Славянские вечерние посиделки, супрядки. Чем занимались в Велесовы дни?
В январе и горшок в печи замерзает. Лютые морозы стоят на дворе, а добрый люд не унывает! Девушки, жонки, даже девчушки и старухи на вечерние посиделки собираются. Порой на женские посиделки парни заглядывают, тогда веселье, танцы, игры начинаются. О том, как собирались в старину на вечерние посиделки, супрядки, нынче разговор ведем.
Супрядки, вечёрки, прядимые посиделки, начинались в ноябре, после праздника Макошь. К этому сроку лён убран, вытрепан, очищен, готов к пряденью. С середины ноября до самого конца Больших Велесовых Святок, Водокреса, собираются девицы, жонки, старухи, для «женских помочей» – совместного прядения льна. Вечерние посиделки часто прядением не ограничивались, о том далее сказ пойдет.
Как проходили вечерние посиделки в деревнях?
За зиму надобно много льна спрясть, для работы такой со всей деревни собирались девки в одной избе. Избу выкупали у одинокой старухи, бедной вдовы, в иной раз собирались вечерние посиделки поочередно в избах участниц супрядок, бывало, пряли в натопленной бане. На зимние посиделки, супрядки, допускались девушки, прыгнувшие в поневу, замужние женщины, отдельно собирались прясть льняную кудель старухи.
В некоторых местностях даже девочки, ещё не допущенные на взрослые посиделки, помогали прясть, но приходили только на посиделки «прядимые», без игр, вечерних гуляний, святочных гаданий.
Самые частые вечерние посиделки – девичьи. Сбираются девушки-красавицы в одной избе, оплачивают хозяйке дрова для печи, лучины для освещения горницы, прядут за разговорами и песнями:
Уж я сеяла, сеяла ленок
Уж я сея приговаривала
Чеботами приколачивала
Ты удайся мой беленький ленок!
Я мочила, мочила ленок…
Я сушила, сушила ленок…
Я трепала, трепала ленок…
Я чесала, чесала ленок…
Уж я пряла, я пряла ленок…
Уж я ткала, я ткала ленок…
В Велесовы дни вечерние посиделки волшебные! Собирались девушки в одной избе, да не столько пряли, сколько о женихах разговор вели, вечером же непременно святочные гадания начинались.
Способов святочного гадания много ведали девицы: пели подблюдные песни, раскладывали бобы по счету, капали воск в чашу с водой. На супрядках гадали на ниточках, спряденных «наопак», значит, веретено девушка крутит противосолонь левой рукой. Две нити нарекала девица своим именем и именем парня, что ей люб, бросала нити в таз с водой, смотрела: вместе ли поплывут ниточки, ждать ли свадьбы с милым?
На Большие Велесовы Святки вечерние посиделки часто были «игримыми». На супрядки заглядывали парни из соседних изб, из других деревень. Потому в Велесовы дни девицы на супрядки красиво наряжались, брали веретенце с напряденными уж нитями, показать свое мастерство, а уж как придут парни на женские посиделки – будет не до работы. Чтобы девушек в игры, танцы вовлечь, парни могли и прялку спрятать, веретено отнять, кудель поджечь. Девушки выкупали веретена поцелуем, после чего начинались игры, песни, танцы.
Весело проходили вечерние посиделки молодежи на Большие Велесовы Святки, а всё ж помнили – время то опасное! На улицу ночью старались без надобности не показываться. В Велесовы дни ходят по земле «шиликуны», черти, злые духи.
Сохранились на Севере былички о встрече с ними:
Рассказывала мне одна бабка, что пришла на супрядки, сидят, прядут, а парней-то и нету вовсе. Одна девка-то возьми и скажи: «Хоть бы черт пришел заместо парней». Сидят, прядут. Вдруг входят двенадцать парней, садятся на лавку супротив их, сидят. Вдруг упало, веретено, наклонилась одна поднять-то его, смотрит, а под лавкой-то хвосты у них. А их [девушек] две сестры было-то. Как побежали они к дому-то. Прибежали домой-то, а двери-то закрыты. А на дворе лен постлан был, ну, настелен лен. Вот побежали черти к дому-то, а лен встает и говорит человеческим голосом: «Слушайте меня, меня с земли собрали, в землю насыпали, ухаживали, лелеяли, сжали, потом постлали..» Так он и рассказывал, и вот закончил, и на последнем слове петух пропел, они [черти] и исчезли.
Не только девки с шиликунами сталкивались, парни, что заходили на женские посиделки, тоже их встречали:
Нашего-то, Митина-та, дедушку хватали в бане-то. Хватали. Дак вот один с гармошкой зашел. Девки, говорит, поют писни. Ну, я, говорит, иду с гармошкой. Девки сидя, правильно, прядут. Раньше пряли там, в бане, все делали в бане. Прядут, говорит, девки. А ноги-те, гот, всё прятают. А ноги-то коровьи. Копыта. Ну, а снарядные [ряженые], всё это писки поют.
А он, видно, заметил. «Да разденься, с нами побудь, — дескать,— все тепло в бане». Раньше топили бани-то, пряли дак. Топили специально, собирались в бане. Ой, тут в бане блазнило [Блазнить – казаться, мерещиться] так всё, в логу она была. И он говорит: «Да я пойду на улицу» Платочек, платочек им оставил носовой.
Назавтра пришли, аж платочек весь на ленточки. Он убежал, убежал, догадался. Оне, говорит, за им, за им. Да он обратно к пруду-ту. На крылечко заскочил, зыбатся [Зыбаться – трястись (от страха)]. «А, — говорят, — догадался!». Оне бы его задавили. Вот так.
