Что такое зависть простыми словами для детей

Почему ребенок завидует, и как ему помочь

Откуда берется чувство зависти и что предпринять родителям, чтобы ее кратковременные вспышки у малыша не переросли в жизненную позицию.

Плохое чувство?

«Завидовать — плохо». Такая традиционная установка часто передается из поколения в поколение, зависть осуждается, и родителей нередко пугают ее проявления у ребенка. Но зависть — это чувство, вызванное смесью эмоции гнева и неудовлетворенных желаний. А любые эмоции, испытываемые человеком, невозможно разделить на плохие и хорошие, как и органы в человеческом теле нельзя разделить на полезные и вредные, важные и не нужные. Все чувства имеют биологическую основу и, если они возникают, значит, именно оно в данный момент необходимо, чтобы передать тот или иной сигнал.

Зависть, как и любое другое сильное чувство, имеет огромную энергию, которая может быть разрушительной, но может и использоваться в позитивном ключе, давая силы для развития и новых достижений.

Поэтому игнорировать зависть ребенка, ругать и стыдить его за испытываемое переживание или учить скрывать свои чувства — не слишком продуктивная тактика. Важно разобраться, о чем говорит появление этого чувства? Зависть всегда сигнализирует о желании получить что-то очень ценное, значимое, но не всегда этим является непосредственный предмет зависти (вещь, умение или популярность другого). Обычно появление зависти говорит о более глубоких неудовлетворенных потребностях или неосознанном формировании этого чувства самими родителями.

О чем говорит зависть

Для маленького ребенка зависть естественна, ведь он эгоцентричен по своей природе, он уверен, что весь мир существует ради него одного. А если он сталкивается с иным положением вещей, то часто воспринимает это очень болезненно. Обида, злоба, гнев выплескиваются на того, кто лучше играет, рисует или приносит новые игрушки. Но если такое поведение возникает эпизодически у дошкольника, не стоит волноваться — малыш преодолевает новый этап взросления. Постепенно социальный опыт учит ребенка тому, что помимо его желаний существуют и желания других людей, которые его окружают, и к подростковому возрасту, в норме, эгоцентризм уходит, а вместе с ним и проявления зависти должны становиться все слабее.

Если вы замечаете, что чувство зависти у малыша ярко выражено, а с возрастом лишь усиливается и разрастается, не стоит ждать, когда оно пройдет само собой. Иначе это интенсивное переживание может исказить личность ребенка, укоренив тревожность, неуверенность в себе и недовольство, жадность и жалость к себе.

В каждом возрасте зависть может иметь свои «симптомы» и свой предмет, но задача взрослых — понять, о чем она сигнализирует:

1. Недостаток внимания. Сильная зависть ребенка к материальным ценностям часто указывает на нехватку родительского внимания, заботы и участия. Желание обладать вещами при таком механизме компенсирует неудовлетворенность базовой потребности во внимании. Подарки, игрушки и гаджеты становятся подтверждение родительской любви, поэтому ребенку хочет все новое, что видит у сверстников или в рекламе. У малышей зависть часто принимает форму ревности.

Если ребенок видит проявления любви (например, к младшему брату/сестре), которой он не испытывает в достатке, он будет стараться привлечь к себе внимание любыми способами, вплоть до плохого поведения, порчи вещей. Окружите ребенка любовью, искренней заинтересованностью в его увлечениях и проблемах, выделите время только для него, приобщите к семейным традициям, совместным играм и путешествиям, и вам будет намного проще переключить его с предмета зависти на что-то другое.

2. Сомнение в собственной ценности, заниженная самооценка. Нередко родители сами провоцируют зависть у ребенка, постоянно сравнивая его с другими детьми: «Маша уже так здорово играет на фортепиано, а у тебя все никак не получается», «Вон Петя все успевает: и отличник, и спортсмен, и дома помогает! Когда уж ты за ум возьмешься…» Самоценность ребенка падает, он становится зависим от чужих оценок, чувствует себя хорошим, когда так считают окружающие, а не потому, что уверен в себе. А значит, любые удачи и достижения других воспринимаются как сигнал: «Я хуже, я недостоин, у него все лучше, чем у меня». Ребенок начинает завидовать более успешным и популярным сверстникам, особенно в подростковом возрасте. Важно научиться сравнивать ребенка только с самим собой, отмечая как можно конкретней и эмоциональней его достижения, помощь, таланты и поступки. Например: «Ты сегодня чудесно выступила, еще в прошлом месяце эти упражнения у тебя не получались, а сегодня ты справилась!»

Не забывайте, что для формирования адекватной самооценки ребенка и поддержания его веры в себя недостаточно одобрять только его труд и справедливо относиться к поступкам. Необходимо, чтобы малыш чувствовал ваше безоценочное принятие, которое будет для него внутренней опорой на пути преодоления трудностей в будущем.

3. Ревностный взгляд на мир, доминирующий в семье. Бывает, что ребенок приучается завидовать окружающим, копируя отношение к миру своих родителей. Задумайтесь, как часто вы обсуждаете успехи или приобретения своих знакомых, отмечая, насколько у других они лучше, чем у вас, или злорадствуете их неудачам? Насколько вы сами ориентированы на то, чтобы выделиться, зависимы от материальных ценностей? Больше говорите с ребенком о том, что все люди разные, у всех разные возможности, разные нужды и ценности. Чаще обращайте внимание на то, что вы имеете, учите ребенка радоваться жизни, а не ее атрибутам.

Помогаем справиться

От слов и реакции родителей на проявления зависти многое зависит. Ведь вы способны помочь превратить зависть из мучительного переживания, мешающего полноценно жить, в сильнейший мотиватор.

1. Примите чувства ребенка. Не отмахивайтесь от них и не потакайте, стремясь избавить ребенка от зависти удовлетворением всех его требований. Лучше дождитесь, пока его страсти немного утихнут, и покажите, что слышите и понимаете его: «Я знаю, что ты злишься, потому что Ваня выиграл. Ты хочешь играть лучше него».

Почему ребенок завидует и что с этим делать?

Когда мне было лет 10, я очень завидовала своему двоюродному брату. Причиной зависти была его мама. У меня была своя, ее родная сестра. И вполне себе молодец. Но мне хотелось такую, как у него. И это было жгучее чувство несправедливости.

Почему ребенок завидует и что с этим делать

Она, как и моя мама, выросла в деревне. Но учеба, замужество и жизнь в городе сделали ее совершенно светской дамой. Тетя вызывала у меня безмерное восхищение и восторг. Это было связано и с ее безупречным видом: всегда с укладкой, в очень женственных платьях по фигуре, на высокой шпильке; и с манерой общения – мягким приветливым голосом, уважительным отношением, спокойствием, которое она излучала. Но главное, за что я ей была безмерно благодарна и очень любила – за возможность находить на нас, детей, время.

