Что такое сунна в исламе как определение

Что такое Сунна в Исламе?

Су́нна (араб. سنة‎‎) в переводе с арабского означает путь, дорога. В исламском законодательстве под Сунной имеют в виду высказывания и действия пророка Мухаммеда, т. е. жизненный путь пророка с того момента как он стал пророком, то есть хадисы. Сунна является вторым источником шариата после Корана. Сунниты и шииты считают сунны столь же боговдохновенными, как и Коран. Также существует Сунна праведных халифов

Сунна в шариате
Второе значение сунны — это дела, совершение которых желательно, но не обязательно. Обязанности, которые по преданию выполнял пророк Мухаммед (меиб) . Сунна состоит из двух частей:
правила, которые требуется исполнять постоянно, пропуская лишь в крайне редких случаях. Например «сунна» утреннего, первая и вторая «сунна» полуденного, «сунна» вечернего и вторая «сунна» ночного намазов.
правила, выполняемые непостоянно. Например, «сунна» послеполуденной молитвы и первая «сунна» ночной молитвы.

Проблема соотношения сунны и Корана занимает важное место в трактатах по основам религии (усул ад-дин) . В 9—10 вв. в трудах по основам фикха обсуждался вопрос допустимости иных источников решения правовых казусов, кроме Корана и сунны.

Сунной имеют в виду высказывания и действия пророка Мухаммада (с. а. с) , т. е. жизненный путь пророка с того момента как он стал пророком, то есть хадисы. Сунна является вторым источником шариата после Корана. Сунниты и шииты считают сунны столь же боговдохновенными, как и Коран. Также существует Сунна праведных халифов.

بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ
ассаламу алейкум ва рахматуЛлах.
«То, что приводится в особенности от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, то, относительно чего не указано в Коране, а указано с его стороны, мир ему и благословение Аллаха, и является разъяснением того, что написано в Коране» , [аль-мувафакат, Аш-Шатиби, стр. 47].
«То, что подтверждается от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, в не предписанном (не фард) и, ни ваджиб (обязательном) виде» , [иршадуль-фухуль, Аш-Шаукяни, стр. 31].
«То, что сообщается от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, из слова, или действия, или утверждения, или из природного или нравственного качества, или образа жизни [Сунна и его место в исламском законодательстве, Ас-Сибагы, стр. 47].

брат, ДжазаКа Ллаху хайру, ты задал хороший вопрос, это хорошо, что ты ищешь знания. я посоветовал бы тебе (если ты не против) задавать вопросы не на таких сайтах, где проверить правильность ответа не так и лекго, а на сайтах алимов ахли сунна валь джамаа.

Во Имя АЛЛАХА Милостивого и Милосердного

5.10 Помните благодеяние вам Бога и завет Его, в который вы вступили, когда сказали: « слушаем и повинуемся! » Бойтесь Бога; истинно, Бог знает внутренность сердец.

5.11 Верующие! Будьте стойки пред Богом, будьте свидетелями правдивыми; ненависть каких либо людей не должна доводить вас до того, чтобы вам быть несправедливыми: будьте справедливы; это самое близкое к благочестию. Бойтесь Бога; истинно, Бог ведает, что делаете вы.

5.12 Верующим и делающим доброе Бог дал обетование: им прощение и великая награда.

5.13 А неверные и считающие наши знамения ложными – они будут в пламени геенском.

5.14 Верующие! Помните благодеяние вам Бога: вот, некоторые люди умыслили поднять на вас свои руки, а Он отклонил от вас руки их. Так бойтесь Бога; на Бога да уповают верующие!

5.15 Некогда Бог вступил в завет с сынами Израиля, и Мы воздвигли среди них двенадцать вождей. Бог сказал: Я с вами; истинно, если вы будете совершать молитву, будете давать очистительную милостыню, будете веровать в посланников моих, будете содействовать им, будете ссужать Бога прекрасною ссудою: то Я очищу ваши прегрешения, введу вас в сады, по которым текут реки. А кто из вас после сего останется неверным, тот уклоняется от прямого пути.

5.16 За то, что они нарушили завещанное им, Мы прокляли их и сделали сердца их жесткими. Они переставляют эти слова из своих мест и забыли часть того, чему были научены. Ты непрестанно встречаешься с вероломством их, за исключением немногих из них. Прости им будь невзыскателен. Истинно, Бог любит тех, которые хорошо обходятся с другими.

5.17 С теми, которые называют себя Назарянами, Мы вступали в завет: но они забыли часть того, чему были научены; за то Мы возбудили в них взаимную вражду и ненависть до дня воскресения. Бог ясно укажет им то, что учинили они.

5.39 Верующие! Бойтесь Бога, ищите достойного благоволения Его, и ревностно подвизайтесь на пути Его; может быть, вы будете счастливы.

5.52 Истинно, и тебе Мы ниспослали это Писание, подтверждающее истину того, что было из Писания прежде этого, и охраняющее оное. Так суди их потому, что ниспослал Бог, и не следуй их желаниям, удаляясь от того, что истинного пришло к тебе. Каждому из вас Мы уложили устав и дорогу.

5.53 Если бы Бог захотел, Он установил бы из вас одну религиозную общину; но Он хочет испытать вас тем, что дает вам. Потому будьте ревностны друг пред другом в добрых делах; всем вам будет возвращение к Богу, и Он ясно укажет вам то, в чём вы разногласите между собою.

5.54 Суди их потому, что ниспослал Бог; не следуй желаниям их, остерегайся, чтобы они коварно не отклонили тебя от чего либо из того, что ниспослал к тебе Бог. Если они отворотятся назад от тебя, то знай, что это потому, что Бог хочет поразить их за некоторые грехи их: действительно многие из этих людей нечестивы.

5.55 Не суда ли времён неведения желают они? Но для людей, имеющих верное знание, кто по суду своему лучше Бога?

6.104 Вам дана уже прозорливость Господом вашим: и кто прозорлив, тот таков в благо души своей; а кто слеп, тот таков на погибель её: я не хранитель ваш.

6.112 Так каждому пророку Мы ставим врагами дьяволов из людей и гениев, которые одни другим прикрасою слова внушают обольщение. Если бы Господь твой захотел, они не сделали бы этого. Потому, оставь их и то, что вымышляют они,

6.113 Что бы сердца неверующих в будущую жизнь привязывались к тому, удовлетворялись тем, и приобретали себе то, что хотят приобресть.

6.114 Пожелаю ли я принять судьею кого либо другого, кроме Бога, – Того, кто ниспослал вам это Писание, ясно изложенное? Те, которым дано было нами Писание, знают, что он истинно ниспослан свыше от Господа твоего; потому, не будь из сомневающихся.

6.115 Слово Господа твоего совершенно по своей истинности и правде; никто не может переменить слов Его: потому, что Он слышащий, знающий.

Источник: 6.116 Если ты будешь подчиняться многим из тех, которые живут в этой земле, то они уведут тебя от пути Божия на распутия: они водятся только своим мнением, делают только одни предположения.

assalamu alaikum wa rahmetullah

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Сунна – это то, на чем был пророк  вероубеждением, словами и делами”. См. “аль-Хамауия” 2.

Хафиз Ибн Раджаб, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Под Сунной подразумевается путь пророка  и его сподвижников. Тот путь, на котором не было болезней, сомнений и страстей. Затем под Сунной стало пониматься убеждение, очищенное от сомнений в вопросах веры в Аллаха, ангелов, посланников, Книги, Судный День, предопределение, а также в вопросах о достоинстве сподвижников и т. д. И книги на эту тему получили название “Сунна”. Причиной того, что эта наука была выделена именем “Сунна”, явилась ее важность, и тот, кто противоречит тому, что в этих книгах, обрекает себя на погибель» . См. “Рисаляту кашфу аль-къурбат” 1/320

«А того, кто воспротивится посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим его туда, куда он сам обратился, и сожжем в Аду. Как же скверно это место прибытия! » (Ан-Ниса 4: 115).

