Что такое загадка и примеры загадок

О ЗАГАДКАХ – ОПИСАНИЕ СОПОСТАВЛЕНИЙ, ВИДЫ ЗАГАДОК, СОВРЕМЕННОСТЬ

Загадки возникли на Руси в глубокой древности. Их сложил народ. Как и сказки, они в течение многих веков передавались из уст в уста.

В загадках задуманный предмет изображается хитро и замысловато, чтобы отгадывающий поломал голову над ответом.

«Думать хорошо, а отгадать и того лучше»,- говорит пословица.

Большинство загадок построено на сопоставлении двух предметов: предмет, который загадывается, изображается с помощью другого, чем-то похожего.

Например: «Два братца пошли в воду купаться». Это ведра .

Они названы в загадке «братцами», так как похожи друг на друга, как родные братья. Братья «пошли в воду купаться», потому что нельзя набрать воды в ведро, не окунув его в воду, не намочив.

В других загадках указываются лишь признаки или действия того предмета, который нужно отгадать:

Два конца, два кольца,

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

С хвостиком, а не мышь.

часы

Идут круглые сутки,

Не стоят ни минутки,

А все на одном месте.

Иногда разгадать загадку помогают особо подобранные слова. Когда мы произносим такие слова вслух, слышатся звуки, напоминающие те, которые издает загаданный предмет. Вот, например, загадка о косе и косьбе:

Ходит щучка по заводи, Ищет щучка тепла гнезда, Где бы щучке трава густа. Загадки не только интересны, но и красивы. Часто они представляют собой короткие стихотворения, занимательные и остроумные:

В сером армячишке

По дворам шныряет,

На семьдесят дорог;

Никто его не подберет:

Ни царь, ни царица,

Ни красная девица.

Армячишко (армяк) – старинная крестьянская одежда из толстого сукна.

И в наше время создаются загадки.

Могучим работником выглядит в новой загадке трактор: «Идет силач добывать калач». Есть загадки о самолете, железной дороге, радио, телефоне и других изобретениях.

Много интересных и забавных загадок сочинили для детей и наши советские поэты. Вот какую загадку о пиле придумал С. Я. Маршак:

Принялась она за дело,

Завизжала и запела.

А о чем написал свою загадку «Чудесная пещера» К. И. Чуковский, вы наверняка догадаетесь сами:

И мясо и хлеб – всю добычу мою –

я с радостью этим зверям отдаю.

(Василий Васильевич Голубков, Анна Петровна Алексич, Сарра Моисеевна Браиловская) – № 2

№2 – ПРО ЗАГАДКИ

Загадка – один из видов народного творчества. Загадка даёт в скрытом виде (иносказательно) ряд характерных признаков предмета, по которые надо его угадать.

I. Дом а домашнее хозяйство.

сидят на одной палочке.

2. Маленький, горбатенький всё поле обскакал,

целый год пролежал.

3. Утка в море, хвост на заборе.

4. Поля стеклянные,

а межи деревянные.

II Домашние животные.

5. По горам, по долам ходит шуба да кафтан.

6. Посередь двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла.

7. Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу.

8. Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник.

9. По земле ходит, неба не

ничего не болит, а всё

III. Трудовые процессы.

10. Ходит щучка по заводи, ищет щучка тепла гнезда, где бы щучке трава густа.

11. Летят гуськи, дубовые носки,

говорят: то-то-ты, то-то-ты.

12. Ела-ела дуб-дуб, поломала зуб-зуб.

IV. Явления природы

13. Поле не мерено, овцы не считаны, пастух рогат.

14. Без рук, без ног, а ворота отворяет.

15. Красные коромысла через речку повисли.

16. Летит орлица по синему

V. Техника.

17. Летит птица-небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит.

18. Конь стальной,

а пашет и косит.

19. Без языка живёт,

а говорит и поёт.

Загадка – один из видов народного творчества.

Загадка даёт в скрытом виде (иносказательно) ряд характерных признаков предмета, по которые надо его угадать.

Например:

  • Сидит дед кто его раздевает,
  • во сто шуб одет, тот слёзы проливает.

Все, конечно, ответят: это лук. В загадке дан ряд его признаков. Когда начинают чистить луковицу, снимают, как будто верхнюю одежду, один за другим сухие красноватые листочки. Их много – луковица точно закутана в несколько шуб. А кто сильно кутается даже в тёплую погоду?, Конечно, старый человек. Так возникает образ деда, закутанного во сто шуб. Чтобы помочь людям догадаться, что это лук, в загадке указывается и другой его признак – едкий запах. В самом деле, сколько слез прольёшь, пока очистишь луковицу!

  • Чёрненькая собачка, свернувшись, лежит,
  • не лает, не кусает, а в дом не пускает.

Это замок. Отчего он сравнивается с собачкой? Он похож внешне: свернулся, как собачка. Кроме того, замок делает то же, что и собачка: стережёт дом.

Загадки строятся не только на основании зрительного сходства, но и на подражании звукам, издаваемые тем предметом, который требуется отгадать. Таковы, например, в разделе «Трудовые процессы» загадки о косьбе, о молотьбе, о пиле.

Загадки создаются народом с самых древних времён. Они отражают мудрость, одарённость, остроумие народа. Они знакомят нас со старым бытом трудового крестьянина, с предметами древнего крестьянского хозяйства.

Почему про петуха загадывается: «Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу»? А потому, что обычно в дореволюционное время в деревне петух заменял часы.

Народ создаёт много интересных загадок про нашу жизнь, про современную технику. Часто загадка смешит, но в то же время она учит наблюдательности, развивает сообразительность, смекалку.

