук. * * * Учёный водит, неучёный следом ходит. * * * Больше узнаешь – сильнее станешь. * * * Не стыдно не знать, стыдно не учиться. О ДРУЖБЕ Друга ищи, а найдёшь – береги. * * * Не имей сто рублей, а имей сто друзей. * * * За доброе дело

Русские народные сказки

Русские народные сказки Царевна-лягушка В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицей; у него было три сына – все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером описать; младшего звали Иван-царевич.Говорит однажды царь такое

Русские народные песни

Русские народные песни «Жаворонки, жавороночки…» Жаворонки, жавороночки, Прилетите к нам. Принесите нам лето тёплое, Унесите от нас зиму холодную Нам холодная зима наскучила, Руки, ноги

Русские народные сказки

Русские народные сказки Кому горшок мыть Муж с женой были такие ленивые, что и сказать нельзя: дверь с вечера в сенях не запирали на засов.– Вечером запирай, а утром открывай – одна морока! – говаривали они.Как-то раз сварила жена кашу, сдобрила маслом. Кашу съели, и

Загадки, загадки, загадки…

Загадки, загадки, загадки… Сонеты Шекспира – одно из самых таинственных произведений мировой литературы. Конечно, оно не было бы таким таинственным, когда бы это был не Шекспир. Но люди ребячливы: «царя горы» обязательно хочется если не свергнуть с пьедестала,

Пословицы и поговорки

Пословицы и поговорки • Нашла коса на камень.• Ищи ветра в поле.• Стрела летит, куда ее пошлют, и немного в сторону.• Близок локоток, да не укусишь.• Терпение и труд все перетрут.• Яблоко от яблони недалеко падает.• Бодливой корове Бог рогов не дает.• Сердце не камень.•

Загадки

Загадки Из-за леса, из-за гор Покатился помидор. В небо синее взлетел И немножко… пожелтел. Чем он выше поднимался, Тем желтее он казался. К вечеру спустился в лес, За горами он исчез. (Солнце) Вот из прутиков дворец, Во дворце лежит ларец. А в ларце, во дворце, Спрятан

Пословицы и поговорки в «Капитанской дочке»

Пословицы и поговорки в «Капитанской дочке» «Повести Белкина» принадлежат к жанру анекдотической новеллы, издавна обладавшему тенденцией к ощутимому сюжетосложению и к таким приемам, как развертывание словесных мотивов. Однако как построен сюжет в серьезном

Краткий словарь литературоведческих терминов

Автобиография (гр. autos — сам, bios — жизнь, grapho — пишу) — литературно-прозаический жанр, описание автором собственной жизни. Литературная автобиография — попытка вернуться в собственное детство, юность, воскресить и осмыслить наиболее значительные отрезки жизни и жизнь как единое целое.

Аллегория (гр. allegoria — иносказание) — иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты.

Амфибрахий (гр. amphi — кругом, brachys — краткий) — трёхсложный размер стиха с ударением на втором слоге (— / —).

Анализ произведения в литературоведении (гр. analysis — разложение, расчленение) — исследовательское прочтение художественного текста.

Анапест (гр. anapaistos — отражённый назад, обратный дактилю) — трёхсложный размер стиха с ударением на третьем слоге (— — /).

Аннотация — краткое изложение книги, рукописи, статьи.

Антитеза (гр. antithesis — противоположение) — противопоставление образов, картин, слов, понятий.

Архаизм (гр. archaios — древний) — устаревшее слово или словосочетание, грамматическая или синтаксическая форма.

Афоризм (гр. aphorismos — изречение) — обобщенная глубокая мысль, выраженная в лаконичной, краткой, художественно заострённой форме. Афоризм сродни пословице, но в отличие от неё принадлежит определённому лицу (писателю, учёному и т. д.).

Читайте также:  Что делать если парень ведет себя как баба

Баллада (прованс. ballar — плясать) — стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом.