Вечерние посиделки – древняя традиция!
Разное о супрядках в Велесовы дни сказывают, а всё одно собиралась молодежь в январе до самого Водокреса на вечерние посиделки в теплой избе. Девушки пряли лён, гадали, разговоры о парнях вели. Знамо мороз любви не студит! Парни выбирали невесту: красавицу да рукодельницу.
Нынче о временах тех вспоминаем. Хорошо бы сейчас заглянуть на такие женские посиделки, взять в руки деревянное веретенце, под его мерное кручение вести разговоры с подругами, дожидаться парней с гармошкой да гостинцами…
На славянские вечерние посиделки переправить вас не можем, а духом родных традиций поделимся! О волшебных вечерах в деревне, где собирали зимние посиделки в старину, поведают волшебные истории из книг «Северной сказки»!
Пусть древние традиции оживают с доброй славянской сказкой!
В издательстве «Северная сказка» стараемся мы возрождать древние традиции, чтобы все могли пользоваться традиционным, природным календарем. Сделали мы такой календарь на 2017 год со славянскими названиями месяцев и датами традиционных праздников! Календарь можно бесплатно скачать здесь
С теми, кто хочет в начале нового Кологода в будущее заглянуть, предсказанием славянских Рез делимся. Боги дали нам ответ, чего ждать в грядущем году. Узнать предсказание можно здесь.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Как на Руси проходили посиделки, зачем тушили свечи и за что отрезали косу
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Привычное современному человеку слово посиделки на Руси имело несколько иное значение. Говорило оно о особом обычае, когда молодые незамужние юноши или девушки проводили время вместе. Такие игры, как жмурки и ручеек пошли именно оттуда. На посиделках завязывались романтические отношения, но при этом всё было куда сложнее, чем сегодня.
«Молодое время» – время веселое?
Раньше молодых людей, которые уже не были детьми, но еще не вступили в брак, в деревнях называли «молодое время». И все они участвовали в молодежных сборищах, даже, более того, должны были на них приходить. Если кто-то не хотел посещать гуляния, посиделки или игрища, то это считалось признаком неполноценности или болезни. Только серьезно больным, или давшим обет безбрачия парням и девушкам разрешалось пропускать сборы.
Почему так происходило? Старшие полагали, что посиделки позволяют дать свободу накопившийся энергии, правда относилось это к полностью здоровым молодым людям, которые могли продолжить род. Совместное времяпрепровождение рассматривалось не просто как бездумное гуляние, пустая трата времени, наоборот – здесь молодые люди могли похвастаться своей силой, ловкостью, остроумием, и в тоже время присмотреть себе пару для дальнейшей жизни. Девушки же демонстрировали женские качества, которые считались обязательными для замужества – умение шить, готовить, а также хвастались своей красотой, умением петь и танцевать.
Не стоит думать, что всё было пущено на самотек, на каждом увеселении присутствовал взрослый человек, который присматривал за молодёжью, стараясь при этом остаться незаметным и не вмешиваться в происходящее.
Какие бывали посиделки, и чем они отличались
Посиделки, то есть собрания холостых парней и незамужних девушек, проводились обычно осенью и зимой, когда народ отдыхал от тяжелой работы в полях. В разных регионах посиделки носили разное название, но все они происходили от слова «сидеть»: посидухи и посиды, поседки и седелки, заседки и писидки.
Были и названия, относящиеся ко времени суток. Например, вечерины или вечорки – понятно, что речь идет о вечерней встрече. Молодежь собралась, чтобы поболтать и посплетничать – пожалуйста, вот вам и беседка с бесёдой. Девушки будут прясть? Тогда добро пожаловать на супрядки.
Чаще посиделки устраивали девушки. Они готовили вкусное угощение, если посиделки были праздничными, то красиво одевались, и ждали в гости парней, которые тоже должны были принести с собой что-нибудь вкусненькое – орехи, подсолнухи, пряники, калачи. В праздники девушки переодевались по нескольку раз, пели песни, рассказывали сказки, стараясь привлечь к себе внимание.
В будничные посиделки девушки работали, чаще пряли. При этом они громко пели хором, чтобы зазвать в гости парней. В праздники работой было более творческое занятие – вышивание, и то не всегда. Людей было больше, особое внимание уделялось играм и пляскам. В разных регионах были свои правила. В некоторых местах, например, разрешали приходить солдаткам и молодым вдовам.
Нескромное поведение
На посиделках юноши и девушки вели себя достаточно вольно. Исполнялись неприличные частушки, парни отпускали «жгучие» остроты, девушки вели нескромные разговоры. Иногда молодец и девушка могли даже поцеловаться, обняться. Бывали и «гаски» – свечи задували, и тогда в темноте раздавались лишь звуки поцелуев.
Если посиделки проводились в будний день, то они были более тихими и спокойными. Парни вели разговоры, стараясь развлечь девушек, говорили им приятные слова и комплименты. Если же красны девицы не обращали на них внимания и продолжали работать, то у них даже могли отнять рукоделие. Конечно, в шутку.
Заигрывание поощрялось: парни могли спрятать платок или прялку и потребовать выкуп в виде поцелуя. Парень мог схватить юную красавицу и высоко поднять. Никто не обижался. Все шутки, даже не слишком тактичные, было принято воспринимать как удачу, то есть повышенное внимание со стороны противоположного пола.
Поиграем, позабавимся
Игры на посиделках были разные. Например, хоровод с демонстрацией сценок из семейной жизни. Муж хочет развлечься и собирается в город, а жена не пускает – чем не тема для будущих супругов.
