Почему внимание называют сквозным познавательным процессом

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

ТЕМА 6.
Познавательные процессы: внимание и память

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Внимание – такая организация психической активности, которая обеспечивает режим наибольшего благоприятствования для протекания той или иной деятельности. Это особенность внимания, не имеющего «своего» специфического продукта, но всегда улучшающего протекание всех видов деятельности. Эволюционно внимание возникло как ориентировочная реакция, смысл которой состоит в том, чтобы вовремя заметить любые изменения в окружающем мире, оценить их с точки зрения жизненной значимости для животного. Внимание описывают через его свойства. К свойствам внимания относятся: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем.

Устойчивость – это временнaя характеристика внимания, характеризующая длительность привлечения (или удержания) внимания к одному и тому же объекту. Противоположное свойство – отвлекаемость внимания. Это – непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью.

Концентрация внимания – это степень или интенсивность сосредоточенности, т.е. основной показатель его выраженности, глубина фокусирования психической активности. Противоположное свойство – рассеянность внимания, неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Возможны два вида рассеянности: первичная и вторичная. Первичная рассеянность состоит в том, что человек с трудом устанавливает и удерживает произвольное (намеренное) внимание на каком-либо объекте или действии. Одной из ее причин может стать перегрузка мозга большим количеством впечатлений, утомление, неудачная организация психических процессов и т.п. Вторичная рассеянность – это невнимание человека к окружающим предметам и явлениям, вызванное крайней сосредоточенностью (концентрированностью) его внимания на каком-либо предмете. Такая рассеянность – результат вовлеченности в работу, когда затруднена способность к распределению или переключению внимания.

Под распределением внимания понимают субъективно переживаемую способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий. Распределение внимания, по существу, является обратной стороной его переключаемости, сознательного и осмысленного перемещения с одного объекта на другой. Переключаемость внимания – это способность быстро ориентироваться в сложной, изменяющейся ситуации.

Объем – количество объектов, на которых субъект может сосредоточиться. Обычно не более 5-7 единиц. Такое ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части или объединять в смысловые группы.

Непроизвольное внимание определяется внешним стимулом, новизной объекта. В основе непроизвольного внимания лежит ориентировочная реакция. Оно возникает, и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Внешнее событие (изменение, особенность) захватывает в этих случаях активность человека само по себе, в силу своей неожиданности, особенности, жизненной важности.

Произвольное внимание поддерживается и управляется сознательной целью – текущим намерением человека. Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-либо деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам неинтересно в данную минуту, но чем мы считаем нужным заняться. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.

Послепроизвольное внимание осуществляется внесознательно, вследствие закрепления интересов человека, его потребностей на конкретном объекте. Название «послепроизвольное» дано потому, что нередко оно возникает в результате увлечения работой, которую первоначально приходилось организовывать произвольно, намеренно (произвольное внимание). Затем эта работа становится интересной сама по себе (послепроизвольное внимание).

Память – это психический процесс запечатления, сохранения и последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта, который позволяет накапливать информацию.

Отдельные виды памяти выделяются в соответствии с тремя критериями: 1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую; 2) по наличию цели запомнить – на произвольную и непроизвольную; 3) по продолжительности закрепления и сохранения материала – на кратковременную, оперативную и долговременную.

Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем.

Эмоциональная память – это память на чувства. Способность сочувствовать, сопереживать основана на эмоциональной памяти, поскольку сочувствие возможно лишь с опорой на собственный опыт.

Образная память – это память на представления, она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой.

Содержанием словесно-логической памяти являются образы, основанные на использовании знаков, а также суждеия и умозаключения. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется словесно-логической. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, а от степени ее развития, в свою очередь, зависит развитие всех других видов памяти.

В зависимости от целей деятельности память делят на произвольную и непроизвольную. Запоминание и воспроизведение, в которых отсутствует специальная цель что-либо запомнить, называются непроизвольной памятью. В случаях, когда это целенаправленный процесс, говорят о произвольной памяти.

Оперативная память – процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Когда выполняются сложные системы действий, а результат носит отсроченный характер, память позволяет сохранять промежуточные результаты.

Помимо видов памяти в целом можно рассмотреть и составляющие ее процессы: запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и

Эффективность запоминания увеличивается при использовании мышления. Основанное на понимании внутренних логических связей между частями материала, оно называется осмысленным запоминанием. Осмысление материала достигается разными приемами и прежде всего выделением в изучаемом материале главных мыслей и группированием их в виде плана. Полезным приемом является также сравнение, т.е. нахождение сходства и различия между предметами, явлениями, событиями и пр. Для улучшения запоминания (а по сути понимания) можно строить собственные схемы, маленькие теории, имитировать дискуссии и т.п. Доказано, что осмысленное запоминание во много раз продуктивнее механического.

Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое – в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом – наоборот, подвергается реконструкции, переработке. Результаты последних исследований дают основания считать, что сохранение не есть хранение самой информации, а скорее внутреннее описание того, как эта информация была добыта.