Басня — краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, в котором есть аллегория, иносказание. Действующими лицами в басне чаще всего выступают животные, растения, вещи, в которых проявляются, угадываются человеческие качества и взаимоотношения. (Басни Эзопа, Лафонте-на, А. Сумарокова, И. Дмитриева, И. Крылова, пародические басни Козьмы Пруткова, С. Михалкова и др.)

Бестселлер (англ. best — лучший и sell — продаваться) — книга, имеющая особый коммерческий успех, пользующаяся читательским спросом.

«Библиотека поэта» — серия книг, посвященная творчеству крупнейших поэтов, отдельным поэтическим жанрам («Русская баллада», «Русские былины» и др.). Основана М. Горьким в 1931 году.

Библия (гр. biblia — букв.: «книги») — собрание древних текстов религиозного содержания.

Былина — жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях.

Вопленицы (плакальщицы) — исполнительницы причитаний (И. Федосова, М. Крюкова и др.).

Герой литературного произведения, литературный герой — действующее лицо, персонаж литературного произведения.

Гипербола (гр. huperbole — преувеличение) — чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. Вводится в ткань произведения для большей выразительности, характерна для фольклора и жанра сатиры (Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, В. Маяковский).

Гротеск (фр. grotesque, urn. grottesco — причудливый, от grotta — грот) — предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального.

Дактиль (гр. dactylos — палец) — трёхсложный размер стиха с ударением на первом слоге (/ — —).

Двусложные размеры — ямб (/ —), хорей (— /).

Деталь (фр. detail — подробность) — выразительная подробность в произведении. Деталь помогает читателю, зрителю острее и глубже представить время, место действия, внешний облик персонажа, характер его мыслей, почувствовать и понять авторское отношение к изображаемому.

Диалог (гр. dialogos — разговор, беседа) — разговор двух или нескольких лиц. Диалог — основная форма раскрытия человеческих характеров в драматургических произведениях (пьесах, киносценариях).

Жанр (фр. genre — род, вид) — вид художественного произведения, например басня, лирическое стихотворение, повесть.

Завязка — событие, знаменующее начало развития действия в эпических и драматических произведениях.

Идея (гр. idea — идея) — основная мысль художественного произведения.

Инверсия (лат. inversio — перестановка) — необычный порядок слов. Инверсия придаёт фразе особую выразительность.

Интерпретация (лат. interpretatio — объяснение) — истолкование литературного произведения, постижение его смысла, идеи.

Интонация (лат. intonare — громко произношу) — выразительное средство звучащей речи. Интонация даёт возможность передать отношение говорящего к тому, что он говорит.

Ирония (гр. eironeia — притворство, насмешка) — выражение насмешки.

Композиция (лат. compositio — составление, соединение) — расположение частей, т. е. построение произведения.

Крылатые слова — широкоупотребительные меткие слова, образные выражения, известные изречения исторических лиц.

Кульминация (лат. culmen (culminis) — вершина) — момент наивысшего напряжения в художественном произведении.

Культура речи — уровень речевого развития, степень владения нормами языка.

Легенда (лат. legenda — букв.: «то, что следует прочесть») — произведение, созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое.

Летопись — памятники исторической прозы Древней Руси, один из основных жанров древнерусской литературы.

Литературовед — специалист, изучающий закономерности историко-литературного процесса, анализирующий творчество одного или нескольких писателей.

Литературоведение — наука о сущности и специфике художественной литературы, о закономерностях литературного процесса.

Метафора (гр. metaphora — перенос) — переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.

Монолог (гр. monos — один и logos — речь, слово) — речь одного человека в художественном произведении.

Неологизмы (гр. neos — новый и logos — слово) — слова или словосочетания, созданные для обозначения нового предмета или явления, или индивидуальные новообразования слов.

Ода (гр. ode — песня) — торжественное стихотворение, посвященное какому-то историческому событию или герою.

Олицетворение — перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.