Всевышний Аллах также сказал: «Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это – великое преуспеяние» (Ат-Тауба 9: 100).

Всевышний Аллах также сказал: «Если они уверуют так, как уверовали вы, то последуют прямым путем» (Аль-Бакара 4: 137).

Что же касается Сунны Его посланника (мир ему и благословение Аллаха) , то сообщается, что Абу Наджих аль-’Ирбад бну Сарийа сказал: «Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обратился к нам с увещанием, от которого сердца наши испытали страх, а из глаз потекли слезы, и мы сказали: “О посланник Аллаха, это похоже на увещевание прощающегося, так дай же нам наставление! ” Он сказал: “Вот моё наставление вам: бойтесь Всемогущего и Великого Аллаха, и слушайте и повинуйтесь, даже если повелевать вами будет невольник. Поистине, тот из вас, кто проживёт (достаточно долго) , увидит много разногласий, и поэтому вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых правильным путём, держитесь за нее коренными зубами, и избегайте новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение”» Абу Дауд, 4607; ат-Тирмизи, 2678. Хадис достоверный.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал о спасшейся группе /аль-фиркату ан-наджия/, что «это те, кто придерживается того, на чем были я и мои сподвижники» . См. “Сахих аль-Джами’ ас-Сагир”, 5343. Хадис достоверный.

Определение Сунны

16/04/2011 Статьи, Сунна 1 коммент. 1,163 Просмотров.

Слово «сунна» среди учёных имеет несколько различных терминологических значений. Причиной этому служит различие целей в предмете исследований, основанной на разнице в специализации. Ниже мы приведём определения мухаддисов (ученых, которые занимаются наукой о хадисах и переда­ют хадисы, хорошо разбираются в них, зная многие их версии и обладая знаниями об их передатчиках), учёных по основам фикха и знатоков фикха (шариатского правоведения).

Определение Сунны у мухаддисов.

Среди мухаддисов существует ряд определений термина «Сунна»:

  • Сунна – это слова пророка (мир ему и благословение Аллаха), его действия, невысказанные одобрения, описание его внешности и нравов, а также все его высказывания, как до пророческой миссии, так и после неё.

Это определение наиболее распространено среди большинства мухаддисов. Таким образом, сунна в соответствии с этим мнением включает в себя только «марфу’» (высказывания, которые связывают с пророком (мир ему и благословение Аллаха) или возводят к нему). Что касается «маукуф» (то, что связывают с каким-нибудь сподвиж­ником (группой сподвижников) или возводят к нему (к ним)) и «макту’» (слова и действия, относящиеся к последователям сподвижников, а также тем, кто жил после них), то они не входят в данное определение.

Возможно, это мнение опирается на слова пророка (мир ему и благословение Аллаха), который назвал всё, что не пришло в Коране, Сунной. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в своей проповеди во время прощального хаджа сказал: «О люди! Я оставил вам две вещи, если крепко схватитесь за них, то никогда не заблудитесь: Книга Аллаха и моя Сунна»[1].

Вероятно, именно это определение послужило причиной названия многими мухаддисами своих книг и сборников хадисов словом «Ас-Сунан» (множественное число слова «сунна»). Среди этих книг такие, как: «Сунан» Абу ‘Иса Ат-Тирмизи, умерший в 279 году по Хиджри (лунному мусульманскому календарю), «Сунан» имама Абу Дауда Ас-Сиджистани, умершего в 275 году по Хиджри, «Сунан» имама Ан-Насаи, умершего в 303 году по Хиджри, «Сунан» имама Ибн Маджа Аль-Казуини, умершего в 273 или 275 году по Хиджри.

  • Сунна – это слова пророка (мир ему и благословение Аллаха), его действия, невысказанные одобрения, описание его внешности и нрава, а также все его высказывания, как до пророческой миссии, так и после неё, а также слова сподвижников и их дела.

Этого мнения придерживался имам Абу Ханифа Ну’ман ибн Сабит (да одарит его Аллах Своей милостью), умерший в 150 году по Хиджри. От него приводится такое высказывание: «Мы следуем за сподвижниками и за тем, что дошло до нас от них. И мы конкурируем с табиинами (последователями сподвижников), и с тем, что дошло от них до нас». А также он сказал: «Если я не смогу найти ответ ни в Книге Аллаха, ни в Сунне Его посланника (мир ему и благословение Аллаха), тогда обращаюсь к словам его сподвижников, беря мнение одних из них, и оставляя мнение других. Затем я не выхожу за пределы их мнения, обращаясь к кому-либо другому».[2]

Таким образом, Сунна в соответствии с мнением Абу Ханифы включает в себя «марфу’» и «маукуф». «Макту’» сюда не входит. Возможно, Абу Ханифа в своём мнении опирался на изречение пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Держитесь за мою Сунну и Сунну праведных халифов, ведомых прямым путём. Схватитесь за них коренными зубами».[3]

  • Сунна – это слова пророка (мир ему и благословение Аллаха), его действия, невысказанные одобрения, описание его внешности и нрава, а также все его высказывания, как до пророческой миссии, так и после неё, а также слова сподвижников и табиинов (последователей сподвижников) и их дела.

Среди тех, кто придерживался этого мнения, учёный Абу Бакр Ахмад ибн Аль-Хусейн, более известный, как Аль-Байхакый, умерший в 458 году по мусульманскому летосчислению. Именно он назвал одну из своих книг «Ас-Сунан аль-кубра», несмотря на то, что она содержала предания, передаваемые не только от пророка (мир ему и благословение Аллаха), но и фетвы сподвижников и табиинов, а также их дела. Таким образом, его определение «Сунны» включает в себя «марфу’», «маукуф» и «макту’».

Возможно, его мнение опиралось на то, что сподвижники были современниками посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), наблюдали ниспослание откровения. Также и табиины встречались со сподвижниками, вместе общались, слушали у них уроки, поэтому их слова и действия более предпочтительные, чем слова и действия других. Соответственно, их слова и дела вошли в определение термина «Сунна».

Предпочтительное мнение.

Из вышеприведённых определений предпочтительным является второе мнение, гласящее, что слова и действия сподвижников тоже входят в определение Сунны. Однако необходимо иметь в виду, что при обобщении и определении Сунны, в первую очередь подразумевается Сунна пророка (мир ему и благословение Аллаха). Что касается сообщений от сподвижников, то Сунна ограничивается только сунной праведных халифов. Причины, побудившие дать предпочтение второму мнению, заключаются в следующем:

  • 1. Аллах (Свят Он и Велик) восхвалил сподвижников и табиинов в Священном Коране, сказав: «Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это — великое преуспеяние». [4]

Аш-Шатыби сказал: «Люди обращаются к Сунне сподвижников (да будет доволен ими Аллах) и практикуют её. Доказательством этому служит то, что Аллах восхвалил их всех без исключения, похвалив их за честность и другие важные качества. Всевышний Аллах сказал: «Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества».[5] Также Он (Свят Он и Велик) сказал: «Мы сделали вас общиной, придерживающейся се­редины, чтобы вы свидетельствовали обо всем че­ловечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих».[6]

  • Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) побудил принимать от сподвижников религиозные решения, сказав: ««Держитесь за мою Сунну и Сунну праведных халифов, ведомых прямым путём. Схватитесь за них коренными зубами». [7]

Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, сыны Исраиля разделились на семьдесят два течения. Моя община разделится на семьдесят три течения. Все окажутся в Огне, кроме одной группы». Сподвижники спросили: «О посланник Аллаха, кто будет в этой группе?» Он сказал: «Те, кто будет на моём пути и пути моих сподвижников».