Здесь нужно сказать, что я – ребенок 70-х, выросший с ключом на шее. Наши родители всегда были на работе, а мы – предоставлены сами себе. На каникулах на первый поток меня всегда отправляли в пионерский лагерь, а два следующих летних месяца я жила у бабушки и дедушки в деревне. Родители приезжали на короткие выходные, за которые еще нужно было что-то сделать – помочь по хозяйству, и такие встречи не давали нужного количества тепла и внимания. А тетя могла приехать в деревню на весь свой отпуск и проводить с нами время: ходить на озеро, готовить вкусное, разговаривать о разном. И быть самой родной и любимой. Видимо, поэтому в моей голове однажды и возник вопрос: почему в качестве мамы она досталась моему двоюродному брату, а не мне? И я очень переживала.

Такое детское переживание и воспоминание – не нонсенс и не исключение.

В подростковом возрасте мы все когда-нибудь задумываемся о том, почему именно эти люди – наши родители? Или почему они именно такие? И радуемся или огорчаемся в зависимости от того, как отвечаем себе на данный вопрос.

Эта мысль связана с явлением эмансипации – отделения ребенка от родителей, которое физически происходит по окончании дошкольного возраста, а психологически – в подростковом.

Скорее всего, вы даже не узнаете, что она возникла в голове вашего ребенка. А иногда, в сердцах, он может сказать вам что-то обидное. И к этому желательно быть готовым: просто знать, что так может быть, и суметь сказать, что вы его любите, что бы он ни говорил.

А про зависть, как чувство уязвленности, невозможности удовлетворить какую-то потребность в то время, как у соседа она удовлетворена, нужно знать следующее:

  1. Чувство зависти, как и любое другое чувство, социально и возникает в процессе общения ребенка с другими и копирования их поведения. Уберечь от него нельзя. И наше злорадное “Так ему и надо” – основное полено в этой топке.
  2. Чем больше ограничений – ничего нельзя, потому что мы не можем себе позволить, и меньше способности радоваться тому, что есть, тем надежнее и прочнее она сформируется.
  3. Чем больше ограничена свобода и самостоятельность ребенка в принятии решений по его детским делам (чем и во что играть, делиться ли с другими, меняться и т.п.), тем больше мы способствуем формированию зависимого поведения и снижению самоценности, что – прямая дорога к зависти и самоутверждению неадекватными средствами.

Представляется, что ответ на вопрос “Что делать?” – очевиден.

Здесь еще можно говорить о зависти “белой” (хочу такое же, как в моем детском случае) и “черной” (хочу, чтоб у него тоже не было). Но это уже нюансы.

В рамках моей практики эта тема всплывает и в детско-родительских отношениях, и в ситуациях построения деловой и личной коммуникации, и в теме взаимодействия взрослых детей со своими родителями.

Если такая проблема характерна для вас или вашего ребенка и вы чувствуете, что не можете разобраться самостоятельно – я на связи.

НОД в старшей группе «Зависть и доброжелательность»

Педагог. Ребята к нам почтальон принес письмо. Хотите узнать, что в нем?

Организационно – поисковый этап.

Педагог. Тогда вскрываем конверт. Ой, посмотрите, а прочитать ничего невозможно! На весь лист кто – капнул черной краской. Смотрите, с другой стороны написано: “Это я сделала, а зовут меня Клякса-вакса. И это только начало: я весь мир черным сделаю!”

– Почему же она такая злая? Давайте прочитаем дальше ее послание.

“Потому что вы, все люди, радуетесь, с разноцветными красками дружите, а я одна, со мной никто не дружит. Вот и буду я вам пакостить: мне никакая краска не страшна, я все закрасить могу!”

Педагог. Ребята, вы хотите, чтобы Клякса весь мир закрасила в черный цвет?

Почему она так поступает? (злая она)

Почему? (Завидует нам, нашему цветному миру и тому, что мы все вместе, а она одна)

А что значит “зависть“?

Ребята мы с вами с первой минуты жизни находимся среди людей. С каждым годом мы взрослеем, и круг нашего общения расширяется. И порой бывает так сложно разобраться в человеческих отношениях. А от того, насколько каждому из нас удаётся сберечь в себе человеческое, зависит то, какой будет наша жизнь.

Ребята! Я вам предлагается посмотреть маленькую инсценировку рассказа Толстого «Молния и Солнце».

Спросила Молния у Солнца:

М. Скажи, почему люди любят тебя больше чем меня, ведь я тоже очень яркая.

С. Они любят тепло и ласку – отвечало Солнце

М. – От моих пожаров тоже много тепла, но это их не устраивает

С. Всё дело в том, что добра в твоей душе хватает лишь на короткую вспышку. А все беды от зависти.

Итак, ребята, сегодня мы посвятим наш разговор интересному вопросу «Что такое зависть?

– Скажите, кому из участников рассказа вы симпатизируете? (кто понравился). Почему?

– Какова основная мысль рассказа?

– Как вы понимаете значение слова «зависть»

(дети высказываются)

В толковом словаре Ожегова «Зависть – это чувство досады, вызванное успехом другого».

Ребята, как вы думаете, чему люди могут завидовать?

(ответы детей)

– А вы завидовали когда – нибудь?

(затрудняются сразу ответить)

Да, на этот вопрос нелегко решится ответить, ведь признаться что завидуешь – значить согласится с тем, что другой человек лучше. Но завидуют все без исключения. Зависть возникает тогда, когда сравниваешь себя с кем- нибудь. А в жизни всегда есть кто-нибудь красивее, сильнее, умнее, богаче.

-Давайте вспомним сказку Пушкина «О рыбаке и рыбке». Ребята, как вы думаете, в этой сказке встречается зависть?

Да, старуха всё сравнивала себя с теми кто богаче и завидовала им.

– К чему привела старуху её зависть? (опять к разбитому корыту)

– Какие сказки вы ещё знаете, в которых проявляется зависть?

-Золушка, Морозка и др.

Молодцы, много читаете и знаете сказок.

Итак, мы с вами выяснили, что объект зависти – человек, который имеет что- то такое, чего у тебя нет.

Ребята, подумайте, зависть – это положительное чувство или отрицательное?

– Человек озлобляется, старается что-то предпринять, чтобы объект зависти потерпел неудачу. Эта зависть провоцирует войны, склоки и ведёт к смерти.

Читайте также:  Что такое суставная мышь в коленном суставе

Русский народ посвятил много внимания этому чувству в литературных жанрах.

В басне Крылова «Лягушка и Вол» рассказывается как лягушка увидела огромного вола и тут же захотела быть с него ростом. Вот как автор об этом пишет:

Пыхтела, да пыхтела

И кончила моя затейница на том

Что, не сравнявшись с Волом,

С натуги лопнула и – околела.

