Что такое завязка в музыке 7 класс

Экспозиция – завязка – развитие действия – кульминация – развязка

Экспозиция – описание событий, предшествующих завязке.

Основные функции: Знакомство читателя с действием; Представление действующих лиц; Изображение ситуации до конфликта.

Завязка – событие или группа событий, непосредственно ведущих к конфликтной ситуации. Она может вырастать из экспозиции.

Развитие действия – вся система последовательного развертывания той части событийного плана от завязки до развязки, которая руководит конфликтом. Может быть спокойным или неожиданными поворотами (перипетиями).

Кульминация – момент наивысшего напряжения конфликта имеет решающее значение для его разрешения. После чего развитие действия поворачивается к развязке.

Число кульминационных моментов может быть большим. Это зависит от сюжетных линий.

Развязка – событие, разрешающее конфликт. Чаще всего финал и развязка совпадают. В случае открытого финала развязка может и отступить. Развязка, как правило, сополагается с завязкой, вторит ей неким параллелизмом, завершая некий композиционный круг.

Классификация конфликта:

-разрешимые (ограниченные рамками произведения)

-неразрешимые (вечные, универсальные противоречия)

Типы конфликтов:

а) человек и природа;

б) человек и социум;

в) человек и культура

Способы реализации конфликта в разного рода литературных произведениях:

Часто конфликт полностью воплощается и исчерпывает себя в ходе изображаемых событий. Он возникает на фоне бескон­фликтной ситуации, обостряется и разрешается как бы на глазах читателей. Так обстоит дело во многих приключенческих и детективных романах. Так обстоит дело в большей части лит произведений эпохи Возрождения: в новел­лах Боккаччо, комедиях и некоторых трагедиях Шекспира. Например, душевная драма Отелло всецело сосредоточена на том промежутке времени, когда Яго плел свою дьяволь­скую интригу. Злой умысел завистника — главная и един­ственная причина страданий главного героя. Конфликт трагедии «Отелло», при всей его глубине и напряженнос­ти, преходящ и локален.

Но бывает и иначе. В ряде эпических и драматичес­ких произведений события разворачиваются на постоян­ном конфликтном фоне. Противоречия, к которым привле­кает внимание писатель, существуют здесь и до начала изображаемых событий, и в процессе их течения, и после их завершения. Происшедшее в жизни героев выступает как своего рода дополнение к и без того имевшимся противоречиям. Это могут быть как разрешимые, так и неразрешимые конфликты (Достоевский “Идиот”, Чехов “Вишневый сад”) Устойчиво конфликтные положения при­сущи едва ли не большей части сюжетов реалистической литературы XIX—XX вв.

16. Роль вне сюжетных элементов в раскрытии идейного содержания произведения, их виды

Помимо сюжета, в композиции произведения существуют еще и так называемые вне сюжетные элементы, которые зачастую бывают не менее, а то и более важны, чем сам сюжет. Если сюжет произведения — это динамическая сторона его композиции, то вне сюжетные элементы — статическая. Вне сюжетными называются такие элементы, которые не продвигают действия вперед, во время которых ничего не случается, а герои остаются в прежних положениях.

Различают три основные разновидности вне сюжетных элементов: описание, авторские отступления и вставные эпизоды (иначе их называют еще вставными новеллами или вставными сюжетами).

Описание это литературное изображение внешнего мира (пейзажа, портрета, мира вещей и т. п.) или устойчивого жизненного уклада, то есть тех событий и действий, которые совершаются регулярно, изо дня в день и, следовательно, также не имеют отношения к движению сюжета. Описания — наиболее распространенный вид вне сюжетных элементов, они присутствуют практически в каждом эпическом произведении.

Авторские отступления это более или менее развернутые авторские высказывания философского, лирического, автобиографического и т. п. характера; при этом данные высказывания не характеризуют отдельных персонажей или взаимоотношений между ними. Авторские отступления — необязательный элемент в композиции произведения, но когда они там все же появляются («Евгений Онегин» Пушкина, «Мертвые души» Гоголя, «Мастер и Маргарита» Булгакова и др.), они играют, как правило, важнейшую роль и подлежат обязательному анализу.

Вставные эпизоды это относительно законченные фрагменты действия, в которых действуют другие персонажи, действие переносится в иное время и место и т. п. Иногда вставные эпизоды начинают играть и произведении даже большую роль, чем основной сюжет: например, в «Мертвых душах» Гоголя или и «Похождениях бравого солдата Швейка» Гашека.

В некоторых случаях к вне сюжетным элементам можно отнести также психологическое изображение, если душевное состояние или размышления героя не являются следствием или причиной сюжетных событий, выключаются из сюжетной цени. Как правило, внутренние монологи и другие формы психологического изображения так или иначе включаются в сюжет, поскольку определяют дальнейшие поступки героя и, следовательно, дальнейшее течение сюжета.