Наши предшественники поняли ценность этого указания и поэтому утвердили, что слова сподвижников и их дела включаются в понятие «Сунна».

Читайте также:  Что такое супер легкий кент

Ибн Абдуль-Барр привёл со своей цепочкой передатчиков от Малика ибн Анаса, что Умар ибн Абдуль-Азиз сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и праведные правители после него установили сунны. Руководствоваться ими означает верить в Книгу Аллаха, довести до совершенства подчинение Аллаху, приложить все силы для соблюдения религии Аллаха. Кто будет поступать в соответствии с ними, тот на правильном пути. А кто будет противоречить этим суннам, тот не последует по пути верующих, Аллах направит его туда, куда он обратился, и сожжёт его в геенне. Как же скверно это место прибытия».[8]

Ад-Дарими привёл со своей цепочкой от ‘Ауна ибн Абдулла ибн ‘Утба ибн Мас‘уда (да будет доволен им Аллах), что он сказал: «Как замечательно, что сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) разошлись во мнениях. Ведь если они сойдутся на мнении по поводу чего-либо, то оставление человеком этого мнения расценивается как оставление Сунны. Если же они разошлись во взглядах, то принятие одного из этих мнений, считается следованием Сунне».[9]

Ибн Абдуль-Барр привёл со своей цепочкой от Салиха ибн Кайсана, который сказал: «Я и Аз-Зухри собрались вместе для получения знания. Мы сказали: «Давай запишем суннаты». Что мы и сделали, записали то, что пришло от пророка (мир ему и благословение Аллаха). Затем он (Аз-Зухри) сказал: «Давай запишем то, что передаётся от сподвижников, ведь это тоже сунна». На что я сказал: «Нет, это не сунна, это не будем записывать». Однако он записал, а я нет. И это принесло ему успех, а я был предан забвению»[10].

Именно это (мнение, что слова и действия сподвижников тоже сунна) побудило имама Аль-Байхакый составить сборник «Ас-Сунан аль-кубра», включающий в себя то, что пришло от пророка (мир ему и благословение Аллаха), от сподвижников и табиинов, из их изречений и поступков. Таким образом, сунна по его мнению включает в себя «марфу’», «маукуф» и «макту’.

  • Сподвижники обладали пониманием в религиозных вопросах, поэтому они были более способными к фетвам и вынесению решений, ведь слова, фетвы и действия, которые передаются от них не выходят за рамки Сунны, либо они следуют ей, либо проводят аналогии возникающих вопросов с ней. Поэтому слова и действия сподвижников заслуживают того, чтобы быть включёнными в понятие «Сунна».

Аш-Шатыби сказал: «Большинство учёных дали предпочтение сподвижникам при разборе мнений. При этом некоторые из исследователей считали, что только высказывания Абу Бакра и Умара являются доводом. Другие сказали, что в качестве доказательства используется мнение четырёх праведных халифов. Третьи же считались с мнением абсолютно всех сподвижников, беря его в качестве довода. При этом все эти мнения связаны с Сунной.

Достаточно будет здесь привести хадисы пророка (мир ему и благословение Аллаха) по поводу обязанности любить их и порицании тех, кто ненавидит их, а также разъясняющие о том, что кто полюбит сподвижников, тот полюбит пророка (мир ему и благословение Аллаха), а кто возненавидит их, тот возненавидит пророка (мир ему и благословение Аллаха). Всё это не только потому, что сподвижники видели посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), находились при нем и общались с ним, а также из-за их строгого следования ему, реализации его Сунны, их защите и помощи пророку (мир ему и благословение Аллаха). Поэтому человек, обладающий такими качествами, достоин быть образцом подражания, а его жизнеописание заслуживает стать примером».[11]

12 важных сунн Пророка Мухаммада ﷺ

Слово «сунна» используется для описания образа жизни и наставлений Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Сунна, наряду с Кораном, является руководством для ведения продуктивной успешной жизни мусульман во все времена.

Однако иногда мы пренебрегаем сунной и ищем советы для улучшения своих личностных качеств «на стороне», игнорируя те советы, которые оставил нам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Кто оживил мою Сунну, тот полюбил меня. А кто полюбил меня, тот будет со мной в Раю». (Тирмизи)

Не только ради нашей личной выгоды, но и из любви к нашему любимому Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), мы должны стараться наполнять свою жизнь его сунной как можно больше. Верующим следует активно изучать жизнь Посланника Аллаха – Милости ко всему мирозданию.

Изучая его жизнь и нрав, в сердце верующего будет крепнуть любовь к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Тем более, что его жизнь полна невероятных историй, в которых проявлялся характер Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), его высочайший нрав и личностные качества. Если верующий применит в своей жизни даже несколько из них – его жизнь изменится качественно, и это изменение послужит причиной радости в День Суда.

В этой статье мы осветим 12 сунн Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которые мы должны стремиться возродить в надежде на повышение нашей продуктивности и в надежде оказаться в Раю рядом с величайшей, без сомнения, личностью в истории человечества.

1. Ранний отход ко сну и раннее пробуждение

Распорядок дня играет большую роль в нашей способности эффективно действовать в течение суток. Мусульмане знают, что утренние часы после предрассветного намаза благословлены Всевышним Аллахом. Начиная свой день с намаза, вы задаете позитивный настрой всей вашей последующей активности. Однако ранний подъем потребует от вас раннего отхода ко сну, чтобы вы успевали отдохнуть и восстановится за ночь.

Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила об отдыхе Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):

«Он обычно ложился спать рано и поднимался в последнюю часть ночи, чтобы совершить помолиться, а затем продолжал спать». (Бухари)

Когда у вас скапливается много дел, легко можно сбить свой распорядок поздним отходом ко сну и поздним пробуждением. Эта практика опасна тем, что в итоге вы будете пропускать большое количество времени, идеально подходящего для решения актуальных задач, а если, все-таки, попытаетесь вставать рано при позднем отходе ко сну, то заработаете себе много неприятностей, связанных со здоровьем. Ложитесь спать рано и вставайте рано – это ключ к успеху и продуктивности.

2. Улыбайтесь часто и от души

Про посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорили, что не видели другого такого человека, кто так часто улыбался.

Учеными давно доказано, что уровень серотонина – гормона счастья – напрямую связано с улыбкой. Часто улыбающиеся люди чувствуют себя намного счастливее угрюмых. По правде говоря, мы недооцениваем значение простой улыбки для себя и окружающих.

Позитивное мышление и отношение к жизни необходимое условие для достижения поставленных целей. Так давайте же следовать этой простой, но важной сунне. Понаблюдайте за собой: какое выражение вашего лица для вас считается обычным – счастливое или угрюмое?

Выработать в себе привычку часто улыбаться и сменить хмурое выражение лица довольно просто, а благоприятные последствия этого лично для вас и для общества велики.

3. Использование сивака

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передавал от посланника Аллаха:

«Если бы это не было трудно для моего народа, то я приказал бы им пользоваться сиваком с наступлением каждой молитвы». (Бухари, Муслим)

В этом хадисе посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) четко обозначил свое отношение к этой важной сунне. Сивак (мисвак, мисуак) используется мусульманами для очистки зубов и освежения дыхания. Сивак, изготавливается из корней и ветвей сальвадоры персидской, известной большинству мусульман под арабским названием «аль-арак» или просто «арак».

Это примечательное растение, имеющее большое значение в повседневной жизни каждого мусульманина, в диком виде встречается в пустынях Африки, Аравийского полуострова, Западной и Южной Азии.