40 загадок обо всем на свете

В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывет пароход
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь —
Ни морщинки не видать.

Самуил Маршак. «Загадки Маршака», 1930

В брюшке — баня,
В носу — решето,
Нос — хоботок,
На голове — пупок,
Всего одна рука
Без пальчиков,
И та — на спине
Калачиком.

Стоит дуб,
В нем двенадцать гнезд,
В каждом гнезде
По четыре яйца,
В каждом яйце
По семи цыпленков.

В синем небе светляки —
Не дотянешь к ним руки.
А один большой светляк
Изогнулся, как червяк.

Вдруг из черной темноты
В небе выросли кусты.
А на них-то голубые,
Пунцовые, золотые
Распускаются цветы
Небывалой красоты.
И все улицы под ними
Тоже стали голубыми,
Пунцовыми, золотыми,
Разноцветными.

Корней Чуковский. «Мурзилка», № 1, 1945

Речка спятила с ума —
По домам пошла сама.

Самуил Маршак. «Загадки Маршака», 1930

Музыкант, певец, рассказчик —
А всего труба да ящик.

Самуил Маршак. «Загадки Маршака», 1930

Из стены торчу,
Головой кручу,
Мою и пою
Целую семью.

Софья Федорченко. «Ёж», № 7, 1928

Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки,
На меня они глядят,
Молока они хотят.

Страну чудес откроем мы
И встретимся с героями
В строчках,
На листочках,
Где станции на точках.

Анна Рождественская. «Мурзилка», № 7, 1957

Ёжик странный у Егорки
На окне сидит в ведерке.
День и ночь он дремлет,
Спрятав ножки в землю.

Если день нахмурится,
Если дождь пойдет —
Выйдет он на улицу,
Надо мной вспорхнет.

Ходят-ходят два дружка
Вокруг белого кружка,
Ходят-ходят,
Не приходят,
Мерят-мерят,
Не измерят.

Софья Федорченко. «Ёж», № 5, 1928

Нахмурилось небо
(Наверно, не в духе!).
Летают, летают
Белые мухи.
И носятся слухи,
Что белые мухи
Не только летают,
Но даже — не тают!

Борис Заходер. «Избранное», 1981

На раскрашенных страницах
Много праздников хранится.

Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода
Тверда,
Словно каменная!

Корней Чуковский. «: сказки, стихи, загадки», 1959

Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня!

Корней Чуковский. «: сказки, стихи, загадки», 1959

Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец — глупца,
Баран — барана,
Овцу в нем видела овца,
И обезьяну — обезьяна,
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.

Корней Чуковский. «: сказки, стихи, загадки», 1959

Маленькие домики по улице бегут,
Мальчиков и девочек домики везут.

Корней Чуковский. « и другие сказки», 1970

Загадки посложнее

Стучит,
Гремит,
Вертится,
Ходит весь
Свой век,
А не человек.

Кафтан на мне зеленый,
А сердце — как кумач;
На вкус, как сахар, сладок,
На вид — похож на мяч.

Пустые отдыхаем,
А полные шагаем.

Самуил Маршак. «Загадки Маршака», 1930

Он с жадностью пьет —
А не чувствует жажды.
Он бел —
А купается только однажды:
Он смело ныряет
В кипящую воду
Себе на беду,
Но на радость народу.
И добрые люди
(Вот это загадка!)
Не скажут:
— Как жалко.
А скажут:
— Как сладко!

Борис Заходер. «Избранное», 1981

Что загадка эта значит?
Ничего я не пойму:
По листве зайчонок скачет
И рассеивает тьму.

Наш зверок
С вершок.
Носом шмыг, шмыг,
Хвостиком дрыг, дрыг,
А дело делает.

Загадка у меня к вам есть,
Загадка непростая:
Какую букву можно есть,
Когда она пустая?

Нет ушей, а слышит.
Нету рук, а пишет.

Над нами кверху ногами.

Чем больше отдаю,
Тем больше вырастаю,
Величину свою
Отдачей измеряю.

Деревянный брусок,
А на нем растет лесок.

Орехов не ест,
Сахара не просит,
А щипцы с собой носит.

Нина Назарова. «Отгадай-ка», 1959

На листочке,
На страничке —
То ли точки,
То ли птички.
Все сидят на лесенке,
Все щебечут песенки.

Как пошли четыре братца
Под корытом кувыркаться.
Понесли меня с тобой
По дороге столбовой.

Самуил Маршак. «Ёж», № 6, 1928

Красные двери
В пещере моей,
Белые звери
Сидят у дверей.
И мясо, и хлеб — всю добычу мою —
Я с радостью белым зверям отдаю!

Корней Чуковский. Из сборника «Топтыгин и лиса», 1942

Две ноги на трех ногах,
А четвертая в зубах.
Вдруг четыре прибежали
И с одною убежали.
Подскочили две ноги,
Ухватили три ноги,
Закричали на весь дом —
Да тремя по четырем!
Но четыре завизжали
И с одною убежали.

Корней Чуковский. «: сказки, стихи, загадки», 1959

Совсем тяжело!

Лежит, лежит копеечка у нашего колодца.
Хорошая копеечка, а в руки не дается.
Подите приведите четырнадцать коней,
Подите позовите пятнадцать силачей!
Пускай они попробуют копеечку поднять,
Чтоб Машенька копеечкой могла бы поиграть!

И кони прискакали, и силачи пришли,
Но маленькой копеечки не подняли с земли.
Не подняли, не подняли и сдвинуть не могли.

Корней Чуковский. «Чиж», № 2, 1934

В лесу без огня котел кипит.

