Что такое сурхарбан для детей краткое содержание
It was the readiness with which he spoke of them. It was the context. He knew that I had arrived in Scotland, for my first visit, just an hour earlier.
С начала развития человеческой цивилизации зародились различные самобытные физические упражнения и игры. Они отражали материальную и духовную культуру народов и способствовали их физическому развитию.
Не исключением явился и бурятский народ. Потомственные охотники, скотоводы, воины, они и в свободное время прививали детям и молодежи любовь к различным физическим упражнениям, игровым забавам, развивающим силу мышц и ловкость борца, зоркость глаз стрелка, ум и храбрость наездника. Постепенно эти три вида физических упражнений и стали ключевыми при проведении национального праздника «Сурхарбан», который изначально был частью летних праздников, посвященных почитанию духов-хозяев местности или рода. Со временем «Сурхарбан» превратился в самостоятельный спортивный праздник с включением трех игрищ мужей: 1) стрельба из лука (сур харбаан), 2) борьба (бухэ барилдаан), 3) конные скачки (морин урилдаан). Он пользовался среди бурят огромной популярностью, собирал многочисленных участников и болельщиков, проходил торжественно и весело.
С образованием в 1923 году Бурят-Монгольской АССР начинается новый этап развития физической культуры и спорта – ставится задача массовости физкультурного движения.
С этой целью в программу Первого республиканского «Сурхарбана», состоявшегося 2 августа 1924 года в г. Верхнеудинске и посвященного первой годовщине Б-М АССР, были включены помимо национальных видов спорта и классические – легкая атлетика, футбол, баскетбол. Начало юбилейным торжествам было положено на районных «Сурхарбанах», например, Эхирит-Булагатским Айкомом была создана комиссия, проведена широкая агитация среди населения, представители Айкома РКСМ приняли участие в проведении родовых праздненств «Сурхарбан» по хушунам и булукам, согласно протокола заседания президиума Айкома от 17 апреля 1924 года. И лучшие представители были командированы на республиканский праздник, собравший представителей всех аймаков от Аги до Алари, от Баргузина до Закамны. С тех пор в Дни национального праздника – годовщины создания Республики Бурятия – стало традицией проведение «Сурхарбанов» как больших спортивных праздников. Программа проходящих в то время праздников была разнообразной и в какой-то мере непривычной для сегодняшнего времени: к примеру, в программу Усть-Ордынского булучного «Сурхарбана» в 1928 году помимо обязательного в то время приветствия от различных организаций и доклада о международном положении, спортивных состязания по бурятской борьбе, бегу мужчин на 400 метров, бегу рысаков и скакунов, вошли бег и бой в мешках.
Прослеживая историю нашего национального праздника, можно заметить, что с середины 50-х годов ХХ века вновь создается нарастающий интерес к спорту, занятиям физической культурой в округе. В это время традиционный праздник получил новое содержание, ста С этой целью в программу Первого республиканского «Сурхарбана», состоявшегося 2 августа 1924 года в г. Верхнеудинске и посвященного первой годовщине Б-М АССР, были включены помимо национальных видов спорта и классические – легкая атлетика, футбол, баскетбол. Начало юбилейным торжествам было положено на районных «Сурхарбанах», например, Эхирит-Булагатским Айкомом была создана комиссия, проведена широкая агитация среди населения, представители Айкома РКСМ приняли участие в проведении родовых праздненств «Сурхарбан» по хушунам и булукам, согласно протокола заседания президиума Айкома от 17 апреля 1924 года. И лучшие представители были командированы на республиканский праздник, собравший представителей всех аймаков от Аги до Алари, от Баргузина до Закамны. С тех пор в Дни национального праздника – годовщины создания Республики Бурятия – стало традицией проведение «Сурхарбанов» как больших спортивных праздников. Программа проходящих в то время праздников была разнообразной и в какой-то мере непривычной для сегодняшнего времени: к примеру, в программу Усть-Ордынского булучного «Сурхарбана» в 1928 году помимо обязательного в то время приветствия от различных организаций и доклада о международном положении, спортивных состязания по бурятской борьбе, бегу мужчин л своеобразным смотром достижений в области культурного и хозяйственного строительства, он проводится во славу труда, силы, красоты и молодости.
«Сур-Харбан» на время уступает место молодежным фестивалям. Но народ продолжает называть эти мероприятия праздником «Сур-Харбан» В июне 1955 года прошел 1-й окружной фестиваль молодежи «Слава труду», где собрались спортсмены и участники художественной самодеятельности из районов округа. Наиболее запоминающим стало противостояние школьника из Усть-Орды Юрия Верхозина и учителя из Бохана Гавриила Богданова в секторе для прыжков в высоту. В будущем эти два спортсмена не раз защищали честь Иркутской области в Чите, Красноярске, Краснодаре. Ю.Верхозин выиграл первенство Сибири и ДВ среди школьников с новым рекордом и вошел в десятку лучших в СССР. Гавриил Богданов, выступавший во многих дисциплинах праздника, не раз поднимался на пьедестал последующих «Сур-Харбанов», а в 2003 году завоевал 1 место по стрельбе из лука среди ветеранов.
Последующие фестивали молодежи, проходившие в р.п.Усть-Ордынский, выявили многих известных спортсменов, в последующем защищавшим честь страны на различных соревнованиях. Франя Зарембинская – заслуженный мастер спорта, Виктор Баймеев – заслуженный тренер РСФСР, эти и другие не менее знаменитые наши земляки становились победителями тех окружных фестивалей и «Сур-Харбанов».
В 1958 году принято официальное решение Исполкома Усть-Ордынского Бурят-Монгольского окружного совета «О проведении окружного праздника «Сур-Харбан», газета «Знамя Ленина» начинает активно освещать подготовку и само проведение праздника. В апреле принято решение «О мерах по улучшению массовой физкультурной работы и повышения мастерства спортсменов округа в связи с проведением летней Спартакиады народов РСФСР и СССР», где отмечая рост занимающихся спортом, указывается на определенные недостатки в работе ДССО “Урожай”, райспорткомитетов и других заинтересованных структур.