При анализе общей композиции произведения следует в первую очередь определить соотношение сюжета и внесюжетных элементов: что важнее — и, исходя из этого, продолжать анализ в соответствующем направлении. Так, при анализе, например, «Преступления и наказания» Достоевского сюжет важен, еще важнее его увязки с психологическим состоянием героя и его размышлениями, а, скажем, в «Мертвых душах» Гоголя сюжетом можно спокойно не заниматься, зато первостепенное внимание следует уделить внесюжетным элементам, которые у Гоголя даже по объему занимают большую часть текста. Бывают, впрочем, и такие случаи, когда в произведении равно важны и сюжет, и внесюжетные элементы — например, в «Евгении Онегине» Пушкина. В этом случае особое значение приобретает взаимодействие сюжетных и внесюжетных фрагментов текста: как правило, внесюжетные элементы размещены между событиями сюжета не в произвольном, а строго логичном порядке.

Наблюдается такая тенденция: при сюжете динамическом количество и значение внесюжетных элементов надает, при адинамическом — наоборот, возрастает; соответственно в первом случае внимание исследователя при прочих равных направлено на сюжет, во втором — на внесюжетные элементы.

17. Литературное произведение: композиция и ее виды

“Композиция – построение, расположение всех элементов художественной формы.

Композиция бывает внешней и внутренней.

К сфере внешней композиции относят деление эпического произведения на книги, части и главы, лирического – на части и строфы, лиро-эпического – на песни, драматического – на акты и картины.

Дата добавления: 2019-02-22 ; просмотров: 5429 ; Мы поможем в написании вашей работы!

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.008)

Что такое завязка в музыке 7 класс

О музыкальной драматургии, как правило, говорят применительно к музыкально-сценическому, театральному произведению: опере, балету, оратории, оперетте, мюзиклу, музыкальному кинофильму и др.

Однако термин музыкальная драматургия используют и для характеристики инструментально-симфонической музыки. Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и его частей, логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия — в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.

Главное в музыке , так же как и в жизни, развитие. Подобно тому, как год от года меняется внутренний мир человека (не говоря уже о внешности), так же меняются внутри одного произведения, получая развитие, музыкальные интонации, темы, мелодии. Эти изменения отражаются в форме музыкального произведения, способах развития музыкального материала.

Одним из самых распространенных способов развития музыки является повторение , или повтор . В повторах, которыми богата музыка, ощущается развитие образного строя произведения, они как бы подчеркивают сказанное, придают ему новые оттенки.

Для создания убедительных образов в инструментально-симфонических произведениях композиторы применяют не только буквальное, точное повторение, но и измененное — варьирование (слово «вариация» означает изменение). Это древнейший способ развития музыки, который прежде всего встречается в народных песенно-танцевальных жанрах, основанных на импровизации.

Более значительные изменения, при которых вместо целой мелодии, темы излагаются отдельные ее фразы, интонации, называются разработкой . Разработка музыкального материала играет важную роль в драматургическом развитии симфонического жанра. В разработке находят применение такие способы развития, как секвенция и имитация.

Рассмотрим для примера одну из пьес композитора Георгия Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель».

Музыкальные иллюстрации Георгия Васильевича СВИРИДОВА (1915 -1998) к повести А. Пушкина «Метель» широко известны слушателям не только в России, но и во всем мире. Эта музыка пронизана интонациями русской песенности, танцевальности и маршевости.

Она не только воссоздает колорит пушкинской эпохи, но и раскрывает мир чувств и переживаний героев небольшого литературного произведения.

События в повести Пушкина происходят в начале XIX в., в 1811 — 1812 годы, в период войны русского народа с армией Наполеона.

Музыка семи пьес для симфонического оркестра впитала в себя разнообразные интонации и ритмы пушкинского времени и выразила их в зарисовках природы («Тройка», «Весна и осень», «Пастораль»), бытовых танцах («Вальс»), романсах («Романс»), маршах («Военный марш»), сценах из жизни действующих лиц повести («Венчание»).

Отказавшись от простого музыкального сопровождения событий повести, композитор превратил каждую пьесу в самостоятельное сочинение.

Яркость и убедительность образов музыки Свиридова сделали возможной их вторую жизнь в кино, в концертном зале, в музыкальном театре — на эту музыку был поставлен балет.

Открывает цикл музыкальных иллюстраций пьеса «Тройка» . Прежде чем послушать эту музыку, прочитай два эпизода из повести.

. Едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла в мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землей. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу, лошадь ступала наудачу и поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались. Владимир ехал полем, пересеченным глубокими оврагами. Метель не утихала, небо не прояснялось.

Приехав однажды на станцию поздно вечером, я велел поскорее закладывать лошадей, как вдруг поднялась ужасная метель, и смотритель и ямщики советовали мне переждать. Я их послушался, но непонятное беспокойство овладело мною; казалось, кто-то меня так и толкал. Между тем метель не унималась; я не вытерпел, приказал опять закладывать и поехал в самую бурю. Ямщику вздумалось ехать рекою. Берега были занесены. Буря не утихала.