Эвенкийская загадка. «Мурзилка», № 8, 1961

Дом открыт
со всех сторон.
В доме —
Тысячи колонн.
Над колоннами —
Шатры.
Под колоннами —
Ковры.
Там живут —
И в коврах,
И в колоннах,
И в шатрах.

Читайте также:  Что такое загадки обманки

На ямке, ямке сто ямок с ямкой.

Один — махай,
Четыре — гуляй,
Два — детям страсть,
Четыре — всем сласть.

Лев Зилов. «Двор да изба народу гурьба», 1927

Радио ArzamasЧто мы знаем об этрусках

Новый курс Александра Бутягина об истории загадочной цивилизации, которая была главным конкурентом древних римлян в Италии. Как жили, развлекались, умирали этруски и куда они в итоге делись

100 самых интересных загадок с ответами

Кто же не любил в детстве поломать голову над веселыми и смешными загадками? Разгадывать их было настоящим увлечением, которое приносило неописуемый восторг и радость.

Первые загадки, какими мы знаем их сейчас, метафорические выражения, в которых один предмет изображается посредством другого, появились еще у древних греков. Но особенную популярность они приобрели во времена расцвета Римской империи, когда такие мыслители и мудрецы как Вергилий, Овидий и Цицерон забавляли других собственноручно сочиненными рифмованными загадками.

Что же касается нашей культуры, то в народном фольклоре они закрепились во времена Петра I. А уже чуть позже вышли в свет первые сборники загадок, собранные нашими этнографами, такими как В. Левшин (1773 г.), Г. Илькевич (1841 г.) и А. Сементовский (1851 г.). Сегодня же загадки — это главная потеха для детей, хотя и взрослые ими тоже не брезгуют. Notagram.ru собрал самые интересные, забавные, народные и современные загадки.

100 самых интересных загадок с ответами

100 самых интересных загадок с ответами

Под гору — коняшка, в гору — деревяшка.
(Санки)

На деревья, на кусты с неба падают цветы. Белые, пушистые, только не душистые.
(Снег)

Сидит в темнице, красная девица, а коса на улице.
(Морковь)

Зимой — звезда, весной — вода.
(Снежинка)

Кто зимой холодной ходит злой, голодный?
(Волк)

Не лает, не кусает, а в дом не пускает.
(Замок)

Сто одёжек и все без застежек.
(Капуста)

Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает.
(Лук)

Белые поросятки прилегли на грядке.
(Кабачки)

100 самых интересных загадок с ответами

И сияет, и блестит, никому оно не льстит.
(Зеркало)

В доску спрячется бедняжка — чуть видна его фуражка.
(Гвоздь)

Зимой и летом одним цветом.
(Ёлка)

Сперва блеск, за блеском — треск!
(Гроза)

Рыжая плутовка, хитрая да ловкая, в сарай попала, кур пересчитала.
(Лиса)

По лужку он важно бродит, из воды сухим выходит, носит красные ботинки, дарит мягкие перинки.
(Гусь)

К нам приехали с бахчи полосатые мячи.
(Арбуз)

Белые горошки на зелёной ножке.
(Ландыш)

Зубы в пасти в три ряда. Это целая беда. Этот хищник знаменит, тем, что он — морской бандит.
(Акула)

100 самых интересных загадок с ответами

Мы — лесные жители, мудрые строители. Из иголок всей артелью строим дом себе под елью.
(Муравьи)

По реке плывет бревно. Ох, и злющее оно!
(Крокодил)

Заворчал живой замок, лег у двери поперек. Две медали на груди. Лучше в дом не заходи!
(Собака)

Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу.
(Петух)

Все время стучит, деревья долбит. Но их не калечит, а только лечит.
(Дятел)

Сам пустой, голос густой, дробь отбивает, шагать и петь помогает.
(Барабан)

Упадет — поскачет, ударишь — не плачет.
(Мяч)

Ах, не трогайте меня: обожгу и без огня!
(Крапива)

Этот конь не ест овса, вместо ног — два колеса. Сядь верхом и мчись на нём, только лучше правь рулём.
(Велосипед)

100 самых интересных загадок с ответами

То назад, то вперед, ходит, бродит пароход. Остановишь — горе! Продырявит море!
(Утюг)

Полюбуйся, посмотри — полюс северный внутри! Там сверкает снег и лед, там сама зима живет.
(Холодильник)

В нашем доме под окошком есть горячая гармошка: не поет и не играет — она дом обогревает.
(Батарея отопления)

Я в любое время года и в любую непогоду очень быстро в час любой провезу вас под землей.
(Метро)

Начинает он копать, заменяет сто лопат.
(Экскаватор)

Грянул гром, веселый гром, засверкало все кругом! Рвутся в небо неустанно разноцветные фонтаны.
(фейерверк)

Два братца глядятся, а вместе не сойдутся.
(Пол и потолок)

Конь стальной, хвост льняной.
(Иголка с ниткой)

Без огня горит, без крыльев летит, без ног бежит.
(Солнце, тучи, река)

100 самых интересных загадок с ответами

Без рук, без топорёнка построена избенка.
(Гнездо)

Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный.
(Арбуз)

В сенокос — горька, а в мороз — сладка. Что за ягодка?
(Калина)

Синий мундир, белая подкладка, в середине — сладко.
(Слива)

Накормишь — живёт, напоишь — умрёт.
(Огонь)

Чем больше взяли, тем больше стала.
(Яма)

Чего в гору не выкатить, в решете не унести и в руках не удержать?
(Вода)

Тебе дано, а люди им пользуются.
(Имя)

Один говорит, двое глядят, двое слушают.
(Язык, глаза, уши)

100 самых интересных загадок с ответами

Бусы красные висят, из кустов на нас глядят, очень любят бусы эти — дети, птицы и медведи.
(Малина)