Сивак желательно использовать даже тем, у кого нет зубов, поскольку это действие укрепляет десны, оказывает лечебное воздействие на весь организм и, помимо всего, является Сунной. Сивак содержит природные вещества, оказывающие разнообразное воздействие на организм человека.

Наиболее важными из них считают те, которые обладают антибактериальным действием, одинаково хорошо подавляя размножение болезнетворных микробов в полости рта и желудочно-кишечном тракте. Другая, не менее важная группа дубильных веществ предотвращает кровоточивость десен.

Природные вещества, содержащиеся в ветвях и корнях дерева, оказывают эффективное воздействие на полость рта, предотвращая развитие пародонта, гингивита, кариеса и образование зубного камня.

Посланник Аллаха говорил:

«Сивак – это чистота полости рта и довольство Всевышнего». (Бухари, Насаи)

4. Нанесение масла на волосы

Джабир ибн Сумра (да будет им Аллах) рассказывал:

«Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) умащал голову маслом, не было заметно ни одного седого волоска. Но когда он не умащал, были видны несколько седых волосков».

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) советовал своей умме: «Тот, у кого есть волосы, пусть ухаживает за ними», подразумевая под «ухаживанием» мытье, расчесывание и смазывание волос маслами. Сам Он иногда наносил маску оливковым маслом, после чего обматывал волосы тонким мягким материалом, который служила пропиткой для излишек масла. Масло же питало кожу головы необходимыми витаминами и микроорганизмами, защищая от образования перхоти и выпадения волос.

В наше время люди тратят огромные деньги на средства для ухода за волосами и кожей головы, но забывают о таком доступном и относительно недорогом средстве, являющимся, к тому же, сунной.

5. Умеренность в еде

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:

«Никогда не наполнял человек сосуда, худшего, чем его собственный желудок! Достаточно человеку нескольких кусочков пищи, благодаря которым он сможет выпрямить свою спину, а если уж неизбежно для него есть больше, пусть треть его желудка будет для еды, треть — для питья, а ещё треть — для воздуха». (Ибн Маджа)

Факт, что пища оказывает огромное влияние на работу нашего тела и ума, общеизвестен. Этот хадис ясно показывает, что переедание — это достойное осуждения качество, от которого мы должны держаться подальше. Однако важно помнить, что недоедание также вредно для человека.

Для того, чтобы функционировать, мы должны выработать сбалансированный подход к еде. Уровень потребления пищи не должен вызывать у нас чувство усталости или переедания, так как это состояние ведет к лени, которая, в свою очередь, является пороком. Да убережет нас Аллах от этого пагубного пристрастия.

6. Говорить благое, либо молчать

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит». (Бухари, Муслим)

Мы часто говорим о вещах, которые не имеют к нам прямого отношения. Мы проводим много времени в разговорах, от которых нет пользы для нашего нрава, наших знаний или религиозности. Вместо бесполезных разговоров и сплетен, верующим следует говорить только о том, что является благом.

Это непросто, потому что необходимо тщательно взвешивать свои слова и думать наперед, чтобы они не принесли никому вред, а только пользу. Поэтому Досточтимый Пророк советовал хранить молчание, если он наших слов нет пользы. Следуя этому замечательному совету, мы бережем огромное количество времени и сил для совершения действительно полезных дел.

7. Совершение кровопускания (хиджама)

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:

«Если и есть в чём-либо из того, чем вы лечитесь благо, то оно в кровопускании». (Ахмад, Абу Дауд)

Сам Пророк на регулярной основе совершал кровопускание. Кровопускание является частью народного целительства на протяжении длительного времени. Польза от кровопускания огромна – это и очищение крови от токсинов, нормализация обмена веществ, избавление от головных болей, болей в суставах и многое другое. А также, кровопускание – отличное средство от стресса.

8. Посещение больных

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Навещайте больного, кормите голодного и освобождайте испытывающего затруднения». (Бухари)

Посещение и проведение времени с больными имеет два основных преимущества. Во-первых, вы демонстрируете свою любовь по отношению к другим людям, мгновенно укрепляя узы родства или дружбы.

Во-вторых, посещение больных напоминает нам о том, что нам стоит ценить здоровье и благодарить за это Аллаха. В следующий раз, когда вы услышите о ком-то, кто болен, постарайтесь сделать все возможное, чтобы физически присутствовать рядом с ним и утешить его, а не ограничиться дежурным «выздоравливай скорее».

9. Употребление пищи и питья сидя

Передают со слов Анаса (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запрещал, чтобы человек пил стоя.

Затем Катада (да будет доволен им Аллах) сказал: «Мы спросили Анаса: «А есть?» Он ответил: «Это ещё хуже»». (Ахмад, Муслим)

Вообще, как правило, едят и пьют стоя те, кто куда-то спешит. Но спешка в приеме пищи, как известно, неполезна для здоровья. Спешка вредна еще и тем, что человек съедает больше, чем ему необходимо для насыщения.

10. Сон на правом боку

«Когда вы идете спать, возьмите омевение (тахарат) как для молитвы, и затем лягте на правый бок…». (Бухари)

Дело в том, что, когда человек ложится спать на правом боку, функционирует только его левая ноздря, которая связана с правым полушарием мозга. Активность правого полушария влияет на парасимпатический отдел нервной системы, который, в свою очередь, напрямую связана с работой некоторых органов.

В итоге замедляется работа сердца, понижается давление, а работа пищеварительной системы переходит в пассивную фазу. Таким образом, человек получает возможность быстро уснуть, а его организм может полноценно отдохнуть.

11. Перед входом в дом сказать «Бисмиллях» и «Салям алейкум»

Джабир (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:

«Если человек вернувшись, при входе в дом и во время еды, упомянет имя Аллаха, то шайтан скажет своим помощникам: «Здесь для вас нет ни места для сна, ни ужина».

Если же человек произнесет «Бисмиллях» при входе в дом, а за едой не скажет, тогда шайтан скажет так: «Вы успели на угощение, но ночевки для вас здесь нет». Если же человек не скажет «Бисмиллях» ни при входе в дом, ни за столом, тогда шайтан скажет: «Вы успели на ночевку и на ужин» (Муслим, Абу Дауд)

Никто из нас не хотел бы пускать шайтана в свои дома. Верующие знают, то шайтан несет с собой обман и разрушения. Входя в наши дома, важно произнести Имя Аллаха, чтобы наши двери не были открыты для него. Его конечная цель – подвести нас под гнев Аллаха и лишить нас Его довольства.

12. Молитесь среди ночи

Утренние часы, как упоминалось выше, являются благословенным временем для продуктивной работы в учебе и выполнении различных задач. Печальная реальность такова, что многие из нас упускают это время из-за того, что не успевают вовремя проснуться.

Читайте также:  Что такое сумматор мощности

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Когда любой из вас засыпает, шайтан завязывает у него на затылке три узла, ударяя по каждому из них и говоря: «Ночь твоя будет долгой, спи же!» И если человек проснётся и помянет Аллаха, то один узел развяжется, если он совершит омовение, развяжется второй узел, а если совершит молитву, развяжется и третий, и человек проснётся утром бодрым и довольным, в противном же случае он встанет ото сна в дурном расположении духа и будет вялым». (Бухари)

Этот хадис устанавливает план действий для достижения успеха: проснись, восхвали Аллаха, соверши омовение и прочитай тахаджуд. Активность и бодрость — это идеальные составляющие продуктивного дня, и это то, чего вы достигнете, следуя этой сунне.

