Что такое завершение промышленного переворота

Конец промышленного переворота в России. Начало индустриальной эпохи

В исторических источниках можно встретить описание двух этапов промышленного развития в дореформенной России: 1. Начало 1860-х годов – середина 1880-х годов 2. Середина 1880-х годов до начала 1900-х. В первом периоде происходил переход большого количества различных отраслей к капиталистическим формам ведения хозяйства.

Начало происходить утверждение фабрично-заводского производства, закладывались предпосылки к индустриальному развитию. В ходе данного этапа появлялись новые типы производства, среди которых можно выделить нефтедобывающую промышленность, транспортное машиностроение и сталерельсовое производство. Иначе говоря, в середине 1880-х годов завершился первых этап процесса индустриализации, что совпало с завершением промышленного переворота, который начался еще при царствовании Николая I.

Во втором этапе, развитие промышленности в России определялось преимущественно различными видами производства, что вынуждало их приходить в соответствие с нуждами развивающихся видов транспорта.

В основу изменений, которые происходили в период 1880-х – 1890-х годов, были положены коренные типы переорганизации промышленных типов производства. Эти паттерны охватывали большое количество отраслей, включая также и освоение новых видов электричества (энергии) с целью использования в промышленности. С помощью обозначенных процессов, к началу XX века Россия находилась на 4-м месте в Европе и на 5-м месте в мире в рейтинге абсолютных показателей промышленного производства.

В качестве мощного стимула к развитию промышленной сферы в России послужила отмена крепостного права, поскольку данный паттерн в 1860-х – 1880-х годах характеризовался переходом к использованию в старых отраслях вольнонаемного труда и паровой энергетики, совместно с появлением новых типов производства, которые появились в результате завершения промышленного переворота.

Вместе с тем, на начальных этапах, общее состояние промышленной отрасли находилось в тяжелом состоянии, поскольку в ней продолжалось использование старых технологических и технических основ, совместно с тем, что топка паровых котлов производилась с помощью дров, либо торфа, что в значительной мере препятствовало их использованию на полных мощностях.

Особенные сложности отмечались в области тяжелой промышленности. Как отмечалось ученым-металлургом В. Е. Грум-Гржимайло: «Изработанные и избитые машины можно было использовать только из-за их любезности, поскольку они постоянно приходили в негодность». Деталей к ним, либо запасных частей не было в наличии, из-за этого процессы ремонта были бесконечными, что порождало на предприятиях сложную и тяжелую атмосферу страха за завтрашний день».

Переход к индустриализации

В период 1860-х – 1870-х отмечалось широкое распространение мелких форм крестьянской промышленности, в которых было отмечено большое количество признаков капитализма. Люди, производящие продукцию, как правило работали на фабрикантов и скупщиков. Так, например, в Московской области примерно в 40% от всего многообразия мелкого промысла применялся наемный труд.

Вместе с тем, здесь процветала самая грубая форма эксплуатации, а оплата труда была в несколько раз меньше, чем за аналогичный труд в городских фабриках. Активное использование непродуктивных и устаревших форм производства труда можно связать с низкой платежеспособностью крестьянского населения, которое в тот период составляло большую часть страны, при этом, крестьяне были просто не в состоянии приобретать городские товары.

Вместе с тем, с помощью мелких домашних предприятий была создана база для роста промышленности крупного капиталистического вида. Согласно мнению экономистов, в России не «люди шли за фабрикой, а фабрика шла в деревни», что приближало ее к рабочей силе. Так, в период 1890-х годов в рабочих поселках, основой которых являлись деревни, проживало 52% работников, которые были заняты в отрасли крупной промышленности.

В период начала 1870-х годов, после того, как была отменена откупная система, в ускоренном режиме начало происходить развитие сферы нефтедобычи, так, за 16-ти летний период она была увеличена в 46,6 раз, а к периоду начала XX века увеличилась еще в три раза. На начальных этапах, нефть была необходима преимущественно для производства керосина, а мазут подвергался сжиганию в виде топлива. В будущем, спрос на топливную нефть в значительной мере увеличивался, тогда как процент керосина в системе общего выпуска нефтепродуктов был сокращен до 20%.

Похожие паттерны были отмечены в зоне добычи каменного угля. Например, в зоне Донецкого бассейна, в период с 1870-х по 1880-е годы количество его добычи было увеличено в 5,5 раз. При этом, необходимость в количестве энергоносителей была на 63% удовлетворена к середине 1880-х годов, исходя из чего, на заводах Ижевска и Урала возникала необходимость в использовании архаичных водяных колес и древесного угля.

В качестве двигателя развития процессов индустриализации для России выступала сфера железнодорожного строительства. Так, в период 1860-х – 1870-х годов, общая численность железнодорожного покрытия в России насчитывала 21 тысячу верст, что отражало рост в 14-ть раз. В процессах грузооборота преимущественно использовался сельскохозяйственный тип грузов (от общего числа всех перевозок зерно составляло 32%), таким образом, благодаря развитию железнодорожной сети происходило повышение товаризации сельского хозяйства.

В период 1870-х годов, строительство железных дорог целенаправленно реализовывалось, поскольку это было необходимо для тяжелой промышленности, однако самым значительным за все более ранние десятилетия был бум 1890-х годов. Так, за десятилетний срок (с 1893 по 1904 годы) площадь рельсовой магистрали в России была увеличена на 87% и составляла уже 56 тысяч километров. На период начала XX века, по общей площади протяженности железной дороги Россия была на втором месте в мире после Северной Америки, однако в соотношении с площадью отечественных территорий плотность этих дорог была в значительной мере снижена.

По объемам грузоперевозок, в 1890-х годах сельскохозяйственные товары переместились на второе место, уступив первенство промышленным. Более половины от всех объемов промышленных грузов составили продукты, принадлежащие топливно-металлургической промышленности.

По количеству доходов железной дороги, лидером были южные территории России (там отмечался 31% от общего объема всех перевозок). Далее располагался Центрально-Черноземный и Московский промышленный районы, с показателями 17,7 %, Запад и Северо-Запад с показателями 12,2 %, а в Сибири и на Дальнем Востоке показатели составили 2,8%.

Показатели Урала составили 2%. Строительство железных дорог выступало в качестве области базового скопление капитала, здесь же за короткие периоды вырастал уровень дохода магнатов железнодорожной сферы, среди которых: Мамонтовы, Поляковы, фон Мекка, фон Дервиза и прочие. Вместе с тем, его значимость оставалась в прежних показателях.

Для железнодорожного бума требовалось колоссальное количество изделий из металла (для 1 км путей было необходимо задействовать 100 тонн металла). В период 1880-х годов, появилась информация о запасах качественной железной руды, которая располагалась в Кривом Роге, однако повышение темпа выплавки становилось возможным исключительно в условиях появления технологического прорыва в ее добыче.

Представленный паттерн стал возможным к выполнению исключительно после того, как были внедрены бессемеровские конверты. Благодаря реконструкции российских металлургических предприятий были достигнуты значительные результаты: например, в период с 1882-го по 1896-1 года, в уральском чугунно-литейном производстве показатели увеличились на 218%, а производительность труда одного работника также была увеличена в два раза.

В качестве основного потребителя черного металла стала железная дорога, на промышленные и жилищные строительства уходило 10-12% от общего числа производимой продукции. Российское машиностроение также приобрело характер ярко выраженного транспортного характера.

Россия в области производства паровозов занимала третье место в мире, уступая США и Германии, однако около 60% техники для производства текстильных изделий было ввезено с территорий Германии и Англии. Была увеличена производительность в рамках строительной отрасли, которая в темпах роста занимала третье место посте металлургической и топливной сфер.

В качалу 1890-го года, в отечественной химической промышленности начало наблюдаться удовлетворение потребностей внутреннего рынка, которая преимущественно занималась разведением искусственных удобрений и красящих веществ.
К 1900 году, количество работников, задействованных в сфере тяжелой промышленности увеличилось на 95,9%, а общие ее объемы возросли на 385%.

Самый стремительный темп развития промышленности страны пришелся на период 1880-х – 1890-х годов. Успех в отраслях, которые были заняты изготовлением потребительских товаров был несколько меньшим. В периоды, когда спрос на продукты отрасли тяжелой промышленности увеличивался за счет ускоренного железнодорожного и промышленного строительства, количество спроса на объекты для личного использования сдерживались из-за низкой покупательной способности большей части населения.

В качестве важнейшего показателя промышленного развития в новых отраслях стало производственная концентрация на небольшом количестве больших и очень больших организаций. Так, к середине 1880-х годов, в рамках хлопчатобумажной отрасли на одной стороне находились 49-ть больших фабрик, а на другой – большое количество маленьких организаций. Вместе с тем, ситуация были изменена к концу 1890-х годов, когда все главные промышленные отрасли стали развиваться из-за больших предприятий.

Производство различных объектов зачастую сопровождалось объединением в одном предприятии деятельности на разных отраслях (например, крупные текстильные фабрики выпускали все множество текстильных тканей, а заводы машиностроения производили товар в различных профилях). Размер предприятий увеличивался еще и потому, что у больших заводов и фабрик было налажено вспомогательное производство в виде мастерских, кирпичных заводов, животноводческих ферм и прочего.

