Что такое сустав в биологии 8 класс

Что такое сустав в биологии 8 класс

Тел. для юр. лиц (организаций)

Опорно-двигательный аппарат — это основа всего тела, благодаря которой мы можем передвигаться, принимать определенные позы. Заболеваниями опорно-двигательного аппарата называют целую группу разных проблем, связанных с позвоночником, хрящей и мышц. Провоцирует их множество факторов, один из которых — малоподвижный образ жизни.

Симптомы проблемы

Главный симптом при заболевании — боль в позвоночнике, утренняя скованность. В некоторых случаях наблюдается лихорадочное состояние, мышечная слабость, дрожание конечностей. Снижаются тактильные ощущения, происходит деформация мышц, позвоночника, нарушается дыхательная функция.

При заболевании опорно-двигательного аппарата пациента беспокоит боль. Ее проявление может быть разной по интенсивности и локализации. Может ощущаться покалывание, возникать внезапное похолодание пальцев. При движении появляется хруст, возрастает интенсивность боли. Человеку тяжело сгибать и разгибать конечности. Суставы припухшие, болезненно отзываются на пальпацию. При ощупывании чувствуются нехарактерные утолщения или выемки.

Для заболеваний опорно-двигательной системы характерны повышенная утомляемость, повышенная температура тела (при воспалительных процессах).

заболевания опорно двигательного аппарата

Виды заболеваний

Медицина различает два типа заболеваний: первичные (развиваются самостоятельно) и вторичные (как следствие полученных травм). К первичным заболеваниям относятся:

  1. Остеохондроз — самая частая проблема. В местах сдавливания межпозвоночных дисков происходит сдавливание нервов, что постепенно приводит к деформации и смещению позвонков. Чаще всего диагностируется у мужчин 40–60 лет.
  2. Болезнь Бехтерева — воспалительный процесс в межпозвонковых суставах. Поврежденные участки сжимаются, сокращаясь в размерах и провоцируя неестественный прогиб в пояснице.
  3. Ревматоидный артрит — системное заболевание воспалительного характера. Поражает мелкие суставы конечностей, постепенно деформация становится более выраженной, движения затрудняются.
  4. Подагра — заболевание проявляется на фоне нарушения обмена веществ. Чаще всего диагностируется у мужчин, ведущих нездоровый образ жизни. Провоцирует нарушение и деформацию суставов. Постепенно переходит в хроническую форму, вовлекая в процесс и другие суставы.

Травмы также воздействуют на опорно-двигательный аппарат. Подавляющее число приходится на профессиональных спортсменов. При чрезмерной нагрузке на отдельные области, связки и мышцы происходят разные виды травм. К ним относятся:

  1. Ушибы — повреждения мягких тканей, сопровождаемые отеком, покраснением и гематомами.
  2. Растяжения — для этого типа травм характерны растяжение и разрыв связок. В зависимости от тяжести повреждения, делятся на три типа.
  3. Вывихи — нарушения, при которых суставные поверхности смещаются.

травмы опорно двигательного аппарата

Группы риска

Заболеваний опорно-двигательного аппарата множество, попасть в зону риска может каждый человек.

К первой группе риска относятся профессиональные спортсмены. При интенсивном графике тренировок и нагрузках избежать травм опорно-двигательного аппарата сложно. Сама специфика большого спорта провоцирует чрезмерные нагрузки на организм, вызывая травмы если не в настоящее время, то в обозримом будущем.

Другими причинами становятся:

  1. Врожденные аномалии в развитии грудного отдела, позвоночника, конечностей, тазовых костей.
  2. Нарушение органов на фоне перенесенных болезней, например, рахит, гормональные сбои, инфекционные и аутоиммунные заболевания.
  3. Тяжелый физический труд.
  4. Сидячая работа и малоподвижный образ жизни.

К частым заболеваниям опорно-двигательного аппарата относятся и родовые травмы. Неправильный процесс родов вызывает повреждения связок, хрящей у новорожденных малышей. Если вовремя не начать лечение, проблемы будут усугубляться.

лечение заболеваний опорно двигательного аппарата

Методы диагностики и лечения

При любом заболевании необходимо начинать с диагностики и постановки диагноза. Определением проблем с опорно-двигательным аппаратом занимается врач-ревматолог, ортопед, травматолог.

Прежде всего проводят опрос пациента, где собираются предварительные данные о характере болей в областях опорно-двигательного аппарата, продолжительности болезни.

К устному опросу добавляется ряд дополнительных исследований и лабораторных анализов. Среди них:

  • оценка амплитуды движения и интенсивности болевых синдромов;
  • визуальный осмотр;
  • пальпация поврежденных участков;
  • анализ крови;
  • рентгенография;
  • УЗИ, томография и др.

После постановки диагноза назначается лечение. При травмах опорно-двигательного аппарата пациенту предписывается сохранять покой и не тревожить поврежденные связки. Дополнительно назначается прикладывание холодных компрессов, мази, гели.

Лечение других повреждений сочетает целых комплекс мер. Это могут быть:

  • массажи;
  • лечебная физкультура;
  • санаторное лечение;
  • медикаменты (противовоспалительные, болеутоляющие, гормональные и др.)
  • витаминные комплексы.

В некоторых случаях при лечении травм и повреждений опорно-двигательного аппарата другого рода требуется и хирургическое вмешательство.

Опорно-двигательная система

Опорно-двигательная система — это совокупность других систем организма (костной и мышечной), которая позволяет человеку управлять своим телом и перемещаться в пространстве.

Формирование опорно-двигательного аппарата происходило в процессе эволюции. Ее строение у червей, рыб, земноводных, птиц и млекопитающих сильно отличается. Опорно-двигательная система человека имеет много общего со скелетом и мышцами млекопитающих животных, но при этом имеет свои, присущие только ей особенности.

Строение опорно-двигательной системы

Опорно-двигательная система человека состоит из:

  • костей;
  • мышц;
  • сухожилий;
  • связок;
  • других соединительных элементов.

Скелет — пассивная часть опорно-двигательного аппарата

Скелет — это внутренняя структура тела, состоящая из костей, которая предназначена для опоры мягких тканей и защиты внутренних органов.

Скелет формирует тело и защищает внутренние органы от повреждений. Некоторые кости в скелете человека могут свободно перемещаться относительно друг друга, благодаря специальным соединениям. Благодаря этому человек имеет возможность двигаться и менять позу.

Скелет взрослого человека состоит из 206 костей, 85 из которых парные, 36 — непарные.

Скелет условно делится на 2 группы:

  • скелет туловища (осевой);
  • добавочный.

Осевой скелет состоит из:

  • черепа;
  • грудной клетки;
  • позвоночника.

Позвоночник включает в себя:

  • 33-34 позвонка;
  • тело позвоночного канала, в котором находится спинной мозг;
  • дуги, формирующие позвоночник.

Соединение костей в позвоночнике полуподвижное, с прослойкой из хрящевой ткани. Неподвижно срослись позвонки крестца и копчика.