Описание — вид повествования, в котором изображается картина (портрет героя, пейзаж, вид комнаты — интерьер и пр.).

Пейзаж (фр. paysage, от pays — местность) — картина природы в художественном произведении.

Повесть — один из видов эпического произведения. Повесть больше по объёму и по охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман.

Подтекст — подспудный, неявный смысл, не совпадающий с прямым смыслом текста.

Портрет (фр. portrait — изображение) — изображение внешности героя в произведении.

Пословица — краткое, крылатое, образное народное изречение, имеющее поучительный смысл.

Поэма (гр. poiema — творение) — один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.

Предание — жанр фольклора, устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об исторических лицах, событиях прошлых лет.

Притча — небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или моральное поучение.

Проза (лат. proza) — литературное нестихотворное произведение.

Псевдоним (гр. pseudos — вымысел, ложь и onyma — имя) — подпись, которой автор заменяет своё настоящее имя. Некоторые псевдонимы быстро исчезали (В. Алов — Н. В. Гоголь), другие вытеснили настоящую фамилию (Максим Горький вместо А. М. Пешков), даже передавались наследникам (Т. Гайдар — сын А. П. Гайдара); иногда псевдоним присоединяется к настоящей фамилии (М. Е. Салтыков-Щедрин).

Развязка — один из элементов сюжета, заключительный момент в развитии действия в художественном произведении.

Рассказ — небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

Рецензия — один из жанров критики, отзыв на художественное произведение с целью его оценки и разбора. Отзыв содержит некоторые сведения об авторе произведения, формулировку темы и главной мысли книги, рассказ о её героях с рассуждениями об их поступках, характерах, взаимоотношениях с другими лицами. В отзыве отмечаются и самые интересные страницы книги. Важно раскрыть и позицию автора книги, его отношение к героям, их поступкам.

Ритм (гр. rhythmos — такт, соразмерность) — повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (например, чередование ударных и безударных слогов в стихе).

Риторика (гр. rhitorike) — наука об ораторском искусстве.

Рифма (гр. rhythmos — соразмерность) — созвучие окончаний стихотворных строк.

Сатира (лат. satira — букв.: «смесь, всякая всячина») — беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.

Сказка — один из жанров устного народного творчества, занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. Сказки бывают трёх видов. Это волшебные, бытовые и сказки о животных. Наиболее древние — это сказки о животных и волшебные. Гораздо позже появились бытовые сказки, в которых часто осмеивались людские пороки и описывались занятные, иногда невероятные жизненные ситуации.

Сравнение — изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.

Средства художественной выразительности — художественные средства (например, аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет и др.), помогающие нарисовать человека, событие или предмет ярко, конкретно, наглядно.

Стихотворение — написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объёма, часто лирическое, выражающее душевные переживания.

Строфа (гр. strophe — поворот) — группа стихов (строк), составляющих единство. Стихи в строфе связаны определённым расположением рифм.

Сюжет (фр. sujet — предмет, содержание, событие) — ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.

Тема (гр. thema — то, что положено [в основу]) — круг жизненных явлений, изображённых в произведении; круг событий, образующих жизненную основу произведения.

Трагедия (гр. tragodia — букв, «козлиная песнь») — вид драмы, противоположный комедии, произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно оканчивающуюся гибелью героя.

Трёхсложные стихотворные размеры — дактиль (/ — —), амфибрахий (— / —), анапест (— — /).

Устное народное творчество, или фольклор, — искусство устного слова, создаваемое народом и бытующее в широких массах. Наиболее распространённые виды фольклора — пословица, поговорка, сказка, песня, загадка, былина.

Фантастика (гр. phantastike — способность воображать) — разновидность художественной литературы, в которой авторский вымысел простирается до создания вымышленного, нереального, «чудесного» мира.

Хорей (гр. choreios от choros — хор) — двусложный размер стиха с ударением на первом слоге (/ —). Художественное произведение — произведение искусства, изображает события и явления, людей, их чувства в яркой образной форме.

