Что такое сунц нгу

Сибирь, Академ, ФМШ

Зимой сугробы в новосибирском Академгородке (или по-простому – в Академе) достигают человеческого роста, но тропинки, протоптанные в лесу десятилетия назад, все также ведут от остановки к университетским корпусам. Здесь, под боком у лабораторного корпуса Новосибирского госуниверситета (НГУ), стоит ФМШ, она же «фмшуга», она же Специализированный учебно-научный центр (СУНЦ)— школа-интернат, где нет обычных уроков, где формулы на доске пишут настоящие ученые, а на перемене можно выйти на крыльцо и покормить белок.

Не совсем легальная школа

История физматшколы при Новосибирском госуниверситете, как и самого Академгородка, напоминает блестящую авантюру. В 1957 году столичные ученые добровольно сослали себя в Сибирь, чтобы делать там науку. Примерно тогда же основатель Сибирского отделения АН СССР академик Михаил Лаврентьев задумался о регулярном пополнении научных кадров. Так появилась идея физматшколы, в которой соберут талантливых детей со всей страны. Будущих учеников нашли довольно быстро: объявили олимпиаду, а призеров и победителей пригласили в Академгородок. Но тут появилась небольшая проблема: формально никакой школы тут еще не было и никто толком не знал, когда правительство подпишет документ о ее открытии. Тогда Михаил Лаврентьев открывает школу без всяких документов — фактически нелегально.

21 января 1963 года 119 старшеклассников собрались в Институте геологии, где член-корреспондент АН СССР Алексей Ляпунов прочитал для них первую лекцию. Так начался первый учебный год в ФМШ.

1963 г. Первая лекция в ФМШ. Второй слева – Геннадий Фридман. Фото: sergey.iis.nsk.su

На бумаге школа появилась лишь семь месяцев спустя — в августе правительство наконец подписало постановление об открытии физматшкол в Москве, Ленинграде, Киеве и Новосибирске. По сути же новосибирская ФМШ стал первым в мире интернатом для школьников, увлеченных естественными науками.

Геннадий Фридман — один из тех школьников, которые в 1963 году пришли на открытие ФМШ. Сегодня он — известный сибирский бизнесмен, чл.-корр. РАЕН. 55 лет спустя вместе со школьными друзьями, а ныне академиками РАН Василием Пархомчуком и Евгением Кузнецовым он снова в своей школе — читает юбилейную лекцию сегодняшним ее ученикам.

2018 г. Юбилейную лекцию читает Геннадий Фридман. Фото: Анастасия Федорова

«Тогда все было необычно. Те, кто собрались в физматшколе, и те, кто с ними работал, — все были необычными. Это были замечательные ученые. Наши учителя нас уважали, к нам обращались на «Вы». Более того: наши учителя предполагали, что эти школьники все могут, поэтому науку не адаптировали под нас. Мы и грызли ее часов по 12 в день, а кто и больше», — вспоминает Геннадий Фридман и признается, что все его успехи в политике и бизнесе родом из физматшколы.

Дети, академики и белки

День в СУНЦ НГУ (новое официальное название ФМШ с 1988 года) начинается рано. В семь часов утра старшеклассники просыпаются, бегут на стадион — делать зарядку. Эту традицию нарушают только в одном случае: если погода плохая. После зарядки — завтрак в школьной столовой, через дорогу от общежитий. Тут же, практически в лесу, всегда дежурят местные белки: похоже, голодными они не остаются даже зимой. Потом — обратно в общагу, собраться на уроки, захватить кружку с кофе, учебники и в тапочках по подземному переходу — в учебный корпус на лекции и семинары.

Зимние развлечения в СУНЦ НГУ. Фото: sesc.nsu.ru

Десятиклассница Лилия Лавневич приехала в Академгородок из Омска. «Жизнь в общежитии оказалось не такой страшной, как рассказывали. Это даже лучше, чем в обычных школах, где ученики после учебы едут домой и тратят на дорогу немало времени, — считает она. — Жить в таких условиях, в которых твои одноклассники находятся рядом, гораздо легче: ты всегда можешь обратиться к ним за помощью или просто пообщаться лицом к лицу».

Елисавета Царенкова из маленького городка Мегион на севере Тюменской области в СУНЦ учится не ради оценок — они здесь не играют первостепенной роли. Школа, по ее словам, учит элементарной самостоятельности и готовит старшеклассников к поступлению в престижные вузы. «Меня привлекают семинарские занятия, когда учитель работает с небольшой аудиторией и ты в любой момент можешь обратиться к нему за помощью. Он может и объяснить теорию, и помочь решить задачу», — рассказывает она.

Об учителях школьники, вообще, готовы говорить бесконечно. От такого количества настоящих ученых под одной школьной крышей действительно первое время теряешь голову.

Так, полтора года назад уроки физики у десятиклассников в СУНЦ начал вести академик РАН Павел Логачёв — директор широко известного Института ядерной физики СО РАН. Сам выпускник физматшколы. Павел Логачёв пришел сюда, чтобы передать ремесло.

Академик РАН Павел Логачев. Фото: София Аболишина

«Для ребят мои лекции и семинары — это прямое общение. Причем это профессиональное общение. Я с учениками на семинарах не говорю на отвлеченные темы. Мы обсуждаем физические задачи, ищем нестандартные, красивые решения, анализируем их. Школьники же на этих задачах исследуют мир. Для них это — неизвестное. Они учатся открывать новое для себя. Вот это и есть передача ремесла», — убежден ученый.

Своих преподавателей школьники, кажется, всерьез считают немножко магами. Может быть, поэтому сказанное кем-то про СУНЦ: «Сибирский Хогвартс какой-то» быстро прижилось и пошло в народ.

Немного магии или демонстрационные опыты по химии в СУНЦ НГУ. Фото: sesc.nsu.ru

Что-то от магии, возможно, тут действительно есть. Иначе как объяснить дальнейшие успехи выпускников этой школы? Физик Сергей Клименко разработал алгоритм анализа сигналов LIGO, который позволил зарегистрировать гравитационные волны, — главное научное открытие в 2016 году. Молодой ученый Александра Новикова в 2007 году в составе Межправительственной группы экспертов по изменению климата (Intergovernmental Panel on Climate Change – IPCC) получила Нобелевскую премию мира. Михаил Кокорич, приехавший учиться в СУНЦ из забайкальского поселка, в 2011-м основал Dauria Aerospace — первую частную космическую компанию в России. А всего за свою полувековую историю СУНЦ подготовил более 14 тыс. выпускников. Вот и посчитайте.

«Письма из Хогвартса»

Кстати, дорога в СУНЦ начинается примерно также, как путь в Хогвартс: с письма. Приносит его, правда, не сова, а почтальон, но суть от этого не меняется. Каждый год в мае СУНЦ рассылает почти 2000 писем победителям и призерам всевозможных школьных олимпиад со всей страны и лучшим ученикам Заочной школы, которая уже десятилетия работает на базе физматшколы. Детей приглашают в летнюю школу — такое трехнедельное погружение в атмосферу Академгородка. Приехать можно и без приглашения, поступив в летнюю школу вольнослушателей. В конце «летки», как ее называют ученики, проходят итоговые экзамены и собеседования, лучшие ученики получают право быть зачисленными в СУНЦ. Остаться или уехать — каждый решает сам.

Подготовка к рассылке писем школьникам в СУНЦ НГУ. Фото: Анастасия Федорова

Выпускница СУНЦ Сабина Дюсенова в 2014 году после успешного выступления на региональном этапе Всероссийской олимпиады по физике в родном Омске ждала свое «письмо из Хогвартса». «Ждала я около двух месяцев и, решив больше не надеяться, благополучно про это забыла. Но где-то в июле я ехала в маршрутке, мне позвонили и сказали, что пришло письмо из Новосибирска на мое имя. Это было очень неожиданно, я была безумно рада и совсем забыла, что сижу в общественном транспорте. После разговора я поняла, что все пассажиры смотрят на меня», — вспоминает девушка. Сейчас Сабина учится на физическом факультете НГУ, на который поступила с 282 баллами за три ЕГЭ.