Игры были разные, но обязательно веселые. Кроме старинных игр часто использовали карты, парни при этом старались потихоньку положить в рукав соседке «котелку» (кренделек) или «груздик» (мятный пряник). Это был знак расположения. Но есть эти лакомства следовало только дома.
Играли в ручеек. Эта игра сохранилась до сих пор, и в школе на перемене дети часто устраивают «ручейки», когда нужно брать за руку человека и проходить вместе с ним под руками остальных, сложенных куполом.
Популярна была и «веревочка» – парни и девушки брались за руки и принимались водить хоровод по сложной траектории, при этом все пели песни. Можно было отцепиться от веревочки, присесть у стены, а потом снова принять участие. Молодежь пела, играла на музыкальных инструментах. До сих пор известны жмурки и колечко, которые на посиделках очень любили.
Как ночевали вместе парни и девушки, и чем это заканчивалось
Праздничные посиделки затягивались допоздна, и девушки ложились спать все вместе. В некоторых регионах с ними оставались и парни. Речи о половых контактах в этом случае не шло.
Ночевки происходили, если дом был нанятым. Девушки приходили в него со своими «постельками». Если оставались парни, то каждый выбирал ту девушку, за которой ухаживал в течение последних посиделок. Кстати, девушек, которые на каждом сборе оказывали внимание разным парням, называли заблудшими и порицали. Полагалось отвечать одному претенденту и проводить все посиделки по возможности с ним.
Если все же молодая пара не могла удержаться и вступала в интимную связь, то последствия были суровыми. «Губителя» могли изгнать из девичьего общества и лишить права выбирать невинную невесту. Девушкам доставалось больше: отрезание косы, избиение, общественное презрение – вот что могло с ними произойти. В некоторых губерниях неженатых любовников могли заставить поменяться одеждой и в таком виде ходить по деревне.
Что такое супрядки на руси
Супрядки
По сути это девичьи посиделки. Слово местное, вятское. Корень его указывает на отношение к прядению. В отдаленном прошлом на супрядки собирались вечером только девушки с прялками (по-местному, с нрясницами).
Они пряли, делились новостями, шутили, беседовали, играли, пели и весело проводили время до глубокой ночи. С течением времени на девичий огонек стали заглядывать парни, да притом с гармошками, и супрядки превратились в вечеринки с плясками и песнями. Супрядки проводились во время Святок, в один из свободных дней от игрищ и гаданий. Однако перед первой мировой войной время супрядок расширилось: молодежь собиралась и до Рождества, и даже после Крещения, на масленице, словом, до Великого поста. Всякий раз девушки заранее договаривались, когда и в чьей избе собираться на супрядки.
Вот уже сгущаются сумерки. Девушки, нарядившись и заплетя косы, а некоторые подрумянившись, накинув шубки и захватив прялки, веретена и куделю, бегут на супрядки. Изба оглашается звонкими девичьими голосами и молодым здоровым смехом. Девичья молодость – неповторимая, короткая, но яркая пора в жизни. Если, конечно, пора не омрачена затянувшимися бедствиями – войной, голодом, пожарищем и прочими потрясающими событиями в общей и личной судьбе.
Девушки рассаживаются на лавки, стулья и начинают прясть. Некоторые приносят клубки готовой пряжи и занимаются вязанием. Атмосфера девичьего вечера продолжает наполняться веселыми шутками, разговорами и пением. Хозяева избы обычно не вмешиваются в их занятие. Позже приходят парни. Поскольку верховенство в устройстве посиделок принадлежит девушкам, то они вправе приглашать парней не только своей деревни, но и других, причем парни могут приходить и без приглашений. Девичий приток на посиделки из чужих деревень, естественно, нежелателен. С появлением парней, хотя девушки и крутят веретена, уж какая тут пряжа! Парни то вытащат кужель, то спрячут веретено. А пока девушка ищет веретено, парни засунут прялку под лавку. Конечно, не всегда парни проделывают такие шутки. Но ведь ясно: не затем они приходят, чтобы смотреть на прядущих девчат да слушать жужжание веретен. “Хватит, парни, пошутили. ” – обращаются к ним девушки. Это значит, гармонисту пора за дело. Прялки убирают в угол, и парни приглашают девчат па кадриль. На супрядках обычно танцевали не двенадцать фигур, а шесть. После небольшого перерыва гармонист играет барабушку. Танцевали “Троечку”, темпераментный краковяк, падеспань, тустеп и другие.
Веселье делает время быстротечным. Полночь. Девушки расходятся с прялками и с недопряденной куделей. При этом те девушки, родители которых сомнительно относились к их трудовому занятию на супрядках, тайно брали с собой готовые, причем немалые, клубки пряжи. Для чего? Чтобы утром дома показать свое “трудолюбие”: “Вот, мама, я вчера напряла клубок. А этот маленький не успела: все побежали домой”. В консервативных семьях к супрядкам относились с полным недоверием и поэтому не пускали туда дочерей, считали это баловством.
И еще одна святочно-крещенская особенность. Сложилась в наших местах традиция увозить девушек в гости к родственникам в другие деревни. Всякий раз молодые гостьи приезжали с прялками и куделей и охотно пряли. Тем более, если в семье растут свои девушки-дочери, такое времяпровождение было интересным и веселым. Молодые нарядные гостьи участвовали в супрядках и нередко вызывали к себе повышенный интерес местных парней.
