Что такое загадка считалка закличка прибаутка сказка пословица поговорка

Пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, потешки

Не говорит, не рассказывает, а всем пример показывает.

Черный проворный кричит “крак” — червякам враг.

До чего народ доходит — самовар в упряжке ходит!

Пришла барыня в красном сарафане.

Стали барышню разряжать, стали плакать и рыдать.

Три тропинки, три тропки.

На траве тропка, травка на тропке.

Гусь да гагара — два сапога пара.

Наша Ирина спит на перине.

Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.

Тридцать три вагона в ряд тарахтят, тарахтят.

Роет землю старый крот, Разрывает огород.

или—были раки, раки—забияки.

Жили раки шумно, затевали драки.

На горушке три забора,

Три избушки, три Егора.

Справа — дедушка Егор,

Слева — дядюшка Егор,

У среднего забора не Егор,

Потому что он пока —

От горшка два вершка.

XI. Группа звуков Р—Л, Р’—Л’

лов — ров лак — рак укол — укор пилот — пирог юла — Юра пол — бор плут — пруд

АР-АЛ-АР-ЛА ОР-ОЛ-ОР-ЛО УР-УЛ-УР-ЛУ ЫР-ЫЛ-ЫР-ЛЫ

ложки — рожки палаты — парады плошка — Прошка Лука — рука булки — бурки бал — бар полка — порка

Урал, генерал, пробел, рыболов, правило, прогулка, проволока, карнавал, мармелад, горло, прыгалки, кролик, рояль, рубль, корабль, журавль, вермишель, тарелка, лагерь, ларек, леопард, лекарство, километр.

Парусная лодка; моторная лодка; красное яблоко; проворная белка; сломанное перо; спелый арбуз; смелый командир; сломанный карандаш; желтый ковер; глубокая нора; сладкий пирог; умелые руки; теплые перчатки; теплый ветерок; стройная пальма; красная лента; жаркое лето; большая радость; сильный удар; дальняя дорога; большой город; круглый стол; горный орел; разбитая тарелка; приятная прогулка; пионерский лагерь; пролитые чернила; черный портфель; лавровый лист; любитель-рыболов; горькое лекарство; круглое зеркало.

Предложения со звуками Р,Р’ и Л, Л’

В лесу много деревьев. Мне купили прыгалки. Валя играет на рояле. Марина набрала много малины. В зоопарке ребята видели зверей. Мы смотрели в театре спектакль. Ребята летом едут в пионерский лагерь.

Изменить предложения по образцу:

Я пролил черные чернила. Ты пролил черные чернила. Он пролил черные чернила. Мы пролили черные чернила. Вы пролили черные чернила. Они пролили черные чернила.

1. Я сломал карандаш.

2. Я продала ковер.

3. Я выучила правила.

Пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, стихи, игры

Разум силу победит.

Просо полоть — руки колоть.

Русский в словах горд, в делах тверд.

Рад бы заплакать, да смех одолел.

Горька работа, да хлеб сладок.

Дальше в спор — больше слов.

Что с возу упало, то пропало.

Пришли мужики без топоров, срубили избу без углов.

Кто два раза родился: в первый раз — гладкий,

Во второй мягкий и скоро петь научился?

Махнула птица крылом, закрыла мир одним пером.

Маленький шарик под лавкой шарит.

Бел как снег, в чести у всех.

В рот попал, да там и пропал.

Ни корабль, ни лодка, ни весел, ни паруса, а плывет — не тонет.

Ныряла, ныряла, и хвост потеряла!

Красное коромысло над рекой повисло.

Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам.

Когда он в клетке, то приятен,

На шкуре много черных пятен.

Он хищный зверь, хотя немножко

Как лев и тигр, похож на кошку.

Иголка, иголка, ты остра и колка.

Проворонила ворона вороненка.

Суп надо солить, на пол не надо сорить.

Суп надо сварить, дерево надо свалить.

Журавли курлыкают: курлы, курлы, курлы,

А коты мурлыкают: мурлы, мурлы, мурлы.

По бревну, по бревнышку проползла букашка,

Пролетела бабочка, пропорхала пташка.

Три хозяйки

Что за сестры — прямо чудо!

Эта вымыла посуду,

Та посуду вытирает,

Ставит все на полки.

Ну, а третья подбирает

На полу осколки.

В ракете

Я в космической ракете,

Я быстрее всех на свете.

Рядом с солнцем пролечу.

“Здравствуй, Солнце!” — закричу.

Одуванчик

Был красивый, молодой,

Не боялся никого,

Даже ветра самого.

Постарел и стал седой.

А как только поседел,

С ветром вместе улетел!

Игра “Кто самый ловкий?” или “Сорви яблоко”

Дети подходят к логопеду. У него в руках ветка с яблоком. Все вместе говорят: “Вот так яблоко! Оно соку спелого полно. Руки протяните, яблоко сорвите!” Логопед раскачивает ветку с яблоком. Дети пытаются поймать яблоко. Логопед произносит: “Стал ветер веточку качать, трудно яблоко достать”.

Ведущий, подпрыгивая, говорит: “Подпрыгну, руку протяну, и быстро яблоко сорву!” Сорвав яблоко, говорит: “Вот так яблоко! Оно соку спелого полно!”

Игра “Все идем на парад”

Дети строятся друг за другом, впереди барабанщик.

1-й ведущий произносит: “Левой, правой, левой, правой, на парад идет отряд!” Дети четко маршируют.

2-й ведущий: “На парад идет отряд, барабанщик очень рад!” Вперед выходит барабанщик.

3-й ведущий: “Барабанит, барабанит, полтора часа подряд!” Дети, продолжая маршировать, произносят хором:

“Левой, правой, левой, правой, барабан уже дырявый!”

Игра—драматизация “Разыгрался толстый мяч”

Действующие лица: ведущий, мяч, грач, воробей, галки, мышь.

Ведущий читает текст, а участники игры выполняют соответствующие действия: Разыгрался толстый мяч, На дворе пустился вскачь, Под ладошкой скок да скок, Подставляет круглый бок.

Разыгрался толстый мяч,

Испугался старый грач:

Вероятно, из грачей

Не видал никто мячей.

Воробей в один скачок

Перепрыгнул на сучок.

Улетели галки с крыш,

Убежала в норку мышь.

Был большой переполох,

От того, что толстый мяч

На дворе пустился вскачь!

ЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ПРОЙДЕННЫХ ЗВУКОВ

Упрямые бараны

Два упрямых барана

Повстречались на бревне.

– Дай пройти, баран упрямый, первым мне.

– Нет, постой, баран упрямый,

Я люблю идти все прямо,

И давай они браниться,

И потом рогами биться.

Бились, бились, бились, бились.

И с бревна в ручей свалились!

Чудесные грядки

У дедушки грядки в полном порядке.

Ни редко, ни густо сидит капуста.

Тыква большая никому не мешает.

Красные маки — их знает всякий.

Укроп и морковка — красная головка.

Подсолнух высокий на самом припеке.

Очень хороший сладкий горошек.

Рядом с горошком цветет картошка.

А с нею рядом — свекла по грядам.

А сам огурец — чем не молодец?!

Чучело

В огороде чучело

И как будто пляшет!

Это чучело —- оно

Чтобы птицы не летали,

Чтоб горошек не клевали.

Вот какое чучело

Синий шарф на палке,

Пусть боятся галки!

(И. Михайлова)

Как мыть ежат

Под цветком ежиха-мать

Принялась ежат купать.

Кап-кап — капает роса

На мордашки, на глаза.

Не поймет ежиха-мать:

Как им спинки отмывать?

И ежата день-другой

Ходят с грязною спиной.

