Заговор
тайное соглашение нескольких лиц о совместных действиях против кого-либо, чаще всего для достижения определенных политических целей.
тайное соглашение группы лиц, лидеров организаций о совместных действиях против кого-либо, чего-либо, направленное на достижение определенных политических целей.
Найдено схем по теме — 1
Найдено научных статей по теме — 15
Заговор власти опаснее «Заговора олигархов»
Театр политического кризиса: заговор как «Предмет веры»
В статье предложена интерпретация различного сорта «теорий заговора» как особого рода фрейма или парадигмы дискурса, предполагающих трактовку долговременных социетальных или даже глобальных трендов как следствий заговора, направле
Заговор молчания: сопряжения сакрального и политического в дискурсивных практиках современной России
Кто, что, когда и как в современной России говорит о взаимных импликациях сакрального и политического?
Заговор как древнейший вид сакрального фольклора в языческой культуре славян
В статье рассматривается различные подходы учёных в определении феномена заговора как древнейшего вида сакрального фольклора в языческой славянской культуре, особенности его происхождения, а также значение заговорного слова в жизн
ХАЙДЕГГЕР: ЗАГОВОР ПРОТИВ РЕАЛЬНОСТИ
Философская и текстуальная ситуация, сложившаяся в исследованиях Хайдеггера после запуска публикации его «Черных тетрадей», рассматривается в статье в контексте модернистского проекта Хайдеггера, предполагающего определенные страт
ПОЛИТИКА И ПОЭТИКА В ТЕОРИЯХ ЗАГОВОРА
Природное предназначение женщины и ее образы в русских заговорах (в записях XIX в. )
Михаил Алексеевский. Денежная магия для чайников: конструирование заговоров на богатство в постсовет
От феноменологии ветхости к заговору геронтологов
Теории заговора в современных политических идеологиях России и США: насколько маргинален язык конспи
В статье анализируется феномен теории заговора как инструмент популистской риторики, характерный для современных политических идеологий.
От заговора к ритуалу: краткий очерк трансформации понятия «Магия» на постсоветском пространстве
В статье поднимается вопрос об определении магии в контексте гуманитарных наук и показывается, как фальсифицируются многие распространенные рабочие определения.
Растительные образы в новогреческих народных лечебных заговорах
МИР ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ В МОЛИТВАХ И ЗАГОВОРАХ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН В СРАВНИТЕЛЬНОМ ОСВЕЩЕНИИ
В статье рассматриваются тексты молитв и лечебных заговоров восточных славян с целью определения представлений о болезни и здоровье в православной и знахарской традиции.
Древняя ДНК «Заговорила»
На третье место в списке научных итогов первого десятилетия нашего века эксперты «Science» поместили успехи использования молекулярно-генетических методов в археологии и палеонтологии.
Аспекты исследования классификации текстов-заговоров
В статье изучены некоторые аспекты исследования классификации заговорных текстов. Проанализированы особенности использования заклинаний в быту наших предков.
Найдено книг по теме — 16
Похожие термины:
ЗАГОВОР ГУБЕРНАТОРОВ
Якобы существовавшая попытка трех губернаторов (М. Прусак, К. Титов, Г. Игумнов) выступить в Госсовете с политической инициативой против реформ президента В. В. Путина. Предполагалось, что в результ
ЗАГОВОР ПОЛИТИЧЕСКИЙ
тайный сговор нескольких лиц для достижения политических целей, представляет собой одно из традиционно эффективных средств борьбы за власть и влияние в политике. Роль заговора наиболее значител
Заговора теория
объяснение бедственных и иных негативных процессов в стране или великой культуре исключительно подрывной деятельностью враждебных спецслужб и/или «мировой закулисы» (см. Закулиса мировая).
Заговор
Заговор — тайное соглашение о совместных организованных действиях, преследующих цель захватить власть или совершить иное преступление против существующего строя.
Содержание
Дворцовые заговоры
Наиболее хорошо изучены дворцовые заговоры в монархических государствах, которые вызваны борьбой за власть и ведут к дворцовым переворотам. Так например, приход Екатерины Второй к власти был совершён в результате свержения её мужа Петра III, который затем погиб при невыясненных обстоятельствах. Ради придания легитимности государственному перевороту Екатерина стремилась опорочить своего мужа и представить его неспособным правителем. Другой успешный дворцовый заговор — убийство Павла I, в котором участвовали иностранные дипломаты и престолонаследник Александр I
Известные заговоры
В советском и российском праве
Согласно Уголовному кодексу РСФСР 1960 г. заговор с целью захвата власти рассматривался как одна из форм измены Родине.
Согласно Уголовному кодексу РФ 1996 г. действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.
