Особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
В дошкольном возрасте познавательная активность имеет специфику. У детей старшего дошкольного возраста, как отмечает А. А. Люблинская, активность проявляется в любознательности, стремлении к новому, эмоционально-положительном отношении к новому. Познавательная активность высокого уровня характеризуется как бескорыстная, избирательная и порождаемая потребностями ребенка в новых впечатлениях, новой информации – познавательными потребностями и мотивами.
Содержимое публикации
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В дошкольном возрасте познавательная активность имеет специфику. У детей старшего дошкольного возраста, как отмечает А. А. Люблинская, активность проявляется в любознательности, стремлении к новому, эмоционально-положительном отношении к новому. Познавательная активность высокого уровня характеризуется как бескорыстная, избирательная и порождаемая потребностями ребенка в новых впечатлениях, новой информации – познавательными потребностями и мотивами. Потребности в новых впечатлениях, зарождающиеся уже в дошкольном возрасте, еще не могут опираться на устойчивый познавательный интерес; деятельность носит ориентировочный характер, поэтому многие исследователи дошкольного возраста (А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Ф. А. Сохин) обозначали такую активность термином «поисковая» .
В развитии личности старшего дошкольника отмечаются такие новообразования, как формирование личностных качеств (потребностей, мотивов, поисковой активности, развитие эмоционально-мотивационной регуляции поведения, усвоение дошкольниками нравственных норм, психологические новообразования (любопытство, любознательность, потребность в новых впечатлениях) . Это новообразования, которые способствуют формированию элементов активного поиска нового в уже известном.
Познавательную активность старшего дошкольника определим как интегративное свойство личности, выражающееся в интенсивном изучении предметов и явлений окружающего мира для достижения максимальной эффективности в сознательной деятельности на разных этапах ее осмысления и осознания.
Структура познавательной активности старших дошкольников содержит следующие компоненты :
мотивационный – активный интерес к познанию, восприятию и отра-жению в своей деятельности имеющихся знаний, умений и навыков; любо-знательность в процессе обучения и творческой деятельности;
креативный – беглость и гибкость мышления; оригинальность продукта творческой деятельности;
волевой – самостоятельность и инициативность в применении знако-мых способов действий в новых вариантах; осознание значимости проведенных занятий с определенной направленностью на содержание.
Занятия по формированию элементарных математических представлений обеспечивают познавательную активность детей, если педагог учитывает уровень имеющихся у детей знаний, ставит перед ними задачи, направленные на получение нового знания с максимальным включением в их решение самих детей, сочетает репродуктивные и продуктивные методы и приемы обучения. Важным условием развития познавательной активности является решение жизненных задач, в которых ребенок глубже осмысливает математические знания и понимает их практическую значимость.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК МЕТОД СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ре-бенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы их обучения в школе.
В игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых состредоточить внимание не получается. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Дидактические игры позволяют установить преемственность между воспитанием ребенка в дошкольном учреждении и воспитанием и обучением в школе. Включение в занятие дидактической игры, которая удовлетворяет требованиям, вытекающим из задач обучения и воспитания, и носит обучающий характер, сближает новую деятельность ребенка с привычной и делает менее заметным для ребенка переход к серьезной учебной работе.
Еще К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игры в серьезный учебный труд детей. Это позволяет организовать и сделать более продуктивной работу дошкольников.
Обучение детей играть и играя считать, решать, конструировать обеспечивает воспитание тех необходимых качеств, которые нужны ребенку в процессе обучения. Интерес к игре, к занимательному занятию, произвольное внимание, целенаправленность деятельности, стремление к достижению поставленных целей постепенно переключаются на учебные занятия. Первоначально эти занятия содержат некоторые элементы знакомых ребенку игр, чем старше ребенок, тем этих элементов становится меньше. Педагог привлекает новые средства пробуждения, сохранения и расширения познавательных интересов, чего нельзя сделать без обучения ребенка умению пользоваться дидактическими играми на начальных этапах обучения. Вначале ребенок заинтересовывается игрой, а затем и тем материалом, без которого невозможно участвовать в игре.
Потребность в игре и желание играть у детей необходимо ис-пользовать и направлять в целях решения определенных учебных и воспитательных задач. Игнорирование этих потребностей в учебно-воспитательной работе означало бы игнорирование особенностей развития ребенка.
Внимание ребенка приковано к игре, к выполнению игровых задач, а между тем он преодолевает трудности математического характера, переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку, учиться оперировать имеющимися знаниями в изменившейся обстановке, где трудно длительное время активизировать внимание дошкольников на однообразной работе, вызвать их активную деятельность, волевое усилие, настойчивость в достижении цели. Дидактическая игра будит детское воображение, создает приподнятое настроение, так как она доступна и понятна ребенку.
Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют его деятельность, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Это свидетельствует о корригирующей роли дидактических игр.
Дидактические игры позволяют индивидуализировать работу на занятиях, давать задания, посильные каждому ребенку, с учетом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребенка.
В играх, особенно коллективных, формируются и качества личности детей. Они учатся учитывать интересы своих товарищей, сдерживать свои желания, у них развивается чувство ответственности, воспитываются воля и характер.
Почти все игры, созданные для обучения и воспитания, предполагают наличие дидактического материала, так как они рассчитаны на самообучение и на индивидуальное обучение детей. Положительным в построении всех игр является то, что дидактическим материалом в них служат предметы окружающей ребенка действительности, они ему знакомы, близки, будят мысль ребенка, активизируют его познавательную деятельность. Те знания и навыки, которые ребенок получает в таких играх, могут быть легко перенесены в быт, жизнь, самостоятельно использованы в любой обстановке.
Педагоги видели в игре источник физического и психического развития ребенка, могущественный фактор, способствующий развитию и упражнению всех детских способностей. Они считали, что игра оказывает благотворное влияние, в первую очередь, на развитие внешних чувств : зрения, мышечного чувства, слуха, моторики. В игре все внешние чувства упражняются, а, следовательно, игра действует на них развивающе. В игре получают развитие такие интеллектуальные процессы, как память, мышление, воображение. Все высшие чувства находят в играх благодатную почву для своего развития.
Игра рассматривалась как способ обогащения знаний детей, расширение их кругозора, уточнения понятий, то есть, расширяя сферу игры, ребенок расширяет и сферу своего мышления, в игре он открывает новые сПодбор дидактических игр для обучения детей математике проводится в соответствии с программными требованиями. Каждая дидактическая игра должна быть направлена на решение той или иной учебной задачи. Свойства вещей и явлений и получает о них более точные понятия.
При подборе игр необходимо учитывать особенности участия в дидактической игре детей, интерес к различным играм.
Исследования показали, что детей дошкольного возраста и особенно детей, испытывающих трудности в обучении математике, в дидактической игре больше всего увлекает игровое действие. Они с удовольствием производят действия с игрушками или дидактическим материалом, который привлекает их яркостью, разнообразием. Им нравятся такие игры, как «Расставь матрешек по росту» (дидактический материал – кукла матрешка, «Разложи кольца» (Дидактический материал – башенка из колец, «Угадай, что спрятано в мешочке» (дидактический материал – геометрические фигуры или тела) и т. д.
С большим интересом дети принимают участие в сюжетно-ролевых играх, например в играх «Школа» , «Магазин» , «У нас в гостях матрешки» и т. д. Роли увлекают их, а увлеченные игровой ситуацией и выполняемой ролью, они незаметно для себя решают учебные задачи. В сюжетно-ролевых играх дети не только в игровой форме ставятся перед необходимостью выполнять счетно-вычислительные или измерительные действия, но и воочию убеждаются в необходимости использовать математические знания и навыки в конкретных жизненных ситуациях. В данных играх дошкольники узнают много нового о жизни людей, об их деятельности и взаимоотношениях, происходит познание мира.
Особый интерес дети проявляют к играм, которые содержат элемент ожидания или неожиданности, например к играм «Что изменилось?» , «Который по счету?» и т. д.