Хоть сиди и месяц жди,

Чтоб закапали дожди.

Радуйтесь, что вы, ребята,

Не колючие ежата!

Загадка

Носится, свищет, мечется, рыщет.

Где пробежит — листик дрожит.

Где пронесется — дерево гнется.

Девочка и щенок

Девочку-крошку щенок увидал,

Хвост-закорючку от страха поджал,

Глупенькой мордочкой тянется, тянется —

Страшно, да очень уж девочка нравится.

Девочка видит: ушки торчком,

Шкурка пушистая, хвостик крючком.

Глаз не спускает и мнется, и топчется.

Как бы погладить? —

И страшно, и хочется.

Долго тянула ладошку несмелую,

Вот и погладила мордочку белую.

Мальчик и часы

Нельзя ли, часики, сказать —

Мне очень хочется узнать,

Какой зверек внутри сидит

И все “тик-так, тик-так” твердит?

—Узнаешь скоро, мой дружок,

Что тут совсем и не зверек.

Меня уж в давний-давний век

Придумал умный человек.

И всех заставил повторять:

“Не надо времени терять!”

Холодно или жарко?

Папа встретил дочь и сына:

— Как погода, детвора?

Сын ответил: “Холодина!”

Дочь ответила: “Жара!”

Папа спрашивать не стал,

Кто кого из них катал.

Ты ведь тоже догадался,

Кто возил, а кто катался?!

Котенок

Жить котенку интересно!

Прыгнул в бабушкино кресло:

Пряжу принялся мотать.

Где котенок? — Не видать!

И нашли пропажу.

Юля—чистюля

Юля чистила песком.

Два часа мочалкой Юлю

Мыла бабушка потом.

Сметные животные

Говорила Коле кошка:

– Дай полижу тебя немножко,

А свинья от смеха давится:

– Мне мальчишка очень нравится!

Говорил гусь Коле:

– Пошел бы ты, умылся, что ли.

Говорила Коле утка:

– Смотреть на тебя жутко!

Пила

Завизжала пила, зажужжала, как пчела,

Пропилила кусок, наскочила на сучок,

Лопнула и стала, начинай сначала.

Птичий домик

У нас такой обычай:

Чуть выпадет снежок,

Дощатый домик птичий

Повесить на сучок.

И здесь, в саду, за домом,

Среди седых ветвей,

Готов обед веселый

Для птичек у детей.

Грибные имена

Нет, грибные имена

Непонятны для меня!

Ведь не хрюкают свинушки,

Не волнуются волнушки,

Не кричат “опять!” опята,

Не бодаются козлята,

У лисичек нету шубки,

Как узнать, чьи это шутки?

Заяц

– Заяц, заяц, чем ты занят?

– А чему ты, заяц, рад?

– Рад, что зубы не болят!

Вопросительный хвост

– Мой вопрос прост?

Ну, тогда во весь рост

Непростой встал вопрос:

Все не так, как у зверей?

Флюгер

Во дворе петух среди кур-копух

Ярче радуги — цветом радует.

Шпоры — золото, кричит здорово!

А на резном коньке, на одной ноге

Молчунок петух, легкий, словно пух:

Куда дует ветер, туда носом вертит.

Ему в травке бы жить, с Полканом дружить,

А он взлетел наверх —

Считалочка

Три да три, сложите, дети.

“Не могу”, — Андрей ответил.

Громко за дверьми тотчас

Гавкнул пес подряд шесть раз.

Непонятная история

Утенок кликал удочку, .

Рыбак вцепился в уточку.

В траве валялось облако,

По небу плыло яблоко.

В кустах порхала бабушка.

Носки вязала бабочка.

Но главное: и уточка,

И бабочка, и бабушка,

Ничуть не перепуганы

Тем, что перепутаны!

Скороговорки

Простокваши дали Клаше,

– Не хочу я простокваши,

Дайте просто каши!

Дали вместо простокваши

Каши нашей Клаше.

– Не хочу я просто каши,

Так — без простокваши!

Дали вместе с простоквашей

Каши Клаше нашей

Ела, ела Клаша кашу

Вместе с простоквашей.

А поела — встала,

(Е.А. Благинина)

Весь год

В январе мороз трескучий

И валится снег сыпучий,

В феврале у нас в оконце

Засверкало ярче солнце.

В марте лед с реки возили,

С крыш сосульки воду лили.

Стоял рыхлый снег в апреле,

В роще птички звонко пели.

В мае, прыгая на воле,

Мы цветы сбирали в поле.

А в июне дождик с громом

Все шумел в лесу зеленом.

И к земле колосья гнули

Нивы желтые в июле.

Груши в августе сбирали,

Дети яблони качали.

По реке и над полями

В сентябре ползли туманы.

В октябре лишь ветер веял,

И, как сито, дождик сеял.

В ноябре — от снега бело,

Под полозьями скрипело.

В декабре мороз сердился,

Серый дым над крышей вился.

Хочешь знать, что дальше стало?

– Начинай стишок сначала!

Считалка

И не дружим до сих пор.

Вдруг игра на этот раз

Помирить сумеет нас?

Ворона

Ты, ворона, всех пугаешь:

Может ты кого ругаешь:

– Нет же, — отвечала птица.

– В школу я пойду учиться,

И с тебя беру пример,

Повторяю букву “Р”:

Егор и Трезор

Вышел бы Егор во двор,

У крыльца щенок Трезор,

Хочет в дом войти Трезор,

У окна сидит Егор,

Шутки

– Собака, что лаешь?

– Собака, что хвост поджала?

Ветер

К земле траву приклоняет.

В двери стучится,

Ромашки

В поле сестрички стоят,

Желтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички —

Лиса и заяц

Говорила лиса зайке:

“Я совсем такая, как зайка,

Только хвост пышней,

А так, как зайка совсем”.

РАССКАЗЫ И СКАЗКИ

Обезьяна и горох

Обезьяна несла две полные горсти гороху. Одна горошина упала. Обезьяна хотела поднять ее и просыпала еще двадцать горошин. Она кинулась поднимать горох — и просыпала весь. Тогда она рассердилась, раскидала весь горох и убежала.

Четыре цвета

Первоклассник Алик нарисовал: сиреневого верблюда, зеленую лошадку, синюю утку и красного зайца.

Папа, увидев рисунок, сказал:

– Разве бывают сиреневые верблюды, зеленые лошади, синие утки и красные зайцы.

– Не бывают, — сказал печально сын. — Но у меня было только четыре краски.

– Вот что я сделаю!

И он тут же нарисовал: красный мак, зеленый огурец, синее небо и сиреневую сирень.

Когда можно плакать?

Утром заплакала Маша. Заглянул в окно Петушок и говорит: — Не плачь, Mania! Утром я пою “ку-ка-ре-ку”, а ты плачешь, мне петь мешаешь. Заплакала Маша днем. Вылез из травы кузнечик и говорит:

– Не плачь, Маша! У меня голос тонкий, а ты плачешь громче. Никто меня не слышит.

Заплакала Маша вечером. Прискакали лягушки.

– Не плачь, Маша! — говорят они. — Мы любим вечером квакать, а ты нам мешаешь.

Заплакала Маша ночью.

Прилетел из сада соловей и сел на окно.

-е плачь, Маша! Ночью я пою красивые песни, а ты мне мешаешь.

– А когда же мне плакать? — спросила Маша.

– А ты никогда не плачь, — сказала мама, — ведь ты уже большая девочка. (С. Прокофьева)

Старушка

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

– Подержи мои книжки, — крикнул мальчик и отдал девочке свою сумку.

Мальчик быстро побежал к старушке. Он помог ей встать. Когда он пришел, девочка спросила его:

– Это твоя бабушка?