Ребята, о чём эта басня?

Какое отношение к лягушке?

Смогла ли лягушка добиться того, чего хотела?

Какой вы сделали для себя вывод?

Не будь же глупцом– завидуй меньше и живи по средствам.

Ребята, завидуя другим людям, мы становимся лучше или хуже?

Завистникам никогда не показывайте, что их зависть вас напрягает. Вы просто не принимайте его зависти. Это как подарок от плохого человека, если вы его не принимаете, то у кого останется этот подарок. То же происходит и с завистью. Просто держите дистанцию с такими людьми.

Сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть и прослушать песню Розенбаума «Зависть». Вначале песни мы все встанем и немножко разомнём свои ножки и пальчики (потопаем ногами – представим что мы топчим свою зависть, сгибаем пальчики – представим что мы давим свою зависть, отталкиваемся ладошками – прогоняем свою зависть)

Звучит песня «Зависть»

Русский народ создал много пословиц и поговорок:

Кто чужое желает, тот своё потеряет

Злой плачет от зависти, а добрый от жалости.

Где счастье, там и зависть.

Педагог. Ребята, а зависть помогает или мешает? Как можно избавиться от зависти? (Научиться делать дело лучше того, кому завидуешь)

А как же мы можем помочь Кляксе? Давайте нарисуем Кляксе друзей – разноцветных, красивых.

Творческая работа «Рисование нетрадиционным способом».

Лист бумаги сложить пополам. Берем нитку длиной 10см. С помощью кисточки нанесем на нее краску. Положить нить узором на одну сторону бумаги. Закроем другой стороной. Прогладим ладошками, произнесем заклинание:

Красный, желтый, голубой –

Кляксу любим мы с тобой!

В цаплю, клоуна, цветок –

В чашку, бабочку, слона

Резко выдернуть нитку из бумаги. У нас получились вот такие прелестные рисунки.

Игра «Волшебные кляксы».

Педагог. Наши работы высохли, теперь можно их рассмотреть. Дети рассматривают свои и другие работы, рассказывают о своих кляксах. Затем передают Кляксе яркие, веселые Кляксы, получившиеся на их рисунках, которые будут с ней дружить.

Всё то, во что человек вкладывает душу, согревает своим теплом – это даёт результат и делает человека достойным.

Сильный и умный человек направит свою зависть в нужное русло. Зависть только лишь подтолкнёт его приложить усилия, чтобы достичь того же успеха, а может быть стать и лучше.

А чтобы избавиться от зависти

Развивай в себе хорошие качества –доброту, терпение, уважение

Трудись, достигая своей цели

Радуйся успехам друзей и одноклассников

Всё зависит от вас, какой путь вы изберёте- озлобитесь от зависти или используете её как толчок для достижения своей цели.

О чём мы говорили сегодня на занятии?

(зависть плохое чувство, не завидовать, уметь радоваться успехам других.

Я надеюсь, что в вашей душе не поселятся зависть и злоба.

Вы все станете хорошими, независтливыми людьми.

Беседы в старшей группе Беседа в старшей группе «Русские традиции» Цель: Познакомить детей с русскими традициями, приобщать к семейным традициям. Задачи: 1) Учить,.

Фотоотчет о проекте «Я выбираю доброжелательность»

Фотоотчет о проекте «Я выбираю доброжелательность» В нашем саду проходил общесадовский и районный долгосрочный проект «Я выбираю доброжелательность». Все мероприятия, проходящие в рамках.

Интегрированное итоговое занятие в старшей группе «Как ребята старшей группы Буратино помогли»

Интегрированное итоговое занятие в старшей группе «Как ребята старшей группы Буратино помогли» Интегрированное итоговое занятие в старшей группеТема: «Как ребята старшей группы Буратино помогли!» Подготовила воспитатель гр. № 5 «Смешарики».

Конспект итогового занятия по правилам дорожного движения в группе в старшей группе Конспект итогового занятия по правилам дорожного движения в группе в старшей группе Цель: обобщить представления о правилах дорожного движения.

Квест по ПДД в старшей группе

Квест по ПДД в старшей группе Поведён и исполнен, воспитателями старшей группы: Тарасова Жанна Николаевна; Семакина Юлия Леонидовна. Сегодня вместе с детьми нами было.

Математический КВН в старшей группе

Математический КВН в старшей группе Цель: Создавать условия для закрепления счета в прямом и обратном порядке от 1 до 10; Способствовать формированию умений в поиске недостающей.

НОД «Магнетизм» в старшей группе

НОД «Магнетизм» в старшей группе Тема НОД: «Свойства магнита». Образовательная область: познание Вид: познавательно- исследовательская деятельность Форма: Экспериментирование.

Праздник для мам в старшей группе

Праздник для мам в старшей группе Чтобы поздравить своих мам, ребята нашей группы отправились к сказочнику Шарлю Перро за советом, как интересно и оригинально порадовать.

Беседа о зависти с дошкольниками подготовительной группы

Конспект беседы со старшими дошкольниками «Завистливый по чужому счастью сохнет»

Дорогие ребята! Поговорим о зависти.

Зависть — дурное чувство. Оно человека мучает, лишает покоя и сна. Недаром народ приметил: «Завистливого и сон неймет».

♦ Умеете ли вы от души радоваться успехам своих друзей?

♦ Можете ли вы похвалить друга, если у того что-то хорошо получается, а у вас нет?

Думаю, что вы испытываете радость за друга, если его похвалил воспитатель, если ему подарили новую игрушку или книжку. Но если в вашей душе все же поселилось неприятное чувство зависти, постарайтесь его подавить, победить, настройте себя на то, что друзьям нужно не завидовать, а радоваться за них, у них стоит чему-то поучиться и самому добиваться успехов в труде, спорте, учебе.

Завистливая Катя

Всем завидовала Катя:

Аня ходит в новом платье,

Таня — в шелковой косынке,

Бант у Даши, как картинка!

У Наташи день рожденья —

Будут торт и поздравленья.

Машу нынче похвалили,

А меня опять забыли!

И сказала мама Кате:

— Не завидуй, дочка, хватит!

Зависть нас не украшает,

Зависть людям жить мешает.

Не завидуй, а сумей

Радоваться за друзей!

♦ Чему завидовала девочка Катя?

Новому платью, и косынке, и бантику подруги, и дню рождения, и похвале, доставшейся подруге. Но ведь когда хвалят другого, это вовсе не значит, что ругают вас! В следующий раз похвала достанется и вам. Скоро и у вас будет день рождения. И вы придете в детский сад или в школу в новой красивой одежде. Друзья не будут вам завидовать, они порадуются за вас.

Умение радоваться чужим успехам, чужому счастью — великое и прекрасное свойство человеческой души!