Идет работа по проведению 1-й окружной учредительной конференции Совета спортивных обществ и организаций. В округе проводится смотр массовой физкультурной и спортивной работы на селе. Все эти мероприятия, а также подготовка и проведение районных и окружного праздников «Сур-Харбан», в программе которого основное место уделяется спорту, послужили значительному подъему физкультурной работы в округе, спортивное движение становится подлинно массовым, идет повышение мастерства сельских спортсменов. Участие на окружном празднике «Сур-Харбан» становится целью всех любителей спорта, победителей соревнований чествуют как народных героев. Имена борцов Алексея Миронова «Непобедимого» из Баяндая, Александра Урбагаева из Нукутов, Степана Орноева из Эхирита, легкоатлетов Максима Шеденова и Людмилы Бюраевой, велогонщика Виктора Татаринова, волейболиста Александра Буташеева стали известны далеко за пределами округа и области.
Летний праздник “Сурхарбан”
план-конспект занятия по физкультуре (старшая группа) на тему
Спортивный праздник для детей старшей группы и их родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
surharban.docx | 20.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад «Аленушка»
Летний бурятский народный
для детей и родителей старших групп
Ерофеевская Валентина Николаевна
- Воспитание у детей народных традиций, уважение к культуре своего народа.
- Формирование культуры здорового образа жизни среди дошкольников.
- Развивать у детей взаимовыручку и взаимопомощь при выполнении заданий в команде и соблюдения правил честной борьбы.
- Воспитывать смелость, организованность, инициативность.
Беседы – обряды и обычаи бурятского народа, что означает «Сурхарбан», знакомство с репродукциями по теме «Сурхарбан».
Оформление спортивной площадки:
Флаг России, Республики Бурятии, воздушные шары, плакат с названием праздника «Сурхарбан».
Церемония открытия праздника Сурхарбан.
Участники и гости соревнований проходят на спортивную площадку и рассаживаются по своим местам.
Ведущий: Здравствуйте уважаемые спортсмены, болельщики и гости соревнований.
Сегодня на площадке состоится спортивный праздник Сурхарбан, во время которого наши команды будут соревноваться в силе, ловкости, сноровке.
Для приветствия приглашаются команды участников соревнований.
Дети выходят в центр для построения.
Ведущий: Сегодня Сурхарбан – это достояние национальной культуры Бурятии. На него съезжаются все земляки, чтобы под ясным солнечным небом окунуться в увлекательнейшую историю своих предков. Не обходится праздник без песен и плясок. В развлекательную программу Сурхарбана неизменно входят смотр народных костюмов, выступления национальных певцов и зажигательных танцовщиков ёхора. Ну и конечно же, какой праздник без спортивных мероприятий? На сегодняшний день, кроме стандартных трех видов соревнований, в него входят волейбол, легкая атлетика, перетягивание каната, детская борьба, веселые старты, и многое другое. Но как бы ни менялась программа мероприятий, Сурхарбан всегда был и останется удивительно привлекательным – радостным, как песня, сильным, как воля к победе и стремительным, как полет скакуна.
Вот и мы сегодня проводим праздник Сурхарбан, в котором участвуют две команды старших групп со своими родителями.
Мы приветствуем участников спортивного праздника Сурхарбан.
Юные спортсмены, сегодня в соревнованиях вы должны показать свою силу и доблесть. С честью пройти все спортивные испытания. А оценивать вас будут члены жюри. Поприветствуем судейскую коллегию.
Слово предоставляется заведующей.
Ведущий: Поднять флаг Республики Бурятия. Под звуки гимна Бурятии флаг поднимается вверх на флагшток.
Ведущий: Праздник Сурхарбан считать открытым.
Сейчас наши команды пройдут круг почёта.
И так, мы, начинаем! (Звучат фанфары).
1 вид соревнований «Скачки»
Два взрослых участника скрещивают руки, на которых сидит ребёнок. Обегают препятствие, возвращаясь на первоначальное место.
Взрослый участник на спине переносит команду детей, соревнуясь с другим взрослым участником.
2 вид соревнований «Силачи»
Два участника стоят в кругу, пытаясь вытолкнуть, друг друга из круга.
3 вид соревнований «Сильные ноги»
Два участника садятся друг против друга, упираясь ногами в соперника в руках держа гимнастическую палку. Побеждает тот участник, который вытеснит соперника.
4 вид соревнований «Меткий глаз»
Команды бросают дротики в мишень(Дартс), каждый участник по одному разу, побеждает та команда, у которой больше попаданий.
5 вид соревнований «Перетягивание каната»
Жюри подводит итоги соревнований.
Ведущий: Сегодня спортивный праздник Сурхарбан объединил всех участников наших соревнований. Мы верим, что праздник Сурхарбан надолго останется в вашей памяти. Слово для награждения участников предоставляется председателю жюри.
Дружный танец Ёхор. Танцуют все.
В финале праздника звучит гимн Бурятии, флаг с флагштока спускается.
Под спортивный марш дети покидают спортивную площадку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План летней оздоровительной работы на летний период 2012 г.
В плане расписаны тематические недели, мероприятия для каждой недели, рекомендации по организации целевых прогулок.
Сценарий летнего спортивного праздника ЛЕТНЯЯ ОЛИМПИАДА (для среднего и старшего дошкольного возраста) )
ЭТОТ СЦЕНАРИЙ ПОМОЖЕТ ОРГАНИЗОВАТЬ И ПРОВЕСТИ СПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК В ДЕТСКОМ САДУ В ЛЕТНЕЕ ВРЕМЯ ГОДА. В НЁМ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ИНТЕРЕСНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, ЭСТАФЕТЫ, ТАНЦЫ, СТИХИ.
План летней оздоровительной работы в летний период во 2-й младшей группе
Муниципальное автономное Дошкольное Образовательное Учреждение« Детский сад №1» ПланЛетней – оздоровительной работыво 2-й младшей группе № 15 « Ягодка» Воспитатель: Т.
Комплексный проект “Летний марафон”- воспитательно-оздоровительная программа “летней площадки” в ДОУ. Автор-составитель: старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна
Проект “Летний Марафон” представляет комплексную летне-оздоровительную программу в форме “летней площадки”. Перспективное планирование на три месяца летнего периода. Все виды детской деятельности. Те.
Проект “Летний марафон” (планирование работы в летний период для старшего дошкольного возраста)
планирование работы в летний период.