– Нет, — ответил мальчик.

– Да нет! — ответил мальчик. — Я помог потому, что она старенькая. (В.А. Осеева)

Почему у месяца нет платья?

(Сербская сказка)

Решил месяц сшить себе платье. Снял с него портной мерку и сел за работу. Пришел месяц за платьем. А платье—то узкое и короткое!

– Видно, я ошибся, — сказал портной. И снова сел за работу. В назначенный срок пришел месяц за платьем — опять платье мало.

– Видно, и теперь я ошибся, — сказал портной. И снова стал кроить и шить. В третий раз месяц пришел к портному. Увидел портной: идет по небу круглый месяц — не месяц, а луна целая, да в два раза шире, чем платье, которое он сшил. Что делать? Бросился он бежать. Искал его месяц, искал, да не нашел. Так и остался без платья.

Рассказ

Ника сломал у стула ножку. Но этого в классе никто не видел. Ника приставил ножку к стулу, чтобы стул кое-как стоял, и поставил его на место.

Ника смотрел одним глазом: интересно все же, кто сядет на стул!

Читайте также:  Что такое заглавие текста 2 класс

Но никто не садился.

На другой день Ника забыл про стул. Сам сел на него и свалился на пол.

– Кто стул сломал? — кричит Ника.

– Так это же ты сломал! Ведь ты только что упал со стулом!

– Я вчера сломал, а не сегодня! (По В. Голявкину)

Как меня называли

Я был маленький и всех спрашивал: “Почему?” Мама скажет:

– Смотри, уже девять часов. А я говорю: “Почему?”

А я опять говорю: “Почему?! Мне говорят:

– Потому, что уже поздно.

– А почему поздно?

– Потому что девять часов.

– А почему девять часов?

И меня за это назвали Почемучкой. Меня все так называли. А, по-настоящему меня зовут Алешей. Б. Житков

Лучше всех

На улице в толпе заблудилась маленькая девочка. Бегает, кричит, ищет свою мать. Люди спрашивают у нее:

— Какая лее твоя мама?

А девочка плачет и говорит:

— Разве вы не знаете? Моя мама та, что лучше всех!

Утка и месяц

Утка плавала по воде, отыскивая рыбу, и за целый день не нашла ни одной рыбы. Когда настала ночь, она увидела месяц в воде, подумала, что это рыба, и нырнула, чтобы поймать месяц.

Другие утки увидали это и стали над ней смеяться.

Сорока и маленькая черепаха

У меня была сорока с длинным хвостом. Она все прыгала боком и все подсматривала, что где плохо лежит. Она любила всякие блестящие вещи: запонки, пуговицы. Как увидит, так утащит и спрячет куда-нибудь. Я так и звала ее: сорока-воровка. Как-то принесла я домой маленькую черепаху. Сорока все бегала за черепахой. Каждый день я выпускала черепаху в сад гулять. Она любила сидеть на грядке с луком. Сорока хорошо знала, где искать черепаху. Залезет на грядку и сидит рядом с черепахой. И вот вдруг черепаха пропала.

Искали мы ее, искали — нигде черепахи нет. Я подумала: “Уж не сорока ли ее утащила?” — и стала следить за сорокой. Вижу, сорока часто садится на один и тот же камень, а под ним сидит моя черепаха, чуть живая.

1. Хрестоматия по детской литературе. Учебное пособие для дошкольных пед. училищ. Сост. М.К. Боголюбская и А.Л. Табенкина. М., Просвещение, 1967.

2. Русские пословицы и поговорки. Под ред. В.П. Аникина. М., Художественная литература, 1988.

3. Сборник загадок. Составитель М.Т. Карпенко. М., Просвещение, 1988.

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 7632 ; Мы поможем в написании вашей работы!

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.076)

Фольклор для малышей: сказки, пословицы, потешки, прибаутки, пестушки

Фольклор для малышей: сказки, пословицы, потешки, прибаутки, пестушки

Колыбельные, потешки, прибаутки, пестушки, загадки – все это знакомо с детства каждому. На протяжении долгих лет произведения, созданные народом, передаются от одного поколения к другому. Наши бабушки, мамы, воспитывались на них, затем воспитывали и нас, а мы, в свою очередь, делимся багажом устного народного творчества со своими детьми. Фольклор для малышей подходит как нельзя лучше, его произведения легки для запоминания, образны и так им нравятся!
Воспитываем, обучаем и развиваем при помощи устного народного творчества.

Важность фольклора для малышей

  • приобщаем их к народным традициям, знакомим с истоками;
  • обогащаем их духовный мир;
  • прививаем правильные ценности: любовь к семье родине, друзьям, трудолюбие, бережное отношение к природе;
  • в увлекательной форме учим жизни и ее премудростям;
  • развиваем речь, память, мышление, логику;
  • соотносим художественный текст с игрой;
  • формируем фонематический слух и развиваем речь (сначала ребенок просто ловит темп и ритм, а чуть позже начинает вникать и в слова, пытается воспроизвести услышанные звуки);

Жанры детского фольклора

Давайте рассмотрим каждый из жанров и его роль в жизни маленького человека.

1. Народные сказки

Они открывают малышу новый мир, наполненный богатством слов и выражений, поэтичностью языка, художественной выразительностью. Их легко можно разыгрывать по ролям. Сказки учат морали, впервые знакомят с такими понятиями, как добро и зло, жадность и щедрость, хитрость и глупость, смелость и трусость. Герои четко поделены на положительных и отрицательных. Поступки характеризуют каждого и них, благодаря чему кроха начинает понимать, что такое хорошо, а что такое плохо.

Примеры народных сказок: «Теремок», «Колобок», «Репка», «Гуси-лебеди», «Курочка Ряба», «Морозко», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Три медведя» и многие-многие другие.

2. Пословицы и поговорки

Пословицы – образные поучительные изречения с выводом, поговорки – краткие устойчивые красноречивые выражения. Они отличаются емкостью и глубоким смыслом. Для ребенка помладше лучше использовать пословицы и поговорки с прямым значением. Например, пословица «Яблоко от яблони недалеко падает» вряд ли будет ему ясна, ведь он не поймет подтекста. А вот смысл пословиц «Без труда не вытащишь и рыбки из пруда», «Сделал дело – гуляй смело» поймет даже трехлетка, ведь тут смысл прозрачен. Вот несколько примеров простых пословиц и поговорок:

По одежде встречают, а по уму провожают.
Нет друга, так ищи, а нашел, так береги.
Одно голова хорошо, а две лучше.
С кем поведешься, от того и наберешься.
Старый друг лучше новых двух.
За много дел не берись, а в одном отличись.
Глаза боятся, а руки делают.
Что летом уродится, всё зимой пригодится.
Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
Слезами горю не поможешь.
Мал да удал.
Здоровье дороже денег.
Яйца курицу не учат.

3. Потешки

Название «потешки» говорит само за себя. Это короткие стишки, созданные ради потехи малышей, с целью их развеселить. Они, как правило, сопровождаются различными движениями. «Ладушки», «Сороку-ворону», «Козу рогатую», конечно, знают все. Это классические примеры потешек. Вот еще несколько всеми любимых потешек:

Ой, качи-качи-качи!
Глянь – баранки, калачи,
Глянь – баранки, калачи!
С пылу, с жару, из печи.
С пылу, с жару, из печи –
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи –
Подхватили калачики,
Нам осталися бара-а-а-ночки!
***
Ай, лады-лады-лады –
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Деткам улыбаемся.
***
Баю, баю, буси!
Прилетели гуси.
Сели гусюшки в кружок,
Дали Ване пирожок,
Дали Ване пряничка.
Спи скорее, Ванечка!
***
Ах ты, Совушка-сова,
Ты большая голова!
На пеньке сидела –
Головой вертела,
Во траву свалилася –
В яму покатилася.