Ни зверь, ни птица, носок как спица. Летит — пищит, сядет — молчит.
(Комар)

Вот иголки и булавки выползают из-под лавки. На меня они глядят, молока они хотят.
(Ёж)

Косоглазый, маленький, в серой шубке старенькой.
(Заяц)

Рыжая, с пушистым хвостом, живет в лесу под кустом.
(Лиса)

Маленький рост, длинный хвост, серая шубка, острые зубки.
(Мышь)

Ночью не спит, мышей сторожит.
(Кошка)

Не барашек и не кот, носит шубу целый год. Шуба серая — для лета, для зимы — другого цвета.
(Заяц)

Бел, а не сахар, нет ног, а идет.
(Снег)

100 самых интересных загадок с ответами

Не пекарь, а печёт-румянит.
(Солнце)

Через море-океан плывёт чудо-великан, прячет ус во рту, растянулся на версту.
(Кит)

Целый день летает, всем надоедает, ночь настаёт, тогда перестаёт.
(Муха)

Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик.
(Стрекоза)

Узнать его нам просто, узнать его легко: высокого он роста и видит далеко.
(Жираф)

В зоопарке, верь, не верь, проживает чудо-зверь. У него рука — во лбу, так похожа на трубу!
(Слон)

Я горбатый, но нравлюсь ребятам.
(Верблюд)

Кто на ветке шишки грыз и бросал объедки вниз?
(Белка)

Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь.
(Осёл)

100 самых интересных загадок с ответами

Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи подбирает.
(Воробей)

Спереди — шильце, сзади — вильце, сверху — черное суконце, снизу — белое полотенце.
(Ласточка)

Я — услужливый пузан. Всех охотно угощаю. То молчу, как истукан, а то песни распеваю.
(Самовар)

Лежит свинка, иголками истыкана спинка.
(Наперсток)

Два близнеца, два братца, на нос верхом садятся.
(Очки)

Две плетенки, две сестренки, из овечьей пряжи тонкой, как гулять — так надевать, чтоб не мерзли пять да пять.
(Варежки)

Живет в нем вся Вселенная, а вещь обыкновенная.
(Телевизор)

Без ног и без крыльев оно, но так летит, что не догонишь его.
(Время)

Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят.
(Месяцы)

100 самых интересных загадок с ответами

Два конца, два кольца, посредине гвоздик.
(Ножницы)

Течет-течет — не вытечет, бежит-бежит — не выбежит.
(Река)

Пустые отдыхаем, а полные шагаем.
(Сапоги)

Бежит, гудит. В два глаза глядит, а только красный засияет — как вкопанный станет.
(Автомобиль)

Один брат ест и голодает, а второй – идет и пропадает.
(Огонь и дым)

Лежит на спине – никому не нужна. Прислони к стене – пригодится она.
(Лестница)

Одной рукой всех встречает, другой — провожает.
(Дверная ручка)

Висит груша — нельзя скушать.
(Лампочка)

Льется речка — мы лежим. Лед на речке — мы бежим.
(Коньки)

100 самых интересных загадок с ответами

В поле лестница лежит, дом по лестнице бежит.
(Поезд)

Он идет, волну сечет, из трубы зерно течет.
(Комбайн)
Пять ступенек — лесенка, на ступеньках — песенка.
(Ноты)

В голубенькой рубашке бежит по дну овражка.
(Ручеек)

Над цветком порхает, пляшет, веерком узорным машет.
(Бабочка)

Восемь ног, как восемь рук, вышивают шелком круг.
(Паук)

Бьют меня палками, мнут меня скалками, жгут меня огнем, режут меня ножом; а за то меня так губят, что все меня любят.
(Хлеб)

Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно.
(Лёд)

Пушистая вата плывет куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе.
(Облака)

Иллюстрация: на превью: Б. Дехтерев

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Какие бывают загадки?

А и Б сидели на трубе
(Авторское название: Какие бывают загадки?)

Отгадывание загадок – весёлый и интересный процесс, приносящий удовольствие и детям, и взрослым, он дарит богатые возможности для развития речи, внимания, мышления и воображения ребенка. Прежде чем начать загадывать ребенку загадки, полезно узнать, какие они бывают. А загадки бывают разные! А еще нужно подбирать загадки по степени сложности в зависимости от возраста ребенка и уровня его индивидуального развития.

Описательные загадки
Мы предлагаем начинать с описательных загадок, отгадки на которые найдут даже самые маленькие: перечислите важные особенности и характерные детали предмета, явления или живого существа, о котором идет речь. Описательные загадки можно упрощать или усложнять, давая более краткий или развернутый варианты описаний. Так как всегда желательно опережать актуальный уровень развития ребенка (то, что он уже знает и умеет на данный момент), советуем задавать сначала более сложный (краткий) вариант описательной загадки, и, конечно, давать время подумать. Но если видите, что ребенку пока сложно, можно загадать более легкий (развернутый) вариант. Например:

Это животное самое большое на нашей планете. Кто это? (слон)
Он большой и добрый. У него большие уши, короткий хвостик и длинный хобот. Кто это? (слон)

Про него говорят «царь зверей». Кто это? (лев)
Он хищник. Живёт в Африке. У него есть густая грива. Кто это? (лев)

Она сделана из металла. Ею управляют при помощи руля. Что это? (машина)
У нее четыре колеса. Она едет по дороге и сигналит: БИ-БИ! Что это? (машина)