Послушайте рассказ и ответьте на вопросы.

Пластилиновый Буратино

Дети лепили игрушки из пластилина. Самая выразительная и забавная игрушка получилась у Нади.

— Какая прелесть! — воскликнула воспитательница Анна Анатольевна, показывая ребятам пластилинового Буратино.

Буратино и в самом деле получился на славу: в красном колпачке, полосатых чулках, с задорной улыбкой, с золотым ключиком в руке.

— Давайте все вместе вспомним сказку о приключениях Буратино и о золотом ключике, — предложила воспитательница.

Ребята наперебой стали рассказывать сказку, и только Галя молча отошла в сторонку, надулась и поскучнела. Девочка подумала, что ее пластилиновый медвежонок Винни-Пух ничуть не хуже Буратино, но Анна Анатольевна похвалила Надю. Галя почувствовала зависть к подруге. Она подошла к столу и сбросила пластилинового Буратино на пол. Игрушка тут же сломалась. Галя отошла подальше от стола и стала играть с куклой.

Когда Надя увидела, что Буратино упал и сломался, она заплакала. Но Сережа поднял игрушку с пола, Таня стала утешать подругу, а Анна Анатольевна помогла девочке починить игрушку.

— Как Буратино мог оказаться на полу? — спросила воспитательница.

— Я знаю, — ответила Галя, — он стоял на самом краю, вот и упал.

Хотя Анна Анатольевна и видела, что Галя сбросила игрушку, сейчас она ничего не сказала девочке. Собрала все поделки и поставила их в стеклянный шкаф. Она хотела поговорить с девочкой наедине.

♦ Как вы думаете, почему Галя сбросила игрушку на пол?

♦ Хорошее или дурное чувство владело ею в этот момент?

♦ Могли бы вы поступить так?

♦ Случалось ли вам видеть подобное проявление зависти? Расскажете об этом.

♦ Как вы думаете, почему Галя солгала?

♦ Связаны ли ложь и зависть? Приведите примеры того, что зависть часто связана с ложью.

♦ Как вы считаете, почему воспитательница сделала вид, что ничего не заметила?

♦ Подумайте, какие слова сказала Анна Анатольевна Гале.

Может быть, она сказала девочке примерно так:

— Галя, ты постудила нехорошо. Причем нехорошо вдвойне. Сначала- из зависти сбросила на пол Надину игрушку, а потом еще и солгала мне. Похвалив Надю, я ведь не сказала, что твоя игрушка плохая. Тебя я, может быть, похвалила бы в другой раз! Подумай обо всем случившемся на досуге. Ты хорошая, добрая девочка, но зависть никого не украшает.

Завистливый человек не вызывает уважения. У завистливых людей мало друзей. Наоборот, душевно щедрые люди умеют радоваться за других. Ведь друг познается не только в горести, но и в радости.

Послушайте такую историю.

Витя занимался в спортивной секции плаванием. На соревнования он пригласил своих друзей — Володю и Пашу.

Володя всей душой желал другу победы. В самых острых моментах он даже вскакивал с места и подбадривал Витю возгласами.

— Давай, Витек, прибавь скорость!

А Паша, хотя и считался Витиным другом, завидовал его спортивным успехам и в глубине души, сам себе не признаваясь, был бы рад, если бы тот проиграл: «Чтобы не задавался, нос не задирал!» Чем же закончилось соревнование?

Витя выиграл! Володя и Паша поздравили его с победой. Паша не хотел потерять друга и сумел победить в себе зависть. Он тоже выиграл этот поединок с самим собой!

♦ Как вы относитесь к успехам своих друзей?

♦ Почему радость за человека можно считать проверкой дружбы?

♦ Случались ли подобные истории с вами? Смогли ли вы победить в себе зависть?

Зависть победить сумей

Вот тебе, дружок, наука:

Зависть победить сумей,

Радуйся за друга —

Много обретешь друзей!

Тест

Выберите ответ и объясните свой выбор.

I. Вашей подруге поручили на новогоднем празднике сыграть роль Снегурочки. А вам очень хотелось, чтобы эта роль досталась вам. Как вы поступите?

1. Скажете, что подруге эта роль не подходит, и попросите воспитательницу дать ее вам.

2. Ну что ж! Пусть подруга будет Снегурочкой. Может быть, в следующем году эту роль дадут вам. А пока вы попросите сыграть роль Снежинки.

3. Порадуетесь за подругу. Поможете ей приготовить новогодний костюм и разучить роль.

II. Ваш друг, играя в футбол, удачно забил гол, тренер его похвалил. Как вы поведете себя?

1. Поздравите друга с удачей и постараетесь научиться играть в футбол не хуже.

2. Скажете другу, чтобы он не зазнавался, ему просто повезло, а вы играете не хуже.

3. Похвалитесь, что лучше играете в футбол.

Злой камешек

Раз брела по заснеженной городской улице старуха Зависть. Бледная, худющая, будто высохший сучок. Недаром ведь говорится: «Зависть по чужому счастью сохнет».

Шла она и всем встречным завидовала: «Вон песик пробежал: ишь веселый какой — рад зимушке-зиме. Ребятишки с санками на горку пошли улыбающиеся, румяные, и мороз им нипочем, а мне, бедной, ох, как холодно!»

Шла Зависть и думала, к кому бы ей прилепиться, в чьем сердце поселиться, чье счастье погубить.

Вдруг слышит: где-то музыка играет, ребячьи голоса звенят. Свернула старуха в переулок и увидела сверкающий огоньками каток.

Ребятишки по льду легко скользят, кто парами, кто поодиночке. Острыми коньками гладкий лед режут, только облачка снежной пыли за ними вьются.

На скамейке, чуть поодаль, мамы и бабушки сидят, поджидают, когда занятие по фигурному катанию закончится. Зависть присела на краешек скамейки и стала наблюдать за ребятишками.

В это время две подружки — Катя и Марина, — взявшись за руки, мимо проезжали. Розовые от легкого морозца. Глаза блестят, косички от ветра разлетаются, в волосах снежинки запутались.

Позавидовала им злая старуха: «Ишь какие дружные, пригожие да как ловко катаются! А у меня, бедной-несчастной, и коньков-то никогда не было. Испорчу-ка я им радость!»

Зависть достала волшебный камешек и прошептала заклинание. Камень в ее руке засветился зловещим красным огоньком. Старуха направила светящийся камешек на одну из девочек.

— Ой, — вскрикнула Катя, — меня что-то больно кольнуло здесь!

Это лучи от злого камешка проникли ей в сердце, и в нем поселилась зависть.

В это время Марина ловко закружилась под музыку на одном коньке, и Катина бабушка похвалила девочку: «Чудесно Мариночка катается, словно настоящая фигуристка!»