Планируя занятия по математике, важно соблюдать определенную последовательность при подборе игр математического содержания, учитывать, что играм с более трудным математическим заданием должны предшествовать игры с заданиями меньшей степени трудности, служащие как бы подготовкой для их проведения.
Зная, что у дошкольников трудно длительное время поддерживать интерес к одному виду деятельности, следовательно, и к одной, даже очень полезной, игре, необходимо больше внимания уделять играм с различными вариантами – одну и ту же игру следует видоизменять. Это позволяет снять трудности в усвоении правил игры и сохранит еще некоторое время интерес к уже знакомой детьми игре.
Изменение правил, некоторое усложнение содержания игры, новый дидактический материал позволяют еще ярче и полнее раскрыть игровой замысел и задержать внимание дошкольников на ценной в образовательном отношении игре. Это позволяет закрепить знания, выработать навыки в счете, в усвоении приемов математических действий на интересном для детей игровом материале.
При выборе дидактических игр следует учитывать не только обучающую задачу игры, но и ее воспитывающую роль.
Известно, что дошкольники легко возбудимы, быстро отвлекаются, с трудом можно сосредоточить их внимание на главном. Поэтому на занятии не следует применять такие игры, которые дезорганизовывали его, были излишне шумными. Лучше подбирать игры, которые служили бы дисциплинарным средством, воспитывали выдержку, терпение.
Следует учитывать, что любая дидактическая игра должна не только решать задачу расширения или закрепления знаний, не только развивать математические способности, но и выполнять коррекционную задачу.
Наиболее ценными дидактическими играми являются те, которые требуют от дошкольников проявления самостоятельности, преодоления неуверенности в своих знаниях для детей, которые нуждаются в постоянной педагогической помощи или хотя бы одобрении того, что они делают.
Если игра предполагает наличие дидактического материала, детей с ним нужно познакомить заранее.
Нередко материал к игре воспитатель готовит сам. Лучше всего при-влекать к изготовлению игр дошкольников. Это позволит воспитывать бе-режное отношение к играм, к материалам, из которого готовятся игры. При этом совместное изготовление игр или материалов для игр позволит воспитать у детей столь важные для них чувства красоты и аккуратности.
Воспитатель должен сам жить интересами детей. Он должен показы-вать живой интерес к игре и этим увлекать дошкольников. Тогда игра будет проходить эмоционально. В некоторых играх он создает ситуацию ожидания, загадочности. Много зависит от тона, каким воспитатель проводит игру. Вялость, безразличие очень быстро улавливаются детьми, и интерес к игре быстро угасает.
Большое значение имеет и правильный темп игры. Очень быстрый темп может привести к тому, что, вместо того, чтобы решать, считать, дети будут давать ответы наугад. Замедленный же темп игры может снизить интерес дошкольников к ней.
Игра должна быть преподнесена детям четко, ясно. Правила игры не должны быть многословны и многочисленны, а результат игры должен быть хорошо понятен им.
Учитывая, что дошкольникам свойственно недостаточное кри-тическое отношение к своей деятельности, особое внимание необходимо уделить подведению итогов игры, выявлению победителей. Вначале воспитатель подводит итоги, привлекая при этом детей, учит их оценивать результаты, указывает, на что следует обратить внимание при определении победителя. Впоследствии дети самостоятельно подводят итоги игры. Это будит их самостоятельность, инициативу, воспитывает умение критически относится к своей деятельности и деятельности своих товарищей.
Игровой фон уроку создают «участвующие» в нем любимые герои сказок, игрушки, которые выступают в различных ролях, как правило, нуждающиеся в математической помощи или просто зрителей.
Например, на занятие пришел доктор Айболит со зверушками, которых он вылечил. Дети узнают, каких зверей вылечил доктор Айболит, если они выполнят несколько математических заданий, которые «задает» ребятам каждый из зверей. В конце занятия подводится итог игры. Дети называют, каких зверей вылечил доктор Айболит, какие задания они приготовили ребятам. Воспитатель в течение занятия поддерживает игровой фон и эмоциональный настрой у детей, желание узнать очередного зверя, следовательно, правильно и добросовестно выполнить математическое задание. Такие занятия нравятся дошкольникам, они обогащают их память интересными сказками, дети запоминают героев этих сказок. Усвоение математических знаний происходит как бы исподволь : играя, дети с большим интересом считают, решают, запоминают название чисел, различают цифры и геометрические формы и т. д. Ценным в таких занятиях является развитие эмоций ребят, они начинают удивляться, радоваться, добиваться успеха в своей деятельности и проявлять отношение к ее результатам.
В чем проявляется познавательная активность ребенка
Виртуальный офис Независимого Консультанта СДРЦ «ВундеркиндикИ» Суржанской Виктории Анатольевны
Выставочный зал
Что такое познавательная активность ребенка?
Развитие познавательной деятельности, умственной работоспособности, познавательной активности — важнейшие стороны человеческой деятельности, осуществляемой на протяжении всей жизни. Так что же такое познавательная активность? По каким показателям можно судить о наличии познавательной активности? Как и когда она проявляется у ребенка?
Активный — лат. activus — деятельный, энергичный. Активность — усиленная деятельность, деятельностное состояние. Итак, активный — значит деятельностный, энергичный, инициативный, предприимчивый. Разве не эти черты каждый родитель хотел бы видеть в своем ребенке?
В научной литературе можно найти множетсво определений понятия активность, а также огромное количество ее разновидностей. Термин «познавательная активность» связывают с рассмотрением деятельности, в которой ребенок, познавая окружающий мир, как активный субъект, пытается показать свою самостоятельность, индивидуальность, направить энергию, волю, действия на достижение позитивного результата. Итак, познавательная активность — это черта личности, которая проявляется в ее отношении к познавательной деятельности, предполагающая состояние готовности, стремление к самостоятельной деятельности, направленной на усвоение ребенком социального опыта, накопленных человечеством знаний и способов деятельности, находящая проявление в познавательной деятельности. Чаще всего познавательная активность проявляется в процессе восприятия и мышления.
Распознать познавательную активность ребенка несложно. Понаблюдайте и заметите:
• увлеченность предметом, рассказом, деятельностью;
• ярко выраженное стремление выполнять разнообразные, особо сложные задания, желание продолжать занятие по его окончанию;
• проявление самостоятельности в подборе средств, способов действий, достижения результата, осуществлении контроля;
• общение со взрослым, вопросы направленные на познавательные интересы;
• эмоциональное отношение к предмету (рассказу, деятельности и т.п.), постоянное к нему стремление.
Проявляться познавательная активность может на разных уровнях. Высокий уровень познавательной активности характеризуется творческим отношением ребенка к окружающему, умением нестандартно мыслить, креативно использовать полученные знания.