4. Прибаутки

Прибаутки – это короткие веселые истории, помогающие в познании мира. От потешек они отличаются тем, что не сопровождаются игровыми действиями, но при наличии подходящих игрушек, их можно инсценировать, ведь они имеют интересный сюжет:

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
***
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин дом,
Идёт дым столбом!
Кошка выскочила!
Глаза выпучила.
Бежит курочка с ведром
Заливать кошкин дом,
А лошадка — с фонарём,
А собачка — с помелом,
Серый заюшка с листом.
Раз! Раз!
Раз! Раз!
И огонь погас!
***
Тень-тень-потетень,
Выше города плетень.
Сели звери на плетень.
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
– Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
– Пойди, догоняй-ка!
Похвалялися ежи:
– У нас шубы хороши!
Похвалялся медведь:
– Могу песни я петь!
***
Петя-Петя-Петушок,
Петя – красный гребешок,
По дорожке он пошел
И копеечку нашел,
Купил себе сапожки,
А курочке – сережки!

5. Пестушки

Пестушки тоже получили свое название не зря, ведь пестовать – значит, холить и лелеять. Это ласковые приговоры в виде коротких стишков, направленные на ребенка. Пестушки предназначены для малышей, которые начинают активно двигаться, изучать свое тело и все, что окружает.

Потягушки-порастушки:
В рученьки — хватушки,
В ноженьки — ходушки,
В роток — говорок,
А в головку — разумок!
***
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ!
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!
***
Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий?
Ванечка – хороший,
Ванечка – пригожий!
Ой, мой маленький,
Ненаглядненький,
Мой хорошенький,
Мой пригоженький.
***
Ой какие мы большие
-Не малюсенькие!
Вот такие, вот такие,
Вот такусенькие!

Фольклор очень важен для малышей. Он помогает в игровой форме расширить кругозор, развивает речь, память, образное мышление и даже физические навыки. Взрослый находится в контакте с крохой, взаимодействует с ним, дарит внимание и позитивные эмоции, что немаловажно для полноценного развития. Помимо перечисленных жанров устного народного творчества, существуют еще колыбельные, заклички, приговорки, считалки, дразнилки, скороговорки, перевертыши, припевки, небылицы, частушки, о которых мы поговорим в других статьях. Не забывайте о фольклорных традициях. Они помогут воспитать ребенка гармоничной личностью.

Фольклор для развития речи.Картотека

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фольклор– это устное народное творчество. К нему относится: скороговорки, поговорки, песни, потешки , загадки, пальчиковые игры, считалки, былины, сказки, пословицы.

Пословицы и поговорки — меткая и образная народная мудрость. Они запоминаются и воздействуют на детей сильнее, чем уговоры и нравоучения. Умение применить пословицы и поговорки в подходящий момент — педагогическая задача. Это помогает детям задуматься над своими поступками. Русские пословицы и поговорки имеют большое значение при изучении родного языка, речи. В них отражены все стороны жизни народа. Одни из них пришли к нам из далекого прошлого, другие создаются и в наше время. Детей нужно знакомить со значением народных пословиц. Ребенок должен и по-своему объяснять смысл пословиц и поговорок.

Прибаутки и потешки интересны и понятны детям. Они, как маленькие сценки, которые можно разыграть. От воспитателя требуется только выразительное их прочтение.

Загадки очень нравятся детям. Они быстро запоминают их и загадывают своим сверстникам и взрослым. Дети 6 — 7 лет могут придумывать загадки сами. Начиная знакомить детей с загадками, обязательно нужно показать предмет-отгадку или его изображение. Это усиливает и закрепляет впечатление.

Пословицы, поговорки

да к работе поспевай

Собирай по ягодке —

да не хочется лезть

Хочешь есть калачи —

не сиди на печи

Чтобы рыбку съесть —

надо в воду влезть

Скучен день до вечера,

коли делать нечего

Ты меня, работушка,

я тебя не трону

Отчего кот гладок?

– Поел, да и на бок

Поспешишь — людей насмешишь

С кем поведешься, от того и наберешься.

Как аукнется, так и откликнется.

Дружно не грузно, а врозь — хоть брось.

Сам пропадай, а товарища выручай.

Худой мир лучше доброй ссоры.

Всякой вещи свое место.

Под лежачий камень вода не течет

Малые фольклорные формы фольклора

Хороший способ работы с поговорками — объяснять их своими словами. Это не только развивает речь ребенка, но и учит его рассуждать.

Были вишни, да все вышли.

В болоте тихо, да жить там лихо.

Волка зубы кормят, лису хвост бережет.

Ворон старый не каркнет даром.

Где ум, там и толк.

Глаза бояться, а руки делают.

Дальше в спор – больше слов.

Дальше земли не упадешь.

Есть терпение – будет и умение.

За делами дня не видно.

Имеем – не храним, потеряем – плачем.

Красота до вечера, а доброта навек.

Кто не ходит, тот и не падает.

Кто первее, тот правее.

Кто посеет ветер, пожнет бурю.

Кто сам плут, тот другим не верит.

Лишний ум не помеха.

Мал горшок, да кашу варит.

Метил в пятку, да в нос попал.

Не беда ошибиться, беда не исправиться.

Не положил – не ищи.

От любви до ненависти – один шаг.

Работа веселье любит.

Своего не бросай, чужого не бери.

Слово – серебро, молчание – золото.

Тому тяжело, кто помнит зло.

У наших ворот всегда хоровод.

Ум без разума беда.

-Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Дело мастера боится.

Семь раз отмерь, один — отрежь. Гусь свинье не товарищ.

Друга ищи, а найдешь — береги.

Друг познается в беде.

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

Слово — не воробей: вылетит — не поймаешь.

Голод не тетка, пирожка не подсунет.

Семеро одного не ждут. Тише едешь — дальше будешь.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Дети очень любят колыбельные песни. С ними можно знакомить малышей с самого рождения. Ребята постарше могут, напевая песенку, укачивать своего братика или сестренку, или любимую игрушку.

-Люли, люли люленьки, прилетели гуленьки, сели гули на кровать, стали гули ворковать, стали гули ворковать, стали Дашеньку качать, стали Дашеньку качать, стала Даша засыпать.

-Баю — баю — баюшки, да прискакали заюшки, люли — люли — люлюшки, да прилетели гулюшки, стали гули гулевать, да стал мой милый засыпать.

-Уж ты, котинька-коток, кудреватенький лобок, приди, котя ночевать, нашу Лидочку качать, я тебе ли то коту за работу заплачу, дам кувшинчик молока да кусочек пирога, белей папыньки, в обе лапыньки.

Потешками обычно сопровождают какие-либо действия (например, одевание, умывание или же просто игру). Ребенок в это время (сперва с помощью взрослого, затем самостоятельно) выполняет игровые движения по ходу потешки.

-Петушок, петушок, золотой гребешок, масляна головушка, шелкова бородушка, что ты рано встаешь, голосисто поешь, деткам спать не даешь?

-Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

-Раным-рано поутру Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!» А коровки в лад ему Затянули: «Му-му-му!», ты, Буренушка, ступай, в чисто поле погуляй, а вернешься вечерком, нас напоишь молочком.

-Котятки, котятки, малые ребятки! А кто у вас больший, а кто у вас меньший? Мы все подрастем, за мышами пойдем. Один дедушка-кот будет дома сидеть да на печке лежать, нас с добром поджидать.

-Как у нашего кота Шубка очень хороша, Как у котика усы удивительной красы, глаза смелые, зубки белые.