Катя услышала эти слова, и сердце ей кольнула зависть. От досады, что похвалили не ее, она даже споткнулась. А ведь прежде Катюша никогда никому не завидовала!

Старуха Зависть все видела и осталась довольна.

С тех пор и пошло. Похвалит Марину воспитательница — Катя ходит мрачнее тучи, подарят подруге красивое платье — Катя маме истерику закатывает: хочу такое же!

Читайте также:  Что такое сурьма для глаз в исламе

Лицо у Кати стало недовольным, плаксивым, улыбка редко на нем появлялась, а голос сделался капризным и злым.

Между тем настали веселые новогодние деньки.

На катке елку установили, гирляндами и бусами украсили. Дети стали готовиться к новогоднему представлению: разучивать стихи, песни, танцы. Кому-то достались роли зайчишек, белочек, сосулек, а Марине — роль Снегурочки.

Катя тут же позавидовала подруге. Ведь она и сама втайне мечтала об этой роли: уже представляла себя в голубой атласной шубке, оттороченной белым пушистым мехом, и в короне, украшенной сверкающими снежинками.

Настроение у Кати совсем упало. Пришлось ей довольствоваться ролью Снежинки.

Вот наконец и пришел долгожданный новогодний праздник!

В пышной густой хвое вспыхнули и замерцали разноцветные огоньки елочной гирлянды. На вершине зажглась голубая звезда. Заиграла веселая музыка, и по льду заскользили юные фигуристы в ярких карнавальных костюмах. Все веселились от души: танцевали, читали стихи, пели песенки, водили возле елки хороводы. Дед Мороз дарил всем подарки.

Только Катю ничто не радовало, и праздник ей не нравился. С недовольным, злым лицом она стояла в сторонке.

Когда Марина подъехала к ней и пригласила прокатиться по кругу, взяв подругу за руку, Катя вырвалась и сердито зашипела:

— Отстань! Не хочу с тобой кататься!

— Но почему? — удивилась Марина.

— Не хочу и все. Катайся одна! — отрезала Катя и отвернулась.

На глазах ее заблестели слезы досады. Катя и сама не понимала, что с ней происходит, почему все ее злит и раздражает.

Девочка не заметила, как рядом с ней оказался Дед Мороз. Добродушный, улыбающийся старик в красной шелковой шубе, с ледяным посохом в руках.

— Катюша! — ласково обратился он к девочке. — Ты о чем-то грустишь? Может быть, я сумею тебе помочь? Ведь раз в году я становлюсь настоящим волшебником и могу творить любые чудеса. Задумай желание, и я тебе обещаю — оно обязательно сбудется.

Катя на минутку-призадумалась: «Что бы такое пожелать? О чем ^опросить Дедушку Мороза?»

Вдруг ей вспомнилось, как хорошо и весело жилось ей, когда она всех любила и никому не завидовала, когда за всех радовалась, и ребята хотели с ней дружить. «Хочу никому не завидовать!» — подумала девочка.

Только эта мысль пришла ей в голову, как Катя почувствовала, будто у нее на сердце потеплело, а на душе вдруг стало легко и радостно. Это по волшебству Деда Мороза ее покинули злые лучи зависти.

Катя беззаботно засмеялась, поблагодарила доброго Деда Мороза и, оттолкнувшись коньком, помчалась к детям.

Она подъехала к Марине и с искренним восхищением воскликнула:

— Марина, ты самая красивая Снегурочка на свете! Поедем кататься, — тут же предложила она подруге.

Марина согласилась, и девочки, взявшись за руки, весело заскользили по освещенному фонариками и звездами катку.

Детская зависть: признаки, симптомы и способы борьбы

Зависть у детей — явление частое. Она может возникнуть по отношению к брату/сестре, друзьям и даже взрослым. Как и любое другое сильное чувство, зависть разрушительна, но при правильном воспитании может использоваться в положительном ключе, давая силы для развития. Поэтому игнорировать переживания и стыдить ребенка нельзя.

 зависть у детей

  • Что такое детская зависть
  • Причины появления зависти у ребенка
  • Как понять, что ребенок завидует?
  • Проявления зависти у детей в разном возрасте
  • Как помочь ребенку справиться с завистью: советы и рекомендации

Нужно понять, откуда возникло это чувство и помочь преодолеть его или направить в правильное русло. Рассказываем, как это сделать.

Что такое детская зависть

Детская зависть – ощущение ребенка, что он обделен тем, чем обладают другие. В чувстве смешаны обида, злоба, неуверенность, гнев, раздражение, неудовлетворение желаний.

Если переживание не имеет сильной негативной окраски — говорят о белой зависти. Такое чувство стимулирует развитие и достижение новых высот, учит самостоятельности, уверенности в своих силах, формирует характер. Но если зависть преобладает над другими чувствами и вызывает ощущение неполноценности — она может отрицательно повлиять на детскую психику и основательно испортить жизнь всей семье.

Причины появления зависти у ребенка

В основе зависти лежат эмоции гнева и обиды. Чувство связано с мучительным желанием получить то, что есть у других, но нет у ребенка. Это может быть яркая игрушка, гаджет последней модели или победа одноклассника в соревновании. Когда желаемой вещью или событием обладает кто-то другой, появляется раздражение.

Ощущая себя обделенным, ребенок замыкается, начинает думать, что он хуже других. Ему кажется, что заветный предмет в один миг исправит ситуацию, но на самом деле проблемы это не решает: любви, знаний, умений больше не становится.

Как понять, что ребенок завидует?

Для детей дошкольного возраста зависть естественна, ведь они по своей природе эгоцентричны и думают, что мир существует только для них. А когда сталкиваются с другим положением вещей — неосознанно и остро реагируют. Ребята постарше поступают обдуманнее и могут скрывать остроту ощущений.

Существуют общие признаки, которые точно указывают на зависть малыша:

  • Агрессия по отношению к тому, кто обладает желанной вещью. Ребенок может сломать машинку, растоптать песочный замок, чтобы «сравнять» счет или своровать игрушку из стремления отомстить. Причины детского воровства, профилактика и корректировка поведения →
  • Принижение. Желаемое всегда ценно для ребенка, поэтому он невольно старается принизить объект зависти. Например, говорит, что машинка плохая, у него дома в тысячу раз лучше есть;
  • Подражание. Ребенок настойчиво просит такую же вещь, как у друга или создает ее в воображении и всем рассказывает о действиях с ней. Почему дети врут и что с этим делать →
  • Избегание. Малыш перестает общаться с тем, кто обладает предметом зависти. Делается это чаще для того, чтобы задеть товарища недостатком внимания. Если ребенок общителен, то может подговорить друзей поступить так же;
  • Маскировка. Скрытое проявление зависти характерно для младших школьников и подростков. Распознать такое чувство сложно. Завидующий ребенок не радуется успехам товарища, зато с большой охотой сочувствует его неприятностям.