Грудная клетка состоит из 12 пар ребер и 12 грудных позвонков. 7 пар ребер неподвижно соединены с грудиной, 10 — при помощи хрящей, 2 нижних ребра свободные.

В череп входят:

  • парные кости (височная, теменная, верхняя челюсть, носовая, скуловая, слезная, небная, нижняя носовая раковина);
  • непарные кости (лобная, решетчатая, затылочная, клиновидная, подъязычная, сошник, нижняя челюсть).

Добавочный скелет состоит из:

  • плечевого пояса (лопатка, ключица);
  • скелета верхних конечностей (плечевой, локтевой, лучевой костей и костей кисти: запястья, пястья, фалангов пальцев);
  • тазового пояса (подвздошной, седалищной, лобковой костей, крестца, копчика);
  • скелета нижних конечностей (бедренной кости, коленной чашечки, большеберцовой и малоберцовой костей и костей стопы: предплюсны, плюсны и фалангов пальцев).

Между собой все кости могут быть соединены тремя способами:

  • сросшейся соединительной тканью — в этом случае они будут неподвижны или малоподвижны;
  • хрящевой тканью — промежуточный вариант между неподвижными и подвижными соединениями;
  • подвижными суставами, которые бывают одноосными (блоковидными и цилиндрическими), двухосными (эллипсоидными и седловидными) и трехосными (шаровидными и плоскими).

Что такое мышцы

Мышцы — это органы тела, состоящие из мягкой упругой ткани, которая может сокращаться под воздействием нервных импульсов и предназначенные для:

  • поддержания и изменения позы;
  • выполнения действий;
  • работы внутренних органов;
  • сокращения голосовых связок;
  • дыхания.

Мышцы бывают 3-х видов:

  • скелетные;
  • сердечные;
  • гладкие (внутренних органов, сосудов, кожи).

Функции опорно-двигательной системы

Опорно-двигательная система человека выполняет следующие функции:

  1. Защищает внутренние органы от возможных повреждений.
  2. Обеспечивает опору и движение тела.
  3. Участвует в кроветворении, производя костный мозг и белые и красные тельца крови.
  4. Участвует в обменных процессах: скелет отвечает за минеральный обмен, мышцы — за обмен углеводов, жиров и белков.

Развитие опорно-двигательной системы человека

Развитие опорно-двигательной системы человека происходит всю жизнь человеческого организма. Ученые выделяют несколько этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями в развитии скелета и мышц.

  1. Грудной возраст: 10 дней — 1 год. В теле новорожденного не 206 костей, как в теле взрослого человека, а около 300. Дело в том, что многие кости малыша позже срастутся между собой. Череп новорожденного сильно отличается от черепа взрослых. На нем имеются мягкие участки, называемые родничками. Кости черепа гораздо тоньше, чем у взрослых. Наблюдается активный рост костей. Так, череп увеличивается за год на 30%, интенсивно растет позвоночник. За счет более упругих и толстых межпозвоночных хрящей, позвоночник гораздо более подвижен, чем у взрослых. Мышцы новорожденного весят в 37 раз меньше, чем у взрослого и в течении года очень быстро растут. Развивается мышечная ткань неравномерно: быстрее — верхние конечности и плечевой пояс, медленнее — мышцы таза и нижних конечностей. Работоспособность мышц маленькая, утомление наступает очень быстро.
  2. Возраст 1-3 года характеризуется периодом роста и окостенения скелета. К трем годам все роднички исчезают, но подвижность костей черепа все еще остается. Кости черепа становятся толще. Но пока еще тоньше, чем у взрослых в 2-3 раза. Продолжается рост и окостенение позвоночника. Позвоночник пока еще более подвижен, чем у взрослых, но уже начинают срастаться крестцовые и копчиковые позвонки. Продолжает увеличиваться масса мышц. Они все еще быстро утомляются, но при этом и быстро восстанавливаются во время отдыха.
  3. Возраст 4-7 лет. Кости черепа теряют свою подвижность, происходит его дальнейшие окостенение. Позвоночник быстро растет, и формируются его изгибы. Масса мышц уже составляет 27 процентов от тела. Тонус мышц все еще повышен, наблюдается некоторая скованность движений. Выносливость пока гораздо меньше, чем у взрослых, поэтому ребенок часто меняет позы и движения. Координация становится гораздо лучше.
  4. Возраст 8-13 лет. Мозговой череп уже закончен в своем развитии, лицевой продолжает расти. Позвоночник также продолжает расти и сохраняет большую подвижность. В строении таза появляются половые различия. Кости конечностей к концу этого этапа становятся, как у взрослых. Масса мышц равна 29% от веса тела, их выносливость достигает 70% от возможностей взрослых.
  5. Возраст 13-21 год. Заканчивается окостенение и рост позвоночника, полностью срастаются крестцовые позвонки. Масса мышц приравнивается к массе мышц взрослого человека. Мышцы растут очень быстро, но отстают от роста скелета, поэтому подростки в начале этого периода такие нескладные. У них отчетливо видна диспропорция между развитием костной и мышечной системы. Может наблюдаться неловкость, дисгармония в движениях, что практически полностью проходит к концу этого периода.
  6. Возраст 21-25 лет. Происходит окончательное окостенение скелета, заканчивается рост позвоночника. Мышцы приобретают все свойства взрослого человека.
  7. Взрослый возраст: 25-35 лет. Кости человека больше не растут в длину, но продолжают увеличиваться в ширину. Мышечная масса остается в одной поре.
  8. Зрелый возраст: 35-55 лет. Начинается разрежение костной ткани, которое затем будет нарастать с каждым десятилетием, и постепенное снижение силы мышц.
  9. Пожилой возраст: 56-74 года. У человека уменьшается объем мышечных волокон, сильно снижается сила мышц, увеличивается содержание соединительной ткани в скелетных мышцах, происходят патологические изменения суставов и позвоночного столба.
  10. Старческий возраст: 75-90 лет. В это время замедляется темп движений, появляется неловкость при ходьбе, шаркающая походка. У старых людей отмечаются согбенная осанка, появляется кифоз. Часто развивается остеопороз, дистрофические и деструктивные изменения в хрящевой ткани межпозвоночных дисков. Появляется атрофия мышц, снижается их сила и эластичность, уменьшается содержание в них калия и кальция.

Значение для организма

Опорно-двигательный аппарат имеет жизненно важное значение для человека. Он осуществляет необходимые организму функции:

  • выполняет роль защиты и опоры;
  • обеспечивает движение;
  • участвует в процессе кроветворения и обменных процессах.

Опорно-двигательная система позволила человеку стать существом социальным. Она обеспечила людям прямохождение и дала им возможность трудиться. А труд, в свою очередь, способствовал развитию речи, употреблению приготовленной пищи, развитию мозгового отдела черепа и органов чувств.

Скелет. Строение, состав и соединение костей скелета человека

На данном уроке рассматривается значение опорно-двигательной системы. Объясняется, для чего человеку нужны кости и мышцы. Описываются особенности строения костей различных типов (трубчатые, губчатые, плоские и смешанные кости). Устанавливается связь между строением, формой костей и выполняемыми ими функциями. Приводится химический состав костей. Перечисляются типы соединения костей. Объясняется, почему большинство костей в теле человека не сращены между собой. Описывается строение коленного сустава

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока “Скелет. Строение, состав и соединение костей скелета человека”

Если бы в теле человека не было костей, то оно напоминало бы бесформенный студенистый мешок, как у медузы.