летне-оздоровительный проект: “Летние каникулы”
Данный проект реализуемый в летне-оздоровительный период способствует оздоровлению детей как в совместной деятельности с педагогами, так и в самостоятельной.Развивает у детей познавательный интерес, ф.
Конспект летнего развлечения для детей младшей группы на тему “Летний поход”
Конспект развлечения для детей первой младшей группы «Летний поход»Тема: Летний походЗадачи:1. Закреплять у детей умения согласовывать свои действия с движениями других детей; начинать и заканчивать у.
Что такое сурхарбан для детей краткое содержание
Когда-то у бурят считалось, что стрелять из лука должен уметь каждый – мужчина ты, женщина или ребенок. Так же, как скакать на коне. Дети, едва начав ходить, уже брали в руки лук и умели управляться со скакуном. Тогда такие умения были залогом выживания, вопросом жизни и смерти, сейчас это только традиция. Правда, очень красивая, так же, как и один из самых популярных бурятских праздников – Сурхарбан.
Сурхарбан – летний праздник, как правило, его дату назначают по завершении посевных работ и обязательно в воскресный день. Он отмечается практически всеми монголоязычными народами, но в Бурятии это празднование проходит на редкость масштабно, привлекая жителей даже из самых отдаленных районов. В Монголии праздник отмечается под названием «Наадан», – то есть «три игры мужей», подразумевая тем самым соревнования в стрельбе из лука, конные скачки и борьбу. Поэтому и в Бурятии другое название праздника –«эрын гурбан наадан» или просто Наадан.
Нет единого мнения о том, когда именно и при каких обстоятельствах возник этот праздник, нет и одного мнения о значении самого этого слова. В переводе с бурятского языка само слово Сурхарбан обозначает дословно «стрельба в сур», то есть сделанную из колышка с намотанным на него ремнем мишень. Колышки втыкают в землю и задача лучника – сбить их. Другая версия названия отсылает к старинной легенде о тарбагане (сурке), по которой тарбаган был когда-то человеком, метким стрелком. «Однажды, – гласит легенда, – на небе появилось сразу три солнца, стало очень жарко и наступила засуха. Тогда стрелок решил сбить лишнее солнце, но, к своему стыду, промахнулся, и, не в силах вынести позор, отрезал себе большие пальцы, превратился в животное и стал жить под землей».
Как бы там ни было, изначально главной целью и поводом для проведения Наадана было чествование духов предков и хозяев местностей: молебны сопровождались спортивными состязаниями. Позднее праздник превратился в своеобразный военный смотр, где лучшие из лучших могли показать себя, а военачальники отбирали себе воинов. Так было во времена правления Чингисхана и его потомков – на состязания каждый род или улус представляли своих лучших борцов, наездников, стрелков, из которых ханы и нойоны отбирали людей в личную свиту или войска. Учитывая, что к турниру допускались участники независимо от социального положения, можно было говорить даже о функции своеобразного «социального лифта». Чингисиды ушли, а праздник остался. Он был таким же многолюдным и популярным: на него съезжались из разных уголков Бурятии, и не только соревновались, но и приветствовали и угощали друг друга, пели обрядовые песни, играли, исполняли национальный танец – Ёхор.
В годы советской власти этот любимый бурятским народом праздник не умер. Более того, именно при советской власти он и оформился в нынешнем его виде, с правилами, порядком проведения и существующим названием. В скачках, борьбе и стрельбе из лука все также соревновались лучшие борцы и лучники, но выставляли их на состязания уже не улусы и роды, а колхозы и районы. В 2014 году празднику исполняется 90 лет – без малого сто лет назад, в 1924 году в Бурятии был проведен первый Сурхарбан. Сегодня это одно из самых зрелищных и массовых мероприятий в республике. Туристические агентства давно включили его в качестве заметного пункта в свои программы событийного туризма, и теперь он привлекает не только жителей Бурятии, но и туристов.
Сокровенное сказание монголов
Одна их целей празднования Сурхарбана – сохранение и развитие национальных видов спорта, спортивные состязания – душа и сердце праздника. Традиционно в программу включаются три вида спорта: стрельба из лука (по бурятским правилам), бурятская борьба (бухэ-барилдаан) и конные скачки. Лук и стрелы – особая часть бурятской традиции, они издавна пользовались особым уважением. В юрте они всегда висели на почетном месте, и считается, что, например, через них нельзя переступать. Стрельба из лука была одним из самых любимых занятий бурят-монголов, об этом упоминается и в летописи «Сокровенное сказание монголов», и в записях бурятского летописца Тугулдура Тобоева, относящихся к середине 19 века. Сегодня в Бурятии стрельба из лука – традиционный и особо почитаемый вид спорта, в республике работают секции по стрельбе из лука, проводятся турниры, а бурятские лучники в разные годы принимали участие в олимпийских играх. В 2012 году, уезжая на Олимпиаду в Лондон, российские лучники взяли с собой стрелы, освященные главой буддистской традиционной Сангхи России Пандито Хамбо ламой Дамбой Аюшеевым.
Нужно отметить, что во время Сурхарбана применяются бурятские правила стрельбы из лука и они несколько отличаются от спортивных. Главное отличие, конечно же, в мишенях – их роль выполняют все те же суры. Участник соревнований должен с 30-40 метров выбить за пределы площадки 12 сур, за выбивание каждой мишени начисляется определенное количество очков. Посредине ряда сур установлена палочка – «ласти», за попадание в которую начисляется наибольшее количество баллов. В финале соревнований свои умения и звание самого меткого лучника, абсолютного чемпиона, отстаивают четыре стрелка. Победитель определяется по сумме очков.
Не менее любимы зрителями и конные скачки. Как правило в программе конных испытаний Сурхарбана – рысистые заезды, конкур (прыжки через препятствия высотой до 120 см) и верховые скачки. Но, пожалуй, самым главным и ожидаемым пунктом программы является практически всенародно любимый в Бурятии вид спорта –национальная борьба или бухэ барилдаан. В Бурятии любят и ценят борцовские поединки, без них не обходится ни один крупный общенародный праздник или молебен. С 1968 года именно на Сурхарбане стало разыгрываться абсолютное первенство по национальной борьбе. Подобно соревнованиям по стрельбе из лука, национальная борьба также имеет свои особенности, она требует от участников не только умения показать силу, но и смекалки, ловкости, бесстрашия, умения предвидеть действия противника и противостоять ему.Как говорит тренер по СДСЮШОР №7, учитель с 46-летним стажем, заслуженный тренер России по вольной борьбе, спортивный журналист Валерий Сыдеев, бурятская национальная борьба имеет очень глубокие корни, специалисты различают в ней два варианта, первый их которых распространен в Прибайкалье, у иркутских бурят, второй – в Забайкалье, то есть в Бурятии и Аге. Главное отличие этих видов спорта в кушаках (поясах): в одном варианте они задействованы, в другом нет.