Детская зависть может проявляться по-разному. Все зависит от возраста, темперамента и других личных особенностей.

Проявления зависти у детей в разном возрасте

Первые «симптомы» зависти появляются у детей в 3-5 лет, когда ребенок начинает сравнивать себя с окружающими. В этом возрасте она принимает форму ревности. Если малыш видит то, чего у него нет — он старается восполнить недостаток вниманием окружающих. Начинает капризничать, кричать, назойливо приставать с вопросами, лезть на глаза.

Дошкольники проявляют зависть осознанно, открыто и импульсивно. Могут ударить товарища, сломать вещь, обозвать, плюнуть, настроить других детей против обладателя вожделенной вещи. Или взять родителей в «осаду», требуя того же самого.

Школьники завидуют и терзаются молча, стараются во всем подражать объекту переживаний: так же разговаривают, одеваются, развлекаются. Или разрывают отношения с другом, если не могут приблизиться к идеалу. В этом возрасте зависть страшна и способна вылиться в преступление: кражу, применение силы. Чтобы повысить самооценку и доказать свое превосходство, подросток может связаться с плохой компанией, увлечься алкоголем, наркотиками. Чтобы не потерять сына или дочь, лучше обратиться к психологу.

Как помочь ребенку справиться с завистью: советы и рекомендации

Ребенок, который постоянно чувствует себя обделенным и остро завидует, вырастает жадным, озлобленным, грубым. Родители хотят исправить поведение чада, начинают попрекать, наказывать, но делают только хуже. Именно от поведения взрослых зависит, чем станет это чувство для ребенка — вечным гнетом или толчком к развитию. Подробнее о стилях воспитания и их влиянии на ребенка →

Чтобы помочь справиться с завистью:

  • Не ругайте ребенка за то, что он испытывает. Когда детская психика охвачена негативными эмоциями, разумные доводы не действуют. Начните разговор, когда он успокоится;
  • Найдите истоки зависти и постарайтесь нивелировать их. Дайте малышу больше времени и внимания, покажите любовь;
  • Не сравнивайте ребенка с другими, даже если вы хотите его так мотивировать. Он привыкнет считать себя хуже других, зависть разгорится еще ярче;
  • Помогите малышу разделить предмет и объект зависти. Например, он принижает и обзывает товарища, у которого есть желанная вещь. Спросите — если он будет обладать предметом, то тоже станет таким?
  • Не делайте из вещей культа. Не покупайте по первому требованию вещи, которые модны и есть у приятелей сына или дочери. За всеми не угнаться. Если нет возможности приобрести предмет зависти, скажите об этом ребенку. Совсем маленького переключите на другую вещь, а подростка мотивируйте на личные достижения.

Чтобы помочь детям справиться с завистью, родителям самим нужно уметь разбираться и в своих, и в детских чувствах. Часто взрослые собственным примером учат чадо завидовать материальным ценностям и достижениям других людей.

О детской зависти

О детской зависти

Зависть знакома всем людям, независимо от возраста. Однако ребенок, в отличие от взрослых, иногда не способен понять, что нельзя получить желаемое. И, конечно, сильно нервничает. Можно ли научить малыша обуздывать это чувство и даже извлекать из него пользу? В принципе, зависть – естественное переживание, но в определенной концентрации оно становится опасным. Если человек находится постоянно в состоянии неудовлетворенности, то его характер портится, да и качество жизни существенно снижается. Ему кажется, что все живут лучше него, один он несчастный. Поэтому лучше начинать бороться с завистью, когда она находится в зачаточном состоянии, т.е. в детстве. Надо помочь ребенку справиться с этим негативным чувством и стать более гармоничной личностью.

Детская зависть

Зависть обязательно имеет конкретный источник – объект зависти. У детей это обычно или вещи (сначала игрушки, красивая одежда, в дальнейшем мобильные телефоны, планшеты), или события жизни (когда другой ребенок выиграл в конкурсе, участвовал в концерте или в соревнованиях, или у кого-то родился братик и т.п.). Проявления зависти могут быть разными:

Практические действия – порча, уничтожение, изъятие объекта зависти. Допустим, девочка сделала красивую пластилиновую картину – бабочку, и воспитательница похвалила ее работу. В этот же день поделку, которая стояла «на выставке», испортили, грубо размазав изображение пальцами – по-видимому, чья-то душа не вынесла чужого успеха. . Если зависть становится совсем мучительной, дело может дойти и до воровства.

Имитация – попытка воссоздания объекта зависти. Это может быть покупка такой же вещи. Например, ребенок увидел у друга интересную игрушку и просит родителей приобрести такую же. Или малыш начинает изображать, что у него есть такая игрушка -рассказывает, как с ней играет.

Критика – обесценивание объекта зависти. Ребенок может сказать: «Ничего особенного», «У тебя кукла некрасивая, у меня дома лучше есть».

Игнорирование – уход от объекта зависти (самозащита). К примеру, мальчик позавидовал тому, что его приятель принес в сад новую модель машинки. И вместо того, чтобы поиграть с другом, он убегает от него или играет с другими ребятами, якобы не замечая его.

Маскировка – зависть может не выглядеть тем, что она есть. Например, завистливый человек может охотно сочувствовать горю, ведь это легче, чем порадоваться чужому успеху, на что завистник просто не способен.

Отсутствие внешних проявлений – зависть может прятаться. При этом человек (как ребенок, так и взрослый) может не осознавать, что истинная причина его плохого настроения и негативных чувств – зависть.

Корни проблемы

Зависть рождается из неудовлетворенности: «У кого-то есть то, чего нет у меня». Но случается, что она возникает внезапно: ребенок живет себе спокойно, всем доволен, и вдруг обнаруживает у другого нечто, о чем он и не знал до сих пор, но что ему так понравилось, что немедленно захотелось это иметь. Поскольку наш мир наполнен вещами и благами, в подобную ловушку может попасть любой человек.

Как объяснить ребенку, что завидовать плохо? Для этого надо разобраться: завидовать плохо -для кого? Конечно, человек, которому завидуют, может пострадать: он замечает на себе неприязненные взгляды завистника, слышит за своей спиной перешептывания и смешки. Но все же больше всех страдает тот, кто завидует: вечная неудовлетворенность портит настроение.

Прежде всего нужно понять, чему малыш завидует и когда возникла проблема. И порой приходится приложить немало усилий, вызывая ребенка на разговор.

7 КЛЮЧЕЙ К УСПЕХУ

Когда становится ясно, что ребенок испытывает зависть, надо сначала объяснить ему, что он вовсе не плохой. Стоит честно рассказать малышу о том, что завидуют иногда все люди – и дети, и взрослые. Порой для ребенка это становится откровением. Впрочем, возможна и другая крайность, когда ребенок искренне уверен, что все вокруг только и делают, что завидуют друг другу, что так устроен мир. Надо дать ему понять, что в каждом человеке сочетается и хорошее, и не очень. У любого человека есть выбор. И поэтому надо не ужасаться, а работать над собой.