Кости придают нашему телу форму. Они твёрдые и прочные. Все кости в теле человека образуют скелет. Слово «скелет» происходит от греческого слова «скелетос», что в переводе означает «высохший», вероятно, из-за того, что ткани скелета кажутся совсем безжизненными.

Читайте также:  Что такое завещания кратко

В скелете человека выделяют три отдела: скелет головы, скелет туловища и скелет конечностей. Масса скелета составляет около 11 килограммов. Он играет большую роль в жизни человека: является опорой тела и защищает внутренние органы от повреждений. Например, кости головы защищают головной мозг, а кости позвоночника – спинной мозг, который находится внутри него.

Мышцыэто двигатели нашего тела, благодаря которым мы передвигаемся и работаем. Они позволяют заниматься спортом, быть ловкими, сильными и быстрыми. Они осуществляют дыхательные движения, движения глаз, глотание, обеспечивают образование звуков. Мышцы вместе с костями придают телу форму.

Строение и форма мышц зависят от той работы, которую им приходится чаще всего выполнять. Они, словно канаты, состоят из тонких волокон. Своими концами мышцы крепятся к костям. Они способны сокращаться и расслабляться. За счёт этого происходит движение костей, а значит, и нашего тела. Все этими процессами управляет головной мозг.

У человека выделяют мышцы головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей. Всего в теле человека насчитывается более 600 мышц.

Например, 200 из них используются при ходьбе, 43 – для того, чтобы наморщить лоб, и 17 – для того, чтобы улыбнуться.

Скелет и мышцы образуют опорно-двигательную систему. Её главная роль – обеспечение опоры и движения организма.

Так как кости не могут сами выполнять движения, они являются пассивной частью опорно-двигательной системы. Активной частью опорно-двигательной системы являются скелетные поперечно-полосатые мышцы. Именно они, сокращаясь, обеспечивают движение костей скелета, как рычагов.

Для человека характерно прямохождение и вертикальное положение тела, в связи с этим в опорно-двигательной системе имеется ряд особенностей. Например, изгибы позвоночника придают ему упругость во время совершения различных движений.

В скелете взрослого человека насчитывается от 204 до 208 костей. Они отличаются друг от друга по размерам, форме и выполняемым функциям. Различают трубчатые, губчатые, плоские и смешанные кости.

Трубчатые кости входят в скелет верхних и нижних конечностей. Например, кости плеча, предплечья, бедра и голени. Они являются прочными рычагами, с помощью которых возможно передвижение организма или перемещение его частей.

Все трубчатые кости имеют вид полых цилиндров с утолщёнными концами – эпифизами. Средняя часть кости называется диафизом. Сверху кости покрыты соединительнотканной оболочкой – надкостницей. Она состоит из двух слоёв. В наружном слое много сосудов и нервных окончаний. К нему прикрепляются сухожилия и мышцы. Внутренний слой – тонкий и нежный, он состоит из живых клеток.

Надкостница прочно срастается с костной тканью. За ней располагается слой компактного вещества. В эпифизах компактное вещество переходит в губчатое. Оно заполняет всю головку.

Компактное и губчатое вещество образованы костными пластинками и межклеточным веществом. В компактном веществе костные пластинки образуют сложные системы ─ остеоны, которые состоят из вставленных друг в друга цилиндров. В центре каждого остеона расположен канал, по которому проходят кровеносные сосуды и нервы.

В губчатом веществе костные пластинки и перекладины перекрещиваются между собой и образуют множество ячеек.

Губчатые кости состоят из губчатого вещества, которое покрыто тонким слоем компактного. К губчатым костям относится надколенник и кости запястья. Кости такого типа расположены там, где необходимы одновременно большая прочность и подвижность.

К плоским, или широким, костям относятся тазовая кость, лопатка, кости мозгового отдела черепа. Их ширина и длина значительно превышают толщину. Они образуют стенки грудной, брюшной полостей и черепа. Плоские кости выполняют функцию опоры и защиты.

Смешанные кости состоят из нескольких частей, имеющих различное строение и форму. К этому типу костей относятся позвонки и кости основания черепа. Они выполняют функцию опоры и защиты.

Кость состоит из нескольких тканей, важнейшей из которых является костная. К какому бы типу не относилась кость, она имеет сложный химический состав. Живая кость содержит 50% воды, 12,5% белков, 15,7% жиров и углеводов и 21,8% неорганических соединений. Это различные соединения, в состав которых входят кальций, фосфор, магний и в незначительном количестве – алюминий, фтор, марганец, свинец, молибден, железо и другие элементы.

В костях содержится 99% всего кальция, имеющегося в теле человека. Кости – своеобразное депо этого элемента.

Органические вещества придают кости эластичность и упругость, а неорганические, или минеральные, вещества придают твёрдость. Сочетание этих веществ делает кость очень прочной. В детском возрасте в костях преобладают вода и органические вещества. С возрастом содержание органических веществ уменьшается и увеличивается содержание неорганических. Поэтому у пожилых людей кости более хрупкие и часто ломаются.

Кость представляет собой живое образование, в котором происходят процессы роста и обмена веществ. В детстве и юности кости людей растут в длину и утолщаются.

Рост костей в длину происходит за счёт зон роста, которые расположены на границе диафиза и эпифизов. Здесь хрящевая ткань непрерывно растёт и замещается костной тканью. Если прослойка хряща подвергается окостенению, то рост кости прекращается. В толщину кость растёт за счёт деления клеток внутреннего слоя надкостницы.

В возрасте 22–25 лет формирование скелета заканчивается.

Между перекладинами губчатого вещества кости содержится особая ткань – красный костный мозг. В нём происходит образование клеток крови – кроветворение. До младшего школьного возраста (7–9 лет) красный костный мозг находится как в губчатом веществе, так и в полостях трубчатых костей. В дальнейшем в диафизах он заменяется жировой тканью, которую называют жёлтым костным мозгом. Он является накопителем жировой ткани и не участвует в кроветворении.

Кости соединяются между собой по-разному. Существует три типа соединения костей: неподвижное (непрерывное), полуподвижное (полупрерывное) и подвижное (прерывное, или сустав).

Неподвижное соединение костей осуществляется хрящевой или соединительной тканью. У новорождённого ребёнка тазовая кость образована тремя костями (седалищной, лобковой и подвздошной). Они соединены хрящевыми прослойками. С возрастом хрящ постепенно заменяется костной тканью, и кости срастаются, образуя таз.

Неподвижное соединение костей может осуществляться с помощью швов. Так соединяются между собой кости черепа. В этом случае многочисленные выступы одной кости входят в соответствующие углубления другой кости. Непрерывные соединения обеспечивают надёжную защиту и опору для внутренних органов и мозга.

Большинство костей тела человека не сращены между собой, так как если бы кости нашего тела срастались, то движения были бы невозможны.