Сейчас в СУНЦ — 545 учеников из 22 регионов России. Школа входит в пятерку лучших в стране по версии агентства RAEX, готовит призеров Всероссийской олимпиады и 100-балльников на ЕГЭ. При этом, по суровым законам российской действительности, испытывает серьезные финансовые трудности — с 2016 года государственное финансирование всех СУНЦев в стране (а таковых сейчас четыре— при МГУ, СПбГУ, УрФУ и НГУ) было урезано в шесть раз. Поддерживать работу школы помогают «материнский» вуз НГУ, научные институты, которые открыли стипендиальные программы для учеников СУНЦ, и меценаты — в основном, выпускники «фмшуги». Когда-то школа помогла им найти свой путь, теперь они помогают школе — круг замкнулся.


Последний звонок в СУНЦ НГУ. Фото: sesc.nsu.ru

Зимой в Сибири понимаешь, что время движется не по прямой, а по спирали. Снова январь дышит 35-градусными морозами и путь от «фмшуги» до остановки через лес уже не кажется таким романтичным, как в июле. И я немножко завидую школьникам, которые сейчас идут по теплому переходу в общагу, но еще больше завидую тем, кому этот путь только предстоит. Ведь все повторяется, а это значит — опять наступит весна и сотни «писем из Хогвартса» полетят к своим адресатам и позовут их сюда — в школу, которая определит их судьбу.

СУНЦ НГУ

Фи́зико-математи́ческая шко́ла им. М. А. Лаврентьева при НГУ (СУНЦ НГУ) — школа с углубленным изучением естественно-научных дисциплин. Открыта 21 января 1963 г. Первоначально именовалась как физико-математическая школа-интернат №165. В 1989 переименована в СУНЦ (специализированный учебно-научный центр) НГУ.

До 1974 г. набор производился в 8-е, 9-е и 10-е классы — соответственно трёхгодичники, двухгодичники и одногодичники. С 1975 года набор производится только в 9-е — двухгодичники или 10-е — одногодичники классы в конце Летней школы. После реформы образования конца 1980-х, когда было введено 11-летнее обучение, классы долгое время (примерно до 2003) назывались по традиции 9-ми и 10-ми. Но затем они стали называться, как и в обычных школах, 10-ми и 11-ми. Программа обучения частично включает в себя материал, позже излагаемый на первых курсах НГУ.

По итогам обучения, выпускных экзаменов и собеседования школьники могут быть приняты в НГУ, не сдавая все или часть вступительных экзаменов.

С 1986 года между Новосибирской Физико-Математической Школой и Phillips Academy происходили ежегодные обмены учениками.

Летняя школа

В Летнюю Школу при НГУ приглашаются талантливые школьники Сибири, Дальнего Востока и стран СНГ, хорошо проявившие себя на конкурсах и олимпиадах по физике, математике и химии. В течение месяца школьники слушают лекции лучших учёных и преподавателей Новосибирска, знакомятся с работой различных институтов, проходят разнообразные тесты. По результатам работы в Летней школе производится отбор в ФМШ.

Интересно

Школьники произносят ФМШ как ФыМыШа, а себя называют «фымышатами». По легенде, это название берёт начало от рисунка одной из школьниц, на которой был изображён мышонок, окказионально названный фэмышонком. Ученики Летней Школы (ЛШ) — «эЛШата».

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое “СУНЦ НГУ” в других словарях:

СУНЦ НГУ — Специализированный учебно научный центр физико математического и химико биологического профиля Новосибирского государственнонр университета ранее: ФМШ http://sscadm.nsu.ru/​ биол., г. Новосибирск, матем., образование и наука, физ., хим … Словарь сокращений и аббревиатур

СУНЦ — СУНЦ специализированный учебно научный центр в России. Существуют при различных университетах: Специализированный учебно научный центр МГУ при МГУ им. М. В. Ломоносова (находится в Москве, в районе Фили Давыдково, по адресу ул. Кременчугская, д … Википедия

СУНЦ — специализированный учебно научный центр образование и наука Примеры использования СУНЦ МГУ СУНЦ НГУ … Словарь сокращений и аббревиатур

Физико-математическая школа им. М. А. Лаврентьева при НГУ — Специализированный учебно научный центр НГУ Основана … Википедия

Физико-математическая школа НГУ — Специализированный учебно научный центр НГУ Основана: 21 января 1963 Профиль обучения: физико математический и химико биологический Директор: Яворский Николай Иванович Тип: школа интернат Учеников: ок. 500 Адрес: 630090 г. Новосибирск ул.… … Википедия

Специализированный учебно-научный центр — СУНЦ специализированный учебно научный центр в России. Существуют при различных университетах: Специализированный учебно научный центр МГУ при МГУ им. М. В. Ломоносова (находится в Москве, в районе Фили Давыдково, по адресу… … Википедия

Физико-математическая школа им. М. А. Лаврентьева при Новосибирском государственном университете — Специализированный учебно научный центр НГУ Основана: 21 января 1963 Профиль обучения: физико математический и химико биологический Директор: Яворский Николай Иванович Тип: школа интернат Учеников: ок. 500 Адрес: 630090 г. Новосибирск ул.… … Википедия

Новосибирский государственный университет — Запрос «НГУ» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (НГУ) Девиз … Википедия

Новосибирский Государственный Университет — (НГУ) Девиз Мы не сделаем Вас умнее, мы научим Вас думать! Год основания 1958 … Википедия

Физико-математические школы-интернаты — специализированные школьные учебные заведения (с проживанием) для усиленного изучения физики, математики и других предметов. Физико математические школы интернаты (ФМШИ) были созданы при непосредственном участии академика А.Н. Колмогорова в 1963… … Википедия

Специализированный учебно-научный центр Университета (СУНЦ НГУ)

СУНЦ НГУ Новосибирск

Нам известны результаты ЕГЭ для 5722 школ России за 2021 год. Среди них мы и высчитываем % сдавших хуже или лучше школ. Оценка конечно условная, но позволяет понять уровень школы при достаточном кол-ве данных за указаный год.

Очень хорошая школа, мне довелось работать в ней. Я рад что строят новый учебный корпус и новые здания общежитий. Школа очень много дает знаний детям. Мои хорошие знакомые и их дети учились в физматшколе и поступили в НГУ, благодаря знаниям которые были полученные в физматшколе они успешно учились в НГУ и окончили университет. До сих пор новое поколение продолжает семейные традиции и поступают учиться в ФМШ.

Отличное место для учебы. Попасть сложно и учиться не легко, но при этом можно рассчитывать на поступление в выбранный ВУЗ на бюджет. Если, конечно, учиться.

Скоро снесут это историческое здание, которому стоять бы еще 100 лет, и построят современную ерунду. Редиски

Добрый день, отличный учебный центр! Там профессиональный преподавательский состав. Сын хочет туда поступать, очень высокий уровень знаний дают, и перспективы)) спасибо Вам что вы есть.

В обшажитии всегда и чисто и порядок, охрана на 5, у меня там живет и учиться сын, всем рекомендую, тепло уютно

Моя дочь, зять, внучка здесь учились. Хорошее образование, академическая отмасфера, неплохой старт для будущего

Супер место. Ещё бы преподавателям платить начали, а с родителей деньги брать перестали, вообще бы цены не было.

Сделаем оценку результатов СУНЦ НГУ на экзамене в 11 классах, в 2019-м г. балл по основным предметам был где-то 85! Без сомнения серьезный уровень образования, дети как правило все заканчивают лучшие ВУЗы!! Огромное спасибо, Николай Иванович!!

Мой сын и два его сына закончили эту школу, получив прекрасное образование, позволившее им поступить в самые престижные вузы страны:НГУ, МГУ, МФТИ

Ох, ребята, как там детям не просто, однако оно того стоит! Академическая школа НГУ, доносимая до подрастающего поколения профессугой и доцентами.

