Заговоры, как элемент народной традиции
C помощью заклинательных формул наши предки надеялись заручиться поддержкой стихийных сил природы и их повелителей, Бога и христианских святых, предотвратить или прекратить нежелательные явления, вызвать или ускорить благоприятные перемены. Но если молитва может быть “услышана” или “не услышана”, то правильно произнесенное заклинание, по глубокому всеобщему убеждению, безотказно действует на небесные силы и силы природы, на оружие и болезни (точнее – на олицетворяющие болезни существа), на растения и животных и, конечно же, на людей всех возрастов, чинов и званий – от колдунов, “начальников и начальниц” до новорожденного младенца или полюбившейся парню “красной девицы”.
Первую группу заговоров составляют “медицинские” – и универсальные (“от всяких болезней”, “от боли”), и направленные против конкретных недугов (от заражения крови, от змеиного укуса). Отдельную группу составляют заговоры, призванные обеспечить здоровье новорожденного младенца (“от пупа”), избавить ребенка от бессоницы, уберечь от детских болезней. Особого внимания заслуживает “перепекание ребенка”.
Во вторую группу входят хозяйственные заговоры и обереги, призванные обеспечить хороший урожай зерновых и овощей, приплод скота, удачу на охоте, в рыбной ловле, в торговле, безопасность в лесу, на чужбине, на войне.
Третья группа заговоров направлена на урегулирование общественных и личных отношений между людьми, где особый интерес представляют “присушки” и “отсушки” – любовные заклинания.
Большинство заговоров направлено на благо человеку, поэтому их тексты содержат молитвенные формулы, имена христианских персонажей (Святая Троица, Богородица, герои библейских сказаний). Но есть и вредоносные заклинания и примыкающие к ним “отсушки” и “присушки” (“приворотные” любовные заговоры). В них за помощью обращаются к нечистой силе (“призываю к себе девять чертей, девять бесей. “), к языческим богам и, естественно, не употребляют молитвенных слов и выражений.
Тех, кто владел заговорным словом, также можно подразделить на несколько групп. Первая, самая многочисленная группа, это те, кто умеет останавливать кровотечение, знает заговоры от наиболее распространенных болезней, необходимые обереги. И чем дальше мы уходили от традиционной культуры, тем меньше становилось таких людей. В недалеком прошлом такие люди были почти в каждой семье, и подобный уровень владения магическим словом и действием считался явлением обычным.
Вторая группа – “шептуны” (знахари), обслуживающие не только членов своей семьи и близких родственников, но и всех односельчан; порой за помощью к ним обращались и жители соседних деревень. Их знания не исчерпываются лечебными, хозяйственными и универсальными заклинаниями; нередко к ним обращаются за защитой от нечистой силы, чтобы ослабить или нейтрализовать злые чары. В своей практике они широко используют лекарственные травы и другие средства народной медицины.
К третьей категории относят колдунов, возможности и магическая сила которых считаются чуть ли не безграничными. Народная молва приписывает им способность творить настоящие чудеса. Вот как рассказывают об этом старообрядцы Литвы: “Достаточно было волхвитке обойти вокруг воза с товарами – и их хозяева быстро все распродавали не рынке. Другой чародей предлагал отцу рассказчика временно превратить его в собаку, чтобы он смог сбегать в Литву и вернуться обратно в Россию, куда его семья эвакуировалась в годы первой мировой войны. Раздосадованные тем, что их не пригласили на свадьбу, колдуны останавливали “свадебный проезд” – не только лошадей, но и машины; наказывали воров, превращая их в крыс или с помощью заклинаний не позволяя им уйти с места преступления.”
В заговоры слово передаётся не только и даже не столько через уши. Слова заговора обычно наговаривается на какой – то предмет (на пряник, на хлеб, на соль, на питьё и многое другое), который становится их переносчиком к месту назначения. Читаемый в присутствии человека заговор обычно непонятен для него, так как его обычно «шепчут», чтобы никто ничего не услышал, но при этом слово обязательно входит в тело больного. Особое слово требует и особого пути. Очень показательным здесь является державшийся несколько столетий в России обычай получать от священника имя для новорожденного и молитву «в шапку». Священник произносил имя и начитывал молитву приехавшему «за именем» отцу или крёстному родителю в шапку, которую старались без промедления надеть на голову и довезти «содержимое» в сохранности. Затем шапку вытряхивали над новорожденным или надевали ему на голову с тем, чтобы слова священника наверняка достигли того, кому предназначались. При переносе слова нужно было произнести: «Порог перешла – слова понесла». Если по пути попадалась речка, ручей, то также необходимо было сказать: «Через речку перешла – слова перенесла». Таким же образом доставляли молитвы для больных из дальних деревень. Эти действия строго осуждались церковными властями, но продолжались вплоть до двадцатого века.
Заговор “от сглазу”. Белый глаз, серый глаз, рудый глаз, черный глаз! Радостные урёки, завистные урёки, идите в чистые поля, в зеленые луга. В чистых полях, в зеленых лугах стоит дуб колоколист; на том дубу сидят птицы ярские, поют песни Господние. Не пойдете песни Господние слухать, придет сам Сус Христос, Пресвятая Госпожа Богородица. Возьмет от Агриппины врёки, понесё во пни, во болота, в гнилые колоды. И ныне, и присно. и во веки веков”. “Аминь” здесь не говорят.
Характеристика одного из традиционных жанров русского фольклора – заговоров
Фольклор – это народное творчество, очень нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни. Фольклор включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. На этих произведениях воспитываются наши дети и сейчас. Знание фольклора может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе.
Работа состоит из 1 файл
реферат.docx
Министерство Образования и Науки РФ
ФГБОУ ВПО «Удмуртский Государственный Университет»
«Характеристика одного из традиционных жанров русского фольклора – заговоров»
Игнатова Анастасия Вячеславовна
«Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, – говорившиеся нараспев, под звон струн, – о славных подвигах богатырей, защитников земли народа – героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.
Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».
Слова А. Н. Толстого очень ярко и точно отражают суть фольклора.
Фольклор – это народное творчество, очень нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни. Фольклор включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. На этих произведениях воспитываются наши дети и сейчас. Знание фольклора может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе.
Выделяют несколько жанров фольклора – это гадания, заговоры, обрядовые песни, былины, сказки, пословицы, поговорки, загадки, былички, пестушки, заклички, частушки и т. д.
Мы рассмотрим один из этих жанров фольклора – заговор.
Характеристика заговоров
Что такое заговор?
Определение из словаря русского языка Ожегова:
Заговор (в суеверных представлениях – магические слова, обладающие колдовской или целебной силой заговора от болезни.