См. также
Ссылки
- Политические заговоры
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое “Заговор” в других словарях:
ЗАГОВОР — ЗАГОВОР, заговора, муж. 1. (заговор устар.), Тайное соглашение нескольких лиц о совместных действиях против кого нибудь для достижения каких нибудь определенных политических целей. Противоправительственный заговор. Раскрыт контрреволюционный… … Толковый словарь Ушакова
Заговор — заклинательная словесная формула, к рой приписывается магическая сила. Русские З. часто обозначаются и другими названиями, имеющими видовое значение, как то: наговоры, обереги, заклинания, присушки, отсухи, шептанья, слова и т. д. У немцев… … Литературная энциклопедия
заговор — См. козни … Словарь синонимов
заговор — (в знач. «тайное соглашение» и «магические слова, обладающие колдовской силой») и устарелое заговор. Пример устарелого ударения у А. Пушкина: «[Басманов:] Опальному изгнаннику легко Обдумывать мятеж и заговор» (Борис Годунов) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
заговор — ЗАГОВОР, а, муж. Тайное соглашение о совместных действиях против кого н. в политических и других целях. Антиправительственный з. • Заговор молчания (книжн.) сознательное замалчивание чего н., негласное соглашение не говорить о чём н. II. ЗАГОВОР … Толковый словарь Ожегова
ЗАГОВОР — тайное соглашение о совместных организованных действиях, преследующих цель захватить власть или совершить иное преступление против существующего строя. Во Франции понятие 3. представляет собой разновидность организации злоумышленников . Специфика … Юридический словарь
ЗАГОВОР 1 — ЗАГОВОР 1, а, м. Тайное соглашение о совместных действиях против кого н. в политических и других целях. Антиправительственный з. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ЗАГОВОР 2 — ЗАГОВОР 2, а, м. Магические слова, обладающие колдовской или целебной силой. З. от болезни. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ЗАГОВОР — «ЗАГОВОР», СССР, КИРГИЗФИЛЬМ, 1989, цв., 104 мин. Социальная драма. Кальман, освобожденный по амнистии из колонии, оказывается единственным, кто приходит на помощь женщине, у которой похитили ребенка. В ролях: Советбек Джумадылов (см.… … Энциклопедия кино
Заговор — тайное соглашение нескольких лиц о совместных действиях против кого либо, чаще всего для достижения определенных политических целей. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.
ЗАГОВОР — молчания. Книжн. Неодобр. Намеренное замалчивание печатью, общественностью и т. п. какого л. значительного, но неприятного факта, заслуги неугодного лица. ФСРЯ, 161; БТС, 554; ШЗФ 2001, 78. Быть в одном заговоре с кем. Печор. Работать вместе с… … Большой словарь русских поговорок
Значение слова «заговор»
ЗА́ГОВОР 1 , -а, м. Тайное соглашение нескольких лиц о совместных действиях против кого-, чего-л. для достижения каких-л. определенных политических целей. [Наполеон] втягивается в заговор, имеющий целью овладение властью, и заговор увенчивается успехом. Л. Толстой, Война и мир. || Тайный уговор, сговор. Мазурка началась. Грушницкий выбирал одну только княжну, другие кавалеры поминутно ее выбирали. Это явно был заговор против меня. Лермонтов, Княжна Мери.
ЗА́ГОВОР 2 , -а, м. Набор слов и выражений, предназначенный, по суеверным представлениям, воздействовать как магическое или целебное средство; заклинание. Приказчик Булдеева Иван Евсеич пришел к нему и посоветовал полечиться заговором [от зубной боли]. Чехов, Лошадиная фамилия.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- Заговор — тайное соглашение о совместных организованных действиях, преследующих цель захватить власть или совершить иное преступление против существующего строя.
ЗА’ГОВОР, а, м. 1. (загово́р устар.). Тайное соглашение нескольких лиц о совместных действиях против кого-н. для достижения каких-н. определенных политических целей. Противоправительственный з. Раскрыт контрреволюционный з. Всё это — загово́р! и в загово́ре был он сам и гости все. Грбдв. || Тайное соглашение, сговор. Кассиру удавалось долго скрывать растрату, так как он был в заговоре с бухгалтером. 2. Заклинание, магические слова, обладающие, по поверью, волшебной или целебной силой. З. против зубной боли. Заговоры основаны на вере в действие произносимых слов.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
за́говор I
1. тайное соглашение нескольких лиц о совместных действиях против кого-либо, чего-либо для достижения каких-либо целей ◆ Революционный за́говор.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
за́говор II
1. мифол. магические слова, обладающие колдовской или целебной силой и направленные на привлечение удачи, счастья, исцеление болезни и др
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова зачиненный (прилагательное):
Ассоциации к слову «заговор»
Синонимы к слову «заговор»
Предложения со словом «заговор»
- Теории заговора могут возникать в результате некоторых странностей и недостатков работы нашего мозга, но, как мы увидим, это далеко не уникальный случай.
Цитаты из русской классики со словом «заговор»
- Но, мало знакомый с историею стрелецких мятежей, он отнес к одному году (1683) и майское кровопролитие 1682 года, и бунт стрельцов после казни Хованского, и заговор Шакловитого, и падение Софии.