– В Бурятии борьба проходит на кушаках и это самая честная борьба, – говорит Сыдеев, – мужчины хватают друг друга за кушаки и борются до полной победы, кто кого одолеет. Турниры по бурятской борьбе проходят во время всех спортивных праздников, особый толчок к ее развитию дали дацаны, храмы Буддистской традиционной Сангхи России и лично глава Сангхи, Хамбо лама ДамбаАюшеев. Турниры по бурятской борьбе проводятся и во время всех крупных молебнов, и победители в качестве призов получают автомобили, отары овец. Это престижно и почетно – стать чемпионом таких соревнований.
Во время Сурхарбанов национальная бурятская борьба представлена в классическом ее виде, оставшемся практически неизменным за сотни лет. Владимир Сыдеев и сам неоднократно принимал участие в сурхарбанских турнирах, а в 1967 году стал призером. По его словам, за все эти годы проведения Сурхарбана, его масштаб и уровень постоянно повышаются, но суть остается прежней:
– Моя жизнь, – говорит спортсмен, – связана со спортом и лично у меня Сурхарбан вызывает душевный подъем, хорошее настроение и гордость за свой народ.
– Я горжусь, что мы сохранили эту традицию бурятского народа, – согласен с Сыдеевым почетный работник образования России, мастер спорта по вольной борьбе Валерий Цыбиков, – я сам принимал участие в борцовских поединках с пятилетнего возраста. Победитель Сурхарбана – это почет и слава на всю жизнь, своими лучшими борцами гордится весь род или село, даже район. Это своего рода герои нашего времени, люди, на которых всегда равнялась молодежь. Победа в борцовском поединке – показатель мужества и силы мужчины.
Кстати, нужно отметить, что бурятская национальная борьба дошла уже и до Москвы: ежегодно, с 2010 года, на Красной площади проводятся турниры по национальным видам спорта, в том числе и бухэ барилдаану. Без бурятской борьбы не обходится ни один Сурхарбан, где бы он ни проводился.
– Сурхарбан проводится бурятской диаспорой в Испании, – говорит Владимир Сыдеев, – и там в программу тоже включен турнир по бурятской борьбе. В прошлом году победил испанец, годом ранее – калмык. Но неважно, кто там одержал победу, для меня лично это большая гордость – знать, что национальный вид спорта нашего народа представлен даже в сердце Европы.
Однако последние два года сурхарбан – не только конные скачки и борьба, но и более уникальные виды соревнований. Инициатором нововведений стала Федерации этноспорта. По словам ее руководителя Алексея Гергенова, начиная с советского времени проведение Сурхарбана было «жёстко спортизировано» и регламентировано. В программу соревнований включались три опорных вида– стрельба из лука, конные скачки и бухэ барилдаан, местами проводились еще соревнования по волейболу и футболу, и не более того. А ведь у бурятского народа, говорит Гергенов, очень богатые культурная и спортивная традиции. Однако под влиянием Олимпийских видов спорта и влиянием массовой культуры традиционные бурятские игры уходят в небытие и задача Федерации сейчас – возродить их.
– В 2014 году впервые в программу соревнований Сурхарбана включены национальные игры – перетягивание плетки (ташуур татаха), разбивание хребтовой кости (hэер шаалган) и игра в кости (шагай наадан). Очки за победу в них учитываются в общекомандном зачете.
Вообще, уверен Гергенов, соблюдение правила и обрядов – одно из главных условий возрождения национальных игр и к этому вопросу нельзя подходить неподготовленными. Поэтому Федерация сотрудничает с учеными Бурятского научного центра, историками, специализирующимися на бурятской культуре, культурологами, этнографами, обращается к архивам, проводят кропотливую работу.
– Мы не просто реконструируем национальные игры, – говорит Гергенов, – мы хотим возродить и присущий им сакральный смысл, это самое главное.
Нужно отметить, говорит Гергенов, что и перетягивание плетки, и разбивание хребтовой кости – это не спорт, а именно игры, национальные, со своей историей и правилами, но игры. Видом спорта, говорит Гергенов, в России является только то, что аккредитовано министерством спорта РФ и входит в реестр. На сегодня в Бурятии нет ни одного аккредитованного национального вида спорта. У конных скачек нет даже собственной федерации, хотя и стрельба из лука и конные скачки в Бурятии считаются одними из самых любимых, массовых и почетных видов спорта. Но у экспертов, говорит Гергенов, в вопросе аккредитации национальных видов спорта единой точки зрения нет. С одной стороны, включение вида спорта в официальный реестр дает возможность проведения турниров, учреждения званий мастеров, кандидатов в мастера спорта, открывает доступ к бюджетному финансированию. С другой же стороны, многие считают, что национальные виды спорта и жёсткий регламент, являющийся неотъемлемой частью аккредитации, – вещи несовместимые.
В той же бурятской борьбе, говорит Гергенов, есть уникальные и очень красивые элементы – танец орла, танец победителя, там своя неповторимая экипировка – все это внести в регламент очень сложно, если вообще возможно. Цель массовых видов спорта в том, чтобы быть быстрее, выше, сильнее, а национальные вида спорта имеют малого общего с такими терминами, как «доли секунды», «старт» и «финиш». Так что, возможно, лучше развивать национальный спорт в рамках культурных фестивалей и мероприятий, подобных Сурхарбану, который сегодня дает редкую возможность увидеть национальную культуру бурят во всей ее красе.
Летний праздник Сурхарбан
В: Доброе утро, дорогие ребята! Сегодня в нашем детском саду пройдет веселый праздник – «Сурхарбан». Мы будем петь, играть, танцевать, веселиться и соревноваться. Ведь Сурхарбан, спортивный праздник. А теперь поприветствуем команды!