Супрядки – своеобразная форма культурной жизни деревенской молодежи. К началу 30-х годов, в связи с коллективизацией, супрядки угасли. Милые скромные девушки с прялочками перестали приезжать в гости к двоюродным сестрам. Крестьянин теперь не владелец лошади. К тому же начинались массовые принудительные отправки молодежи, мужиков и баб в отдаленные леса (близ станций Урень, Мантурово, Шарья, Мураши и др.) на заготовки древесины. Не всех, конечно, отправляли в лес. Вечерки по-прежнему продолжались то в одной, то в другой деревне.
Послесловие
Крутой социальный переворот с грозно прокатившейся по стране гражданской войной, насильной коллективизацией, раскулачиванием и высылкой середняков и зажиточных крестьян в отдаленные, безлюдные места нанес непоправимый удар по деревне. Одно десятилетие или чуть более традиционная обрядная культура деревни еще как-то сохранялась. Однако она не могла выдержать действие возрастающего идеологического, административного и атеистического насилия. Крестьянин-колхозник был обложен непомерными налогами – натуральными и денежными. Его принудительный труд в колхозе ничтожно оплачивался. Он не имел паспорта, а отсюда был лишен права самостоятельного выезда из деревни для жительства в другую местность. В результате потерялся интерес к труду и жизни в деревне, умерли ремесла, развилась нравственная деградация населения. Раскрепощение деревни во второй половине 50-х годов привело к побегу колхозников в город. Деревня ускоренно таяла. Поля обезлюдели. Последний удар нанесен по деревне в брежневское время: деревня признана неперспективной формой сельской жизни. Руководством страны принято решение об организации хозяйственных центров. Они заселялись в основном кочующими людьми в поисках лучшей жизни, лишенными чувства малой родины и гордости за нее, а также с уголовным прошлым. Таким образом, было достаточно трех-четырех десятилетий, чтобы на месте вековых деревень с крепкими семьями остались опустевшие избы, густо заросшие крапивой и бурьяном улицы и усадьбы. Лишь кое-где доживали старушки, обреченные на беспомощное одиночество и угасание. А спустя еще пять лет человек, приехавший в родные места, чтобы поклониться им, находил безлюдное поле, пересохшую речку, заросший кустарником или изрытый тракторными колесами когда-то цветущий луг у деревни, на котором мужики мускулистыми руками метали стога ароматного сена. Трудно узнать место родной деревни. Автор встретил летом в поминальную троицкую субботу приехавшего старика, который пытался найти останки родной деревни. Он задумчиво стоял. А перед ним раскинулось яровое поле. На лацкане его пиджака, переливаясь в лучах солнца, играли полтора десятка колодочек боевых наград за Великую Отечественную. Взгляд старого воина безутешно блуждал по окрестности. А по морщинкам на грустном лице медленно текли прозрачные струйки.
Так печально изошел коренной крестьянский род – кормилец надменного государства, надежный защитник Отечества, самобытный творец и носитель народной культуры.
6 января Славянские вечерние посиделки, супрядки. Чем занимались в Велесовы дни?
Собрали мы в лавке северные товары, которым сердце радуется! Такие не зазорно родным на Коляду или другой праздник подарить. А можно и себя северными гостинцами побаловать – от даров наших согревается душа.
В январе и горшок в печи замерзает. Лютые морозы стоят на дворе, а добрый люд не унывает! Девушки, жонки, даже девчушки и старухи на вечерние посиделки собираются. Порой на женские посиделки парни заглядывают, тогда веселье, танцы, игры начинаются. О том, как собирались в старину на вечерние посиделки, супрядки, нынче разговор ведем.
Супрядки, вечёрки, прядимые посиделки, начинались в ноябре, после праздника Макошь. К этому сроку лён убран, вытрепан, очищен, готов к пряденью. С середины ноября до самого конца Больших Велесовых Святок, Водокреса, собираются девицы, жонки, старухи, для «женских помочей» – совместного прядения льна. Вечерние посиделки часто прядением не ограничивались, о том далее сказ пойдет.
Девушки на прядимых вечерних посиделках
Как проходили вечерние посиделки в деревнях?
За зиму надобно много льна спрясть, для работы такой со всей деревни собирались девки в одной избе. Избу выкупали у одинокой старухи, бедной вдовы, в иной раз собирались вечерние посиделки поочередно в избах участниц супрядок, бывало, пряли в натопленной бане. На зимние посиделки, супрядки, допускались девушки, прыгнувшие в поневу, замужние женщины, отдельно собирались прясть льняную кудель старухи. В некоторых местностях даже девочки, ещё не допущенные на взрослые посиделки, помогали прясть, но приходили только на посиделки «прядимые», без игр, вечерних гуляний, святочных гаданий.
Самые частые вечерние посиделки – девичьи. Сбираются девушки-красавицы в одной избе, оплачивают хозяйке дрова для печи, лучины для освещения горницы, прядут за разговорами и песнями:
Уж я сеяла, сеяла ленок
Уж я сея приговаривала
Чеботами приколачивала
Ты удайся мой беленький ленок!
Я мочила, мочила ленок…
Я сушила, сушила ленок…
Я трепала, трепала ленок…
Я чесала, чесала ленок…
Уж я пряла, я пряла ленок…
Уж я ткала, я ткала ленок…
Святочные гадания на женских посиделках
Вечерние посиделки на Большие Велесовы Святки
В Велесовы дни вечерние посиделки волшебные! Собирались девушки в одной избе, да не столько пряли, сколько о женихах разговор вели, вечером же непременно святочные гадания начинались.
Способов святочного гадания много ведали девицы: пели подблюдные песни, раскладывали бобы по счету, капали воск в чашу с водой. На супрядках гадали на ниточках, спряденных «наопак», значит, веретено девушка крутит противосолонь левой рукой. Две нити нарекала девица своим именем и именем парня, что ей люб, бросала нити в таз с водой, смотрела: вместе ли поплывут ниточки, ждать ли свадьбы с милым?