Сочетаемость слова «заговор»
Каким бывает «заговор»
Понятия со словом «заговор»
За́говор — тайное соглашение о совместных организованных действиях, преследующих цель захватить власть или совершить иное преступление против существующего строя.
За́говор Пизо́на (лат. coniuratio Pisonis) — крупный заговор против императора Нерона в 65 году с целью его убийства и передачи власти аристократу Гаю Кальпурнию Пизону. Закончился неудачей, большая часть участников погибла. Наиболее подробно описан у Тацита («Анналы», XV, 48—74), упоминается у Диона Кассия («Римская история», LXII, 24—27), Светония («Жизнь двенадцати цезарей», Нерон, 36) и Полиэна («Военные хитрости», VIII, 62).
Амбуа́зский за́говор — в истории Франции неудачная попытка в марте 1560 года некоторых вождей французских протестантов и династии Бурбонов захватить в плен короля Франциска II, вырвать власть из рук Гизов и передать её принцу Конде и его партии, попытка, послужившая прологом к продолжительной эпохе религиозных и гражданских войн XVI века.
Сентябрьский заговор (исп. Conspiración Septembrina) — эпизод истории государства Колумбия; покушение на жизнь главы Симона Боливара, состоявшееся 25 сентября 1828 года.
Масонский заговор — разновидность теории заговора, согласно которой существует связь между тайным обществом масонов и их влиянием на многие значительные исторические события, будь то государственные перевороты, революции, убийства знаменитых и влиятельных людей и т. д.
Значение слова заговор
1. (заговор устар.), Тайное соглашение нескольких лиц о совместных действиях против кого-нибудь для достижения каких-нибудь определенных политических целей. Противоправительственный заговор. Раскрыт контрреволюционный заговор. «Всё это – заговор! и в заговоре был он сам и гости все.» Грибоедов .
| Тайное соглашение, сговор. Кассиру удавалось долго скрывать растрату, так как он был в заговоре с бухгалтером.
2. Заклинание, магические слова, обладающие, по поверью, волшебной или целебной силой. Заговор против зубной боли. Заговоры основаны на вере в действие произносимых слов.
Политическая наука: Словарь-справочник
тайное соглашение нескольких лиц о совместных действиях против кого-либо, чаще всего для достижения определенных политических целей.
Этимологический Словарь Русского Языка
Время появления в русском языке – вторая половина XIII в.
Слово сформировалось на базе глагола «заговорить», имеющего значение «тайное соглашение о совместных действиях». В нетрадиционной медицине заговором называют «своеобразный обряд произнесения слов, сопровождающийся какими-либо действиями с целью предохранить от болезни».
Фразеологический словарь русского языка
Заговор молчания – общее замалчивания чего-либо
Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
древнейший жанр заклинательного фольклора, тесно связанный с магическими обрядами; словесная формула, которую считали средством воздействия на окружающий мир. Отличается особой композицией: зачин, эпическая повествовательная часть, приказная часть и закрепка.
Рб: роды и жанры литературы
Род: обрядовая поэзия
* “Существовали заговоры на удачную охоту и рыбную ловлю, любовно-брачные заговоры, заговоры против болезней и пр. Заговоры ритмичны, изобилуют повторением отдельных слов и оборотов (“. Есть море золото, на золоте море золото древо, на золоте древе золоты птицы. “). Повторения были средством психологического внушения и самовнушения” (В.П. Аникин). *
Словарь по мифологии М. Ладыгина.
За́говор – в мифологических представлениях людей способ материального изменения действительности с помощью словесной магии, особых словесных формул.
Источники:
● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь – М.: Издательство НОУ “Полярная звезда”, 2003.
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
Тайное соглашение нескольких лиц о совместных действиях против кого-н. для достижения каких-н. (чаще политических) целей.
* Участвовать в заговоре. Составить заговор. *
Специальный набор слов и выражений, которые, по мнению верящих, обладают колдовской или целебной силой; заклинание.
* Верить в заговоры. *
Уральская Историческая Энциклопедия
общее назв. магических жанров народнопоэтического творчества, представляющих собой словесную форму, нередко сопровождаемую ритуальным действием, к-рая обеспечивает выполнение желания исполнителя заговора объектом его чародейства, часто при посредстве чудесного помысла и выполнении определенных условий. На У. З. бытуют в письменной и устной формах начиная с XVIII в. Тематика З. определяется, с одной стороны, практическими потребностями исполнителей, с др., реальными возможностями природы и чел., но, как правило, относится к сфере деятельности, к-рая характеризуется большой долей случайности (охота, рыболовство и др.) или возможностью эмоционально-психологического воздействия как на окружающих, так и на самого себя (нек-рые обл. соц. и интимной жизни, медицина). Жанр, традиционно считающийся в высшей степени консервативным, сохраняет нек-рую способность к варьированию, и, как следствие этого, отражению отд. специфических региональных и ист.-культ. черт (детали быта, занятия, топонимы, диалектная лексика и т.д.)