Определение термина «Сунна»

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Затрагиваемые вопросы:
– Что такое Сунна в Исламе простыми словами
– Сунна – как термин и определение
– Сунна и хадис, есть ли разница?
– Сунна муаккада

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Термин «Сунна» (араб. السنة) – обычай, практика. А в шариатском значении в понимании праведных предшественников /саляфов/ – это то, что противоречит нововведению /бид’а/.

«Сунна» Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) это все его изречения, деяния и молчаливое одобрение, переданное в достоверных хадисах. То есть, хадисы, это то, посредством чего до нас дошла Сунна, по причине чего хадисы также называют сунной, особенно если в одном контексте упоминаются вместе Коран и Сунна, или же говорится что это было передано в достоверной Сунне.

В более широком смысле «Сунна» – это вероубеждение /’акъида/ и путь /манхадж/, которых придерживались сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха), сподвижники и первые поколения мусульман.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Сунна – это то, на чём был Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вероубеждением, словами и делами”. См. “аль-Хамауия” 2.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) о термине «ахлю-Сунна уаль-джама’а» сказал: “Это те, кто строго следует Книге Аллаха и Сунне Посланника Его (мир ему и благословение Аллаха), а также тому, на чем сошлись первые поколения из числа мухаджиров и ансаров, и тех, кто искренне последовал за ними”. См. “Маджму’уль-фатауа” 2/375.

Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Имамы нашей уммы под словом «Сунна» подразумевали путь пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников, который был свободен от сомнений и страстей. Затем под «Сунной» стали подразумевать вероубеждение, очищенное от сомнений в вопросах веры в Аллаха, ангелов, Писания, посланников, Судный день и предопределение, а также в вопросах о достоинствах сподвижников и т.д. И книги на эту тему получили названия «Сунна». Причиной того, что эта наука была названа именем «Сунна», являлась ее важность. И тот, кто противоречит тому, что в этих книгах, тот обрекает себя на погибель”. См. “Кашфуль-курба” 1/320.

Истинный Ислам – это Ислам, соответствующий Сунне, и именно поэтому имам Сунны своего времени аль-Барбахари (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Знайте, что Ислам – это Сунна, а Сунна – это Ислам, и одно без другого быть не может”. См. “Шарху-Ссунна” 34.

Поэтому наши праведные предшественники /саляфы/ называли все, что связано с вероубеждением /’акъида/и путем /манхадж/ – Сунной. Многие из них, когда писали книги о вероубеждении и манхадже, называли такие книги «Сунна». Как, например, «Сунна» Ибн Абу ’Асыма, «Сунна» ’Абдуллаха бну Ахмада, «Сунна» аль-Маруази, «Сунна» Ибн Шахина, «Сунна» аль-Халляля и т.д.

И причиной того раскола среди мусульман, который мы видим в наши дни, является то, что мусульмане оставили изучение этих книг, в которых разъясняются вероубеждение и путь (манхадж) праведных предшественников.

Сунна – самое благословенное, самое лучшее и самое полезное знание после Книги Всемогущего Аллаха, как в вопросах религии, так и в мирских делах.

Сунна в терминологии учёных по фикху

“Сунна” в терминологии факъихов отличается от того, что подразумевается под этим же словом в исламском Шариате. Так, в терминологии учёных по фикху под сунной подразумевается то поклонение, которое не является обязательным. И как говорят учёные по основам фикха – сунна это то, оставление чего не влечёт наказания, а его совершение будет вознаграждено. Также они говорят, что под Сунной подразумевается веление Шариата совершить что-либо в не категоричной форме.

Данное понимание слова «сунна» как «необязательные виды поклонения» в Шариате также именуется словом «татауу’».

Доводом на это является то, что термин татауу‘, был известен во время Посланника Аллаха ﷺ и был утвержден им же самим, когда он, будучи спрошенным одним человеком относительно того, чем Аллах обязал его, ответил: «Пятью молитвами в течение дня и ночи». Тогда тот человек спросил: “Обязан ли я выполнением молитв сверх этого?”, – Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Нет, если только не пожелаешь сам» (Илля ан татауа‘).

Обратите внимание на то, что Посланник Аллаха ﷺ говорил с людьми на понятном для них языке, а на их языке то, что не являлось обязательным, именовалось как татауу‘. Ведь этот человек спросил о своих обязательствах перед Аллахом и, получив ответ, поинтересовался, не обязан ли он большим количеством молитв, чем было упомянуто. Пророк же ﷺ сказал: «Ля, илля ан татауа‘», и не сказал: «Ля, илля ан татасаннан» . И нет сомнения в том, что определение, которое дал Пророк ﷺ – лучше, предпочтительнее и правильнее любого другого определения. Однако менять то, что уже укоренилось в сознании людей, не представляется возможным. Поэтому мусульманские учёные принимают и употребляют термин «сунна» в том числе и как то, что не является обязательным, а является желательным или же добровольным.

Также добровольные виды поклонения, которые совершались Пророком (мир ему и благословения Аллаха) постоянно, и которые он не оставлял за редким исключением, учёные назвали “сунна-муаккада”, наподобие дополнительных молитв совершаемых до или после обязательных молитв.

Итак, шариатское значение слова «Сунна», как уже было приведено выше, отнюдь не означает только добровольное поклонение, однако, включает в себя смысл всего Шариата с его обязательными и желательными видами поклонения, с его обычаями, нравственными ценностями и с его бытовыми отношениями. Этот термин в более широком смысле применяется в том числе и к тому, что является обязательным. Поэтому не про всё, что названо Сунной, можно сказать, что оно не обязательно для исполнения.

И это очень легко можно понять из хадиса, который приводится как у аль-Бухари, так и у Муслима со слов Анаса ибн Малика, который сказал: “Однажды к домам жен Пророка ﷺ подошло три человека, которые стали расспрашивать о том, как поклоняется Аллаху Пророк ﷺ. Когда им рассказали об этом, они посчитали, что этого недостаточно и сказали: “Как далеко нам до Пророка ﷺ, которому прощены и прошлые его прегрешения, и будущие!” Потом один из них сказал: “Что же касается меня, то я буду выстаивать молитвы каждую ночь напролёт”. Другой сказал: “Я стану постоянно соблюдать пост”. Третий же сказал: “А я буду сторониться женщин и никогда не женюсь”. Через некоторое время к ним подошёл Посланник Аллаха ﷺ и спросил: «Так это вы говорили то-то и то-то? Клянусь Аллахом, я больше вас страшусь Аллаха и больше вас боюсь Его. Однако, в некоторые дни я пощусь, а в другие – не делаю этого, выстаиваю в молитвах часть ночи и сплю в другую, а также заключаю браки с женщинами. Тот же, кто не желает следовать моей Сунне, не имеет ко мне никакого отношения!»”. аль-Бухари 5063, Муслим 1401.

И в завершение, хвала Всевышнему Аллаху – Господу миров,
мир и благословение нашему пророку Мухаммаду,
членам его семьи, сподвижникам и всем тем,
кто искренне последовал по их пути!

Сунна

Су́нна ( سنة — в переводе с арабского «обычай; пример») — мусульманское священное предание, повествующее о пути Пророка Мухаммада ﷺ, его жизни, поступках и действиях, высказываниях (хадисах). В значении сунна подразумевают также желательные поступки, то есть те действия, которые совершал Пророк Мухаммад ﷺ в своей жизни.

Понятие сунна также включает в себя путь двух первых праведных халифов.

Также данное слово используется в таком выражении, как Сунна Аллаха, подразумевающее то, что непременно должно произойти, как то — испытания для верующих.

Также в значении сунна, в некоторых мусульманских странах, подразумевается обряд обрезания у мальчиков — суннет или суннат — хитан.