Определение из энциклопедического словаря «Святая Русь»:
Заговор – магический обряд, имеющий целью связь с потусторонними силами (нечистой силой) для получения помощи и поддержки. При этом произносили определенные слова и совершали ритуальные действия. Главными исполнителями заговоров были знахари или колдуны, справедливо считавшиеся в народе пособниками сатаны. Заговоры делились на «добрые» и «зловредные». Добрые заговоры были призваны вылечить человека, обеспечить ему успех, отразить от врагов. «Зловредные» — наслать порчу, вызвать болезнь, навредить человеку. Существовали заговоры любовные (присушки, отсушки), хозяйственные, охотничьи, лечебные (от сглаза, от зубной боли, от лихорадки и другие ), смертоносные (наслать смерть) и прочее Русская церковь осуждала заговоры, считая их сатанинским действом. Известно множество следственных дел (XVI—XVIII вв.) о заговорах и колдовстве. Многие заговоры, сохранившиеся в русской деревне еще в новое, ново- XX в., имели глубокие языческие корни. Содержание их магических действий осуществлялось как бы в центре мира, на острове среди моря-океана, на Алатырь-камне, возле священного дуба. «Заговорщики» обращались к звездам, зорям, деревьям, природным стихиям и древним языческим персонажам.
Из словаря астрологических терминов:
Заговор – заклинательная словесная формула, произносимая с целью
вызывания или предотвращения какого-либо события. Особенно
распространены в славянских странах. Русские заговоры часто обозначаются
и другими названиями, в зависимости от их предназначения: наговоры,
обереги, присушки, отсухи, шептанья, слова и другие. В конце
многих заговоров помещается закрепка: “Буди слово мое крепко и лепко.
Ключ и замок словам моим”.
Заговоры произносились в сопровождении магических действий, при соблюдении ритуальных позиций и норм (в определенных местах, шепотом или с особенной постановкой голоса и т. д.), наговаривались на предметы, якобы обладавшие особой силой (на коренья, воду, огонь, кости, камни, медвежий ноготок, след ноги). Целью было достижение желаемых результатов в различных сферах жизни: хозяйственной (“от засухи”, “на хороший урожай”, “на посажение пчел в улей”), промысловой (“на удачную охоту”), военной (“от ратных орудий”), лечебной (“от лихорадки”, “от зубной скорби”), семейной (“от тоски родимой матушки в разлуке с милым дитяткою”), любовной (“присушки” и “отсушки”). “Черные” З. имели целью нанесение вреда, зложелательство. Магическую основу заговорам составляли либо обращения за содействием к Богу, Богородице, ангелам, святым, солнцу (“Не пали и сжигай ты овощи и хлеб мой, а жги и пали куколь и полынь-траву”), к заре утренней и вечерней (“Пади ты на мою рожь, чтобы она росла как лес высока”), к ветрам буйным, к реальным и фантастическим предметам и локусам (“Океан-море”, “Буян-остров”), либо сопоставления желаемого с различными действиями (“Как от воды камни отпрядывают. так бы прядали мимо меня стрелы”). Заговоры завершались “закрепкой” — формулой, подтверждавшей непреложность их действия. В заговорах мифологические, религиозные, магические мотивы соединяются с элементами высокой поэзии.
История заговоров
Первые упоминания о заговорах встречаются в летописях, где упоминается о клятвах, произносившихся в X в. при заключении мирных договоров с греками. В памятниках XII-XV веков упоминаются заговоры и чары, бабы-чародейки. О массовом же распространении заговоров свидетельствуют судебные дела XVII-XVIII веков, так как знахарство жестоко преследовалось церковью и государством.
Сборники “Великорусские заклинания” (1869),подготовленный Л. Майковым; “Русская народно-бытовая медицина” Г.Попова (1903); “Заговоры, обереги, спасительные молитвы и пр.” Н.Виноградова; “Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии” (1878) П.С. Ефименко свидетельствуют о повсеместном бытовании заговоров в XIX начала XX веков среди народа.
Хотя упоминания о самих текстах заговоров известны давно, первые публикации, связанные с исследованием этого жанра, появились в середине XIX века. В 1841 году вышла в свет книга И.Сахарова “Сказания русского народа”. Одна из частей труда И.Сахарова была озаглавлена “Русское народное чернокнижие”, в этой части автор книги рассматривал вопросы, связанные со знахарством, кудесничеством.
Продолжили изучение заговоров за Сахаровым В.И.Даль (“О повериях, суевериях русского народа”), Ф.И.Буслаев (“Исторические очерки русской народной словесности”), А.Н.Афанасьев “Поэтические воззрения славян на природу”. Эти работы стали основой собственно научного изучения заговоров. Ф.И.Буслаев, А.Афанасьев, В.Даль в своих работах затрагивали проблемы происхождения заговора, его историческую жизнь и развитие данного жанра.
Исследование генезиса заговоров было продолжено и рассмотрено в трудах
А.Н.Веселовского (“Разыскания в области русского духовного стиха”), А.А.Потебни. Теория А.Потебни, трактующая заговор “как словесное изображение пожелания через сравнение”, развитая в работе “Объяснение малорусских и сродных песен”, оказала воздействие на дальнейшее исследование заговора.
Огромный вклад в изучение заговора внесла монография Н.Ф.Познанского “Заговоры. Опыт исследования происхождения и развития заговорных формул”. Можно сказать, в книге Н.Познанского подведены весьма внушительные итоги работы русских и европейских ученых в области исследования заговора как жанра устного народного творчества и изложен личный подход автора книги к проблемам происхождения заговора, его развития, функционирования и т.д.
Значительна работа А.Блока “Поэзия заговоров и заклинаний”. В своей статье поэт обратил внимание на удивительную лиричность и поэтичность заговора.
После 1917 года изучению и собиранию заговоров в России уделялось значительно меньше внимания, чем они заслуживают.
В 1936 году на Всероссийской конференции по фольклору был прочитан обзорный доклад В.П.Петрова о заговорах, но, к сожалению, он не был сразу опубликован. В советское время изучению заговоров были посвящены работы А.М.Астаховой, П.Г.Богатырева, Н.И.Савушкиной, З.И.Власовой, В.Н.Топорова и другие. В трудах этих ученых особое внимание уделяется изучению поэтики заговора, его структуры, изменению этого жанра, композиции, образов. Подробную классификацию персонажей (образов), встречающихся в заговорах, представила О.А.Черепанова в статье “Типологическая и лингвистическая интерпретация некоторых элементов заговоров”. Известны работы, посвященные изучению именно любовных заговоров: Ю.А.Киселевой “О функциональносмысловой структуре
любовных заговоров”, И.Чернова “О структуре русских любовных заговоров”.