Лит.: Лосев Л. Заговоры народные, записанные в Кунгурском округе // Кунгурско-Красноуфимский край, 1925. № 2; Серебрянников В. Народные заговоры, записанные в Оханском уезде Пермской губернии. Пермь, 1918; Собрание заговоров, употребляемых в Пермской губернии, как материал, для обличения суеверий пастырями // Пермские епархиальные ведомости, 1883; Богословский П.С. Кунгурские рукописные заговоры и их научное значение // Кунгурско-Красноуфимский край, 1925. № 3; Липатов В.А. К проблеме региональной специфики фольклора. О вариативности заговоров // П.И.Чайковский и Урал. Ижевск, 1983.
Словарь Ожегова
ЗАГОВОР 1 , а, м. Тайное соглашение о совместных действиях против когон. в политических и других целях. Антиправительственный з.
• Заговор молчания (книжн.) сознательное замалчивание чегон., негласное соглашение не говорить о чёмн.
ЗАГОВОР 2 , а, м. Магические слова, обладающие колдовской или целебной силой. З. от болезни.
Заговор
По форме он иногда может напоминать молитву. В нем даже могут упоминаться и Господь, и Пресвятая Богородица, и святые, но сущность заговора – не молитвенное обращение, а заклятие тех, к кому/к чему обращаются, на исполнение заявленных желаний.
По форме он иногда может напоминать молитву. В нем даже могут упоминаться и Господь, и Пресвятая Богородица, и святые, но сущность заговора – не молитвенное обращение, а заклятие тех, к кому/к чему обращаются, на исполнение заявленных желаний.
Что такое заговор? Чем он опасен для православного человека? Почему люди дают себя заговорить? Что их тревожит? Об этом мы будем говорить в нашей статье.
Подробно про заговор
В чем сущность заговора?
Что значит «заговоренный человек»?
Чем опасен заговор?
Инстинкт самосохранения – важнейший в человеке. Но, как и другие инстинкты, если не контролируется разумом и совестью, приводит к безобразию во всех смыслах: и к поведению гадкому, и к мировоззренческой подмене, и к глубинному изменению: к искажению образа Божия в себе (не к утрате – это невозможно – а к его кощунственному коверканию). Одна из многих попыток человека защитить себя выражается в стремлении контролировать себя и окружающий мир: происходящее в обществе (в том числе и в самом близком окружении), в экономике и в природе, в том числе и «на тонком уровне». Стремясь подчинить себе невидимую реальность, человек, не задумываясь над тем, из какого источника черпает знания и силу, объясняет себе подоплеку тех или иных событий своей жизни в оккультном ключе, совершает те или иные магические действия сам или прибегает к помощи «специалистов». Одно из распространенных магических средств – заговор (с ударением последний слог).
По форме он иногда может напоминать молитву. В нем даже могут упоминаться и Господь, и Пресвятая Богородица, и святые, но сущность заговора – не молитвенное обращение, а заклятие тех, к кому/к чему обращаются, на исполнение заявленных желаний.
Магия – это самоуверенная попытка человека управлять тайными силами в окружающем нас мире, и тут не принципиально, кто/что под этими «силами» имеется в виду и какова степень деликатности обращения к ним и с ними. Важно, что они – средство для достижения цели: избавления от болезни или наоборот – наведения ее на кого-то и т.д. Магизм не интересуется душой, он чужд покаянию, как основе любого исцеления душевного и телесного. Магизм «заточен» под конкретный результат. Поэтому существенный признак заговора (как и язычества по своей сути) – потребительское отношение к тем/к тому, кого/что используют для достижения цели (непринципиально, кто/что фигурирует в этом качестве: Бог или враг рода человеческого, или какая-то безличностная «энергия»).
Бесы лукаво прикидываются смиренными: до поры до времени терпят эту дерзость человека, воображающего, что он может ими управлять и пользоваться. А вот Бог такого отношения к Себе не терпит. Не по недостатку смирения, а потому, что для человека такое понимание жизни, превращающее религию в магизм, губительно. Магически мыслящий человек, воображая себя верующим, допускает в своем духовном сознании патологические изменения. Он не замечает, что не на Бога уповает, а на себя: как он классно Им и всем Его «пантеоном» (а именно так магически мыслящий человек воспринимает и святых угодников, и Ангелов, и бесов…) умеет манипулировать.
«…Ну, ты мне зубы-то не заговаривай!» – слышим порой мы в ответ на свои объяснения причин произошедших недоразумений. Причем тут зубы. А ни при чем. Просто, народная мудрость давно уже уловила существенную связь между магическим воздействием через заклинания и манипуляцией сознанием посредством риторики. Убалтывание оппонента, основанное не столько на логике, сколько на искусном использовании эмоционально окрашенных понятий и стереотипов сознания, вызывающих положительные или отрицательные реакции, в самом деле, зачастую напоминает кодирование (а то и является таковым). Ну, а почему именно зубы (если они не болят, чего ж их заговаривать). Наверное, потому что они – составная часть речевого аппарата.