Читайте также:  Что такое суммированный учет

Послушай пьесу «Тройка». Письменно ответь на вопросы:

1. дай музыкальную характеристику теме вступления и главной (первой) теме пьесы. Какие образы передает композитор в этой музыке?

2. Какими приемами развития Г. Свиридов достигает драматизма звучания пьесы?

Какие средства выразительности использует композитор для развития главного образа пьесы — от спокойной, неторопливой первой темы до драматически насыщенного звучания второй?

3. Какое известное тебе стихотворение А. Пушкина может послужить литературным аналогом этой пьесы?

Для более глубокого понимания музыки Георгия Свиридова из его Музыкальных иллюстраций посмотрите видео-урок об этом произведении композитора.

Драматургия, драматический — эти слова образованы от слова драма. Но их употребляют и при характеристике музыки, в которой обобщенно передаются переживания человека: страдание, смятение, тревога, протест, возмущение и т. п. Эти чувства чаще всего проявляются у людей в столкновениях, спорах, конфликтах . Именно на этом основана драматургия и литературно-театрального жанра, и музыкального спектакля.

В музыкальной драматургии особую роль играет конфликт . Это может быть конфликт между светом и тьмой, добром и злом, любовью и ненавистью. Он является основой драматургического развития любого музыкального спектакля — оперы, балета, мюзикла и др.

Определенная последовательность этапов сценического действия — экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка — позволяет раскрыть жизненные ситуации, взаимоотношения людей в самые разные моменты их жизни, «перенести» зрителей-слушателей в различные исторические эпохи, страны, в реальную жизнь и в сказку.

Итак , драматургия – это последовательность событий в спектакле, литературном произведении, кинофильме и т.п., раскрывающаяся в их изменении, а также в развитии различных образов, их сравнении и противопоставлении.

Мысли о композиции — кульминации и форма

Итак, продолжаю серию статей про композицию. Для тех, кто не прочитал первую часть она находиться здесь.

В прошлый раз я уже подчеркивал важность интонации и ее роль в цементировании формы произведения, мелодии и отдельных построений. Можно сказать, что интонация это главный ингредиент музыки с которым работает композитор.

Если рассматривать музыку во временном аспекте, то исходя из теории интонации у нас всегда есть три точки это известная триада initio — motus — terminus.

Этот принцип является ключевым при образовании композиции. Если рассмотреть любой временной процесс то мы также увидим, что он имеет начало — высшую точку( кульминацию) — завершение. Это позволяет так сказать спроектировать форму и склеить композиционные элементы между собой.

Важнейшим аспектом композиции здесь будет являться кульминация -от того насколько полноценно она выражена с помощью музыкальных и исполнительских средств напрямую зависит восприятие произведения слушателем.

Что такое кульминация?

Определение из словаря:

Момент наивысшего напряжения в музыкальном произведении или какой-либо его части. Выделяется высоким регистром, усилением громкости звучания, гармоническими средствами и т. п. Кульминация образует смысловой центр произведения, зачастую приходится на точку золотого сечения.

В любой музыке от симфонии до современных танцевальных треков кульминация — это то, что слушатель запоминает больше всего, то что цепляет и то от чего идут «мурашки». При этом нужно понимать, что существуют, как местные кульминации так и одна главная. Интонация и мелодия содержат свои кульминации, последовательность аккордов, инструментовка также могут иметь небольшие точки кульминаций.

При этом все местные кульминации являются подготовкой к основной и не могут быть выше ее по степени напряжения.

Итак, как вы поняли для композитора важен процесс подготовки и выхода из кульминации.

И в том и другом случае можно выделить два наиболее типичных приема — это плавное введение кульминации и резкое. Таким образом получаем 4 варианта:

Это универсальные схемы, которые в чистом виде встречаются довольно редко, но показывают варианты того,как можно выстроить форму.

Важный вопрос касается расположения кульминации. Как написано в определении — это точка золотого сечения и практически все классические музыкальные произведения следуют этому правилу. 0,618 — точка золотого сечения или примерно треть произведения. Общеизвестно, что в 8 тактом построении классически кульминация расположена в 6 такте. Это как раз и есть точка золотого сечения в музыке. Это может вам подсказать один из вариантов выбора кульминации.

Если мы соединим концепцию интонации + кульминации, то можно создать множество шаблонов, которые наглядно показывают развитие композиции музыкального произведения.

Я набросал 5 возможных вариантов композиции.

Давайте рассмотрим каждый из них подробно:

1. Волнистые линии отображают появление местных кульминаций, которые лишь немного отличаются от основного материала. Затем начинается плавный подход к кульминации, которая расположена в ¾ всей композиции. Кульминация держится некоторое время, затем следует небольшой спад, который держится довольно продолжительное время и затем довольно резкий спад до первоначального уровня. Такое развитие отражает реальную музыкальную ситуацию. То есть мы видим, что после кульминации следует не плавное и не резкое нисхождении напряжения, а через дополнительную часть, которая сохраняет остаточное напряжение кульминации, но направлено к окончанию.