Цитата — дословная выдержка из какого-либо текста или дословно приводимые чьи-то слова.

Эпиграф (гр. epigraphe — надпись) — короткий текст, помещаемый автором перед текстом сочинения и выражающий тему, идею, настроение произведения.

Эпитет (гр. epitheton — букв, «приложенное») — образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.

Юмор (англ. humour — нрав, настроение) — изображение героев в смешном виде. Юмор — смех весёлый и доброжелательный.

Ямб (гр. iambos) — двусложный размер с ударением на втором слоге (— /).

Что такое загадка в литературе 5 класс кратко определение в литературе

– выявление тематики загадок, знакомство с наиболее распространенными видами загадок;

– развитие творческих способностей учащихся в процессе создания загадок, формирование логического мышления, устной речи учащихся, навыков выразительного чтения;

– воспитание интереса к устному народному творчеству, бережного и внимательного отношения к слову.

Проверка домашнего задания (Беседа по статье учебника «Загадки»).

Сегодня мы будем говорить об одном жанре устного народного творчества – загадках.

– Как вы понимаете, что такое устное народное творчество?

– Что такое фольклор? (ответы учеников).

Фольклор (в первом значении) – народное творчество. Различают словесный, музыкальный и танцевальный фольклор. Второе значение слова – совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта.

В народной культуре обычно слова связаны с музыкой, а музыка влечет за собой движение. Мы будем изучать словесный фольклор, но будем помнить, что даже словесный фольклор всегда мелодичен.

– Почему мы называем фольклор коллективным творчеством?

– Как передаются произведения фольклора новым поколениям людей?

Тема нашего урока – загадки. А что такое загадка? (Ответы учеников). Загадка – выражение, которое нуждается в разгадке. Придумывать загадки – значит находить важное, интересное, необычное в явлениях и предметах. Находить отгадки – определять предмет или явление по признакам, действиям и подобию.

Работа с таблицей. (В презентации заполнена левая часть таблицы. Совместно с учителем заполняется правая часть).

Устное народное творчество

От английских слов folk – народ, lore – мудрость. Фольклором называют искусство народа.

Пестушки, потешки, поговорки, пословицы, загадки, прибаутки.

Загадки представляют собой свод знаний и понятий.

Что выражается в загадках?

Стремление древних людей познать мир, открыть неизвестные его стороны.

При помощи каких художественных средств «сделаны» загадки?

Сравнение («Голубой шатёр весь мир накрыл»).

Антитеза (противопоставление) («Из живого – мертвое, из мертвого – живое»).

Отрицание («Не вода, а жидкое, не снег, а белое»).

Загадки с числами

Загадки возникли в глубокой древности. Их происхождение связано с мифологическими представлениями. Мир тогда казался человеку таинственным, природа – живой, и всё это нашло отражение в загадках. Для первобытного человека природа одушевлена, разумна и враждебна. Поэтому ее нужно задобрить, обмануть. А для этого необходима тайная, условная речь, которая не будет понятна природе. Без этого знания представитель племени не мог стать равноправным членом общины.

Загадки принято было загадывать зимой, после Рождества, в мясоед и особенно – на Масленицу, нередко также до Рождества, на осенних посиделках и вечеринках, за общей работой или же на праздничных сборищах. Строго запрещалось загадывать загадки в период Великого поста, во время появления приплода у скота, потому что это якобы грозило ему болезнями.

Отмечена тесная связь загадок с обрядами, магическими действиями, направленными на обеспечение урожая и достижение успеха в скотоводстве. Отгадывая загадки о явлениях природы, животных и растениях, человек стремился воздействовать на силы природы, покорить их. Не случайно в мифах и преданиях враждебные человеку существа, олицетворяющие природные силы, отпускают пленных и даже погибают, если человек отгадывает предложенные им загадки.

Ребята, а теперь давайте вместе будем отгадывать загадки. Внимание на экран.

