Что такое сунна муаккада

Что такое сунна муаккада

от Замиль · Апрель 11, 2022

Верующие осваивали положения Корана последовательно и вдумчиво, каждое новое знание применяя в жизни, и строго следили за тем, чтобы не было искажено ни одного Божественного слова и, следовательно, не было искажений в поведении и делах. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) своей жизнью растолковывал аяты Корана. И это практическое воплощение в жизни аятов Корана и есть Сунна. Иными словами, Сунна – нравственность Корана на примере жизни Пророка (салляллаху алейхи ва саллям).

Сунна – это действия, поступки и поведение Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), его слова, то, чему он учил и что одобрял. Что такое Сунна, можно проиллюстрировать хадисом. Со слов Абдуллаха бин Умара, «Однажды Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) надел на палец золотое кольцо. Сразу же после этого стали носить золотые кольца и сахабы. (Спустя некоторое время) Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) обратился к ним со следующими словами: «Я в свое время носил золотое кольцо, — затем он снял кольцо с пальца и продолжил, — а теперь никогда надевать его не буду». После этого сахабы тоже никогда не носили золотых колец (Бухари, «Итисам», 4).

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям), сняв с пальца кольцо, продемонстрировал сахабам, как нужно поступать, и на словах призвал следовать его примеру. Эти слова являются словесным выражением действия, то есть хадисом Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Молчаливое одобрение Пророком (салляллаху алейхи ва саллям) действий сахабов в ответ на следование его примеру называется такрир.

Сунна – это второй после Корана основный источник, по которому изучается Ислам.

Различается Сунна 2 видов:

а) муаккадасунна , которую наш Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) выполнял постоянно и очень редко пропускал. Например, сунна утреннего, полуденного и вечернего намазов.

б) гайримуаккадасунна, которую Пророк выполнял редко, например, 4 рака`ата сунны-намаза до фарда намаза аль-аср (икинди) и аль-ишаа (ятсы).

Выделяют также суннузаваид, то, как Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) вел себя в обыденной жизни: ел, пил, одевался и т.п.

Почему нужно соблюдать Сунну Пророка (салляллаху алейхи ва саллям )?

Прежде всего, следовать Сунне нам рекомендует Коран. Всевышний Аллах говорит: «Возьмите то, что вам дает Пророк и воздержитесь от того, в чем он вам откажет» (Сура «аль-Хашр», 59/7). «Скажи, если вы любите Аллаха, то следуйте за мной; Он возлюбит вас и простит вам прегрешения ваши. Аллах всепрощающий и милосердный» (Сура «Али Имран», 3/31). «Кто следует за Пророком, тот следует и Аллаху… » (Сура «ан-Ниса», 4/80).

В Священном Коране всем людям этого мира предписывается следовать за Пророком (салляллаху алейхи ва саллям), чтобы счастливо прожить земную жизнь.

В одном из хадисов Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) сказано:

«Наилучшие слова это Книга Аллаха. Самый благодатный путь путь Пророка (или: лучшее руководство это руководство Мухаммада). Худшие из дел те, которые вымышлены после (те, которые за пределами Корана и Сунны). А всякое нововведение заблуждение» (Муслим, «Джума»,43).

Или: «Вам оставляю две вещи, если будете их придерживаться, то не собьетесь с пути: это книга Аллаха и Сунна Пророка» (Муватта, «Кадар», 3).

Один из табиинов Даххак Ибни Музахим говорил: «И Рай и Сунна похожи между собой. Потому что тот, кто в Ахирате вошел в рай, в дунье придерживался Сунны» (Куртуби, «Тафсир», 13, стр. 365).

Имам Малик сравнил Сунну с ковчегом Нуха (алейхиссалям): «Кто взойдет на него – спасется, кто останется – утонет» (Суюти, «Мифтахуль – Джанна», стр. 53 – 54).

Сунна. Роль хадисов в жизни мусульман

Понятие «сунна» в переводе с арабского языка означает «путь, следование». В исламском праве этим термином именуется жизнеописание Пророка Мухаммада (саляЛлаху галейхи васаллям), то есть его высказывания по тем или иным вопросам (кауль), его действия (фииль), нравственные качества, внешние характеристики, а также одобрение либо его отсутствие по отношению к тем или иным поступкам (такрир).

Сунна является вторым после Священного Корана источником исламского права, тесно взаимосвязанным с Книгой Аллаха. Во-первых, сунна подтверждает необходимость соблюдения некоторых положений Священного Корана. Во-вторых, сунна дает комментарий к некоторым аятам, смысл которых не всегда очевиден. В-третьих, сунна может устанавливать собственные предписания, которые не содержатся в Откровении, но при этом сунна не может противоречить Корану.

О необходимости следования сунне говорится в многочисленных аятах Священного Корана. Например, 59 аят суры «Женщины» гласит:

О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению (или по вознаграждению)! (4:59)

В 80 аяте этой же суры сказано:

Кто покорился Посланнику, тот покорился Аллаху. А если кто отворачивается, то ведь Мы не отправили тебя их хранителем (4:80)

В суре «Собрание» говорится следующее:

Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Он суров в наказании (59:7)

Итак, резюмируя вышеизложенное, необходимо подчеркнуть, что следование сунне – обязанность каждого мусульманина, как к этому наставляет нас Господь в Священной Книге.

По степени необходимости соблюдения тех или иных положений сунна подразделяется на 3 категории:

1. Сунна муаккада

Это действия, которые Посланник Аллаха (с.г.в.) совершал с особой постоянностью за редким исключением. Выполнение таких деяний для мусульманина является максимально желательным, но не обязательным. За соблюдение действий, относящихся к данной категории, верующий, по воле Господа, может получить большую награду. Примером сунны-муаккада может служить совершение таравих-намаза в Священный месяц Рамазан.

2. Сунна гайри муаккада

Под этим термином имеются ввиду деяния, которые Пророк Мухаммад (с.г.в.) совершал часто, но не всегда. За совершение таких действий верующий получает награду от Господа, а за не совершение верующему грех записан не будет. К примеру, суннат-намаз перед обязательным послеполуденным намазом (аср).

3. Сунна заваид

К этой категории относятся действия, которые совершал Пророк (с.г.в.) и которые присущи многим людям. Сюда можно отнести прием пищи или ношение одежды.

Место хадисов в исламе

Основной единицей сунны является хадис. Хадис – это конкретное высказывание, действие или одобрение Пророком (с.г.в.) того или иного явления в конкретной ситуации, а также описание его качеств, внешнего вида, характера, привычек и т.д.

Хадис состоит из двух составляющих: санад – цепочка передатчиков хадиса от Посланника Всевышнего (с.г.в.) к человеку, приводящему данный хадис, и матн – текст самого хадиса.