В полуподвижных соединениях кости связаны между собой хрящевыми дисками. Такие хрящевые диски расположены между телами позвонков. Они позволяют позвонкам менять своё положение в пространстве, и человек может совершать наклоны в разные стороны. С помощью таких хрящевых образований рёбра прикрепляются к грудине. Полупрерывные соединения смягчают толчки и удары. Они работают как биологические амортизаторы.

Подвижные (прерывные) соединения костей – суставы – облегчают скольжение костей относительно друг друга, одновременно плотно скрепляя их между собой. Скольжение достигается благодаря тому, что соединяющиеся концы костей имеют соответствующую форму.

Например, если на одной кости есть головка, то на другой – ямка.

Приведём несколько примеров суставов: это тазобедренный, коленный, локтевой суставы.

Строение коленного сустава. В его состав входят суставные поверхности сочленяющихся костей, капсула, полость, суставная жидкость, а также вспомогательные элементы – связки и мениски.

Сочленяющиеся концы костей покрыты гладким хрящом, который уменьшает трение между ними и облегчает движение. Прочность скрепления костей обеспечивается с помощью суставной капсулы, которая состоит из соединительной ткани, натянутой между концами костей по всей окружности сустава. Края капсулы прирастают к костям и прочно закрывают полость сустава. Полость сустава заполнена суставной, или синовиальной, жидкостью. Она постоянно выделяется внутренней поверхностью суставной капсулы. Синовиальная жидкость необходима для питания хряща и уменьшения трения костей. Наружный слой суставной капсулы переходит в надкостницу.

Капсула делает суставную полость герметичной. Герметичность способствует сближению костей и обеспечивает суставу достаточную прочность.

В создании герметичности принимают участие связки.

Связки – это пучки плотной волокнистой ткани, которые соединяют кости.

В состав опорно-двигательной системы входят свыше 230 суставов и около 700 связок.

В состав опорно-двигательной системы входит свыше 230 суставов и около 700 связок.

Итог урока. Основу организма человека составляет скелет. В его состав входит более 200 костей. Различают трубчатые, плоские, губчатые и смешанные кости. Между собой они могут соединяться по-разному. Существует три типа соединения костей: неподвижное, полуподвижное и подвижное (сустав).

Скелет и мышцы человека образуют опорно-двигательную систему. Она обеспечивает опору и движение организма.

Урок биологии в 8-м классе по теме «Строение скелета»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Предмет, класс: биология, 8 класс.

Оборудование:

  • Биология: Человек. 8 класс: Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. – 5-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2018. – 302;
  • рабочая тетрадь на печатной основе;
  • компьютер, проектор, экран;
  • модель скелета человека;
  • раздаточный материал.

Педагогические цели: познакомить учащихся с видами костей; строением и химическим составом костей; типами соединения костей.

Задачи:

  • Образовательные: организовать индивидуальную и групповую познавательную деятельность учащихся на уроке для изучения строения скелета, строения, состава и соединения костей.
  • Развивающие: создать условия для дальнейшего формирования навыков и умений самостоятельной работы учащихся, развития умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. Учить устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета; развивать наблюдательность и речь учащихся.
  • Воспитывающие: способствовать формированию положительного отношения к знаниям, воспитание мотивов учения, интереса и любознательности, формирования межличностных отношений через работу в группах. Расширять кругозор учащихся; воспитывать культуру поведения на уроке.

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Технология:

  • коммуникативно-ориентированное обучение;
  • информационно-коммуникационные технологии;

Методы:

  • по источникам информации: наглядный, практический;
  • по степени взаимодействия: самостоятельная работа, эвристическая беседа, дозированная помощь учителя;
  • по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • давать определение опорно-двигательной системе;
  • знать отделы скелета человека;
  • знать из каких костей состоит каждый отдел скелета;

Метапредметные:

  • целеполагание, умение самостоятельно принимать решения;
  • формирование собственного мнения и аргументирование его;
  • сотрудничество в поиске и в выборе информации;
  • анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

Личностные:

  • формирование эмоционально-положительного отношения сверстников к себе через глубокое знание зоологической науки;
  • проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
  • умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап.
Организационный

Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку

Приветствие учителя.
Учащиеся настраиваются на урок

2 этап.
Актуализация знаний

Повторение домашнего задания
Вам предлагается ряд вопросов.
Беседа по вопросам.

1. Каково значение опорно-двигательной системы?

2. Из чего состоит опорно-двигательный аппарат?

3. Какая ткань образует кость?

Ответы учащихся:
1. Осуществляет движение тела в пространстве; служит опорой телу; участвует в обмене веществ; защита внутренних органов; создает форму телу.
2. Из скелета и мышц.
3. Соединительная

А кости в совокупности составляют что?

Скелет представляет собой единое прочное образование. В скелете человека различают скелет головы, скелет туловища, скелет верхних и нижних конечностей. Скелет человека состоит из более 200 соединенных между собой костей.

4 этап.
Целеполагание

Ребята, давайте определим тему нашего урока?

Объявление темы урока «Строение скелета».
Ребята, а как вы считаете, какова цель нашего сегодняшнего урока, исходя из данной темы?

«Строение скелета». Запись в тетрадь.

Познакомиться с различными видами костей, строением и химическим составом костей.

5 этап.
Осмысление (изучение нового материала)

Постановка вопросов, обеспечение готовности к усвоению нового материала.

Обсуждение в группах варианты решения. Отвечают на вопросы учителя. Слушают, выполняют необходимые задания.

Сравнивают модель скелета человека с рисунком в учебнике.

Выделяют основные отделы скелета:
– скелет головы (череп),
– скелет туловища,
– скелет верхней конечности и нижней конечности.
Запись основных отделов скелета в тетрадь.

2. Описать строение костей, опираясь на текст учебника, рисунок «Строение трубчатой кости».

Дополнительная информация: Возраст окончания роста у каждого человека индивидуален, но среднее значение возраста, в котором человек завершает стадию роста и развития организма – это 25 лет. У разных людей он может варьироваться от 22 до 27, реже – от 20 до 30 лет.

Физкульминутка
Руки в стороны поставим,
Правой левую достанем.
А потом наоборот:
Будет вправо поворот,
Раз хлопок, два хлопок,
Повернись ещё разок!
Раз, два, три, четыре,
Руки выше, плечи шире!
Опускаем руки вниз
И за парты вновь садись.

Читайте также:  Что такое суспензия простыми словами

Давайте выясним, какие особенности химического состава и строения придают костям уникальные свойства.

3. Предложить учащимся найти в тексте параграфа, на рисунке учебника «Соединение костей» три типа соединения костей и привести примеры этих типов соединения. Описать строение сустава, опираясь на текст параграфа рисунок «Строение сустава».

Выписать в тетрадь соединения костей.
Непрерывные (неподвижные и полуподвижные) и прерывные (подвижные) соединения костей.