Рифмованные загадки
В некоторых загадках-стихотворениях предлагается назвать в качестве отгадки последнее слово в строке. Совпадение рифмы со словом предыдущей строки – это дополнительная подсказка при отгадывании. Рифма подскажет отгадку и поможет ребенку почувствовать себя успешным, поверить в свои силы. Такие занятия доступны самым маленьким и малыши очень любят такие загадки. Рифмованные могут быть совсем короткие – всего по две строки, и подлиннее. Например:

Быстро прячется от страха
В панцирь твердый… (черепаха)

Проснулась утром рано
И корчит рожи… (обезьяна)

Читайте также:  Что такое супериор рум

До чего огромный рот!
Пасть разинул… (бегемот)

Хвост как веер, гордый взгляд,
Не одежда, а наряд.
Пусть завидуют вокруг:
Птица важная… (индюк)

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут её… (лиса)

Если лапы вместо рук,
Если самый верный друг,
Если забияка,
Значит друг… (собака)

Загадки-обманки
Загадки-обманки также предлагают в качестве ответа слово-рифму, вот только это подсказка наоборот – путаница, неправильное слово. Отгадывание таких загадок требует от ребенка внимательности и сосредоточенности: ребенок должен не поддаться на подсказку-обманку и не позволить себя запутать, дать правильный ответ, который не созвучен стихотворению. Одновременно это очень веселое занятие, особенно если играть в группе детей и предлагать для выбора правильного ответа наборы картинок, в которых присутствуют как подходящие, так и неподходящие изображения. Например:

На заборе поутру
Кукарекал… (не кенгуру, а петух)

Кто любит по ветвям носиться?
Конечно, рыжая… (не лисица, а белка)

Дочерей и сыновей
Учит хрюкать… (не соловей, а свинья)

В чаще голову задрав,
Воет с голоду… (не удав, а волк)

Загадки-стихотворения
Стихотворные загадки бывают разного уровня сложности. В более простых загадках смысл достаточно прозрачен, строится на уже имеющихся у ребенка знаниях об окружающем мире, его практическом опыте, описан простыми, понятным дошкольникам словами. Например:

Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не лениться.
(мыло)

Меня не растили –
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза – угольки,
Руки – сучки.
Холодная, большая,
Кто я такая?
(снежная баба)

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(медведь)

Образные загадки
В более сложных стихотворных загадках смысл представлен образно, он завуалирован. Для отгадывания таких загадок необходимо обладать большим словарным запасом, высоким уровнем мышления и воображения. Обратите внимание, что дети любят отгадывать такие загадки, только если они уже знакомы, а при отгадывании новых загадок испытывают трудности. Стихотворные загадки со скрытым смыслом слишком сложны для малышей, советуем предлагать их детям среднего и старшего дошкольного возраста. Если ребенку трудно отгадывать такие загадки, используйте разные виды подсказок: предложите несколько картинок, одна из которых является отгадкой; подскажите первую букву в слове – например, «Слово-отгадка начинается на букву К»; дайте дополнительную информацию – укажите характерные черты и свойства объекта. Не пожалейте времени на обсуждение ответов ребенка, попросите объяснить их содержание, обратите его внимание, что у некоторых загадок могут быть несколько вариантов ответов. Научите ребенка внимательно слушать и анализировать информацию, обращать внимание на детали, и в будущем он прекрасно справится с такими непростыми загадками без вашей помощи. Примеры загадок:

Без рук, без ног,
А ворота отворяет.
(ветер)

Четыре братца
Под одной крышей стоят.
(стол)

Сидит красная девица в темнице,
А коса на улице.
(морковь)

Загадки-«самоделки»
Это загадки, которые придумывает и загадывает сам ребенок. Обязательно нужно учить ребенка не только отгадывать загадки, но и придумывать описательные загадки самостоятельно. Вначале это представляет для ребенка значительные трудности. Например, пытаясь загадать загадку про мяч, ребенок говорит: «Мяч круглый и синий. Что это?» Но немного тренировки – и успех гарантирован! Для начала помогите ребенку: придумайте начало предложений-описаний, а он пусть закончит и задаст вопрос «Кто это?» или «Что это?» Загадывать и отгадывать загадки-«самоделки» можно и дома, и на прогулке, и в транспорте. Благодаря этой игре Ваш ребенок научится анализировать информацию, выделять в окружающих предметах и явлениях важные свойства и детали. Помните: именно загадывание ребенком загадок позволяет сделать прорыв на новый уровень развития мышления! Вот примеры сочинения описательных загадок с помощью взрослого и с использованием реальных предметов и игрушек, или картинок:

Игрушка – красный мяч.
По форме он… (круглый). По цвету он… (красный). С ним можно играть так… (катать, подбрасывать, бить об пол и стену). Что это?

Картинка – гроза.
На улице… (темно). Поднялся сильный… (ветер), сверкнула… (молния), загрохотал… (гром). Значит, началась… Что? (гроза)

Картинка – зебра.
Она живет в… (Африке). Она умеет… (скакать). Она вся в белую и черную… (полоску). Кто это?

Подбирая загадки разного уровня сложности, особое внимание уделяйте иллюстрациям к ним. Помните, что наличие картинок отгадок перед глазами ребенка – это серьезная подсказка. А восприятие загадки только на слух – это намного более сложная задача для мышления ребенка.
Итак, с загадками можно играть не только по готовым книгам и пособиям. Предлагая ребенку интересную игру в загадки и отгадки, вы можете подобрать загадки и иллюстрации к ним самостоятельно, а также придумать вместе с ребенком новые загадки – описательные или короткие стихотворные с простейшими рифмами. Развивайте мышление и воображение ребенка с удовольствием!

При копировании материалов с сайта elenayanushko.ru ссылка на источник обязательна! опубликовано 26.05.2011

Анонс новых книг!
Осенью ожидается выход серии из трёх книг – это эффективные, проверенные временем методики развивающих занятий с детьми 1-3 лет по основным направлениям развития.