Увеличение размеров предприятий стало причиной того, что у капиталистов обнаруживалась нехватка прибыли не только для производственного развития, но также и для управления текущими процессами в нынешнем масштабе. Исходя из этого, на смену единоличным фирмам в России начали приходить акционерные компании, совместно с расширенным количеством учредителей.

В 1861 году в стране обнаруживалось 128 акционерных обществ, чей капитал составил 256 миллионов рублей, а к 1990-му году их количество уже находилось в пределах 1,5 тысяч, а капитал составил 2,5 миллиарда рублей, без учета железнодорожных компаний. Производственная концентрация стала причиной того, что для все более широких слоев населения появилась возможность ознакомления с особенностями промышленной отрасли, а компании получили возможность более качественного и быстрого приспособления к изменяющимся рыночным требованиям.

Про 4 промышленных революции проще, чем в учебниках. Сохраняйте для школьников

Сегодня «модно» говорить об индустрии 4.0, или четвертой промышленной революции. А все ли в курсе, что из себя представляли три предыдущие и в чем заключается четвертая, которая происходит прямо сейчас?

Промышленная революция — перестройка общества под влиянием инноваций в технологиях и технике. Сопровождается скачком производительности.

Границы промышленных революций размыты во времени, прогресс распространяется как цепная реакция из одной страны в другую. Пионером первой из революций считается Великобритания.

Происходила в 18-19 вв. Ключевыми предпосылками называют аграрный переворот, который привел к высвобождению дешевой рабочей силы, и механизацию ручного труда, которая в 10-20 раз увеличила производительность.

Аграрный переворот произошел в Великобритании в 16 веке. Землевладельцы присваивали общественные угодья, чтобы разводить больше овец. Крестьян вытесняли с мелких хозяйств, земля их больше «не кормила». Они становились дешевой рабочей силой и шли работать на фабрики, где преобладал ручной труд.

Механизация на мануфактурах началась в 1733 году, когда Джон Кей создал «летающий челнок». С того момента на ткацком станке стал работать один человек вместо двух. Производительность труда выросла в два раза, но стало не хватать пряжи. Процесс прядения также нужно было совершенствовать.

Ткач Джеймс Харгривс в 1765 году собрал прялку «Дженни», которая умела одновременно вытягивать и скручивать нить. Производительность труда выросла в 20 раз.

Изобретение механизмов, заменяющих ручной труд, подготовило сознание людей к самой промышленной революции. Начало ее относят к созданию Джеймсом Уаттом парового двигателя в 1778 году.

Ко времени первой промышленной революции относятся открытия и изобретения в самых разных отраслях: ткацкие и прядильные станки в легкой промышленности, токарные и фрезерные станки в металлургии, сельскохозяйственные машины.

Характерными чертами первой промышленной революции стали строительство механизированных заводов и фабрик, установление капитализма и ускорение переселения людей из деревень в город.

Первая промышленная революция плавно перетекла во вторую.

Началась в 1870 году и продолжалась до 1914 года, начала Первой мировой войны. Ее предпосылками стали нарастающие успехи в физике и химии и стремление внедрить научные достижения в производство.

Майкл Фарадей открыл в 1831 году электромагнитную индукцию. Его изобретение электромагнитных роторных устройств стало основой для внедрения электричества в технологии

Генри Бессемер запатентовал в 1856 году метод превращения жидкого чугуна в сталь путем окисления содержащихся кремния, марганца и углерода кислородом — «бессемеровский процесс». Сталь получалась более прочной, повысилась скорость ее производства. «Бессемеровский процесс» внес огромный вклад в развитие металлургии, автомобилестроения и строительства железных дорог.

Электрификация и производство бессемеровской стали послужили пусковой площадкой для совершенствования технологий. Ключевыми инновациями стали использование конвейера в поточно-массовом производстве и выпуск Генри Фордом первого доступного и популярного автомобиля модели «Т» в 1908 году.

Генри Форд говорил, что массовое производство было бы невозможно без электричества. При сборке машины работали 32 тысячи станков, большинство из которых электрические.

Период второй промышленной революции характеризуется строительством железных дорог и других транспортных сетей, использованием телеграфа, стремительным ростом промышленности, вытеснением гужевого транспорта машинами. Возникли новые отрасли: электроэнергетика, нефтехимическая промышленность, автомобилестроение, производство стали.

Началась в 1960-е годы и характеризовалась автоматизацией производства. Предпосылкой ее стало применение ядерной энергии в промышленности и необходимость перемещать радиоактивные материалы без участия человека.

В 1948 году компания «General Electric» разработала автоматический электромеханический манипулятор «Хэнди Мэн». Он копировал движения оператора и давал обратную связь от предмета манипуляций.

Совершенствование логических контроллеров, их программирование, создание промышленных роботов обусловили автоматизацию производства и бурный экономический рост после 1970 годов.

Период третьей промышленной революции характеризуется развитием связи, созданием сетей персональных компьютеров, появлением сотовых телефонов.

Происходит прямо сейчас. Ее предпосылкой стало распространение интернета. «Всемирная паутина» изменила нашу жизнь, создала волнения в сфере СМИ и развлечений, но поначалу не привела к прорыву в промышленности.

Современная промышленная революция проявляется в нарастающем симбиозе промышленных и технологических инноваций. 3d печать и роботы имеют все шансы стать разрушительными технологиями нашего времени. Для этого им не хватает только массового распространения.

О плодах четвертой промышленной революции говорить рано, но можно выделить перспективные инновации.

3d принтеры совершенствуются и применяются в самых разных областях от строительства до медицины.

В 2014 году шанхайская компания WinSun анонсировала строительство десяти 3D-печатных домов, возведённых за 24 часа.

В 2016 году вице-президент центра «Сколково» сообщил, что щитовидная железа, напечатанная на 3D-принтере, имплантирована и функционирует в организме лабораторной мыши.

Современные роботы размером с человека могут быть запрограммированы для выполнений несложных повторяющихся операций.

В 2015 году роботы помогли “Амазон” в США подготовить и отправить все заказы, сделанные в киберпонедельник. В тот день покупатели потратили 3 млн $ на покупки.

Четвертая промышленная революция заключается не в повышении производительности, а в продуктивности, гибкости и кастомизации. Представьте мир, когда вы сможете купить индивидуальный товар по цене массовых изделий. Вы создадите в конструкторе идеальный автомобиль, продумаете каждую мелочь, отправите на заводик возле дома, где за день напечатают детали и соберут вашу машину.

Фабрики станут многопрофильными и переместятся ближе к потребителю. Складирование товаров, международные перевозки исчезнут за ненадобностью. Промышленность будет развиваться на внутреннем рынке и даст больше рабочих мест. Появится потребность в таких специалистах, как координатор роботизированных команд, менеджер цифровых предложений, предиктивный аналитик сети поставок и другие. Производство уйдет от ориентации на массового потребителя и будет зависеть от предпочтений каждого конкретного человека.

Я счастлив жить в такое захватывающее время! А вы?

Да, уже сейчас очень интересное время и впереди еще интересней, но развитие науки и технологий, которые служат на благо людей возможно при Созидательном обществе, но не в потребителском формате. В первую очередь нужно менять вектор развития с потребительского на созидательный всего общества в целом, тогда плоды промышленной, технологической и научной эволюции не заставят себя долго ждать 🙂

Дмитрий, я делаю ставку на смену поколений. Молодые люди, которым 20-25 лет, уже другие, вдумчивые, прогрессивные, не меркантильные. В большинстве. Скоро все изменится в лучшую сторону.

Не совсем согласен. Во все поколения были как альтруистичные, так и меркантильные молодые люди. Все зависит от воспитания, генетики, общества, а вот с последним у нас большая беда .
Но и клеймить меркантилизм и потребление очень глупо. Производства без потребления не бывает. Вернее бывает, но заканчивается все 25 декабря 1991 года. Не будет спроса, не будет и предложения, так что крики некоторых людей из разряда : “ах, общество потребления кругом, а нужно общество производства” алогичны в своей основе.
В статье еще следует указать на развитие систем ИИ. Роботы, роботами, но роботы – это одно, а ИИ другое. А двигателем 4ИР является как раз ИИ.

Ваше мнение. Ничто не заставит меня уважать меркантилизм, а ставить его в одном предложении с потреблением — нелогично. Меркантилизм, это про расчет, мелочность, лицемерие ради получения выгоды.
Про ИИ согласен, но и описанные роботы без ИИ не могли бы выполнять свои функции.

Читайте также:  Что такое супермото мотоцикл

Если не сменить общество – то есть образование и мировоззрение населения, то ИИ будет работать лишь только на банкиров, причём не каких то, а именно уродов, таких как Греф, и ФРСиезуиты.

меркантильность – это излишнее стремление к мат выгоде.потому у слова такой негативный окрас..излишнее. Излишнее значит неправильное и ненужное окуржающим

Алексей время то прикольное вопросов нет. Однако же осознает ли человек на самом деле куда он идёт и чего хочет достигнуть? Каков конечный итог этих ништяков? Да будет супер классно удобно человеку. И что? Какой будет человек дальше? Что следующее человеку будет не хватать? Спрогнощируйте спрос человечества через 50 лет. Мне очень интересно что вы об этом думаете?