Если у ребёнка есть талант, желание и стремление быть умным и востребованным, то сунц это то место, где его будут развивать, вкладывать знания и стремление к жизни, общение с умными и офигенными людьми обеспечено, преподаватели с детьми на равных и не будут требовать называть их господа, дети чувствуют себя там как дома

Читайте также:  Что такое загонная охота

Супер школа! Отличные учителя и воспитатели! Сын окончил несколько лет назад. Безумно благодарна всем сотрудникам!

Маленькие умные человечки выходят от сюда, если сил хватит у них постичь сложные науки математику и физику.

Ты думаешь ты умный, значит ты не знаком с ФэМэШонкон, после знакомства будешь чувствовать себя просто дураком. Одна из 4-х физматшкол в СССР, в России осталось 3, Новосибирск, Москва и Питер. И ещё одна в Киеве. Чтобы создать ФМШ нужно всего то 50 лет поработать. Соберите в одном месте 400 победителей региональных олимпиад по математике и физике. Откройте им два десятка НИИ от Института ядерной физики и тд, И не просто открыть, а отправить 15-16 летних школьников на практику в НИИ, где вся пирамида от рядовых сотрудников, руководителей лабораторий, проектов да и сами руководители НИИ бывшие ФМШата. Где 15 летнего школьника встречают как будующего коллегу через несколько лет. Все преподаватели кандидаты или доктора наук, читают по университетской системе. А что тут такого, НГУ тут же. После того как всё это замешать на выходе получаем, готового студента с научным мышлением. Это самая крутая школа за Уралом.

Мечтаем переезжать из Куйбышева в Советский район Н-ска и я с женой уже несколько недель ищем качественную гимназию для своего малыша Дорофея. В шаговой доступности я нашел сунц нгу и СОШ «юнион». Что из этих предпочесть??

Отличная подготовка в заведении, 6-разовое питание. Среди таких же школ второй рейтинг после фмш МГУ. Высокая концентрация детских мозгов. Это реально будущее науки (извините за пафос, но это так).

Физико-математическая школа при НГУ: История и интересные факты

В материале «Царьград Новосибирск» рассказывается об известном образовательном учреждении в новосибирском Академгородке; об истории школы; о визите премьер-министра России Михаила Мишустина; о строительстве нового корпуса

Физико-математическая школа им. М. А. Лаврентьева при НГУ (СУНЦ НГУ) — учебно-образовательное учреждение с углубленным изучением естественно-научных предметов для учеников 9 и 11 классов. Школа находится в новосибирском Академгородке, по адресу улица Ляпунова, 3. В 2018 году учреждению исполнилось 55 лет. Школа широка известна своим высоким уровнем подготовки учеников. Иногда физматшколу также называют Сибирским Хогвартсом.

Миссия учреждения заключается в выявлении детей со склонностями и талантами в математике, биологии, физике, химии, а также в разработке подходящих условий, чтобы развивать эти способности у школьников, формироваться самостоятельность и интерес к науке.

История

В Академгородке полвека назад многое было новым, в частности физматшкола. Тогда только формировались учебные курсы и традиции. Первые педагоги были молодыми людьми, как и их ученики, необычными и целеустремлёнными. Атмосфера Академгородка располагала заниматься творчеством.

Официально школу открыли 23 августа 1963 года, когда Советом Министров СССР было подписано Постановление об учреждении специализированных физико-математических школ в ряде крупных городов, в том числе, в Новосибирске. Фактически же учреждение начало функционировать в начале этого же года (21 января). Член-корреспондент АН СССР А.А. Ляпунов прочитал в этом день учащимся первую лекцию. Всего на тот момент обучалось 119 школьников.

Отметим, что физматшколу открыли фактически нелегально под личную ответственность первого председателя СО АН СССР М.А. Лаврентьева.

Изначальное название – физико-математическая школа-интернат № 165. Спустя десятилетия (в 1988 году) учреждение переименовали в СУНЦ НГУ (специализированный учебно-научный центр).

До 1974 набор в школу набирали в 8,9, 10 классы. С 1975 в учреждение набирали лишь в 9 и 10 классы. С 2013 года вновь возобновился набор трёхгодичников, двухгодичников и одногодичников.

В материале издания «Наука в Сибири» от лица первых преподавателей ФМШ М. П. Херуимовой, В. А. Старкова, Е. Д. Соболевой рассказывается о первых годах существования школы, о первой Летней школе и первых выпускниках.

Так, например, в те годы у учеников были трудности с одеждой, поэтому в ФМШ существовал девиз: «Поносил — передай другому!». Соболева вспоминала, что одолжила школьницам свою швейную машинку, чтобы девочки сшили себе выпускные платья. Когда выпускной прошёл, ребята отправились на пляж, захватив с собой машинку, чтобы на обратной дороге занести её. Но в результате её забыли на пляже, и только через 2-3 дня спохватились о пропаже. Прибежали на пляж, а швейная машинка оставалась там, где её оставили.

С 1 февраля 2021 года директором ФМШ является Л.А. Некрасова.

Летняя школа

Для поступления в учреждение школьнику нужно пройти 3-недельное обучение в Летней школе, которая представляет из себя сочетание летнего отдыха с учёбой. Она проводится в августе на базе самой физматшколы. Приглашают в Летнюю школу учащихся школ из регионов Сибири, Дальнего Востока и стран СНГ, которые выигрывали в течение учебного года на конкурсах и олимпиадах по биологии, химии, математике и физике. С 2019 года доступны также дистанционные собеседования, чтобы дети из отдалённых регионов могли пройти вступительные экзамены. Каждый год Летняя школа принимает порядка 700 учащихся. При удачном её завершении школьник может поступить в физматшколу. Напомним, что впервые Летняя школа прошла в 1962 году.

Отметим, что в СУНЦ НГУ также есть дистанционная форма занятий для школьников 5-11 классов (заочная школа), в которой учатся больше двух тысяч детей из различных регионов Сибири, Урала, Дальнего Востока и стран СНГ.

«Фымышата»

Один из педагогов вспоминает, что девочка по имени Наташа Усова разрисовала горшки с цветами, а на одном из них изобразила мышонка в окружении цветов. Ребята решили назвать его фымышонком, с того момента учащиеся этой школы начали и себя так называть. Отметим, что «эЛШат» – это учащиеся Летней школы, а «фымышата» – физматшкольники. Саму ФМШ произносят как «ФыМыШа».

Фото: Игорь Святкин / телеканал Царьград

Интересные факты

В общежития, учебный корпус и столовую можно попасть по спецпропускам (жетонам), а между двумя общежитиями школы и учебным корпусом есть подземный переход.

В учреждении функционирует Клуб любителей искусства, где преподаётся история искусства. В Клубе имеется очень большая коллекция слайдов с репродукциями произведений с доисторического времени до новейшего. В наши дни эти слайды также перевели в цифровой формат. В 1965 изостудию школы возглавлял знаменитый художник Юрий Кононенко (1938-1965), самобытный стиль которого сформировался именно в городке учёных.

Гостем школы был известный художник-карикатурист из Дании Херлуф Бидструп (1912-1988), являющийся автором более пяти тысяч рисунков. Он описал свои впечатления и эмоции от ФМШ в книге «Что я увидел в СССР».

ФМШ как учреждение для одарённых математиков и физиков, которое находится в Академическом городке, упоминается в повести прозаика, поэта и фантаста Геннадия Гора (1907-1981) «Мальчик».

Инцидент 2012 года

В сентябре 2012 года суд Советского района города обязал школу уволить профессоров и нанять вместо них школьных учителей, поскольку существуют определённые нормы для школ-интернатов. Руководитель учреждения Н.И. Яворский тогда сказал, что это фактически могло привести к закрытию ФМШ. В школе обжаловали решение в областном суде. Позднее областной суд отменил решение районного суда, пояснив, что функционал данного образовательного учреждения регулируется постановлением Совета министров СССР (1988).

Достижения

В 2017 году в 5-ом рейтинге самых сильных школ страны по показателям ЕГЭ, Всероссийских и международных олимпиад, который был составлен Московским центром непрерывного математического образования, физматшкола заняла 18-ую строчку, однако среди образовательных учреждений за Уралом ей удалось выйти на первое место. СУНЦ НГУ также оказался в топ-25 самых лучших школ страны.