Вы хорошо отгадывали загадки. Дома вам нужно было подобрать загадки. Кто хочет загадать выбранные загадки своим одноклассникам? (Желающие загадывают загадки, весь класс отгадывает).

Когда вы дома подбирали загадки, думаю, вы заметили, что тематика загадок очень разнообразна. Обратимся к таблице.

Темы загадок

Небо, земля, явления природы

Два быка бодаются – вместе не сойдутся (Небо и земля).

Синенькая шубёнка весь мир накрыла (Небо).

Вода, реки, ручьи

Что вверх корнем растет? (Сосулька).

Кругом вода, а с питьём беда (Море).

Маленький мужичок, а острый топорок (Пчела).

Шли плотнички без топоров, срубили избу без углов (Муравейник).

Шапочка алая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький (Курица).

Не король, а в короне, не гусар, а при шпорах, на часы не заглядывает, а время знает (Петух).

По горам, по долам ходит шуба да кафтан (Овца).

Маленький шарик под лавкой лежит (Мышь).

Не часы, а тикает (Сердце).

Без чего не может жить человек? (Без имени).

Пашня, обработка хлеба

Железный нос в землю врос, роет, копает, землю разрыхляет (Плуг).

Согнута в дугу, летом – на лугу, зимой – на крюку (Коса).

Лес, деревья, кусты

Зимой с седой бородой, летом новая вырастает, осенью отпадает (Лиственный лес).

Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голов (Берёза).

Не шит, не кроен, а весь в рубцах (Кочан капусты).

Посреди двора – золотая голова (Подсолнух).

Ребята, вы увидели, какое многообразие тем использовано в загадках. Конечно, эту таблицу можно продолжать еще очень долго. Тематика загадок отражает практический опыт человека, его повседневную бытовую и хозяйственную деятельность, его знания о мире. В загадках кодируются видимые и осязаемые реалии и явления: человек.

Читайте также:  Что такое загадка для 2 класса

Обычно в загадке сталкиваются два предмета – описываемый и загадываемый, и в результате создается странная, совершенно фантастическая картина. Но в любом случае основным является такой способ загадывания загадки: указывается на свойства предмета загадывания, его функцию, способ изготовления, внешний вид – с замещением этого предмета другим.

Загадки бывают рифмованными:

Где носом ведет,

Там заметку кладет.

Работа в группах

Задание 1 группе

Существуют прямые загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Например:

1. «Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает?» (Замок).

2. «Еду в нем на верхней полке

К морю, к солнышку, на юг.

А колеса без умолку:

Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!» (Поезд)

Выберите тему и составьте прямую загадку. Лучшую загадку загадайте классу.

Задание 2 группе

Загадки-обманки отличаются тем, что в них подразумевается одно решение, а на самом деле за игрой слов или другим обманным приемом кроется совсем другое. Например: «Кто грызет на ветку шишку? Ну, конечно, это …» (белка).

Выберите тему и составьте загадку-обманку. Лучшую загадку загадайте классу.

Задание 3 группе

Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко, то есть включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются. Например: «Что можно приготовить, но нельзя съесть?» (Уроки).

Выберите тему и составьте загадку на образное мышление. Лучшую загадку загадайте классу.

Задание 4 группе

Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. Например: «В пустой комнате в каждом углу сидело по одной кошке. Напротив каждой кошки было по одной кошке. Сколько всего кошек было в комнате?» (4 кошки).

Выберите тему и составьте математическую загадку. Лучшую загадку загадайте классу.

Индивидуальные сообщения учащихся.

«Загадка в русских сказках», «Загадка в наше время».

Произведения устного народного творчества – это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. С древних времен люди хранили и передавали народную мудрость. Чтобы ребенок различал предметы по признакам или действиям, ему загадывали загадки. Загадки испытывают сообразительность человека.