К процессам памяти относится также узнавание и воспроизведение. Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, которое сформировалось у человека ранее на основе личных впечатлений или на основе словесных описаний.

Забывание выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведении. В принципе, это также важный процесс, иначе рано или поздно перегрузка может сильно затруднить работу над новым материалом. Забывается лучше лишняя информация, несущественная для дальнейшей деятельности.

Существуют индивидуальные различия памяти. Память у людей проявляется по-разному, отличается содержанием и объемом запечатленной и хранимой информации. Различия касаются также силы памяти, скорости запоминания и воспроизведения. Индивидуальность памяти проявляется также в том, на какой вид представлений по преимуществу опирается человек при запоминании. Одни лучше запоминают то, что могут увидеть, другие то, что могут услышать, третьи то, что может быть выполнено практически. В соответствии с этим различают зрительный, слуховой и двигательный тип памяти. Чаще всего встречается смешанный тип памяти – слухо-моторный, зрительно-двигательный, зрительно-слуховой.

Ощущения. Тема 3.1. Внимание как сквозной психический процесс

Внимание – это избирательная направленность сознания на определённые предметы и явления. Внимание обеспечивает познавательным процессам и всей психической деятельности продуктивность и результативность. Оно при этом рассматривается и как процесс, протекающий во времени и пространстве, и как состояние личности.

Виды внимания

Непроизвольное внимание возникает непреднамеренно под влиянием внешних раздражителей и не требует волевых усилий, длится до тех пор, пока действует внешний раздражитель.

Произвольное внимание, или преднамеренное внимание возникает и развивается в результате волевого усилия и напряжения человека и отличается целенаправленностью, организованностью, повышенной устойчивостью.

Послепроизвольное внимание возникаетиз произвольного. Сначала человек заставил себя усилием воли сосредоточиться на чём-то, а затем уже внимание концентрируется на предмете деятельности само собой.

Характеристика внимания

Объём внимания определяется максимальным количеством объектов, которое человек может воспринять в единицу времени в связи с какой-нибудь задачей. Индивидуальные различия по объёму внимания значительны. Средним считается объём внимания, при котором человек воспринимает одновременно примерно шесть объектов.

Распределяемость – это способность рассредоточить внимание не нескольких объектах и воспринимать их в равной степени эффективно.

Концентрация – способность человека в деятельности сосредоточиться на главном с одновременным отключением от второстепенного.

Переключаемость внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от обной деятельности к другой, от одного объекта к другому.

Устойчивость – это умение длительное время задерживать внимание на избранном объекте.

Колебания внимания – это качество внимания, противоположное устойчивости.

Рассеянность – отрицательное качество внимания. Она является следствие различных причин.

Самые существенные из них: низкая ответственность за порученное дело, отсутствие интереса, состояние утомления и напряжения, болезнь.

Тема 3.2 Познавательные процессы человека

План лекции

3.2.1.Ощущения. Классификация и свойства ощущений.

3.2.2 Восприятие. Свойства и виды восприятия.

3.2.3 Процессы памяти. Виды памяти. Законы памяти.

3.2.4 Понятие о мышлении. Формы мышления. Мышление как процесс решения задач. Типы мышления. Речь как инструмент мышления и средство общения.

3.2.5 Воображение. Виды воображения. Формы воображения. Функции воображения.

Ощущения

Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутрен­ней среды человеческий организм получает с помощью органов чувств в виде ощущений.

Ощущение — это отражение отдельных свойств предметов, не­посредственно воздействующих на наши органы чувств.

Ощущения являются источником наших знаний о мире и са­мих себе. Способность к ощущениям имеется у всех живых су­ществ, обладающих нервной системой. Осознаваемые же ощуще­ния имеются только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. С одной стороны, ощущения объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, ощущения субъективны, поскольку зависят от состоя­ния нервной системы и индивидуальных особенностей человека.

Предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями. Раздражители вызывают возбуждение в нервной ткани. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и как всякое психическое явление имеет рефлекторный характер.

Физиологическим механизмом ощущения является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами. Анализаторы принимают воздействие определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и перерабатывают их в ощущения.

Анализаторы состоят из следующих частей:

рецепторов, или органов чувств, преобразующих энергию внеш­него воздействия в нервные сигналы;

проводящих нервных путей, по которым эти сигналы переда­ются в мозг и обратно к рецепторам;

«Сквозные» психические процессы: внимание и память.

Функционирование когнитивной, эмоциональной, двигательной, волевой, мотивационной и других сфер психики связано с вниманием и памятью. Поэтому «пронизывающие» всю психическую деятельность внимание и память называют «сквозными» психическими процессами. Процессы внимания и памяти сопровождают всю психическую активность человека, обеспечивая переход первичных образов во вторичные, а также оперирование образами в процессе мышления и иной деятельности.

Внимание — это сознательная или бессознательная направленность психической деятельности на выделение (выбор) объектов и явлений из множества других.