Для того, что лучше разобраться в этих дебрях рекомендую провести анализ любого произведения и нарисовать линию, тогда все станет намного понятнее.

2. Содержит прием под названием превышение кульминации. Очень крутой прием, который недоступен неопытным авторам, так как требует очень профессионального использования всех художественных средств. После внезапного спада следует еще одна кульминация, которая оказывается настоящей в противовес первой ложной кульминации. Затем резкая разрядка и спад до первого уровня. В современных песня этот прием используется в песнях с прехорусом и/или бриджем – где бридж является либо истинной кульминацией, а припев ложной либо может быть еще более сложное расположение кульминаций при котором бриджем — это будет вторая ложная кульминация, а истинная кульминация будет приходиться на последний припев, который затихает.

3.Резкое начало с кульминации, которая держится до 3-4 произведения, затем спад, поднятие до половины кульминации и спад. Такая форма может отражать потерю сил, невозможность достичь чего то. Вариантов множество.

4. Форма треугольник. Долгий подход к кульминации и такой же долгий спад. Популярно в вариационных формах и монотематических композициях.

5. Произведение без кульминации со спадом — характерно для фоновой музыки. Псевдокульминацией здесь оказывается начало произведения, но из-за очень плавного спада это практические не ощущается на слух до конца произведения.

Это случайные 5 схем музыкальной формы с точки зрения композиционной организованности. Как раз в области таких исследований и лежат все секреты по созданию крутых треков, цепляющих песен, которые ищут современные продюсеры.

Обязательно составьте схемы любимых произведений — это даст вам очень хоршее понимание композиции.

Сонатная форма

Сонатная форма — это форма из трех разделов, первый из которых (экспозиция) основан на противопоставлении главной партии (ГП) и побочной партии (ПП), второй (разработка)- на их развитии, третий (реприза) – на возвращении тем в новом тональном соотношении (иногда сопровождающемся и другими изменениями).

В эпоху венских классиков сонатная форма встречается преимущественно в сонатно-симфоническом цикле. Чаще всего в первой части- сонатное allegro, в финале (4 часть), иногда в медленной части (3 часть) и крайне редко в скерцо (2часть), а также в оперной увертюре:

Гайдн. Симфония №103- 1 часть (Сонатное Allegro)
Увертюра к опере «Дон Жуан» Моцарта

Позже сонатная форма применяется и в самостоятельных произведениях- балладах, фантазиях, поэмах и др..

Классическая сонатная форма первого allegro:

1 раздел- ЭКСПОЗИЦИЯ

Вступление -> ГП (основная тональность) -> Связующий раздел (переход между ГП и ПП) -> ПП (звучит в тональности доминанты, если основная тональность мажорная; если основная тональность — минорная, звучит в тональности параллельного мажора) -> Заключительный раздел (итог экспозиции) -> Реприза ( и ГП и ПП в основной тональности) -> Кода.

Главная партия играет функцию содержания всей части.

Связующая партия создает переход от главной темы к побочной. Поэтому для нее характерно неустойчивость гармонии, рыхлость, дробность структуры.

Побочная партия в тональном и образном соотношении противостоит главной, но выполняет подчиненную функцию. Тональный контраст присутствует обязательно, а тематический не всегда.

Заключительная партия завершает экспозицию, поэтому для нее характерны приемы заключительного типа изложения.

2 раздел- РАЗРАБОТКА

Разработка- раздел сонатной формы, который основан на мотивной разработке и тонально-гармоническом развитии тем экспозиции. Для разработки характерна неустойчивость и различное развитие тем (дробление, секвенцирование, вычленение, имитационное развитие темы)

3 раздел- РЕПРИЗА

Реприза- третий, последний раздел сонатной формы. Партии эскпозиции излагаются здесь в основной тональности. Функция репризы- уравновешивание формы.

Существует два типа реприз:

  • Реприза точно повторяет экспозицию с указанными изменениями в тонально-гармоническом плане
  • Реприза содержит изменения. Изменения могут касаться любой темы.

Вступление и кода встречаются в сонатной форме довольно часто.

Существует три типа вступления:

  • Контрастное вступление- тема вступления противостоит темам экспозиции.
  • Вступление, подготавливающая темы экспозиции.
  • Вступление, которое строится на самостоятельной теме (тема может проводится неоднократно, причем не только в 1 части сонатно-симфонического цикла).

Кода может строится на любой теме, одной или нескольких.

  • Кода-обрамление. В ней используются мотивы главной партии или вступления. Таким образм, создается тематическая арка между началом и завершением формы.
  • Кода-заключение- небольшое по протяженности построение заключительного характера.
  • Кода-разработка. Такой тип коды был характерен для творчества Бетховена. Кода играет большую роль в форме, заменяя повторение разработки или репризы, которое у Бетховена часто отсутствует.

Разновидности сонатной формы.

Сонатина— сонатная форма без разработки, то есть состоящая из экспозиции и репризы.