Композиция заговоров
По композиции дошедшие до нас заговоры представляют собой довольно пестрое явление. Можно предположить, что наиболее древним видом построения заговоров является их двухчастная форма. В первой части дается описание заговорного обряда, а во второй приводится сама заговорная формула, заканчивающаяся «закрепкой». Так, характерен заговор на хороший рост растений. Он начинается с описания самого заговорного действа: «Встану я, раб божий (имярек), благословясь, пойду помолясь из избы в двери, из дверей в вороты, в чистое поле, прямо на восток и скажу. » И далее после слова «скажу» идет уже сама заговорная формула: «Гой еси солнце жаркое, не пали и не пожигай ты овощь и хлеб мой (имярек), а жги и пали куколь и полынь-траву». И заканчивается эта заговорная формула «закрепкой»: «Будьте мои слова крепки и лепки» [2, № 277]. Однако такие двухчастные композиции в имеющихся публикациях встречаются нечасто. С течением времени, в связи с отмиранием заговорного обряда, сокращается, а затем и совсем отмирает первая часть заговора, содержащая описание обряда. В зачинах многих заговоров мы обнаруживаем влияние христианской религии. Такие заговоры, как правило, начинаются словами: «Господи боже, благослови Христос!» , «Во имя отца и сына и святого духа, аминь» и т. п. «Закрепка», которой заканчивается заговорная формула, по мнению заговаривающих, служит для закрепления сказанного, повышения магической действенности заговора. «Закрепки» нередко строятся на принципе сравнения. И они также иногда испытывают влияние христианской религии. Вот пример такой «закрепки»: «Все мои слова, будьте благословенны, сильны и крепки, крепчае и жесточае и железа и булату, и вострого ножа, и ногтей орлиных, и всех моих сильных и крепких слов.
Казанская богородица печать свою приложила златым своим перстнем. Всегда отныне и до веку. Замок камень. Аминь, аминь, аминь!». Поэтический стиль и ритмика. В основе создания заговоров лежит принцип сравнения тех или иных явлений, образов или предметов. Необычно широкое употребление сравнений составляет их жанровую стилистическую специфику. Нередки случаи, когда в заговоре применяется не одно, а несколько сравнений. Так, в одной «присушке» заговаривающий молодец хочет, чтобы присушиваемая им девушка так сильно тосковала по нему, как тоскует «мать по дитяти, корова по теленке, кошка по котятам, утка по утятам и т. д.». Иногда сравнения в заговорах переходят в гиперболы. Так, в одном заклинании заговаривающий пастух говорит: «И как стекаются реки к окиану морю с тонучих гор, с дремучих лесов, со мхов и болот, и поточин, и с пахотных земель, и с лесных покосов, так бы приходил мой милой живот, крестьянский скот, сам с лесу домой». Второй отличительной особенностью стиля заговоров является довольно частое употребление в них «сквозных эпитетов», которые служат средством усиления, подчеркивания и выделения основной мысли. Так, в заговоре, назначение которого «присушить» девушку, сквозным эпитетом является прилагательное «сухой». Вот отрывок из этого заговора: «. у того у белого камня стоит сухое дерево, у того сухого дерева стоит сухой мужик, сечет сухое дерево и кладет на огонь. Коль скоро и круто разгоралось сухое дерево, так бы скоро и круто разгоралось сердце у рабы божией (такой-то) по рабе божием (таком-то)». Для поэтического стиля заговоров характерно широкое употребление всевозможных повторов, которые в значительной мере обусловлены стремлением к максимальной детализации и конкретизации. Примером может служить заговор от змеиного ужаления. «Ты, змея Ирина, ты, змея Катерина, ты, змея полевая, ты, змея луговая, ты, змея болотная, ты, змея подколодная, собирайтесь у круг и говорите удруг, вынимайте нечистый яд от суставов, от полусуставов, от жил, от полужил, от полупожилков, от тридевять суставов, от тридевять
полусуставов, от черной шерсти, от белого тела, от чистой крови, от чистого сердца, от буйной головы». В приведенном примере слова «сустав», «полусустав» и «полужилия» употреблены дважды, слово «змея» —шесть раз и предлог «от» —тринадцать. Эти повторы значительно усиливают выразительность заговора. С особенностями синтаксиса, и прежде всего широким употреблением повторов, в заговорах связано своеобразие их ритмики. Ритм в заговорной прозе основан на чередовании определенных интонационно сходных речевых отрезков, чаще всего лишенных какой-либо соизмеримости (и по числу слогов, и по расстановке ударений). Но иногда в заговорах можно отметить И определенную соизмеримость нескольких рядом стоящих речевых отрезков, и даже рифму. Тогда перед нами — типичный раешный стих’. Приведем пример из одной любовной «отсушки»: На море на окиане, уста не растворяются, на острове на Буяне сердце не сокрушается, стоит столб; Так бы и у (имярек) на том столбе стоит дубовая гробница: сердце бы не сокрушалося, в ней лежит красная девица, кровь не разгоралася, тоска-чаровница; сама бы не убивалася, кровь у нее не разгорается, в тоску не вдавалася. ноженьки не поднимаются, Аминь, глаза не раскрываются, Своеобразная ритмика заговоров заметно выделяет их из обыденной разговорной речи, подчеркивает интонационную необычность и тем самым увеличивает веру в силу их магического воздействия. Придавая большое значение интонационно-ритмической организации речи в заговоре, А. Блок писал: «Ритмическое заклинание гипнотизирует, внушает, принуждает» [7, 53]. Из сказанного очевидно, что жанр заговора отличается ярким своеобразием как в своем назначении, так и в содержании и художественной форме. А. М. Горький отмечал, что заговоры, как и другие виды старинного фольклора, играли большую роль в жизни древнего человека. В них, по определению Горького, выражалось «стремление древних рабочих людей облегчить свой труд, усилить его продуктивность, вооружиться против четвероногих и двуногих врагов, а также силою слова,
Русские народные заговоры
Глубока мудрость народная и широки народные взгляды, которые выразились и продолжают выражаться в фольклорных произведениях, но особое место среди них занимают заговоры. Тянущиеся из глубокой древности слова, заклинающие ради избавления и облегчения или проклинающие супротивника, в комплексе с изучением обрядов и ритуалов их сопровождающих, народные заговоры дают богатый материал для понимания мировоззрения наших предков в древние времена. Хотя с появлением христианства их содержание претерпело, в силу объективных причин, существенные изменения и “чистых языческих” народных заговоров до нас дошло не так уж много, но с помощью сопоставления разных произведений фольклора вполне возможно нарисовать себе общую картину духовного мира простого, в частности, русского народа.