В год 57-летия школы (2020) учреждение окончили более 15,5 тыс. школьников, около 65% из них потом поступают в НГУ. Порядка четырёх тысяч выпускников школы затем стали кандидатами, а свыше полутысячи – докторами наук.

С начала нового учебного года осенью 2019 года за проживание и питание в школе платить не нужно (на 3-летний период действия гранта).

В прошедшем году (2020) учреждение оказалось на 6 строчке в ежегодном рейтинге агентства RAEX (РАЭКС-Аналитика) по числу выпускников, которые поступают в лучшие университеты страны и возглавил топ школ СФО.

Ранее «Царьград Новосибирск» писал, что в 2021 году школа оказалась на третьей строчке среди лучших технических школ страны в рейтинге RAEX. В список вошли образовательные учреждения России, выпускники которых поступают на технические специальности в лидирующие институты страны. Первую позицию в рейтинге заняла Бауманская инженерная школа № 1580, вторую – СУНЦ МГУ им. М.В. Ломоносова.

Фото: Игорь Святкин / телеканал Царьград

Памятник

Рядом со школой установлен памятный камень, где уточняется, что кедры, растущие здесь, были посажены покорителем Луны Нилом Армстронгом, который посетил это место в 1970 году.

Фото: Игорь Святкин / телеканал Царьград

Царьград Новосибирск ранее писал об интересных фактах о столице Сибири, в частности речь зашла о визите американского космонавта Нила Армстронга в Новосибирск уже немногим более полувека назад, на следующий год после знаменитого полёта. Основатель СО АН СССР и основатель Академгородка Михаил Лаврентьев с особым теплом относился к космонавтам, устраивая им необычные приёмы в виде походов на рыбалку, купания в реке либо полёта над городом на вертолёте. Когда в гости прибыл Армстронг, ему устроили поездку по Обскому водохранилищу.

Визит Мишустина

В начале марта «Царьград Новосибирск» рассказывал о визите в регион главы правительства Михаила Мишустина. Он посетил СУНЦ НГУ, где побеседовал с учащимися. В ходе осмотра учебного заведения премьер заявил, что для физматшколы построят новый кампус с общежитием, развлекательным центром и лабораторией. Мишустин дал обещание, что реализация задуманного начнётся в скором времени. Он подчеркнул, что взял этот вопрос под свой личный контроль, а также доложит об этом главе государства Владимиру Путину, поддерживающему любые начинания, имеющие отношение в частности к социальным лифтам.

Новый корпус школы

В перспективе для учреждения должны построить новый корпус, что позволит увеличить число преподавателей и лабораторий. В связи с этим появится больше возможностей для индивидуального обучения талантливых детей. Об этом ТАСС ранее сообщила директор учебного заведения Людмила Некрасова.

Она пояснила, что если обучать русскому и иностранному языкам будут в группах, то научную деятельность планируют сделать индивидуальной с учётом потребностей и возможностей каждого ученика. Для этого необходимо увеличить преподавательский состав и количество лабораторий, которых в настоящее время всего четыре в школе. Каждая вмещает всего 15 учеников и этого не хватает. Некрасова отметила, что в новом корпусе будет больше лабораторий по физическому профилю.

Новый корпус планируют построить по самым современным стандартам, что позволит школьникам получать максимальный опыт исследовательской деятельности. В нём будут предусмотрены новые лаборатории, современные классы, коворкинги, лаборатории проектной деятельности, инженерные пространства.

Известные выпускники

«Царьград Новосибирирск» неоднократно писал о молекулярном биологе, профессоре С.В. Нетёсове (окончил школу в 1969 году). Учился в ФМШ физик, руководитель ИЯФ СО РАН П.В. Логачёв; в 1986 году окончил школу глава Новосибирской городской коллегии адвокатов А.В. Балян; стратегический инвестор и банкир И.В. Ким (окончил в 1983); русский и американский физик С.Г. Клименко, разработавший алгоритм анализа сигналов LIGO, позволивший зарегистрировать гравитационные волны и многие другие.

Вручение аттестатов в 2021 году

19 июня в Доме учёных СО РАН состоялось вручение аттестатов о полном среднем образовании выпускникам школы. В текущем году учреждение окончили 234 школьника. В связи с ковидными ограничениями торжественное собрание отменили. Не предусматривалось присутствие гостей, родителей и педагогов на вручении аттестатов. В самой школе в этот день также прошло мероприятие, посвящённое выпускникам 2021 года.

Ранее «Царьград Новосибирск» рассказывал об одной из важнейших магистралей города учёных с необычным наименованием – Морской проспект. Речь шла об истории улицы, об интересных фактах, мифах и важных гостях в сфере политики, которые прогуливались по Морскому.

В другом материале «Царьград Новосибирск» сообщал об одном из важнейших объектов городка учёных – ИЯФ СО РАН. Речь в статье шла о достижениях института; об установках; о визите премьер-министра России Михаила Мишустина и о достижениях Института, которые могут быть полезны для людей.

Подписывайтесь на канал “Царьград” в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Как живёт старейшая физико-математическая школа-интернат России

В прошлом году Герман Греф заявил, что, по его мнению, в наше время не нужны математические школы. Но ученики и преподаватели новосибирского СУНЦ с ним вряд ли согласятся. В 2018 году школа заняла третье место в рейтинге выпускников, поступивших в ведущие вузы России. Рассказываем, что сегодня представляет из себя старейшая в стране физико-математическая школа-интернат.

Полное название школы — специализированный учебно-научный центр Новосибирского государственного университета. Больше она известна как физико-математическая школа имени Михаила Алексеевича Лаврентьева. В ней одновременно учатся и живут в интернате 500 старшеклассников с 9 по 11 класс. Дети могут поступить на один, два или три года.

В программе — углубленное изучение математики, физики, химии, биологии и информатики. Это подразумевает не только более сложную в сравнении с обычными школами программу. Главное отличие новосибирской ФМШ от других школ заключается в том, что большинство учителей в ней — это действующие научные сотрудники Сибирского отделения Российской академии наук. Хотя часов математики и физики в школе больше, чем русского языка и литературы, ученики СУНЦ стабильно демонстрируют одни из самых высоких в стране результатов ЕГЭ по гуманитарным предметам.

Каждый четвёртый окончивший ФМШ — кандидат наук, а это более 4000 человек. Среди выпускников ФМШ — директор Института ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН академик Павел Логачев, основатель Dauria Aerospace Михаил Кокорич, бизнесмен Геннадий Фридман. И это далеко не полный перечень незаурядных выпускников новосибирской физматшколы.

История создания школы

Своим появлением школа обязана академику Михаилу Алексеевичу Лаврентьеву, выдающемуся учёному, известному советскому механику и математику, основателю Сибирского отделения Российской академии наук.

В 1962 году состоялась первая всесибирская физико-математическая олимпиада, победителей которой пригласили в летнюю школу и по результатам учёбы в «летке» отобрали в большую ФМШ.

«1 сентября 1962 года школу открыть не удалось, всех детей отпустили. Только 21 января начали учебный процесс на свой страх и риск. Представьте: нет никаких разрешительных документов, соответственно, никаких ресурсов, ставок, помещений, а Лаврентьев открывает учебное заведение. Здание для него предоставили военные, поскольку понимали, что армия требует перевооружения, а для этого нужны хорошо обученные талантливые специалисты», — рассказывает директор СУНЦ НГУ, профессор, доктор физико-математических наук Николай Яворский.

Официальный день рождения школа отмечает 23 августа, именно тогда в 1963 году вступило в силу постановление Совета министров СССР «Об организации специализированных школ-интернатов физико-математического и химико-биологического профиля». Без военных не обошлось и здесь: когда председатель совмина СССР Никита Сергеевич Хрущёв (а он не был сторонником создания таких школ) ушёл в отпуск, документ подписал первый заместитель председателя Совета Министров СССР Дмитрий Устинов. Он перешёл на этот пост с должности председателя комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам.

«Как рассказывал сын Лаврентьева, когда у его отца спрашивали о том, что он считает главным достижением в жизни, он называл не совершённые им открытия, не вклад в обороноспособность страны, а создание КЮТа (клуба юных техников в Новосибирском Академгородке) и физматшколы», — отмечает Николай Яворский.