собрались фантазёры и фантазируют – чиловечество , палёты ф космас. обнулят вас роднинькие. Оставят тока на расплод 500к в состоянии рабов с чипов в опе и буите ишачить на рудниках – это те кто не докажет свою полезность как умный разработчик чего либо. А про ИИ ваще смешно – калькулятор они в африке калькулятор.

а я не согласен..искусственный интеллект уничтожит простых программистов в первую очередь, и вообще все сложные профессии во вторую, например хирурга и врача. Официант же будет заменен последним) Человечество ждет качественный отсев, есстественный отбор. При чем проходить он будет мягко, люди будут доживать на пособиях и спиваться или лениться. Дети будут собираться как сейчас авто на заводе. будут банки спермы и яйцеклеток и искусственные матки. Новый человек будет иметь продолжение в машинах и роботах и станет всемогущим но не вездесущим пока еще..деньги потеряют постепенно смысл а роботы станут новой формой жизни на Земле. Люди будут их любимыми домашними животными ) как сейчас кошка и собака. Люди будут жить лучше но количество их будет сокращаться. А то чего достигнут роботы находится вообще за гранью понимания людей. Возможно каждый человек сможет создавать себе мир подобный планете Земля и быть его Богом.

Промышленный переворот

система экономических и социально-политических изменений, в которых нашёл выражение переход от основанной на ручном труде мануфактуры (См. Мануфактура) к крупной машинной индустрии. Начало П. п. — изобретение и применение рабочих машин, а завершение — производство машин машинами, т. е. развитие машинного производства (См. Машинное производство), основанного на широком использовании машинной техники. В результате происходит окончательная победа капиталистического способа производства над феодальным. П. п. даёт мощный толчок капиталистическому обобществлению производства; в условиях фабричной системы кооперативный характер процесса труда диктуется природой самого средства труда. Многие раздробленные процессы производства сливаются в один общественный производительный процесс. Вместе с тем утверждение крупной машинной индустрии служит важнейшей предпосылкой реального подчинения труда капиталу и резкого обострения антагонистических противоречий капиталистического способа производства (см. ст. Капитализм). Характеризуя переход к фабричной системе, К. Маркс отмечал (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 23, с. 451—452), что машина сама по себе сокращает рабочее время, между тем как её капиталистическое применение удлиняет рабочий день; сама по себе она облегчает труд, капиталистическое же её применение повышает его интенсивность; сама по себе она знаменует победу человека над силами природы, капиталистическое же её применение порабощает человека силами природы; сама по себе она увеличивает богатство производителя, а при капиталистическом применении превращает его в паупера (см. ст. Пауперизм).

Исторические предпосылки развития крупной машинной индустрии были созданы мануфактурной формой капиталистического производства. Первоначальное накопление капитала обеспечивало дальнейшее развитие капиталистических отношений — с одной стороны, создание армии лишённых средств к существованию людей, которые могут предложить в качестве товара лишь свою рабочую силу (См. Рабочая сила), и, с другой стороны, накопление крупных денежных богатств, используемых формирующимся классом капиталистов для приобретения средств производства и рабочей силы. Рост капиталистического производства неизбежно влёк за собой быстрое расширение как внутреннего, так и внешнего рынков; однако стремление буржуазии к ускоренному накоплению капитала наталкивалось на ограниченные возможности основанного на ремесленной технике мануфактурного производства.

П. п. представлял собой общеисторическое явление, характеризовавшее определенный этап развития капитализма в промышленности ряда стран; однако вызревание предпосылок перехода от мануфактуры к крупной машинной индустрии происходило неравномерно.

В 60-х гг. 18 в., раньше, чем в др. странах, П. п. начался в Великобритании. Английская буржуазная революция 17 в. расчистила путь для развития капиталистических отношений. Мануфактурное производство здесь достигло расцвета; к этому времени голландские мануфактуры были далеко превзойдены английскими. Однако узкая техническая база мануфактуры, по словам К. Маркса (см. там же, с. 381), вступила на известной ступени развития в противоречие с ею же самой созданными потребностями производства. Это противоречие наиболее остро проявилось в производстве хлопчато-бумажных тканей, спрос на которые увеличивался особенно быстрыми темпами. Превращение ремесленного или мануфактурного производства в машинное началось с изменения средств труда. В 70—80-х гг. 18 в. в прядении хлопка всё большее распространение получают механические прялки «Дженни» (изобретена рабочим Дж. Харгривсом). К 1787 в английской промышленности использовалось уже более 20 тыс. таких машин. Дальнейшее развитие механического прядения связано с применением мюль-машин (изобретение С. Кромптона, 70-е гг. 18 в.); после того как последние получили распространение, хлопчато-бумажная пряжа стала изготовляться только фабричным путём. Механизация отдельных производств порождала экономическую необходимость повышения производительности труда и в др. отраслях: так, с совершенствованием техники производства в хлопкопрядении обнаружилась большая диспропорция между Прядением и Ткачеством. В 1785 был запатентован образец механического ткацкого станка, а в 1801 в Великобритании начала функционировать первая механическая ткацкая фабрика, насчитывавшая около 200 станков. Внедрение в ткацкое производство новой техники ускорило механизацию ситцепечатного, красильного и др. производств. Распространение машинной техники повлекло за собой упадок кустарного производства (См. Кустарное производство) и разорение массы мелких товаропроизводителей. С 80-х гг. 18 в. в металлургии развёртывается переход к пудлингованию (См. Пудлингование), обеспечивавшему производство железа из чугуна с помощью минерального топлива.

Развитие рабочей машины, оснащение её множеством одновременно действующих органов порождало необходимость в новом, более совершенном двигателе. С конца 90-х гг. 18 в. в текстильной промышленности стал широко использоваться запатентованный в 1784 паровой двигатель «двойного действия» Дж. Уатта. К 1810 в Великобритании насчитывалось около 5 тыс. паровых машин (См. Паровая машина). Быстрый рост масштабов промышленного производства и дальнейшее расширение рыночных связей требовали совершенствования средств транспорта. В 1-й четверти 19 в. начинают функционировать пароходное сообщение и паровой ж.-д. транспорт.

Всё более широкое распространение машинной техники вступало в противоречие с ремесленной техникой изготовления самих машин. Одна из самых острых и длительных диспропорций, обнаруживающихся в процессе П. п., — несоответствие между стремительно расширяющимся спросом на новые средства труда и ограниченными возможностями их мануфактурного производства. Это несоответствие было преодолено в результате массового внедрения машин в машиностроительное производство. С начала 19 в. в промышленности всё шире используются металлообрабатывающие станки, и прежде всего — токарные, снабженные механическим суппортом, механические молоты и гидравлические прессы. Увеличивавшееся производство машинного оборудования и новых транспортных средств способствовало повышению спроса на металл. На протяжении 1788—1820 выплавка чугуна увеличилась примерно в 6 раз. Механизация различных производств и дифференциация механических орудий труда создали условия для перехода от простой кооперации машин к системе машин, представлявшей собой основной и наиболее существенный признак крупной машинной индустрии. В 10—20-х гг. 19 в. крупная машинная индустрия в Великобритании одержала решающую победу над мануфактурой и ремесленным производством; страна стала крупной промышленной державой, «мастерской мира». Быстрый рост производительных сил сопровождался резким обострением противоречий, присущих капиталистическому способу производства; в 1825 в Великобритании разразился первый экономический кризис перепроизводства.

Вслед за Великобританией на путь быстрого развития крупной промышленности вступили США, Франция, Германия и др. страны. Общие экономические условия для быстрого развития капиталистического производства в США были созданы после победы в Войне за независимость (1775—83). Интенсивному техническому перевооружению хлопчато-бумажной промышленности и некоторых др. отраслей способствовало полное отсутствие мелочных цеховых стеснений и использование технического опыта английской промышленности. Массовое применение паровых двигателей и ускоренное развитие машиностроения в северо-восточных штатах США приходится на 50—60-е гг. 19 в.

В Италии П. п. начался в 40-х гг. 19 в. Фабричное производство развивалось главным образом в сев. районах страны, тем самым усугублялась экономическая отсталость Юга. Окончательную победу над кустарным производством и мануфактурой крупная машинная индустрия одержала в последней трети 19 в.

Решающую роль в ускоренном развитии капиталистических отношений во Франции сыграла Великая французская революция, ликвидировавшая феодальные порядки. Первые шаги в механизации бумагопрядильного производства в стране были сделаны ещё в 80-х гг. 18 в., однако переход от мануфактурного производства к использованию системы машин в др. ведущих отраслях промышленности занял многие десятилетия.