Все заговорные тексты (заговоры, наговоры, заклинания, обереги и молитвы, которые вероятно появились из заговоров) поделены на категории согласно их применения, орфография источников скорректирована к современному языку без ущерба смыслу и звучанию, за исключением явных ошибок. В отдельный раздел вынесены русские народные молитвы (учитывая, что нет точной границы между заговорами и народными молитвами, то содержание этого раздела остаётся на совести составителя). Все тексты заговоров и заклинаний вы можете читать онлайн и свободно использовать в любых целях, но буду весьма признателен за обратную ссылку на цитируемый или заимствованный заговор. Сборник русских народных заговоров постепенно пополняется.
Русские народные заговоры
Заговоры и обереги на войне
Заговоры на любовь, тоску или присушку, и разлуку
Заговоры на остуду, размолвку и разлуку
Порча, сглаз, колдовство и нечистая сила
Заговоры на хозяйство и скотину
Заговоры на природу (природные явления)
Заговоры на животных
Заговоры на охоту и рыбалку
Заговоры на разные бытовые и деловые случаи
Заговоры при взаимодействиии с обществом и государством
Заговоры на подход (для расположения начальства или нужного человека к себе)
Заговоры от человеческого зла
Заговоры детям (ребёнку)
Заговоры от человеческих болезней и на здоровье
- Заговоры на остановку кровотечения и от заражения крови (На заживление ран)
- Заговоры от болезней глаз
- Заговоры от болезней горла
- Заговоры от болезней сердца
- Заговоры от боли в спине
- Заговоры от грыжи
- Заговоры от зубной боли
- Заговоры от чирия или гнойного нарыва
- Заговоры от ожога
- Заговоры от ушиба
- Заговоры против мужского бессилия (импотенции)
Я, конечно, скептически отношусь к использованию заговоров и заклинаний по его прямому назначению. Считается, что при заговорах и наговорах точность воспроизведения слов и ритма изложения, а также психическое состояние заговаривающего имеют определяющее значение для благополучного исхода просимого или заклинаемого. Также наверняка есть какие-либо искажения в обрядах, слова эти сопровождающих, либо эти ритуалы вообще утеряны, либо размыт их первоначальный смысл. Потому на первый план, я полагаю, должно выходить желание просящего, преобразованное в устремление получить желаемое, иногда это ещё называют намерением. Используя магнетизм своего желания осознанно, в итоге вполне можно обойтись и без словесного заклинания, которое слишком неустойчиво в смысловом и звуковом плане и со временем теряет свою изначально заложенную полезную нагрузку вместе со сменой представлений и понятий.
Думаю, что фольклорный материал, выложеный здесь более полезен с исторической, этнографической, литературной и поэтической стороны. Хотя, кто знает, какие тайны ещё хранят наши язык и наше слово?
Источники русских народных заговоров, оберегов и заклинаний:
1. Сказания русского народа Сахарова, Том I. из. III. 1841 г.
2. Летописи русской литературы и древности, издаваемые Николаем Тихонравовым т. 3, 1861 г.
3. Великорусские заклинания, Л. Н. Майков, 1869 г.
4. Таинственные чары. М., 1876.
5. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. Собр. П. С. Ефименком, 1878 г.
6. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия, М. Забылин, 1880 г.
7. Свящ. Алексей Соболев. Обряд прощания с землей пред исповедью, заговоры и духовные стихи. Губ. гор. Владимир, 1914.
8. В. Серебренников. Народные заговоры, записанные в Оханском уез., Пермской губ. Пермь. 1918 г .
9. Топорков А.Л. (сост.). Русские заговоры из рукописных источников XVII-первой половины XIX в., 2010.
Заговор (обряд)
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 мая 2011.
За́гово́р (или нагово́р, заклятие, примолвка) — народно-поэтическая заклинательная словесная формула, которой приписывается магическая сила.
Содержание
Происхождение
Возникший из языческих молитв и заклинаний, заговор основывался первоначально на силе человеческого слова, потом на авторитете призываемого в нём божества, далее — на авторитете заговаривающего лица и убеждении современного простолюдина; вся сила заговора в точном произнесении известных слов и исполнении сопровождающих обрядов. Первоначально язычник силою заповедного слова заговора надеялся принудить боготворимые силы и явления природы ко всему, что ему угодно, и прибегал к заговорам весьма часто.
С течением времени круг применения заговоров сокращался; наконец, таинственные формулы перестали быть доступными всем; выделился особый класс людей, ведающих таинственную силу обрядов и молений и умеющих совершать эти обряды. Люди эти — знахари, ведуны, колдуны, волхвы и т. д.
В дохристианскую эпоху в заговорах обращались преимущественно к силам и явлениям природы. Обращения к солнцу, месяцу, звездам, заре, ветрам, огню, грому, дождю и т. п. — наиболее часто встречаемые в заговорах. С принятием христианства стали появляться и обращения к Господу, Богородице, святым.
Классификация
Все заговоры делятся на:
- заговор с действиями и обрядами;
- заговор без них.
Действия и обряды были весьма многочисленны и разнообразны. Наговаривали на соль, мыло, белила, кости мертвецов, воду, оружие, вино, уксус… [источник не указан 845 дней] .
Почти на все случаи были особые заговоры и особые действия, их сопровождающие. Наибольшею популярностью и уважением пользовались и пользуются многочисленные заговоры, имеющие врачебную цель и часто помещаемые в лечебниках и травниках.
Структура
Несмотря на свое разнообразие, заговоры имеют общую структуру.
1) «Задел», во время произнесения которого оператор входит в состояние изменённого сознания и деперсонализации (что защищает оператора) Пример задела: «Язык — проветчик, зубы — межа, глаза — вода, лоб — бор, веди меня (имя), сударушка — царица Мара-Моренушка, на двор, бери клюкву, мели муку, пеки хлеб, корми меня, будь отныне и до веку моя».
2) Открытие заговора, то есть формулы типа: «Встану я (имя), благословясь, умоюсь водою, росою, утруся платком тканым, пойду перекрестяся, из избы в двери, из ворот в ворота, на восток», то есть — действие либо представляется оператором мысленно, либо реально совершается им и последовательно «проговаривается».
3) Выражения желания — иногда пространно, иногда кратко.
4) Уподобления символа, то есть сравнения желаемого явления с каким-либо явлением в природе, обращения к стихиям — солнцу, месяцу, звездам, заре, ветрам, огню, грому, дождю, воде — с просьбой о помощи.