Внимание в процессе выполнения физических упражнений — эго осознанное или неосознанное сосредоточение на реализуемых движениях, действиях партнеров и соперников, траектории перемещения спортивных снарядов, параметрах спортивного снаряжения.

Читайте также:  Что такое заболевание саркома

Основными характеристиками внимания являются:

  • концентрация — интенсивность сосредоточения;
  • устойчивость — длительность сосредоточения;
  • объем (распределение) — число одновременно находящихся «в зоне внимания» объектов;
  • переключение — скорость переноса сосредоточения с одного объекта на другой.

В зависимости от двигательных задач видов спорта к характеристикам внимания предъявляются особые требования. Например, при стрельбе необходимы высокие концентрация и устойчивость внимания, а в игровых видах спорта нужны хорошие объем и переключение. На основании величины объема и направленности на себя или на внешние объекты Най- диффер выделил типы внимания: широкий и узкий внутренние, широкий и узкий внешние [1] . Представители разных видов спорта различаются по данным показателям: у баскетболистов — широкий внешний тип; у гимнастов — узкий внутренний и т.п.

Согласно ресурсной теории внимания Д. Канемана, ошибки возникают, когда задача усложняется: увеличивается длительность сосредоточения или число объектов, за которыми надо наблюдать. В таких случаях человеку может не хватить ресурсов, т.е. соответствующие задаче характеристики внимания могут быть недостаточно развиты или не полностью актуализированы из-за усталости, плохого самочувствия и др. Например, у горнолыжников, тренирующихся на склонах, спуск с которых занимает 30—40 секунд, склон на 60—80 секунд может вызвать ошибки внимания. Вместо сосредоточенности на своих движениях спортсмены отвлекаются на тренера, стоящего на склоне, или начинают думать о посторонних вещах и т.п.

Важно учитывать, что определенный запас ресурсов внимания часто нужен для выполнения отточенной в тренировках техники в усложненных условиях соревнований (неожиданные помехи, напряжение и т.и.). Поэтому для повышения ресурсов необходимо тренировать внимание с помощью специальных психотехнических упражнений (см. гл. 19).

Память — это запоминание, сохранение и воспроизведения индивидом его опыта (Большой психологический словарь / иод ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. М., 2004).

Память при выполнении физических упражнений — это запоминание и сохранение правил и способов выполнения движений, составляющих технику упражнения, а также воспроизведение образов движений и действий.

Соответственно запоминаемому материалу (образам, мыслям, движению) выделяют виды памяти: образную (слуховую, зрительную), словеснологическую и двигательную.

Заучивание новых движений, их воспроизведение, составление комбинаций движений, распознавание тактики соперника по отдельным действиям невозможны без хорошо функционирующей памяти. Двигательная память является важным компонентом спортивных способностей [2] .

Запоминание последовательности движений, их амплитуд и темпа различается у разных людей, что необходимо учитывать при организации тренировок — кому-то надо повторять заучиваемые движения чаще, кому-то реже и т.п. Также особенности двигательной памяти спортсменов зависят от локализации движений — конькобежцы лучше запоминают движения ног (коленные и голеностопные), метатели — рук (усилия кисти), стрелки — пальцев (нажим на курок). По мере взросления и повышения спортивной квалификации двигательная память улучшается. Опытные спортсмены очень хорошо помнят движения и действия, тонко их дифференцируют и могут вспомнить события на основе кинестетических ощущений при выполнении тех или иных движений.

Однако функции памяти крайне уязвимы. Известно, что память ухудшается в состояниях перенапряжения, стартовой лихорадки и «мертвой точки». Частые физические и психические перегрузки, травмы и сотрясения мозга негативно сказываются на работе памяти. Спортсмен начинает страдать забывчивостью, возникают сначала кратковременные потери памяти, а затем и более глубокие провалы.

Память, как и внимание, можно и нужно тренировать. По данным В. С. Фарфеля, эффективность запоминания движений выше, если на тренировке разучивать одно новое упражнение (но не два и более) и повторять его ежедневно (по не через два-три дня) [3] .

31. Внимание как сквозной психический процесс: определение, функции, классификация.

Внимание – выделение актуальных, личностно значимых сигналов. Сквозной психический процесс, присутствующий на всех уровнях психической организации. Он определяет направленность психической деятельности и ее сосредоточенность на объекте, имеющем для личности определенную значимость. Внимание осуществляет выбор той информации, которая будет обрабатываться.

Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого среди психологов нет единого мнения. С одной стороны, внимание считается самостоятельным психическим процессом. Некоторые авторы утверждают, что внимание не может рассматриваться как самостоятельное явление, потому что оно присутствует в любом психическом процессе.

Существует разногласие в том, к какому классу психических явлений следует отнести внимание. Одни считают внимание познавательным процессом. Другие авторы связывают внимание с волей и деятельностью.

Направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном называется вниманием. Под направленностью психической деятельности следует понимать ее избирательный характер. Под сосредоточенностью подразумевается большая или меньшая углубленность в деятельность. Таким образом, внимание обеспечивает четкость и ясность сознания, осознание смысла психической деятельности в тот или иной момент времени.