С большим запозданием осуществлялся переход от мануфактуры к крупной машинной индустрии в Германии, где развитие капиталистической промышленности сдерживалось засильем феодальных и полуфеодальных отношений. Франция и особенно Германия, как отмечал Ф. Энгельс, в области крупной промышленности лишь плелись за Великобританией и «. собственно только с 1848 г. узнали, что такое крупная промышленность. » (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 18, с. 243). После Революций 1848—49 развитие крупной машинной индустрии в этих странах резко ускоряется; в Германии во 2-й половине 50—60-х гг. 19 в. завершающая стадия П. п. характеризовалась бурным ростом тяжёлой промышленности.

В Японии условия для развития капиталистического фабричного производства были созданы революцией Мэйдзи (1867—68).

В ходе П. п., начавшегося в последние десятилетия 19 в., японские предприниматели широко использовали технический опыт западно-европейских стран и США, ввозя значительную часть машинного оборудования из-за границы. Особенно активное участие принимало государство в учреждении и финансировании крупных промышленных предприятий, прямо или косвенно участвовавших в техническом перевооружении японской армии.

Переход от мануфактуры к крупной машинной индустрии внёс коренное изменение не только в техническую базу производства, но и в сферу общественных отношений. Характеризуя промышленную революцию, В. И. Ленин подчёркивал, что она означает крутое и резкое преобразование всех общественных отношений. Утверждение крупной машинной индустрии в ведущих отраслях производства создало материальные предпосылки для дальнейшего быстрого развития производительных сил. Превратив промышленность в главную отрасль общественного производства, П. п. вместе с тем привёл к полному отделению её от земледелия и к быстрому росту крупных промышленных центров. Развитие капиталистической машинной индустрии неизбежно влекло за собой окончательную ломку патриархальной замкнутости, увеличение подвижности населения. Однако капиталистическое использование машинной техники усиливало эксплуатацию наёмных рабочих, превращало крупные предприятия в места фабричной каторги, а рабочего — в придаток машины. Рост капиталистического фабричного производства в огромной степени способствовал обострению противоречий между умственным и физическим трудом, между городом и деревней. Дальнейшая механизация производства вела к вытеснению с капиталистических фабрик части рабочих и возникновению массовой безработицы. Углубление противоречия между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения вызвало к жизни мировые экономические кризисы перепроизводства.

Победа капиталистической фабричной системы знаменовала окончательный раскол между различными группами участвующих в производстве лиц и всё более глубокую дифференциацию классов. Завершение П. п. означает окончательное формирование двух основных классов капиталистического общества — Пролетариата и буржуазии (См. Буржуазия). Именно промышленная революция, писал Ф. Энгельс, «. породила подлинную буржуазию и подлинный крупнопромышленный пролетариат, выдвинув их на передний план общественного развития» (там же, т. 22, с. 535). Рост машинной индустрии увеличивал численность фабричных рабочих, вместе с тем фабрика превращала их в постоянных наёмных рабочих, формируя пролетариат как самостоятельный класс с особой исторической миссией. По мере того, как крупная промышленность завоёвывала господствующее положение во всей системе общественного производства, увеличивалась доля рабочего класса в общей численности населения. В Великобритании к середине 40-х гг. 19 в. около 3 /4 населения принадлежало к рабочему классу. С возникновением пролетариата начинается и его борьба против буржуазии. Доведённые до отчаяния чудовищным усилением эксплуатации в конце 18 — начале 19 вв., английские рабочие выражали свой протест, прибегая в ряде случаев к разрушению машин, в которых они видели причину своих бедствий (см. Луддиты). С развитием крупной машинной индустрии и ростом классового самосознания пролетариат переходил к более зрелым и организованным формам борьбы против системы капиталистической эксплуатации.

Такие средства экономической борьбы, как стачка, рабочий класс сочетал со всё более активными политическими выступлениями. В 30—40-х гг. 19 в. в Великобритании получает развитие массовое политически оформленное революционное движение пролетариата — чартистское движение (см. Чартизм). В этот же период имели место первые крупные выступления рабочего класса во Франции (лионские восстания 1831 и 1834) и Германии (восстание силезских ткачей 1844). Кульминационным пунктом борьбы стало восстание парижских рабочих в июне 1848. В ходе классовых битв пролетариат постепенно превращался в главную движущую силу всех революционных преобразований.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23; Энгельс Ф., Положение рабочего класса в Англии, там же, т. 2; Ленин В. И., К характеристике экономического романтизма. Сисмонди и наши отечественные сисмондисты, Полное собрание соч., 5 изд., т. 2; его же, Развитие капитализма в России, там же, т. 3; Лавровский В. М., Промышленный переворот в Англии, М. — Л., 1925; Манту П., Промышленная революция XVIII столетия в Англии. (Опыт исследования), М., 1937 (лит.); Лященко П. И., История народного хозяйства СССР, 4 изд., т. 1—2, М., 1956: Ерофеев Н. А., Промышленная революция в Англии, М., 1963 (лит.); Потёмкин Ф. В., Промышленная революция во Франции, т. 1—2, М., 1971 (лит.).

Промышленный переворот в России начался в 1-й половине 19 в. Переход от мануфактуры к фабрике прежде всего происходил в хлопчато-бумажной промышленности, а затем и в др. отраслях. Замена ручного труда машинным резко повысила производительность труда и вызвала огромный скачок в развитии производительных сил. Однако для развития П. п. требовались значительное число свободных наёмных рабочих, широкий рынок для сбыта промышленной продукции и приток в производство крупных капиталов. Создание этих условий тормозилось существованием в России крепостного права (См. Крепостное право). Поэтому в дореформенный период переход от мануфактуры к фабрике вёл к дальнейшему обострению кризиса феодально-крепостнической системы, приближая падение крепостничества.

Показателем завершения технической перестройки промышленности является наступление момента, когда в ведущих отраслях производства основная масса продукции изготовляется предприятиями, оборудованными системой машин, приводимых в движение силой пара. В дореформенный период в России лишь в хлопчатобумажной (а именно в прядении и ситцепечатании), свеклосахарной и писчебумажной промышленности основная масса продукции изготовлялась на предприятиях фабричного типа. В остальных ведущих отраслях переход от ручного труда к машинному в основном завершился к концу 70-х — началу 80-х гг. 19 в. В 1879 в отраслях текстильной промышленности с помощью машин производилось от 54,8% (суконная и шерстяная) до 96,3% (бумагопрядение) всей продукции. На металлообрабатывающих предприятиях машинами производилось во всех отраслях 86,3% всей продукции, в свеклосахарной промышленности — 85,1%. В 1882 в горнозаводской промышленности пудлинговые печи, сменившие кричные горны (см. Металлургия), давали около 90% всего металла, а 63% энергетических мощностей чёрной металлургии приходилось на паровые установки. Но в ряде отраслей промышленности ещё господствовал ручной труд (мебельная, кожевенная и др.). Техническое перевооружение транспорта также в основном закончилось в пореформенный период. В 60—70-х гг. 19 в. построено более 20 тыс. км железных дорог, т. е. создана основа ж.-д. сети. Важной особенностью П. п. в России было слабое развитие ряда отраслей машиностроительной промышленности (прежде всего станкостроения). Постоянные наёмные рабочие имелись в России ещё в эпоху крепостничества. Однако они ещё не были пролетариями, поскольку в большинстве своём не имели личной свободы. Лишь отмена крепостного права превратила постоянных наёмных рабочих дореформенной эпохи в подлинных пролетариев. После крестьянской реформы 1861 (См. Крестьянская реформа 1861) формирование пролетариата шло быстрыми темпами. Его ряды складывались из промышленных рабочих крепостной эпохи, безземельных и малоземельных крестьян, а также крестьянства, разорившегося в процессе расслоения.

К началу 80-х гг. в основном завершилось формирование пролетариата как класса. Постоянные наёмные рабочие составляли в это время большую часть всех промышленных рабочих (в 1886—93 в 9 фабричных округах Европейской России 71,8%; в округах с высокоразвитой промышленностью ещё выше: в Петербургском — 89,2%, Московском — 80,2%, Владимирском — 80,5%). В начале 80-х гг. уже имелся многочисленный слой потомственных пролетариев.

Переход от мануфактуры к фабрике был решающим этапом и в формировании класса буржуазии (См. Буржуазия). В ходе П. п. сложился и стал господствующим слой крупной промышленной буржуазии, которая вытеснила на второй план господствовавших ранее представителей торгового капитала. В 1879 в отраслях обрабатывающей промышленности предприятия с числом рабочих свыше 100, составляя всего 4,4% всех предприятий, давали 54,8% всего производства. Формированию крупной буржуазии содействовало самодержавие (покровительственная таможенная политика, казённые заказы, гарантированные прибыли и т.п.).

Читайте также:  Что такое супернова Supernova

В процессе П. п. в России возникло и стало господствующим крупное промышленное производство, сложились классы капиталистического общества, т. е. окончательно утвердился капиталистический способ производства и выявились присущие ему противоречия (см. Капитализм). Завершение формирования классов капиталистического общества сделало борьбу между пролетариатом и буржуазией основным, определяющим направлением всех классовых и общественно-политических противоречий в стране.