-Старый заяц сено косит, а лиса сгребает. Муха сено к возу носит, а комар кидает. Довезли до сеновала – с воза муха закричала: «На чердак я не пойду, Я оттуда упаду, ноженьку сломаю, буду я хромая».

-Как на тоненький ледок выпал беленький снежок. Выпал беленький снежок, ехал Ванюшка-дружок. Ваня ехал, поспешал, со добра коня упал. Упал Ваня и лежит, никто к Ване не бежит.

-Две девушки увидали, прямо к Ване подбежали, на коня Ваню сажали, Путь-дорогу показали. Путь-дорогу показали, Да наказывали: — Как поедешь ты, Иван, не зевай по сторонам!

Читайте также:  Как ревнует мужчина рак

Прибаутки, потешки

Лень, отвори дверь.

Дом горит! Сгоришь!

Хоть сгорю, а не отворю.

Стучит, бренчит по улице:

Фома едет на курице,

Тимошка — на кошке

По кривой дорожке.

Где кисель — тут и сел.

Где пирог — тут и лег.

Где блины — тут и мы.

Тут и место наше.

Ты пасись, коровка, дольше,

Молочка неси побольше,

Клеверком питайся спелым,

Молочко чтоб было белым,

По долам ходи, по горкам,

Дома ждем тебя с ведерком.

Литовская народная приговорка

• Не кормит, не поит, а здоровье дарит. (Физкультура.)

• Задрав носок, бегут в лесок. (Лыжи.)

• Один человек на двух лошадях разом едет. (Лыжник.)

• Под гору — коняшка, а в гору — деревяшка. (Санки.)

• Едет — везет, станет — сам упадет. (Велосипед.)

• Любят люди молодца, а колотят без конца. (Мяч.)

Всю ночь летает —

А станет светло —

Спать летит в дупло. (Сова.)

Загадка эта нелегка:

Пишусь всегда через два к.

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

Ведь называюсь я . (хоккей.)

У берега под склоном

Поет артист великий.

Он серенький на вид,

Но пеньем знаменит. (Соловей.)

Он без дела не сидит,

Клювом дом себе долбит.

Много сил на дом затратил.

Называется он . (дятел).

Зимой спит, летом – улья ворошит.

***Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,

В дупле на старом буде
Орешки я грызу.

Спереди – пятачок, сзади – крючок,
Посередине – спинка, на спинке – щетинка. (Свинья)

Идет, иглы на себе несет,
Чуть кто пройдет,
Свернется в клубок – ни головы, ни ног. (Ёж)

Не ездок, а со шпорами,
Не будильник, а всех будет.

Четыре братца под одной крышей живут.

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)

Без окон, без дверей, полна горница людей.

Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, да не птица.

Белые гуси плывут.

За блеском треск,

За треском плеск.

(Молния, гром, дождь)

Раскинулся золотой мост

На семь сел, на семь верст.

Без рук, без ног,

А рисовать умеет.

В нее льется, из нее льется,

Сама по земле плетется.

Вокруг носа вьется,

В руки не дается.

Под лавкой шарит.

Телят, ягнят ищет

По лесочку прыг, прыг,

По снежочку тык, тык.

Кто мимо ни пройдет,

Что есть по затылку,

только ножку прячет.

Жар – птица летает,

Золотые перья роняет.

***Без рук, без ног,

На брюхе ползает.

Не птичка, а с крыльями.

Тот свою кровь прольет.

Я пойду куплю дуду.

Я на улицу пойду.

Громче, дудочка, дуди,

Мы играем, ты води!

Шел баран по крутым горам.
Вырвал травку, положил на лавку.
Кто травку возьмет, тот водить пойдет.

Конь ретивый с длинной гривой
Скачет, скачет по полям
Тут и там! Тут и там!
Сюда мчится он – выходи из круга вон!

Раз, два, три, четыре, пять –
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает.
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф, паф! Не попал.

Катилось яблоко мимо сада,

Мимо сада, мимо града.

Кто поднимет, тот и выйдет.

Тара-бра домой пора

Коров доить, тебе водить.

Шишел-вышел, вон пошел,

На боярский двор зашел,

Там бояре шапки шьют,

На окошко их кладут.

Считалки для детей 5-6 лет

Ехала телега из Москвы,

Потеряла три доски.

Стук — звон, Выйди вон!

Ходят в нашей речке раки.

Стали раки воду пить.

Выходи, тебе водить!

Завтра с неба прилетит

Если веришь — стой и жди,

А не веришь — выходи.

Ехал поезд по грибы —

У последнего столба

Он увидел два гриба:

Боровик и шампиньон.

Кто не верит, выйди вон.

Раз, два, три, четыре!

Жили мышки на квартире:

По три денежки платили!

Кто не хочет платить —

Обманули простака –
На четыре кулака,
На щелбан и на подушку,
На зеленую лягушку.

Шла собака через мост,
Четыре лапы, пятый хвост.
Если мост обвалится,
То собака свалится.

Не гоняй голубей.
Голуби боятся,
На крышу не садятся.

Антошка-картошка,
Соломенная ножка,
Сам с ноготок,
Голова с локоток.

Борис-барбарис
На веревочке повис.
Как веревка оборвется,
Так Борис перевернется.

Коля, Коля, Николай,
Сиди дома, не гуляй.
Чисти картошку,
Ешь понемножку.
Сережа оглянулся,
Пузыриком надулся,
А пузырик-то в лесок,
Скачет, скачет по грибок.

Федя-медя требуха,
Съел корову, и быка,
И пятнадцать поросят, —
Только хвостики висят.

Что такое загадка считалка закличка прибаутка сказка пословица поговорка

Малые жанры фольклора условно делятся на три основные группы:

1) Поэзия пестования

К этому жанру относятся: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки.

Колыбельные песни – это самый древний жанр устного народного творчества. Небольшое музыкальное лирическое произведение.

Глубокое понимание колыбельной песни дает возможность лучше понять красоту и выразительность изучаемого языка, формирует первый словарный запас ребенка, образует картину мира, выраженную в слове.

Последние исследования, показали, что с помощью певучих колыбельных у ребенка постепенно формируется фонематическая карта языка, он лучше воспринимает и запоминает эмоционально окрашенные слова и фразы, а значит, раньше начнет разговаривать.

Знакомство с колыбельными песнями поможет детям вырасти уравновешенными и доброжелательными людьми. [21]

Пестушки- это короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, сопровождающий действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни.

Пестушки помогают поддерживать у ребенка в период бодрствования хорошее настроение, удерживая его от слез и капризов.

По форме представляют собой простое распространенное или сложносочиненное предложение.

умой моё личико,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Потешки – это песенка-приговорка, сопровождается игрой с пальцами, руками и ногами ребёнка.

Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей.

Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, [ 22]

Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается его воображение и активизируется мыслительная деятельность.

Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, нормализует темп речи и формирует правильное произношение.

Прибаутка – это небольшое смешное произведение, или отдельное выражение, чаще всего рифмованное.

Прибаутка всегда динамична, наполнена энергичными поступками персонажей.

Часто прибаутки строятся в форме вопросов и ответов – в виде диалога.

Так малышу легче воспринимать переключение действий с одной сценки на другую, следить за быстрыми изменениями в отношениях персонажей.

Множество прибауток, известных сегодня, являются плодами русского народного творчества, дошедшими до нас из глубины веков.

Эти словесные формы несут в себе огромный положительный потенциал, переданный детям нашими предками. [23]

2. ) Игровая поэзия

К этой группе относятся такие жанры малого фольклора, как: небылицы – перевертыши, считалки, скороговорки, дразнилки.