По критерию достоверности все хадисы делятся на 4 группы:

1. Достоверные хадисы (сахих)

Первой группой хадисов являются достоверные хадисы. Для того чтобы хадис был признан достоверным, следует соблюсти ряд требований:

а) честность и порядочность каждого из передатчиков данного хадиса. Каждый из тех, кто передает хадис, должен быть богобоязненным, разумным, совершеннолетним, не совершающим больших грехов мусульманином;

б) абсолютная точность при передаче хадиса;

В) непрерывность цепи передатчиков. Каждый из передатчиков лично должен услышать текст данного хадиса.

Следует отметить, что в зависимости от течения ислама, критерии достоверности несколько разнятся, так как каждое направление выдвигает свои требования относительно честности и богобоязненности передатчиков, а также содержания хадисов.

В исламе суннитского толка достоверными признаются 6 сборников хадисов, переданных имамами аль-Бухари, Муслимом, ат-Тирмизи, Абу Даудом, ан-Насаи, Ибн Маджой. В шиитском исламе достоверными признаются 4 сборника хадисов: «Аль-Кафи», «Ман ля йахдурухуль-факих», «Аль-Истибсар» и «Тахзиб аль-ахкам», которые именуются «четырехкнижием».

Однако не все абсолютно хадисы из вышеуказанных сборников являются достоверными, так как эти сборники также отличаются степенью достоверности. Цепочки от Бухари и Муслима большинством суннитских ученых признаны абсолютно достоверными. Что же касается остальных сборников, то они могут содержать и достоверные, и хорошие, и слабые хадисы.

2. Хорошие хадисы (хасан)

Вторую группу составляют так называемые «хорошие хадисы», абсолютная достоверность которых не была подтверждена, поскольку один из рассказчиков передал его с незначительной неточностью, либо он имеет небольшие отклонения, но передается не одним человеком. Следует отметить, что немало сборников содержат хорошие хадисы.

3. Слабые хадисы (мадруд)

Третьей категорией хадисов являются слабые хадисы, в которых может быть оборвана цепочка передатчиков, или же один из рассказчиков может быть лжецом, большим грешником или имеющим плохую память человеком. В случае же, если хадис является незначительно слабым, но его приводит много человек, то такой хадис относится к категории хороших.

4. Выдуманные хадисы (мавдуа)

К последней группе относятся хадисы, которые были выдуманы кем-либо в корыстных целях. Их достоверность не может быть ничем подтверждена, и поэтому такие хадисы не признаются в качестве доказательства.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Ассалам алейкум! Было очень много навязанного с самого детства, фанатизма, вера из за страха, такой результат. Вера всегда была и есть, соблюдаю основные сунны. Хотела бы иметь наставника, учителя. Который сумеет донести без сопротивления для психики и с любовью принимать , не из за страха. Благодарю заранее.

Совершать сунну муаккада следует сразу после фарда или дома?

Совершать сунну муаккада следует сразу после фарда или дома?

Вопрос: БисмиЛляхи-р-Рахмани-р-Рахим. Согласно мнению многих наших ученых-ханафитов, сунна-муккада после намазов Зухр, Магриб, Иша и Джумʼа должна быть выполнена сразу после обязательной молитвы (фарда) с минимальной разницей во времени и минимальными азкарами между ними. Некоторые говорят, что отсрочка молитвы более этого снижает награду за совершение сунны. Также я слышал от других, что, если перерыв между фардом и сунной муаккадой будет слишком большим, то молитва перестает быть муаккадой и становится просто нафилем (дополнительной). С другой стороны, некоторые ученые говорят, что нет никакого вреда в совершении азкаров после фарда и до сунны. Но, похоже, сегодня является преобладающим первое мнение.

Я также видел отрывок из Ибн Абидина, который цитировал Шейх Фараз Раббани. Так вот там говорится, что лучше отложить совершение сунны, чтобы помолиться дома, при условии, что перерыв между фардом и сунной не затянется надолго и не приведет к упущению сунны. А это, по-видимому, противоречит идее ускоренного перехода от фарда к сунне, которое сегодня чаще транслируется, ведь не все живут близко к мечети, и человек может, совершив фард в мечети и отложив муаккаду, например, совершать азкары по дороге домой и т. д.

Существуют ли какие-либо сообщения о сахабах или саляфах, которые бы подтверждали срочность перехода от фарда к сунне? И как мы можем это мнение согласовать с тем, что лучше совершать суннат-намазы дома?

Имам ат-Тахави сообщает в своем «Шархе Маани аль-Асар», что, согласно мнению Имама Абу Ханифы, имама Абу Юсуфа и имама Мухаммада, совершать молитвы сунна-муаккада в мечетях – хорошо, но лучше совершать их у себя дома. (Шарх Маʼани аль-Асар, 1: 339)[1].

Однако позже фукаха разъяснили, что это правило действительно только в том случае, когда нет вероятности, что человек вернется домой, отвлечется и забудет о том, что планировал совершение сунны-муаккада. Если есть вероятность забыть, то следует совершать её сразу после фарда в мечети. (аль-Мухит аль-Бурхани, Идарат аль-Коран, 7: 503)[2].

В «аль-ʼАсль» имам Мухаммад, приводя мнение имама Абу Ханифы, имама Абу Юсуфа и свое собственное мнение, пишет, что имам, возглавивший обязательную коллективную молитву, не должен оставаться на том же месте после Зухра, Магриба и Иша, то есть он немедленно должен встать. Более того, он упоминает, что имам может совершать намазы сунна-муаккада в мечети, если он захочет, но должен для этого встать за джамаатом – людьми, которые читали за ним фард – или в любой другой стороне, главное – покинуть то место, где он возглавлял молитву. Муктади также могут совершать сунну-муаккада в мечети, но лучше тоже сменить место, сделав один или два шага в любую из сторон, прежде чем начать намаз. (аль-ʼАсль, 1: 16-17)[3].

Единственная разница между намазами, после которых следует сунна-муаккада, и теми, после которых сунны-муаккады нет, может заключаться в том, что лучше совершить суннат-намаз сразу после фарда без какой-либо ощутимой задержки.

Аз-Захиди сообщает в «Аль-Кунья» мнение Захир ад-Дина аль-Маргинани, который считал, что сунна-муаккада, отложенная до окончания времени намаза, перестает считаться сунной. Однако ʼАйн аль-Аʼимма аль-Карабизи сказал, что в этом случае сунна-муаккада все равно останется сунной (аль-Кунья, стр. 40)[4].

Последнее мнение считается более сильным, поскольку аль-Садр аш-Шахид (также, как аль-Карабизи) сказал, что сунна-муаккада из-за участия в разговоре или в чем-то еще, противоречащем природе намаза (например, в покупке и продаже), после совершения фард намаза не перестаёт быть сунной, но это уменьшит награду за её совершение, и он заявляет, что это «более правильная» (асахх) позиция (аль-Кунья, стр.40)[5].

Читайте также:  Что такое супер тай брейк в теннисе

Ибн аль-Хумам и Ибн Амир Хадж также поддержали эту точку зрения. (Хальбат аль-Муджалли, 2: 226). Они уточняют, что рекомендуется (авля/мустахаб) не делать ощутимого перерыва между фардом и суннами (Хальбат аль-Муджалли, 2: 225-226) и, следовательно, излишняя задержка будет считаться хиляф аль-ауля, то есть, она не заслуживает порицания, а только приводит к уменьшению вознаграждения за молитву.