5) Закрепление заговора или «ключ». Пример: «будьте слова моя крепки и лепки до веку; нет моим словам переговора и недоговора; будь ты, мой приговор, крепче камня и железа»… или «замыкаю свои слова замками, бросаю ключи под бел горючь камень алатырь; а как у замков смычи крепки, так мои слова метки»…, «Слово каменное, замок железный. Кто тот замок изгложет, слова мои переможет. Так быть сему!»
Техника исполнения
Произносились заговоры вначале «зычным голосом», а потом, особенно лечебные заговоры — «шепотом» (шептания). Хорошо известна практика произнесении лечебных заговоров с использованием техники «горлового пения». Техника широко используется шаманами. Сторонники этого метода утверждают, что божественные силы воспринимают именно эту тональность человеческого голоса. В северной традиции используется техника «пропевания» заговоров. Поэтому маг рунической традиции (Megin Runar) должен обладать развитым слухом, сильным и звучным голосом и даром «убеждения». Последнее не совсем относится к понятию ораторского искусства, а скорее к явлению природного магнетизма, обаяния, харизмы. Традиция наложения проклятий или Magia Maleficio предполагает некую «жуткую» тональность в голосе, выделяющую такого Мага среди прочих. Наиболее этот звук походит на хриплый и неблагозвучный вой, вызывающий у услышавшего чувство сильного дискомфорта и эмоциональной подавленности.
Сборники
Заговоры напечатаны у Сахарова в «Сказаниях русск. народа», т. I; в «Архиве» Калачева, кн. 2; у Тихонравова, «Летопис. рус. литер.», т. IV и V; в сборнике Л. Майкова «Великорусские заклинания»; у Ефименко в «Сборнике малор. заклинаний»; в ст. Щурова «Знахарство на Руси» («Чтения Московского общества истории и древностей», 1867 г. № 4); в «Киевской старине» за 1883—1887 г.; в «Известиях Импер. общества любителей естествознания, антропологии и этнографии» (т. XXX, в. 2, и др.).
Литература
- Грушко Е. А., Медведев Ю. М. Словарь русских суеверий, заклинаний, примет и поверий. — Нижний Новгород: «Русский купец» и «Братья славяне», 1995. — 560 с.
- Ермакова Е. Е. Сибирская заговорная традиция (конец XX — начало XXI вв.) / Е. Е. Ермакова; под ред. И. С. Карабулатовой. — Тюмень: Издатель Пашкин, 2005. — 496 с. — ISBN 5-902846-04-8. — [1].
- Заговоры // Фундаментальная русская бибилотека. Русская литература и фольклор. [2].
- Кляус В. Л. Публикация русских заговоров 1997—1998 гг. // Живая старина. — 1999. — № 1. — С. 54.
- Померанцева Э. В. Заговор // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1964. — Т. 2. — Стб. 971—972. — [3].
- Русские обычаи, обряды, предания и суеверия / Сост. А. В. Копылова. — М.: РИПОЛ классик, 2003. — 384 с.
- Соколов Ю., Шор Р. Заговор // Литературная энциклопедия: В 11 т. — [М.], 1929—1939. — Т. 4. — [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. — Стб. 276—285. — [4].
- Степанова Н. И. Откуда пришли заговоры // Магия и жизнь. — 2—15 февраля 2009 года. — № 3 (84). — С. 4—5. — [5].
- Толстая С. М. Заговор // Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М .: Международные отношения, 1999. — Т. 2. — С. 239—244. — ISBN 5-7133-0982-7.
- Топоров В. Н. Заговоры и мифы // Мифы народов мира: Энциклопедия / Гл. ред. С. А. Токарев. — М.: Сов. энцикл., 1980. — Т. 1. — С. 450—452.
- Фудзивара Д. «Настоящее» и «ненастоящее» в русской магической традиции: Пересмотр фольклорной практики // Живая старина. — 2004. — № 2 (42). — С. 16—22. [6].
- Юдин А. В. Ономастикон русских заговоров. Имена собственные в русском магическом фольклоре. — М.: МОНФ, 1997. — 319 с. — [7].
Примечания
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
Заговор как древнейший вид сакрального фольклора в языческой культуре славян Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»
Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кормильцева Ольга Витальевна
В статье рассматривается различные подходы учёных в определении феномена заговора как древнейшего вида сакрального фольклора в языческой славянской культуре , особенности его происхождения, а также значение заговорного слова в жизни человека.
Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Кормильцева Ольга Витальевна
Категории формы и содержания в отечественной культуре 30-х гг. XX В. : соцреализм как «Новый классицизм»
The conspiracy as an ancient type of sacral folklore in pagan slavic culture
Describes the different approaches of scientists in the definition of conspiracy as the most ancient kind of sacral folklore in pagan slavic culture, especially its origin, and the meaning of zagovornogo words in a person’s life.
Текст научной работы на тему «Заговор как древнейший вид сакрального фольклора в языческой культуре славян»
дожественного творчества. Особенность такого функционирования составляет ориентация на массового реципиента, вызывающая и массовые же формы его воплощения. Этим объясняется повышенное внимание художников 20-х к формам массовыхдейств, хоровой песни, плаката, монументальной скульптуры.
Культура же 30-х нацелена на гармонизацию человека в обществе через предлагаемые ей унифицированные адаптационные стратегии, результатом чего становится нивелировка личности и потеря собственного “Я”. В ситуации же 30-х годов искусство используется в качестве мощного и эффективного средства адаптации индивида к стремительно изменяющимся условиям его бытования. Именно факторами социального характера было обусловлено решительное изменение социально-психологической направленности искусства, причудливый поворот от высокого к массовому в художественной культуре, перестройка в жанровой и стилевой иерархии. В обращении кклассическомунасле-дию, вопреки официально декларируемой верности реализму, дает о себе знать в гораздо большей мере ориентация на принципы и нормы, провозглашенные в свое время классицизмом и используемые в целях подчинения интересов личности интересам государства. Именно этими своими чертами искусство 30-х годов тяготеет к массовой культуре, проявляя адаптационный характер и обладая такими особенностями, как производство некритического сознания, клишированность образов и схематизм ситуаций. Между тем, формы, в которые облекается такое содержание, характерны как раз для культуры высокой. Эти элитарные формы искусства стимулировались, главным образом, мотивами внехудожественного характера. Великая эпоха должна была найти свое отражение в величественных (по существу, помпезных) творениях, призванных выражать величие
эпохи, оказывать суггестивное влияние на общественное сознание.
Описание природы искусства 30-х годов как феномена, тяготеющего к массовой культуре, но функционировавшего в не характерных для него элитарных формах, ни в какой мере не претендует на целостную характеристику художественной культуры этого периода. Напротив, искусство 30-х годов было гораздо богаче, чем наличествовавшая в нем негативная тенденция. В эти годы творили Эйзенштейн и Довженко, Прокофьев и Шостакович, Станиславский и Мейерхольд и т.д.,- созвездие имен, составивших славу мирового искусства. Об эпохе 30-х годов представляется неправомерным судить однозначно. Сама жизнь нуждалась в искусстве художественной правды и она стимулировала появление отнюдь не только массовой художественной продукции.