Познавательную активность детей можно охарактеризовать следующими особенностями:
• познавательная активность проявляется с рождения и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства, выходя за его пределы, обеспечивая ребенку накопление разных способов познания окружающего мира;
• она проявляется в разных видах деятельности, как правило не характеризуясь целенаправленностью познания в отдельной сфере — ребенка интересует все, что его окружает;
• познавательная активность ребенка-дошкольника ярко проявляется в вопросах, раздумиях, сравнении, экспериментировании, постановке и решении разнообразных детских проблем, направленных на более глубокое познание ребенком окружающих предметов и явлений;
• ребенок дошкольного возраста проявляет познавательный интерес и всеохватывающее любопытство от «Что это?» до «Хочу все знать!» Эта активность ребенка направлена не только на познание отдельного предмета или явления, а и на распознание устройства, причины, цели, назначения, способа использования и т.п. Познавательный интерес является важнейшей составляющей познавательной активности и усиливается с накоплением ребенком опыта познавательной деятельности. От младшего до старшего дошкольного возраста познавательные интересы приобретают стойкость. Интерес ребенка напрямую зависит от его знаний, а также способов, которыми взрослый передает ребенку новые знания;
• в процессе формирования у ребенка познавательного отношения к окружающему четко прослеживается единство интелектуального и эмоционального (как доминирующего) отношения к предметам и явлениям действительности. Ребенок в процессе познания проявляет эмоции, свидетельствующие об отношении к процессу познания;
• в конце дошкольного возраста наблюдаются признаки самостоятельности, определенной саморегуляции и самоконтроля познавательной деятельности ребенка, что проявляется в постановке цели, нахождении способа, контролем за процессом деятельности, самостоятельной оценке результата. Ребенок все чаще перестает подражать действиям взрослого, а иногда, в рамках дозволеного, отходит от его требований. Со стороны ребенка можно наблюдть проявление инициативы, определенных волевых усилий, направленных на выполнение заданий или просто регуляцию собственного поведения;
• в процессе познания ребенок выступает как полноценная личность, способная к определению собственной активности, творчества в деятельности, реализации собственной воли, интересов и потребностей;
• развитие познавательных процессов в дошкольном детстве закладывает основу для дальнейшего школьного обучения;
• эфективным фактором формирования познавательной активности является создание условий для проявления ребенка как субъекта собственой деятельности, взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
• после 4-5 лет познавательная активность приобретает форму инициативной преобразующей активности. Приобретенные ребенком знания и практический опыт дают возможность осознать собственные возможности, а это, в свою очередь, порождает новые желания, побуждает к инициативным, а после и творческим действиям;
• все указанные особенности познавательной активности в дошкольном возрасте пребывают на уровне становления и после становятся основой для развития познания в предстоящей жизнедеятельности.
В чем проявляется познавательная активность ребенка
Автор: Ковтун Светлана Александровна
Организация: МАДОУ МО «Детский сад общеразвивающего вида №191»
Населенный пункт: г. Краснодар
Аннотация. Статья посвящена исследованию ключевых характеристик и направлений развития познавательной активности дошкольников. Автором отмечены основные подходы к дефиниции «познавательная активность», выделены специфические черты проявления и уровней развития познавательной активности детей дошкольного возраста. Также в статье определены направления развития познавательной активности дошкольников в современных условиях становления образовательной системы.
Ключевые слова: познавательная активность, дошкольники, дети, обучение, развитие.
Проблема познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку активность является необходимым условием формирования умственных качеств детей, их самостоятельности и инициативности. Феномен познавательной активности как один из важнейших факторов обучения, постоянно привлекает внимание исследователей, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно только благодаря ее активной деятельности. Целью данной статьи является исследование содержательных характеристик и направлений развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
Познавательная активность является одним из главных факторов развития детской личности. Именно поэтому во всех разделах действующих образовательных программ большое внимание уделяется развитию познавательных интересов детей в образовательном процессе. Кроме этого, важная роль принадлежит и сотрудничеству дошкольных образовательных учреждений с семьей в развитии личности ребенка в целом, и развитию познавательной активности в частности.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что развитие познавательной деятельности, умственной работоспособности, познавательной активности является важными аспектами деятельности человека, осуществляемыми в течение всей ее жизни. Учеными-философами, психологами и педагогами неоднократно подчеркивалась необходимость принятие субъектом активной позиции относительно познания окружающего мира.
Деятельность – специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целенаправленное изменение и преобразование, постижение, приобретение знаний, распознавание, познание закономерностей объективного мира; совокупность знаний в какой-либо области [4]. Отметим, что большинство исследователей понятие «познавательная активность» связывают с рассмотрением деятельности, в которой, познавая окружающий мир, ребенок как активный субъект стремится проявить свою самостоятельность, индивидуальность, направить энергию, волю, действия на достижение положительного результата.
Исследователи по-разному подходят к определению видов познавательной активности. Так, Горшкова В.М выделяет потенциальную и функционирующую; внешнюю и внутреннюю; импульсивную и осознанную; ситуативную и интегральную; репродуктивную, реконструктивную и творческую познавательную активности [3]. Поклонская В.Д. и Хытова М.В. определяют такие виды познавательной активности дошкольников: перцептивно-мнемическая (главным образом это активность восприятия и запоминания знаний); наглядно-практическая (разновидность перцептивно-мнемической активности, проявляющаяся в процессе восприятия наглядных пособий и практических действий с изучаемыми предметами); операционно-действенная (связанная с выполнением различных видов умственных действий во внутреннем плане); творческо-познавательная (предусматривает развитие творческой деятельности); мотивационная (стимуляция различных видов познавательной активности, формирование позитивного отношения к усвоению материала, выработки умений и навыков) [6].
Формами проявления познавательной активности Герасимова М.А. называет умение видеть и самостоятельно формулировать познавательную задачу; умение составлять план, выбирать средства решения задач с использованием надежных и эффективных приемов; умение достигать результата и понимать необходимость его проверки [2].
Среди показателей проявления познавательной активности нами определены:
увлеченность изучением материала, сосредоточенность, внимание;
особый интерес к предмету, эмоциональное отношение к обучению, постоянное стремление к познанию;
ярко выраженное стремление выполнять различные, особенно сложные задачи, желание продолжать занятия;
проявление самостоятельности в отборе средств, способов действий в достижении результата;
познавательный характер общения с взрослыми.
В трудах Штомберг Т.В. отмечено, что в развитии познавательной активности выделяют три уровня: репродуктивный (низкий), интерпретивный (средний) и творческий (высокий). В такой же последовательности происходит и рост познавательной активности [7].
Репродуктивный (воспроизводственный) уровень развития познавательной активности, характеризуется неустойчивым интересом детей к познанию, неустойчивым вниманием, выполнением задач по образцу или подражанию взрослому, отказом от самостоятельного поиска. Такие дети с трудом запоминают указания и объяснения взрослого, но трудно переключаются с двигательной активности на умственную, безразлично относятся к результатам своей деятельности. В работе с детьми с низкой познавательной активностью педагог должен учитывать то, что им необходимо больше времени на обдумывание ответа и переключение с одной деятельности на другую.
Дошкольники, которые проявляют интерпретивный уровень развития познавательной активности, имеют более стойкий и длительный интерес к познанию, работают самостоятельно, но при поддержке педагога, за счет постановки наводящих вопросов. Стратегия педагога в работе с относительно активными детьми заключается в том, чтобы не только помочь им включиться в деятельность, но и поддерживать соответствующую эмоционально-интеллектуальную атмосферу в течение всего занятия. Ощущение радости, подъема, успеха в ходе выполнения задач побуждает детей повторять и закреплять собственные достижения, даже если это требует определенных интеллектуально-волевых усилий.
Характеризуя творческий уровень проявления познавательной активности, следует отметить, что дети, которые условно отнесены к этому уровню, работают охотно и долго, самостоятельно решают познавательные задачи, ищут собственные способы выполнения действий, изобретательны, любят импровизировать. В общении с взрослыми такие дети всегда задают много вопросов познавательного характера. Дошкольники с высоким уровнем развития познавательной активности стремятся выяснить структуру и назначение предмета, выявить в суть вопроса, охотно откликаются на предложение найти другой вариант решения задачи или другие ответы на вопросы.
Следует подчеркнуть, что дошкольный возраст является сензитивным периодом в развитии познавательной активности. Именно в этом возрасте ребенок учится четко осознавать поставленную цель и ищет пути ее самостоятельной реализации. Познавательная деятельность дошкольника – сложный и многогранный процесс. Целесообразно интерпретировать познавательную активность как развитую форму познавательной потребности, в которой выделяются содержательные и динамические характеристики мотивации познавательной деятельности.
Мотивация или интерес, в свою очередь, способствуют возникновению познавательной активности. Движущей силой познавательной активности детей дошкольного возраста является развитие познавательных процессов и познавательных способностей детей. К познавательным способностям мы относим развитие сенсорных, интеллектуальных и творческих способностей. Познавательная активность является естественным проявлением интереса ребенка к окружающему миру и характеризуется четкими параметрами. Об интересах ребенка и интенсивности его стремления ознакомиться с определенным предметом или явлением свидетельствуют: внимание и особая заинтересованность; эмоциональное отношение (удивление, беспокойство, смех и т.д.); действия, направленные на выяснение строения и назначения предмета (здесь особое значение приобретают качество и разнообразие исследуемых действий и мыслительные паузы); постоянная тяга к познанию предмета.