Читайте также:  Что такое суммарный размер пенсии с учетом повышений

Спортивные мероприятия, 1980-е годы / Фото А. И. Лаврентьев, преподаватель землеведения в 80-90-00-е гг.

Вскоре после новосибирской открылись школы в Москве, Ленинграде и Киеве. В 1988 году постановлением Совета Министров СССР физматшколы при Новосибирском и Московском государственных университетах были преобразованы в подразделения вузов и переименованы в СУНЦы — специализированные учебно-научные центры. В 1990 году организован СУНЦ Уральского государственного университета.

Зарядка каждое утро, спецкурс «Квадрокоптеры» и танцы по вечерам: как устроена учёба в школе

Как и 56 лет назад, сегодня единственный способ поступить в новосибирскую ФМШ — по результатам трёхнедельного обучения в летней школе. Попасть в неё можно и вольнослушателем (даже если школьник не победитель олимпиад и не участник заочной школы), сдав вступительные испытания. Учёба в ФМШ организована по вузовскому принципу: у учеников в год две сессии, в декабре и мае. Они сдают письменные и устные экзамены по физике, математике и химии.

«Я решила сюда поступать по примеру старшей сестры. Она училась на одногодичном потоке и очень советовала мне идти на двухгодичный, потому что ей не хватило физматшкольной атмосферы, учителей, ребят. Мне здесь нравится то, что преподаватели учитывают нашу точку зрения, какой бы она ни была. Даже если она противоречит их мнению, они принимают нас такими, какие мы есть», — рассказывает ученица 10-6 класса двухгодичного потока.

Учатся дети по шесть дней в неделю и придерживаются определённого распорядка дня: подъём в 7.00, через полчаса — зарядка на улице (не проводится только при плохой погоде и температуре ниже -20 градусов по Цельсию), после — завтрак, в 8.30 начинается первая пара.

Учебный корпус и общежития соединены тёплым переходом, а вот чтобы сходить в столовую, ученикам приходится выбираться на улицу

В первой половине дня у них три пары, с перерывом на второй завтрак. После обеда начинаются спецкурсы, их в школе больше 130 и названия говорят сами за себя: «Квадрокоптеры», «Умный дом», «Низкотемпературная плазма и синтез наноплёнок», «Турнир юных биологов», «Избранные задачи комбинаторной математики и теории графов», «Инквизиция в Европе», «Китайский язык».

Спецкурсы можно выбрать по желанию, но с соблюдением необходимого минимума: два часа в неделю должен занимать спецкурс естественно-научного цикла и столько же — курс по профилирующим предметам. У каждого класса они свои. Это физика, математика, химия, биология или инженерные курсы и один гуманитарный спецкурс раз в неделю, в совокупности 40 часов в год.

«Физматшкола учит очень хорошо распределять время и организовывать жизнь. Например, бывает так: при формировании расписания на семестр вы видите, что после трёх пар в первой половине дня во второй есть столько же спецкурсов, на которые очень хочется пойти. Но шесть пар в день — это тяжеловато. Тогда приходится искать или похожие занятия, или договариваться с преподавателями, чтобы ходить в другое время. Также учишься распределять, сколько времени оставить на выполнение домашнего задания или потратить на спорт», — рассказывает Виолетта Исакова, ученица трёхгодичного потока инженерного 10-3 класса, приехавшая из Южно-Сахалинска.

В 7.30 вечера школьники собираются на ужин. После него есть время для занятий в спортивных секциях. Их тоже великое множество: карате, дзюдо, плавание, танцы и баскетбол. Тренироваться в какой-то из них не обязательно, в отличие от посещения уроков физкультуры. После первого месяца учёбы в ФМШ их можно заменить на любую из понравившихся секций.

Школьники отмечают иной (в отличие от их предыдущих учебных заведений) подход к преподаванию гуманитарных дисциплин: «Пожалуй, гуманитарным предметам мы сейчас уделяем меньше времени, чем в старых школах, потому что тратим время в основном на профильные предметы или те, которыми хотим заниматься. При этом, например, литература — очень творческий урок, один из моих любимых. Наша преподаватель Наталья Арнольдовна Ашкарина даёт возможность посмотреть на каждое произведение с разных сторон. Помимо простого обсуждения или анализа текста, мы можем рисовать карикатуры к этому произведению или различные схемы, которые позволяют лучше его понять. У нас проводят много игр на знание произведения или творческих проектов на уроке», — рассказывает Виолетта Исакова.

Домашка всем классом и стирка по записи: плюсы и минусы жизни в общежитии

Как рассказывают ученики школы, если просто нравится атмосфера жизни в общежитии, то можно взять минимум спецкурсов с простенькой системой зачётов: по посещаемости или лёгким эссе. Тогда будет масса свободного времени после обеда, но если вы хотите ничего не упустить, то на дополнительные занятия уходит вся вторая половина дня.

«На самом деле нам хватает свободного времени, — говорит Артём Кузнецов, ученик трёхгодичного потока инженерного 10-3 класса. — Мы живём, можно сказать, в окружении друзей и, к примеру, когда делаем домашку, нам ничто не мешает отвлечься и пошутить. У нас довольно много внеучебных мероприятий — это традиционные школьные праздники, рок-фестивали, внутришкольный КВН, выборы мистера и мисс ФМШ. Но, конечно, для участия, допустим в КВН, приходится чем-то жертвовать».

Жизнь в общежитии подчиняется довольно простым правилам — например, нужно соблюдать режим, обязательно ночевать в общежитии или получить у воспитателя письменное разрешение на ночёвку где-либо ещё (У каждого класса есть воспитатель, к которому можно обратиться с вопросами, проблемами, просьбами — Прим. авт.), содержать в чистоте свою комнату. У физматшколы два пятиэтажных общежития блочной системы, в каждом блоке по две комнаты. Душевые расположены на первом этаже, есть стиральные машинки, чтобы ими пользоваться, ребята записываются заранее на определённое время.

«В блоке может жить максимум шесть человек, но это редко, обычно — три человека в большой комнате и два в маленькой. Каждое утро мы моем пол, наводим порядок», — рассказывает Артём. Готовить еду в комнатах нельзя, ребята мечтают, что это когда-нибудь изменится. Пока можно пользоваться только чайниками. Раз в месяц все физматшкольники проводят генеральную уборку, результаты которой проверяют воспитатели, а инструмент контроля — белоснежная тряпочка. Такой она и должна остаться. Звучит страшно, но в действительности мероприятие весёлое и довольно полезное: у школьников, как и у любых подростков не всегда находятся время, желание и силы привести в порядок свой дом.

«Жизнь в общежитии очень интересная. Здесь можно всегда прийти к одноклассникам, к олимпиадникам (Тем, кто был приглашён в летнюю школу как победитель олимпиады — Прим. авт.), спросить у них всё что угодно по предмету, и они расскажут. Потом ещё присоединится весь остальной класс, вы соберетёсь в какой-то комнате, начнёте готовиться, решать домашку, объяснять её друг другу», — говорит Леонид Родников, выпускник ФМШ 2018 года, студент первого курса Геолого-геофизического факультета НГУ.

Почему программы в школе приходится ослаблять каждые пять лет

Программа СУНЦ НГУ по физике и математике, химии и биологии включает элементы образовательных курсов, которые читаются на механико-математическом и физическом факультетах и факультете естественных наук в НГУ, но даже физматшкольные курсы приходится упрощать — уровень поступающих снижается.

«Обидно, что приходится ослаблять программу примерно через каждые пять лет, дети не тянут. У них очень слабый запас математических знаний и то, что раньше мы проходили, сейчас давать не можем. Если вспомнить задачи, которые я предлагала 30 лет назад, даже страшно заглянуть в те учебники.