Физиологическую основу процессов внимания составляет возбуждение одних нервных центров и торможение других. Воздействующий на человека раздражитель взывает активацию мозга. Активация мозга осуществляется, прежде всего, ретикулярной формацией. Кроме того, в активации мозга задействованы диффузная таламическая система и гипоталамические структуры.

Физиологические механизмы внимание очень сложны. В качестве пускового механизма ретикулярной формации можно выделить «ориентировочный рефлекс». Так же, говоря о физиологических основах внимания, нельзя не сказать о принципе доминанты, выдвинутом А.А. Ухтомским. Согласно этому принципу в мозге всегда имеется господствующий очаг возбуждения, обусловливающий работу нервных центров в данный момент времени. Благодаря этим свойствам, доминанта является устойчивым очагом возбуждения, что позволяет объяснить нервный механизм поддержания интенсивности внимания.

Эмпирические характеристики внимания.

1. Общая направленность внимания – область потенциальных объектов внимания. Внимание может быть:

направленным во вне, направленным внутрь на процесс деятельности

направленным на результат

2. Степень внимания (интенсивность внимания) – степень ясности и отчетливости содержания, находящегося в фокусе сознательного опыта. Это количество ресурсов, вкладываемых в переработку информации. Оценивается по уровню и глубине этой переработки. Различают:

3. Объем внимания – это количество однородных предметов, которые охватывают внимание в единицу времени. У взрослых он составляет – 4-5 объектов, у детей 2-3 объекта, не связанных между собой.

Объем и степень внимания обратно пропорциональны. При увеличении объема внимания степень внимания уменьшается. Повышение интенсивности сигнала при ограничении поля восприятия называют концентрация внимания. Согласно принципу доминанты А.А.Ухтомского, концентрация внимания является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.

4. Колебание внимания – это непроизвольное изменение степени внимания. Внимание подвержено периодическим колебаниям с периодом 2 – 3 секунды, мах 12 сек. Эти колебания связаны с утомлением и адаптацией органов чувств. Колебания можно рассматривать как смену фигуро-фоновых отношений.

5. Устойчивость внимания – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или одной и той же задаче. Устойчивость определяется периферическими и центральными факторами. Длительность привлечения центрального внимания, по мнению С.Л.Рубинштейна, зависит от возможности постоянно раскрывать в объекте новое содержание.

Устойчивость внимания зависит:

от личностных особенностей (интереса к объекту);

введение мыслительного компонента.

6. Распределение внимания проявляется в одновременном совершении нескольких рядов действий или слежении за несколькими независимыми процессами. Эта способность удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Зависит от степени автоматизированности действий и от связанности объектов. Она весьма упражняема.

7. Переключаемость внимания – это способность быстро выключаться из одних условий и включаться в новые, скорость перехода от одного вида деятельности к другому. Данная способность также упражняема.

Классификация видов внимания.

1. По критерию объектов, на которые направлено внимание. Внимание может быть:

сенсорное (чувственное внимание), направленное на образы ощущений и восприятий. Содержание этого процесса наполняется ощущениями и восприятиями.

умственное или интеллектуальное, направленное на процесс или результат умственной деятельности или продукты воображения.

Исполнительное внимание. Оно направленно на представление движений.

аффективное, направленное на эмоции и чувства.

2. По критерию сопутствующего переживания или интереса. Внимание бывает:

Непосредственное внимание (объекты интересны сами по себе);

Опосредованное или производное – интерес как бы одалживается ( сами объекты мало интересны, но они связаны с чем-то значимым для личности)

По критерию переживания усилия. В связи с этим внимание может быть:

непроизвольное – пассивное, рефлекторное.

произвольное – активное всегда сопровождается чувством усилия. Служит для достижения заранее поставленной цели. Разделяют на три разновидности произвольного внимания:

а) собственно произвольное внимание. Служит для достижения заранее поставленной цели.

б) волевое внимание – сопровождается чувством усилия, борьбы с самим собой, чувством напряжения.

в) выжидательное внимание проявляется в операторской работе при решении задачи ожидания объекта.

Почему внимание называют сквозным познавательным процессом

М.В. Фаликман. Внимание в системе психических процессов
Добавлено Psychology OnLine.Net
27.08.2009 (Правка 27.08.2009)

С одной стороны, эмоционально окрашенные объекты и слова привлекают внимание сами по себе, нередко помимо нашего желания. А чтобы прочесть скучную книгу или выслушать нудного докладчика, нужно специально сконцентрировать на них внимание. Если же, напротив, человек станет уделять слишком много внимания своим эмоционально-личностным проблемам, к примеру, вновь и вновь возвращаясь к старой обиде, постоянно удерживая в уме услышанные от обидчика слова, это изрядно осложнит его повседневную жизнь. Один из современных психологов Михай Чиксентмихайи, к работам которого нам еще не раз предстоит обратиться, формулирует то, в чем многие из нас смогли убедиться на собственном опыте: «Сила стресса, который мы испытываем, зависит куда больше от того, сколь успешно мы управляем собственным вниманием, чем от того, что с нами на самом деле происходит. Воздействие физической боли, потери денег, публичного оскорбления зависит от того, насколько мы обращаем на них внимание» [148, 70].