Для состязаний нам понадобится хорошее настроение. А что необходимо для хорошего настроения?. Для хорошего настроения нам надо каждое утро встречать с улыбкой. Предлагаю вам всем вместе спеть песню и станцевать. Танец «Улыбка».
Дети все вместе исполняют танец по показу.
В: Может есть красивей страны,
И теплее есть края,
Но для нас всего милее
Песня «Родной край».
(исполняют дети старшей группы)
В: Ну а кто здесь самый смелый,
Самый ловкий и умелый?
Эй, наездники, скорей,
Все садись на коней,
Дружно – весело скачите,
Удаль, ловкость покажите!
Ведущий:А сейчас я попрошу подойти капитанов команд за маршрутными листами.
1. Эстафета «За водой»
Подготовьтесь! Все – внимание!
За водой пройдем бегом.
На коромысле воду понесем.
Раз, два, три – беги!
2. Эстафета «Лучники».
Сухарбан мы продолжаем,
Будем целиться в мишень.
Лук бери, стреляй скорей.
3. Эстафета «Скачки»
Сели дружно на коней
4. Эстафета «Перетягивание каната».
А теперь канат возьмите,
Вашу дружбу покажите,
Кто сплочённей и сильней
Мы поддержим. Веселей!
5. Бурятская игра «Рукавица».
Дети садятся по кругу «по – турецки». Раскачиваются из стороны в сторону. Ведущий обходит детей за кругом, произнося слова «Бэлэг, бэлэгтуу». Бросает рукавицу за спиной любого игрока. И убегает. Игрок, у которого рукавица – догоняет. Убегающий должен успеть занять место игрока.
6. Игра «Перетягивание палки».
Много игр бурятских знаем,
Ловкость, силу проверяем.
Два соперника сошлись.
И немножко напряглись.
Для детей младшей группы игровая площадка «Веселые мячики».
Игры с мячами и спортивным оборудованием. (обручи, кегли, гимнастические палки)
Ведущий: Сегодня спортивный праздник Сухарбан объединил всех участников наших соревнований. Все сегодня постарались. Все вы ловкие, смелые, сильные. И за это вам сладкие призы.
Ёхор, ёхор, веселей,
Позову я всех друзей.
Мы по кругу все пойдем,
Дружно ёхор заведем.
Мы приглашаем всех на ёхор!
Заключительный танец Ёхор.
Фотоотчет «Летний физкультурный праздник» Для детей старшей и подготовительной группы провели летний физкультурный праздник “Солнце, воздух и вода!” У детей было веселое, спортивное.
Летний праздник «Праздник дождя» Летний праздник «Праздник дождя»» Цель: создать весёлое жизнерадостное настроение. Ведущая: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами.
Летний праздник для детей Лето – это время отдыха, каникул, веселья. Оно всегда дарит тепло, радость и множество положительных эмоций, дает безграничные возможности.
Летний праздник «Солнечное утро» Летний праздник «Солнечное утро» в МБДОУ№8 а. Егерухай Ведущая: Солнце – источник всей жизни на нашей земле. Когда светит солнце, у всех.
Летний праздник «Страна Лето» Ведущая встречает детей, рассаживает их по местам. Ведущая: Как хорошо, что продолжается лето! У всех настроение просто замечательное! Солнышко.
Летний праздник «Урожай» Летний праздник «Урожай»[/b] Цель: Создать радостное, праздничное настроение у детей. Развивать любознательность и познавательный интерес.
Летний праздник «В поисках сокровищ» Сценарий летнего праздника «В поисках сокровищ».Участники: Ведущий, Джек воробей, Барбоса. Воспитатели и дети 11 групп детского сада. Все.
Летний праздник «Вернисаж на асфальте» Сценарий мероприятия: «Вернисаж на асфальте». Воспитатель МБДОУ № 5 «Улыбка» Голикова О. А. Цель: Помочь детям выразить свои чувства,.
Летний спортивный праздник с Туристом Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! Вот и подошел к концу учебный год. Наши дети подросли, повзрослели, многому научились. Приближается.
Летний спортивный праздник «Путешествие за сокровищами» Оборудование: бутылка с письмом и картой, мягкие игрушки, обручи, две гимнастические палки, воздушные шары, сачок, маленький таз. В. У нас.
Что такое Сурхарбан и зачем его праздновать?
Лето, жара, стадион или поле. Сотни людей собираются, чтобы узнать из какого района нынче лучший лучник, борец и скакун. Всюду звучит бурятская речь, народные коллективы танцуют и поют. Для многих бурят посещения Сурхарбана – это обязательное мероприятие, на которое желательно прийти всей семьей. Другие не знают или не понимают суть события и, соответственно, не видят необходимости на него приходить.
Что такое Сурхарбан, зачем его праздновать? Об этом мы поговорили с кандидатом исторических наук, этнологом Доржом Цыбикдоржиевым.
– Что значит название Сурхарбан?
Сурхарбаан – дословно стрельба по сурам. Сур (hур) – кожаный ремень, свернутый в цилиндрик-мишень.
– Сурхарбан и Эрын гурбан наадан (Игры трех мужей) – это одно и то же?
Как праздник – да, это одно и то же. Просто, строго говоря, сурхарбан («стрельба по сурам») являлся частью Наадан.
– Можете рассказать вкратце историю возникновения бурятского праздника Сурхарбан. Когда он возник, как развивался?
Вероятно, Сурхарбан развился из древних церемоний посвящения в воины, так называемых обрядов инициаций. У эвенков и некоторых других сибирских народов этот обряд/тренинг долго бытовал в изначальном виде. 12 кожаных ремней натягивались вокруг четырех столбов (деревьев), образуя как бы ринг. Молодые ребята прыгали над/под ремнями, а в них стреляли тупыми стрелами старшие мужчины. Молодые должны были увернуться. У бурят под Верхнеудинском что-то подобное отмечали голландцы в 1680-х, когда писали, что буряты тренируют мальчиков, обстреливая их сначала тупыми, потом острыми стрелами. А если подросток погибал, то его родным выплачивалась анза, минуя русский суд. Но уже в то время тренинг подростков отделился от собственно игры-состязания, в которой ремни не натягивались, а наоборот свертывались и укладывались рядами (у бурят) или кучкой (у некоторых других монголов).