Наибольшее распространение сонатина получила в медленных частях сонатно-симфонического цикла, увертюрах у операм и балетам, в самостоятельных произведениях. Встречается такая форма также в сюите, серенаде:

Читайте также:  Что делать если парень ведет себя как баба
Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»
Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехерезада» — 1 часть

Сонатная форма с двойной экспозицией используется для в концертах для солиста с оркестром. Экспозиция здесь повторяется дважды: первый раз – в оркестре, второй раз- у солиста с оркестром.

Эта форма несет специфические черты концертного жанра. Принцип соревнования солиста и оркестра отразился:

  • В двойной экспозиции;
  • В завершении второй экспозиции и репризы tutti;
  • В каденции солиста-раздел имеет виртуозный характер, построен на темах концерта и обычно помещается перед кодой.

Одним из отличий от сонаты также является то, что в первой экспозиции побочная партия проводится в основной тональности либо начинается в тональности побочной, но заканчивается в основной.

В качестве примера, можно послушать Концерт №23 ля мажор, первую часть Моцарта.

Экспозиция (музыка)

Экспози́ция в музыкальной форме — раздел начального представления тематического материала музыкального произведения или его части. Термин, обычно, подразумевает использование материала, который будет далее разрабатываться или варьироваться.

Содержание

Экспозиция в сонатной форме

Этот термин наиболее широко используется, в музыкальном анализе, для обозначения части музыкальной формы, как, например, в классической сонатной форме. Экспозиция обычно начинается в основной тональности, а затем модулирует в тональность доминанты. Минорные экспозиции, чаще модулируют в параллельный мажор. [источник не указан 964 дня] Имеется и много исключений. [уточнить]

Экспозиция в классической сонатной форме — включает в себя главную и побочную партии, между которыми находится связующая, а завершает экспозицию заключительная партия. Экспозиция в концерте может встречаться два раза, сначала только в оркестре, в качестве основы конфликта и развития, а затем в оркестре с партией инструментального соло. Можно найти и много примеров классической сонатной формы с буквальным повтором экспозиции.

Экспозиция в фуге

Экспозиция в фуге — первая часть, в которой тема или темы проводятся во всех голосах поочерёдно. Между проведениями тем могут находиться элементы связующего характера, а в конце части — заключительного характера. (см. интермедия [1] .)

См. также

    — подготовительная часть для тем, в то время как экспозиция — для всей фуги.

Примечания

  1. Экспозиция. Л. В. Михеева. Классическая музыка.ru

Литература

  • Добавить иллюстрации.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.
  • Музыкальные термины
  • Музыкальная форма
  • Композиция (музыка)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое “Экспозиция (музыка)” в других словарях:

Экспозиция — В Викисловаре есть статья «экспозиция» Экспозиция (лат. expositio выставл … Википедия

Музыка — У этого термина существуют и другие значения, см. Музыка (значения). Скрипичный ключ используется в нотной записи Музыка (греч … Википедия

Тема (музыка) — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. У этого термина существуют и другие значения, см. Тема. Тема в музыке более или менее развёрнутое построение, выражающее некую … Википедия

Реприза (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Реприза. Скобки репризы, в которые помещается повторяемая часть. Реприза (фр. reprise, от reprendre возобновлять) музыкальный термин, один из видов музыкальной аббревиатуры,… … Википедия

Мотив (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Мотив. Двойной мотив, открывающий Пятую Симфонию Бетховена Мотив (от итал … Википедия

Вступление (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Вступление (значения). Вступление в музыке вид музыкальной секции, начальный раздел, непосредственно вводящий в какое либо вокальное или инструментальное произведение, пьесу, картину или… … Википедия

Фигура (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Фигура. В пятой симфонии Бетховена четырёх нотная фигура становится наиболее важным мотивом в … Википедия

Фраза (музыка) — У слова «Фраза» есть и другие значения: см. Фраза (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилам … Википедия

Музыкальная форма — (лат. forma вид, облик, образ, наружность, красота) композиции, определяется рассмотрением её конструкции (схемы, шаблона или строения) и развития во времени. Музыкальная форма (особенно в старинной и культовой музыке) практически неотделима … Википедия

музыкальная форма — 1) комплекс выразительных средств, воплощающих в музыкальном произведении определённое художественное содержание. 2) Строение, структура музыкального произведения. В каждом произведении музыкальная форма индивидуальна, однако существуют её… … Энциклопедический словарь

Основные принципы построения тонального плана произведения

Изложение музыкального произведения, превышающего по своей протяженности простой (8-16- тактовый) период, бывает, как правило, разнотональным.

Порядок, в котором сменяются тональности в произведении, называется, как известно, тональным планом этого произведения.

Смена тональностей – будь то модуляция, отклонение или сопоставление – выполняет в форме, в развитии музыкального произведения различные функции.