У многих современных ребят есть особенность: они стараются запомнить, а не понять решение

Например, приходит ученик, говорит, что решил задание с репетитором, а объяснить не может — забыл. Здесь мы перестраиваем их мышление, чтобы они начали рассуждать, разбираться. Это стоит больших трудов: в некоторых случаях мы вынуждены заниматься дополнительно, когда есть какое-то окно в расписании. Благодаря этому и постоянному контакту с более сильными, увлечёнными сверстниками ребята меняются, растут. Я им всегда говорю: рассказывайте друг другу решение задачи, спорьте. Объяснять полезно обеим сторонам: тот, кто рассказывает, может понять, где он ошибочно рассуждает. Также я предлагаю всегда представлять задачу образно, нарисовать её, а не просто подставить данные в формулу. Мы должны в школе научить человека мыслить», — объясняет старший преподаватель физики у 10-8 класса двухгодичного потока Светлана Анатольевна Ровкина, работающая в ФМШ с 1966 года.

Директор Николай Яворский уверен, что деградация школьного образования происходит почти повсеместно. «У нас есть опыт, которого нет у образованных ныне специализированных школ, лицеев и гимназий. Первые выпускники ФМШ прошли, можно сказать, полный жизненный цикл, мы видим результат. Что касается взаимодействия с другими школами: по нашей инициативе восемь лет назад в школах Новосибирской области начали создаваться специализированные (губернаторские) классы с углубленным изучением отдельных предметов. Мы некоторое время оказывали методическую поддержку, проводили переподготовку учителей», — отмечает директор новосибирской физматшколы.

По словам Николая Яворского, ученики губернаторских классов и сейчас демонстрируют хорошие результаты в решении олимпиадных задач, высокие баллы ЕГЭ. Сегодня в ФМШ ежегодно проходят курсы повышения квалификации учителей, приезжают педагоги из регионов Сибири, Дальнего Востока, Урала, Казахстана.

Как рассказывает директор, как и 56 лет назад ФМШ ищет талантливых детей — их отбирают по результатам олимпиад и работы заочной физматшколы. Дети приезжают в школу, как в храм науки, где с ними общаются действующие учёные. В этом смысл физико-математической школы, она учит намного большему, чем просто получить знания и пользоваться ими. Можно сказать, что ФМШ в Новосибирске не только и не столько про математику и физику, а скорее про неравнодушное отношение преподавателей к ученикам, интерес к предмету с обеих сторон.

Сегодня главная проблема ФМШ — недостаток финансирования

Школа переживала непростые времена в 90-е, нулевые, однако до 2016 года бюджетное содержание поступало в том числе и на интернатное содержание. Но уже два с лишним года ФМШ финансируется как школа без интерната, получая лишь одну пятую от фактически требуемой суммы, которая составляет более 200 миллионов рублей. Оплата интерната ложится на плечи родителей и составляет 133 000 рублей в год на каждого ученика. Администрация учебного заведения старается снижать оплату для тех, кто показывает хорошие и отличные результаты в учёбе, победителям и призёрам Всесибирской открытой олимпиады школьников, детям, находящимся в сложной жизненной ситуации.

«С ноября 2016 года благодаря выпускникам и друзьям ФМШ удалось сформировать целевой капитал „На развитие СУНЦ НГУ“ в размере 9 717 960 рублей. Из этих средств мы платим стипендии 20 ученикам, отобранных по результатам успеваемости в летней школе и учебного года в ФМШ, — 5000 рублей в месяц. Есть мощная программа поддержки от Института ядерной физики: стипендия имени Юрия Борисовича Румера, позволяющая компенсировать до 75% оплат за интернатное содержание, программа поддержки ФМШанс, которую курирует ректор НГУ Михаил Федорук, поддержка от ряда других фондов», — говорит Николай Яворский.

Однако несмотря на помощь выпускников и усилия администрации, плата остаётся весьма высокой, что не позволяет поступать в физматшколу всем желающим талантливым детям, как происходило даже в 90-е годы. По большому счёту тогда, да и ранее — это был полноценный социальный лифт для детей из отдалённых и сельских районов Дальнего Востока, Сибири, Казахстана.

«У талантливых детей из рядовых сельских школ появляется возможность попасть в окружение очень сильных и целеустремлённых людей, которые знают чего хотят. Для меня учёба в СУНЦ НГУ была в первую очередь возможностью обрести такую среду и шансом вырваться из маленького городка, где одноклассники совершенно не разделяли мои идеи и цели, да и просто тянули на дно. Некоторых из них сейчас уже нет в живых, кто-то стал алкоголиком, наркоманом», — комментирует Дмитрий Жирков, выпускник СУНЦ НГУ 2000 года (поступил в 1998 году).

Директор СУНЦ называет сложившуюся ситуацию с отсутствием финансирования интернатного содержания катастрофической и считает, что она возникла из-за отсутствия понимания роли физматшколы. «У людей, принимающих решения, нет в иерархии ценностей важности образования именно как процесса создания образов. А есть позиция, что на рынке всегда найдётся требуемое. Но человек — не предмет рыночных отношений, это духовная личность, её воспитывают, дают образование, а не просто обучают. Конечно, это плохо ложится в доминирующую систему социальных взаимоотношений, которая есть сейчас».

25 января 2019 года на встрече со студентами и представителями научного сообщества в Новосибирском государственном университете министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков отметил, что его ведомство знакомо с ситуацией финансирования СУНЦев. Он сказал, что в 2019 году способ справиться с проблемой финансирования интернатного содержания будет найден.

Официальная группа Вконтакте НГУ Специализированный учебно-научный центр

Новость, которую мы ждали!
СУНЦ НГУ улучшил позиции в рейтинге ведущих школ России агентства RAEX (РАЭКС-Аналитика). Ежегодный рейтинг школ по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы страны, отвечает на вопрос: какие школы являются крупнейшими поставщиками студентов для лучших вузов России? В списке из 300 школ СУНЦ НГУ занимает 5-е место, уступая только ведущим московским школам. За год новосибирская ФМШ поднялась в рейтинге на одну позицию. Четвертый год СУНЦ НГУ возглавляет топ-20 школ Сибирского федерального округа. 2-е и 3-е мес … — Читать дальше

та в Сибири сохранили Лицей при ТПУ и Лицей № 84 имени В.А. Власова в Новокузнецке. RAEX также составило рейтинги лучших школ России по укрупненным направлениям подготовки. Итоги этих рейтингов отображают количество выпускников, поступивших на бюджетные отделения ведущих вузов России по разным направлениям. СУНЦ НГУ занял 8-е место по направлению «Технические, естественно-научные направления и точные науки» (в 2021 году – 10-е место). В подготовленном агентством рейтинге лучших школ России по конкурентоспособности выпускников СУНЦ НГУ занял 11-е место, поднявшись за год на две позиции. Этот рейтинг оценивает школы по успешности поступления в сильнейшие университеты России, показывая, в каких школах наиболее высока концентрация умов. В отличие от рейтинга 300 лучших школ, школы в перечне ранжированы с поправкой на численность выпускных классов.

Вчера в Доме Ученых Академгородка состоялось закрытие Летней школы СУНЦ НГУ.
Более 700 школьников провели здесь три насыщенные недели, по результатам которых часть из них с сентября продолжит обучение в ФМШ. На торжественном закрытии для ребят выступали представители дирекции Летней школы, педотряд и комсотряд.
Летняя школа закончилась — воспоминания остаются

1 сентября уже близко. А это значит: Научный пикник в НГУ возвращается.