Но, как объясняют Ибн аль-Хумам и Ибн Амир Хадж, это касается только ситуации, когда намаз сунна-муаккада совершается в мечети. Если человек совершает его дома, то время, затраченное на то, чтобы добраться до дома, не приведет к уменьшению вознаграждения и не будет считаться хиляф аль-ауля, так как на самом деле лучше молиться у себя дома (Хальбат аль-Муджалли, 2: 226, Радд аль-Мухтар, Дар ‘Алям аль-Кутуб, 2: 247)[6].

[1] وخالفهم في ذلك آخرون فقالوا: التطوع فى المساجد حسن غير أن التطوع فى المنازل أفضل منه. لقول رسول الله صلى الله عليه وسلم: خير صلاة المرء في بيته إلا المكتوبة؛ وهذا قول أبي حنيفة وأبي يوسف ومحمد بن الحسن رحمهم الله
(شرح معاني الآثار، ج١ ص٣٣٩)

[2] وفى الجامع الأصغر: إذا صلى المغرب فى المسجد بالجماعة يصلي ركعتي المغرب فى المسجد إن يخاف أنه لو رجع إلى بيته يشتغل، وإن لا يخاف فالأفضل أن يصلي في بيته لقوله صلى الله عليه وسلم: صلاة الرجل فى المنزل إلا المكتوبة
(المحيط البرهاني، ج٧ ص٥٠٣)

[3] قلت: أرأيت الإمام إذا فرغ من صلاته أيقعد في مكانه الذي يصلي فيه أو يقوم؟ قال: إذا كانت صلاة الظهر أو المغرب أو العشاء فإنني أكره له أن يقعد في مقعده حين يسلم وأحب إلي أن يقوم. فإن أراد فى الظهر والمغرب والعشاء أن يصلي تطوعا. يتأخر فيصلي خلف القوم أو حيث أحب من المسجد ما خلا مكانه الذي يصلي بهم فيه. قلت: فالذين خلفه أيصلون في أمكنتهم التي صلوا فيها أي يتنحون؟ قال: إن فعلوا فلا بأس، ويتنحون خطوة أو خطوتين أحب إلي.
(الأصل، ج١ ص١٦-١٧)

[5] عك الكلام بعد الفرض لا يسقط السنة لكن ينقص ثوابه؛ صح وكل عمل ينافي التحريمة أيضا، قال رض وهو الأصح
(القنية، ص٤٠)

[6] ثم قال: وأفاد شيخنا أن الكلام فيما إذا صلى السنة في محل الفرض لاتفاق كلمة المشايخ على أن الأفضل فى السنن حتى سنة المغرب المنزل؛ أي فلا يكره الفصل بمسافة الطريق
(رد المحتار، ج٢ ص٢٤٧)

Общая информация о намазе

В этом разделе вы найдете первостепенную информацию о намазе: каковы его виды, что намаз нарушает, что мы должны сделать перед намазом. Намаз – это одна из наших основных религиозных обязанностей, и именно про него нас спросят в Судный день в первую очередь.

Намаз – это персидское слово обозначает один из самых важных видов поклонения Всевышнему Аллаху: определенные слова и движения, которые вместе составляют исламский молитвенный обряд.

Каждый совершеннолетний (по Шариату) и находящийся в здравом уме мусульманин обязан сначала обучиться способу совершения намаза, а затем ежедневно – в определенные промежутки времени – выполнять его.

В арабском языке намаз обозначается словом «солят», что изначально означает «дуа» («мольба» – то есть обращение к Аллаху с просьбой о благе для себя или других людей). Весь комплекс слов и движений стал обозначаться этим словом, поскольку дуа – это важнейшая часть нашего намаза.

Намаз – это прежде всего наша связь с Аллахом, а также выражение благодарности Ему за все бесчисленные блага, которыми Он нас одарил.

Обязанность совершать намаз установлена Всевышним Аллахом в Священном Коране. Хадисы нашего Пророка, мир ему и благословение Аллаха, подтверждают повеление Господа, а также подробно объясняют нам способ совершения намаза и другие связанные с ним аспекты.

«Поистине, намаз является обязанностью для верующих в определенные промежутки времени» (сура «Ан-Ниса», аят 103)

В одном из достоверных хадисов передается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил своих сподвижников:

– Как вы думаете, если перед вашим домом будет протекать река, в которой вы станете купаться пятикратно каждый день, останется ли на вас хоть частица грязи?

– Так же и пятикратный намаз: благодаря ему Аллах стирает с вас прегрешения»

(Привели Бухари (528) и Муслим (667)).

Родителям следует приучать детей к совершению намаза с семилетнего возраста. По достижении ими десяти лет их необходимо заставлять совершать намаз, а за несовершение – наказывать.

Фард-намазы – это такие намазы, совершение которых обязательно, причем эта обязательность уставлена однозначным, не подлежащим сомнению доводом. Это прежде всего пять ежедневных молитв:

Фаджр – утренний намаз. Состоит из двух ракаатов. Время его совершения начинается с наступлением рассвета (при первых признаках белизны, появившейся вдоль горизонта) и заканчивается за несколько мгновений до восхода солнца.

Наилучшее время совершения утреннего намаза: ближе к концу его времени, когда становятся видны контуры предметов. Смысл выбора такого времени в том, чтобы собрать как можно больше людей для совершения коллективного намаза в мечети. Однако не следует чрезмерно его откладывать, чтобы не выйти за пределы установленного временного промежутка. У мусульманина должно быть достаточно времени для того, чтобы подготовиться к намазу (совершить омовение, одеться и т. п.), а также чтобы была возможность неторопливо прочитать в обоих ракаатах утреннего намаза от сорока до шестидесяти аятов Корана, прежде чем солнце выйдет из-за горизонта. Женщине же, совершающей фаджр-намаз в одиночку, предпочтительно выполнить его в самом начале времени.

Зухр – обеденный намаз. Состоит из четырех ракаатов. Время его выполнения начинается при отклонении солнца от зенита и заканчивается тогда, когда тень какого-либо предмета становится в два раза больше его длины (помимо длины тени, который предмет отбрасывает во время зенита).

Оптимальное время совершения намаза зухр зависит от времени года. Зимой (а также весной и осенью) лучше всего совершать его ближе к началу его времени. Летом же желательно отложить его совершение на более позднее время: в самом начале его времени обычно дневная жара достигает своего пика. Мусульманам будет легче собраться в мечети для совершения намаза зухр коллективно, когда жара начнет немного спадать.

Аср – послеобеденный намаз. Состоит также из четырех ракаатов. Время его совершения начинается сразу после окончания времени намаза зухр и продолжается до захода солнца за горизонт.