Суставы позволяют человеку производить различные движения. Сустав образуют две или несколько костей, соединённых друг с другом прочными тяжами – связками из соединительной ткани. Одна из костей образует суставную головку, другая суставную впадину. Головка и впадина покрыты гладким суставным хрящом. Это облегчает движение костей. Сустав находится в суставной сумке. Её стенки выделяют суставную жидкость, уменьшающую трение костей при движении и осуществляющую питание суставного хряща, в котором нет кровеносных капилляров.

6 этап.
Закрепление и обобщение

Выполнить тест:
1.Органические вещества придают кости:
а) твердость
б) гибкость и упругость
в) мягкость
г) стойкость по отношению к воде
2.Плоскими костями скелета являются:
а) лучевые
б) тазовые
в) локтевые
г) большие берцовые
3. Из какой ткани состоят кости:
а) нервной
б) эпителиальной
в) мышечной
г) соединительной
4. Движение тела происходит за счёт, какой системы:
а) пищеварительной
б)выделительной
в) кровеносной
г) опорно-двигательной
Ответы: б, б, г, г

Выполняют тест, проверяют правильность выполнения друг у друга.

7 этап.
Оценочно-рефлексивный этап

Составить синквейн по желанию к слову «Скелет» или «Мышцы»

Учащиеся составляют синквейн в тетради

8 этап.
Домашнее задание

Обязательное
Параграф в учебнике «Строение скелета», ответить на вопросы страница 115
Выполнить задания в рабочей тетради: 100, 102.
По желанию
Нарисовать общую схему строения свободной конечности человека.

Мышцы человека

Поднимите руку. Теперь сожмите кулак. Сделайте шаг. Правда, легко? Человек выполняет привычные действия практически не задумываясь. Около 700 мышц (от 639 до 850, согласно различным способам подсчета) позволяют человеку покорять Эверест, спускаться на морские глубины, рисовать, строить дома, петь и наблюдать за облаками.

Но скелетная мускулатура — далеко не все мускулы человеческого тела. Благодаря работе гладкой мускулатуры внутренних органов, по кишечнику идет перистальтическая волна, совершается вдох, сокращается, обеспечивая жизнь, самая важная мышца человеческого тела — сердце.

Определение мышц

Мышца (лат. muskulus) — орган тела человека и животных, образованный мышечной тканью. Мышечная ткань имеет сложное строение: клетки-миоциты и покрывающая их оболочка — эндомизий образуют отдельные мышечные пучки, которые, соединяясь вместе, образуют непосредственно мышцу, одетую для защиты в плащ из соединительной ткани или фасцию.

Мышцы. Вид спереди

Мышцы. Вид сзади

Мышцы тела человека можно поделить на:

Как видно из названия, скелетный тип мускулатуры крепится к костям скелета. Второе название — поперечно-полосатая (за счет поперечной исчерченности), которая видна при микроскопии.К этой группе относятся мышцы головы, конечностей и туловища. Движения их произвольные, т.е. человек может ими управлять. Эта группа мышц человека обеспечивает передвижение в пространстве, именно их с помощью тренировок можно развить или «накачать».

Гладкая мускулатура входит в состав внутренних органов — кишечника, мочевого пузыря, стенки сосудов, сердца. Благодаря ее сокращению повышается артериальное давление при стрессе или передвигается пищевой комок по желудочно-кишечному тракту.

Сердечная — характерна только для сердца, обеспечивает непрерывную циркуляцию крови в организме.

Интересно узнать, что первое мышечное сокращение происходит уже на четвертой неделе жизни эмбриона – это первый удар сердца. С этого момента и до самой смерти человека сердце не останавливается ни на минуту. Единственная причина остановки сердца в течение жизни — операция на открытом сердце, но тогда за этот важный орган работает АИК (аппарат искусственного кровообращения).

Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Учебник-навигатор + CD

Учебник-навигатор является основным модулем инновационного учебно-методического комплекта «Навигатор». Простая и удобная система навигации связывает текст учебника с информационным полем прилагающегося мультимедийного пособия (диска): все термины и понятия, встречающиеся в учебнике, подразделяются на основной и дополнительный материал с помощью цветовой индикации. Методический аппарат учебника составляют вопросы для самопроверки, вопросы повышенного уровня сложности (в том числе устанавливающие межпредметные связи), а также система заданий с использованием других компонентов УМК — как печатных, так и электронных, что способствует эффективному усвоению учебного материала.

Строение мышц человека

Единицей строения мышечной ткани является мышечное волокно. Даже отдельное мышечное волокно способно сокращаться, что свидетельствует о том, что мышечное волокно – это не только отдельная клетка, но и функционирующая физиологическая единица, способная выполнять определенное действие.

Отдельная мышечная клетка покрыта сарколеммой – прочной эластичной мембраной, которую обеспечивают белки коллаген и эластин. Эластичность сарколеммы позволяет мышечному волокну растягиваться, а некоторым людям проявлять чудеса гибкости – садиться на шпагат и выполнять другие трюки.

В сарколемме, как прутья в венике, плотно уложены нити миофибрилл, составленные из отдельных саркомеров. Толстые нити миозина и тонкие нити актина формируют многоядерную клетку, причем диаметр мышечного волокна – не строго фиксированная величина и может варьироваться в довольно большом диапазоне от 10 до 100 мкм. Актин, входящий в состав миоцита, — составная часть структуры цитоскелета и обладает способностью сокращаться. В состав актина входит 375 аминокислотных остатка, что составляет около 15% миоцита. Остальные 65 % мышечного белка представлены миозином. Две полипептидные цепочки из 2000 аминокислот формируют молекулу миозина. При взаимодействии актина и миозина формируется белковый комплекс — актомиозин.

Название мышц человека

Когда анатомы в Средние века начали темными ночами выкапывать трупы, чтобы изучить строение человеческого тела, встал вопрос о названиях мускулов. Ведь нужно было объяснить зевакам, которые собрались в анатомическом театре, что же ученый в данный момент кромсает остро заточенным ножом.

Ученые решили их называть либо по костям, к которым они крепятся (например, грудинно-ключично-сосцевидная мышца), либо по внешнему виду (например, широчайшая мышца спины или трапециевидная), либо по функции, которую они выполняют (длинный разгибатель пальцев). Некоторые мышцы имеют исторические названия. Например, портняжная названа так потому, что приводила в движение педаль швейной машины. Кстати, эта мышца — самая длинная в человеческом теле.

Коллаген: лайфхаки от нутрициолога

Коллаген, наверное, одна из самых популярных и многофункциональных биоактивных добавок. Он помогает сохранить кожу упругой и эластичной, суставы подвижными, а кости – крепкими.

Коллаген: лайфхаки от нутрициолога

Коллаген, наверное, одна из самых популярных и многофункциональных биоактивных добавок. Он помогает сохранить кожу упругой и эластичной, суставы подвижными, а кости – крепкими.

Как повысить эффект от приема коллагена?