С другой стороны, внимание нередко требует от нас волевого усилия и сопровождается особым эмоциональным переживанием. Иногда это не самое приятное переживание напряжения, знакомое каждому, кому доводилось работать в шумной комнате, а иногда — радостное переживание увлеченности выполняемой работой.

Не менее очевидна связь внимания с нашими потребностями и мотивами. С одной стороны, мы не можем быть невнимательны к жизненно значимым объектам и событиям — предметам биологических потребностей. С другой — испытывая сильное нежелание встречаться с определенным человеком или даже предметом, мы можем ненароком не обратить на него внимания, даже когда он оказывается рядом.

Среди познавательных процессов внимание занимает немаловажное, едва ли не центральное место. Участие его в восприятии несомненно: восприятие по определению избирательно, и знаменитая максима Козьмы Пруткова «Нельзя объять необъятное» в отношении него верна как никогда. Мир воистину необъятен, в нем значительно больше предметов, звуков, запахов, прикосновений, чем человек в состоянии воспринять в любой из моментов времени. Поэтому восприятие требует отвлечения от некоторых из них, и только в результате такого отвлечения мы можем рассмотреть, услышать, ощутить что-то другое, более важное. В итоге воспринимаемый предмет, который называется обычно объектом внимания, становится для нас более ясным, мы различаем в нем больше деталей и оттенков, прослеживаем, как он изменяется, что с ним происходит. Восприятие и внимание работают рука об руку, и сложно провести между ними жесткую границу, разделить «сферы влияния».

То же самое можно сказать и о связи внимания и мышления. Когда мы размышляем, внимание предстает как сосредоточение сознания на решаемой задаче, как стремление не пропустить ни одной детали и способность не отвлекаться на сторонние мысли. У.Джемс отнюдь не случайно заметил, что гений — это внимание. Но для гения важна не только сама способность сосредоточиться на важном и отвлечься от суетного, сиюминутного. Не иначе как внимание стоит и за проницательностью — способностью заметить и выделить наиболее существенные аспекты изучаемого явления и придать своим мыслям именно то направление, которое ведет к правильному решению задачи.

Читайте также:  Что такое забугорище 072017

Насколько тесна связь между вниманием и речью, нам еще не раз предстоит убедиться на протяжении этой книги. С одной стороны, именно речь позволяет организовать внимание. Посредством простейшей речевой команды мы можем привлечь внимание ребенка к скучной для него домашней работе, а внимание неосмотрительного пешехода — к приближающемуся автомобилю. С другой стороны, как недавно показал американский лингвист Рассел Томлин [361], человек, строя речевое высказывание, выбирает в качестве подлежащего название именно того предмета, на который обращено в данный момент его внимание.

Эту удивительную и вместе с тем вполне понятную закономерность Р.Томлин подметил, анализируя речь спортивных комментаторов во время хоккейных матчей. Сравним две языковые конструкции: «Смит перехватил шайбу» и «Шайба была перехвачена Смитом» (вторая, пассивная, конструкция не очень часто встречается в русском языке, но весьма распространена в английском). Если в фокусе внимания комментатора — нападающий Смит, то более вероятно первое высказывание, а если шайба — второе.

К сходным результатам привели и экспериментальные исследования. В них люди описывали содержание мультфильма про двух рыбок, одна из которых с аппетитом поедала другую. Благодаря специальным манипуляциям внимание зрителей было обращено то на одну, то на другую рыбку. Результат был вполне предсказуем: именно та рыбка, которая оказывалась «объектом внимания», становилась подлежащим в предложениях, формируемых наблюдателем.

Таким образом, внимание действительно «пронизывает» все наше познание. Неслучайно отечественный психолог, профессор Ленинградского, а в конце жизни — Вашингтонского университета Лев Маркович Веккер (1918 — 2001) отнес внимание к так называемым сквозным психическим процессам, организующим познавательную сферу человека и интегрирующим разные уровни психики [10]. К этой же группе психических процессов, которая выделяется наряду с собственно познавательными процессами (ощущение, восприятие, мышление), относится и память.

Участие внимания в работе памяти не подлежит сомнению и постоянно дает о себе знать в нашей повседневной жизни. Если нам необходимо, чтобы человек запомнил какую-то информацию — скажем, название магазина на рекламном щите, мы обращаем на это его внимание. Если хочется, чтобы друг, вернувшись из путешествия, рассказал о чем-то особенном, например о том, как выглядит дом Владимира Набокова на Большой Морской в Петербурге, мы просим обратить особое внимание на этот дом — один из тысяч домов в городе. А ведь задача будет состоять в том, чтобы запомнить, как дом выглядел, и рассказать об этом спустя некоторое время. Наконец, возьмем известный анекдот о муже, который никогда не помнит, во что была одета его жена. «Во что-то, конечно, была одета, иначе я бы заметил», — говорит он. Поскольку не заметил, не обратил внимания, то и не запомнил.