Решающим фактором формирования познавательной активности является общение ребенка с взрослыми – педагогом, родителями. При этом он усваивает способы управления своим поведением, преодолевает трудности ориентировки в новых ситуациях при решении новых задач. Условием развития познавательной активности ребенка, повышения ее на более высокий уровень является практика и исследовательская деятельность [1].
В последнее время в условиях реорганизации системы образования претерпевает изменения и система дошкольного образования. В частности, актуальность начали приобретать игровые методы обучения, все большее распространение получают игровые технологии. Повышенный интерес педагогов к применению игровых методов в образовательном процессе связан с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между педагогом и ребенком. Необходимость повышения уровня культуры общения детей в образовательном процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности дошкольников, стимулированию их интереса к изучаемому.
В любых образовательных системах обучению в игре отводится особое место. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развития творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника. В целом потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях выполнения определенных образовательных задач. Игра будет средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный образовательный процесс. Управляя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог влияет на все аспекты развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом [5].
Результаты педагогических исследований указывают, что развитие творческого мышления обеспечивается не воспроизведением ребенком известных образцов действий, а формированием у него способности комбинировать, перегруппировывать, разглядеть что-то с разных позиций, прибегать к ассоциациям. Чем богаче ассоциации, тем свободнее чувствует себя дошкольник, выполняя практические задания, и тем выше его познавательная активность.
Итак, в результате анализа исследований установлено, что познавательная активность – это черта личности, которая проявляется в ее отношении к познавательной деятельности, предполагает стремление к самостоятельной деятельности, направленной на усвоение индивидом социального опыта, накопленных человечеством знаний и способов деятельности, а также проявляется в качестве познавательной деятельности. Познавательная активность является сложным и многогранным явлением, которое имеет свою структуру, формы проявления и уровни.
Познавательная активность дошкольников: сущность, уровни проявления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веснин И. В., Шинкарева Л. В.
Vesnin I.V., Shinkareva L.V. Cognitive activity of preschool children: essence, levels of display. In the article the most general approaches to the understanding of the essence of such categories as activity and cognitive activity are examined. Different viewpoints of philosophers, physiologists, psychologists, and pedagogues on definition of these categories are analyzed. Types of children’s activity and the levels of display of cognitive activity of preschool children are described.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Веснин И. В., Шинкарева Л. В.
Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста путем ознакомление их с историей и культурой родного края
Текст научной работы на тему «Познавательная активность дошкольников: сущность, уровни проявления»
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ: СУЩНОСТЬ, УРОВНИ ПРОЯВЛЕНИЯ1
И.В. Веснин, Л.В. Шинкарева
Vesnin I.V., Shinkareva L.V. Cognitive activity of preschool children: essence, levels of display. In the article the most general approaches to the understanding of the essence of such categories as “activity” and “cognitive activity” are examined. Different viewpoints of philosophers, physiologists, psychologists, and pedagogues on definition of these categories are analyzed. Types of children’s activity and the levels of display of cognitive activity of preschool children are described.
Проблема1 развития познавательной активности рассматривается в исследованиях ряда педагогов и психологов (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, В.Б. Голицын,
О.М. Дьяченко, В.С. Ильин, Н.Н. Поддъя-ков, Т.И. Шамова, Г.А. Щукина и др.), направленных на изучение различных аспектов обучения детей. Отмечается, что продуктивность интеллектуального развития детей зависит и от того, как организован процесс обучения, и от обратной связи в этом двухстороннем процессе, т. е. от позиции самого ребенка, его познавательной активности. Все это способствует эффективному самонаращиванию и саморазвитию ребенка, развивает такие качества как активность, гибкость, эври-стичность, креативность, самостоятельность.
Следовательно, результат познавательной активности тогда выше, когда имеется психологически и педагогически правильное и наиболее целесообразное соединение в этом процессе активности педагога и ребенка. По мнению Р.С. Немова, познавательная активность формируется, главным образом, в познавательной деятельности, которая связана с целенаправленными действиями ребенка. Таким образом, формируясь в процессе деятельности, познавательная активность
1 Статья выполнена при финансовой поддержке внутривузовского гранта БелГУ № ВКАС-044-05 2005 г.
влияет и на качество этой деятельности, т. е. она выступает как средство и условие достижения цели. Вместе с тем, в своем взаимодействии с детьми, подчеркивает ученый, необходимо учитывать тот факт, что познавательная деятельность включает не только организованный процесс обучения под руководством педагога, но чаще стихийное приобретение ребенком определенных знаний [4].
С целью более глубокого понимания сущности понятия «познавательная активность» обратимся к анализу категории «активность». Исследуемая категория достаточно полно представлена в научной литературе. К изучению данного понятия обращались философы, физиологи, психологи, педагоги и др.
Анализ литературы по данной проблеме показал, что категория «активность» интересовала еще древних философов Сократа, Аристотеля, Спинозу, Эпикура и др. Сократ считал, что абсолютное знание невозможно вложить в душу ребенка в готовом виде. Невозможна не только передача готового знания, но и передача отношения к нему, этических норм и понятий о нравственности и добродетели. Эти чувства можно развивать из тех зародышей, что имеются в душе ребенка. Причем развивать их должен сам ребенок, а взрослый лишь помогает ему в этом процессе.
Актуализация врожденных знаний возможна под влиянием внутренней потребности в этом знании или внешнего побуждения. Таким внешним побуждением может стать восприятие какой-то вещи, а может и обучение [3, с. 13]. Фактически сократовский метод был первой попыткой разработать технологию проблемного обучения, так как перед ребенком ставили определенную проблему в виде вопроса-утверждения, а затем помогали доказать данное утверждение (или опровергнуть его), наводя на правильный ответ системой вопросов, помогающей выстроить алгоритм решения данной пробле-мы.Аристотель доказывал, что надо учить ребенка рассматривать и исследовать окружающий мир, связывать между собой на основе ассоциаций сходное в окружающих предметах и, обобщая собственный опыт, формулировать понятия [3, с. 23].
Спиноза дает свое определение свободы как познанной необходимости, открывая новую страницу в психологических исследованиях пределов регуляции и формирования волевой активности человека [3, с. 74].
Эпикур считал, что единственным источником добра и зла является сам человек, он же сам – главный судья собственных поступков. Таким образом, источник активности, так же как и источник морали, находится в самом человеке [3, с. 38].
Теория Декарта заложила основы нового понимания психического развития и, главное, дала научное обоснование способам воспитания социально желательной и активной личности ребенка. При этом воспитание привычки к определенным видам активности основывалось на ассоциации, а формирование нравственности и социальной активности – на воспитании страстей, направленном влиянии на становление эмоциональной сферы [3, с. 66].
Несмотря на распространенное оперирование в психолого-педагогической теории и практике термином «активность», это понятие оказывается очень сложным и неоднозначным в трактовке. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность – более широкое понятие, чем деятельность [3, с. 17].
По мнению Р.С. Немова, активность -понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних и внутренних стимулов – раздражителей [4, с. 124].
Жизнь во всех своих формах связана с движениями, и по мере ее развития двигательная активность приобретает все более совершенные формы. Ни одно живое существо не может сравниться с Человеком по разнообразию, распространению и формам активности. Кроме всех видов и форм, характерных для животных, она содержит особую форму, называемую деятельностью.
Деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т. е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности [4, с. 126].