Ведущие мировые производители предлагают разные варианты БАД: шоты, саше, мармелад, капсулы и таблетки. Разные дозировки и дополнительные добавки, разные типы сырья – во всем этом легко запутаться. Порой, чтобы понять, какой именно коллаген стоит купить, приходится изучать тонны информации. В этой статье представлены самые актуальные вопросы и развернутые ответы на них от нашего нутрициолога – Олеси Прониной. Уверены, после изучения данного материала вы без труда выберете не только нужную вам добавку с коллагеном в оптимальной для вашего случая дозировке, но и сможете самостоятельно подобрать дополнительные нутриенты, которые сделаю её ещё более эффективной.

Как правильно подобрать дозировку коллагена?

После 25-30 лет по ряду клинических исследований все мы начинаем сталкиваться со снижением уровня коллагена. На сегодняшний день общепринятой дневной нормой считается 2,5 – 5 грамм в сутки для тех, кому 30 лет или больше.

Чем выше возрастная категория, тем выше наша потребность в поступающем коллагене. В странах Азии дозировки коллагена могут достигать 25 грамм в сутки, но научных обоснований таких высоких дозировок в открытых медицинских источниках пока не представлено.

Может ли превышение дозировки коллагена вызвать побочные эффекты?

Согласно обзору клинических исследований за 2019 год, ежедневный прием гидролизованного коллагена в дозировке 2,5-15 гр эффективен и безопасен1. Достоверных данных о побочных эффектах препарата не зафиксировано, только при условии аллергических реакций на белок.

Но не стоит забывать, что переизбыток поступающего белка в рационе значительно увеличивает нагрузку на почки и печень, что может неблагоприятно сказаться при заболеваниях соответствующих органов.

Коллаген морской Суперкомплекс, 10000 мг, 20 пакетов-саше, Эвалар

Для каких целей какие дозировки нужны?

Коллаген сегодня широко используется для:

Сегодня гидролизованный коллаген относят и к эффективным антиоксидантам. Этот низкомолекулярный белок широко используется благодаря своей превосходной биосовместимости и слабой антигенности. Антиоксидантные свойства гидролизированного коллагена обусловлены размером молекулы: чем меньше молекулярная масса пептидов, тем больше способность отдавать электрон или водород для стабилизации радикалов 9 .

Необходимая дозировка будет складываться из нескольких критериев: ваш возраст, внешние факторы, способствующие потери коллагена + проблема, которую вы бы хотели решить при помощи приема коллагена: поддержать красоту кожи, волос, ногтей; поддержать здоровье суставов и связок или вам важен тургор кожи в процессе снижения веса.

Например, для улучшения состояния кожи, ногтей и волос достаточно 5-6 грамм коллагена в сутки на протяжении 3-6 месяцев.

Для решения проблем с опорно-двигательным аппаратом в случае, если у вас есть травмы, дозировку рекомендуется повысить в два раза, а продолжительность приема увеличить до 6-8 месяцев.

Считается, что коллаген II типа более эффективен и лучше усваивается, чем I и III. Действительно ли, разница такая существенная?

На самом деле, типов коллагена намного больше. Ученым на сегодняшний день известно свыше 28 типов коллагена, но главными и наиболее изученным действительно считаются только четыре типа.

Если мы говорим о восполнение коллагена при помощи экзогенного приема, то не стоит забывать, что при производстве большинство коллагенов подвергаются гидролизу (расщепляются) с образованием более мелких и легко усваиваемых пептидов.

Когда разные «типы» сырого коллагена гидролизуются, все они образуют одни и те же пептиды коллагена. Следовательно, попадая в организм, пептиды коллагена стимулируют выработку всех типов коллагена. Ваш организм реагирует на прием пептидов и начинает производить те типы коллагена, в которых нуждается. Таким образом, качество пептидов и их абсорбционная способность более важны, чем исходный тип сырого коллагена. Для полноценного восполнения дефицита коллагена достаточно, чтобы он был гидролизованным.

Коллаген + гиалуроновая кислота (манго), 300 гр, Pink Power

Какие самые распространенные ошибки при приёме коллагена, которые мешают получить нужный результат?

Самыми частыми ошибками для достижения максимального эффекта от приема коллагена являются:

  • Не выдержанный период курса. Курс приема коллагена должен составлять не менее двух месяцев.
  • Некорректное время приёма. Коллаген необходимо принимать натощак: либо утром, за полчаса-час до еды (что предпочтительнее), либо вечером, через два часа после последнего приёма пищи.
  • Дефицит белка в рационе. Если вы принимаете коллагеновые добавки и при этом сидите на жесткой диете, монодиете, диете с экстремально низким количеством калорий, ждать косметического эффекта от приёма коллагеновых добавок придётся очень и очень долго. Из-за дефицита белка в рационе, организм будет восполнять его нехватку за счёт коллагена, который вы принимаете. При этом все аминокислоты, которые получатся при расщеплении пептидов коллагена, пойдут на самые экстренные и первостепенные нужды. Например, на поддержание опорно-двигательного аппарата.

Какой коллаген выбрать?

Если мы говорим о типе сырья, то сегодня все больше исследований указывают на высокую эффективность гидролизованного коллагена, обнаруженного в коже, чешуе и костях морских рыб. Несмотря на то, что в эволюционном и филогенетическом (происхождение тканей и органов) плане свиньи, из кожи и хрящей которых также делают коллагеновые добавки, ближе к человеку, чем рыбы. На что важно обращать внимание при выборе коллагена? Тип и источник экстракции являются основными факторами, влияющими на свойства гидролизованного коллагена (молекулярная масса пептидной цепи, растворимость и функциональная активность). 10 Приоритетной и наиболее удобной формой лично для меня является коллаген в порошке – я могу варьировать необходимую дозировку в зависимости от текущего рациона и интенсивности физической нагрузки, отражающейся на суставах и связках. Ну и, конечно, сыпучая форма позволяет мне с легкостью добавлять его в смузи, что придает еще больше пользы данному приему пищи.

У коллагена в форме порошка выше срок годности, и он не требует хранения в холодильнике после вскрытия, как это происходит с коллагеном в виде готового раствора. Его легко принимать, поскольку можно растворить в любом напитке, который вам больше нравится: соке, воде, смузи. Кто-то добавляет коллаген в кофе или газированные напитки, но я бы не рекомендовала использовать такие сочетания, поскольку они снижают эффективность добавки.

Читайте также:  Что такое сурими в роллах

Также растворимый коллаген, расфасованный в порционные саше и стики, очень удобно брать с собой. Такие варианты есть, например, у компании Эвалар и Rising Star. Это коллагеновые напитки Фемивелл источник красоты , Хонда drink и Коллаген морской с витамином С. С какими БАД, кроме витамина С, гиалуроновой кислоты и всем известного комплекса для суставов и связок, есть смысл сочетать коллаген?

  • Витамин группы В – участвуют в белковом обмене и нужны для сборки белков из аминогрупп;
  • Антиоксиданты (помимо витамина С) – защищает коллаген от повреждений и разрушений;
  • Витамин Е – защищает мембраны клеток от повреждений, усиливает синтез коллагена.
  • Не следует забывать и о важности кофакторов, таких как магний, кальций, участвующих в синтезе соединительной ткани и коллагена.
  • А также железа, цинка, меди, витаминах D – компенсация дефицитов которых, бесспорно, на прямую отражается на синтезе коллагена.