На Большие Велесовы Святки вечерние посиделки часто были «игримыми». На супрядки заглядывали парни из соседних изб, из других деревень. Потому в Велесовы дни девицы на супрядки красиво наряжались, брали веретенце с напряденными уж нитями, показать свое мастерство, а уж как придут парни на женские посиделки – будет не до работы. Чтобы девушек в игры, танцы вовлечь, парни могли и прялку спрятать, веретено отнять, кудель поджечь. Девушки выкупали веретена поцелуем, после чего начинались игры, песни, танцы.
«Игримые» вечерние посиделки девушек с парнями
Истории о супрядках в Велесовы дни
Весело проходили вечерние посиделки молодежи на Большие Велесовы Святки, а всё ж помнили – время то опасное! На улицу ночью старались без надобности не показываться. В Велесовы дни ходят по земле «шиликуны», черти, злые духи.
Сохранились на Севере былички о встрече с ними:
Рассказывала мне одна бабка, что пришла на супрядки, сидят, прядут, а парней-то и нету вовсе. Одна девка-то возьми и скажи: «Хоть бы черт пришел заместо парней». Сидят, прядут. Вдруг входят двенадцать парней, садятся на лавку супротив их, сидят. Вдруг упало, веретено, наклонилась одна поднять-то его, смотрит, а под лавкой-то хвосты у них. А их [девушек] две сестры было-то. Как побежали они к дому-то. Прибежали домой-то, а двери-то закрыты. А на дворе лен постлан был, ну, настелен лен. Вот побежали черти к дому-то, а лен встает и говорит человеческим голосом: «Слушайте меня, меня с земли собрали, в землю насыпали, ухаживали, лелеяли, сжали, потом постлали..» Так он и рассказывал, и вот закончил, и на последнем слове петух пропел, они [черти] и исчезли.
Велесовы Святки: ритуалы, обряды, гадания
Не только девки с шиликунами сталкивались, парни, что заходили на женские посиделки, тоже их встречали:
Нашего-то, Митина-та, дедушку хватали в бане-то. Хватали. Дак вот один с гармошкой зашел. Девки, говорит, поют писни. Ну, я, говорит, иду с гармошкой. Девки сидя, правильно, прядут. Раньше пряли там, в бане, все делали в бане. Прядут, говорит, девки. А ноги-те, гот, всё прятают. А ноги-то коровьи. Копыта. Ну, а снарядные [ряженые], всё это писки поют.
А он, видно, заметил. «Да разденься, с нами побудь, — дескать,— все тепло в бане». Раньше топили бани-то, пряли дак. Топили специально, собирались в бане. Ой, тут в бане блазнило [Блазнить – казаться, мерещиться] так всё, в логу она была. И он говорит: «Да я пойду на улицу» Платочек, платочек им оставил носовой.
Назавтра пришли, аж платочек весь на ленточки. Он убежал, убежал, догадался. Оне, говорит, за им, за им. Да он обратно к пруду-ту. На крылечко заскочил, зыбатся [Зыбаться – трястись (от страха)]. «А, — говорят, — догадался!». Оне бы его задавили. Вот так.
Вечерние посиделки – древняя традиция!
Разное о супрядках в Велесовы дни сказывают, а всё одно собиралась молодежь в январе до самого Водокреса на вечерние посиделки в теплой избе. Девушки пряли лён, гадали, разговоры о парнях вели. Знамо мороз любви не студит! Парни выбирали невесту: красавицу да рукодельницу.
Нынче о временах тех вспоминаем. Хорошо бы сейчас заглянуть на такие женские посиделки, взять в руки деревянное веретенце, под его мерное кручение вести разговоры с подругами, дожидаться парней с гармошкой да гостинцами…
На славянские вечерние посиделки переправить вас не можем, а духом родных традиций поделимся! О волшебных вечерах в деревне, где собирали зимние посиделки в старину, поведают волшебные истории из книг «Северной сказки»!
Пусть древние традиции оживают с доброй славянской сказкой!
В издательстве «Северная сказка» стараемся мы возрождать древние традиции, чтобы все могли пользоваться традиционным, природным календарем. Сделали мы такой календарь на 2022 год со славянскими названиями месяцев и датами традиционных праздников! Календарь можно бесплатно скачать здесь
С теми, кто хочет в начале нового Кологода в будущее заглянуть, предсказанием славянских Рез делимся. Боги дали нам ответ, чего ждать в грядущем году. Узнать предсказание можно здесь.
Редактор «Северной Сказки»,
Редактор группы «Магия Севера» и Youtube-канала
На связи!
Славянская магия: какого цвета свечи нужны для ритуала? Говорим о значениях цвета свечей в чародействе
Пой, сиди, пряди
Инсценировка посиделок, архитектурно-этнографический музей «Семенково»
Участница справа одета по-женски — у нее повязаны два платка. Это может быть либо хозяйка дома, либо молодица — недавно вышедшая замуж.
Осенью, после сбора урожая, тяжелая работа в дореволюционных деревнях сменялась отдыхом. Вплоть до ранней весны по вечерам девушки, а иногда и парни, собирались на посиделки — супрядки. Рассказываем, как проходили такие вечеринки в Вологодской губернии.
Вечеринка, на которой прядут
Инсценировка посиделок, архитектурно-этнографический музей «Семенково»
Супрядки — это деревенская вечеринка молодежи, на которой девушки прядут пряжу. Слово «супрядки» и произошло от слова «прясть». Это девичьи посиделки — но раз в неделю, по воскресеньям, туда же сходились парни и молодежь пела песни, играла и плясала. Такое развлечение было распространено практически по всей России, в разных регионах оно называлось по-разному: посиделки, засидки, посидухи, вечорки, вечеринки, вечереньки и так далее.