Лучше всего этот намаз выполнять не сразу, а чуть попозже, но и не следует откладывать до того момента, пока солнце станет красноватого или рыжего цвета и глаза смогут безболезненно смотреть на него. Совершение намаза аср после этого момента (обычно солнце становится таким за 20-30 минут до заката) будет грехом, однако намаз совершить нужно все равно.

Магриб – вечерний намаз. Состоит из трех ракаатов. Время его совершения начинается сразу после заката и заканчивается после исчезновения вечерней зари (красного зарева на горизонте).

Оптимальное время выполнения вечернего намаза – сразу, как только возникнет уверенность в наступлении его периода (то есть как только не останется сомнений, что солнце зашло за горизонт). Желательно читать вечерний намаз сразу после азана, не совершая между азаном и икаматом никаких дополнительных намазов. Совершать магриб ближе к концу его периода – нежелательно (макрух танзихан).

Иша – ночной намаз. Состоит из четырех ракаатов. Время его совершения начинается по окончании периода намаза магриб и продолжается до времени наступления утреннего намаза (фаджр).

Наилучшее время выполнения ночного намаза – конец первой трети ночи. Для определения этого времени нужно период от начала ночного намаза до начала утреннего разделить на три части: например, если по нашему расписанию время намаза иша наступает в 18-30, а намаза фаджр – в 6-30 утра, то, разделив двенадцатичасовой период на три части, мы получим следующие отрезки времени:

Первая треть ночи: от 18-30 до 22-30. Желательно совершить ночной намаз ближе к концу этого периода времени. Однако если возникает выбор: совершить намаз коллективно в мечети раньше этого времени или совершить одному к концу первой трети ночи – то мужчине следует выбрать первый вариант.

Последняя треть ночи: от 2-30 до 6-30. Откладывать ночной намаз до этого времени и совершать его в последнюю треть ночи является грехом (макрух тахриман). При этом последняя треть ночи – это оптимальное время для выполнения ваджиб-намаза витр.

Состоит из трех ракаатов с одним салямом в конце. В каждом ракаате обязательно (ваджиб) читать суру «Аль-Фатиха» и суру (или аяты) после нее. После второго ракаата является ваджибом сесть для чтения ташаххуда, а затем, не читая после него ничего (ни салавата Пророку, мир ему и благословение Аллаха, ни дуа), встать для совершения третьего ракаата. В начале третьего ракаата не нужно читать «сана» («Субханака…») и таʼаввуз («Аʼузу билляхи…»). После чтения суры «Аль-Фатиха» и другой суры (аятов) в третьем ракаате намаза витр нужно поднять руки на уровень ушей, произнося такбир – «Аллаху акбар», – затем является ваджибом прочитать дуа-кунут, после которого нужно перейти в поясной поклон (руку) и далее завершить намаз обычным способом.

Само по себе чтение дуа-кунут является ваджибом, однако чтение его в определенной форме является сунной.

Намаз витр совершается после иша (ночного намаза), и время его совершения заканчивается с наступлением времени намаза фаджр. Оптимальное же время для выполнения намаза витр – последняя треть ночи. Если мусульманин уверен, что сможет проснуться в конце ночи для исполнения витра, то его лучше отложить. В противном же случае следует совершить намаз витр сразу после намаза иша (и после двух ракаатов желательного намаза (сунна муаккада) после него).

Витр-намаз совершается мусульманами в одиночку, кроме месяца Рамадан: в это время витр читается мусульманами коллективно после намаза таравих. И имам, и джамаат читают дуа-кунут про себя.

Ид-намаз (праздничный намаз). Два праздничных намаза в году: на Ид аль-фитр (ураза-байрам) и на Ид аль-адха (курбан-байрам) – являются ваджибом для тех, кто обязан посещать пятничный намаз (джума): для здорового мужчины-мусульманина, не находящегося в этот момент в пути.

Женщины, больные, слепые и путники не обязаны совершать праздничный намаз. Однако, если они все же совершат его, их намаз будет действителен.

Время совершения праздничного намаза наступает, когда солнце поднимется над горизонтом на высоту копья, то есть примерно спустя 30-40 минут после восхода и завершается в тот момент, когда солнце достигает зенита (за некоторое время до начала намаза зухр).

Ид-намаз состоит из двух ракаатов и совершается коллективно. Имам в нем читает Коран вслух. Отличительной особенностью праздничных намазов являются дополнительные такбиры: три в первом ракаате сразу после чтения «сана» («Субханака…») и три во втором ракаате перед руку. После намаза имам читает хутбу. Совершать праздничный намаз без хутбы или читать хутбу до намаза нежелательно (макрух).

ЗНАЕМ ЛИ МЫ ЧТО ТАКОЕ СУННА?

Способ, путь, привычный путь, следование. Сунной называют слова, дела, невысказанные одобрения, нравственные качества пророка Мухаммада, которые известны из различных сообщений очевидцев (Хадис ). Во множественном числе – «сунан».
Сунна бывает трех видов:
1 . Кауль – это различные высказывания пророка Мухаммада, которые приводятся в хадисах;
2. Фииль – это различные поступки, которые совершались пророком Мухаммадом. Эти поступки являются повелением для всех мусульман;
3. Такрир – молчаливое одобрение пророком Мухаммадом тех слов и дел его сподвижников, свидетелем которых он был. То есть если пророк молчаливо соглашался с чем-то и не выступал против этого, то это означает разрешенность данного действия.

Сунна является вторым после Корана первоисточником исламской религии, следование положениям которой является обязанностью всех мусульман. О необходимости следования Сунне пророка говорится во многих аятах Корана и хадисах:
– «Был для вас в посланнике Аллаха хороший пример – для тех, кто стремится к Аллаху и к Последнему дню и много поминает Аллаха» (Коран, 33: 21).
– «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас! Если же вы препираетесь о чем-нибудь, то вернитесь с этим к Аллаху и посланнику, если вы веруете в Аллаха и в Последний день. Это – лучше и прекраснее по исходу» (4: 59).
– «Кто повинуется посланнику, тот повинуется Аллаху» (Коран, 4:80).
– «. Что дал вам посланник, то берите, а что он вам запретил, от того удержитесь. » (Коран, 59:7).
– «Я (т.е. Мухаммад) оставляю вам две вещи. Пока вы будете следовать этим двум вещам, вы не собьетесь с истинного пути. Это книга Аллаха и моя сунна». [Малик ибн Анас, Муватта, «Кадар» 3 (2, 899)].
– «Советую вам быть набожными по отношению к Аллаху. Даже если вами будет управлять раб из Эфиопии, то будьте покорны ему. Те, кто останется в живых после меня (т.е. Мухаммада), то увидит много разногласий. Напоминаю вам о моей сунне и сунне Праведных халифов, которые на истинном пути. Следуйте им. Будьте осторожны по отношению к новшествам. Так как все, что вышло после моей сунны и противоречит ей – это бид’а (новшество). Бид’а же является заблуждением, извращением». [Тирмизи «Илим» 16 (2678); Абу Давуд «Сунна» 6 (4607)].