Небылицы- перевертыши – это разновидность прибауточного жанра. Благодаря « перевертышам » у ребенка развивается чувство комического.

Небылицы – это различные фантазии и воображения детей. [25]

Они позволяют ребенку, в определенной степени, расширить границы действительности и, по-своему, по-детски, увидеть предмет или объект, сделать окружающий мир красочнее, интереснее и веселее.

Небольшой рассказ о том, чего нет на самом деле.

Это еще один малый жанр детского фольклора. Считалкой называют веселые и ритмичные стишки, под которые выбирают ведущего, начинают игру или какой-то ее этап.

Кто не помнит считалок своего детства « Заяц белый, куда бегал?»,

« Эники, бэники, ели вареники..» – и т.п. Сама возможность играть словами привлекательна для детей. Это жанр, в котором они наиболее активны как творцы: нередко привносят в готовые считалки новые элементы.

Г.С. Виноградов называл рифмы считалок нежными, задорными, подлинным украшением считалочной поэзии.

Скороговорка — это фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов.

Они бывают как рифмованные, так и нерифмованные.

Пример рифмованной скороговорки:

Ехал грека через реку.

Видит грека – в реке рак.

Сунул грека руку в реку.

Рак за руку грека – цап!

Этот жанр незаменим как средство развития артикуляции, и широко применяется учителями и дефектологами.

Скороговорки считаются очень эффективным методом избавления от дефектов речи, способствуют развитию правильной речи.

Дразнилки отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающей действительности.

Жизнь детей пробуждает в их душе и сознании не только радостные, бурно веселые, счастливые переживания.

Наличие дразнилок, их разнообразие — показатель здоровых отношений в детском коллективе, умеющем постоять за себя без помощи взрослых.

Дразнилка учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, она учит слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни.

3) Обрядовая поэзия

Обрядовой поэзией называют тот круг словесно-художественных жанров, который сопровождает обряд.

К этому жанру относятся: приговорки, заклички, загадки, поговорки, пословицы.

Приговорки – это общение с природой один на один

Приговорка, построенная по принципу просьбы-пожелания, самим словесным строем и оформлением настраивает ребенка уважительно к природе.

Учат детей быть внимательными к своим действиям, проверять действия правилами, строго соблюдая их

Полети на облышко!

Там твои детки кушают конфетки,

Хлебом заедают, медом запивают,

Всем раздают, а тебе не дают!

( обращаются к майскому жуку.)

Заклички – это краткое рифмованное высказывание, содержащее похвалу.

Заклички по своему происхождению связаны с народным календарем и языческими праздниками.

Они рождают в ребенке веру в весомость и значимость слова.

Эта вера укрепляется самим действием заклинания и чувством защищенности в случае неблагоприятного исхода просьбы.[26]

Но множество игровых песенок носят просто веселый, развлекательный характер, обычно с четким плясовым ритмом:

Не дай нам дождя,

Дай красна солнышка

Более подробно мы бы хотели охарактеризовать малые жанры фольклора, к которым относятся загадки, пословицы и поговорки.

Именно с этими жанрами будем производить работу в практической части нашей дипломной работы. [27]

Загадка – это краткое описанное предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе задачу в виде явного или скрытого вопроса.

Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда и быта.

Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме. Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, совершить довольно сложную мыслительную операцию.

Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован, и способы расшифровки различны.

Иногда к загадкам, составленным из нескольких повествовательных предложений, составитель добавляет вопросительное предложение:

Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих.

Что за кони у меня?

Загадки полны познавательного смысла.

Детям интересно не только проявить свои способности и доказать свой ум, но и понять, на что он способен без посторонней помощи.

Загадка как жанр устного народного творчества открывает перед детьми много возможностей. Она развивает логическое мышление, память, воображение, способность не только слушать, но и слышать содержание загадки.

Дети начинают постепенно понимать образную речь, метафоры, афоризмы.

Сам процесс загадывания и отгадывания загадок не является скучным занятием. Ребенку весело пытаться самостоятельно найти и подобрать правильный ответ к загадке, в которой есть замысловатая подсказка.

Коротенькие вопросы, которые могу звучать на самую разнообразную тематику, обязательно вызывают интерес у ребенка.

Это дает возможность использовать загадки для развития наблюдательности, закрепления знаний о признаках предметов, для закрепления материала на уроках.

Необходимость перечисления признаков влечет за собой использование в загадках однородных членов предложения: «Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красну шапочку нашел» (гриб)

Употребление слова в переносном значении – наиболее распространенный прием для создания загадки. [121]

Он и летом и зимой-

Между небом и землей.

Хоть всю жизнь к нему идти-

Он все будет впереди.

В основу загадок могут быть положены разные приемы:

1. Развернутая метафора (подробное сравнение одного предмета с другим по сходству)

Заря-заряница, Красная девица по миру ходила, слезы обронила; Месяц видел, Солнце скрало. (Роса)

Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала, (Облако)

Днем стекло разбито,

За ночь вставлено. (Прорубь)

2. Метафора (сравнение одного предмета с другим по сходству)

Между дол ежит белый конь. (Ручей

3. Олицетворение (сравнение, где явления и предметы природы наделяются признаками живого существа)

День и ночь кричит,

А голос не устанет. (Водопад

Да в речку побежал. (Снег)

Летит – молчит, лежит –

молчит. Когда умрет, тогда заревет. (Снег)

Не зверь, не птица под снегом таится,

Весна придет – побежит, запоет. (Ручей)

5. Прямое сравнение.

В сыру землю увяз. (Дождь)

Весь свет одела. (Поземка)

6. Отрицательное сравнение:

Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. (Лед)

На свете нет ее сильнее. На свете нет ее буйнее. В руках ее не

удержать и на коне не обогнать. (Вода)

Я – вода и по воде плаваю. (Лед)

7. Метонимий (переименование предмета, замена прямого названия предмета переносным)

На дворе горой, а в избе водой. (Снег)

8. Прямой вопрос.

Какой камень в реке? (Мокрый)

Кто сбегает с гор высоких и несет водичку в море? Кто напоит всех животных.

И спасет от жара в полдень? (Ручей)

У загадок своя особая интонация. Загадки очень разнообразны по ритму.

Детки сели на карниз

И растут все время вниз. (Сосульки)

Шумит он в поле и в лесу, а в дом не попадает. И никуда я не иду, покуда он гуляет. (Дождь)

Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обогащать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа (Расписное коромысло над городом повисло).

Понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову.

Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций (Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита- параллелизм, антитеза; сидит девица в темнице, а коса на улице- олицетворение, противопоставление; висит груша – нельзя скушать – метафора и т.д.).

В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на ее построение.

Поговорка – это широко распространенное образное выражение, определяющее какое-либо жизненное явление.

Поговорки лишены прямого обобщенного поучительного смысла и ограничиваются образным, часто иносказательным выражением: легок на помине, как снег на голову, бить баклуши – все это типичные поговорки, лишенные характера законченного суждения.

Поговорка и существует в речи ради того, чтобы выражать именно и, прежде всего, чувства говорящего.

Так, поговорка осуждает работу, которую делают грубо, как придется, кое-как: «Вали кулем, потом разберем».

Читайте также:  Что такое суп доска

Поговоркам часто присущи все свойства языковых явлений.

«Когда рак на горе свистнет»

«(Остаться) у разбитого корыта».

Поговорки бывают нескольких типов:

1. Поговорки по регионам мира.

2. Поговорки народов мира.

3. Тематические поговорки.

Поговорка отличается незавершенностью умозаключения, отсутствием поучительного характера.

Пословица – народное изречение, в котором выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум.

Она отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни.