Достоверная Сунна Пророка Мухаммада ﷺ — это вся его жизнь, после начала его Пророчества, дошедшая до сегодняшнего времени из хадисов (преданий) и Священного Корана.

Необходимость следования сунне

Сунна является вторым источником исламского права после Священного Корана, именно Сунна дополняет Коран, помогая понять его смысл. Она является образцом для подражания мусульман, следование ей является путем к обретению довольства Всевышнего Аллаха, Его прощению и успеха верующего в этой и вечной жизни.

О необходимости следования Сунне Пророка ﷺ говорится во многих аятах Корана и хадисах:

«В посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (33:21).

«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению» (4:59).

«Кто повинуется Посланнику, тот повинуется Аллаху» (4:80).

«Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» (59:7).

«Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах — Прощающий, Милосердный». Скажи: «Повинуйтесь Аллаху и Посланнику». Если же они отвратятся, то ведь Аллах не любит неверующих.» (3:31-32).

Этот аят является критерием, позволяющим отличать людей, которые действительно возлюбили Аллаха, от грешников, которые любят Его только на словах. Признаком подлинной любви к Нему является следование путем Пророка Мухаммада ﷺ, поскольку выполнение его велений и руководство его проповедями — это единственный способ заслужить любовь Аллаха и снискать Его благоволение. Если он поступает так, то Аллах непременно возлюбит его, одарит его вознаграждением, которого удостаиваются Его возлюбленные рабы, простит ему прегрешения и покроет его недостатки. Человек не может заслужить Его любовь, снискать Его благоволение и удостоиться Его вознаграждения, если он не признает истинность Корана и Сунны, которые проповедовал Пророк Мухаммад ﷺ, если он не выполняет их повеления и не избегает запрещенных в них грехов.

Пророк Мухаммад ﷺ сообщил: « Я оставляю вам две вещи . Пока вы будете следовать этим двум вещам , вы не собьетесь с истинного пути . Это книга Аллаха и моя сунна» 1 Малик ибн Анас, Муватта, «Кадар» 3 (2, 899) .

«Те , кто останется в живых после меня ( т . е . Мухаммада ), то увидит много разногласий . Напоминаю вам о моей сунне и сунне Праведных халифов , которые на истинном пути . Следуйте им…» 2 Тирмизи «Илим» 16 (2678); Абу Давуд «Сунна» 6 (4607) .

Смысл жизни
Бог
Кто такой Аллах?
Адам и Ева
Нравственность
Грехи
Первородный грех
Как мне покаяться?
Истина
Природа зла
Наука и религия
Смысл жизни человека
Добро
Судьба
Счастье
Сатана
Джины
Свобода

Христианство
Иудаизм
Буддизм
Язычество
Секты
Реинкарнация
Иисус Христос
Библия
Крещение
Иконы
Монашество
Исповедь
Новый Год
Рождество

ИСЛАМ
Как принять Ислам?
Ислам – религия мира?
История Ислама
Святые в Исламе
Мечети
Мусульманские праздники
5 столпов Ислама
Вера
Пророк Мухаммад
Сподвижники Пророка
Русские мусульмане
Зикр

Мусульманин
Мусульманка
Семья в Исламе
Женщина в Исламе
Многоженство
Хиджаб
Секс и любовь в Исламе
Бракосочетание (Никях)
Измена
Здоровье
Ответственность
Дети
Родители

Вера в Аллаха
Имена Аллаха
Ангелы
Священные Писания
Пророки Бога
Смерть
Могила
Судный День
Жизнь после смерти
Ад
Рай
Предопределение

§ 1. Сунна как часть небесного откровения

Место Сунны в исламе. Сунна является вторым источником мусульманского вероучения и права. Арабское слово сунна означает «образ», «дорога», «жизненный путь». В этом употреблении оно может носить как положительный, так и отрицательный характер. Пророк сказал: «Кто проложит добрый путь (сунна хасана), которым будут следовать после него, тот получит своё вознаграждение и вознаграждение тех, кто последовал за ним, причём их вознаграждение от этого ничуть не уменьшится. А кто проложит дурной путь (сунна сеййиа), которым будут следовать после него, тот взвалит на себя свой грех и грех тех, кто последовал за ним, причём их грех от этого ничуть не уменьшится».

В Шариате слово сунна имеет различные определения. В законоведении сунной называются предписания, которые законодатель приказал выполнять, но не сделал их обязательными. Знатоки хадисов называют Сунной совокупность преданий обо всех словах и поступках, которые Пророк совершал сам или одобрял, а также о нравственных и внешних качествах, которыми он отличался до начала пророчества и после этого. Обычно учёных интересует только та часть Сунны, которая освещает его слова и поступки в период пророчества, когда он получал откровение и руководствовался Божьими велениями.

Считается, что слова Пророка, содержащие разъяснения значений аятов Корана или религиозных предписаний, являются богооткровенными. Они составляют часть той мудрости, которая была ниспослана ему вместе с Кораном: «Аллах ниспослал тебе Писание и мудрость и научил тебя тому, чего ты не знал» (сура 4 «Женщины», аят 113). В обязанности Пророка входила не только передача Священного Корана, но и разъяснение смысла, вложенного в него Аллахом, а также обучение тому, как нужно применять эти знания на практике: «А тебе Мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано, и для того, чтобы они призадумались» (сура 16 «Пчёлы», аят 44).

Сунна Пророка дошла до нас в хадисах, которые на более позднем этапе были собраны в своды. Благодаря этому учёным удаётся проследить во всех деталях ход проповеди Мухаммада и становления мусульманского права, выяснить обстоятельства ниспослания аятов, а также воссоздать верный образ доисламского и раннеисламского обществ Аравии.

Важность Сунны во многом обусловлена тем, что Мухаммад сам тщательно соблюдал ниспосланные Аллахом предписания. Он не ставил себя выше Закона и явил собой образец для подражания во всех светских и религиозных делах. Его поступки представляли собой не поведение правителя — они были живым воплощением коранического учения.

Проанализировав эволюцию общественно-политических и религиозных взглядов Пророка, учёные вывели основные принципы Шариата, позволяющие находить баланс между законами религиозного учения и развитием общества. Шариату свойственна универсальность и гибкость, благодаря чему мусульманские учёные имеют возможность адекватно реагировать на вызовы времени, принимая в расчёт достижения цивилизации.

Деятельность учёных в изучении и решении вопросов религиозно-правового комплекса путём анализа и интерпретации текстов Корана и Сунны называется иджтихад — «старание, усилие». Этот метод имеет немало прецедентов в Сунне, так как многие политические, военные и хозяйственные решения Пророка были следствием иджтихада.

Значение Сунны для понимания Корана. Смысл большинства коранических аятов, касающихся основных вопросов мусульманского вероучения, морали и права, доступен и понятен каждому. Однако некоторые аяты нуждаются в разъяснении и конкретизации, и важнейшим источником для правильного понимания Корана является Сунна. Пророк сказал: «Поистине, я оставляю вам то, с чем вы не впадёте в заблуждение после меня, если будете придерживаться этого. Это — Писание Аллаха и моя Сунна», Учёные приложили массу стараний для сохранения комментариев Пророка к аятам, поскольку без них неясные и нуждающиеся в разъяснении откровения было бы трудно истолковать.

Читайте также:  Чем в свободное время заняться мужчине в свободное время

Одни хадисы совпадают по смыслу с аятами Корана и подтверждают их. В качестве примера можно привести аят: «Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети. Ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо Он не любит тех, кто излишествует» (сура 7 «Ограды», аят 31). Пророк же сказал: «Ешь, пей, одевайся и раздавай милостыню, но делай это без расточительства и высокомерия».