Когда устраивали супрядки
Покров день (14 октября по новому стилю) считался в народном календаре восточных славян переходной датой, обозначающей окончание летних полевых работ и начало осенне-зимних календарных обычаев. Именно с Покровской субботы девушки собирались по вечерам, чтобы вместе прясть и заниматься прочим рукоделием. Супрядки обычно продолжались до Рождества и возобновлялись уже после Крещения.
Кто участвовал в супрядках
Инсценировка посиделок, архитектурно-этнографический музей «Семенково»
Одна из участниц одета по-женски — у нее повязаны два платка. Это может быть либо хозяйка дома, либо молодица — недавно вышедшая замуж.
В супрядках участвовали незамужние девушки. Редко на супрядки приходили взрослые женщины — чтобы высматривать для своих сыновей невест.
Супрядки делились по возрастам участниц. Например, в деревне Монастырихе Вологодской губернии различались три вечеринки по «росту»: маленькая супрядка, на которую могли прийти девочки от 10 лет, средняя — для девушек от 16 до 18 лет, и большая, возраст участниц которой 19-20 лет. В других деревнях Вологодской области девушки разделялись на две группы: с 10-12 до 18 лет и с 18 лет до замужества. В некоторых деревнях на одной супрядке собирались девушки разных возрастов, самые младшие занимали место у порога, а старшие рассаживались по лавкам.
Супрядки, любопытная и своеобразная форма общения молодежи, стала угасать к началу 1930-х годов. Увидеть, как проводились эти посиделки, сейчас можно в некоторых музеях России. В архитектурно-этнографическом музее «Семенково» Вологодской области рассказывают о вечорках, на которые собирались девушки и рукодельничали. А на праздник Казанской Божьей Матери и Покров показывают интерактивные зарисовки с работой за прялками.
Где встречались участницы супрядок
Девушки со всей деревни собирались на супрядки в избе у кого-нибудь из участниц. Избу чаще всего заранее «откупали» — например, во время посевных работ помогали хозяевам дома, родителям девушки. Иногда вечеринки устраивали по очереди в домах у девушек.
Участницы могли ездить на супрядки и в соседние деревни, чаще всего к двоюродным сестрам: гостили там около недели, помогали в работе, а затем «перегащивались» — везли родственниц в свою деревню.
Как проходили супрядки
Инсценировка посиделок, архитектурно-этнографический музей «Семенково»
Посиделки по характеру занятий делились на две части — рабочую и праздную. На супрядке девушки много и усердно работали, каждая имела свое задание от родителей, например, сплести кружево. Дома матери проверяли, что дочь успела сделать, сколько напряла или сшила за вечер. Также девушки помогали хозяевам дома, в котором проходила супрядка, в изготовлении пряжи. Чтобы скрасить тяжелый монотонный труд, девушки исполняли «долгие», протяжные песни, а также частушки и плясовые песни. Во время супрядок девушки рассказывали друг другу сказки и бывальщины, загадки и прибаутки. После работы устраивали вечеринку — хозяева угощали прях и заранее варили для них пиво.
Самое большое веселье и гулянье происходило по воскресеньям, когда в супрядках принимали участие и парни. Молодежь водила хороводы, плясала под гармонь и играла в разные игры. Например, на клочках бумаги парни писали имена девушек, после чего по очереди выдергивали бумажку и садились на колени к той, чье имя было написано.
Благодарим за помощь в подготовке материала профессора кафедры теории, истории музыки и музыкальных инструментов Вологодского государственного университета Галину Парадовскую, старшего преподавателя Института культуры и туризма Вологодского государственного университета Светлану Балуевскую и сотрудников архитектурно-этнографического музея «Семенково».
Посиделки на Руси: как проходили, чем забавлялись и для чего они нужны были
Привычное современному человеку слово посиделки на Руси имело несколько иное значение. Говорило оно о особом обычае, когда молодые незамужние юноши или девушки проводили время вместе. Такие игры, как жмурки и ручеек пошли именно оттуда. На посиделках завязывались романтические отношения, но при этом всё было куда сложнее, чем сегодня.
«Молодое время» – время веселое?
Раньше молодых людей, которые уже не были детьми, но еще не вступили в брак, в деревнях называли «молодое время». И все они участвовали в молодежных сборищах, даже, более того, должны были на них приходить. Если кто-то не хотел посещать гуляния, посиделки или игрища, то это считалось признаком неполноценности или болезни. Только серьезно больным, или давшим обет безбрачия парням и девушкам разрешалось пропускать сборы.
Художник А. Архипов. Гости.
Почему так происходило? Старшие полагали, что посиделки позволяют дать свободу накопившийся энергии, правда относилось это к полностью здоровым молодым людям, которые могли продолжить род. Совместное времяпрепровождение рассматривалось не просто как бездумное гуляние, пустая трата времени, наоборот – здесь молодые люди могли похвастаться своей силой, ловкостью, остроумием, и в тоже время присмотреть себе пару для дальнейшей жизни. Девушки же демонстрировали женские качества, которые считались обязательными для замужества – умение шить, готовить, а также хвастались своей красотой, умением петь и танцевать.
Не стоит думать, что всё было пущено на самотек, на каждом увеселении присутствовал взрослый человек, который присматривал за молодёжью, стараясь при этом остаться незаметным и не вмешиваться в происходящее.