Итак, «заговор» – как много в этом слове для мозга суеверного слилось. О человеке, которому повезло уцелеть в на войне, в авто- или, тем более, авиакатастрофе, полушутя кивают: «Он, должно быть, заговоренный». Заметьте, не предполагают, что у него сильный Ангел Хранитель, или святой покровитель, тем более, не задумываются о Божием Промысле, спасающем этого человека ради чего-то (или ради кого-то?), и уж, разумеется, не вспоминают о родительской молитве, силу которой тоже, как правило, недооценивают, а что он – заговоренный… Это очень такое, знаете ли, симптоматичное явление, свидетельствующее о нашем перевернутом сознании, в котором Всемогущему Богу доверия меньше, чем могущественной, но далеко не всемогущей, да и к тому же еще весьма нечистой силе.
Свт. Иоанн Златоуст обращает внимание наше на абсурдность попыток со стороны христианина оправдывать обращение к «бабкам», «заговаривающим» болезни, и, напоминая, что Христос назвал диавола «человекоубийцей от начала» (Ин. 8; 44), увещевает: «Бог говорит: человекоубийца, а ты бежишь, как к врачу? Какой же, скажи мне, дашь ответ на обвинение в том, что обманам этих людей веришь более, нежели изречению Христа? Если Бог говорит, что (диавол) человекоубийца, а эти люди, вопреки Божию решению, говорят, что он может врачевать болезни, и ты принимаешь их чары и волшебныя лекарства, то таким поступком своим ты показываешь, что им веришь более, нежели Христу, хотя и не высказываешь этого словами». (Впрочем, нынешние колдуны редко признаются, чьей силой действуют; все больше иконами да молитвами прикрываются.)
Святые Отцы с пониманием относились к немощам человеческим, в том числе и к малодушию, вынуждающему нас искать оправдания своим грехам. Это понимание с одной стороны побуждало их к отрезвляющему обличению и призыву хранить верность Богу, с другой – к милосердию в отношении падших.
Например, свт. Иоанн Златоуст, предостерегая от обращения к волхвователям, вдохновляет своих слушателей примером святых мучеников, заявляя, что терпение в болезни – «настоящий мученический венец! Мучеником бывает не тот только, кто, получив повеление (от мучителя) привести жертву (языческим богам), порешил лучше умереть, чем принести эту жертву; нет, мученичество очевидно есть и то, когда человек вообще соблюдает (ради Христа) что-либо такое, чем может навлечь на себя смерть. Так и ты, если отвергнешь волхвования, чары и ворожбы, и умрешь от болезни, будешь совершенный мученик, потому что, когда обещали тебе выздоровление посредством нечестия, ты порешил лучше умереть с благочестием».
Однако в устах истинного исповедника веры наставление о предпочтительности смерти отступничеству не приобретает приказной формы. Парадоксально, но факт (как и все христианство), что именно исповедники в древности ходатайствовали о восстановлении в общение с Церковью «падших» (по малодушию во время гонений приносивших жертвы идолам). Как в древности, так и в прочие времена, сильные духом являли великодушие к немощным.
Еще на заре христианской истории, когда свежи в памяти были страшные гонения, свт. Григорий Нисский писал, что надлежит внимательно вникать в состояние людей, обратившихся к чародеям или прорицателям: совершили они это «совсем презревши исповедание им вверенное», или, «оставаясь в вере во Христа, они вовлечены были в такой грех какою-нибудь нуждою, потому что какое-нибудь несчастье или невыносимая потеря внушила им такое намерение». И если последнее, то советовал оказывать им снисхождение по аналогии со снисхождением к отступникам по немощи.
Но… обратите внимание, при всем милосердии, Отцы всё называют своими именами. Да, снисхождение, да, понимание, что человека до этого довела «какая-нибудь невыносимая нужда, обольстив… какою-либо ложною надеждою» (св. Григорий Нисский), но до чего довела? – до отступничества, до предательства… Конечно, это не то же самое, как отступничество «идейное», по неверию, по презрению к вере, но предательство пусть и предательству рознь, а все ж предательство – хоть Иудино, хоть Петрово… Этих двоих апостолов отличает не столько мотив предательства и обстоятельства, сколько отношение ко Христу, к себе и к своему поступку. Иуда-то хоть и раскаялся, что «предал кровь неповинную», что способствовал расправе с Праведником, но не раскаялся в самом предательстве, которое в Гефсиманском саду не произошло, а происходило постепенно, долго, и той страшной ночью лишь проявилось во всем своем уродстве. Но этого-то Иуда и не понял. Ему было стыдно за свою ошибку, за подлость, за алчность, из-за которых пострадал его Учитель, но не за само предательство – его он не осознавал. Иуда в своем раскаянии не менялся, то есть, в нем не происходило покаяния, а раскаяние без покаяния – удобная почва для соблазна и погибели.