Деятельность – это активное состояние человека. Поэтому и активность дошкольника может быть выражена через различные виды деятельности: трудовую, познавательную, общественную и т. д. Проявления активности в определенных видах деятельности соответствуют их характеру и специфике. В одних случаях в большой мере выражена двигательная, физическая активность, в других – познавательная, духовная. Однако оптимальным для развития личности нужно считать проявление всех форм активности в любой деятельности (сенсомоторной активности, например, в учении, познавательной в труде, внесение и в труд, и в учение элементов общественной активности). Комплексное решение этой задачи способствует всестороннему развитию личности.
Активность ребенка – это проявление потребности его жизненных сил, поэтому можно считать и предпосылкой, и результатом его развития. И как считает Т.Д. Мар-
цинковская, любая деятельность, осуществляемая человеком, приводит в активное состояние его физические и духовные силы [3].
В свое время Пиаже говорил о том, что в процессе развития происходит адаптация организма к окружающей среде. Интеллект потому и является стержнем развития психики, что именно понимание создания правильной схемы окружающего обеспечивает адаптацию к окружающему миру. При этом адаптация – не пассивный процесс, а активное взаимодействие организма со средой. Эта активность представляет необходимое условие развития, так как схема, считал Пиаже, не дается в готовом виде человеку при рож-
дении, нет ее в окружающем мире. Схема вырабатывается только в процессе активного взаимодействия со средой или, как писал Пиаже, «схемы нет ни в субъекте, ни в объекте, она является результатом активного взаимодействия субъекта с объектом» [3, с. 196].
На основе анализа целого ряда работ Н.Н. Поддъяков выделяет два типа детской активности: собственную активность и активность ребенка, стимулируемую взрослым. Кратко остановимся на характеристике каждого типа активности.
1. Собственная активность ребенка -это специфическая и вместе с тем универсальная форма активности, характеризующаяся многообразием своих проявлений во всех сферах детской психики: познавательной, эмоциональной, волевой, личностной.
Н.Н. Поддъяков отмечает фазовый характер собственной активности ребенка: в повседневной жизни и на занятиях в детском саду собственная активность дошкольника сменятся его совместной активностью с взрослым; затем ребенок вновь выступает как субъект собственной активности и т. д. [5].
Следовательно, активность полностью определяется самим малышом, детерминирована его внутренними состояниями. Ребенок в этом процессе выступает как полноценная, свободная личность, определяющая цели, ищущая пути и способы их достижения, реализующая свою волю, свои интересы, свои потребности. Данный тип активности, по мнению Н.Н. Поддъякова, лежит в основе детского творчества, однако обуслов-
лен его взаимодействием со взрослым. Вместе с тем, подчеркивает психолог, ребенок настолько глубоко усвоил содержание, данное взрослым, что оно, взаимодействуя с прошлым опытом дошкольника, превратилось в его достояние, существенно изменив свою форму.
2. Активность ребенка, стимулируемая взрослым – характеризуется тем, что взрослый организует деятельность дошкольника, показывает и рассказывает, как необходимо делать. В процессе такой действительности ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Само действие (или понятие) формируется в соответствии с заранее заданными параметрами. Весь этот процесс происходит без проб и ошибок, без мучительных поисков и драм [5, с. 23].
Таким образом, эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде: собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, и он действует с ними как со своими собственными. Два типа активности последовательно сменяют друг друга, взаимодействуя и, главное, взаимообогащаясь в этом процессе. Чем беззаветнее ребенок отдается собственной активности, тем сильнее (в определенный момент времени) у него затем возникает потребность в совместной деятельности с взрослым. В этой фазе дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка с взрослым – носителем высшей формы развития, тем выше и содержательнее становится собственная активность ребенка.
Рассмотрев основные подходы к наиболее общей категории «активность», остановимся на более конкретном понятии «познавательная активность». Анализ психологопедагогической литературы позволил рассмотреть это понятие с позиции разных авторов.
В современном педагогическом словаре познавательная активность рассматривается как свойство личности, которое проявляется в положительном отношении к содержанию и процессу учения, к эффективному овладе-
нию знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий, направленных на достижение познавательной цели [6]. Г.И. Щукина определяет познавательную активность как ценное личностное образование [8, с. 17].
Принимая во внимание особенности развития детей дошкольного возраста, С.А. Козлова отмечает, что «познавательная активность» – это есть активность, возникающая по поводу познания и в его процессе. Она выражается в заинтересованном принятии информации, желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале.
В.С. Ильин считает, что в основе развития познавательной активности лежит преодоление ребенком противоречий между постоянно растущими познавательными потребностями и возможностями их удовлетворения, которыми обладает он в данный момент [1].
По мнению Т.И. Шамовой, познавательная активность есть деятельное состояние, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности [7]. Физиологической основой познавательной активности является несогласованность между наличной ситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения ребенка в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно-
исследовательский рефлекс, представляющий собой реакцию организма на необычные изменения во внешней среде. Исследовательский рефлекс приводит кору больших полушарий в деятельное состояние. Возбуждение исследовательского рефлекса – необходимое условие познавательной деятельности [7, с. 62].
Особый интерес для нашего исследования представляют уровни проявления познавательной активности, выделенные Т.И. Шамовой, направленные на активизацию обучения:
• Первый уровень – воспроизводящая
активность. Характеризуется стремлением ребенка понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неус-
тойчивостью волевых усилий ребенка, отсутствием интереса к углублению знаний, отсутствием вопроса «Почему?»
• Второй уровень – интерпретирующая активность. Характеризуется данная активность стремлением ребенка к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.
Показателем интерпретирующей активности, по мнению ученого, может выступать большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что ребенок стремится довести до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.
• Третий уровень – творческая активность, характеризующаяся интересом и стремлением ребенка не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этого новый способ.
Характерной особенностью этого уровня активности является проявление высоких волевых качеств ребенка, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что ребенок знал, что уже встречалось в его опыте, и новой информацией, новым явлением.
Подытоживая изложенное, необходимо подчеркнуть, что в нашей работе познавательная активность рассматривается как личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания: стремление к учению, умственное напряжение, проявление волевых усилий в процессе овладения знаниями, отзывчивость ребенка к процессу учения, выполнение индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и других детей.
1. Ильин В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс). М., 1984.
2. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития. М.: 1998.
3. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. М., 1998.
4. Немов Р.С. Психология: в З кн. М., 2001.
5. Поддъяков Н.Н. Очерки психического развития дошкольников. М., 2002.
6. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов н/Д, 1998.
7. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М., 1982.
8. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1979.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста
Образ мира формируется и существует в процессе зарождения, развития и функционирования познавательной сферы человека с момента его рождения. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая помогает ему адаптироваться на первых порах к новым условиям жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности. Проявляется оно в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.
В основе познавательной активности лежит познавательный интерес. Познавательный интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности.
Познавательные интересы ребенка-дошкольника очень рано начинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, которыми малыш осаждает родителей с 3-4 лет. Однако станет ли такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсегда, зависит от нас взрослых, окружающих ребенка. Мы, взрослые, должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях.
На первых ступенях развития ребёнка личный опыт – главный путь познания окружающего мира, но весьма быстро его становится мало.
Считаю, что для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, взрослые должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов. Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность.
Взрослый может попросить ребёнка помочь ему что-нибудь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним любимую мелодию. Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создаёт положительную окраску его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Но в этих ситуациях следует будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побуждающие к активному размышлению.
В качестве ситуаций для развития познавательной активности я использую разнообразные формы увеличения познавательной активности и познавательного интереса детей дошкольного возраста, а конкретнее познавательные (развивающие) игры.
Так как игровая деятельность – это особенный мир человеческой активности, в которой личность не преследует никаких иных целей, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил.
С целью формирования познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста я провожу ряд развивающих игр, направленных на развитие познавательного интереса, мышления, внимания, зрительной памяти, воображения и речи детей: «Четвертый лишний», «Чего не стало?», «Летает, прыгает, плавает», «Неоконченный рисунок», «Дорисуй картину», «О чем рассказала музыка», а также на формирование таких качеств личности как внимательность, наблюдательность и сосредоточенность, познавательная самостоятельность, инициативность. Это игры, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов и явлений, сравнивать, сопоставлять их. Проводятся они по типу игр-загадок («Отгадай-ка», «Да – нет», «Загадай, я отгадаю», «Что за птица?», «Что за животное?» и др.).