Функции эти до некоторой степени аналогичны функциональным соотношениям внутри однотонального изложения: уходу от тоники к неустойчивости (S,D) и возврату к ней соответствует в какой-то мере основная схема большинства произведений:

TS,D,DD и др.T
главная тональностьпобочные тональностиглавная тональность

Однако в проводимой аналогии имеется одно существенное различие – распорядок в последовании тональностей обычно противоположен порядку порядку последования аккордов: для гармонического оборота нормой является уход от тоники к субдоминанте и возврат к тонике через доминанту, то есть:

а для тонального плана произведения – уход в сторону доминанты на начальном этапе развития и уклон в сторону субдоминанты перед заключительным (репризным) возвращением в главную тональность или вообще ближе к концу:

В такой последовательности тональностей можно встретить не только одну тональность D и S значения, но и несколько тональностей, входящих в эти функциональные группы.

2. Первый этап тонального развития

Простейшая функция модуляции в форме – нарушение тональной устойчивости; она осуществляется уходом первого построения (например, периода или начального изложения группы тем в более крупной форме) из главной тональности, обычно в сторону доминанты (или в одну из тональностей доминантовой группы).

3. Модулирующая связка (интермедия)

В более сложных (более развитых) формах, и особенно, например, в так называемом сонатном аллегро, отдельные его части – темы – излагаются в разных тональностях, связываемых модулирующими переходами.

Модулирующая связка (интермедия) зачастую слагается из секвентной цепи тональных сопоставлений (Бетховен, соната op.10 №1, ч.I; Чайковский, “Времена года”, №8, середина trio).

Модулирующая связка возможна, вообще, между любыми частями формы, в первую очередь перед кодой.

4. Смена тональности в средних частях (неустойчивых)

Для средних частей многих произведений типично пребывание в состоянии тональной или функциональной неустойчивости.Проявляется это по-разному, например: а) заполнением всей середины одной доминантовой гармонией главной тональности (самый элементарный прием); б) преобладанием этой доминанты, в частности — на сильных долях; в) органным пунктом на той же
доминанте.
Однако главным средством создания и усиления неустойчивости средней части служит смена тональностей, примеры чему можно найти в многочисленных произведениях средних и небольших форм (см. менуэты и скерцо Л. Бетховена, ф-п. пьесы Р. Шумана, ноктюрны Ф. Шопена, «Времена года» П. Чайковского).
Подобное явление особенно типично для средней части сонатного аллегро, так называемой разработки. Основная отличительная черта разработки — ее большая динамичность — находит свое отражение также и в тональной неустойчивости: для тонального плана разработки характерно избегание главной тональности (а иногда и всех тональностей экспозиционного
построения) и столь же обычен уход в ряд отдаленных тональностей. Уже это одно обстоятельство (не говоря о характере тем, тематическом развитии, фактуре .и пр.) предопределяет последующее тяготение к главной тональности как единственной устойчивой функции высшего порядка в многотональном целом произведении.
5. Типы тональных последований в средних частях
В средних частях, в том числе и в разработке сонатного аллегро, находят применение все типы смены тональностей: незакрепляемые (проходящие) отклонения (зачастую — секвентные), отчленяемые более обстоятельными каденциями модуляции, а также различные сопоставления.
Смена тональностей осуществляется на основе всех возможных степеней родства, включая и мажоро-минорные системы, и энгармонические соотношения. При этом каждая очередная тоника может быть введена или одной своей доминантой (значительно реже — одной субдоминантой), или более развернутым кадансовым оборотом, а также и просто в качестве одного из аккордов предыдущей тональности (то есть путем сопоставления).
6. Некоторые закономерности тонального плана средних частей
Тональный (модуляционный) план крупной средней части, особенно разработки, зачастую состоит из двух частей (этапов), в первой части выполняется уход в какую-либо отдаленную тональность (нередно — в сторону субдоминанты), а во второй — возврат в главную тональность (а точнее — подход к ее доминанте).
Например, при главной тональности — Ре мажор — возможен следующий тональный план: экспозиция — Ре—си—фа-диез— Ля (с минорной субдоминантой и II низкой последней тональности — Ля);
разработка —ре—Си-бемоль—соль—Ми-бемоль—Ля (как доминанта к ре и Ре);
реприза — Ре—ми—си—Ре (со своей минорной s и II низкой).
А при главной тональности — фа минор — тональный план может быть таким:
экспозиция — фа — Ля-бемоль — ля-бемоль;
разработка — Ми (+фа-диез)—ми—до—Ля-бемоль (+си-бемоль)—Ре-бемоль—си-бемоль—Соль-бемоль (Фа-диез)—-си—До (+Соль)—фа;
реприза — фа—(Фа)—До—Фа—фа—Ре-бемоль—си-бемоль—
фа.
Оба эти плана взяты из сонат Бетховена: первый представляет план Allegro I части из сонаты Ре мажор, ор. 10 № 3; второй— из I части сонаты ор. 57, называемой «Appassionata».
Напомним, что наиболее далекая из всех тональностей, показывающихся в середине или разработке, называется кульминацией всего модуляционного процесса; она обычно получает субдоминантовое значение (минорная s, VI низкая, неаполитанская, двойная субдоминанта и т. д.).
Ниже даются еще два тональных плана, различных по масштабу и жанру
произведений: 1— Л. Бетховен. 1-я симфония, Менуэт До мажор (первая часть);
2—В. А. Моцарт. 1 часть ф-п. сонаты Фа мажор (№ 5 по изд. Петерса).