Поэтому в приеме коллагена не забывайте про необходимую базовую нутритивную поддержку.

Если у вас нет желания принимать несколько препаратов одновременно, при этом вы хотите дать дополнительную поддержку суставам и связкам, а также улучшить состояние кожи, волос и ногтей, рекомендую обратить внимание на новинку от Эвалар – «Коллаген морской Суперкомплекс». Этот продукт содержит высокую дозу пептидов морского коллагена из Японии и 9 других ингредиентов, важных для красоты и здоровья (гиалуроновая кислота, коэнзим Q10, фитокерамиды, биотин, витамин С, витамин Е, Витамин D, глюкозамин, марганец). Так всего один продукт заменяет 10 БАД, а это очень удобно и выгодно!

Как понять, что коллаген работает?

К сожалению, методика определения метаболитов коллагена в моче – дорогостоящая и не всегда информативная процедура. Для выявления дефицитов специалисты опираются на клиническую картину (раннее появление морщин, снижение тургора кожи, шатание зубов, боли в суставах), сопутствующие негативные факторы (дефицит белка в рационе, заболевания пищеварительной системы, ферментативные нарушения со стороны поджелудочной железы, гиповитаминоз витамина С, дефицит кофакторов, способствующих усвоению коллагена, синдром мальабсорбции) и данные общего осмотра.

Разработаны специальные шкалы диагностики наличия и выраженности дисплазии соединительной ткани (так называется симптомокомплекс, связанный с недостаточностью коллагена), которые так же помогают диагностировать дефициты.

Обратите внимание: нарушения образования коллагеновых волокон могут возникать при повышенной концентрации аминокислоты – гомоцистеина. Как правило данное повышение сопровождается дефицитом витаминов группы B. Следовательно, показатель уровня гомоцистеина в крови может выступать, как один из диагностически важных параметром.

Для оценки эффективности приема коллагена мы можем опираться на данные, приведенные в достоверных медицинских источниках:

Какую добавку с коллагеном выбрать?

На Фитомаркет представлен большой ассортимент БАД с коллагеном. Для этого обзора я отобрала те препараты, которые привлекли моё внимание, а также те, которые я принимала и принимаю сама.

Страна-производитель: Россия

Источник происхождения: кожа морских (или тихоокеанских) рыб, обитающих в естественной акватории.

Преимущества:

Дозировка коллагена на порцию: 6000 мг (6 гр)

Вкусовые качества: обладает нейтральным вкусом.

Форма: порошок.

Коллаген с витамином С в порошке, 210 гр, FINE

Страна-производитель: Германия

Источник происхождения: животный

Дозировка коллагена на порцию: 5000 мг (5 гр)

Вкусовые качества: обладает цитрусовым вкусом.

Форма: порошок, таблетки, капсулы. Каждая группа нутриентов представлена легкоусвояемой формой.

Страна-производитель: Великобритания

Источник происхождения: животный

Дозировка коллагена на порцию: 7000 мг (7 гр)

Вкусовые качества: вкус малины.

Форма: порошок.

Страна-производитель: Германия.

Источник происхождения: животный

Дозировка коллагена на порцию: около 6000-8000 мг (6-8 гр).

Вкусовые качества: широкий ассортимент вкусов (вишневый, малиновый, ананасовый, яблоко, персик с апельсином, смородина).

Форма: порошок.

Коллаген для женщин со вкусом тропических фруктов, клубники и киви, 10*10 мл, VPLab

Страна-производитель: Россия.

Источник происхождения: животный.

Дозировка коллагена на порцию: 7000 мг (7 гр)

Вкусовые качества: обладает нейтральным вкусом.

Форма: порошок.

И небольшой бонус от меня! Чтобы выше утро было бодрым, а кожа радовала своим сиянием и свежестью возьмите за привычку начинать его с зеленого смузи с добавлением коллагена, как делаю это я.

Для волшебного смузи нам понадобится:

Все компоненты смешать при помощи блендера. Готовый смузи можно украсить долькой огурца или лайма. Приятного аппетита и бодрого дня!

Коллаген мармеладные ягоды, 2000 мг, 30 жевательных пастилок, Эвалар

1 Cristiana Paul , Suzane Leser , Steffen Oesser Significant Amounts of Functional Collagen Peptides Can Be Incorporated in the Diet While Maintaining Indispensable Amino Acid Balance ; 2019 May 15;11(5):1079
2 Roseane B de Miranda , Patrícia Weimer , Rochele C Rossi Effects of hydrolyzed collagen supplementation on skin aging: a systematic review and meta-analysis; 2021 Mar 20
3 Denise Zdzieblik , Steffen Oesser , Albert Gollhofer , Daniel König Improvement of activity-related knee joint discomfort following supplementation of specific collagen peptides; 2017 Jun;42(6):588-595.
4 Do-Un Kim , Hee-Chul Chung , Jia Choi , Yasuo Sakai , Boo-Yong Lee Oral Intake of Low-Molecular-Weight Collagen Peptide Improves Hydration, Elasticity, and Wrinkling in Human Skin: A Randomized, Double-Blind, Placebo-Controlled Study; 2018 Jun 26;10(7):826.
5 Peiwen Chen, Matilde Cescon, Paolo Bonaldo Lack of Collagen VI Promotes Wound-Induced Hair Growth; Epub 2015 May 19
6 Denise Zdzieblik , Steffen Oesser , Manfred W Baumstark , Albert Gollhofer , Daniel König Collagen peptide supplementation in combination with resistance training improves body composition and increases muscle strength in elderly sarcopenic men: a randomised controlled trial; Epub 2015 Sep 10.
7 Marcus L Elam , Sarah A Johnson, Shirin Hooshmand, Rafaela G Feresin, Mark E Payton, Jennifer Gu, Bahram H Arjmandi A calcium-collagen chelate dietary supplement attenuates bone loss in postmenopausal women with osteopenia: a randomized controlled trial; Epub 2014 Oct 14.
8 Alexandra Gaspar-Pintiliescu , Ana-Maria Stanciuc , Oana Craciunescu Natural composite dressings based on collagen, gelatin and plant bioactive compounds for wound healing: A review; Epub 2019 Jul 25.
9 Gabriel Aguirre-Cruz , Arely León-López , Verónica Cruz-Gómez , Rubén Jiménez-Alvarado, Gabriel Aguirre-Álvarez Collagen Hydrolysates for Skin Protection: Oral Administration and Topical Formulation; 2020 Feb 22;9(2):181
10 Arely León-López, Alejandro Morales-Peñaloza , Víctor Manuel Martínez-Juárez, Apolonio Vargas-Torres, Dimitrios I Zeugolis , Gabriel Aguirre-Álvarez Hydrolyzed Collagen-Sources and Applications; 2019 Nov 7
11 E Proksch , M Schunck, V Zague, D Segger, J Degwert, S Oesser Oral intake of specific bioactive collagen peptides reduces skin wrinkles and increases dermal matrix synthesis; Epub 2013 Dec 24.
12 Michael Schunck, Vivian Zague, Steffen Oesser , Ehrhardt Proksch Dietary Supplementation with Specific Collagen Peptides Has a Body Mass Index-Dependent Beneficial Effect on Cellulite Morphology; Epub 2015 Nov 12.