Следует особенно сказать об играх, направленных на умение составлять связный, интересный, последовательный рассказ о том или ином предмете, учитывая всю совокупность его признаков, на умение сравнивать, классифицировать, обобщать и это все проявляется в логической четкости, доказательности речи, что способствует не только активизации словаря детей, но расширяет ознакомление ребенка с миром вещей, явлений, их свойствами, качествами.
Результативны игры, воспитывающие умение группировать, обобщать предметы по определенным признакам. («Назови три предмета», «Четвертый лишний», «Нужно – не нужно», «Кому что нужно?» и др.).
Интересны детям игры, требующие от них умения отличать реальные явления от нереальных, учу детей делать правильные умозаключения, понимать юмор («Придумай небылицы», «Бывает – не бывает»). Такие игры требует большого умственного напряжения: дети должны одновременно внимательно слушать, сравнивать реальное с выдуманным, запоминать алогизмы и рассказывать о них.
С желанием участвуют дети в играх, воспитывающие умение владеть собой, внимание, находчивость, сообразительность («Фанты», «Где мы были, мы не скажем», «Испорченный телефон», «Кто позвал?».)
Для эффективности работы в данном направлении обязательно учитываю требования:
1. Сделать игры занимательными, избежать сухости, сохранить в игре то, что ее отличало бы от занятий (бесед, рассказов) и дидактических упражнений. Занимательность заключается в правилах, побуждающих ребенка думать. Кроме того, широко использую такие игровые элементы, как сговор, жеребьевка, считалочка, разыгрывание фантов, соревнование. Разыгрывание фантов, которым заканчивается большинство игр, интересно само по себе и требует от детей находчивости, умения владеть собой, перевоплощаться («Превратись в дедушку», «Стань пчелой», «Сядь на пол и встань без помощи рук» и т. п.).
2. Создать условия для умственной и двигательной активности всех играющих детей. Правила игры не должны строиться так, чтобы играли двое, а остальные ждали своей очереди. Активны должны быть все: одни загадывают, другие отгадывают; одни называют предметы, другие их отсчитывают; одни придумывают рассказы-небылицы, другие слушают их и затем разоблачают и так далее.
Развивающие игры я провожу как во время занятий (как целое занятие или часть его), так и в свободное время.
На опыте я убедилась, что в игре дети работают без особого напряжения, а общий эмоциональный фон добавляет уверенности, даёт возможность спокойно сосредоточиться на данном в игровой форме учебном задании, на способах использования новых знаний в знакомых и новых условиях, что способствует повышению познавательной активности детей.
Большое значение в работе по данному направлению я уделяю проектной деятельности, так как проекты предоставляют детям возможность приобретения знаний самостоятельно, что обеспечит умственную активность, обогатит интеллектуальные впечатления и интересы детей.
Кроме этого, метод проектирования подразумевает интеграцию различных видов деятельности на основе единого тематического плана, в основе которого лежит проблема.
Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать (декламировать стихи, рассказывать о новых фактах), адекватно общаться с окружающими.
Повысить желание узнать что-то новое об окружающем, понять и запомнить полученные сведения метод проектирования поможет только в том случае, когда педагог интригующе преподнесет проблему, мотивирует цели и активно привлечет к работе не только воспитанников, но и их родителей.
Для этого я стремлюсь:
1. Донести до родителей основную задачу проектной деятельности – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям.
2. Создать в саду условия для проектной деятельности детей, где ребёнок чувствует себя учёным, исследователем, а взрослый является равноправным партнёром, соучастником деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую (познавательную) активность.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к проектной деятельности мы оборудовали в группе «Центр экспериментирования» (или «Детская лаборатория»).
Реализуя проекты, я учитываю то, что проведение исследовательского поиска требует специальных знаний, умений и навыков. И ребёнка необходимо целенаправленно обучать, давать ему эти знания, развивать и совершенствовать необходимые в исследовательском поиске умения и навыки:
– давать определения понятиям;
– делать умозаключения и выводы;
– готовить собственные мини-доклады;
– объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Непосредственно образовательную деятельность в этой программе я выстраиваю так, чтобы степень самостоятельности ребёнка в процессе учебно-исследовательского поиска постепенно возрастала.
На опыте я убедилась, что правильно организованная проектная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка.
Чтобы добиться положительного результата в работе, я ориентируюсь на показатели познавательной активности дошкольников:
1. Увлеченность изучением материала (сосредоточенность, внимание).
2. Явно выраженное стремление выполнять разнообразные, особенно сложные задания.
3. Желание продолжить занятие (нередко такие дети сами являются инициаторами игры, совместной познавательной деятельности со взрослыми.
4. Проявление самостоятельности в подборе средств, способов действий, достижении результата, осуществление контроля.
5. Использование знаний в самостоятельной деятельности (игре, труде, конструировании).
6. Обращение к воспитателю с вопросами, направленными на познавательный интерес.
7. Качество знаний и умений.
В таких случаях дети достигают цели не интуитивно, а осознанно, способны объяснить, как выполнили действие и почему именно так.
Использование перечисленных выше средств педагогического воздействия позволили мне повысить уровень развития познавательной активности моих воспитанников.
Сравнительный анализ результатов развития познавательной активности воспитанников:
Особенности проявления познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
На современном этапе важным звеном общественного развития является система образования в целом, и дошкольное образование как этап обучения подрастающих членов общества, на котором формируются основные умения и навыки, необходимые в дальнейшем обучении. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если дошкольник проявляет познавательную активность.
Активность – это черта личности, которая проявляется в отношении человека к деятельности: cостоянии готовности, стремления к самостоятельной деятельности, качестве ее осуществления, выбор оптимальных путей для достижения поставленной цели.
Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении уcвоить способ познания и применять его на другом материале. Ценность этих приемов заключается в том, что они дают возможность ребенку самому найти решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
Проблема активизации познавательной деятельности дошкольников на всех этапах развития образования является одной из актуальных, так как активность является необходимым условием умственного развития личности.
Имеют место следующие уровни активности в зависимости от характера познавательной деятельности субъекта:
1) репродуктивно-подражательная активность, при помощи которой опыт деятельности накапливается через опыт другого;
2) поисково-исполнительная активность; это более высокий уровень, поскольку здесь имеет место большая степень самостоятельности. На этом уровне надо понять задачу и отыскать средства ее выполнения;
3) творческая активность являет собой высокий уровень, поскольку и сама задача может ставиться ребенком, и пути ее решения избираются новые, нешаблонные, оригинальные.
Известно, что познавательная активность детей старшего дошкольного возраста развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В cтаршем дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе познавательной и исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.
Проявление познавательного интереса В.А.Онищук связывает со следующими стадиями:
- любопытство – элементарная стадия ориентировки, связанная с новизной предмета, который может и не иметь для ребёнка особого значения. На этой стадии дети могут заинтересоваться тем или иным предметом, но у них ещё не заметно стремление к познанию сущности объектов.
- любознательность – стремление подробнее познакомиться с предметом, выйти за пределы видимого и слышимого, расширить свои познания. На этой стадии появляется стремление узнать новое, возникает интеллектуальное чувство радости познания. Дети спрашивают или стараются самостоятельно найти ответы на возникшие у них вопросы;
- познавательный интерес – стадия характеризуется тем, что у детей не только возникают проблемные вопросы и познавательные ситуации, но и появляется стремление самостоятельно их решать.
В центре внимания детей на этой стадии, не получение готового материала, готовой информации и не cама по себе деятельность по подражанию или образцу, а проблема, познавательная задача, ситуация, которую следует решить. Дети сами ищут причину, стремясь проникнуть в сущность явления.
В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности, все более широкое распространение получает такой вид детской деятельности, как экспериментирование.