Главной особенностью пословицы является ее законченность и дидактическое содержание.

Дорога ложка к обеду;

Волка бояться в лес не ходить;

Друзья познаются в беде.

Как писал К. Д. Ушинский, «русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых, по своей форме и, во-вторых, по своему содержанию. По форме – это животрепещущее проявление родного слова. По содержанию темы, важны тем, что в них, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своими особенностями». [132].

Пословицам уделяют внимание на многих уроках и внеклассных занятиях в школе. Отбор пословиц определяется темой конкретного урока и его целями: образовательной, развивающей, воспитательной.

Систематическая работа над пословицей очень многое дает детям. Во-первых, они учатся запоминать народные изречения, относить их к определенной теме, анализировать их смысл, обобщать их, понимать, чему учит пословица. Приобщая детей к восприятию пословиц как фольклорного жанра, мы развиваем нравственные качества личности, обогащаем речь, развиваем мышление, используя разнообразные приемы, которые позволяют сделать эту работу интересной и очень эффективной.

Владимир Иванович Даль, являющийся первым исследователем и собирателем пословиц и поговорок, создал сборник русский народных пословиц, который является богатейшей и полнейшей кладовой народной мудрости. Все пословицы в них распределены по основным тематическим группам: “Родина”, “Хлеб”, “Добро-милость”, “Дружба”, “Природа». [752]

Можно прийти к выводу, что пословицы и поговорки – универсальны, и могут применять в школьном обучении: как на уроках так и во внеурочной деятельности.

Малые жанры фольклора – лучшее на Сибмаме

Малые жанры фольклора для детей

Детский фольклор – живой и знакомый. Каждый русский ребёнок с рождения слышит “баиньки” и “ладушки”. Когда он подрастает, приходит время потешек, загадок и считалок. От учителей младшеклассник узнает пословицы, а от друзей – страшилки и игровые присказки.

Мы собрали материалы, которые помогут школьникам подготовиться к урокам литературы и лучше узнать традицию устного народного творчества.

Колыбельные песни

Потешки и пальчиковые игры

Прибаутки, небылицы, частушки, считалки и так далее

Заклички и колядки

Скороговорки

Приметы, пословицы и поговорки

Загадки

Современный фольклор: игры, страшилки, анекдоты

Немного теории

Стихи, Школа Другие статьи автора

Лекция № 13 Работа с малыми фольклорными жанрами

Основной задачей школы являлось разностороннее развитие и воспитание личности, а устное народное творчество как никак лучше подходить для выполнения этой задачи.

Первое знакомство с произведениями устного народного творчества начинается для ребенка с колыбельных песен матери. За пением колыбельных песен наступает черед пестушек и потешек – коротких стихотворных приговоров. В первые годы его жизни матери поют песенные прибаутки – маленькие сказочки в стихах. Когда ребенок выходит на улицу, он выучивает заклички и приговоры – обращения к солнцу, радуге, дождю, разным животным. Игры, загадки, считалки продолжают знакомство детей с устным народным творчеством.

Одним словом, устное народное творчество это ФОЛЬКЛОР, что в переводе с английского означает народная мудрость, народное знание. К фольклору можно отнести не только устное (словесное) народное творчество, но и любое народное искусство – танцы, музыка, резьбу по дереву и даже верования.

К устному народному творчеству принято относить частушки, небылицы, считалки, загадки, сказки.

Эффективность художественного воздействия фольклора усиливается благодаря тому, что языку произведений устного народного творчества присуща своеобразная система выразительных средств. Это и символика образов: молодец – «ясный сокол», «сизый селезень», девушка – павушка», «лебедь белая», «голубка сизокрылая». Это и постоянные эпитеты: «поле чистое», «море синее», «трава шелковая», «белы ручонки», «очи ясные». Это и тавтологии: «горе горькое», «дождь дождит», «диво дивное, «чудо чудное». Это и синонимы: «дани-пошлины», «правда-истина», «роду-племени», «щука рыба». Языку фольклорных произведений свойственно и употребление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами: «рученьки», «косонька», «головушка», «рябинушка», «лебедушка», «младшенькая», «гусельки», «конички» (кони); а также краткие прилагательные: «сине море», «чисто поле», «темны ночи», «светел месяц», «красна девица».

Согласно «Программе начальных классов» (1-4) для знакомства с устным народным творчеством на уроках чтения отводится в первой четверти во 2, 3, 4 классах от 7 до 15 часов. К сожалению, на этих уроках учителя в большей степени отрабатывают навыки чтения, а в первом классе на устное народное творчество не отведено ни одного часа.

Так в учебниках «Родное слово» (2, 3 классы) для изучения устного народного творчества выделен целый раздел. Дети знакомятся с такими жанрами, как загадки, пословицы поговорки, считалки, сказки, лирические песни, скороговорки, прибаутки, приговорки. Жанровое содержание довольно разнообразно, однако целесообразнее внести некоторые коррективы, подсказанные особенностями данного раздела:

1) Следует обогатить раздел более разнообразной тематикой загадок. В древности, когда старики «испытывали» молодых на смекалку, они начинали с загадок о человеке, о том, что к нему ближе всего – об одежде, о доме, а потом уже про огород, сад, поле; про явления природы. Такая тематика пробуждает интерес ребенка не только к окружающим его предметам и явлениям, но и, прежде всего, к самому себе.

2) Увеличить количество загадок и выделить их типы, так как дети на уроках знакомства с этим жанром довольно быстро справляются с загадками на перечисление признаков, но им сложнее отгадывать загадки на скрытое сравнение из-за незнания специфики этого типа.

3) Целесообразно изучать пословицы и поговорки в связи с другими жанрами. При этом необходимо научить детей различать пословицы и поговорки.

4) Авторы учебника знакомят учащихся с лирическими песнями. Но символика этих песен еще сложна для понимания детей, в силу их конкретно-образного мышления. Поэтому проще познакомить учащихся с песнями – зазывалами.

5)С жанрами детского фольклора – считалками, скороговорками, прибаутками, приговорками – лучше знакомить детей в 1 классе. Необходимо сформировать у детей ясное представление о каждом жанре и увеличить количество произведений этих жанров.

6) При знакомстве со сказками выделить их типы и увеличить количество бытовых сказок.

Учебники «Живое слово» содержат очень большое количество произведений устного народного творчества, хотя жанровый состав не очень разнообразен: загадки, пословицы, пословицы, поговорки, сказки, песни. Весь материал расположен по принципу сезонности, но тематика произведений устного народного творчества не всегда соответствует тематике раздела, в котором помещены эти произведения.

Работая с малыми фольклорными жанрами, надо учесть, что содержание таких произведений детям знакомо еще с дошкольного возраста, поэтому они могут прочитать их самостоятельно.

Знакомое содержание произведений малых фольклорных жанров дает возможность сосредоточить внимание детей на их форме. Для наблюдений структуры следует выбрать такие жанры, в которых форма наиболее функциональна. Например, чистоговорки предназначены для тренировки произнесения одного звука в окружении других; скороговорка – произнесения сочетаний звуков, близких или, напротив, далеких по способу и месту образования; в считалках ведущим компонентом является ритм; побасенка композиционно построена на диалоге и т.п. После работы по уяснению структуры таких произведений можно предложить детям самим сочинить по аналогии считалки, скороговорки, побасенки и др.

Загадки и пословицы традиционно используются на уроках чтения как дополнительный материал для чтения.

2. Изучение загадок в начальной школе.