Загадка

Загадка — метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое, сходство; на основании последнего и должен отгадать задуманный предмет. В древности загадка — средство испытания мудрости, теперь — народная забава. Загадки встречаются у всех народов, на какой бы ступени развития они не стояли.Пословица и загадка отличаются тем,что загадку нужно отгадать, а пословица это поучение.

По своей форме народные загадки примыкают к пословицам: та же мерная, складная речь, то же частое употребление рифмы и созвучия слов. Иногда только вопросительная форма делает из пословицы, присловья или поговорки загадку; пример: «Сидит на овчине, а бьёт соболей» (промышленник).

Содержание

История

В древнейших загадках отражалась первобытная мифическая символизация; поэтический образ служил здесь отчасти для описания, отчасти для объяснения явлений природы и окружающей среды. С течением времени это значение загадок утратилось; осталась лишь её иносказательная аллегорическая форма, уцелел её сильный, образный язык, и народ стал смотреть на загадки, как на простое упражнение ума. В древности загадкам приписывалось особое таинственное значение: в народном эпосе она является одним из видов так называемого «Божьего суда»: отгадывание загадки ведёт к исполнению желаний, освобождает от опасности . Загадывание и отгадывание загадки, состязание в загадках составляет весьма распространённый мотив народного эпоса и создавшейся под его влиянием книжной литературы. Эта специальная литература «вопросов и ответов» обнимает массу произведений всех веков и народов, и в индийской поэзии, и в «Эдде», и в «Калевале» встречаются повторения одного и того же мотива. Русские и другие славянские песни с загадками в общем примыкают к циклу сказаний о «мудрой девице» и клонятся к доказательству того, что невеста не глупее жениха [1] . Несравненно меньше известно сказок с загадками [2] . Есть и загадки в чисто сказочной форме; этих ещё меньше (у А. Афанасьева № 185).

У древних греков загадки в древнейшее время находились в связи с изречениями оракулов и в основном излагались гекзаметрами. Семь мудрецов прибегали к загадкам в дидактических целях; особенно много загадок оставил Клеобул. Поэты также охотно вплетали в свои произведения изречения в форме загадкок (ср. Ohlert, «Rätsel und Gesellschafts spiele der alten Griechen», Б., 1886).
Римляне были менее склонны к подобным упражнениям ума; однако и Вергилий, и Цицерон забавлялись в часы досуга сочинением загадкок.

В более позднее, христианское время под влиянием чтения книг Священного Писания, где загадки местами также играют видную роль (Самсон, царица Савская), появилось множество произведений, содержанием которых служат «мудрые вопросы» о предметах библейских или о происхождении всего существующего. Из германской поэзии сюда относится Вартбургская война и стихотворение XIV в. Trougemund, в котором повторяется весьма распространенный мотив о состязании в загадках между много странствовавшим путником и хозяином; на русской почве — стих о Голубиной книге, Беседа трёх святителей, Пчела, Даниил Заточник.

В XVII в. вновь возникла мода на загадки. Во Франции их сочиняли Фенелон, Буало, Жан-Жак Руссо и другие. В Германии Шиллер оставил несколько истинно поэтических загадок. Не столько поэтичностью формы, сколько юмором и остроумием отличаются загадки Гебеля и Шлейермахера, затем Гауффа, Шмидлина, Брентано и других немецких поэтов. В России В. Левшин издал в 1773 г. «Загадки, служащие для невинного разделения праздного времени» (Москва). Превосходная поэтическая загадка составлена В. А. Жуковским («На пажити необозримой, не убавляясь никогда, скитаются неисчислимы сереброрунные стада» и т. д.), в основу её положена одна из наиболее характерных народных загадок с мифологическим содержанием — малорусская: «Поле немиряне, вивци нещитани, пастух рогатый», или великорусская: «поле полянское, стадо лебедянское, пастух вышинский» (то есть месяц, пасущий звёздное стадо).

Научное собирание народных загадок началось с Сахарова (в его «Сказаниях русского народа о семейной жизни своих предков», 1837); затем появились сборники сначала малорусских, а вскоре и великорусских загадок:

  • Г. Илькевич, «Галицкие приповедки и загадки» (В., 1841); , «Малороссийские и галицкие загадки» (Киев, 1851, и СПб., 1872);
  • Худяков, «Великорусские загадки» (М., 1861); , «Пословицы русского народа. Сборник пословиц, поговорок,… З., поверий и проч.» (М., 1862, и СПб., 1879);
  • Евлентьев, «Сборник З.» («Псковские губернские ведомости», 1864, № 35-39, 44 и 45 и 1865, № 2-5; преимущественно книжные З.);
  • Номис (М. Т. Симонов), «Украіиньскі приказки, прислівья и таке инше» (СПб., 1864 — до 500 З.);
  • «Труды этнографическо-статистической экспедиции в Западно-Русский край. Материалы, собранные Чубинским» (т. I, СПб., 1872);
  • Д. Садовников, «Загадки русского народа» (СПб., 1875, 2504 З.);
  • Романов, «Белорусский сборник» (т. I, Киев, 1886), М. Комаров, «Нова збирка народних малоруських прыказок, прысливъив, помовок, загадок и замовлян» (Од., 1890);
  • П. Шейн, «Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края» (т. II, СПб., 1893).
  • Загадки, относящиеся до малорусской хаты, сообщены П. И(вановым) в «Харьковском сборнике» (вып. 3, 1889).