Лит.: Ленин В. И., Развитие капитализма в России, Полное собрание соч., 5 изд., т, 3, гл. 5—8; Струмилян С. Г., Промышленный переворот, М., 1944; Яцунский В. К., Промышленный переворот в России. (К проблеме взаимодействия производительных сил и производственных отношений), «Вопросы истории», 1952, № 12; его же, Крупная промышленность России в 1790—1860 гг., в книга: Очерки экономической истории России первой половины XIX в., М., 1959; Пажитнов К, А., К вопросу о промышленном перевороте в России, «Вопросы истории», 1952, № 5; Ковальченко И. Д., Завершение промышленного переворота. Формирование пролетариата и буржуазии, в книга: Очерки истории СССР. 1861—1904, М., 1960, с. 86—90; Рашин А. Г., Формирование рабочего класса в России. Историко-экономические очерки, М., 1958; Иванов Л. М., Преемственность фабрично-заводского труда в формировании пролетариата в России, в сборнике: Рабочий класс и рабочее движение в России. 1861—1917, М., 1966; Рындюнский П. Г., Вопросы истории русской промышленности в XIX в., «История СССР» 1972 № 5; Виргинский В. С. 3ахаров В. В., Подготовка перехода к машинному производству в дореформенной России; там же, 1973, № 2; Очерки истории техники в России (1861—1917), М., 1973.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Промышленный переворот и его последствия

В ХIХ в. завершилось формирование индустриальной цивилизации, во многом ставшей следствием научных открытий и промышленного переворота. Понятие промышленный переворот (или промышленная революция) охватывает совокупность технических, технологических, социальных, институциональных и иных перемен, связанных с заменой ручного труда машинным способом производства.

Первой страной, применившей новый способ (основанный на применении машин и индустриальных технологий) в промышленном производстве, была Великобритания, в которой «старый порядок» уступил уже в ХVII в. место парламентаризму и гражданскому равенству. Пример этой страны свидетельствует о том, что важнейшей предпосылкой промышленного переворота, являются либеральные социально-политические преобразования, утверждающие принципы гражданского равенства, экономической свободы, неприкосновенности личности и собственности. Не менее существенной предпосылкой промышленной революции считается высокая производительность сельского хозяйства вследствие, так называемой, аграрной революции. Аграрная революция заключалась в переходе от экстенсивных к интенсивным методам ведения сельского хозяйства, что обеспечивало его продуктивность и рентабельность. Родиной аграрной революции была также Великобритания, где «благодаря» политике огораживания (непрерывной проводившейся с конца ХVII и весь ХVIII век) происходили глубокие перемены в производственных отношениях сельского хозяйства, и наблюдалось постоянное повышение производительности сельского хозяйства. Географический и природно-климатический факторы также обеспечили Великобритании лидерство в промышленном перевороте. Так, островное положение страны создали ей «бесплатную» защиту от разрушительных континентальных войн и дешевый транспорт. Длинная береговая линия, природные бухты и множество судоходных рек сняли зависимость от наземного транспорта, неразвитость которого задерживала рост торговли и промышленности. Достаточные запасы каменного угля в Англии способствовали быстрому переходу английской металлургии от древесного угля к каменному. Это позволило к концу ХVIII в. английской металлургии выйти на первое место в мире.

Таким образом, необходимыми предпосылками промышленного переворота является причинно-следственная связь географических, природно-климатических и социально-политических факторов. Факторами ускорения промышленного переворота считаются свободный рынок капиталов, рабочей силы и демографический рост.

В Великобритании раньше, чем в других странах были сделаны важнейшие из изобретений в хлопчатобумажной промышленности, открывшие эру промышленного переворота (изобретение «летучего челнока», создание прядильной машины, изобретение ткацкого станка Картрайта). Полностью использовать преимущества машинного производства оказалось возможным после изобретения универсального парового двигателя лондонским университетским механиком Джеймс Уаттом (1782г.). Начало использования энергии пара в промышленном производстве – центральное событие промышленного переворота. В дальнейшем паровые машины постоянно совершенствовались.

Промышленные революции в разных отраслях следовали как цепная реакция. Переворот, начавшийся в легкой промышленности, выдвинул задачу увеличения массы машин, для удовлетворения этого спроса требовалось много металла, что, в свою очередь, вызвало переворот в металлургии и машиностроении; возросшая масса производимой продукции (товаров) потребовала изменений на транспорте. Так, в 80-е гг. ХVIII в. английским механиком Саймингтоном был построен первый в мире пароход. В 1814 г. англичанин Дж.Стефенсон построил первый паровоз. В 1825г. под его руководством в Юго-Западной Англии была сооружена железная дорога (56 км) для перевозки угля. Сконструированный Дж. Стефенсоном паровоз «Ракета» ознаменовал начало «железнодорожной революции» в Европе. В конце ХIХ- нач. ХХ в. наступила очередь, так называемых, сопутствующих производств: телеграфа, телефона, радио. К завершению промышленного переворота Великобритания стала ведущей экономической державой.

Основные последствия промышленного переворота:

1 возникновение фабрично-заводского производства;

2 зарождение машиностроения;

3 снижение цен на товары широкого потребления;

4 перестройка рынка: не покупательский спрос формировал развитие производства, а производство подталкивало расширение рынков и формировало спрос;

5 увеличение капиталовложений и необходимость быстрого оборота привели к увеличению рабочего дня и сокращению заработной платы;

6 появление промышленных кризисов – кризисов перепроизводства;

7 ухудшение положения рабочего класса и начало социальной борьбы;

8 ускорение процесса урбанизации, изменение соотношения между городским и сельским населением.

Промышленный переворот: его значение, причины и последствия

Промышленный переворот

Промышленный переворот, случившийся в XVIII—XIX вв. в странах Европы имеет такое же огромное значение для истории, как и неолитическая революция, изобретение колеса, появление денег, изобретение книгопечатания. Он кардинальным образом изменил жизнь людей, стал основой для зарождения современного капитализма и торгово-рыночных отношений, и многократно ускорил научно-технический прогресс. Без него вы вряд ли сейчас читали б эту статью, как и пользовались электричеством, а может и вовсе не умели бы читать, поскольку всеобщее образование люди получили как раз благодаря промышленному перевороту. О том, как происходил промышленный переворот, какие были его причины и последствия, читайте далее.

Предпосылки

Главная особенность промышленного переворота была в переходе от ручного труда к машинному. Использование новых технологий в промышленности и применение научного подхода к ведению сельского хозяйства (селекция семян и так далее) привело к многократному росту продуктивности труда, и как следствие к быстрому обогащению землевладельцев и мануфактурщиков, которые сформировали новый социальный класс: капиталистов, предпринимателей, бизнесменов.

Первые предприниматели создают первые фабрики, где трудятся уже не подневольные крепостные крестьяне, а свободные рабочие, стоит ли говорить, что их труд в разы эффективнее и сами рабочие становятся заинтересованными в увеличении собственной производительности, от которой зависит их оплата. Ручной труд постепенно заменяется машинным, появляются первые станки, активно вводится разделение труда, когда каждый из рабочих делает только одну определенную операцию, но делает ее идеально.

К примеру, если раньше один «обувных дел мастер» делал одну пару обуви целую неделю, вручную, сам, от начала и до конца, то теперь на обувной фабрике 20 рабочих за эту же неделю выпускают 500 пар обуви, используя разделение труда и частично машинный труд. Продуктивность каждого рабочего с фабрики выше продуктивности одиночного сапожника в 25 раз (!).

Промышленный переворот

Как следствие, если раньше обувь могли себе позволить только богатые и обеспеченные люди, а бедные, включая самого сапожника, ходили босиком (отсюда поговорка «сапожник без сапог»), то теперь обувь становится дешевой и общедоступной, ведь ее клепают на фабрике массовым производством.

Плохо только сапожнику, у которого никто больше не желает покупать обувь ручной работы по баснословной цене, когда можно купить намного дешевле с фабрики, ему остается или пойти простым рабочим на ту самую обувную фабрику или же… создать свою собственную фабрику (так собственно и зарождалась конкуренция). Одиночные ремесленники, чей труд так ценился в средневековье, вследствие промышленного переворота вымерли подобно динозаврам.

Промышленный переворот привел к значительному удешевлению многих товаров, появлению многих новых товаров, изменил товарно-денежные отношения в обществе, стимулировал развитие науки и технике.

Промышленный переворот

Причины промышленного переворота в Англии

Начало промышленного переворота произошло в Англии, и именно благодаря ему эта страна смогла завоевать лидирующие позиции в Европе и превратиться в великую Британскую империю.

Еще в XVIII в английском королевстве был запущен целый ряд политических и экономических процессов, ставших причинами начала промышленного переворота:

  • окончательное объединение страны,
  • образование единого рынка,
  • появление первых фабрик и мануфактур,
  • формирование нового социального класса – буржуазии,
  • рост доходов населения,
  • достижения в области науки и технике, а росту науки способствовало развитие английского образования, университетов,
  • агрессивная внешняя экономическая политика и защита внутренних рынков от конкурентов.