Устное народное творчество существовало уже тогда, когда не была изобретена письменность. Сказки, загадки, пословицы и другие произведения фольклора передавались из уст в уста. Запоминали их со слуха. Когда появились книги, произведения народного творчества продолжали жить в народе. Когда человек что-то запоминает со слуха, то, рассказывая другому, он может немного забыть первоначальный вариант, изменить его и добавить что-то свое. Поэтому в разных частях нашей страны одни и те же произведения устного народного творчества могут звучать по-разному.

В современном мире загадка перестала играть культовую, мистическую, социальную роль. Однако, осталась культурная, образовательная и развлекательные функции загадки. Загадки глубоко проникли не только в фольклор, но и в мировую литературу, стали неотъемлемой частью культуры народов мира. Конечно, разгадывание загадок является прежде всего развлечением. Но в то же время загадка – вызов человеческой мысли и весомый мотив для нахождения ответа на нее. Ведь недаром говорят: «Загадка, разгадка да семь верст правды».

Прочитать статью учебника “Пословицы, поговорки”. Записать в тетрадь по 5 известных пословиц и поговорок.

Теория литературы: основные понятия

В каждом школьном предмете есть своя теория. И литература не является исключением. На первый взгляд кажется, что теория изучаемого нами предмета запутанная и сложная. Средства художественной выразительности, литературные направления, фольклор, — одним словом, с ума можно сойти. Но бояться теории литературы не нужно. В этой статье мы вместе разберем ее основы и ты убедишься, что теория литературы — проста в понимании. Ее изучение является базой для анализа и понимания художественных текстов.

Художественная литература как искусство слова

Начнем с определения того, что же является искусством. Итак, у термина «искусство» мы можем выделить 3 значения:

  • Результат художественной деятельности, или же само произведение. Например, искусством мы можем назвать роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир» или любую другую книгу, которая нравится тебе.
  • Непосредственно художественная деятельность, то есть литература или музыка.
  • Отражение реального мира в скульптуре, литературе, музыке и живописи. Изображение нашей жизни в картинах Серова или же в песнях Ольги Бузовой тоже является искусством.

Стоит помнить, что любые виды искусства объединяет общий закон: наблюдения авторов, их мысли и рассуждения преобразовываются в содержательную форму, которую мы и называем искусством. Например, ты увидел красивый закат вечером, вдохновился им и написал стихотворение. Вот так твои наблюдения и их дальнейшее преобразование в произведение подчиняются общему закону искусства.

Художественная литература также обладает определенной спецификой. Единственный доступный материал для её создания — это человеческий язык, следовательно она является искусством слова.

Так как слово формирует наши мысли, литература способна повлиять на образ мыслей. Так, какое-либо произведение может открыть нам глаза на определенные понятия и ценности.

Итак, первый и основной раздел теории литературы мы изучили. Переходим ко второму, который также не менее важен и достаточно интересен.

Фольклор

Это слово хотя бы раз в жизни слышал каждый. Все мы в детстве читали сказки, а сейчас продолжаем иногда слышать пословицы и поговорки от окружающих.

Фольклор (от лат. folklore, folk — народ, lore — мудрость) — это устное народное творчество.

Особенности фольклора

  • Устный характер творчества. Например, пословицы передавались от одного человека к другому на протяжении многих веков.
  • Анонимность. Мы не знаем, кто является автором известных нам с детства сказок, потому что их когда-то сочинил кто-то из народа.
  • Непосредственный контакт зрителя со слушателем, так как произведения фольклора передавались устно.
  • Традиционность. Фольклор отражает традиции и особенности русской культуры.
  • Коллективность. Известные нам сказки передавались от одного человека к другому как в игре «Сломанный телефон». Каждый добавлял от себя что-то свое, поэтому мы никогда не узнаем о первоначальной версии сказки «Три медведя», например
  • Синкретизм. На этом термине остановимся немного подробнее.

Синкретизм — это объединение особенностей различных видов искусства. Например, в фольклорных жанрах есть черты не только непосредственно литературы, но и театра, музыки. Фольклорные произведения зачастую исполняются

Также фольклору характерны постоянные эпитеты, например, «добрый молодец», и общие места: во многих сказках герои попадают в похожие ситуации с примерно одинаковым исходом.