Какие бывали посиделки, и чем они отличались
Посиделки, то есть собрания холостых парней и незамужних девушек, проводились обычно осенью и зимой, когда народ отдыхал от тяжелой работы в полях. В разных регионах посиделки носили разное название, но все они происходили от слова «сидеть»: посидухи и посиды, поседки и седелки, заседки и писидки.
Посиделки в русской избе
Были и названия, относящиеся ко времени суток. Например, вечерины или вечорки – понятно, что речь идет о вечерней встрече. Молодежь собралась, чтобы поболтать и посплетничать – пожалуйста, вот вам и беседка с бесёдой. Девушки будут прясть? Тогда добро пожаловать на супрядки.
Чаще посиделки устраивали девушки. Они готовили вкусное угощение, если посиделки были праздничными, то красиво одевались, и ждали в гости парней, которые тоже должны были принести с собой что-нибудь вкусненькое – орехи, подсолнухи, пряники, калачи. В праздники девушки переодевались по нескольку раз, пели песни, рассказывали сказки, стараясь привлечь к себе внимание.
В будничные посиделки девушки работали, чаще пряли. При этом они громко пели хором, чтобы зазвать в гости парней. В праздники работой было более творческое занятие – вышивание, и то не всегда. Людей было больше, особое внимание уделялось играм и пляскам. В разных регионах были свои правила. В некоторых местах, например, разрешали приходить солдаткам и молодым вдовам.
Нескромное поведение
На посиделках юноши и девушки вели себя достаточно вольно. Исполнялись неприличные частушки, парни отпускали «жгучие» остроты, девушки вели нескромные разговоры. Иногда молодец и девушка могли даже поцеловаться, обняться. Бывали и «гаски» – свечи задували, и тогда в темноте раздавались лишь звуки поцелуев.
В посиделках участвовали неженатые парни и незамужние девушки. Картина Е. Честнякова.
Если посиделки проводились в будний день, то они были более тихими и спокойными. Парни вели разговоры, стараясь развлечь девушек, говорили им приятные слова и комплименты. Если же красны девицы не обращали на них внимания и продолжали работать, то у них даже могли отнять рукоделие. Конечно, в шутку.
Заигрывание поощрялось: парни могли спрятать платок или прялку и потребовать выкуп в виде поцелуя. Парень мог схватить юную красавицу и высоко поднять. Никто не обижался. Все шутки, даже не слишком тактичные, было принято воспринимать как удачу, то есть повышенное внимание со стороны противоположного пола.
Поиграем, позабавимся
Игры на посиделках были разные. Например, хоровод с демонстрацией сценок из семейной жизни. Муж хочет развлечься и собирается в город, а жена не пускает – чем не тема для будущих супругов.
И. Кокере. Русская пляска. Гравюра с рисунка Е. М. Корнеева, 1812
Игры были разные, но обязательно веселые. Кроме старинных игр часто использовали карты, парни при этом старались потихоньку положить в рукав соседке «котелку» (кренделек) или «груздик» (мятный пряник). Это был знак расположения. Но есть эти лакомства следовало только дома.
Играли в ручеек. Эта игра сохранилась до сих пор, и в школе на перемене дети часто устраивают «ручейки», когда нужно брать за руку человека и проходить вместе с ним под руками остальных, сложенных куполом.
Популярна была и «веревочка» – парни и девушки брались за руки и принимались водить хоровод по сложной траектории, при этом все пели песни. Можно было отцепиться от веревочки, присесть у стены, а потом снова принять участие. Молодежь пела, играла на музыкальных инструментах. До сих пор известны жмурки и колечко, которые на посиделках очень любили.
Как ночевали вместе парни и девушки, и чем это заканчивалось
Праздничные посиделки затягивались допоздна, и девушки ложились спать все вместе. В некоторых регионах с ними оставались и парни. Речи о половых контактах в этом случае не шло.
Русский хоровод
Ночевки происходили, если дом был нанятым. Девушки приходили в него со своими «постельками». Если оставались парни, то каждый выбирал ту девушку, за которой ухаживал в течение последних посиделок. Кстати, девушек, которые на каждом сборе оказывали внимание разным парням, называли заблудшими и порицали. Полагалось отвечать одному претенденту и проводить все посиделки по возможности с ним.
Если все же молодая пара не могла удержаться и вступала в интимную связь, то последствия были суровыми. «Губителя» могли изгнать из девичьего общества и лишить права выбирать невинную невесту. Девушкам доставалось больше: отрезание косы, избиение, общественное презрение – вот что могло с ними произойти. В некоторых губерниях неженатых любовников могли заставить поменяться одеждой и в таком виде ходить по деревне.
Что такое супрядки на руси
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.
Супрядки и вечёрки приглашают гостей. Традиции сибирских осенних посиделок из Сузуна
Вот и наступила поздняя осень. Время коротких дней и тёмных вечеров. В старину в сузунском крае в это время люди готовились к длинной зиме. Убирали последние запасы в погреба, переделывали необходимую работу на дворах. Работы по хозяйству становилось значительно меньше.
Крестьянские женщины – бабоньки и молодки – ждали этих дней с нетерпением и радостью. Ведь осень – это пора долгожданных свадеб и разнообразных посиделок, в процессе которых относительно лёгкие формы труда (обработка, выделка, женское рукоделие) располагали к свободному общению.
Например, на капустник женщины и девушки со всей деревни собирались в каком-нибудь гостеприимном доме. Несли с собой корытца и сечки. А ещё – кочаны капусты. И крошили для засолки эту царицу огородов. Работать вместе всегда веселей! Здесь и песни пели, и побасенки сказывали.