В Западной Европе первый немецкий сборник загадок вышел в Страсбурге в 1505 г. (новое издание его Brutsch’a, там же 1875). Во Франции аббат Cotin изд. «Recueil des é nigmes de ce temps» (1646), a Ménétrier составил «Traité des énigmes» (1694). Старинные немецкие загадки издал Simrock, «Deutsches Rätselbuch» (3 изд., 1874), актуальные — Ohnesorg, «Sphinx» (Б., 1833-35) и Hoffmann, «Grosser deutscher Rätselscbatz» (Штутгарт, 1874).

Сборник загадок

Человек начал создавать загадки в глубокой древности.

Загадка характеризуется как «замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего» (из «Литературной энциклопедии»). По определению В.И. Чичерова, «загадка – это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса».

Читайте также:  Что такое супер сус

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию.

Способы построения загадок разнообразны. Чаще всего загадка строится на перечислении признаков предмета, явления. Признаки могут быть как внешние (внешний вид), так и внутренние, а также действия предмета, действия с предметом.

Решение логических задач подобного типа основано на анализе (выделении всех признаков), синтезе (объединении их в целое), сравнении и классификации. Достаточное количество признаков и их конкретность позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.

Сопоставление предметов и явлений, проведение между ними неожиданных, но схожих параллелей является естественным процессом изучения окружающего мира. И составление загадки, и ее разгадывание требуют от ребенка пристального наблюдения за объектами окружающего мира, выявления в них характерного, типичного. Загадки развивают наблюдательность, учат воспринимать мир многогранно и образно, помогают развивать такие операции мышления как: анализ и синтез. классификацию и обобщение, абстрагирование.

В разделе « Состав и свойства объектов» курса «Информационная культура» для формирования умения отражать свойства предметов через их характеристики была выбрана такая форма работы как составление загадок. Данные загадки были составлены детьми на уроках и дома, совместно с родителями. После составления загадок дети, во-первых, отгадывали загадки, составленные одноклассниками, во-вторых, анализировали предложенные загадки и определяли правильность составления загадок, при необходимости корректировали формулировки загадок. Проведенная работа позволила сформировать умение составлять загадки по принципу перечисления свойств предметов и явлений, их сравнения с другими объектами. В процессе отгадывания, а главное – составления загадок у детей активно развивались мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение), формировалось умение решать логические задачи. Также данная форма работы положительно повлияла на сплочение коллектива класса, т.к. проводилась не индивидуально, а совместно всеми детьми и при коррекции загадок дети учились помогать друг другу.

В сборник вошли загадки, составленные учащимися ЗА класса МОУ С ОIII №1.

Данный сборник загадок предназначен для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сборник будет также полезен учителям начальных классов как для развития мышления в процессе отгадывания загадок, так и в качестве примеров при проведении подобной работы с детьми.

Загадки

Сам большой он, пребольшой,
хвост шнурком, уши лопушком.
Угадайте, речь о ком?
(Слон)

Пушистый, а не кот, холодный, а не мороженое, блестит, а не зеркало.
(Снег)

Не птица, а летает, не машина, а ездит, не автобус, а возит.
(Самолет)

Как трава зеленый, играет, как на скрипке, прыгает, как лягушка.
(Кузнечик)

Есть усики, а не таракан,
Есть крылья, а не птица,
Разноцветная, как картинка.
(Бабочка)

Как мяч круглый, как тельняшка полосатый.
(Арбуз)

Сидит светлячок на ножке, на голове – шляпка.
(Настольная лампа)

Есть рука, а не человек,
есть хобот, а не слон,
есть крыша, а не дом.
(Чайник)

Светит, а не лампа, греет, а не печка, искрит, а не огонь.
(Солнце)

Не самолет, а летает,
не певец, а поет,
не человек, а разговаривает.
(Попугай)

Бежит, дымит – печка на колесах везет веселых ребят.
(Паровоз)

С хвостиком, как поросенок, полосатый, как зебра, с семечками, как подсолнух.
(Арбуз)

Есть крылья, как у птицы, и хвост, как у зверя, а вместо колес – шасси.
(Самолет)

Cобака, а кусается, не клубок, а пушистый, не ребенок, а играть любит.
(Котенок)

Не газета, а со страницами, не учитель, а учит.
(Книга)

Белая, как снег,
Сладкая, как конфета,
На палочке, как чупа-чупс.
(Сладкая вата)

Ходит тихо, как улитка; есть панцирь, а не рыцарь.
(Черепаха)

Появляется всегда после дождя, есть волны, как на море, и отражается все, как в зеркале.
(Лужа)

Круглый, волосатый; внутри – белый; снаружи – коричневый.
(Кокос)

Летает, а не бабочка,
Жужжит, а не жук,
Собирает пыльцу, а не оса.
(Шмель)

Не каток, а разглаживает, не паровоз, а пыхтит, трубы нет, а пар идет.
(Утюг)

Прыгает, как лягушка, и стрекочет, как сверчок.
(Кузнечик)

Не пароход, а ползет, не змея, а шипит, не печка, а горячий.
(Утюг)

Может сидеть на ветках, но не птица,
ползает по деревьям, но не белка,
ходит, а не человек.
(Медведь)

Зверь усатый, полосатый, рычит, когда на него нападают.
(Тигр)

В шляпе, а не человек, стоит на одной ножке, а не цапля, живет в лесу, а не зверь.
(Гриб)

Сборник загадок для детей

Сборник загадок для детей

Загадки — вид устного народного творчества, это замысловатый вопрос или иносказание, требующие ответа. Они выражены в краткой и занимательной форме, чаще всего в стихотворной. Созданные народом на протяжении многовековой истории, они составляют неоценимое богатство его языка. Использование загадок поможет учителям оживить уроки, сделать их более интересными, а значит, и усвоение материала — более глубоким и прочным. Загадки развивают любознательность у детей, интерес к родному языку, способствуют развитию речи учащихся.