Как малышу справиться с завистью?

Есть несколько действенных способов:

Переключать внимание ребенка на самого себя. Если «идти в атаку» просто на чувство зависти, то получится бороться лишь с частным проявлением личности. Поэтому необходимо учить ребенка переводить внимание с других на самого себя. Постарайтесь вместе выяснить, что лично ему интересно, что приносило радость до «пришествия» зависти. Девиз: «Займись сначала своими делами!» поможет реализовать его личный потенциал. Ведь что делают все отрицательные герои во все времена -лезут в чужую жизнь, разрушают мир других. Нередко это происходит именно из зависти.

Читайте также:  Что такое суправентрикулярная экстрасистолия

Организовывать жизнь малыша. Если у ребенка насыщенная жизнь, и он занимается важными для него делами (рисованием, музыкой, спортом и т.д.), зависть не сможет поселиться в его душе надолго. Ведь в основе счастья лежит удовлетворение. Поэтому нужно внимательно относиться к организации жизни ребенка, помочь ему выбрать кружки и секции, устроить в музыкальную, художественную или спортивную школу.

Подавать личный пример. Если близкие ребенка постоянно сравнивают людей, критикуют их, то ребенок «заражается» таким отношением к миру. Поэтому надо не только воспитывать ребенка, но и вести кропотливую работу над собой. Это как в примере с курением: если родители ребенка курят, то сколько бы они слов не потратили, объясняя ребенку, что курить вредно, их собственные действия перечеркнут все правильные слова, и ребенок, скорее всего, тоже станет курящим человеком.

Находить время для беседы. Если малыш выражает желание пообщаться, ни в коем случае не отмахивайтесь, ссылаясь на дела. Откровенно беседуйте с ребенком о жизни (обычно такая беседа может развиться из заданного ребенком непростого вопроса). Вместе попытайтесь разобраться в ситуациях, которые возникают у малыша в детском саду, во дворе или в гостях. Мнение значимого взрослого настолько важно для ребенка, что часто помогает увидеть ситуацию по-новому. Также не бойтесь приводить примеры из собственной жизни или из жизни знакомых взрослых – обычно дети с большим интересом слушают такие истории, их очень волнует, «чем все закончилось», т.е. как человек сумел выйти из неприятного положения. Помогут в этом и специально подобранные книги и фильмы.

Отвлекать от дурных мыслей. Организуйте ребенку веселый досуг, чтобы он не зацикливался на негативных переживаниях. Хотя порой это бывает непросто: ребенок не всегда может сойти с уже наезженной колеи «саможаления» и даже в парке развлечений помнит о предмете своей зависти, может начать думать (и говорить) примерно таким образом: «А вот Петя круче отдыхает -его папа в Диснейленд возил. » Стоит приложить усилия, чтобы отвлечь ребенка и помочь ему расслабиться.

Научить осознавать свои чувства. Понять и признать, что ты завидуешь – уже полдела по избавлению от этого нехорошего чувства. Конечно, это сложно для ребенка, ведь даже многие взрослые живут не вполне осознанно. Тем не менее надо помогать ребенку правильно ставить вопросы, разбирать события жизни, анализировать чувства, искать возможные варианты выхода из ситуации.

Пробудить честолюбие. Иногда зависть служит своеобразным стимулом для достижения целей. («Хочешь танцевать, как Рита? Давай запишемся в студию хореографии». Или «Мишу снова похвалили за беглое чтение? Если хочешь, давай потренируемся после садика – и постепенно ты станешь читать не хуже».) Но на самом деле этот хитрый ход вовсе не обязателен. Не стоит в качестве ориентира брать чью-то жизнь. Надо искать свое решение.

А повторять и имитировать – ЭТО все равно, что носить чужую одежду и жить в чужом доме.

Итак, главное – не сам факт переживания зависти: здесь нечего стыдиться, так как всем свойственно время от времени злиться, сердиться и, конечно же, завидовать. Важно, что будет потом: поддастся ли человек этому чувству и его жизнь станет проходить под его влиянием, или он сделает усилие и сумеет переключиться на позитив -научится ценить то, что у него есть, и пойдет своим путем. Если родители донесут эту идею до сознания ребенка, он имеет все шансы стать в будущем сильным, добрым и свободным. Одним словом счастливым.

От зависти защищает предвкушение чего-то приятного. Например, можно раз в три месяца разрешать малышу составлять список из 5 желанных вещей. И он должен выбрать только одну. А родители называют срок исполнения мечты.

Типичные ошибки родителей

Есть вещи, которые не стоит делать ни в коем случае:

Сравнивать ребенка с другими

Никогда и ни при каких обстоятельствах не сравнивайте малыша с другими. Ведь в этом случае ребенок, который до тех пор считал себя значимым по определению, может начать оглядываться на других. А когда кто-то сравнивает себя с другими, он уже не может остановиться и делает это постоянно. Это искажает его жизнь. При этом имеет место следующий парадокс: даже если объективно ребенок на высоте, он уже привычно будет считать другого лучше («Ты – хороший, я – плохой»). Особенно трудной становится ситуация, если по характеру ребенок застенчив. Так и до комплекса неполноценности недалеко.

Культивировать вещизм

Если вы заметили, что ребенок стал завидовать другу, потому что у того есть какая-то интересная игрушка, может, и стоит купить ребенку такую же, пока он не начал завидовать «по полной программе». Но всегда надо помнить о том, что это все же порочный путь: всего ведь н е купишь. Часто чем больше у ребенка всего есть, тем больше ему надо, и запросы постоянно множатся и растут. Стоит ли потакать этому и принимать участие в этой массовой гонке за вещами? Конечно, нет! Вот только сказать это легче, чем сделать. Ведь тогда хочешь не хочешь, а придется противопоставить себя остальным.

Делать из ребенка хвастуна

Есть родители, которые помогают ребенку встать на путь возбуждения зависти, покупая самые новые и «крутые» вещи, которыми можно хвастаться (хвастовство -«обратная сторона медали» зависти: хвастуну нравится, когда ему завидуют). Обычно за таким малышом ходит стайка ребятишек, мечтающих попробовать «желанный плод» (скажем, поиграть на телефоне), а хозяин получает удовольствие от такой власти. Это необоснованно завышает его самооценку.

Родители должны стараться внушить ребенку мысль «Нужно ценить то, что имеешь». Долгими объяснениями тут не поможешь. Так что придется, не жалея времени, в игре показать малышу ценность знакомых ему предметов и игрушек.