Поняв, какие преимущества дает капитализм, развитие промышленности, применение инновационных научных знаний, англичане буквально оказались «впереди планеты всей». Их более дешевые и одновременно более качественные товары, сделанные на заводах и фабриках, успешно завоевывали все новые рынки, как в других странах Европы, так и во всем мире. В их старейших и лучших университетах работали талантливые ученые и изобретатели, а Лондонское королевское общество на протяжении нескольких веков было главным двигателем общемировой науки. Изобретатель микроскопа Роберт Гук, один из основателей современной химии Роберт Бойль, не нуждающийся в особенном представлении сер Исаак Ньютон и многие другие гениальные английские ученые, своими работами изменили устройство мира и внесли свой вклад в научно-технический прогресс Англии и мира.

Английская армия, английский флот, оснащенные по последнему слову техники позволили Англии активно влиять на международную политику, оказывать влияние на общемировые процессы, действуя порой не только дипломатией, но и силой.

Британская армия

Хронологические события индустриальной революции

Другие европейские страны, видя каких успехов достигли англичане на поприще своей индустриализации, также стремились не отставать и постепенно промышленный переворот начинается в соседней Франции, Германии, Голландии и других странах. Чем быстрее страна вступила на промышленные рельсы, отказываясь от застарелых феодальных порядков, тем успешнее она оказывалась впоследствии. Например, Испания, успешно «проспавшая» промышленную революцию в XVIII веке, несмотря на то, что до того была одним из сильнейших европейских государств, очень быстро стала одной из наиболее отсталых в экономическом плане. И как результат ранее внушающая соседям страх Испания без особых трудностей была завоевана войсками Наполеона.

Французы и голландцы же наоборот очень быстро поняли значимость промышленного переворота и грядущих глобальных изменений. Активно развивая промышленность в своих странах, они составили достойную конкуренцию англичанам и также внесли свой немаленький вклад в идущую миром индустриальную революцию. Вот основные вехи этого значимого исторического процесса:

  • В 1715 году французским математиком и изобретателем Денни Папеном была создана паровая машина.
  • В 1735 году появился так званный «летающий челнок» – станок, увеличивающий производительность труда в хлопчатобумажной сфере.
  • В 1784 году появился новый более эффективный способ обработки чугуна.
  • В 1800 году началось развитие машиностроения.

Промышленный переворот

Также историки условно разделяют такие этапы промышленной революции:

  • Подготовительный этап: 1730-1780 год.
  • Переход к механизации производства: 1780-1805 год.
  • Завершающий этап – первая половина XIX века.

Промышленный переворот в России

Еще одной страной так основательно «проспавшей» промышленную революцию была Российская империя. Показательным является хотя бы тот факт, что в 1861 году, когда в Лондоне уже была запущена первая линия метро, в России только отменили крепостное право.

Основным тормозом инновационных процессов тут стала громоздкая государственная машина, которая привыкла веками опираться на феодально-крепостной строй. Поэтому не удивительно, что промышленный переворот в России начался гораздо позднее, чем в других европейских странах и до отмены крепостного права он проявлялся исключительно в технической стороне – применении машинного производства. И только после отмены крепостного права начался рост буржуазии и пролетариата.

Промышленный переворот в России

Последствия для истории

В результате промышленного переворота как грибы после дождя стали появляться разнообразные заводы и фабрики. А так как заводы и фабрики не могут работать без сырья, нужно было продумать логистику – оптимальным способом доставки сырья стала железная дорога, что привело к активному развитию железнодорожных сетей – железные дороги стали активно прокладываться во всех европейских странах и сами они стали определенным символом прогресса и цивилизации.

Заводы и фабрики преимущественно были сконцентрированы в больших городах, постоянная потребность в рабочих положила начало притоку людей в города и образования первых мегаполисов. В той же Англии XIX века многие люди из сельской местности специально ехали в Лондон, где они могли иметь достойные заработки.

Многие товары стали в разы дешевле и доступнее, за счет удешевления их стоимости в следствии массового производства. Если раньше был богатый феодал и подневольный крепостной крестьянин, то теперь появились новые игроки – предприниматель-фабрикант, он же капиталист, вольный рабочий, работающий на фабрике этого предпринимателя. Впервые появилось такое понятие, как «средний класс», куда мог входить как какой-нибудь мелкий предприниматель с небольшой фабрикой, так и какой-нибудь высококвалифицированный рабочий инженер, особенно ценимый фабрикантами за свое умение идеально настраивать станки.

Влияние на образование

Именно промышленный переворот привел к появлению всеобщего образования, обязательному и бесплатному обучению в школе для всех детей. Если в эпоху позднего средневековья образование было дорогим, и его получали лишь представители аристократической знати, да богатых ремесленников и купцов, то после промышленного переворота оно стало бесплатным и повсеместным.

Тут все просто, рабочие для фабрик должны были обладать определенной минимальной квалификацией, как минимум они должны были уметь читать, писать и считать. Поэтому чтобы обучить широкие массы населения минимально необходимым знаниям для работы на фабрике стали открываться повсеместные школы с бесплатным образованием за счет государства или оплачиваемые все теми же капиталистами, которые таким образом готовили себе будущие кадры.

Разумеется, дети аристократов (и самих капиталистов-фабрикантов) и дальше продолжали обучаться в частных платных школах, получая глубокое и разностороннее образование, дети же из рабоче-крестьянских кругов учились в бесплатных общеобразовательных школах тому минимуму, необходимому для успешной работы на фабрике или заводе.

школа 19 века

Если крепостной крестьянин не имел никакого образования, был безграмотным, не умел ни читать, ни писать, а в документах вместо подписи ставил крестик, то рабочий был вполне себе образованным человеком. Да, он не знал латынь и другие иностранные языки, не цитировал Овидия и Цицерона, но вполне мог читать, писать, имел элементарные понятия о физике, химии, математике, общие познания в истории и географии, и что самое главное мог ясно формулировать и доносить свои мысли.

Негативные последствия

Разумеется, у промышленного переворота были и свои негативные стороны. Так, дым, исходящий от многочисленных заводов очень быстро начал иметь негативное влияние на окружающую среду. И вскоре людям стало понятно, что необходимо не только стремится к увеличению продуктивности труда, но и следить за экологией.

Ранний капитализм имел свои перегибы, так на первых фабриках активно использовался детский труд, а рабочим часто приходилось работать по 12 и более часов в сутки.

дети на фабрике

Чтобы отстаивать свои права рабочие объединялись в профсоюзы, устраивали забастовки, требуя снижения длительности рабочего дня, и увеличение зарплаты. В результате через какое-то время обе стороны пришли к определенному взаимному компромиссу: 8-ми часовому рабочему дню (как наиболее плодотворному), социальной защите рабочих в случаях травм на производстве, ежегодных отпусках и прочих привычных вещей, которые не потеряли своей актуальности и в наше время.

Движение за защиту прав рабочих стало фундаментом новой экономической системы – социализма, который Рузвельт назвал «капитализмом с человеческим лицом».

Автор: Павел Чайка, главный редактор исторического сайта Путешествия во времени

При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту pavelchaika1983@gmail.com или в Фейсбук, с уважением автор.

Завершение промышленного переворота в стране во второй половине XIX в

Промышленная революция – это переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого происходит трансформация аграрного общества в индустриальное. Характерной чертой промышленной революции явился стремительный рост производительных сил на базе крупной машинной индустрии и утверждение капитализма в качестве господствующей мировой системы хозяйства.

Промышленная революция связана не просто с началом массового применения машин, но и с изменением всей структуры общества. Она сопровождалась резким повышением производительности труда, быстрой урбанизации (процесс повышения роли городов в развитии общества) , началом быстрого экономического роста, исторически быстрым увеличением жизненного уровня населения. Промышленная революция позволила на протяжении жизни всего лишь 3-5 поколений перейти от аграрного общества (где большинство населения вело натуральное хозяйство) к индустриальному.

Реформы 60-70-х годов придали значительное ускорение экономическому развитию страны и во второй половине XIX века происходит перестройка всего хозяйства страны. Освобождение крестьян дало возможность расширить применение наемного труда, что способствовало накоплению капитала и развитию капиталистических отношений. Однако вместе с тем в экономике значительно сохранялось крепостничество.

Читайте также:  Что такое сутяжничество в психиатрии

Промышленность развивается циклично: в 60-70-х годах наблюдается бурный рост, затем спад 80-х годов, и снова рост в 90-х годах.

Развитию рыночных отношений в стране способствовала углубляющаяся в пореформенный период специализация отдельных районов: черноземный центр, юг, юго-восточные губернии России (Воронежская, Тамбовская, Симбирска, Самарская. Екатеринославская, Херсонская и др.) вошли в обширный район торгового зернового производства. Торговое скотоводство развивалось в губерниях северных, северо-западных, прибалтийских и в ряде центральных внутренних (Вологодской, Петербургской, Эстляндской, Лифляндской, Курляндской, Московской, Ярославской и др.).

Центрами торгового льноводства стали Псковская и Новгородская губернии, свеклосахарного производства – ряд украинских и западных губерний. Возникли районы виноградарства, табаководства, коноплеводства и т.д. Специализация отдельных районов страны способствовала налаживанию между ними прочных экономических связей, повышению урожайности, продуктивности скота, производительности труда.