Читайте также:  Как называется человек который не любит себя

1 – при главной тональности — До мажор —следующий тональный план:

экспозиция (I период)— До—Соль
разработка —Ми-бемоль—до—Ля-бемоль—Ре-бемоль—си-бемоль – ми-бемоль-До-бемоль(Си) – ми;
реприза — До—Соль—До—Ми —До.

2 – при главной тональности — Фа мажор — следующий тональный план :
экспозиция — Фа — Си-бемоль — До—ре—До;
разработка — Фа—До—до—соль—ре
реприза — Фа—Си-бемоль—Фа—соль—Фа—Си-бемоль—Фа.

7. Заключительный этап тонального плана произведения
Заключительный этап характеризуется возвратом в главную (начальную) тональность. Возврат этот нередко подготовляется более или менее длительным органным пунктом на доминанте главной тональности (см., например, Л. Бетховен, сонаты ор. 27 № 2, ч. Ill, op. 53; ч. I; П. Чайковский, переход к коде в финале сонаты для ф-п. ор. 37 и др.).
При этом упоминавшееся выше отклонение в сторону субдоминанты служит важным средством укрепления главной тональности, наряду с некоторыми другими: органным пунктом на тонике, дополнительными каденциями и многократными повторениями коротких построений, образующих
заключительную часть произведения— так называемую коду. Сложность тонального плана в репризе нередко зависит от тонально-модуляционных моментов середины, что, например, можно видеть в репризе I части сонат Л. Бетховена ор. 53, ор. 57, ор. 90, ор. 106 и т. д.

Самые распространённые формы музыкальных произведений

Вы наверняка когда-нибудь сталкивались с такими философскими понятиями, как форма и содержание. Эти слова достаточно универсальны, для того чтобы обозначать сходные стороны самых разных явлений. И музыка – не исключение. В данной статье вас ждёт обзор самых ходовых форм музыкальных произведений.

Прежде чем назвать распространённые формы музыкальных произведений, определимся, что же такое есть форма в музыке? Форма – это то, что имеет отношение к конструкции произведения, к принципам его строения, к последовательности проведения в нём музыкального материала.

Форма музыкантами понимается двояко. С одной стороны, форма представляет собой схему расположения всех частей музыкальной композиции по порядку. С другой стороны, форма – не только схема, но ещё и процесс становления и развития в произведении тех выразительных средств, которыми создаётся художественный образ данного произведения. Что это за выразительные средства? Мелодия, гармония, ритм, тембр, регистр и так далее. Обоснование такого двойного понимания сущности музыкальной формы – заслуга российского учёного, академика и композитора Бориса Асафьева.

Формы музыкальных произведений

Самые мелкие структурные единицы почти любого музыкального произведения – это мотив, фраза и предложение. А сейчас попробуем назвать основные формы музыкальных произведений и дать им краткие характеристики.

Период – это одна из простых форм, которая представляет собой изложение законченной музыкальной мысли. Встречается часто, как в инструментальной, так и в вокальной музыке.

Норма продолжительности для периода – два музыкальных предложения, которые занимают 8 или 16 тактов (квадратные периоды), на практике встречаются периоды, как длиннее, так и короче. Период имеет несколько разновидностей, в числе которых особое место занимают так называемые «период типа развёртывания» и «сложный период».

Простые двух и трёхчастные формы – это формы, в которых первая часть, как правило, пишется в форме периода, а остальные не перерастают её (то есть для них норма – или тоже период или предложение).

Середина (средняя часть) трехчастной формы может быть контрастной по отношению к крайним частям (показ контрастного образа – это уже очень серьёзный художественный приём), а может и развивать, разрабатывать то, что было сказано в первой части. В третьей части трёхчастной формы возможно повторение музыкального материала первой части – такая форма называется репризной (реприза – это и есть повторение).

Куплетные и запевно-припевные формы – это формы, которые имеют прямое отношение к вокальной музыке и их строение часто бывает связано с особенностями стихотворных текстов, которые лежат в основе песни.

Куплетная форма основана на повторении одной и той же музыки (например, периода), но каждый раз с новым текстом. В запевно-припевной форме – два элемента: первый – запев (в неё может меняться и мелодия и текст), второй – припев (как правило, в нём сохраняется и мелодия, и текст).

Сложные двухчастные и сложные трёхчастные формы – это формы, которые сложены из двух или трёх простых форм (например – простая 3-хчастная + период + простая 3-хчастная). Сложные двухчастные формы чаще встречаются в вокальной музыке (например, в таких формах пишутся некоторые оперные арии), а сложные трёхчастные – напротив, более характерны для инструментальной музыки (это излюбленная форма для менуэта и других танцев).