1. Асафьев Б. Композиторы, поспешите! //Академик Б.В. Асафьев. Избр. труды. – В 5-ти т. – М., 1957. – Т. 5.
2. Бескин 0. 0 незаинтересованности эстетического суждения // Искусство. – 1933. – № 6.
3. Бескин 0. Формализм в живописи // Искусство. – 1933. – № 3.
4. История русского искусства. – Т. XI. – М., 1957.
5 История современной отечественной музыки. – Вып. I. (1917 -1941).- М., 1995.
6. История эстетической мысли: Становление и развитие эстетики как науки. – Т. II. Средневековый восток. Европа XV-XVIII вв. – М., 1985.
7. Келдыш Ю. Закономерности развития музыки в социалистическом обществе // “Советская музыка”. -1976. – № 6.
8. Москва – Берлин / Berlin – Moskau. 1900 -1950: Изобразительное искусство, фотография, архитектура, театр, литература, музыка, кино.
– Москва, Берлин, Мюнхен, 1996.
9. Паперный В. Культура “Два” / В. Паперный. – М., 1996.
10. Ромм М.В. Теоретико-методологические проблемы исследования социальной адаптации личности: дис. канд. соц. наук. -Новосибирск, 1995.
11. Синявский А. Что такое социалистический реализм (фрагмент из работы) // Избавление от миражей. Соцреализм сегодня. – М., 1990.
12. Совещание деятелей советской музыки в ЦК ВКП(б). – М., 1948.
THE CONSPIRACY AS AN ANCIENT TYPE OF SACRAL FOLKLORE IN PAGAN SLAVIC CULTURE
Kormiltceva Olga Vitalevna, Student, Faculty of Arts, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol E-mail: patriotsea 19@yandex. ru
Describes the different approaches of scientists in the definition of conspiracy as the most ancient kind of sacral folklore in pagan slavic culture, especially its origin, and the meaning of zagovornogo words in a person’s life.
Keywords: slavonic culture; pagan mythology; conspiracy; prayer-myths; zagovornoe the floor.
УДК398 ЗАГОВОР КАК ДРЕВНЕЙШИЙ ВИД САКРАЛЬНОГО
ФОЛЬКЛОРА В ЯЗЫЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СЛАВЯН
© Кормильцева О.В., 2012 В статье рассматривается различные подходы учёных в определении феномена заговора как древнейшего вида сакрального фольклора в языческой славянской культуре, особенности его происхождения, а также значение заговорного слова в жизни человека.
Ключевые слова: славянская культура; языческая мифология; заговор; молитвы-мифы; заговорное слово.
Заговоры являются своеобразным видом обрядового фольклора, и представляют собой наиболее архаичную составляющую часть традиционной славянской культуры. Любые действия у языческих славян, начиная от обыденно-практических и заканчивая обрядовыми, по справедливому замечанию О.С. Осиповой, имели глубокое сакральное значение. В частности, подчёркивая сакральное значение заговоров, она отмечает, что ” они в большей или меньшей степени были судьбоносными и взаимосвязанными от Мироздания в целом. Осознание важности этого взаимовлияния и уважения высших планов бытия обычно проявлялось в форме почитания, поклонения, комплекса обрядов и культов, магических действий и заговоров и, вообще, придания всему священного значения” [6, с. 45].
Научное внимание к заговорам возникло лишь во второй трети XIX века. Начальным толчком для первых исследований язычества послужили труды собирателей и хранителей языческой мифологии -М.И. Касторского, Н.И. Костомарова, И.П. Сахарова, И.М. Снегирева, Д.О. Шеппинга [5]. Д.О. Шеппингом были сделаны интересные наблюдения относительно славянских заговоров, положившие началодальнейшим исследованиям и обозначившие основные направления и идеи. Заговор, по его мнению, “не что иное, как молитва; а суеверные же гадания и обряды выгонения или обмывания болезней и злых наваждений, совершаемые доныне нашими знахарями, – осколки искупительных жертвоприношений и очищений посредством священных стихий воды и огня, точно так же, как многие из наших обрядных песен еще остатки древних богослужебных гимнов” [9, с. 110].
Основными вопросами происхождения заговорных формул, их функций и роли в духовной культуре древних славян, занимались такие учёные, как А.Н. Афанасьев, Ф.И. Буслаев, А.Н. Веселовский, О.Ф. Миллер, И.И. Срезневский. А.Н. Афанасьев, к решению вопроса о сущности и происхождении заговоров, рассматривал их как остатки, “обломки” древнейшей языческой мифологии, справедливо отмечая их связь с языческой традицией. По его определению, “заговоры – это один из древнейших видов сакрального фольклора, возникновение которого относится к так называемому “эпическому периоду”, когда мифотворчество праславян достигало своего расцвета” [1, с. 23]. Также А.Н. Афанасьевым была начата разработка вопроса о происхождении заговоров как общего элемента индоевропейской культуры, их связь с древнейшей традицией.
Практика применения заговоров уходит своими корнями в глубокую древность. По мнению Ф.Ф. Болонева, “ещё до принятия на Руси христианства заговоры имели большое распространение среди народа, о чём свидетельствуют летописные источники: “. в си роди много волхвуют жены чародейством, и отравою, и инеми бесовьскыми козньми. Но и мужи прелщены бывають от бесовь невернии. ” [3]. В.П. Петров, опираясь в исследованиях на судебные дела ХУП-ХУШ веков, приходит к выводу, что и в это время заговоры также имели широкое бытование [7].
Первым учёным, научно обосновавшим и определившим языческое происхождение славянских заговоров, стал Ф.И. Буслаев. Он считал, что первоначальные заговоры – это древнейшие “молитвы-мифы”, обращенные к языческим божествам и запечатлевшие в себе сакральные представления славян. По его мнению, их возникновение “идёт непосредственно от периода языческого., они находятся в теснейшей связи с первобытной эпической поэзией, входят в древнейший эпический миф как отдельные эпизоды” [4, с. 251].
Современная наука придерживается мнения, что подавляющее большинство заговоров имеют социально-бытовое предназначение: это заговоры лечебные, обережные, любовные, связанные с урожа-
КОРМИЛЬЦЕВА Ольга Витальевна,
студентка, факультет Искусств, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь patriotsea 19@yandex.ru
Классификация и поэтика заговоров.
1. Определение заговора, его происхождение, связь с мифологическим мышлением.