Новосибирский государственный университет | НГУ (23.08.2022):
Научный пикник НГУ: нужно ли брать с собой плед и таблицу Менделеева? 1-го сентября с 14:30 во внутреннем дворике Новосибирского госуниверситета в Академгородке пройдет традиционное мероприятие – Open Space Picnic После перерыва в 2 года в одном месте вновь встретятся все факультеты и институты НГУ, а также наши друзья-партнеры, чтобы отметить начало учебного года, а это значит, что вас ждут несколько де … — Читать дальше

сятков научно-популярных и развлекательных площадок: лаборатории с экспериментами, мастер-классы по физике, химии, биологии, робототехнике, настольные игры и рукоделие; выступления творческих коллективов НГУ; квест и квиз для всех желающих; баттл ученых Science Slam; квартирник от музыкальных групп Академгородка; огненное шоу; и, конечно, фудкорт. Научно-популярные и развлекательные площадки будут работать параллельно с программой на сцене, поэтому не переживайте, успеете всё Подробнее на нашем сайте. И да, плед взять можно

Читайте также:  Как сказать девушке что у нее усы

Интересные вакансии для выпускников СУНЦ НГУ!
Школа ДИО-ГЕН приглашает преподавателей для ведения занятий очно или онлайн. — Обучение увлечённых школьников 3—11 классов в области точных наук — Занятия в малых группах 4—6 чел. на преподавателя или 8—12 чел. на двух преподавателей — Нагрузка от одной пары в неделю — Работа в связке с методистом-куратором, поэтому отсутствие опыта не является препятствием Ждем в команду преподавателей по предметам: – программирование – математика – химия – физика Подробнее о нас: Ссылка на анкету с дополнительной … — Читать дальше

«КРЕМНИЙ» (18.08.2022):
Уважаемые участники форума «Технопром-2022», мы заботимся о вашем здоровье, поэтому доступ на форум будет производится только после прохождения теста на COVID-19. Тестирование должно быть проведено не ранее 48 часов до начала участия в мероприятии. Исследование может проводится в любое время дня. За 2 часа перед взятием биоматериала нельзя употреблять любую пищу, в том числе жевательную резинку, напитки или табачные изделия. Пройти тестирование можно: В точках бесплатного тестирования в Новосибирске в любой медицинской л … — Читать дальше

аборатории на территории России. Бесплатное тестирование в Новосибирске Для прохождения бесплатного тестирования нужно сказать кодовую фразу #ЯидуНаТехнопром, а в указанных медицинских офисах INVITRO предъявить купон из вложения к данному письму. Пункты бесплатного экспресс-тестирования на COVID-19 для участников «Технопрома-2022»: 21 августа (воскресенье)
9:00 – 15:00: Городская клиническая поликлиника № 16, ул. Римского-Корсакова, д. 7/1, каб. 9 9:00 – 15:00: Городская клиническая поликлиника № 1, ул. Серебренниковская, 42, каб. 111 круглосуточно при предъявлении купона: INVITRO, ул. Римского-Корсакова, 9
22 августа (понедельник) 08:00 – 20:00 ЦНМТ НА ВОЕВОДСКОГО, Воеводского, 18, приёмное отделение 08:00 – 15:00 Клиника ФИЦ ФТМ, Тимакова 2 10:00 – 20:00 при предъявлении купона: INVITRO, ул. Гоголя, 43/1 10:00 – 20:00 при предъявлении купона: INVITRO, ул. Зыряновская, 55 круглосуточно при предъявлении купона: INVITRO, ул. Римского-Корсакова, 9
23 августа (вторник) 10:00 – 20:00 при предъявлении купона: INVITRO, ул. Гоголя, 43/1 10:00 – 20:00 при предъявлении купона: INVITRO, ул. Зыряновская, 55 круглосуточно при предъявлении купона: INVITRO, ул. Римского-Корсакова, 9 При наличии отрицательного результата тест вам выдадут наклейку, которую необходимо будет приклеить на бейджи участника. Обязательно сохраните наклейку! Самостоятельное тестирование в любой медицинской организации Если вы решите сдать тест самостоятельно, Вам будет необходимо предъявить результат в печатном или электронном виде в зоне выдачи бейджей. Принимаются результаты тестов, выполненных методами ПЦР и ИХА, выполненными не ранее 48 часов до начала участия в мероприятии. Медицинская компания INVITRO предлагает участникам в городах Сибири и Дальнего Востока пройти тестирование с 30% скидкой. Скидка предоставляется при предъявлении купона, размещенного на сайте форума, в электронном или печатном виде (скачать купон). Следите за новостями форума на сайте форумтехнопром.рф, в Telegram и социальной сети ВКонтакте

Новосибирский государственный университет | НГУ (17.08.2022):
Небольшая взрывная волна прошла по Большой физической аудитории НГУ. А все для того, чтобы показать науку в действии ученикам Летней школы СУНЦ НГУ. Как развиваются научные знания и технологии и каким стереотипам о науке не стоит верить, рассказал и показал ученикам Летней школы СУНЦ НГУ завкафедрой физики сплошных сред НГУ, профессор Евгений Иванович Пальчиков. Лекцию с демонстрационными опытами по физике Евгений Пальчиков читает ученикам Летней школы каждый год. На этот раз професс … — Читать дальше

ор НГУ рассказал о том, как масс-медиа вводят в заблуждение тех, кто не очень хорошо помнит физику, химию и биологию. Он показал кадры из фильмов, на которых видно, как человек летит под действием взрывной волны — в реальности объекты в такой ситуации просто разорвутся.
Затем Евгений Пальчиков описал реальное состояние науки и техники в современной России. Рассказ сопровождали яркие физические опыты. Как потушить пожар на нефтяной скважине с помощью вихревых колец, как ведут себя предметы, помещенные в воздушную струю, для чего нужен жидкий азот, — все это и не только увидели школьники (и, похоже, будущие абитуриенты физфака).
До конца Летней школы-2022 осталось пять дней. У ребят (а это более 770 школьников из России и шести зарубежных стран) начинаются контрольные и собеседования. По их итогам самые талантливые смогут продолжить учебу в СУНЦ НГУ.

Приглашаются фмшата, выпускники и не только)
Ждем вас 23 августа в 12:00 / Открытие площадки фестиваля «Кремний»

«КРЕМНИЙ» (15.08.2022):
Дорогие друзья, продолжаем знакомство с программой фестиваля «Кремний» 23—26 августа главной площадкой финальных мероприятий фестиваля «Кремний» станет IX Международный форум технологического развития «Технопром-2022», где участники акселераторов представят свои медиа-продукты широкой аудитории. Вся афиша в одном посте, сохраняйте, делитесь с друзьями и регистрируйтесь! 23 АВГУСТА (вторник) / 12:00 / Откр … — Читать дальше

ытие площадки фестиваля «Кремний» 13:00 / «Технологии кинопроизводства» Презентация компаний-резидентов «Технопарка 15:00 / «Купольное кино». Мастер-класс 17:00 / «Свобода в квадрате» Обсуждение с Анастасией Зверьковой 12+ 24 АВГУСТА (среда) / 10:00 / Фильмы акселератора LBL 16+ 12:00 / Круглый стол научного совета фестиваля «Кремний» 14:00 / «Академгородок. Будущее» Обсуждение с экспертами 17:00 / «Измеритель удачи» Обсуждение с Константином Яковлевым и Игорем Болдыревым 12+ 25 АВГУСТА (четверг) / 10:00 / Фильмы акселератора GetAClass 6+ 12:00 / Круглый стол «Фонда поддержки регионального кинематографа» 14:00 / Круглый стол «Научное кино как драйвер развития медиаиндустрии Новосибирской области» 16:00 / Тревел-шоу «Мои университеты. Будущее за настоящим» 17:00 / «Чип внутри меня» Лекция Юлии Киселевой 12+ 26 АВГУСТА (пятница) / 10:00 / Фильмы акселератора Объединенных студий Москвы 12+ 13:00 / Круглый стол молодых специалистов киноиндустрии 15:00 / Круглый стол «Медиа в гастрономической и туристической индустриях» 17:00 / «Родом из Вавилона» Лекция Дмитрия Безуглова 12+ ГДЕ ПРОХОДЯТ МЕРОПРИЯТИЯ? МВК «Экспоцентр Новосибирск» (г.Новосибирск, Станционная, 104) Для прохода на Технопром-2022 необходимо зарегестрироваться на сайте Технопрома (как участник): В разделе треки прошу выбрать «Фестиваль научного и индустриального кино SI» Также, если вы приглашаете других гостей им тоже необходима регистрация :

Если вы еще не посмотрели новый выпуск Дневника Летней школы, то сейчас самое время.

Летняя школа СУНЦ НГУ (ФМШ) (16.08.2022):
В эфире новый выпуск Дневника ЛШ-2022!
Сегодня вы увидите: путешествия во времени, межгалактическое шоу, научно-популярные лекции и бизнес-день.