Читайте также:  Что такое супернова в космосе

Сунна имеет исключительное значение в Исламе. По отношению к аятам Корана, она несет следующие функции:
1. Повторяет повеления аятов Корана, подтверждает и усиливает их. Например, в Коране говорится: «О вы, которые уверовали! Не стяжайте имущества друг друга неправедным путем, а только путем торговли по взаимному вашему согласию» (4: 29). Смысл этого аята полностью подтверждает следующий хадис из «Муснада» Ахмада ибн Ханбаля (V, 72): «Не является дозволенным для мусульманина имущество другого человека, если оно приобретено не по его согласию».
2. Комментирует аяты и вносит ясность в некоторые их смыслы. Например, в Коране часто говорится о необходимости совершения молитвы или поста. О том, как именно необходимо совершать намаз и пост подробно говорится в Сунне. Например, в аятеговорится: «Те, которые уверовали и не облекли своей веры в несправедливость, для них – безопасность, и они на верной дороге» (6: 82). По этому поводу пророк Мухаммад сказал: «Слово “несправедливость” касается лишь многобожия. Разве вы не слышали, что сказал Лукман: “… Многобожие – великая несправедливость».
3. Может отменить некоторые правовые повеления Корана (Насих и Мансух). Например, в Коране говорится: «Когда к кому-либо явится смерть и он оставляет [после себя] состояние, то предписано завещать [его] по обычаю родителям и близким родственникам» (2: 180). В Сунне же говорится: «Нет завещания наследнику» [Бухари (Васая, 6), Абу Давуд (Васая, 6)].
4. Может предписывать какие-либо правовые действия, о которых не говорится в Коране. Например, в Коране говорится: «Скажи: В том, что открыто мне, я не нахожу запрещенным для питающегося то, чем он питается, только если это будет мертвечина, или пролитая кровь, или мясо свиньи, потому что это – скверна, или нечистое, которое заколото с призыванием не к Аллаху. » (6: 145). Но Сунна запрещает также многие виды пищи, не упомянутые в этом аяте: “Все хищные звери с клыками и всякая птица с когтями запрещаются для потребления” (Бухари и Муслим). Кроме того, в хадисах говорится о необходимости совершения ночного намаза (Витр), о запрете на ношение золотых украшений и шелковых одежд мужчинам, что не встречается в Коране.

Сунна делится на три категории:
1.
Мутаватир. Это различные сообщения, которые восходят к пророку Мухаммаду и его сподвижникам, известные из многочисленных цепей передатчиков, которые не могли договориться между собой об их фабрикации. Сунна-мутаватир является достоверной и никаким сомнениям не подлежит (См. Хабар аль-Мутаватир ). В связи с этим, вероучительные и правовые положения, выведенные из Сунны-мутаватир, являются обязательми (фард) для исполнения. Если различные сообщения совпадают дословно, то их называют мутаватир аль-ляфзи, а если только по смыслу – мутаватир аль-манави.
2. Машхур. В ханафитском мазхабе это различные известные в мусульманской умме сообщения от пророка Мухаммада и его сподвижников, которые переданы немногочисленными независимыми друг от друга цепями передатчиков (например, двумя). По этой причине они не причисляются к категории мутаватир. Необходимость действия на основании сунны-машхур приближено к сунне-мутаватир. Другие же мазхабы считают сунну-машхур частью сунны-ахад, и в их классификации сунна делится только на мутаватир и ахад.
– Ахад. Это сообщения о жизни, речах и поступках пророка Мухаммада переданные малым количеством цепей передатчиков (одним или двумя). Эти сообщения уступают по значимости сообщениям мутаватир, и на их основе не строятся вероучительные основы религии. Но в некоторых правовых вопросах можно действовать на их основании, если они соответствуют критериям достоверности

Что же касается различных деяний пророка Мухаммада, то они разделяются на три категории:
1. Деяния, которые он совершал в качестве обычного человека. К ним относятся, например, его трапеза, сон, питье; а также общественная деятельность: торговые сделки, хозяйственная деятельность, ведение войн, и т.д. Окружавшие его сподвижники учились у него этике и правильному совершению этих деяний.
2. Деяния, совершение которых было обязательно не для всех мусульман, а только для самого пророка. Например, это относится к непрерывному посту (висал) на протяжении двух и более дней.
3. Деяния, оговоренные в шариате, которые носят обязательный характер для всех мусульман. Это относится к намазу, посту, хаджу и т.д.
По степени необходимости совершения тех или иных деяний различаются следующие виды сунны:
Сунна гайри муаккада – различные богоугодные действия, которые пророк Мухаммад делал не постоянно. Это чаще называется мустахаб. Примером является совершение намаза-сунны, который предшествует обязательному намазу иша.
Сунна муаккада – различные богоугодные действия, которые пророк Мухаммад делал постоянно и покидал редко. Примером являются богоугодные намазы, совершаемые до и после намазов салат ас-субх и салат аз-зухр, чтение азана и икамы перед молитвой, чистка зубов и т.д. Воздержание от совершения сунны муаккада является очень нежелательным для мусульманина

Существует также понятие СУННЫ хасана. Это разрешенные в Исламе деяния, основы которых восходят к периоду жизни пророка Мухаммада или его сподвижников, и которые укрепляют религию. Примером является сооружение минаретов, школ, написание книг. Даже если их не было в современном смысле этих слов во времена пророка Мухаммада, то все равно их основы существовали и поощрялись им. Например, если даже в его время не было минаретов, то все равно на молитву мусульман созывали с возвышенностей. Или если даже при нем не было точного подобия современных школ, то все равно, пророкобязывал всех своих последователей учиться и направлял к ним учителей. Поэтому сунна хасана не является нововведением.

ДОБРЫЙ ОБЫЧАЙ ( СУННА ХАСАНА)

В “Сахихе” Муслима приводится хадис:

من سن في الإسلام سنة حسنة كان له أجرها وأجر من عمل بها من بعده لا ينقص ذلك من أجورهم شيئا، ومن سن في الإسلام سنة سيئة كان عليه وزرها ووزر من عمل بها من بعده لا ينقص ذلك من أوزارهم شيئا

«Тот, кто положил, начало какому-нибудь хорошему обычаю в Исламе, получит награду за это, а также награду тех, кто станет придерживаться этого обычая после него до Судного Дня. Тот же, кто положит начало какому-нибудь дурному обычаю в Исламе, понесет на себе как бремя самого этого греха, так и бремя грехов тех, кто станет придерживаться этого обычая после него до Судного Дня».