А если информация уже хранится в памяти? Проблема в том, что ее там слишком много: по мнению некоторых теоретиков, не просто много, но всё, с чем человеку довелось встретиться в течение жизни [54]. Значит, поиск и припоминание фактов, которые относятся к какому-то конкретному событию или необходимы для решения поставленной задачи, тоже едва ли возможны без участия внимания.

Произвольное и непроизвольное внимание

Процесс человеческого познания подразделяется на ряд стадий изменения поступающей информации — от восприятия до практического действия.

Выделение в познавательных процессах их отдельных видов в значительной мере условно, однако оно помогает в практике изучении психики.

В современной психологии принято выделять две группы познавательных процессов:

Специфические или собственно познавательные — это чувственные процессы (ощущения, восприятия) и рациональные процессы (понятия, суждения и др.). На основе этих процессов, которые осуществляются с помощью органов чувств и мозга, формируются знания субъекта о мире и о себе.

Среди специфических процессов обычно рассматриваются:

Ощущения –процесс первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений; они являются продуктом работы пяти органов чувств — зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса;

Восприятия — результат обработки информации более высокого уровня, в котором суммируются данные отдельных органов чувств и на этой основе создастся целостный образ предмета, явления, человека. Для обозначения этого понятия используется и термин «перцепция» (от лат. perception — представление, восприятие);

Мышление –высший уровень отражения действительности, свойственный только человеку, результатом которого является обобщенное знание объективной реальности, выявление наиболее существенных признаков предметов и явлений. Основными инструментами мышления выступают: понятия, суждения и умозаключения.

Неспецифические познавательные процессы

Неспецифические или универсальные – это такие процессы, как память, внимание, воображение, воля. Их называют также «сквозными», так как они обеспечивают не только познавательные, но и все другие психические и поведенческие процессы.

Память позволяет человеку фиксировать факт взаимодействия со средой и сохранять его в форме опыта, а также использовать его в поведении;

Внимание помогает отбирать наиболее важную информацию, обеспечивает выбор эффективных программ действий и сохраняет постоянный контроль за их реализацией;

Воображение помогает прогнозировать на основе накопленной информации события более или менее отдаленного будущего;

Воля – это способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели, как познавательные, так и предметно- практические.

Понятие об ощущениях

Основным источником наших знаний о внешнем мире и о собственном теле являются ощущения. Они составляют основные каналы, по которым информация о явлениях внешнего мира и о состояниях организма доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающей среде и в своем теле. Если бы эти каналы были закрыты и органы чувств не приносили бы нужной информации, никакая сознательная жизнь не была бы возможной. Известны факты, говорящие о том, что человек, лишенный постоянного источника информации, впадает в сонное состояние.

Издавна принято различать пять основных видов (модальностей) ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух.

Осмысленность восприятия

Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением. Сознательно воспринимать предмет — значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, обобщить его в слово. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство со знакомыми.

Восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, но представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования, имеющихся данных.

Апперцепция

Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек, и поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, называется апперцепцией.

При предъявлении испытуемым незнакомых фигур уже на первых фазах восприятия они ищут эталоны, к которым можно было бы отнести воспринимаемый объект. В процессе восприятия выдвигаются и проверяются гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории. Таким образом, при восприятии активизируется следы прошлого опыта. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми.

Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности; в его процессе участвуют установки, эмоции, которые могут изменять содержание восприятия. Это необходимое условие ориентировки человека в окружающей среде.

Общее понятие о мышлении

Первая особенность мышления — его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления — и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Вторая особенность мышления — его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений. Суждение — это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением. Рассуждение имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.

Умозаключение — это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Мышление — высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств — эти единственные каналы связи организма с окружающим миром — поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.

Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли — сложный процесс, который состоит, прежде всего, в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.

Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, — деятельность активная, требующая сосредоточенного внимания, терпения. Реальный процесс мысли — это всегда процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой.

Сущность, функции и виды внимания

Сложности объяснения феномена внимания вызваны тем, что оно не обнаруживается в “чистом” виде, функционально оно всегда “внимание к чему-либо”. Поэтому внимание следует рассматривать как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательных процессов.

Когда мы говорим о внимании, то подразумеваем также сосредоточенность, углубленность в деятельность. Чем труднее стоящая перед человеком задача, тем, очевидно, напряженнее, интенсивнее, углубленнее будет его внимание, и, наоборот, чем легче задача, тем менее углубленным является его внимание (функция отбора значимых воздействий).

В то же время, как было показано, сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. Чем больше мы сосредоточены на решении данной задачи, тем меньше замечаем все окружающее, вернее, мы замечаем, что происходит, но неотчетливо.