Они заставляют ребенка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать его с другими словами, находить в них сходство и различие. Уже одно это имеет немаловажное значение для выработки у школьников умения выделять главное, основное в наблюдаемом явлении природы или в каком-то понятии. Для самого процесса обучения это и есть тот опорный пункт, на котором сосредоточивается внимание, вокруг которого формируется полное представление об изучаемом предмете или явлении. Их сущность, самые особенные их черты народная мудрость выражает очень легко и просто, обыденными, всем понятными словами, что представляет несомненную педагогическую ценность, особенно в период начального обучения. Вот как, например, народная загадка говорит о сущности радио: «В Москве говорит, а у нас слышно»; о телевизоре: «Не радио, а говорит; не театр, а показывает»; о горизонте: «Виден край, да не дойдешь».

Загадки способствуют развитию у детей наблюдательности и пытливости, формированию поэтического взгляда на действительность. Они имеют и ту ценность, что вызывают положительные эмоции интересной выдумкой и неожиданной разгадкой. Эти особенности загадок определяют их богатые дидактические возможности. Загадка может быть использована, чтобы сосредоточить внимание учащихся на каком-то изучаемом понятии, предмете, слове, букве, звуке и т. д. Полезным для этого может стать как содержание загадки, так и ее отгадка.

Взять хотя бы букварный период обучения чтению. Чтобы подвести учеников к выделению определенного звука или буквы, учитель может прибегнуть к загадке. Вот один из примеров. На уроке, посвященном выделению звука и буквы «ж», можно использовать слово жук. Но одно дело просто его произнести, показать рисунок с изображением жука. И совсем другое — начать с загадки. Скажем, вот такой:

Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь.

Радость, вызванная самим звучанием строк и тем, что ребенок отгадал загадку, создаст положительный настрой, будет способствовать лучшему усвоению программного материала.

Загадки могут быть применены на уроках русского языка при изучении правил правописания и на занятиях по выработке навыков грамотного письма. С этой целью в сборнике предлагаются загадки, содержащие немало сочетаний букв, при написании которых учащиеся чаще всего допускают ошибки, слов с безударными гласными, звонкими и глухими согласными и т.д. Таковы, к примеру, загадки: «Поселились мудрецы в застекленные дворцы, в тишине, наедине открывают тайны мне» (Книги); «Два домика-теплушки подарены Танюшке» (Варежки); «На листочке, на страничке — то ли точки, то ли птички. Все сидят на лесенке и щебечут песенки» (Ноты). Их можно использовать в качестве заданий для разбора правил написания, текста для записи по памяти и различных тренировочных, упражнений. Все разделы сборника содержат богатый материал для проведения такой работы.

Несомненную помощь учителю окажут загадки при ознакомлении учащихся с явлениями природы, животным и растительным миром. В результате наблюдений человек выделил их характерные черты, индивидуальные особенности. Это воплотилось в различных произведениях устного народного творчества, в том числе и в загадках. Вряд ли можно, например, охарактеризовать мох лучше, чем в народной загадке: «Мягок, а не пух. Зелен, да не трава». А вот как о растении: «Дышит, растет, а ходить не может»; о волке: «Зубовато, серовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет». Используя в своем рассказе или беседе подобные загадки, учитель сделает их образными, запоминающимися. Загадка заставит учеников поразмышлять, выделить в изучаемом существенное, особенное.

Разнообразны возможности использования загадок во внеклассной работе как для расширения и совершенствования знаний, полученных на уроках, так и в воспитательных целях. Для учащихся начальных классов в каждой школе установились традиционные праздники новогодней елки, прощание с букварем, праздники проводов осени, встречи весны, экскурсии в природу, на производство и т. п. Во всех этих мероприятиях найдется место загадке. Кто больше всех отгадает загадок; кто больше других знает загадок по определенной тематике; кто придумает лучшую загадку о названном предмете или явлении— подобные и иные конкурсы не только вносят в праздник веселый дух состязательности, остроумия, находчивости, но и способствуют расширению кругозора учащихся. В зависимости от поставленной задачи и конкретных условий учитель сможет воспользоваться материалом, предложенным в книге, организуя воспитательную работу со школьниками.

Так как сборник предназначен для начальной школы, то в него включены загадки, которые по содержанию доступны учащимся младших классов. Это не исключает его разнообразное использование в процессе работы и с учащимися IV—VI классов, с учетом специфики изучаемого предмета или внеурочной работы.

Учитывая целевое и читательское назначение сборника, загадки систематизированы по тематическому признаку. В основных разделах, для удобства пользования, выделены подразделы, содержание которых отражает более узкую тематику задач. Так, например, раздел «Домашние и дикие животные» объединяет загадки о насекомых, птицах, земноводных, пресмыкающихся и т. д. Под каждой загадкой дана отгадка. В конце сборника помещен Алфавитный указатель отгадок, который поможет быстро найти нужный учителю материал.

В книгу включены русские народные загадки, народные загадки советского времени, а также загадки советских авторов: Е. Благининой, Р. Батова, С. Маршака, В. Мусатова, И. Найденова, Е. Новичихина, А. Рождественской, Е, Серовой, О. Тарнопольской, Л. Ульяницкой, В. Фетисова, К. Чуковского, Б. Ширшова и других.

↑ Школа

Черные птички
На каждой страничке,
Молчат, ожидают,
Кто их прочитает.

Сели на странички
Тридцать три сестрички.
Сели рядом — не молчат,
Нам загадки говорят.

Ссылка на основную публикацию