Жанры фольклора

Теперь поговорим об эпических жанрах фольклора. Их достаточно много, давай попробуем разобраться!

  1. Былина — это русская эпическая песня о богатырях.
  2. Историческая песня — песня об историческом деятеле или каком-либо событии с развернутым сюжетом. Например, «Песня про… купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова.
  3. Предание — рассказ об исторических лицах или событиях прошлого. В «Слове о полку Игоревом» мы видим подобные черты.
  4. Легенда — устный рассказ, в основе которого лежит чудо, которое воспринимается как нечто достоверное. Так, в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль» мы наблюдаем легенды о Ларре и о Данко.
  5. Сказ — принцип повествования, в основе которого лежит монолог подставного рассказчика с характерными ему особенностями речи. Отражение этого жанра мы можем найти в произведении «Очарованный странник» Н.С. Лескова.
  6. Сказка — отражающий особенности национального характера устный рассказ с установкой на вымысел. Сказки могут быть волшебными, бытовыми, а могут содержать в себе историю про животных.

Сказка

Поговорим о сказках немного подробнее.

В сказках используются особенные средства художественной выразительности.

Например, ретардация — умышленное замедление действия. С ее помощью автор может делать акцент на каких-либо значимых моментах в произведении.

Также в сказках мы можем наблюдать троичность — трехкратное повторение какого-либо действия.
Например, в «Царевне лягушке» царь давал своим невесткам 3 задания: испечь хлеб, соткать ковер и прийти на смотр.

Также к сказках мы часто наблюдаем антитезу: противопоставление положительных героев отрицательным.

Также сказкам характерны определенные сказочные формулы: обращения («избушка-избушка…») и повторы («жили-были», «шли-шли»).

Сказка строится по определенной композиции: присказка (прибаутка перед началом сказки) — зачин (непосредственно начало сказки) — концовка — основная часть — конечная присказка.

Какие существуют различия между фольклором и литературой?
— Фольклор — это искусство устного слова, литература — письменного;
— В фольклоре происходит непосредственный контакт со слушателем, в литературе — опосредованный. Читая романы Ф.М. Достоевского, мы не общаемся с ним лично;
— В фольклоре существует множество вариантов одного произведения (помним про «Сломанный телефон»), в литературе — только один. Конечно, нам бы хотелось иметь альтернативную концовку «Войны и мира», в которой Андрей Болконский жив и счастлив с Наташей, но не судьба.

Также давай разберем разницу между пословицей, поговоркой и афоризмом.

ПословицаЗаконченная мысльЭмоциональная насыщенностьОбразностьЛаконичностьПример: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».
ПоговоркаЧасть оценочного сужденияЭмоциональная насыщенностьОбразностьЛаконичностьПример: «Как снег на голову».
АфоризмНеожиданное и лаконичное краткое суждениеНаличие конкретного автораНапример, высказывание И.А. Крылова: «Глупы из скандалистов оба».

Художественный образ

Итак, переходим к следующему разделу теории литературы. Давай начнем с термина «художественный образ».

Художественный образ — это отражение действительности в искусстве.

Существует следующая типология художественных образов: герой, путь, природа, предмет.

Все эти понятия схожи с реальностью, но ей не являются. Это что-то вроде альтернативного мира, созданного автором, и этот мир очень похож на наш реальный. Например, Петербург Достоевского не является знакомым каждому из нас городом, это — художественный образ, созданный видением автора.

В пределах каждого произведения существуют художественные время и пространство.

  • Художественное время автор может ускорять, останавливаться на конкретных датах, акцентировать внимание на времени или вовсе его не выделять.
  • Художественное пространство — это место, в котором существуют литературные персонажи.

Художественное пространство может быть замкнутым, как в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», в которой все действия происходят в пределах одного поместья, и разомкнутым.