Тогда как Петр в своем падении именно покаялся, и плодом покаяния была вся его дальнейшая жизнь и сама смерть на кресте – перевернутом, потому что он продолжал стыдиться своего отречения и считал себя недостойным уподобляться Спасителю даже и в принятии казни.
Так вот, если вернуться к тому, что из себя представляет обращение к всевозможным заклинателям сладкой жизни, следует отметить, что не столь важно, что подвигло человека на обращение к гадалке, знахарке, ведьме, экстрасенсу или какому-нибудь еще языческому реликту; не более важно, верит ли человек в Бога (под этим понимают, как правило, лишь допущение факта Его существования), а важно в первую очередь, как он относится к своему падению. «Плачет ли он горько», при мысли о нем, или риторически пожимает плечами, типа, «а что я мог сделать?» Это касается любого греха, но данного в особенности, потому что милосердие, вырождающееся в равнодушную снисходительность, способствует распространению синкретичного сознания в церковной среде, в результате чего от Православия местами может оставаться лишь «ритуальная корочка», покрывающая поганую (языческую, то бишь) внутренность.
Если относиться к этому пороку как к неизбежному злу и смотреть на него сквозь пальцы, нечего удивляться, что он укореняется и распространяется. К сожалению, многие люди судят о серьезности проступка по суровости наказания за него. То нарушение, которое рассматривается чересчур снисходительно, перестает восприниматься как нечто постыдное, недопустимое. Ну, что поделать, так человек устроен. Соответственно, если что-то прощается, значит, можно. Самоубийство – грех? – Да. Отпеть можно? – Не положено. А если представить дело так, что он был в аффекте, за который, как известно, «все прощают» (ведь понятно же, что никто, будучи в своем уме, руки на себя не наложит)? Это же все равно, что психическое заболевание, а таковых отпевать, вроде, можно? – Тогда ладно, можно, только заочно… Уффф. И что? – Это доброта? Ничего подобного! Теперь у колеблющихся на пороге самоубийства сократилась почва под ногами: не так все однозначно, авось проскочим?
Аналогично и в случае с отступничеством на почве оккультизма: сходил к бабке, чтобы полечила от сглаза, заговорила болезнь, приворотила-присушила? – Поговорить с ним надо и внимательно присмотреться: а сам-то человек, как относится к своему греху? Собирается ли он вообще в аналогичных ситуациях избегать рецидива? Или «отряхнулся и пошел»? Сокрушается ли он в сердце о своем грехе или же относится к нему, как к чему-то само собой разумеющемуся, приемлемому, нормальному?
Если сокрушается и стыдится своего малодушия, надеясь, с Божией помощью, исправиться – это одно, а вот, если совесть не мучает и он, не то, что не понимает, а не хочет задумываться над этим и осознавать мерзость предательства – это совсем другое. Отношение к греху – вот, что отличает людей между собой. Только каждого – к своему греху.
Церковные наказания имеют смысл только в том отношении, чтобы помочь осознать сущность греха вообще и свой конкретный грех; цель наказания: способствовать покаянию. Что толку в суровой, долгой епитимии, если грешник равнодушен к духовной жизни или, наоборот, если он уже все глубоко осознал и изменился? А если ее тяжесть чрезмерна и он под ней сломается? Это Бог не дает наказания сверх сил, а люди запросто!
И наоборот, что толку в снисходительности, если она развращает? Что толку человеку в том, что ему удалось избежать наказания от людей, если, из-за гнездящегося в душе язычества, в ней идет процесс распада. Обличая чародейство, свт. Иоанн Златоуст предлагает нам такое сравнение: «…Как торговцы невольниками, предлагая малым детям пирожки, сладкие фрукты и тому подобное, часто уловляют их такими приманками и лишают свободы и даже самой жизни, так точно и чародеи, обещаясь вылечить больной член, топят все спасение души».
И что, опасаясь потревожить мнимое благодушие ближнего, оставлять его в плену «отца лжи» и «человекоубийцы от начала».
Читайте также
- Батюшка, меня «сглазили», снимите порчу!
- Протоиерей Федор Кречетов: Вера в сглаз и порчу – попытка снять с себя ответственность
О порче. Что такое порча и как от нее избавиться? Видео
ИСТОРИЯ ЖАНРА ЗАГОВОРА
Заговор – один из древнейших жанров, входящих в сферу магической практики и воплотивший в художественнообразной форме архаические представления наших предков. В самом широком смысле слова заговор – это словесная формула, имеющая магическое значение. Русские заговоры в Сибири называют часто и так: наговоры, обереги, присушки, отсухи, шептанья, слова и т.д.
Самые ранние сведения о заговорах встречаются в летописях, где упоминается о клятвах, произносившихся в X в. при заключении мирных договоров с греками. В памятниках XII-XV веков упоминаются заговоры и чары, бабы-чародейки. О массовом же распространении заговоров свидетельствуют судебные дела XVII-XVIII веков, так как знахарство жестоко преследовалось церковью и государством.