Известно, что Н.Н.Поддьяков на первое место в развитии познавательной активности ставит экспериментирование и поисково-исследовательскую деятельность детей.Результаты исследований Н.Н.Поддьякова говорят о том, что формирование и развитие пробующих действий наиболее успешно происходит в условиях самостоятельной поисковой деятельности, протекающей путём проб и ошибок.
Характерными чертами познавательных интересов являются: многосторонность, глубина, устойчивость, динамичность, действенность.
- Многосторонность – это активное познавательное отношение ко многим предметам и явлениям. Многосторонние интересы характеризуются значительным объёмом знаний, cпособностью к разносторонней умственной деятельности.
- Глубина характеризуется интересом не только к фактам, качествам и свойствам, но и к сущности, причинам, взаимным связям явлений.
- Устойчивость выражается в постоянстве интересов, в том, что ребёнок проявляет интерес к тому или иному явлению длительное время, руководствуясь сознательным выбором.
- Динамичность заключается в том, что знания, усваиваемые ребёнком, представляют собой подвижные cистемы, которые легко перестраиваются, переключаются, применяются вариативно в разных условиях и служат ребёнку в его умственной деятельности.
- Действенность выражается в активной деятельности ребёнка, направленной на ознакомление его с предметом или явлением, в проявлении волевого усилия для достижения цели.
Ребёнок старшего дошкольного возраста, имеющий познавательный интерес, обладает огромной побудительной силой, которая заставляет ребёнка активно стремиться к познанию, искать cпособы и средства удовлетворения «жажды знаний». Этот интерес придаёт мыслительной деятельности эмоциональную окрашенность и повышает её продуктивность. Ребёнок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, волевому усилию проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха, гордость, в случае разрешения задачи, ободрение взрослых – создают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску. О том, что волнует дошкольника, он часто спрашивает взрослых, просит их рассказать, прочитать, показать. В вопросах познавательного характера, задавая которые ребёнок стремится к получению новых знаний, сведений, проявляется пытливость его мысли, любознательность.
На протяжении дошкольного возраста вопросы меняются по форме и по содержанию (А.И.Сорокина, П.Г.Сирбиладзе). В младшем дошкольном возрасте малышей интересует название действий, предметов, их качеств и свойств. Вопросы возникают при непосредственном восприятии предметов и явлений. Ребёнок спрашивает «Что это?», «Кто это?» и, тем самым, ищет ответ у взрослых, которые должны удовлетворять любознательность юного «исследователя».
По мере взросления дети в своих вопросах стараются уточнить полученные знания, задавая вопросы «Как?», «Почему?». Ребёнок задаёт вопросы и тогда когда в обычном знакомом он видит что-то новое, необычное. Дальнейшее развитие интереса идёт по пути овладения действиями. Из интереса к действию возникает интерес к трудовой деятельности, появляются тенденции к наблюдению, к размышлению. Определяющим мотивом вопросов старшего дошкольника всё больше и больше становится стремление к знаниям (А.И.Сорокина, П.Г.Сирбиладзе и др.).
Вопросы старшего дошкольника направлены на усиление связей, отношений между предметами и явлениями окружающей действительности, на систематизацию своих представлений, нахождение в них аналогии, общего и различного. Их интересует проиcхождение, роль человека в создании вещей, предметов, поступки людей и их мотивы. В старшем дошкольном возрасте все вопросы «Почему?» – это стремление детей постичь суть окружающего, понять причины. В этом возрасте главным являются не единичные познавательные вопросы, а их цель. Иногда отдельные вопросы в цепи рассредоточены во времени, что говорит об устойчивости познавательного интереса.
Познавательный интерес проявляется в разнообразных формах деятельности ребёнка (А.И.Сорокина). Отражая в разных видах детской деятельности различные явления жизни, дети глубже познают их, осмысливают существующие связи между ними, уточняют и проверяют правильность своих представлений.
Таким образом, можно выделить основные проявления познавательных интересов у старших дошкольников:
- задаёт вопросы познавательного характера;
- стремится пополнить свои знания об интересующем предмете, используя различные средства информации (просит рассказать, прочитать, рассматривает иллюстрации, самостоятельно наблюдает, обращается к теле- и радиопередачам и т.д.);
- рассказывает взрослым и сверстникам о своих интересах;
- участвует в беседах о том, что его интересует (проявляет при этом активность, инициативу);
- способен к длительному сосредоточению внимания, умеет элементарно планировать деятельность, пытается преодолеть возникшие трудности;
- отражает свои впечатления в разных видах деятельности, проявляя при этом инициативу, творчество;
- ребёнку свойственна увлечённость, эмоциональность, выразительность речи, мимики при проявлении интереса.
Подводя итог, cледует сказать, что в основе любой деятельности ребенка-дошкольника лежит его собственная активность, в том числе и познавательная. Следовательно, важнейшей задачей педагогических работников является определение путей, дидактических условий, педагогической системы стимулирования познавательной активности ребенка дошкольного возраста. Для эффективного развития познавательной активности важно умение видеть и ценить в каждом ребенке единственную, неповторимую, самоценную и свободную личность, с индивидуальными, присущими только ей чертами и особенностями. Все это поможет сохранить самооценку ребенка, будет способствовать сохранению и поддержанию положительного отношения к познавательному процессу.
Познавательная активность дошкольника: двигатели и стимулы развития
В дошкольном возрасте ребенок стремится узнать окружающий мир и разобраться в его устройстве. Но в зависимости от особенностей типа личности, характера, обстановки в семье степень заинтересованности варьируется. Развитие познавательной активности у детей такого возраста – важнейший этап становления личности. Обладая желанием и интересом узнавать новое в детские годы, личность открывает множество возможностей в дальнейшем.
Познавательная активность как инициативная деятельность ребенка
Важность данной функции активно пропагандируется и популяризируются, но молодым матерям не всегда понятно, что же кроется за сложным психологическим термином.
Чтобы разобраться в том, что такое познавательная активность дошкольников, достаточно понаблюдать за ребенком и его действиями.
Настоятельное стремление к познанию мира вокруг, бесконечные вопросы, уточнения означают нормальную любознательность и активность. Ключевой признак понятия – инициатива ребенка. Именно он инициирует исследование предметов и беседы. Побуждает к самостоятельным поискам ответов и попыткам проверить, что получится, если искупать кошку в ванной, или поставить стул на диван и вскарабкаться на него…
Данные функции становятся возможными при наличии умений к анализу и синтезу. Наблюдая то или иное действие, дошкольник интуитивно анализирует составляющие, а потом пытается применить последовательность в других условиях. Яркий пример – та самая плавающая кошка или живейший интерес к анатомии насекомых или кукол.
Выделяется несколько уровней познавательной активности. Первичная диагностика выраженности интереса и любознательности может быть проведена на основе проявлений детской самоорганизации:
- О слабости последней свидетельствует отказ от повтора попыток слепить куличик или нарисовать домик после первой же неудачи.
- Высокая самоорганизация обеспечивает настойчивое стремление добиться успеха и справиться с возникшими трудностями.
Активность ребенка, направленная на то, чтобы почерпнуть как можно больше информации об окружающем мире, стимулирует развитие познавательных процессов.
Двигатели детской познавательной активности
Специалисты в области возрастной психологии выделяют 3 основных двигателя познавательной активности. Они взаимосвязаны, запускаются в первые годы жизни и помогают дошкольнику разбираться с устройством мироздания. Их естественное назначение — стимулировать познавательную активность и интерес дошкольников, а затем и учащихся.
Интерес
Любознательность и интерес – основа познавательной активности. Названные качества формируют потребность к узнаванию неизведанного, исследованию новизны предмета. Данный двигатель особенно ярко проявляется у младших дошкольников — в 3-4 года.
Первые признаки: постоянные вопросы на самые неожиданные темы. Подчас, сферы интереса ставят родителей и воспитателей в тупик, но именно данная фаза наиболее важна. Игнорирование заинтересованности ребенка с высокой долей вероятности приведет к утрате любознательности. Познавательно исследовательская деятельность так и не получит импульса для развития.