Таким образом, при внимательном отношении к какому-либо предмету он (этот предмет) оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается в этот момент слабо, оказывается, образно говоря, на периферии воспринимаемого (функция игнорирования несущественных воздействий). Благодаря этому отражение становится ясным, отчетливым, представления и мысли удерживаются в сознании до тех пор, пока не завершится деятельность, пока не будет достигнута ее цель. Тем самым внимание обеспечивает еще одну функцию — контроль и регуляцию деятельности.

Читайте также:  Что такое суставная головка в биологии

Внимание обычно выражено в мимике, в позе, в движениях. Внимательного слушателя легко отличить от невнимательного. Внимание не имеет своего собственного познавательного содержания и лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов.

В настоящее время, общепринято следующее определение. Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Произвольное и непроизвольное внимание

выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание, наиболее простое и генетически исходное, называют также пассивным, вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает человека в этих случаях сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. Стоит нам услышать по радио интересную новость, как мы невольно отвлекаемся от работы и прислушиваемся.

В отличие от непроизвольного произвольное внимание управляется сознательной целью. Они тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам неинтересно в данную минуту, но, чем мы считаем нужным заняться. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.

Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные: оно не созревает в организме, а формируется у ребенка при его общении со взрослыми. Следует также отметить тесную связь произвольного внимания с речью.

Основные свойства внимания

Как уже говорилось, внимание означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем. Особенности этой сосредоточенности определяются основными свойствами внимания: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем внимания.

Объем внимания определяется количеством “одновременно” (в пределах 0,1 сек) воспринимаемых объектов. Распределение внимания характеризуется возможностью одновременного успешного выполнения нескольких различных видов деятельности (действий). Переключение определяется скоростью произвольного переноса внимания с одного объекта на другой. Концентрация внимания выражается в степени его сосредоточения на объекте, а устойчивость определяется длительностью концентрации внимания на объекте.

Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 320 ; Мы поможем в написании вашей работы!

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.01)

Теоретические основы исследования внимания в младшем школьном возрасте

Внимание и его роль в развитии познавательных процессов

Внимание включено во все психические процессы, и выделить, изучить его в «чистом» виде не представляется возможным. С явлениями внимания мы имеем дело лишь тогда, когда рассматривается динамика познавательных процессов и особенности различных психических состояний человека.

Внимание можно рассматривать только как бы на фоне других психических процессов. Однако нельзя не видеть и особенностей внимания, наличия в нём динамических, наблюдаемых и измеряемых характеристик, таких как объём, концентрация, переключаемость и др., непосредственно к познавательным процессам типа ощущений, восприятия, памяти, мышления не относящихся.

В психологии различают следующие виды внимания: природное, социально обусловленное, непосредственное, опосредованное, непроизвольное, произвольное, чувственное и интеллектуальное. В учебном процессе присутствуют все виды внимания в разной степени и интенсивности проявления.

Педагогам необходимо в определённой степени опираться на непроизвольное, непосредственное и чувственное внимание, должным образом подбирая учебный материал и способы его преподнесения. В свою очередь, одной из целей ученого процесса должно стать развитие, прежде всего, произвольного внимания, что обязательно включает волевую регуляцию и связано с конкурированием доминирующих мотивов, когда человеку приходится сделать сознательный выбор в конкретной ситуации.

Произвольный вид относят к высшим видам внимания. Согласно культурно-исторической концепции формирования психических функций Л.С. Выготского в школьном возрасте происходит переход от внешнего опосредованного внимания к внутреннему опосредованному.

Система действий, обеспечивающих произвольное внимание, из внешней постепенно превращается во внутреннюю. Эта теория оказала глубокое влияние на методы школьного обучения. Суть этой концепции заключается в том, что понимание мира у детей в значительной степени формируется благодаря сотрудничеству с окружающими людьми. [11]

В процессе школьного обучения такими людьми, несущими новую информацию, являются учителя, которые направляют, поддерживают и поощряют детей, при этом, помогая им развивать стратегии решения проблем, которые можно применять в других жизненных ситуациях.

Л.С. Выготский считал, что употребление языка, как средства направления внимания и указателя к образованию представлений, имеет для педагогики огромное значение, поскольку с помощью слов ребёнок выходит в сферу межличностного общения, где открывается простор для личностного развития. Первоначально процессы произвольного внимания, направленного речью взрослого, являются для ребёнка скорее процессами его внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребёнок переходит к самоуправлению поведением, т.е. к произвольному вниманию.

Внимание человека обладает следующими основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объёмом. В педагогической практике для достижения положительных результатов в различных формах учебной деятельности необходимо учитывать эти особенности внимания, а также возрастные особенности учащихся.

Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности. Устойчивость внимания определяется следующими причинами: индивидуальными физиологическими особенностями человека, в частности, свойствами его нервной системы; психическим состоянием (возбуждённость, заторможенность и т.п.); наличием мотивации (интерес к предмету деятельности, его значимость для личности); внешними обстоятельствами осуществления деятельности. Люди с сильной нервной системой, обладающие выносливостью нервных клеток, имеют способность длительно удерживать интенсивное внимание. [15]

Подобная устойчивость внимания обеспечивается активностью мысли, способностью рассматривать предмет с самых разных сторон и продумывать многообразные варианты решения задачи. Побочные раздражители для лиц с сильной нервной системой являются стимулирующим фактором для повышения внимания к основному виду деятельности. В жизни характеристика общей устойчивости внимания чаще всего определяется сочетанием всех вышеперечисленных причин.

Внимание младших школьников отличается малой устойчивостью. В работе с данной возрастной группой учащихся педагогам необходимо учитывать преобладание непроизвольного вида внимания и наглядно-образного восприятия окружающих явлений. Этот факт должен стать определяющим в подборе учебного материала.

Сосредоточенность внимания проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, по сути, являющейся синонимом.

Младшие школьники уже способны концентрировать внимание на неинтересных для них действиях. В качестве педагогического решения необходимо учебные моменты, требующие произвольного внимания младших школьников, объяснять близкими понятными примерами и ассоциациями в доступной игровой форме.

Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта или вида деятельности на другой. Данная характеристика внимания проявляется в скорости, с которой человек может переводить своё внимание с одного объекта на другой, причём и непроизвольно и произвольно. Эта характеристика внимания связана со специальными свойствами нервной системы человека, такими как лабильность, возбудимость и торможение. Например, переключаемость внимания легко даётся экстравертам и затруднена у интровертов. Лёгкость переключения связана у первых с предрасположенностью реагирования на внешние обстоятельства, что напоминает непроизвольное изменение направленности внимания. Интроверту бывает трудно переключить внимание с одного объекта на другой, но зато его внимание отбирает наиболее существенные и важные моменты для выполняемой деятельности. Непроизвольные качества внимания следует рассматривать как природно-обусловленные, развитие же произвольных должно стать одним из условий учебного процесса.

В учебном процессе с младшими школьниками необходима отдельная работа с моментами переключения внимания. Если ученик переключается медленно, то нужно для обеспечения переключения создать яркую ситуацию, например, главнокомандующий (сам ученик) отдаёт своим подчинённым (пальцам) новый приказ. Если же нервная система ученика характеризуется возбудимостью, а он переключается на любой внешний раздражитель, что вообще свойственно данному возрасту, необходимо выстроить доступную для ребёнка исполнительскую линию и многократно её закрепить. [3]

Распределение внимания состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.

Распределение внимания на несколько видов деятельности одновременно достигается не путём буквального их выполнения, а за счёт способности человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться к предыдущему виду до того, как наступает забывание. Это обусловлено тем, что память способна сохраняться в течение определённого времени.

Эффективность распределения внимания также определяется следующими характеристиками: сходство задач – если задачи имеют одинаковую сенсорную модальность (все визуальные или слуховые), то вероятность успешного одновременно выполнения падает и наоборот; трудность задач – возможно, это главный фактор, влияющий на успешность выполнения; опытность – если одна или ряд задач выполняются в автоматическом режиме, то возможность выполнения нескольких задач возрастает.

В педагогической практике необходимо учитывать в аспекте рассмотрения распределения внимания так называемый «эффект аудитории». В некоторых формах учебной деятельности, таких как устный ответ или концертное исполнение какой-либо пьесы и т.п., ребёнок вынужден распределять своё внимание между выполняемой работой и присутствующими.

Во-первых, присутствие наблюдателей вызывает активацию у того, кто выполняет работу, потому что создаётся как бы внутреннее предчувствие оценки.

Во-вторых, присутствие наблюдателей является отвлекающим фактором и, в лучшем случае, благотворный эффект от повышенной активации должен превосходить негативный эффект отвлечения.

В-третьих, присутствие наблюдателей создаёт осознание возможных отрицательных последствий (замешательство, неодобрение) или положительных последствий (одобрение, восхищение), что приводит к внутреннему беспокойству и к увеличению усилий. При выполнении простого задания благотворный эффект от увеличения усилий превосходит негативный эффект от беспокойства, и качество выполняемой работы улучшается и наоборот, при выполнении сложного задания негативный эффект от беспокойства усиливается и ухудшает качество выполнения. [6]

Следующее свойство внимания – его объём. Это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, способной одновременно сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика объёма внимания устанавливается опытным путём, когда человеку за очень короткое время предъявляется большое количество информации. То, что он успевает заметить и характеризует его объём внимания. Следует отметить, что объём внимания, установленный экспериментальным путём, нередко отождествляют с объёмом кратковременной памяти. В работе с детьми младшего школьного возраста необходимо обеспечить постепенное увеличение объёма внимания за счёт последовательного увеличения и усложнения учебных и исполнительских задач. Здесь ученику можно предложить роль управляющего компании, который должен всё знать, контролировать, видеть, слышать и чувствовать. Так ученику будет интересно выполнять даже усложнённые задания.

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет множество различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей информации в соответствии с актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности. Со вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для реализации интересов личности. [12]

Ссылка на основную публикацию