О повсеместном бытовании заговоров в XIX начала XX веков среди народа свидетельствует большое количество этнографических работ и собрании фольклорных произведений того времени: в частности, сборники “Великорусские заклинания” (1869),подготовленный Л. Майковым; “Русская народно-бытовая медицина” Г.Попова (1903); “Заговоры, обереги, спасительные молитвы и пр.” Н.Виноградова; “Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии” (1878) П.С. Ефименко.
Широкому собиранию заговоров в этот период способствовала организация Русского Географического Общества (1847). Активная деятельность его этнографического отделения побудила краеведов России к собиранию заговоров и сведений о знахарях и их “волшебстве”.
Хотя упоминания о самих текстах заговоров известны давно, первые публикации, связанные с исследованием этого жанра, появились в середине XIX века. В 1841 году вышла в свет книга И.Сахарова “Сказания русского народа”. Одна из частей труда И.Сахарова была озаглавлена “Русское народное чернокнижие”, в этой части автор книги рассматривал вопросы, связанные со знахарством, кудесничеством. Хотя И.Сахаров считал, что “все кудеснические заговоры есть совершенный вздор, созданный для обольщения народа”, его работа была крупным явлением своего времени.
Продолжили изучение заговоров за Сахаровым В.И.Даль (“О повериях, суевериях русского народа”), Ф.И.Буслаев (“Исторические очерки русской народной словесности”), А.Н.Афанасьев “Поэтические воззрения славян на природу”. Эти работы стали основой собственно научного изучения заговоров. Ф.И.Буслаев, А.Афанасьев, В.Даль в своих работах затрагивали проблемы происхождения заговора, его историческую жизнь и развитие данного жанра.
Исследование генезиса заговоров было продолжено и рассмотрено в трудах А.Н.Веселовского (“Разыскания в области русского духовного стиха”), А.А.Потебни. Теория А.Потебни, трактующая заговор “как словесное изображение пожелания через сравнение”, развитая в работе “Объяснение малорусских и сродных песен”, оказала воздействие на дальнейшее исследование заговора.
Огромный вклад в изучение заговора внесла монография Н.Ф.Познанского “Заговоры. Опыт исследования происхождения и развития заговорных формул”. Можно сказать, в книге Н.Познанского подведены весьма внушительные итоги работы русских и европейских ученых в области исследования заговора как жанра устного народного творчества и изложен личный подход автора книги к проблемам происхождения заговора, его развития, функционирования и т.д.
Значительна работа А.Блока “Поэзия заговоров и заклинаний”. В своей статье поэт обратил внимание на удивительную лиричность и поэтичность заговора.
Итак, уже в первом десятилетии XX века исследователи заговора затронули основные вопросы изучения этого синкретического вида искусства.
После 1917 года изучению и собиранию заговоров в России уделялось значительно меньше внимания, чем они заслуживают.
В 1936 году на Всероссийской конференции по фольклору был прочитан обзорный доклад В.П.Петрова о заговорах, но, к сожалению, он не был сразу опубликован. В советское время изучению заговоров были посвящены работы А.М.Астаховой, П.Г.Богатырева, Н.И.Савушкиной, З.И.Власовой, В.Н.Топорова и другие. В трудах этих ученых особое внимание уделяется изучению поэтики заговора, его структуры, изменению этого жанра, композиции, образов. Подробную классификацию персонажей (образов), встречающихся в заговорах, представила О.А.Черепанова в статье “Типологическая и лингвистическая интерпретация некоторых элементов заговоров”. Известны работы, посвященные изучению именно любовных заговоров: Ю.А.Киселевой “О функциональносмысловой структуре любовных заговоров”, И.Чернова “О структуре русских любовных заговоров”.
Анализу сибирских заговоров посвящены работы Г.В.Афанасьевой-Медведевой “Знахарство и колдовство в Сибири”, “В поисках древней поэзии”. Автор статей верно замечает, что изучение заговоров помогает понять “своеобразие мировосприятия сибиряка”.
Фундаментального исследования в области изучения заговоров пока нет, поэтому тема данного исследования представляется нам актуальной.
Что такое Заговор? Значение слова Заговор, определение термина
против, говорить, ведьма, тайна, говор, сговор, заговаривать, приговор, приворот, люди, разговор, колдовство, предательство, человек, заговорщики, зло, бунт, слова, магия, наговор, порча, колдунья, враг, договор, план, заклинание, зелье, гадалка, секрет, вор, плохо, обман, козни, переворот, проклятие, интрига, болезнь, убийство, противник, восстание, лечение, замысел, бойкот, война, гадание, заговорённый, правительство, колдун, бабка, король, любовь, протест, сплетни, заклятие, тайный, группа, донос, преступление, сглаз, царь, масон, путч, мятеж, отворот, уговор, революция, карты, месть, оговор, плохой, подлость, подстава, придумать, смерть, шептать, умысел, угроза, бабушка, власть, волшебство, вред, договорённость, молитва, отвар, предатель, противостояние, соглашение, теория, трава, читать, экстрасенс, шаман, вместе, вода, ворожба, государство, дорога, дура, задумать, знахарь, измена, крамола, маг, мошенник, помощь, свержение, собрание, спина, страна, суд, цыганка, проклятье, заговорщик, плести, масонство, ячмень, выговор, диверсия, колдовать, подозрение, сообщник, конспирация, сионист, ведьмак, бородавка, клевета, шёпот, переговоры,
Предложения со словом Заговор
Время шло. У некоторых участников заговора появились сомнения в его успехе. И сильнее всех они одолевали вельможу, назначенного командовать армией.