Основная задача взрослых на этом этапе — не только отвечать на вопросы, но и побуждать малыша на новые, воспитывать и прививать потребность постоянно разбираться с незнакомой информацией.
Самостоятельность
Самостоятельность проявляется у детей с опережающим уровнем развития. Они не ограничиваются выполнением заданий старших. Опередив сверстников, дошкольники сохраняют работоспособность, что побуждает к дополнительной деятельности:
- получение новых заданий, особенно творческих;
- комментирование собственных действий;
- повторение работы при неудачном результате.
Наблюдательность
Наблюдательность ребенка тесно связана с восприятием. Данная функция развивает внимание, воображение, способность запоминать мелочи. В 3-4 года малыш пока не умеет намеренно изучать тот или иной предмет.
Его внимание привязывает то, что кажется интересным: падение снежинок, сильный дождь, брызги луж, яркая одежда на кукле или на человеке. Поэтому для развития наблюдательности используется игровая деятельность. При наличии предметов, привлекающих малыша, он заметит именно то, что кажется наиболее важным именно ему: необычную форму игрушки, особенный вкус кубика из дерева, оранжевый цвет апельсина.
Изначально замеченные признаки неотделимы от предмета. Только позже ребенок научится отделять свойство от предмета. Например, брызги воды на улице могут быть потому, что папа поливает огород из шланга, а кубик совершенно не обязательно имеет вкус, да и вообще не относится к съедобным предметам.
Как проявляется активность к познанию в младшем дошкольном возрасте
Согласно мнению возрастных психологов, познавательная активность дошкольника проявляется в виде следующих признаков:
- Выраженная заинтересованность по отношению к определенному явлению или предмету.
- Наличие не просто интереса к предмету, а выраженная эмоциональная окраска – изумление, огорчение, радость, удивление.
- Увлеченность историей, сказкой или игрой.
- Ярко проявляемое стремление выполнять задания, которые даются взрослыми.
- Проявление самостоятельности в выборе игры или занятия.
Выявив у детей проявления интереса к окружающему миру, важно применять способы стимулирования активности. Это позволит закрепить имеющиеся результаты и развить новые навыки, которые в дальнейшем помогут ребенку успешно обучаться в школе.
Дальнейшее стимулирование интереса к познанию обеспечивается:
- Созданием различных тематических «уголков», предоставляющих ребенку возможность самостоятельно выбирать занятия и игры.
- Регулярные игры, проводимые родителями или воспитателями, направленные на развитие общения, познания, решения задач определенной сложности – складывание кубиков, картинок из нескольких частей.
- Предоставление самостоятельности, чтобы малыш обучался выполнять задания без посторонней помощи.
Развитие познавательной активности у детей среднего и старшего дошкольного возраста
В период 5-6 лет ребенок стремится самостоятельно найти ответы на вопросы устройства живой или неживой природы. Все ярче проявляется умение видеть оригинальные образы в обычных предметах и явлениях, развиваются познавательные способности.
Задача взрослого – поддерживать развитие познавательной активности детей дошкольного возраста и создавать условия для того, чтобы они самостоятельно справлялись с проблемно поисковыми ситуациями и находили ответы на свои бесконечные «как» и «почему».
Если взрослый поддерживает любознательность ребенка, то он не будет просто пассивно выполнять задание, а постарается проникнуть за пределы поставленной задачи. Например, раскрашивание картинки трансформируется в попытки придумать историю о том, что было до и после запечатленного на бумаге момента.
Экспериментирование
После достижения пяти лет развитие познавательной активности дошкольников строится поэтапно. Каждая фаза становится базисом для последующей. Первый этап – экспериментирование. Основные признаки данной фазы:
- отказ от привычного способа решения задачи;
- попытки найти новый инновационный метод достижения поставленной цели.
Часто стадия экспериментирования вызывается уже имеющимся творческим опытом и проверенными способами достижения результата.
В процессе экспериментирования очень важно не просто изучить предмет, но и научиться фиксировать результаты, чтобы полезное занятие не превратилось в обычное баловство. Примеры экспериментирования у дошкольников: преобразования льда в воду, растворение мыла и пускание пузырей, образование пены из шампуня.
Обязательные условия экспериментирования:
- формирование «гипотезы», то есть интерес к тому, что получится в результате опыта;
- самостоятельно выделяемая детьми последовательность действий;
- комментирование самим ребенком каждой манипуляции;
- ответы на вопросы: что получилось и почему;
- обсуждение: что нового узнал ребенок, что вызвало недоумение, какие вопросы остались.
Дополнительная польза от поисково исследовательского характера этого способа развития – возможность дать ребенку почувствовать себя взрослым, ученым, первооткрывателем.
Коллекционирование
Коллекционирование – один из мощнейших стимулов развития познания дошкольника. Сам процесс предполагает сбор неких предметов и объектов, объединенных признаком или критерием.
В качестве объекта коллекционирования могут выступать:
- игрушки из сладостей;
- фигурки различного характера;
- тематические картинки;
- минеральные камни;
- пуговицы неожиданных форм и размеров;
- календарики;
- магниты.
Прежде всего, создание личных коллекций вызывает соревновательный эффект, что побуждает ребенка изыскивать новые способы пополнения собственных коллекций, определять соответствие нового экземпляра заявленной тематике.
Дошкольники продуктивно распоряжаются своими коллекциями, проявляя деловое сотрудничество в общении со сверстниками. Они обмениваются равнозначными экземплярами, или могут предложить весь набор взамен на игрушку или другой ценный для них предмет. Путем освоения умения договариваться и обмениваться происходит формирование социальных навыков.
Родителям и воспитателям следует чутко наблюдать за увлеченностью детей коллекционированием. Нередко на основе детских коллекций можно создать интересные тематические выставки. Дошкольники получат новый всплеск интереса, а также условия для применения собственной активности.
Дидактические игры – средство развития познавательного интереса и активности детей
Важность развития познавательной деятельности побуждает взрослых использовать различные методики. Дидактические игры как средство развития активности при уместном применении демонстрируют значительные результаты. Основные принципы данного метода:
- активизация познавательных процессов на избирательные явления и предметы;
- укрепление познавательного интереса;
- формирование потребности в углублении познавания;
- воспитание целеустремленности и настойчивости;
- обогащение речи;
- стимулирование творческого мышления;
- развитие нравственности и эстетической составляющей личности.
Примеры дидактических игр
Сбор в корзину. Игра, направленная на формирование познавательной потребности младших дошкольников. Применяются двумерные изображения плодов и корзина.
Цель: освоение порядкового счета, создание условий для формирования любознательности.
В процессе игры дошкольник собирает корзинку (изображения помидоров, огурцов). Сравнение по количеству. Взрослый задает вопрос:
- Чего получилось больше?
- Насколько больше?
- Как сравнять счет?
Время суток. Игра проводится с небольшой группой детей.
Цель: закрепление названий частей суток, стимулирование размышления, проявлений эмоциональности, раскрепощение двигательной активности.
Группа формирует круг. Игра начинается с предложения ведущего показать без слов, что дошкольники делают утром. Дальнейшие варианты: день, вечер, когда опаздывают в детский сад и пр.
Нахождение места. Игра предназначена для старших дошкольников.
Цель: выработка познавательной инициативы, навыков пространственного ориентирования.
Перед началом игры взрослый расставляет детей в произвольном порядке. В дальнейшем дается инструкция: «Света, встань за Ирой. Маша, встань так, чтобы Петя был слева от тебя, Игорь подойди ко мне, а Аня встань перед ним». В дальнейшем задания усложняются. Детям предлагают сменить место и назвать самим, где они находятся.
Регулярность подобных дидактических игр помогает формировать новые навыки и закреплять уже имеющиеся. Выполняя задания, дошкольники получают знания, открывают неизвестные им ранее познавательные направления, реализуют потребность в активных действиях.