2. Основные тематические группы заговоров.
3. Поэтика заговоров. Особенности композиции и сюжета.
4. Специфика бытования заговоров, публикации.
Среди других видов устного народного творчества заговоры занимают своеобразное место. От прочих жанров фольклора (песни, сказки, былины, легенды и т.д.) они отличаются прежде всего тем, что представляют собой средства для достижения определенной практической цели. Заговоры тесно связаны с бытом, они утилитарны. Однако в них налицо и несомненные проявления неосознанно-художественного отражения мира.
В кратком определении заговор есть традиционная ритмически организованная формула, которую человек считал магическим средством достижения различных практических целей.
Мы относим заговор к обрядовой поэзии, потому что словесная формула заговора обычно сосуществует с действием, причем действие и слово оказываются взаимообратимыми и тождественными по функции. Предполагается, что одной и той же цели можно достичь и с помощью слова, и с помощью действия. Часто словесная заговорная формула представляет собой только словесное выражение, словесное описание, изображение совершаемого действия.
По вопросу происхождения заговоров высказывались различные точки зрения. Так, мифологи, в частности А.Н.Афанасьев , определял заговоры как обломки древних языческих молитв и заклинаний. Наиболее яркими примерами таких молитв считались тексты, содержащие обращения к природным стихиям – месяцу, звездам, солнцу, заре и т.д.
Мифологическому противопоставлено формалистическое определение заговора как сравнения и психологическое определение сравнения как ассоциации.
Потебня и Зелинский (конец 19 – начало 20 века) утверждали, что в основе заговоров лежит не молитвенное обращение к языческим стихийным божествам, а примета, простое восприятие явлений, ассоциация как первичная функция сознания, свойственная человеку еще на до-языковой стадии его существования.
Если углубиться в древность, можно убедиться в том, что из древнейших времен восточнославянские племена вынесли промыслово-хозяйственные заговоры. По общему взгляду на заговоры, свойственному первобытнообщинному периоду, успех в охоте и скотоводстве зависел от того, насколько данный охотник или владелец стада знал нужные заговоры.
Особенно обширную группу составляют заговоры, применяемые в домашнем обиходе крестьян и горожан. Все их мы можем назвать бытовыми заговорами. Это заговоры для призывания или отогнания нечистой силы, от пьянства, свадебные заговоры и особенно распространенные в быту – лечебные.
Заговоры против болезней – наиболее распространенный вид заговоров. Из 372 заговоров, помещенных в собрание Л.Н.Майкова «Великорусские заклинания» (1869), 275 относятся к числу лечебных. Это своеобразная по характеру представлений и действий с ними связанных группа.
^ Социальные заговоры. Обширна группа заговоров, регулирующих отношения людей в обществе: заговоры от злобы лихих людей, заговоры на подход к начальству, заговоры для идущего в суд, заговоры на ратное дело, на укрощение жестоких господ и.д. Особое место среди них занимают заговоры, касавшиеся семейно-брачных отношений.
В.П.Аникин отмечает, что композиция заговора до 10 века была проще той, которая известна по более поздним заговорам. Заговор, уже испытавший христианское влияние, нередко начинался с молитвенного вступления (1) «во имя отца и сына, и святого духа» или «Исусе Христе, сыне Божий, помилуй меня». Заговоры могут иметь и немолитвенное начало. Следующая часть– зачин (2): «Встану я, раб Божий (имярек), благословясь, пойду, перекрестясь, из избы дверьми, из двора воротами, в чистое поле». По существу, зачин есть словесное воспроизведение места обрядового действия.
Хотя заговаривающий осенял себя крестом, именовал себя рабом Божьим, тем не менее формула о рабе, выходящем из избы в поле воротами, удержала в себе элементы языческого обряда. Далее могли идти слова о фантастическом умывании, одевании утренним светом. Более абстрактна следующая часть – эпическая (3). В эпической части заговора встречается ряд традиционных мотивов: мотив чудесной щуки, мотив красной девицы, сидящей на камне и шьющей красной ниткой (на остановку крови), мотив сметания или смывания болезни.
За эпической частью в заговорах следует требование, так называемая императивная часть (4) – основная композиционная часть в заговоре, так как словесное требование всегда было главным моментом в нем. Например: «Как из неба синего дождь не канет, так бы у раба Божьего (имярек) кровь не канула».
Заговор завершался так называемой закрепкой (5): «Моим словам будь ключ и замок», «Слово моё крепко!» К числу поздних явлений можно отнести и зааминивание. (6).
Исконными, существующими до принятия Русью христианства в заговоре могли быть следующие элементы композиции: словесное изображение обрядового действия в зачине, эпическую часть, императивную часть с перечислением пожеланий и требований, а также закрепку. Заговорам дохристианской поры могла быть чужда молитвенность, заговор требовал, вынуждал воображаемые силы природы действовать в согласии с волей человека. Слияние заговора с молитвой произошло в более позднее время.
В заговоре видится влияние других жанров фольклора: сказочные средства, образы из загадок, заимствования из лирики. В заговоре встречаются фольклорные постоянные эпитеты: поле – чистое, леса дремучие, темные; звезды частые; цветы лазоревы; горы – высокие; пески – желтые; сердце – ретивое; очи – ясные; тело – белое; голова – буйная; молодец – удалый, добрый.
Заговору свойственна ритмичность: «Лютая змея, у тебя дом в пещере, а у раба Божия в деревне». В заговоре встречается палилогия – повторение каждой последующей строкой заключительных строк предыдущей: «На море на окияне, на острове Буяне стоит дуб.// Под тем дубом ракитовый куст.// Под тем кустом лежит бел камень.
Для заговора характерны глагольные окончания ритмически соразмерных синтаксических частей, то есть заговор нередко является стихом:
Едет Егорий храбрый на белыим коне,
Златым венцом украшается,
Булатным копьем подпирается,
С татем ночным встречается.
Заговор сохранял многочисленные лексические повторы, а также повторения однажды выбранного синтаксического строя.
Основная литература
1.
Аникин В.П. Русский фольклор. – М.,1987. – С.94-119
2.
Петров В.П. Заговоры// Из истории русской советской фольклористики. –Л.,1981. – С. 77-142
Дополнительная литература
3.
Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М.Забылиным. – М., 1880 (репринтное издание – 1992)
4.
«Гой еси вы, добры молодцы». Русское народно-поэтическое творчество. Сост. П.С.Выходцева и Е.П.Холодовой, -М.,1979. – С.343-347
5.
Русские заговоры и заклинания. Под ред. В.П.Аникина. – М., 1998
6.
Федорова В.П. Человек и слово в заговорах: Южное Зауралье. Конец ХХ века. _ Курган, 2003.