После отмены крепостного права резко изменилась ситуация на рынке рабочей силы. Ряды наёмных рабочих пополняли теперь оставшиеся совсем без земли крепостные мелкопоместных помещиков, бывшие дворовые, а также получившие крохотные наделы дарственники. Стала увеличиваться численность кадровых рабочих. В первые годы после крестьянской реформы сложный период пережила уральская горнозаводская промышленность. Часть посессионных рабочих покинула предприятия, в результате производство сократилось. Однако этот спад был кратковременным. В середине 1860-х в российской промышленности начался подъём. Правда, периодически он сменялся кризисами перепроизводства. После депрессии 1883-1887 вновь начался индустриальный рост, достигший в 1890-х чрезвычайно высоких темпов.

К 1880-м завершился начавшийся в 1830-х промышленный переворот. В промышленности происходит переход от мануфактур к фабрично-заводскому производству (замена ручного труда паровыми машинами, дробление труда на отдельные мелкие операции). Это создало условия для развёртывания индустриализации. Переходу способствовало активное железнодорожное строительство и развитие смежных отраслей (угольной, нефти, черная металлургия, машиностроения). Протяженность железных дорог к 80-м годам XIX века составило более 20 тысяч верст. Для железнодорожного строительства создаются крупные финансовые объединения из акционерных обществ и коммерческих банков. Развитие железнодорожного транспорта стало стимулом к развитию торговли, что резко активизировало государственные финансы.

Уже в 1880-х Россия вышла на первое место в мире по темпам промышленного роста. Это объяснялось, помимо завершения промышленного переворота, использованием технического опыта передовых стран, а также активной поддержкой, которую оказывало промышленности государство. Однако государство было заинтересовано в первую очередь в развитии отраслей, имеющих оборонное значение.

Легкая промышленность развивалась значительно медленнее, долго оставалась на мануфактурной стадии. Уже сформировались крупные банки, финансирующие развитие тяжёлой индустрии, но ещё долго отсутствовал мелкий кредит. Если в Западной Европе стадии капиталистического производства сменялись последовательно (мелкотоварное ремесло – мануфактура – фабрика), то в России они существовали одновременно. Даже по завершении промышленного переворота сохраняли своё значение кустарные промыслы. Кустари, особенно сельские, обслуживали, главным образом, бытовые потребности крестьян, которые почти не покупали фабричных товаров, рассчитанных на более состоятельные слои общества. Продукция кустарей – простейший крестьянский инструмент, сбруя, бочки, полушубки, сапоги, валенки и т.п. Многие работали по заказам фабрик, фактически являясь наёмными рабочими. Устойчивость кустарных промыслов отчасти объяснялась сезонным характером сельскохозяйственного производства и стремлением крестьян найти дополнительный заработок в зимнее время. В пореформенный период стала складываться новая география российской промышленности. Наряду с Уралом в крупный центр металлургии превращался Юг – Донбасс, Криворожье, Приазовье. Др.важнейшим индустриальным районом являлся Северо-Западный, с центром в Петербурге. Он специализировался на металлообработке и машиностроении.

В Центральном районе, сформировавшемся вокруг Москвы, к традиционной текстильной отрасли также добавилось машиностроение. В Бакинском районе развивались добыча и переработка нефти, на Украине – мукомольная и сахарная промышленность. С ростом промышленности, городского населения и расширением железнодорожной сети быстро увеличивался торговый оборот. Внутренняя торговля постепенно переходила от ярмарок к стационарным магазинам и товарным биржам.

Особенно интенсивно росла торговля хлебом, который теперь поступал в центральные и северные районы страны с Украины, Северного Кавказа и из степного Поволжья. Хлеб стал и важнейшим экспортным товаром. За 35 лет после реформы объём хлебного экспорта возрос в 5 раз. В 1860-х за границу вывозилось 5% хлеба, в 1870-х – 10%, в 1880-х – 20%. Если во внутреннем потреблении хлеба преобладала рожь, то на экспорт шла более дорогая пшеница. Россия занимала первое место в мире по объему продажи хлеба в других странах. Вторым по значимости экспортным товаром в пореформенные годы стал лес. В целом продукция сельского хозяйства и лесоводства составляла 75% российского экспорта, промышленные товары – 25%. На экспорт шла в основном продукция сахарной, хлопчатобумажной и нефтеперерабатывающей промышленности. Импортировала Россия ткани, краски, вина, чай, хлопок. Но к пореформенного периода первое место в структуре импорта заняли машины: сельскохозяйственные и транспортные.

Среди торговых партнёров России первое место занимала Германия, второе – Англия. Начиная с 1880-х российский экспорт значительно превышал импорт, что позволяло накапливать средства для финансирования промышленности. Т.н.м. к к.пореформенного периода Россия оставалась преимущественно аграрной страной.

Завершение промышленной революции

Оно произошло к 1860 г. в наиболее экономически развитых северо-восточных штатах, на которые приходилось 67,3% стоимости промышленного производства страны. В ходе промышленной революции плантаторский Юг превращался во “внутреннюю колонию” с неизбежной машинизацией ее промышленного сектора. Развитие фабричной системы до Гражданской войны здесь имело второстепенное значение. На Юге преобладали производства по первичной обработке сельскохозяйственного сырья – хлопка, табака, риса, сахарного тростника. В зоне колонизации Запада промышленное развитие приняло формы, у которых не было аналогов в Западной Европе. На эти территории капиталистические отношения привносились из уже заселенных районов США.

Домашнее производство, стихийно возникшее на западе США, предприятия с ручным трудом, создававшиеся в первой половине XIX в., быстро механизировались. В новых штатах, где промышленность только зарождалась, даже мелкие мастерские с несколькими рабочими нередко имели паровой двигатель. Основание городов на Западе часто предшествовало систематической колонизации территории.

Таким образом, на вновь заселяемых землях промышленность создавалась уже на новой базе. Традиционные стадии капиталистической эволюции проявлялись на Западе еще в более урезанном виде, чем на Северо-Востоке, где мануфактурный период был значительно короче западноевропейского. Углублявшееся территориальное разделение труда обуславливало специализацию Запада главным образом на переработке пищевых продуктов, лесоматериалов, изготовлении сельскохозяйственной техники. Завершение промышленного переворота на Северо-Востоке явилось исходным пунктом, предпосылкой и фундаментом для индустриализации западных и южных штатов.

Сохранение рабовладения сдерживало индустриализацию Северо-Востока, поскольку усложнялись проблемы сбыта промышленной продукции в южные штаты из-за низкого уровня платежеспособного спроса основной массы населения и формирования рынка труда. Интересы Севера и Юга сталкивались в определении путей колонизации Запада (северные штаты отстаивали фермерский путь развития сельского хозяйства, южные – плантаторский), направлений торговой политики государства (промышленникам выгоден был протекционизм, аграрии отстаивали фритредерство). Эти обстоятельства привели к обострению политических и экономических противоречий между Севером и Югом и вызвали Гражданскую войну 1861 – 1865 гг. Ее непосредственной причиной было избрание президентом в 1860 г. А. Линкольна, поставившего задачу отмены рабства на всей территории страны. В ответ на эго 11 штатов Юга создали Конфедерацию и начали вооруженную борьбу против федеральных войск, которую проиграли.

В результате Гражданской войны были созданы условия для социально-экономической модернизации Юга и Запада, устойчивого экономического роста Северо-Востока.

Сама война посредством роста прямых правительственных заказов, прибыли военных поставщиков, выпуска государственных банковских билетов дала толчок промышленному развитию и росту рынка капиталов. Негры-рабы получили личную свободу без выкупа и земли, что значительно расширило рынок рабочей силы (в южных штатах проживало около 4 млн негров).

Второй этап промышленной революции

Основные препятствия для развития рыночной экономики в масштабах всего государства были устранены в ходе Гражданской войны, что явилось причиной мощного экономического подъема США в 1860-1870 гг. Ему способствовали: “переселенческие” факторы: приток иммигрантов, капитала из Западной Европы; освоение богатейших природно-сырьевых ресурсов, экономическая политика государства.

Ведущим фактором экономического роста являлась продолжавшаяся “железнодорожная революция”. Строительство железных дорог стимулировало увеличение производства в металлургии, угледобыче, машиностроении, повышало мобильность рабочей силы и капиталов, способствовало промышленному развитию Юга и Запада. Индустриализация в этих регионах имела целый ряд особенностей. Ее исходным пунктом стало активное железнодорожное строительство, завершение промышленной революции на Северо-Востоке. Создание единой для всей страны транспортной сети благодаря вступлению в эксплуатацию в 1869 г. первой трансконтинентальной железной дороги, связавшей восточное побережье с западным, способствовало углублению традиционно сложившегося территориального разделения труда, межрегиональной и отраслевой специализации.

Динамично развивавшийся индустриальный сектор Северо-Востока производил широкий спектр промышленной продукции, поэтому не было необходимости создавать на Юге и Западе традиционный индустриальный комплекс.