Некоторые сумасшедшие, иначе невозможно их назвать, пропагандируют теорию заговора: «Деньги придумали плохие люди, чтобы управлять хорошими людьми».
Группа меньшевиков и правых эсеров, огласив декларацию протеста против «военного заговора и захвата власти», демонстративно покинула съезд.
Женская фигура в тёмном плаще с капюшоном металась на перекрёстке в свете полной луны, воздевая руки, истерически выкрикивая тайный заговор.
Затем больного просят повернуться лицом на восток и, стоя у него за спиной, громко читают специальный заговор.
Великим грехом считалось раскрыть тайну заговора, магических слов или посвятить в таинство несовершеннолетнего.
Что же удалось выяснить в условиях всеобщего заговора молчания этих запуганных советской властью людей, желавших поскорее забыть своих предков?
Кроме того, в каждой главе приводятся заговоры и канонические молитвы, которыми следует пользоваться в том или ином случае.
Напрасно наши доморощенные юдофобы вещают о некоем международном еврейском заговоре и приплетают сюда «Протоколы сионских мудрецов».
М. Б. Кановская, Магические заговоры и обереги, привлекающие здоровье, благополучие, богатство, удачу, процветание, любовь, 2011
Мне кажется, что имеется целый ряд объективных причин, приведших к тому, что мы запоздали с раскрытием троцкистско-зиновьевского заговора.
После неудач с антисоветскими заговорами, он с присущей ему энергией с головой окунулся в мутные воды бизнеса, но «золотой рыбки» так и не поймал.
Алевтина Краснова, Заговоры алтайской целительницы. Попроси денег у воды! Как направить денежную реку к своему дому, 2011
Этот намёк не только укрепил мои подозрения насчёт того, что обе официальные версии фальшивы, но и показал мне, куда, по-видимому, ведут нити заговора.
Он имел осведомителей, которые оповещали князя об интригах, и он знал, что против него готовится заговор.
Такие обычно заговоров не устраивают, вернее, именно они в первую очередь и устраивают, но не успешные.
Ведь доказано, что руководители гестапо имели сведения о существовании заговора и, хотя не раскрыли его деталей, прекрасно знали, кто были его руководители.
Вильгельм Хёттль, Секретный фронт. Воспоминания сотрудника политической разведки Третьего рейха. 1938-1945
Рано утром, на восходе солнца (когда горизонт окрасится в розовый цвет), прочитайте особый заговор над водой, которой потом умойтесь.
Встречая в заговорах слова «Наговорить на пищу», знайте, что лучше всего это сделать на мак, который впоследствии можно добавить в сдобу.
Чтобы облегчить состояние мамы, попробуйте прочитать заговор от сорока смертельных болезней (читают его громко и чётко, не сбиваясь и ни на что не отвлекаясь).
Так и император считал, что он раскрыл заговор европейской организации революционеров и был горд своей победой над декабристами.
По всей видимости, нам следует предположить, что он был в центре заговора, оказавшегося столь роковым для планов сопротивления, предусмотренных папой.
Парень погрузился в работу, не ведая, что в это время на последней парте зреет заговор двух мстителей.
Надо уметь нападать и обвинять противников, составлять заговоры и выстраивать интригу, чтобы победить их и добиться успеха.
События последних дней напоминали настоящий заговор потусторонних сил, намеревавшихся расправиться с теми, кто сумел пережить роковую пятницу, тринадцатое.
Пересечения в досье создают впечатление какого-то подполья духовных лиц и служащих, но никак не политического заговора.
Против него не строят заговоры с целью устранения — зачем, если через четыре года он сам избавит всех от своего присутствия?
Итак, выполняй всё, что уже выше говорилось про подготовку к заговорам: про пост да смирение. Кроме того, проведи очищение такое.
Мария Баженова, Заговоры уральской целительницы на воду для денег, любви, здоровья и от всякой беды, 2010
Не был он участником в умысле и заговоре преступном; не был и на пиру, на котором праздновалось удавшееся злодейство.
Наверно, это один из моих любимых методов развития рынка, который граничит с теорией большого заговора мира производителей против мира потребителей.
После провала заговора 1832 года часть его участников была сослана, часть же перешла на царскую службу.
Коллектив авторов, Конфессия, империя, нация. Религия и проблема разнообразия в истории постсоветского пространства, 2012