Классификация и поэтика заговоров.
Заговор – это традиционная ритмическая организованная словесная формула, которую человек считал магическим средством достижения различных практических целей. Заговору приписывали безусловную силу принудительного воздействия на людей и природу прежде всего в силу того, что он особым образом ритмически организован. Однако заговор – это не только словесная формулировка, это еще и обрядовое действие. То есть в заговоре слово неотрывно от действия. Заговоры произносятся в определенное время, в определенном месте и определенной манерой. Заговоры делятся на белые и черные. Белые – это которые приносят пользу, черные-вред. Есть заговоры: промыслово-хозяйственные, любовно-брачные, лечебные, заговоры на ратное дело, заговоры на порабощение жестоких господ. Тематика разнообразна. Отличительной чертой заговоров является обращение к явлениям природы или к самой природе: солнце, ветер, небо, воздух. У заговора строго определенная композиция. Заговор начинается с молитвенного вступления или позднее появляется просто зачин, после зачина идет эпическая часть, после эпической части и дет главная часть- императивная и в конце идет зааминивание.
Для заговоров характерно использование средств художественной изобразительности. Таких как эпитеты (золотой). Встречается такое явление как палиология, т.е повторение каждой последующей строкой заключительных строк предыдущей, для заговора характерны глагольные окончания. Огромное влияние оказал церковно-книжный стиль, т.е. обороты разные, обращения.
История государства Древнего Египта: Одним из основных аспектов изучения истории государств и права этих стран является.
Эталон единицы силы электрического тока: Эталон – это средство измерения, обеспечивающее воспроизведение и хранение.
Поиск по сайту
©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Славянские заговоры
Наши далекие предки прекрасно знали, что словом можно убить человека или, наоборот, исцелить. Ведь слово представляет собой определенную волновую вибрацию, которая выполняет созидательную или разрушительную программу. Древние знахари исцеляли больного с помощью особых словесных формул – заговоров, несущих особую звуковую вибрацию созидательной энергии. Заговоры использовались в различных магических обрядах и ритуалах, а также в повседневной жизни.
Виды заговоров и правила их чтения
Существуют заговоры для здоровья, на счастье, на любовь, от болезней, на воду, от сглаза и порчи и множество других. Но надо помнить, чтобы результат древних заклинаний был положительным, необходимо представлять перед собой яркий образ желаемого, а не просто произносить слова. Также очень важно искреннее отношение к происходящему.
Существуют особые правила чтения заговоров.
По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро – пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)
1.Произносить его необходимо шепотом или про себя, чтобы никто не мог услышать.
- Ни в коем случае нельзя изменять слова заговора, ведь тогда возникнет совсем другая звуковая вибрация, которая будет работать совсем по-другому.
- Заговорщик не должен иметь вредных привычек и иметь силу воли. Перед проведением обряда запрещается употребление алкоголя. Также рекомендуют воздержание от пищи и сексуальных контактов.
- Произносить заговоры необходимо строго по назначению, чтобы не потерять силу.
- Нельзя использовать силу заговорного слова ради материальной выгоды.
- Заговоры с созидающей силой можно читать в « легкие» дни недели – вторник, среду или субботу. А с разрушающей следует использовать в понедельник и пятницу.
- Самым главным в заговоре является мысль. Поэтому задача заговорного слова – оживить эту мысль.
Подобно древней магии, славянские заговоры могли решить многие проблемы: от несчастной любви до установления защиты от сглаза и негативной энергетики. Они помогали привлечь удачу и материальный достаток, исцеляли от болезней и сердечных недугов. Наши предки использовали силу заговорного слова на протяжении многих веков и тысячелетий. Некоторые из них в неизмененном виде дошли и до наших дней.
Слово «заговор» происходит от «говор», которое значило – проникнуть в высшие сферы, божественные. Поэтому стать ведуном мог лишь тот человек, который мог работать с мыслеобразами и произносить заклинания в нужном ритме с проникновением в вышние врата. Но часто для решения бытовых проблем не требовалось специальных обрядов, которые могли проводить лишь посвященные. Достаточно было просто произнести нужный заговор, поэтому волхвы часто делились с людьми этими знаниями, которые те могли применить и сами при необходимости.
Существуют заговоры, которые необходимо читать тихо и спокойно, – это зашептывания. Некоторые, наоборот, требуют громкого и отчетливого произнесения – это заклинания.
Примеры заговоров
Далее мы рассмотрим некоторые из древних заговоров, дошедших до наших дней, которые популярны и сегодня.
1.Заговор на исцеление.
Читается по вторникам, средам и субботам. Его можно использовать для лечения как себя, так и окружающих.
Нужно произнести такие слова:
- Заговор на избавление от болезни.
Этот заговор считается универсальным для лечения различных недугов.
3.Ритуал, избавляющий от обид и переживаний.
Человек, которого мучает душевная боль, должен отправиться в лес. Желательно, чтобы место было подальше от цивилизации. Нужно вырыть в земле небольшую яму и, наклонившись над ней, прокричать в нее всю накопившуюся боль. Кричать нужно до тех пор, пока вы не почувствуете облегчение и избавление от душевных переживаний. Теперь нужно быстро зарыть землю и уходить, ни в коем случае, не оглядываясь назад. Возвращаться на это место в будущем нельзя.
Можно также выговаривать свою душевную боль на проточную воду. Желательно, чтобы это была речка или родник. Но в крайнем случае сойдет и просто вода из крана. Нужно выговорить воде свою боль и обиды, а она унесет их далеко-далеко от вас.
- Заговор, избавляющий от бессонницы. Читается на рассвете солнца.
- Старинный ритуал, исцеляющий от болезней.
Проводился с помощью целительной силы Матери Сырой Земли. По часовой стрелке раскладывали камни в форме обережного круга. В центре делался своего рода алтарь, куда и становился проводящий ритуал. Он славил Мать Сыру Землю, высоко подняв вверх руки. На алтарь ставились две горящие свечи, а по правую и левую стороны – два сосуда с чистой водой. Проводящий ритуал брал сначала левую чашу с водой, подносил ко лбу и просил богиню о благословении исцелении.
Потом то же самое проделывал и с правым сосудом с водой. В конце благодарили Мать Сырую Землю. А целебную воду можно было пить при различных болезнях или втирать в кожу при кожных недугах.
6. Заговор от злых чар
- Заговор-оберег от сглаза и порчи.
Конечно, существует еще множество интересных, приносящих помощь и избавляющих от негатива славянских заговоров и ритуалов. Ко многим из них мы еще будем обращаться в наших следующих статьях.
Рекомендуем также посмотреть интересное видео на эту тему.