Сказал Имам Мухйиддин ан-Навави (631-676 х/1233-1277 м) в Шархе к Сахиху Муслима, в комментариях этого хадиса:

قوله : ( مَنْ سَنَّ فِي الْإِسْلَام سُنَّة حَسَنَة فَلَهُ أَجْرهَا ) إِلَى آخِره، فِيهِ : الْحَثّ عَلَى الِابْتِدَاء بِالْخَيْرَاتِ وَسَنّ السُّنَن الْحَسَنَات، وَالتَّحْذِير مِنْ اِخْتِرَاع الْأَبَاطِيل وَالْمُسْتَقْبَحَات، وَسَبَب هَذَا الْكَلَام فِي هَذَا الْحَدِيث أَنَّهُ قَالَ فِي أَوَّله : ( فَجَاءَ رَجُل بِصُرَّةٍ كَادَتْ كَفُّهُ تَعْجِزُ عَنْهَا، فَتَتَابَعَ النَّاس ) وَكَانَ الْفَضْل الْعَظِيم لِلْبَادِي بِهَذَا الْخَيْر، وَالْفَاتِح لِبَابِ هَذَا الْإِحْسَان.
وَفِي هَذَا الْحَدِيث تَخْصِيص قوله : ” كُلّ مُحْدَثَة بِدْعَة وَكُلّ بِدْعَة ضَلَالَة “، وَأَنَّ الْمُرَاد بِهِ الْمُحْدَثَات الْبَاطِلَة وَالْبِدَع الْمَذْمُومَة، وَقَدْ سَبَقَ بَيَان هَذَا فِي كِتَاب صَلَاة الْجُمُعَة، وَذَكَرْنَا هُنَاكَ أَنَّ الْبِدَع خَمْسَة أَقْسَام : وَاجِبَة وَمَنْدُوبَة وَمُحَرَّمَة وَمَكْرُوهَة وَمُبَاحَة

«В этом хадисе содержится побуждение к совершению добрых дел и закладыванию добрых традиций, а также предостережение от выдумывания недостойных и плохих новшеств. Этот хадис говорит о случае, когда один человек принес мешочек с деньгами, который он еле держал в руках от тяжести. И люди, глядя на него, тоже стали жертвовать деньги. И в этом большая заслуга человека, положившего начало этому доброму делу. Также в этом хадисе содержится разъяснение других слов Пророка (мир ему и благословение Всевышнего): «Всякое новшество является нововведением. Всякое нововведение является заблуждением».

Сунна

сунна

Слово «сунна» в переводе с арабского языка на русский означает «пример» или «обыкновение». Так называют священное предание в исламе, в котором излагаются примеры из жизни и деятельности Посланника Аллаха Пророка Мухаммада ﷺ. Эти примеры из жизни Пророка Мухаммада ﷺ являются примером как для мусульман, так и для всей мусульманской уммы или общины.

Понятие «сунна» или «исламские сунны» может включать как собственно Сунну Всевышнего Аллаха, так и Сунну Пророка ﷺ, а также первых четырех халифов из числа Праведных халифов.

Понятие «сунна» может означать также те действия и поступки, которые желательны для мусульманина и соответствуют жизни Пророка ﷺ.

Слово «сунна» или «суннет» может применяться в некоторых исламских странах для обозначения обряда хитана или обрезания.

Сунна – это определенный способ или путь следования, в основе которого лежат поступки и дела Пророка Мухаммада ﷺ, его мысли и оценочные суждения, нравственные качества. Сунна, с которой пришел Пророк Мухаммад ﷺ, является основным фундаментом Ислама после Священного Корана. Только благодаря исполнению повелений Корана и сунны мусульманин достигнет успеха в этом мире и Вечной жизни, а мусульманское общество благодаря соблюдению заповедей Пророка ﷺ и повелений Всевышнего Аллаха может гармонично развиваться в атмосфере справедливости и мира.

Чем сунна Пророка ﷺ отличается от Корана?

Коран и сунна пророка

После Священной Книги Коран Сунна Мухаммеда ﷺ – это второй по важности источник, на котором основывается исламское право или фикх. Сунна Пророка ﷺ связана с Кораном и дополняет его, поясняя ту информацию, которая приведена в Коране.

Традиционалисты считают, что мусульманин в своей жизни должен следовать сунне Посланника Аллаха ﷺ, и это является основной целью жизни человека в исламе. Обучение сунне – важная часть религиозного образования, получаемого мусульманами. Исламские правоведы или факихи только тогда являются авторитетами в исламском праве, когда обладают достаточными для этого знаниями Сунны Пророка ﷺ.

Из чего состоит сунна?

хадис о сунне

Рассказы о поступках и высказывания Пророка Мухаммада ﷺ дошли до современности посредством рассказов сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ или асхабов после того, как эти рассказы были зафиксированы в преданиях, которые называются хадисами. Хадисы были оформлены в период восьмого-девятого веков. Хадис включает в себя иснад и матн, которые являются его составными частями:

  • иснад представляет собой цепочку людей, посредством рассказов которых история о Пророке Мухаммаде ﷺ, его высказываниях или поступках, дошла до автора сборника хадиса, когда он зафиксировал его. Иснад должен брать начало от Пророка Мухаммада ﷺ или от сахаба (асхаба), то есть его сподвижника, а также от таби‘ий, то есть представителя поколения, которое шло за сподвижниками. Заканчиваться иснад должен ученым, который составил сборник или собрание хадисов. Та часть иснада, которая расположена ближе к современности, является началом хадиса, а та часть, которая стоит ближе к посланнику Аллаха ﷺ, является завершением иснада. Люди, которые упомянуты в иснаде, обозначаются термином «равий», то есть иснад представляет собой список имен равиев, которые передавали данный хадис. Иснад является доказательством того, что данный хадис действительно был передан от Пророка Мухаммада ﷺ;
  • матн представляет собой содержание предания о Пророке ﷺ и представляет собой основную часть хадиса, то есть то, что говорил Пророк Мухаммад ﷺ, или те поступки, которые он совершал.

Хадисы исламской сунны подразделяются на пророческие хадисы, исторические, священные хадисы, в которых то, что говорит Посланник Аллаха ﷺ, сказано им от лица Всевышнего, а также хадисы, в которых сказано про достоинства арабских племен.

что такое сунна и ее виды

Сунна Пророка ﷺ подразделяется на кауль, такрир и фи‘ль:

  1. под каулем подразумеваются приводимые в хадисах высказывания Пророка Мухаммада ﷺ;
  2. под фиилем подразумеваются те действия и поступки, которые совершал Посланник Аллаха ﷺ и которые для всех мусульман являются примером и повелением;
  3. под такриром подразумевается молчаливое одобрение Пророка ﷺ, то есть его одобрительное отношение к тем делам и словам его сподвижников, которым он был свидетелем. Если Пророк Мухаммад ﷺ был свидетелем какого-то действия или поступка своих сподвижников и выражал молчаливое согласие или не выступал открыто против этого, то такое действия является для всех мусульман разрешенным.
Читайте также:  Что такое суммарный доход

Три категории сунны

Сунна Пророка Мухаммеда ﷺ предполагает три категории:

  1. мутаватир или сообщения, которые дошли до нас от самого Пророка Мухаммада ﷺ или от его сподвижников. Такие сообщения были переданы многими цепочками передатчиков, и участники этих цепочек договориться между собой о том, чтобы сфабриковать эти сообщения, не имели возможности. Те сообщения, которые относятся к категории сунна-мутаватир, не подлежат сомнению и являются абсолютно достоверными сообщениями или хадисами. Те положения в исламском праве, которые были выведены из сунны-мутаватир, в исламе считают фардом или обязательным для исполнения. Те сообщения, которые совпадают друг с другом дословно, называют термином «мутаватир аль-ляфзи», если же сообщения совпадают между собой по своему смыслу, то их называют термином «мутаватир аль-ма‘нави»;
  2. машхур или сообщения, которые были переданы от Посланника Аллаха ﷺ и его сподвижников посредством небольшого количества цепочек передатчиков (тремя и более передатчиками [в каждом звене цепочки]), которые между собой независимы, но для того, чтобы причислить их к категории мутавир, они обладают недостаточным количеством цепочек передатчиков. На основе сунны-машхур выносятся такие предписания, которые являются также необходимыми для выполнения, но некоторые мазхабы считают, что сунна-машхур относится к категории сунны-ахад, и признают деление сунны только на две категории;
  3. ахад или сообщения, которые рассказывают о словах или поступках Пророка Мухаммада ﷺ посредством совсем малого количества цепочек передатчиков. Это может быть только одна цепочка передатчиков или две, и поэтому они по своей значимости уступают сунне-мутаватир. Согласно мнению группы исламских богословов, на основании сунны ахад основы вероучения не строят, но в определенных ситуациях могут выноситься правовые решения, если нет сомнения в достоверности данных сообщений.

Значение сунны для мусульман

Что значит сунна в жизни мусульманина? В исламской религии сунна является после Священной Книги Коран вторым по значению источником, поэтому все мусульмане обязаны следовать ее положениям.

С помощью Сунны Мухаммеда ﷺ мусульманам удавалось решать многие проблемы бытового характера, с которыми сталкивалась мусульманская умма после кончины Пророка Мухаммада ﷺ, и Сунна Мухаммада ﷺ имеет очень важное значение и весьма почитаема среди мусульман.

Трактаты, посвященные основам религии, обозначающиеся понятием «усуль ад-дин», уделяют большое внимание соотношению Сунны Мухаммеда ﷺ и Корана.

Во многих аятах Священной Книги Коран, а также в ряде хадисов сказано о том, что мусульманам необходимо следовать Сунне. Всевышний Аллах в Священном Коране говорит о Пророке Мухаммаде ﷺ: «В посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (33:21). В Коране также много сказано о том, что «кто повинуется Посланнику Аллаха, тот повинуется и Самому Всевышнему Аллаху» (4:80).

Сам Посланник Аллаха Пророк Мухаммад ﷺ сказал в хадисе из сборника Муватты и Малика ибн Анаса: «Я оставляю вам две вещи, и пока вы будете им следовать, вы не собьетесь с пути истинного», – говоря о Священной Книге Аллаха Коране и своей Сунне.

Значение Сунны в исламе и для каждого мусульманина исключительное:

  • сунна Мухаммада ﷺ повторяет те повеления, которые содержат аяты Корана, подтверждая и усиливая их. Если в Священной Книге Коран сказано: «О, вы, которые уверовали! Не стяжайте имущества друг друга неправедным путем, а только путем торговли по взаимному вашему согласию» (4:29), – то в хадисе, приведенном в «Муснаде» Ахмада ибн Ханбаля поясняется, что если имущество другого человека не было приобретено с его согласия, то дозволенным для мусульманина оно не является;
  • комментирует аяты Корана и поясняет смыслы некоторых из них. Если в Священной Книге Коран сказано, что мусульманину необходимо совершать молитвы и соблюдать пост, то в Сунне Пророка Мухаммада ﷺ разъясняется подробно, как именно это следует делать.
  • способна давать предписания мусульманам, о которых в Коране не сказано.

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

Ассаляму Алейкум, извините что задаю так много вопросов просто это очень важно для меня. Если мой друг сказал то что у кого-то борода похожа на половой орган женщины то совершил ли он куфр или нет? Является ли он тем кто сражается со мной из-за религии? С ним можно дружить чтобы наставлять его? Предполагаю что возможно он совершил это по незнанию( в нашем обществе распространилось плохое мнение о бороде). Куфр по незнанию тоже выводит из религии ?

Уа алейкум ассалям!
Чтобы лучше понять положение подобных высказываний, рекомендую Вам пройти уроки по фикху, акыде и адабу в разделе “школа”. Пусть Аллах убережет всех нас от заблуждений!

Виды намазов

По мазхабу Абу Ханифы намазы делятся на четыре категории: два вида фард намазов, ваджиб намазы, нафиль намазы.

  • Фард намазы, которые являются обязательными для каждого совершеннолетнего разумного мусульманина – фард айн. К этой категории относятся пять обязательных молитв – утренняя, дневная, послеполуденная, вечерняя, ночная. Обязательность этих молитв подтверждена огромным количеством доказательств из Корана, Сунны и деятельности праведных предков. Отрицание обязательности пяти молитв выводит человека из ислама.
  • Фард намазы, которые являются общей обязанностью для мусульман, живущих в данной местности – фард кифаят. Если одни совершат этот вид намаза, то с других обязанность спадает. Если же его никто не совершит, то грех будет на всех. Примером является погребальная джаназа молитва;
  • Ваджиб намазы – это витр намаз, праздничные молитвы на Ураза-байрам и Курбан-байрам, желательные молитвы, ставшие недействительными во время их совершения. Не совершение этих намазов является грехом. Отрицание их обязательности не выводит из религии.
  • Нафиль намазы – желательные молитвы вроде суннат намазов до и после фард намазов или духа намаз и т.п. Нафиль намазы делятся на два вида – маснун и мандуб. Маснун – это молитвы, которые Пророк (с.а.с.) постоянно совершал и только редко оставлял. Мандуб – это молитвы, которые Пророк (с.а.с.) иногда совершал, а иногда оставлял.

Суннат намазы

Сунна намазы – это необязательные намазы, которые совершал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Для таких намазов используются также термины нафиль намазы и намазы татаввуъ. Все три термина в данном случае являются синонимами.

Нафиль намазы

Нафиль намазы – это дополнительные молитвы кроме обязательных с помощью которых раб может приблизиться к Аллаху. Их не совершение не является грехом и соответственно не влечет наказание, а за их совершение человек получит огромную награду.

Нафиль намазы делятся на два вида – маснун и мандуб. Маснун – это молитвы, которые Пророк (с.а.с.) постоянно совершал и только редко оставлял, чтобы показать, что они не обязательные. Мандуб – это молитвы, которые Пророк (с.а.с.) иногда совершал, а иногда оставлял.