– Чем отличается праздник сейчас от изначальной формы и празднования в советское время?
В советское время были стрельба по сурам (использовался настоящий бурятский лук), скачки (точнее, в условиях Улан-Удэ проводились не скачки, а чаще какие-то «бега» с лошадьми, запряженными в коляски). Ну и борьба была. Боролись в 80-х в форме вольников, выглядело конечно не очень зрелищно.
Сейчас наше спортивное ведомство сумело реконструировать старинную борцовскую форму с обвязкой кушаком, барилдан сразу стал смотреться интереснее. Бурятская версия борьбы несколько отличается от халхаской и южномонгольской.
У бурят не используются куртки с отсутствующей передней частью — дзодоки, нет правила «руки против рук, ноги против ног», как у монголов АРВМ. В то же время нельзя касаться земли руками, как разрешается у халхасцев. В древности виды борьбы у степных кочевников были тесно связаны с борьбой всадников, и правило поражения в случае касания земли «третьей точкой», видимо, ассоциировалось с «падением с коня».
Что касается обвязки кушаком, то очень похожая форма сейчас утверждена в Корее для борьбы ссиррым. Не исключено, что в средние века бурятский вид барилдана был близок корейской борьбе. Впрочем в том регионе на стыке монголов, маньчжуров и корейцев в борцовской форме было много вариантов. В том числе часто боролись и в куртках, хотя они не были похожи на дзодоки.
В деревнях часто обходились вообще без собственно сурхарбана, т.е. без стрельбы. Зато борьба проходила в более жестком режиме. Открытой ладонью тычок в лоб, в шею — запросто. В 19 веке, судя по всему, не были запрещены даже кулачные удары. Память об этом сохранилась повсюду — от Аги до Алари. У эхиритских бурят борьба сильно отличалась. У них, как и у ойратов не господствовало правило «третьей точки». Борьба продолжалась и после падения соперника.
Вообще, хотелось бы тут подчеркнуть, что пропагандируемая некоторыми общественниками тенденция к унификации всех региональных видов спорта мало чем оправдана. Так мы просто теряем интересные и зрелищные виды. Если кому-то хочется развивать в республике, допустим, южно-монгольский вид барилдана, для этого просто можно создавать соответствующие организации и проводить турниры. Не надо стремиться вытеснить собственно бурятские виды. Наоборот, было бы интересно возродить, например, эхиритскую борьбу, а также некоторые виды стрельбы из лука.
В советские годы борьба продолжила тенденцию к гуманизации, кулачные удары полностью исчезли. В перечень спортивных состязаний Сурхарбана стали вводить гиревой спорт.
– Без каких атрибутов не может пройти ни один Сурхарбан?
Ну, по идее, если нет стрельбы по сурам, то название праздника будет выглядеть несколько нелепо.
– Как правило, во время Сурхарбана очень жаркая погода, а состоится ли праздник, если будет пасмурная погода?
Лишь бы не было проливного дождя. Если в назначенный день пойдет ливень, думаю, отложат праздник. В Монголии еще с советских времен в дацанах проводили молебен за хорошую погоду. Хотя некоторые ученые считают, что это инверсия, а изначально наоборот молили о дожде.
– Где еще празднуется Сурхарбан, кроме Бурятии?
В Аге летний праздник называют Зунай наадан (летний турнир или «игры»). В Монголии Эрын гурван наадом. Во Внутренней Монголии тоже используется слово наадан или наадом. Суть в целом одна и та же.
У иркутских бурят все было примерно также, более того, традиция называть весь комплекс состязаний сурхарбаном, возможно, пришла от эхиритских или кудинских бурят. Восточные буряты скорее всего называли праздник наадан, разделяя его на борьбу, скачки и стрельбу из лука. У ангарских бурят стрельба из лука за 19 век почти исчезла.
Между прочим, у эхиритов в древности существовал очень интересный вид стрельбы из лука. Они стреляли по мишени в виде тележного колеса, при этом завешенного мокрым войлоком. Стрела должна была пробить войлок и попасть в ступицу колеса. Сложно сказать, насколько это реалистично, но фольклор эхиритов часто показывает такой вид стрельбы. Очень может быть, что он связан с исчезнувшим еще в 13 веке куренным способом обороны. Лагерь кочевников вставал кругом, огородившись телегами, а для защиты от стрельбы устанавливались войлочные навесы.
– Сколько дней должен проходить Сурхарбан?
Собственно стрельба по сурам могла идти несколько дней. Раньше это была командная ИГРА, а не просто стрельба по мишеням. Там делались ставки, существовали особые стрелковые братства, которые состязались между собой. Борьба, конечно, тоже до советских времен была азартным делом. Скачки собирали наибольшее количество эмоций.
Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!
Узнаем что это за праздник Сурхарбан? История праздника, который объединил традиции и культуру бурят
Сурхарбан – это национальный праздник бурят. Это один из самых распространенных и популярных праздников, который отмечается всеми монголоязычными народами в Бурятии, Монголии, Якутии. Наадан, так его называют в Монголии, что в переводе означает «три игры мужей». Празднуется он в начале лета раз в год, в воскресенье. Что это за праздник – Сурхарбан? Когда и как он возник? Какие традиции связаны с ним? Именно о празднике Сурхарбан и пойдет речь в статье.
Что значит «сурхарбан»
Слово «сурхарбан» означает дословно «стрельба в сур». Сур – это мишень, сделанная из колышка, который обмотан кожаным ремнем и воткнут в землю. Слово «харбан» переводится как «состязание».
В древнем индийском языке «сурья» означает «солнце», возможно, монгольское «сур» имеет именно это значение, отсюда «сурхарбан» может означать «стрельбу из лука в солнце». Именно с этим толкованием названия связана монгольская легенда.
Легенда
У монгольских народов есть магическая игра, которая называется «тарбаганы и волки», в которую играют в начале лета. Есть и легенда, которая связывает праздник Сурхарбан с тарбаганом. Что это за праздник Сурхарбан, и как он связан с традициями и верованиями монгольских народов?