Общий бал: 4 Проголосовало: 6

Консультант

Нигматуллина Лейла, терапевт, кардиолог, переводчик.

Башкирский государственный медицинский университет. Факультет: Лечебный, Январь 1999 — Январь 2005

Другие записи

Лучший отдых - смена обстановки

Информационный мусор засоряет наше сознание

Когда нам следует обратиться к психологу?

Часто родители упускают из виду эту проблему, а ведь именно в ней скрывается корень многих проблем впоследствии. Детская зависть – это нормально,главное не давать этому чувству развиваться во что-то более страшное!Некоторые родители, пытаясь заглушить это чувство, идут на поводу у ребенка и выполняют все его желания, лишь бы ребенок был счастлив, никому не завидовал и не чувствовал себя ущербным. ЭТО ОГРОМНЕЙШАЯ ОШИБКА!Родители,будьте внимательны при воспитании ребенка! Автору спасибо за статью!

Сама еще совсем недавно была маленькой. Могу точно сказать, что согласна с автором на все 100%, так как моя мама научила меня из зависти делать стимул. Что-то вроде “У меня этого нет? Я так не могу? Так надо начать шевелиться и добиваться. Возможно, просто я ленюсь и недостаточно делаю”. А еще я всегда вспоминаю мамину фразу про то, что человек – существо ненасытное. Очень помогает переоценить своё имущество, свои достижения.

Зависть у детей дошкольного возраста

Зависть у детей дошкольного возраста

Зависть — это чувство досады, которое возникает в ответ на благополучие или успех другого человека. Оно противоположно сопереживанию и носит негативный оттенок. Но необходимо помнить, что зависть — это естественное чувство, возникающее у ребенка на этапе становления личности.

В каком возрасте возникает чувство зависти?

Возникает чувство зависти у детей в дошкольном возрасте, примерно с трех лет. Когда дети начинают активно общаться, играть вместе, участвовать в разных мероприятиях, у них может появиться страстное желание получить чужую вещь, ведущую роль в игре, победить в спортивном соревновании, выиграть главный приз Если же главная роль или победа достается другому ребенку — вот тут и возникает чувство зависти.

Зависть: первые проявления

Первые признаки возникновения чувства зависти можно заметить у детей примерно с 3 лет. Чем младше ребенок, тем более предметный характер носит зависть. Играя в песочнице, малыш хочет заполучить именно такую машинку, как у Пети, или точно такую же куклу, как у Насти. Его собственные игрушки при этом летят в сторону. Ребенок еще не умеет ни бороться со своими чувствами, ни скрывать их. Его воля, моральные чувства и социальный опыт пока недостаточно развиты. Поэтому кроха распространяет свои желания на все, что видит. Не надо его за это ругать. Но и потакать всем желаниям малыша тоже нельзя. Купите игрушку, если есть возможность. Но не нужно покупать крохе все, что ему хочется иметь. Переключите внимание ребенка на те игрушки, которые есть у него. Покажите, что весело играть можно и сними. Вместе придумайте интересное занятие, и малыш отвлечется от чужой игрушки.

Ремонт бытовых холодильников по Москве и области от Холод Групп

Профессионально и оперативно ремонтируем холодильники Атлант + любые другие производители. Опыт более 5 лет. Бесплатный выезд мастера и диагностика!
Все услуги по ремонту и обслуживанию холодильного оборудования.
Используйте промокод: Гномик.ру и получите гарантированную скидку 10%

Звоните: +7 (495) 222-13-94

Зависть как чувство досады на успех другого

В 5–7 лет дети стремятся получить признание сверстников, занять свое место в группе. С этого возраста малыш уже может адекватно оценить свои отношения с другими детьми и свое реальное место в структуре этих отношений. Если ребенок хочет играть значимую роль в обществе детей, но эта роль достается другому, это может породить чувство зависти. Даже дружба между детьми- не помеха возникновению между ними зависти и соперничества.

Если ребенок сам хочет получить признание со стороны взрослых или сверстников, то ему очень сложно или даже невозможно радоваться удаче другого ребенка.

Дело в том, что для дошкольников внешний мир и социальное окружение играют очень большую роль. Кто главнее, успешнее, красивее, быстрее, у кого игрушек больше — все это очень важно для детей, для формирования их самооценки.

Иногда чувство зависти у детей проявляется также в отношении взрослых. Например, во время настольной игры, в которую играет вся семья, ребенок непременно хочет прийти к финишу первым (набрать больше всего очков, получить больше всего фишек ) и для достижения нужного результата может даже пойти на хитрость и жульничество.

Негативные последствия зависти

В ситуации соревнования чувство зависти к победителю у проигравшего ребенка подталкивает его к таким негативным формам поведения, как ложь (дома он рассказывает, что победа досталась ему), хвастовство (рассказывает детям, что он и не так умеет, просто сейчас не получилось), злорадство над другими детьми, чей результат еще хуже, чем у него, пренебрежение успехом товарища. Если родители вовремя не вмешаются, такая модель поведения может стать превалирующей. У ребенка, который остро завидует, портится настроение, а в некоторых случаях появляется желание унизить, обидеть, наказать более успешного соперника.

Детская зависть — плохо это или хорошо?

Прежде всего, это закономерно. То, что ваш ребенок завидует, вовсе не говорит о том, что он плохой. Малыш уверен, что мир существует для него и крутится только вокруг него. Поэтому именно у него должно быть все самое лучшее, красивое, новое. Победа, призы и главные роли тоже должны доставаться ему. Если же это не так — ребенок переживает острую обиду, направленную на тех, кто сумел его в обойти.

Чтобы свести к минимуму проявления детской зависти, нужно стараться избегать таких ситуаций, в которых ребенок может почувствовать себя обойденным. Родителям надо проследить за тем, чтобы малыш общался с детьми примерно одного с ним возраста, чтобы в спортивных соревнованиях он попал в группу детей со сходными физическими данными Обратите зависть в здоровое стремление конкуренции. Чужой успех подстегивает ребенка его превзойти, и этим можно воспользоваться в воспитательных целях.

Как вести себя родителям

Зависть — это плохое чувство. Именно на родителей возлагается задача убедить в этом ребенка. У детей зависть — это еще не черта личности, от которой уже невозможно избавиться. Это просто закономерный этап развития. Но, чтобы это чувство не стало для ребенка привычным, необходимо напоминать ему, что завидовать — плохо. Акцентируйте внимание сына или дочери на том, что завидовать, по большому счету, и нечему: он сам сможет в следующий раз получить приз в соревнованиях, если будет больше тренироваться. Или его выберут на главную роль в другом спектакле, если он лучше выучить слова сценария. Словом, все в руках самого ребенка, и при вашей поддержке завидовать ему никому не придется.

Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки 😉
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше 😉

Ссылка на основную публикацию