Загадки, как и любой жанр устного народного творчества, имеют свои художественные особенности и делятся на три основных типа:

Первый тип – самые простые загадки – загадки на перечисление признаков умалчиваемых предметов или загадки – описания: «Черненька, маленька, всему свету миленька» (Черемуха), «Комовато, ноздревато, и губато, и горбато, и кисло, и пресно, и вкусно, и красно, и кругло, и легко, и мягко, и твердо, и ломко, и черно и бело, и всем людям мило» (каравай хлеба).

Второй тип – загадки на последовательное сравнение загаданного предмета с разными «далекими» предметами: загаданный предмет сравнивается с другим называемым предметом по одному признаку, потом загаданный предмет сравнивается с другим называемым предметом, но уже по другому признаку и т.д. Сравнение бывает открытым, с помощью слова «как»: «Сижу в тереме, мала как мышь, красна, как кровь, вкусна, как мед» (вишня). Бывает и «отрицательное» сравнение с помощью слов «не…, а …»: «Не огонь, а жжется» (крапива).

Третий тип – загадки на «скрытое» сравнение (метафора), которое без знания отгадки вызывает в воображении противоречивую картину жизни: «Шуба в избе, рукав на улице» (печь и труба). Этот тип загадок является наиболее распространенным, и большинство фольклористов определяют загадку как «замысловатый вопрос, выраженный обычно в форме метафоры».

Загадка в большинстве случаев построена на сравнении или метафоре. К.Д.Ушинский подчеркивал, что «загадка – полезное упражнение для ума, материал для классной беседы и объяснения картинного описания предмета». Именно через загадку можно дать ребенку первые представления об образности родного языка, познакомить с иносказательными оборотами речи. Анализируя загадку, следует сопоставить текст с отгадкой, подчеркивая признаки загаданного предмета, его назначение. Полезно соотнести метафорический образ с реальным предметом или явлением, объясняя отгадку. Для этого можно предложить детям сделать два рисунка – художественный образ загадки и реальный предмет-отгадка. Чтение и отгадывание загадок можно использовать на подготовительном этапе урока. Например, перед чтением рассказа В.Бианки «Приспособился» (см.: Романовская З.И. Живое слово. 1 класс. – М., 1991. – с. 251) можно предложить детям загадку:

Тест с ответами: “Устное народное творчество”

1. Выберите строчку, где перечислены только малые жанры устного народного творчества:
а) пестушка, потешка, закличка, прибаутка, загадка, пословица, считалка, частушка +
б) загадка, пословица, рассказ, стихотворение, частушка
в) потешка, пословица, поэма, закличка, прибаутка, поговорка

2. Жанр устного народного творчества, с помощью которого убаюкивают детей:
а) пестушки
б) колыбельная +
в) потешки

3. Жанр устного народного творчества, который проверяет сообразительность:
а) пословица
б) поговорка
в) загадка +

4. Жанр, с помощью которого пестуют ребенка:
а) пестушки +
б) колыбельные
в) сказки

5. Жанр, предполагающий обращение к солнцу, радуге, дождю:
а) считалка
б) приговорка
в) закличка +

6. Жанр, который необходим при играх:
а) скороговорка
б) считалка +
в) прибаутка

7. Определите, к какому виду малых жанров фольклора относится текст: “От топота копыт пыль по полю летит”:
а) загадка
б) пословица
в) скороговорка +

8. Определите вид жанра устного народного творчества: “Старый друг лучше новых двух”:
а) пословица +
б) загадка
в) закличка

9. Про какой фольклорный жанр говорят “Без лица в личине”:
а) пословица
б) закличка
в) загадка +

10. Фольклор – это:
а) набор произведений
б) народное творчество, чаще всего устное +
в) записанное народное творчество

11. Автором фольклора является:
а) народ +
б) поэт
в) певец-сказитель

12. Обрядовые песни:
а) авторские песни
б) песни, исполняемые во время разных обрядов +
в) жанр древнерусской литературы

13. Малый жанр фольклора, краткое изречение, иносказание с нравоучительным уклоном:
а) пословица +
б) поговорка
в) загадка

14. “Семеро по лавкам”. Это пример:
а) загадки
б) пословицы
в) поговорки +

15. Не относится к малому жанру фольклора:
а) былина +
б) поговорка
в) считалка

16. Найди пословицу о труде:
а) Близок локоть, да не укусишь.
б) Чтобы из ручья напиться, надо наклониться. +
в) Всяк паучок знай свой уголок.

17. В какой сказке один из персонажей лиса:
а) «Каша из топора»
б) «У страха глаза велики»
в) «Колобок» +

18. Найди героя (героев) сказки «Теремок»:
а) Баба – Яга
б) мышка – норушка +
в) гуси – лебеди

19. Кто помог девочке из сказки «Гуси – лебеди»:
а) собака
б) кошка
в) мышка +

20. Определи жанр: “У Сашки в кармашке шишки да шашки.”:
а) пословица
б) скороговорка +
в) частушка

II вариант.

1. Какая из этих сказок являются народной:
а) «Два Мороза» +
б) «Сказка о царе Салтане»
в) «Сказка о рыбаке и рыбке»

2. Какая из этих сказок являются народной:
а) «Сказка о рыбаке и рыбке»
б) «Лиса и журавль» +
в) «Золушка»

3. Какая из этих сказок являются народной:
а) «Сказка о царе Салтане»
б) «Сказка о потерянном времени»
в) «У страха глаза велики» +

4. Найди пословицу о Родине:
а) Друг в беде – настоящий друг
б) Глупа та птица, которой свое гнездо не мило +
в) Горька работа, да сладок хлеб

5. В какой сказке среди персонажей есть волк:
а) «Гуси – лебеди»
б) «Лиса и журавль»
в) «Теремок» +

6. Найди героя сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»:
а) медведь
б) курочка +
в) лиса

7. Кто помогал девочке в сказке «Гуси – лебеди»:
а) яблоня +
б) рябина
в) берёза

8. Какая из этих сказок являются народной:
а) «Сказка о попе и о работнике его Балде»
б) «Сказка о царе Салтане»
в) «Каша из топора» +

9. Какая из этих сказок являются народной:
а) «Сказка о потерянном времени»
б) «Сказка о царе Салтане»
в) «Петушок и бобовое зёрнышко» +

10. Какая из этих сказок являются народной:
а) «Сказка о потерянном времени»
б) «Гуси – лебеди» +
в) «Сказка о попе и о работнике его Балде»

11. Что из данного относится к большому фольклору?
а) поговорка
б) сказка+
в) потешка

12. Выберите зачин:
а) “Стали они жить – поживать и добра наживать..”
б) “Я там был, мёд-пиво пил, по бороде текло, а в рот не попало…”
в) “Жили-были…”+

13. Как обычно выглядит концовка сказки?
а) В некотором царстве, в некотором государстве
б) Жили – были
в) Стали они жить поживать и добра наживать +

14. Вид устного народного творчества:
“Баю-баю, баиньки, спите мои маленькие.
Прилетели гуленьки, покачали люленьки”?

а) Колыбельные песни+
б) Сказки
в) Потешки

15. Потешки это:
а) Стихи о животных
б) Песенки- приговорки+
в) Скороговорки

16. Есть ли в докучной сказке конец?
а) Да
б) Нет+

17. Для какой цели пели заклички?
а) Для игры с мячом
б) Для того, чтобы зазвать явление природы
в) Для сна

18. Что такое плясовые песни?
а) Песни, которые пели за столом
б) Песни, которые пели на сцене
ы) Песни, которые пели и одновременно исполняли танец.+

19. Выберите русские народные промыслы:
а) Богородская игрушка+
б) Свистулька
в) Изготовление ткани

20. О ком говорится: “…бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет”?
а) Змей-горыныч
б) Сивка – Бурка +
в) серый волк

Ссылка на основную публикацию