Согласно древнему сказанию, Тарбаган был очень метким стрелком. Однажды на небе появилось сразу три солнца, стало невыносимо жарко, все выгорало. Стрелок решил помочь людям и сбить стрелой лишние солнца. Он выстрелил и промахнулся. Из-за стыда он отрубил себе большие пальцы, начал жить под землей и лишился человеческого облика.
Именно с этой легендой связывают праздник Сурхарбан, или состязания в стрельбе из лука. На этом празднике буряты просят Землю проявить милость и не посылать три солнца.
Традиции
С древних времен главным праздником у бурят считался Сагалган, что в переводе – «приход Белого солнца». Это торжественное почитание Земли отмечается летом.
Ритуальная часть празднования проходила на горе, где совершалось жертвоприношение духам местности (обоо). На заре люди поднимались к духам, испрашивая у них разрешения служить земле и милости у нее.
После молитв внизу наступала следующая часть празднования – игрища и состязания, которые включали в себя стрельбу из лука, скачки и бурятскую борьбу. Состязания – это и есть Сурхарбан.
История праздника Сурхарбан. Что это за праздник?
Сурхарбан – это праздник бурят, первоначально его задачей было почитание духов Земли, но позже он стал своеобразным военным смотром, на котором отбирали наилучших воинов.
На празднование съезжалось огромное количество людей, каждый род выставлял наилучших своих борцов (баторов), метких стрелков (мэргэнов), самых ловких наездников и самых быстрых жеребцов.
Стрельба из лука была самым главным видом боевого искусства бурят, поэтому на празднике именно в этом состязании каждый стремился показать наилучший результат.
Самым зрелищным была борьба. А третьим видом состязаний были конные скачки. Существовал целый свод правил по отбору скакунов. Призы всегда были очень существенные – сотни, а иногда и тысячи голов скота.
На праздник допускались мужчины всех возрастов и социального положения, женщинам разрешалось присутствовать только незамужним и детям.
Предварительно обсуждалось место проведения состязаний, условия и призы.
На праздник женщины надевали самую лучшую одежду, украшения. Мужчины выбирали свою самую лучшую сбрую, брали с собой украшенные луки, курительные трубки и ножи.
На празднике стариков усаживали в первые ряды, молодежь, как правило, стояла, детям отводились отдельные места, где они могли играть и видеть состязания одновременно.
На празднике соревновались, пели ритуальные песни, играли, танцевали. Обязательным было исполнение танца ехора, который символизировал единство бурят. Танец имеет древнее происхождение. Например, в Бурятии насчитывается более десятка его вариантов. Ритуальный танец начинается вечером и продолжается всю ночь до восхода солнца. Танцующие двигаются по кругу по ходу солнца и напевают слова–заклинания.
Описание праздника Сурхарбан
Праздник проводится в первое воскресенье июля. С древних времен сложилось традиционное содержание мероприятий бурятского праздника Сурхарбан. Краткое содержание торжества: стрельба из лука, бурятская борьба и конные скачки. Кульминацией праздника является танец – ехор.
Для состязаний по стрельбе выбиралось, как правило, ровное место, на котором расставлялись суры – традиционные мишени бурят. Стрельба осуществляется с расстояния в 20 и 30 луков (бурятский лук – это 160 см).
Сразу после стрельбищ проводятся соревнования борцов (баторов). У хоринских бурят проиграл тот, кто дотронулся коленом или рукой до земли. У агинских бурят, чтобы выиграть состязание, необходимо было уложить противника на лопатки. В современное время используется правило трех точек, весовых категорий не существует. Победитель по традиции исполняет танец орла и награждается живым бараном, которого он должен обязательно унести на руках. В конце соревнований по борьбе лучший борец вызывает на поединок любого желающего померятся с ним силами.
Скачки обычно проводятся на дистанции 4 километра. Скакунов готовят к соревнованиям за несколько недель до начала праздника. Наездниками, как правило, являются подростки. Они на соревновании подгоняют лошадь двумя плетями, не держась за уздечку. На финише лошадей ловят специальные люди-ловцы. По окончании скачек читается песня-хвала коню-победителю.
Вместо заключения
Что это за праздник – Сурхарбан? В настоящее время это праздник, который объединил традиции и культуру народа. Это бурятский праздник спорта и воспевания природы. Он проходит во всех районах республики, после чего проводится в Улан-Удэ. Это увлекательное зрелище, на котором, кроме традиционных состязаний, проводятся игрища, выступления национальных фольклорных коллективов. Праздник Сурхарбан – наиболее интересный бурятский народный праздник, привлекающий огромное количество туристов.
Сурхарбан в Иркутской области: история праздника, традиции, виды спорта народов Азии
Еще сотни лет назад представители бурятских родов собирались в заранее обозначенном месте, чтобы выяснить, где живет самый сильный гэсер (в переводе с бурятского – герой), кто разводит быстрых и сильных коней, и определить метких стрелков. Так происходит и в наши дни. Буряты ежегодно в одном из районов Иркутской области проводят праздник Сурхарбан. Традиционно он проходит летом, после окончания посевных работ. Празднество протекает весело, ярко, с песнями, танцем ёхор и, конечно, соревнованиями в национальных видах спорта: конных скачках, стрельбе из лука, бурятской борьбе. В 2020 году Сурхарбан в регионе справлять не будут из-за пандемии коронавируса. Но это не повод отказываться от тренировок, чтобы, быть может, выступить в следующем году.
Сурхарбан в Иркутской области: борьба
Национальная борьба – бухэ-барилдаан привлекает своей первобытностью и простотой.
– Это самый демократичный вид спорта, – рассказывает исполнительный директор Федерации бурятской национальной борьбы Альберт Шодоров. – Здесь не нужны инвентарь и специальная спортивная форма, а только человек – его знания и умения. Правила не меняются уже много веков.
Борцы выходят на схватку в коротких шортах и босиком. Допускается мягкая специальная обувь.
– Во время схватки действует одно главное правило: проиграл тот, кто коснулся земли «третьей точкой» – коленом, рукой или головой, – говорит Альберт Шодоров.
Национальная борьба у бурят – это не просто способ самообороны. Она учит уважению к сопернику, помогает сохранять и передавать традиции, взращивает силу духа.
Кстати, совершенствовать навыки можно на любой лужайке, стадионе, а также в спортивных школах региона, где проходят занятия вольной борьбой.