Маснун намазы:

  • Сунна намаз перед утренним фард намазом. Этот намаз состоит из двух ракаатов и является очень сильной сунной. Передается (Тирмизи, Муслим) что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «رَكْعَتَا الْفَجْرِ خَيْرٌ مِنَ الدُّنْيَا وَمَا فِيهَا » – «Два ракаата сунны намаза перед фаджр намазом лучше, чем этот мир и все что в нем». В первом ракаате желательно читать суру «Кяфирун» (109 сура), а во втором – «Ихлас» (112 сура).
  • Сунна намаз перед дневным фард намазом либо джума намазом. Этот намаз состоит из четырех ракаатов совершаемых с одним саламом. Сунна намаз перед дневной молитвой является вторым по значимости сунна намазом после сунна намаза перед фадж намазом.
  • Сунна намаз после дневного фард намаза либо после джума намаза. Сунной является совершение двух ракаатов после зухр намаза или четырех ракаатов (с одним саламом) после джума намаза. Передается, что Пророк (с.а.с.) сказал: ” مَنْ حَافظَ عَلى أَرْبَعِ رَكَعَاتٍ قَبْلَ الظُّهْرِ، وَأَرْبعٍ بَعْدَهَا، حَرَّمهُ .”اللَّه عَلَى النَّار- «Кто будет соблюдать (совершать) четыре ракаата перед зухр намазом и четыре ракаата после него, Аллах сделает его запретным для Огня». (Передали Абу Дауд и Тирмизи).
  • Сунна намаз после вечернего фард намаза. Этот намаз состоит из двух ракаатов. Желательно в этом намазе удлинять чтение Корана.
  • Сунна намаз после ночного фард намаза. Этот намаз также состоит из двух ракаатов. О важности перечисленных сунна намазов говорится в хадисе приведенном Тирмизи, в котором говорится что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “مَنْ صَلَّى فِي يَوْمٍ وَلَيْلَةٍ ، ثِنْتَيْ عَشْرَةَ رَكْعَةً ، بُنِيَ لَهُ بَيْتٌ فِي الْجَنَّةِ ، أَرْبَعًا قَبْلَ الظُّهْرِ وَرَكْعَتَيْنِ بَعْدَهَا ، وَرَكْعَتَيْنِ بَعْدَ الْمَغْرِبِ ، وَرَكْعَتَيْنِ بَعْدَ الْعِشَاءِ ، وَرَكْعَتَيْنِ قَبْلَ صَلَاةِ الْفَجْرِ “. «Кто совершит днем и ночью двенадцать ракаатов (кроме обязательных молитв), тому возведут дом в Раю: четыре ракаата перед зухр намазом, два ракаата после него, два ракаата после магриб намаза, два ракаата после ишаъ намаза и два ракаата перед фаджр намазом».
  • Таравих намаз в месяц Рамадан. Молитва таравих состоит из двадцати ракаатов, совершаемых по два ракаата. Этот намаз отличается тем, что его желательно совершать джамаатом. Время намаза – после ночного фард намаза до времени утреннего фард намаза.

Мандуб намазы:

  • Дополнительный сунна намаз из двух ракаатов после дневного (зухр) намаза;
  • Сунна намаз из четырех ракаатов с одним саламом перед послеполуденной (аср) молитвой. Пророк (с.а.с.) сказал:

“رَحِمَ اللهُ امْرَءًا صَلَّى أَرْبَعًا قَبْلَ الْعَصْرِ” – «Да помилует Аллах того, кто молится четыре ракаата перед аср намазом»;

  • Сунна намаз из четырех ракатов с одним саламом перед ночной (ишаъ) молитвой и такой же четырехракатный намаз после нее; – это намаз из шести ракаатов, который можно совершать как один намаз с одним саламом в конце, так и как три намаза по два ракаата с тремя саламами соотвестсвенно. Намаз совершается после вечернего фард намаза до ночного. Передается от Амра ибн Ясира что Пророк (с.а.с.) сказал:

“مَنْ صَلَّى بَعْدَ الْمَغْرِبِ سِتَّ رَكَعَاتٍ غُفِرَتْ لَهُ ذُنُوبُهُ وَإِنْ كَانَتْ مِثْلَ زَبَدِ الْبحْرِ” – «Кто совершит после магриб намаза шесть ракаатов, ему простят его грехи, даже если они будут подобны пене морской». Хадис передал ат-Табарани.

    – это молитва из двух, четырех, и восьми ракаатов, время которой наступает когда солнце взойдет на уровень копья и продолжается до времени дневного фард намаза;
  • Сунна намаз после малого омовения – это намаз в два ракаата который совершают после малого омовения до того как высохнут омытые части тела. В хадисах передается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

“مَا مِنْ أحدٍ يَتَوَضَّأُ فيحسنُ الْوُضوءَ ثُمَّ يَقُوم فيُصَلِّي رَكْعتَيْنِ يُقبِلُ عَلَيْهِمَا بِقَلْبِهِ إِلا وَجَبَتْ لَهُ الجنَّةُ”- «Нет ни одного кто сделал бы малое омовение, сделав его красиво (как подобает), затем совершив два ракаата от чистого сердца, кроме как для него будет обязательным Рай». Передали Муслим, Абу Дауд.

  • Намаз «приветствие мечети» – это сунна намаз из двух ракаатов, который совершается при входе в мечеть. Единственная мечеть, где этот намаз не совершается это Заповедная мечеть в Мекке. Для нее приветствием является таваф. Кто по каким-то причинам не смог совершить эту молитву (например, отсутствие омовения) скажет следующие слова поминания Аллаха:وَاللهُ أَكْبَرُ” وَلا إِلَهَ إِلَّا االله “سُبْحَانَ اللهِ وَالْحَمْدُ لِله – «СубханалЛохи вальхамду лилЛахи ва ля иляха иллялЛахи валЛаху акбар»; (или салатуль-лейли) – это молитва совершаемая ночью, желательно в последней трети ночи. Этот намаз можно совершать от двух до восьми ракаатов; – это намаз из двух ракаатов, который совершается когда не знаешь, как правильно поступить в каком либо важном дозволенном деле;
  • Тасбих намаз – это намаз из четырех ракаатов в каждом из которых читается по семьдесят пять зикров (в общем триста зикров). Его можно совершать в день раз или неделю раз или месяц раз или хотя бы один раз за всю жизнь; – это сунна намаз из четырех ракаатов совершаемый после ночного фард намаза. Намаз совершается при нужде в чем-либо.

Желательным является разделять фард намазы и следующие за ними сунна намазы следующим зикром: “أَللهُمَّ أَنْتَ السَّلَامُ وَ مِنْكَ السَّلَامُ، تَبَارَكْتَ يَا ذَا الْجَلَالِ وَ الْإِكْرَامِ”. – «Алло́хумма антас-сала́му ва минкас-сала́му, таба́рокта йя́ заль-джала́ли валь-икра́м» – «О Аллах Ты мир и от Тебя мир, благословен Ты о Обладатель величия и почтения». Также по ханафитскому мазхабу не желательно делать паузу между фард и суннат намазом бо́льшую чем для вышеупомянутого зикра. Остальные поминания Всевышнего (например, по 33 раза субхоналЛах, альхамду лилЛахи, Аллаху акбар и т.п.) совершаются после фарда и связанного с ним сунна намаза.

Ссылка на основную публикацию