Другие хадисы объясняют и дополняют Коран. Разъяснения Пророка содержат указания на одно или несколько возможных толкований аята, устанавливают качественные или количественные характеристики предписаний. Например, когда был ниспослан аят «Те, которые уверовали и не облекли свою веру в несправедливость, пребывают в безопасностии следуют прямым путём» (сура 6 «Скот», аят 82), сподвижники поняли под несправедливостью любой недобрый поступок. Они решили, что: если человек хоть иногда совершает проступки и грехи, то его нельзя причислить к тем, кто следует прямым путём. Это сильно опечалило их, но Пророк разъяснил, что под несправедливостью здесь подразумевается многобожие и приобщение Аллаху сотоварищей. При этом он сослался на другой аят: «Многобожиевеликая несправедливость» (сура 31 «Лукман», аят 13).

В Сунне мы находим объяснение того, что относится к тем недозволенным продуктам питания, которые в Коране названы «скверными» (сура 7 «Ограды», аят 157). Отчасти это предписание комментируется аятом: «Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, что было зарезано не ради Аллаха, или было задушено, или забито до смерти, или погибло из-за падения, или заколото рогами, или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках» (сура 5 «Трапеза», аят 3). Пророк же сообщил, что к скверной пище также относится мясо домашнего осла, диких зверей, хищных птиц и т. д.

Своими поступками Пророк показывал, как следует выполнять повеления Аллаха, касающиеся совершения намаза, паломничества и прочих обрядов, поскольку в Коране все эти повеления изложены сжато. Примером этого могут служить слова Пророка: «Если растения питаются дождевой водой, водой источников или подземными водами, то выплачивается одна десятая часть урожая, если же они орошаются при помощи рабочих верблюдов или другим путём, то выплачивается половина одной десятой». В этом хадисе истолкованы тексты Корана, содержащие повеление выплачивать закят, но не разъясняющие деталей этого предписания.

Сунна — ключ к умеренности. Одна из важнейших функций Сунны — удержание мусульман от крайностей, излишеств и заблуждений, причиной которых может стать неправильное истолкование Священного Корана. В Писании Аллаха в сжатой форме сообщается, что ислам — религия умеренности. Это прямой путь между двумя крайностями, между чрезмерностью и небрежностью: «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всём человечестве» (сура 4 «Женщины», аят 143). Это значит, что только умеренный во взглядах, избегающий крайностей мусульманин является справедливым и считается свидетелем перед Аллахом.

В другом месте подчёркивается, что мусульманин должен избегать чрезмерности даже в делах религии, поклонении и служении Всевышнему Аллаху: «Не проявляйте чрезмерности в вашей религии» (сура 4 «Женщины», аят 171). А в достоверном хадисе сообщается, что Пророк Мухаммад сказал: «Остерегайтесь чрезмерности, потому что именно чрезмерность погубила ваших предшественников». Это объясняется тем, что если человек проявляет излишнее усердие в одном деле, то он неизбежно делает упущения в чём-то другом.

В этой связи практика Посланника Аллаха является хорошим примером того, как мусульманин должен совмещать служение Аллаху с выполнением семейных, общественных и прочих обязанностей. Сунна изобилует хадисами о том, как Пророк разъяснял людям пагубность чрезмерности и излишества в одежде, еде, праздных развлечениях и даже в поклонении Аллаху и в призыве к добрым делам.

Однажды видный сподвижник Салман аль-Фариси пришёл навестить Абу ад-Дарду. Увидев его жену в изношенной одежде, он спросил: «Что с тобой?» Она ответила: «Твой брат Абу ад-Дарда не нуждается в этом мире». Когда Абу ад-Дарда принёс ему угощение, Салман сказал: «Поешь». Тот ответил: «Я пощусь». Салман сказал: «Я не стану есть, пока не поешь ты!» Он прервал пост и поел, а Салман решил остаться у них на ночь. Посреди ночи Абу ад-Дарда хотел встать на намаз, но Салман сказал ему: «Спи». Через некоторое время он снова захотел встать, и Салман снова сказал: «Спи». А в конце ночи Салман сказал: «Теперь вставай», — и они вместе помолились. Потом Салман сказал ему: «Поистине, у Господа твоего есть на тебя право, и у души твоей есть на тебя право, и у жены твоей есть на тебя право, так отдавай же каждому обладающему правом должное!» Когда Абу ад-Дарда рассказал об этом Пророку, тот сказал: «Салман прав».

Из этого следует, что проявлять умеренность полагается и при соблюдении поста, и при раздаче милостыни, и при совершении других благодеяний. Этими принципами руководствовался Посланник Аллаха, и они являются обязательными для каждого, кто придерживается его Сунны. Если же мусульманин впадает в крайности и забывает о своих обязанностях, если он пытается самостоятельно интерпретировать Коран, оправдывая свои действия, и фанатично следует этим принципам, то он отступил от Сунны и сбился с прямого пути.

Когда Пророк Мухаммад услышал, как некоторые люди изъявили желание непрерывно поститься, молиться в течение всей ночи и отказаться от семейной жизни, он запретил им поступать так и сказал: «Не относится к нам тот, кто отказывается от моей Сунны». Для того чтобы следовать Сунне Пророка, мусульманин должен уделять достаточно внимания учёбе и труду, отдыху и спорту, созданию семьи и выполнению семейных обязанностей, поддержанию родственных связей и выполнению гражданского долга.

Изучение Сунны и следование ей помогает мусульманам занять достойное место в любом обществе, независимо от его устоев и культурных особенностей. Взвешенный, умеренный подход к пониманию Корана и мусульманской традиции позволяет им наладить диалог со всеми социальными группами и религиозными конфессиями, эффективно реализовывать свои возможности, способствовать укреплению и развитию того общества, в котором они проживают.

Читайте также

б) Сунна

б) Сунна Сунна – слова, дела, невысказанные одобрения, нравственные качества пророка Мухаммада, которые известны из различных сообщений очевидцевХадис – сообщения о различных эпизодах жизни пророка Мухаммада и его высказываниях, переданные устным или письменным путем-

Сунна

Сунна Наряду с Кораном руководством для всей мусульманской общины и каждого мусульманина в решении насущных проблем общественной и личной жизни является Сунна (буквально – «образец», «пример»; полное название – «Сунна посланника Аллаха»).В первую очередь это свод

2.3. Книжка Откр 10 как часть книги Откр 5: 1 и символ данного ап. Иоанну пророческого откровения

2.3. Книжка Откр 10 как часть книги Откр 5: 1 и символ данного ап. Иоанну пророческого откровения 2.3.1. Интерпретация соотношения образов книги и книжки, предложенная Оригеном, и их связь с Апокалипсисом В предыдущем пункте было упомянуто толкование Ориге-на, выражающее его

Часть II «SoHm» — ПОСЛЕДНЕЕ ПОСЛАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ (индийские откровения)

Часть II «SoHm» — ПОСЛЕДНЕЕ ПОСЛАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ (индийские

Сунна и хадисы

Сунна и хадисы Сунна (ар. обычай, пример) – это собрание изречений, поступков, деяний, наставлений и соображений как самого Пророка Мухаммада, так и его ближайших сподвижников и последователей. Они записаны друзьями и близкими Пророка, чтобы рассказать о его жизни другим

§ 51. Сунна или искренность в поклонении

§ 51. Сунна или искренность в поклонении Понятие Сунны. Сунной называется путь Пророка Мухаммада. Понятие «Сунна» включает в себя все, что Пророк Мухаммад высказал и совершил после того, как он получил пророчество, а также его нравственные качества. В это понятие входит

Сунна и хадисы

Сунна и хадисы Cунна (ар. обычай, пример) – это собрание изречений, поступков, деяний, наставлений и соображений как самого Пророка Мухаммада, так и его ближайших сподвижников и последователей. Они записаны друзьями и близкими Пророка, чтобы рассказать о его жизни другим

Сунна и хадисы

Сунна и хадисы Cунна (ар. обычай, пример) – это собрание изречений, поступков, деяний, наставлений и соображений как самого Пророка Мухаммада, так и его ближайших сподвижников и последователей. Они записаны друзьями и близкими Пророка, чтобы рассказать о его жизни другим

СУННА (араб.)