Сурхарбан в Иркутской области: Конные скачки
Конь считается тотемным, отношение к нему – трепетное. Испокон веков малышей сажали на лошадей, как только будущие наездники начинали ходить. И сейчас, если в хозяйстве есть эти животные, делают так же. Традиция сохранилась.
– Конечно, выбирают скакуна с мирным нравом, – рассказывает главный судья соревнований по конным скачкам, заместитель председателя Законодательного Собрания Иркутской области Кузьма Алдаров. – У современных ребятишек в районах Приангарья есть возможность заниматься конным спортом при детско-юношеских спортивных школах. При ДЮСШ часто выделяют отдельную ставку тренера.
Конные скачки проводятся во время Сурхарбана по всем правилам соревнований. Добавляются также бег иноходцев и байга (скачки на длинные дистанции) – кони преодолевают расстояние в 4000 м. Кстати, участвовать в «гонках» на областном празднике могут даже женщины и подростки.
Сурхарбан в Иркутской области: Стрельба из лука
Меткость – обязательное качество для настоящего воина и охотника. Уметь стрелять из лука должны у бурят и мужчины, и женщины. Фото: ПЫХАЛОВА Юлия (архив)
Бурят – это воин, один из навыков которого – стрельба из лука. Поэтому на Сурхарбане ежегодно соревнуются в стрельбе по мишеням. Между прочим, именно он дал название празднику: «сур» – мишень, «харбан» – стрела. Раньше буряты учились стрелять с малых лет и с каждым годом совершенствовали свое умение. Причем считается, что уметь обращаться с луком должны не только мужчины, но и женщины.
На праздник обычно приезжают команды из каждого района области. Соревнуются как в командном, так и в личном первенстве.
Кроме того, стрельба из лука, конные скачки, борьба – это так называемое троеборье, которое идет в зачет как отдельный вид спорта.
Сурхарбан в Иркутской области: Живи играя!
В прошлом году в программу областного Сурхарбана включили национальную бурятскую игру «Шагай наадан» (игра в кости). Кости окружали малышей у бурятов с самого рождения: их вешали у кроваток как обереги от потустороннего мира, из них придумывали игрушки. Так и появилась игра в кости, которая особенно пользовалась спросом у мальчишек-пастухов. Их раскрашенными носили в кожаном мешочке на поясе.
– Игра развивает мелкую моторику. Будущие охотники научатся мягко спускать курок, а девочкам такие навыки пригодятся в шитье и работе с шерстью, – рассказывает учитель физкультуры из села Ново-Ленино Осинского района, педагог с 49-летним стажем Николай Хамгушкеев. Он – автор книги о бурятских национальных играх и об их значении в учебно-воспитательном процессе.
Эта игра является отражением народа, отлично разбирающего в скотоводстве. Играют бараньими косточками, которые символизируют 5 видов животных – овцу, козу, корову, лошадь и верблюда, ведь именно их всегда держали в хозяйстве буряты. Играть в «Шагай наадан» полезно не только детям, но и взрослым. Правила и ее особенности можно узнать во время Сурхарбана.
ЭТО ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Сурхарбан в Иркутской области стали отмечать в 1937 году. До революции этот праздник в регионе назывался «Три игры мужей» (скачки, борьба, стрельба).
– Сейчас вместе с национальными бурятскими видами спорта и играми проводят соревнования гиревиков, игры в волейбол, легкоатлетические забеги, – рассказывает директор ИОГБУК «Центр коренных народов Прибайкалья» Александр Амагзаев. – В следующем году хотим добавить также ломание кости.
Кстати, разбивание хребтовой кости входит в 9 навыков, которыми должен обладать бурятский мужчина.
1) уметь охотиться,
2) натягивать тетиву,
3) быть наездником,
4) уметь бороться,
5) знать кузнечное дело,
6) мастерить (столярное дело),
7) плести 8-ременный кнут (кнут «пашур» у бурят – символ власти);
9) ломать хребтовую кость.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Кому кости по рукам
Ломание хребтовых костей – это не просто забава, а часть древней системы воспитания мужчины-бурята. Ломая позвонок, юноша приобретает сноровку, учится сублимировать энергию – нарабатывать взрывную силу. Некоторые техники удара напоминают удар саблей (работают те же мышцы). Так, в игровой форме, мальчика готовили быть воином, защитником. Школ, где можно научиться этому, нет. Знания и навыки буряты передают из поколения в поколение. Обычно в ход идут кости крупного рогатого скота: коров, быков, а иногда даже верблюда. Они очень крепкие, и только сильнейшие баторы способны их разбить.
– То, что живет в народе, традиции – и есть самая надежная школа, – считает руководитель Иркутской областной федерации бурятской национальной игры «һэер шаалган» Александр Урбагаев. – Последние 6 лет после того, как в Тункинской долине Гомбо Зурбаков с единомышленниками провели первые соревнования, эта традиция активно возрождается. В турнирах участвует все больше молодежи. Так, в марте 2020 года на 4-м международном фестивале «Алтан Мундарга» абарга-чемпионом стал 19-летний Жалсып Манзаров из села Хойто Гол Тункинского района Бурятии. Разбив в суперфинале кость 7-летнего верблюда, парень с подножия Шумака выиграл однокомнатную квартиру в Улан-Удэ. Всего участников было более 500.
Ломание хребтовых костей пока не включено в программу Сурхарбана, но его практикуют баторы.Фото: Денис СЛЕПЦОВ, предоставлено РОО «Федерация бурятской национальной игры «Сээр хухалха»
Древняя забава выходит на новый массовый и даже уже международный уровень. Ломание кости включили в обязательную программу Всемирных игр кочевников. Они проводятся раз в 2 года и собирают спортсменов из более 100 стран мира.
К ЧИТАТЕЛЯМ
У вас есть история, которой Вы хотите поделиться? Вы стали свидетелем интересного события?
Расскажите её нашим журналистам, пришлите фото и видео:
Читайте также
Возрастная категория сайта 18 +
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
АДРЕС РЕДАКЦИИ: Иркутский филиал ЗАО ИД «Комсомольская правда», г. Иркутск, ул. Партизанская, 75 ПОЧТОВЫЙ ИНДЕКС: 664009, а/я 194 Контактный тел. +7 (3952) 20-80-08, 20-80-05