Добрые хозяюшки сочетали нудную и занимающую значительное количество времени обработку льна с досугом и развлечениями. В октябре – ноябре в сибирских деревнях устраивались своеобразные помочи или копотихи (копотухи). На них собирались для первичной обработки льна.
Затем проводились супрядки. Хозяйка заранее раздавала супрядницам сырьё для пряжи, а затем созывала в один из дней, чаще в святки, к себе на угощение. Гости являлись в лучшей одежде с готовыми мотками пряжи. Если хозяйка приглашала парней, то, как на вечёрке, начинались песни и игры. Среди них была и песня-игра.
Суть игры заключалась в следующем: девушка побойчее обращалась к какой-нибудь женщине, представляющей мать:
Как-то мне, мати,
Пашеньку пахати?
Затем спрашивают, как «белый лён сеяти, снимати, сбирати, мяти, трепати, чесати, прясти, мотати, ткати…» и т. д.
Завершалась игра вопросами: «Как-то мне, мати, холстики кроити? Рубашечку шити?» По ходу действия женщина, отвечая, учила гостей необходимому женскому занятию – обработке льна. При этом показывала руками, как это делается. Ещё в избе звучали такие загадки: «Пять, пять овечек зарод подъедают, да пять овечек требуху подбирают» (прясть пряжу). «Носик стальной, хвостик льняной», «Свинка, стальная щетинка, кудельный хвост» (игла с ниткой).
Такие игры способствовали не столько забаве, сколько воспитанию любознательности, а главное – трудолюбию.
Но особенно деревенская молодёжь любила вечёрки. Сибирские вечёрки – это собрание девушек и молодых ребят; тут же нередко бывали молодые бабоньки, их мужья и даже маменьки и тятеньки взрослых дочек. Интересно писал о таких посиделках в очерке «На Алтае» А. А. Черкасов, управляющий Сузунским медеплавильным заводом (1871 г.).
Вечёрки устраивались преимущественно осенью и зимой, не считая девишников накануне свадеб. Они проводились большей частью в том доме, где жили зачинщики – любители таких встреч. Если дом был небольшой, или сложившиеся обстоятельства не позволяли сделать у себя вечёрки, то обращались к тем односельчанам, у которых место позволяло, была большая комната – горница.
Обычно оповестителями устраивающегося вечера были мальчишки, которые по указанию старших бегали по жительству и звали, точнее, просили пожаловать на вечёрку. В особо важных случаях хозяева сами ездили по домам и приглашали гостей, но это бывало только при сватании дочерей или женитьбе парня. В обычных же случаях мальчишки даже не заходили в дома, а просто стучали в окно и кричали:
– На вечёрку милости просим!
– А к кому? Где собираются? – слышалось из избы.
– От дяди Максима к дяде Михею! – кричал мальчуган и бежал дальше, поддерживая полы большого, не по росту полушубка.
В избе, конечно, тотчас сразу пойдут суды и пересуды, смешки и догадки, а затем приготовления к вечёркам. Девицы обыкновенно умывались мыльцем, мазали волосы скоромным маслом, расчёсывали роговыми гребнями и доставали из сундуков самую пригожую одежду.
На вечёрку приходили знакомые и незнакомые, но по приглашению хозяев. «Тут, что называется, „с ветру” прийти нельзя, а в особенности мужчине, а то, пожалуй, расчешут причёску, что не поправит дома никакая знахарка», – так говорили сузунские обыватели. Тем более, что этот порядок ведётся на простых вечёрках, где местные ребята зорко охраняют «своих девиц» и не любят, когда им мешают чужие. На свадьбах же всё по-другому. Пришлые никого не боялись.
Песни, пляски, игры, весёлый смех – всё было на таких вечерах.
Вместе с девушками плясали «барыню», «восьмёрку», «четвёрку» и «русскую». А ещё любили танцевать кадриль, вальсы и польку. Мужчины же без прекрасного пола отплясывали «казачка», «присядку», «голубца», «трепака», «комаринского». В таких общих компаниях всегда был какой-нибудь весельчак, который заправлял весельем и смешил публику всевозможными фарсами, каламбурами, хотя иной раз и едкого, но не оскорбительного смысла.
На вечёрках обыкновенно играли на самодельных скрипках, балалайках и реже гармониках или гитарах, а иногда обходились без музыкального аккомпанемента.
В избах, где собирались люди, зажигали одну или две сальные свечи. Их помещали куда-нибудь повыше. Угощениями тут не всегда подчивали, молодёжи лишь бы поплясать, попеть, поиграть, потешить молодую душу.
Нужно отметить, что на таких посиделках не принято было браниться, пьянствовать, безобразничать. Нужно было себя вести прилично, иначе девицы обидятся и разбегутся. Сюда приходили не только повеселиться, но и поженихаться. Больше некогда и негде было найти себе пару по душе, присмотреться и подружить до свадебки.
Девушки при этом не забывали про свою работу: вязали, вышивали, штопали да приданое своё готовили. Парни, порой, на таких посиделках выбирали себе в жёны лучших рукодельниц.
Такие развлечения были у наших прабабушек и прадедушек в далёкие времена, когда в избах света не было, а веселье сами себе умели устраивать.
Словом, деревенские посиделки – это своего рода связующее звено, которое налаживало отношения между молодыми людьми, развивало симпатию. А в итоге совершало великое дело природы, соединяя сердца и души. Здесь из поколения в поколение парни и девушки приглядывались друг к другу, перенимали традиции ухаживания и завлекания, выбирали пару, закладывая тем самым основы семьи. Именно здесь зарождалась будущая гармония жизни!
О.И. Чернакова,
директор МКУК Краеведческий музей
«Центр исторической информации»