Анатомия и физиология позвоночника

ап1.jpg

Позвоночник человека – это очень непростой механизм, правильная работа которого влияет на функционирование всех остальных механизмов организма.

Позвоночник (от лат. «columna vertebralis», синоним – позвоночный столб) состоит из 32 – 33 позвонков (7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых, соединенных в крестец, и 3 – 4 копчиковых), между которыми расположены 23 межпозвоночных диска.

Связочно-мышечный аппарат, межпозвоночные диски, суставы соединяют позвонки между собой. Они позволяют удерживать его в вертикальном положении и обеспечивают необходимую свободу движения. При ходьбе, беге и прыжках эластичные свойства межпозвоночных дисков, значительно смягчают толчки и сотрясения, передаваемые на позвоночник, спинной и головной мозг.

Физиологические изгибы тела создают позвоночнику дополнительную упругость и помогают смягчать нагрузку на позвоночный столб.

Позвоночник является главной опорной структурой нашего тела. Без позвоночника человек не мог бы ходить и даже стоять. Другой важной функцией позвоночника является защита спинного мозга. Большая частота заболеваний позвоночника у современного человека обусловлена, главным образом, его «прямохождением», а также высоким уровнем травматизма.

Отделы позвоночника: В позвоночнике различают шейный, грудной, поясничный отделы, крестец и копчик. В процессе роста и развития позвоночника формируется шейный и поясничный лордозы, грудной и крестцово – копчиковый кифозы, превращающие позвоночник в «пружинящую систему», противостоящую вертикальным нагрузкам. В медицинской терминологии, для краткости, для обозначения шейных позвонков используется латинская буква «С» – С1 – С7, для обозначения грудных позвонков – «Th» – Th1 – Th12, поясничные позвонки обозначаются буквой «L» – L1 – L5.

Шейный отдел. Это самый верхний отдел позвоночного столба. Он отличается особой подвижностью, что обеспечивает такое разнообразие и свободу движения головы. Два верхних шейных позвонка с красивыми названиями атлант и аксис, имеют анатомическое строение, отличное от строения всех остальных позвонков. Благодаря наличию этих позвонков, человек может совершать повороты и наклоны головы.

Грудной отдел. К этому отделу прикрепляются 12 пар рёбер. Грудной отдел позвоночника участвует в формировании задней стенки грудной клетки, которая является вместилищем жизненно важных органов. В связи с этим грудной отдел позвоночника малоподвижен.

Поясничный отдел. Этот отдел состоит из самых массивных позвонков, так как на них лежит самая большая нагрузка. У некоторых людей встречается шестой поясничный позвонок. Это явление врачи называют люмбализацией. Но в большинстве случаев такая аномалия не имеет клинического значения. 8-10 позвонков срастаются, образуя крестец и копчик.

Позвонок состоит из тела, дуги, двух ножек, остистого, двух поперечных и четырёх суставных отростков. Между дугой, телом и ножками позвонков находятся позвонковые отверстия, из которых формируется позвоночный канал.

Между телами двух смежных позвонков располагается межпозвонковый диск, состоящий из фиброзного кольца и пульпозного ядра и выполняющий 3 функции: амортизация, удержание смежных позвонков, обеспечение подвижности тел позвонков. Вокруг ядра располагается многослойное фиброзное кольцо, которое удерживает ядро в центре и препятствует сдвиганию позвонков в сторону относительно друг друга.

Фиброзное кольцо имеет множество слоев и волокон, перекрещивающихся в трех плоскостях. В нормальном состоянии фиброзное кольцо образовано очень прочными волокнами. Однако в результате дегенеративного заболевания дисков (остеохондроза) происходит замещение волокон фиброзного кольца на рубцовую ткань. Волокна рубцовой ткани не обладают такой прочностью и эластичностью как волокна фиброзного кольца. Это ведет к ослаблению межпозвоночного диска и при повышении внутридискового давления может приводить к разрыву фиброзного кольца.

Значительное повышение давления внутри межпозвоночных дисков может привести к разрыву фиброзного кольца и выходу части пульпозного ядра за пределы диска. Так формируется грыжа диска, которая может приводить к сдавлаванию нервных структур, что вызывает, в свою очередь появление болевого синдрома и неврологических нарушений.

Связочный аппарат представлен передней и задней продольными, над – и межостистыми связками, жёлтыми, межпоперечными связками и капсулой межпозвонковых суставов. Два позвонка с межпозвоночным диском и связочным аппаратом представляют позвоночный сегмент.

При разрушении межпозвоночных дисков и суставов связки стремятся компенсировать повышенную патологическую подвижность позвонков (нестабильность), в результате чего происходит гипертрофия связок.Этот процесс ведет к уменьшению просвета позвоночного канала, в этом случае даже маленькие грыжи или костные наросты (остеофиты) могут сдавливать спинной мозг и корешки.

Такое состояние получило название стеноза позвоночного канала. Для расширения позвоночного канала производится операция декомпрессии нервных структур.

В позвоночном канале расположен спинной мозг и корешки «конского хвоста». Спинной мозг начинается от головного мозга и заканчивается на уровне промежутка между первым и вторым поясничными позвонками коническим заострением. Далее от спинного мозга в канале проходят спинномозговые нервные корешки, которые формируют так называемый «конский хвост».
Спинной мозг окружён твёрдой, паутинной и мягкой оболочками и фиксирован в позвоночном канале корешками и клетчаткой. Твердая мозговая оболочка формирует герметичный соединительнотканный мешок (дуральный мешок), в котором расположены спинной мозг и несколько сантиметров нервных корешков.Спинной мозг в дуральном мешке омывает спинномозговая жидкость (ликвор).

От спинного мозга отходит 31 пара нервных корешков. Из позвоночного канала нервные корешки выходят через межпозвоночные (фораминарные) отверстия, которые образуются ножками и суставными отростками соседних позвонков.

У человека, так же как и у других позвоночных, сохраняется сегментарная иннервация тела. Это значит, что каждый сегмент спинного мозга иннервирует определенную область организма.

Например, сегменты шейного отдела спинного мозга иннервируют шею и руки, грудного отдела – грудь и живот, поясничного и крестцового – ноги, промежность и органы малого таза (мочевой пузырь, прямую кишку).

По периферическим нервам нервные импульсы поступают от спинного мозга ко всем органам нашего тела для регуляции их функции. Информация от органов и тканей поступает в центральную нервную систему по чувствительным нервным волокнам.

Большинство нервов нашего организма имеют в своем составе чувствительные, двигательные и вегетативные волокна.
Спинной мозг имеет два утолщения: шейное и поясничное. Поэтому межпозвоночные грыжи шейного отдела позвоночника более опасны, чем поясничного.

Врач, определяя в какой области тела, появились расстройства чувствительности или двигательной функции, может предположить, на каком уровне произошло повреждение спинного мозга.

©2010-2013 Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования

Ссылка на основную публикацию