Направление промышленной специализации южных штатов определялось мощным аграрным сектором, производившим сельскохозяйственное сырье, прежде всего хлопок. Юг специализировался на механизированной фабричной обработке сельскохозяйственного сырья. На базе местного хлопчатобумажного сырья создавались крупные текстильные предприятия, продукция которых была более конкурентноспособна по сравнению с северовосточными предприятиями. В южных штатах использовался более дешевый труд освобожденных негров. Кроме того, на Юго-Востоке получила развитие металлургическая промышленность.

В ходе хозяйственного освоения Запада промышленное развитие ориентировалось на местные ресурсы и потребности. Здесь получили развитие предприятия по переработке пищевых продуктов, лесоматериалов, сельскохозяйственное машиностроение.

Центр промышленности стал смещаться на Ближний Запад – в Огайо, Иллинойс, где успешно разрабатывались новые источники сырья и быстро росли промышленные центры: Детройт, Чикаго, Кливленд.

Открытие месторождений золота в Калифорнии сыграло в развитии капитализма США важную роль. Калифорнийское золото потоком пошло на развитие капиталистического хозяйства. Оно подтолкнуло рост промышленности, крупных банков, строительство железных дорог, развитие торговли, способствовало освоению огромных территорий на западе и в центральном районе, хозяйственному сближению отдельных штатов, росту транспортной сети.

В результате экономического подъема в стране был создан мощный индустриальный комплекс, в котором оптимально сочетались отрасли легкой, пищевой и тяжелой промышленности. Особым динамизмом отличались отрасли тяжелой промышленности: с 1860 по 1880 г. добыча угля возросла в 5 раз, добыча нефти в 10 раз, производство чугуна почти в 5 раз, стали (с 1870 по 1880 г.) почти в 2 раза, протяженность железнодорожных линий увеличилась в 3 раза. По стоимости промышленное производство превышало сельскохозяйственное в 2,5 раза (в 1880 г.). Наряду с успешно растущим традиционным комплексом отраслей тяжелой промышленности возникли и развивались новые перспективные отрасли: нефтяная, резиновая.

Аграрный вопрос был решен в пользу фермерского пути развития. Во время Гражданской войны был принят Гомстед-акт (1862 г.), предоставлявший право любому гражданину страны приобрести участок земли на Западе площадью до 65 га при условии уплаты госпошлины в 10 долл. Через 5 лег при условии, что хозяин сам обрабатывает землю, она переходила в его полную собственность.

Программа реконструкции Юга, разработанная федеральным правительством на период 1865-1877 гг., позволила восстановить единство страны, решить важнейшие социально-экономические вопросы. Земельная собственность плантаторов была ограничена введением повышенных налогов. В течение 1860-1870 гг. их сумма увеличилась в 4 раза. Земли, владельцы которых были не в состоянии платить налоги, подлежали конфискации и затем продавались на льготных условиях неграм или безземельным белым, передавались различным компаниям для строительства железных дорог и добычи полезных ископаемых. Плантаторы-рабовладельцы утратили свое социально-экономическое положение, был открыт путь для развития свободного фермерского хозяйства.

Реформы в области денежного обращения и банковской деятельности способствовали экономической стабилизации. Для обеспечения военных нужд федеральное казначейство начало выпускать бумажные деньги: банкноты США (гринбеки). Налоги давали только 2% государственных доходов, остальная часть обеспечивалась за счет эмиссии. Количество бумажных денег в обращении увеличилось в 2 раза, что привело к инфляции. Конфедерация также прибегла к выпуску бумажных денег, их количество увеличилось в 12 раз, цены в южных штатах выросли в 28 раз.

С целью упорядочения эмиссии Конгресс США в 1864 г. принял закон, согласно которому вводилась новая банковская система двойного подчинения. Под эгидой федерального правительства учреждались национальные банки. Правительства штатов выдавали разрешение на деятельность местных банков. Для сокращения объема эмиссии заявки на открытие национальных банков подвергались серьезной экспертизе, поэтому число разрешений было невелико. Устанавливался 10% налог на эмиссию банков штатов. Выпуск банкнот должен был обеспечиваться ценными бумагами государства.

В банковском деле существовало много ограничений (на уровне всей страны и штатов). Например, во многих случаях запрещалось открывать филиалы; банки не могли кредитовать международную торговлю (ею занимались частные торговые банки, такие как компания Моргана, европейские банки).

Банковская система США отличалась от западноевропейской децентрализацией, отсутствием единого эмиссионного центра. Однако это не было препятствием для экономического роста. Организация банковского дела в этой стране отвечала ее специфике: большой территории, федеративному устройству, стремлению отдельных штатов к определенной экономической свободе.

Развитие железнодорожного транспорта. Главным стало создание трансконтинентальных линий, соединивших побережья Атлантического и Тихого океанов. Вовлечение новых территорий в хозяйственный оборот способствовало формированию единого рынка страны. Железнодорожное строительство инициировало федеральное правительство, оказывая поддержку крупным частным компаниям: правительственные субсидии, составлявшие от 16 до 48 тыс. долл. на каждую милю будущего пути в зависимости от характера местности; предоставление земли в собственность на 10 миль в каждую сторону от железнодорожной трассы.

Аграрный сектор. В этом секторе продолжалась механизация сельскохозяйственных работ; увеличивалась урожайность; повышалась продуктивность в животноводстве; углублялась отраслевая специализация регионов. Старый Северо-Запад (Индиана, Иллинойс, Висконсин) специали

зировался на вырубке леса, производстве пшеницы, новые штаты Запада – на высокоинтенсивном животноводстве. Перестройка аграрного сектора северо-восточных штатов выражалась в переходе на интенсивные отрасли, продукция которых (молоко, овощи, фрукты и пр.) удовлетворяла потребности городских жителей. Специализация южных штатов оставалась прежней: главной культурой был хлопок, далее следовали табак, рис, индиго.

Успешному развитию аграрного сектора способствовали железные дороги, индустриализация, промышленный рост. Страна являлась крупнейшим экспортером сельскохозяйственной продукции, экспорт зерна и мяса составлял 83% всего вывоза.

Промышленная революция в США завершилась к 1880-м гг. в общенациональном масштабе, все регионы вступили на индустриальный путь развития. Удельный вес страны в мировом промышленном производстве составлял в 1860 г. 17%, в 1870 г. он достиг 23%. Однако численность городского населения превысила сельское только в 1920 г.

Экономическая роль государства

Американская модель промышленного капитализма отличалась не только значительной ролью переселенческих факторов, но и активной ролью государства. Экономическая политика правительства менялась в соответствии с реальными требованиями развития национального хозяйства.

Создателем американской экономической системы является А. Гамильтон, считавший, что правительство является инструментом превращения аграрной страны в бурно развивающуюся промышленную державу. В своей программе он призывал предоставлять средства лишь тем, кто готов их использовать под контролем общества на развитие национального производства. В его представлении Америка будущего должна была быть капиталистическим государством, основанным на техническом прогрессе и частных корпорациях.

Для реализации программы был принят закон о патентах (1790 г.). Были проведены важнейшие реформы в финансовой и денежной сферах.

Еще во время войны за независимость правительство оказывало поддержку предпринимателям, сотрудничавшим с ним, выдавая денежные премии производителям металла, пороха, военной амуниции. Наряду с этим оно осуществило строительство государственного пушечного завода.

Твердая экономическая политика Гамильтона способствовала упрочению экономического положения страны, увеличению кредитных возможностей как внутри страны, так и за ее пределами. В знак заслуг его портрет был помещен на 10-долларовой банкноте.

Госсекретарь Т. Джефферсон был сторонником аграрного пути развития, минимального государственного вмешательства в экономику, но поступился своими убеждениями во имя насущных интересов страны. В годы его президенства (задолго до того, как европейские правительства задумались об этом) был разработан 10-летний план строительства государственных дорог и каналов. В 1825 г. было закончено строительство канала Эри (540 км). Он соединил восточное побережье со средним Западом через реки Онтарио и Гудзон посредством портов Кливленда, Буффало, Толидо.

Правительство президента Дж. К. Адамса во второй половине 1820-х гг. разработало план национального экономического развития, основанный на внутренних улучшениях, системе протекционистских тарифов, банковском и земельном законодательстве. Соперничество государственных и частных интересов помешало претворению этого плана.

В период экономического бума 1830-1840-х гг. в США, источником которого были внутренние ресурсы, частный сектор уже аккумулировал значительные капиталы, его потребность в общественных средствах резко уменьшилась, что привело к снижению роли государства. В свою очередь, у государства изменились приоритеты. После создания транспортной инфраструктуры основной задачей стало стимулирование производства и его рационализация. Закон 1840 г., провозгласивший свободу создания акционерных обществ, стаи гарантией независимости частных корпораций, они из вспомогательного инструмента государства превратились в оплот свободы бизнеса от государственного вмешательства. Политика меркантилизма сменилась экономическим либерализмом с американской спецификой – таможенной защитой национальной экономики.

Свободное предпринимательство победило после гражданской войны; страна вступила в период устойчивого экономического роста в условиях реализации правительственной программы реконструкции Юга. Территории южных и западных штатов постепенно интегрировались в единое экономическое пространство США.

Ссылка на основную публикацию