Сложная трёхчастная форма, как и простая такая же, может содержать в себе репризу, а в средней части – новый материал (чаще всего именно так и случается), причём средняя часть в такой форме бывает двух типов: «типа трио» (если она представляет собой какую-нибудь стройную простую форму) или «типа эпизода» (если в средней части – свободные построения, не подчиняющиеся ни периодической, ни какой-либо из простых форм).

Вариационная форма – это форма, построенная на повторении исходной темы с её преобразованием, причём этих повторений должно быть не менее двух, для того чтобы возникшую форму музыкального произведения можно было отнести к вариационной. Вариационная форма встречается во многих инструментальных сочинениях композиторов классической музыки, да и не менее чаще в композициях современных авторов.

Вариации бывают разными. Например, существует такой вид вариаций, как вариации на остинатную (то есть неизменяемую, удерживаемую) тему в мелодии или басу (так называемые soprano-ostinato и basso-ostinato). Есть вариации фигурационные, в которых при каждом новом проведении тема расцвечивается различными украшениями и прогрессивно дробится, показывая свои скрытые стороны.

Есть и ещё один вид вариаций – характерные вариации, в которых каждое новое проведение темы происходит в новом жанре. Иногда эти переходы к новым жанрам сильно трансформируют тему – вы только представьте, тема может прозвучать в одном и том же произведении и как траурный марш, и как лирический ноктюрн, и как восторженный гимн. Кстати, кое-что о жанрах можно прочитать в статье «Основные музыкальные жанры».

В качестве музыкального примера вариаций предлагаем вам познакомиться с очень известным произведением великого Бетховена.

Л. ван Бетховен, 32 вариации до минор

Рондо – ещё одна широко распространённая форма музыкальных произведений. Вы, наверное, знаете, что в переводе на русский язык с французского слово «рондо» означает «круг». Это не случайно. Когда-то дано рондо было групповым хороводным танцем, в котором общее веселье чередовалось с танцами отдельных солистов – в такие моменты они выходили в середину круга и показывали своё мастерство.

Вот и по музыкальной части рондо складывается из частей, которые постоянно повторяются (общие – их называют рефренами) и индивидуализированными эпизодами, которые звучат между рефренами. Чтобы форма рондо состоялась, рефрен должно провести не менее трёх раз.

Сонатная форма , вот мы и до тебя добрались! Сонатная форма или, как её ещё иногда называют, форма сонатного аллегро – одна из самых совершенных и сложных форм музыкальных произведений.

В основу сонатной формы полагаются две основные темы – одну из них называют «главной» (ту, которая звучит первой), вторую – «побочной». Эти названия означают, что одна из тем проходит в главной тональности, а вторая – в побочной (доминантовой, например, или параллельной). Вместе эти темы проходят различные испытания в разработке, а затем в репризе обычно и та, и другая звучат в одной и той же тональности.

Сонатная форма состоит из трёх основных разделов:

  • экспозиция (представление на суд публики первой, второй и других тем);
  • разработка (этап, на котором происходит интенсивное развитие);
  • реприза (здесь темы, проведённые в экспозиции, повторяются, одновременно происходит и их сближение).

Сонатная форма настолько полюбилась композиторам, что на её основе они создали ещё целый ряд форм, отличающихся от основной модели различными параметрами. Например, можно назвать такие разновидности сонатной формы, как рондо-соната (смешение сонатной формы с рондо), соната без разработки, соната с эпизодом вместо разработки (помните, что говорили про эпизод в трёхчастной сложной форме? Здесь эпизодом может стать любая форма – частенько это вариации), концертная форма (с двойной экспозицией – у солиста и у оркестра, с виртуозной каденцией солиста в конце разработки перед началом репризы), сонатина (маленькая соната), симфоническая поэма (огромнейшее полотно).

Фуга – это форма, некогда царицей всех форм. В своё время фугу считали самой совершенной музыкальной формой, и до сих пор к фугам у музыкантов отношение особенное.

Фуга строится на одной теме, которая затем многократно поочерёдно повторяется в неизменном виде в разных голосах (у разных инструментов). Начинается фуга, как правило, одноголосно и сразу с проведения темы. Тут же этой теме отвечает другой голос, а то, что звучит во время этого ответа у первого инструмента, называют противосложением.

Пока тема гуляет по разным голосам, продолжается экспозиционный раздел фуги, но, как только тема прошла в каждом голосе, начинается разработка, в которой тема может проводиться не полностью, сжиматься и, наоборот, расширяться. Да чего только в разработке не происходит… В конце фуги восстанавливается главная тональность – этот раздел называют репризой фуги.

На этом можно уже и остановиться. Почти все основные формы музыкальных произведений нами названы. Следует иметь в виду, что более сложные формы могут содержать в себе несколько простых – научитесь их обнаруживать. А ещё нередко и простые, и сложные формы объединяются в различные циклы – например, образуют вместе сюиту или сонатно-симфонический цикл.

Ссылка на основную публикацию