Также отдельно стоит отметить пространство Петербурга, которое у каждого автора свое. Например, Петербург Достоевского мрачный, с давящей атмосферой, насыщенный желтыми оттенками.

Интересно также то, что художественное пространство может иметь координаты: вертикальные (верх — рай, низ — ад), горизонтальные (впереди — будущее, позади — прошлое), а также разграничение миров (западный — чужой, восточный — свой).

Теперь затронем немного терминологии. Существует термин, который связывает понятия пространства и времени — хронотоп. Его ввел литературовед М.М. Бахтин.

Важно запомнить то, что хронос (время) и топос (пространство) неотделимы друг от друга. А также то, что произведение вне времени и пространства существовать не может.

Поэтика

Итак, переходим к не менее интересному разделу теории литературы: к поэтике.

Поэтика изучает структуру художественного произведения и систему поэтических средств:

  • В широком смысле это — теория литературы в целом
  • В более узком — исследование языка, стилистики, формы, композиции.
  • В частном употреблении это — особенности творчества отдельного писателя. Например, поэтике творчества Ахматовой характерно особенное построение стиха.

Авторский замысел и его воплощение

Авторский замысел возникает в голове писателя еще задолго до начала работы над произведением.

Интересный факт: Л.Н. Толстой изначально хотел написать роман о декабристах, но в итоге получилось произведение мирового уровня «Война и мир». Замысел возникает на базе испытываемых автором переживаний, его длительных наблюдений за каким-либо явлением.

Фантастика и художественный вымысел

Этот знакомый всем термин также является частью теории литературы.

Фантастика — вид художественной литературы, в основе которого лежит вымысел, высокая степень художественной условности.

В свою очередь художественный вымысел — это всё то, что создается воображением автора. Он не противопоставляется действительности, это те события, которые могли бы случиться.

Фантастику мы можем наблюдать в финале повести Н.В. Гоголя «Шинель», где Акакий Акакиевич становится призраком.

Итак, мы разобрали некоторые основы теории литературы. Конечно, она на этом не заканчивается и впереди нас ждет много интересного. Дорогой читатель, желаю тебе удачи в дальнейшей подготовке к экзаменам и успехов в изучении предмета.

Фактчек

  • У термина «искусство» есть три значения: результат художественной деятельности, непосредственно художественная деятельность и отражение реального мира в различных произведениях. Литература является искусством слова.
  • Фольклор — это устное народное творчество. Произведениям фольклора также характерны анонимность, непосредственный контакт зрителя со слушателем, традиционность, коллективность, синкретизм, а также постоянные эпитеты.
  • Художественный образ — это отражение действительности в искусстве. Существует следующая типология художественных образов: герой, путь, природа, предмет.
  • Внутри каждого произведения существует хронотоп: художественное пространство и художественное время.
  • В творчестве каждого автора можно выделить определенную поэтику: особенности стиля написания.
  • Авторский замысел не всегда совпадает с произведением, которое получилось в итоге. Например, так произошло с романом-эпопеей Л.Н. Толстого «Война и мир».
  • Фантастика — вид художественной литературы, в основе которого лежит вымысел, высокая степень художественной условности. Фантастику мы можем встретить в повести Н.В. Гоголя «Шинель».

Проверь себя

Задание 1.
Литература — это…

  1. Искусство слова
  2. Искусство разума
  3. Искусство мелодии
  4. Искусство прозы

Задание 2.
Фольклор является…

  1. Письменным народным творчеством
  2. Устным народным творчеством
  3. Музыкальным народным творчеством
  4. Правильного ответа нет

Задание 3.
Фольклору характерны…

  1. Один автор и строгие каноны оформления
  2. Письменный характер творчества и преобладание описания культуры зарубежных стран
  3. Традиционность, коллективность, анонимность
  4. Фольклор не имеет каких-либо черт, отличающих его от нынешней классической литературы

Задание 4.
Авторский замысел возникает…

Ссылка на основную публикацию