СУННА (араб.) Благочестивый образ жизни. Освященные традицией правила, установленные в подражание поступкам и привычкам Пророка

3.2. Провозвестники Божественного Откровения и завершение Откровения во Христе

3.2. Провозвестники Божественного Откровения и завершение Откровения во Христе Поскольку «по греховной нечистоте и немощи духа и тела» не все способны общаться с Богом «лицом к лицу», то и «не все человеки способны непосредственно принять Откровение от Бога». Поэтому

«Сунна»: языковое и терминологическое определение слова

Слово «сунна» означает «путь» и «сира» (биография), хорошая она или плохая, похвальная или порицаемая.

Ибн Фарис сказал: «Сунна – это сира. Сунна Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха – это его сира».

В словаре «Лисан аль-араб» говорится: «Сунна – это сира, хорошая она или мерзкая».

В хадисах упоминается «сунна» и его производные, однако основой этого слова является «путь».

Например, в хадисе говорится: «Кто установит в Исламе хорошую сунну (обычай, путь), которым будут пользоваться после него, то ему запишутся вознаграждения тех, кто это сделал, нисколько не уменьшая вознаграждение совершившего этот поступок. А тот, кто установит в Исламе плохую сунну (обычай, путь), которым будут пользоваться после него, то ему запишется бремя греха тех, кто это сделал, нисколько не уменьшая ответственность совершившего этот поступок» (Муслим).

Терминологическое определение

Терминологическое определение слова «Сунна» различается между мухаддисами (учеными по хадису), учеными по основам религии, факихами (учеными по мусульманскому праву), проповедниками и учеными по вероубеждению, хотя они согласны с тем, что это сунна Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Их разногласие заключается в разъяснении и границах этого слова.

Определение слова «Сунна» у мухаддисов – это то, что осталось от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, из его слов, дел, молчаливого одобрения, описания его внешности, а также его жизнеописание, как до начала его пророчества, так и после.

Определение слова «Сунна» у ученых по основам религии. Аль-Амиди, да помилует его Аллах, сказал: «Что касается Шариата, то слово «сунна» употребляется по отношению к добровольным видам поклонения, которые переданы от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и используется по отношению к тому, что исходило от Пророка из шариатских доводов, из того, что не читается на распев (то, что не является Кораном) и не является чудом. И этот вид мы подразумеваем здесь, к чему относятся слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха, его дела и молчаливое одобрение.

Определение слова «Сунна» у факихов – «Сунна – это путь по которому следуют в религии, не относящееся к обязательным видам поклонения».

Определение слова «Сунна» у саляфов. Если мы посмотрим на слова ученых ахлю-сунна, то увидим, что они понимали это слово шире, чем мухаддисы, ученые по основам религии и ученые по мусульманскому праву.

Шейх уль-Ислам ибн Таймия, да помилует его Аллах, сказал: «Слово «Сунна» в словах саляфов использовалось в поклонениях и убеждениях, хотя многие из тех, кто писал о сунне, подразумевали под этим словом убеждения».

Ибн Раджаб, да помилует его Аллаха, сказал: «Сунна – это путь, по которому следуют, и это охватывает собой приверженность тому, на чем был Пророк, мир ему и благословение Аллаха, и его праведные халифы из вероубеждения, дел и слов. И это «сунна» в полном смысле этого слова. Поэтому прежние саляфы не использовали это слово, кроме как в отношении того, что охватывает все это».

Шейх Насыр аль-‘Акль вывел всеохватывающее определение слова «Сунна» в терминологии Шариата: «Сунна означает религию, с которой пришел Посланник, мир ему и благословение Аллаха, включающее в себя знание, поступки, прямой путь и понимание, которое произрастает из всего этого: Сунна – эквивалент Священного Корана; Сунна в значении – «узаконенное», противоположностью чему является нововведение; Сунна в значении — «следование Пророку»; Сунна в значении «основы религии» и «правильные убеждения»; Сунна в значении — «хадис»; Сунна в значении — «добровольные виды поклонения»».

Значение слова «Сунна» у ахлю-сунна

Этот термин используется в двух значениях:

1. Общее значение этого слова, под которое подпадают все те, кто относит себя к Исламу, за исключением рафидитов (шиитов). Говорится: «Это рафидит (шиит), а это суннит». И это общий смысл этого термина.

Шейх уль-Ислам ибн Таймия, да помилует его Аллах, пояснил: «Большинство людей не знает другой противоположности сунниту, кроме как рафидит. И если кто-нибудь скажет «Я – суннит», то это значит, что он говорит «Я – не рафидит».

Суфьян ас-Саури разъяснил это, когда отвечал на вопрос о том, что соответствует сунне: «Это, когда ставишь вперед двух шейхов: Абу Бакра и Умара, да будет доволен ими Аллах».

2. Значение этого слова в частном и узком смысле, когда исключаются нововведенцы и следующие своим страстям, к которым относятся хариджиты, мурджииты, кадариты и другие заблудшие группы.

Ибн Таймия, да помилует его Аллах, сказал: «Под словом «ахлю-сунна» подразумеваются все те, кто утверждает правление первых трех халифов (Абу Бакра, Умара, Усмана, да будет доволен ими Аллах). Сюда относятся все группы, кроме рафидитов (шиитов). Также под словом «ахлю-сунна» подразумеваются «ахлю-ль-хадис ва сунна», к которым не относятся никто кроме тех, кто утверждает атрибуты Всевышнего Аллаха (без толкований) и говорит: «Книга Аллаха не сотворена, в будущей жизни (ахира) можно будет увидеть Аллаха», кто утверждает предопределение судьбы, а также другие вещи, которые известны у «ахлю-ль-хадис ва сунна»».

Ахлю-сунна – это сподвижники Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, потому что они получали знания о вероубеждении и поклонении непосредственно от него, мир ему и благословение Аллаха. И они являются самыми знающими о сунне и более остальных следующими за ней, чем все остальные люди.

Также к «ахлю-сунна» относятся те, кто последовал за ними в благом, которые следовали по их следам, когда бы и где бы он ни был. Во главе их «ахлю-ль хадис ва-ль-асар», которые передали нам сунну Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, различив достоверные хадисы от слабых, действовали в соответствии с ними и строили на них свои убеждения.

Имам ибн Хазм, да помилует его Аллах, сказал: «Ахлю-сунна – это те, кого мы упоминаем как люди истины (ахлю-ль-хакк) и кто враждует с ними, тот нововведенец. Ахлю-сунна – это сподвижники, да будет доволен ими Аллах, и все, кто следовал их пути, из числа лучших табиинов, затем, к ним относятся «асхаб-уль-хадис» и те ученые по фикху, которые следовали за ними, из поколения в поколение вплоть до наших дней, и которым следуют простые люди на Востоке и Западе, да помилует их Аллах».

Названия (прозвища) «Ахлю-сунна»

«Асхаб-уль-хадис ва-ль-асар»

Так их называют потому, что они заняты изучением хадисов Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и преданий о сподвижниках, да будет доволен ими Аллах, различая достоверное от слабого, размышляя над ними, действуя в соответствии с ними и используя в качестве довода.

Ссылка на основную публикацию