Вчера в БФА было жарко! А все потому, что там проходили демонстрационные опыты по химии для учеников Летней школы СУНЦ НГУ. Опыты проводят преподаватели Летней школы, чтобы на практике показать ученикам, что химия — это очень красиво и интересно. Растворы, меняющие цвета под действием разных реагентов, невидимые чернила, химический светофор и другие зрелищные опыты увидели (и услышали) ученики ЛШ. А за правильное объяснение химических процессов, которые лежат в основе тех или иных опытов, давали призы. До конца Летней школы-2022 осталась неделя … — Читать дальше

. На днях у ребят (а это более 770 школьников из России и шести зарубежных стран) начнутся контрольные и собеседования. По их итогам самые талантливые смогут продолжить учебу в СУНЦ НГУ. О том, как проходит Летняя школа, читайте и смотрите здесь.

«ФМШ при НГУ создавалась для поддержки талантливых детей из регионов. »

В начале июля стало известно, что СУНЦ НГУ получил грант из федерального бюджета в размере 574,1 млн рублей, что позволило отменить родительскую плату за интернатное содержание с нового учебного года. Однако у этого радостного события есть и нюансы: теперь за места в учебном заведении конкурируют и те дети, которые раньше не надеялись получить престижное образование из-за недостаточной финансовой обеспеченности семей. Для многих родителей, уже настроенных на то, что их дети окончат именно СУНЦ НГУ, это стало сюрпризом, и не всегда приятным.

Пресс-служба НГУ опубликовала интервью с директором СУНЦ НГУ профессором Николаем Ивановичем ЯВОРСКИМ, который рассказал о новых принципах отбора учеников и перспективах развития образовательного учреждения. Мы приводим наиболее важные выдержки из этой публикации.

– Николай Иванович, как уже известно, большая часть средств пойдет на оплату интернатного содержания для учеников. Для многих родителей это стало очень приятным сюрпризом перед началом учебного года. Но остался вопрос: всех ли учеников касается это изменение?

– Вопрос об интернатном содержании был для нас самым важным. У нас был договор об интернатном содержании, где стояла серьезная сумма — 133 тысячи рублей. Теперь там стоит ноль, и мы можем использовать средства федерального бюджета на оплату проживания 500 учеников в год. Более того, мы изменили Положение о СУНЦ НГУ: сейчас в нем записано, что плата за содержание детей в интернате не взимается.

” – Таким образом, мы берем на себя обязательство больше не возвращаться к теме родительской платы за содержание детей даже несмотря на то, что грант получен пока только на три года. Это для нас большая ответственность, и мы понимаем, что впереди еще много работы. Мы сделаем все от нас зависящее, чтобы интернат оставался бесплатным.

– Что касается того, всех ли учеников это коснется: с осени этого года платить за интернат не будут граждане России и стран Таможенного союза (Казахстан, Беларусь, Киргизия, Армения).

– 574,1 млн — это общий размер гранта. 346,98 млн. руб. – расходы на интернатное содержание. На что еще пойдут федеральные средства?

– В гранте четко определены показатели, которые мы должны выполнять, чтобы нам предоставляли финансирование. Перед нами стоит восемь основных задач, и интернатное содержание — только одна из них. Мы планируем привлечь средства гранта для приобретения учебно-лабораторного, научного оборудования и программного обеспечения. Часть денег пойдет на оплату участия наших учеников во всероссийских и международных олимпиадах, а также на организацию и проведение олимпиад и школьных турниров на базе СУНЦ. Заложены средства на профессиональную переподготовку и повышение квалификации наших педагогов, на печать и публикацию учебных пособий, разработанных с участием преподавателей физматшколы.

” – В то же время этот грант не предусматривает средств на повышение зарплат профессорско-преподавательского состава. На законодательном уровне наши преподаватели работают по ставкам, установленным для учителей обычных средних школ.

И здесь наша задача — добиться появления на федеральном уровне нового норматива для структурных подразделений вузов, чтобы приравнять преподавателей СУНЦев к профессорско-преподавательскому составу университетов.

– Появятся ли в физматшколе новые образовательные программы, в том числе в сфере онлайн-обучения?

– Онлайн-образование у нас уже есть, но оно требует серьезного развития. Несколько лет назад мы запустили проект «Открытая ФМШ» по всем нашим дисциплинам. Сейчас эту программу необходимо адаптировать для учеников обычных средних школ. Поэтому перед нами стоит серьезнейшая задача — научить преподавателей школ работать по нашим программам. Мы разрабатываем очные курсы повышения квалификации, которые будут чередоваться с учебой в режиме онлайн. В конце курса преподаватель будет сдавать экзамен. Только так мы сможем передать наш опыт другим педагогам. Такой проект требует серьезных усилий и с нашей стороны, и со стороны самих школ и учителей. Первый курс начнется уже в ноябре и будет проходить в партнерстве с региональным центром «Сириуса» – «Альтаир». Помимо этого, есть желание перевести в онлайн-режим некоторые образовательные модули Заочной ФМШ. Думаю, это только усилит позиции Заочной школы.

– Как повлияет грантовая поддержка на развитие материально-технической базы СУНЦ НГУ?

– Ремонт и модернизация помещений СУНЦ НГУ — это отдельная большая тема. В обновлении нуждаются и общежития, и подвал учебного корпуса, а также столовая — она уже ремонтируется. Надо думать, о том, как развивать места для внеклассной работы и кружков. тренажерные залы. И, надо это признать, нам катастрофически не хватает помещений для работы инженерных классов — и над этим мы тоже будем думать.

– Изменится ли система отбора учеников в СУНЦ НГУ, ведь очевидно, что отмена платы за интернатное содержание откроет путь в ФМШ детям, которые раньше отсеивались еще на этапе отбора из-за финансового вопроса?

– Уже сейчас у нас рекордный за все последние годы набор в Летнюю школу — 742 человека. В следующем году, как мы уже видим, конкуренция будет еще выше. Если конкурс будет усиливаться, повысится и уровень сложности задач на контрольных по итогам Летней школы, будет более тщательный подход к приглашению ребят в Летнюю школу. Поэтому тем, кто захочет к нам поступать, совет один: лучше готовиться.

Можно участвовать в олимпиадах по профильным предметам. Для нас самыми статусными являются две олимпиады — Всероссийская и Всесибирская. Также в Летнюю школу принимают призеров и победителей профильных олимпиад из Перечня РСОШ, но здесь сами ребята должны проявить инициативу: заявить о своем желании приехать к нам и предоставить свое портфолио. Можно пойти учиться в Заочную школу — для нас сейчас это один из лучших инструментов качественного набора. В этом году в Летней школе мы увеличили количество итоговых контрольных, которые идут в зачет, с двух до трех профильных предметов, один из которых математика. Это тоже связано с более высоким конкурсом.

– Сейчас у многих родителей возникает вопрос об отдельном проходном балле для детей, окончивших школы Новосибирска. С чем связано разделение учеников Летней школы при поступлении в СУНЦ НГУ на новосибирцев и жителей регионов и сохранится ли оно в дальнейшем?

Решение об отдельном конкурсе при поступлении в физматшколу для детей из Новосибирска принял Ученый совет НГУ (Протокол №5 (295) от 23.07.2018 г.). Напомню, что изначально ФМШ при НГУ создавалась для поиска и поддержки талантливых детей именно из регионов. Более того, до 1990 года в физматшколу вообще не могли поступить дети из Новосибирска.

” – Сейчас, когда к нам могут поступать все дети, независимо от места жительства, мы сознательно устанавливаем квоту для новосибирцев. Сравните сами: не поступивший в СУНЦ НГУ ученик новосибирской школы вполне может посещать наши подготовительные курсы (многие специально проходят в выходные), а у ребенка из отдаленного села где-нибудь в Забайкалье такая возможность отсутствует полностью.

– В то же время мы понимаем, что случаи бывают разные. Поэтому каждую проблемную ситуацию при поступлении мы рассматриваем индивидуально. Наш приоритет — поддержка талантливых детей из отдаленных регионов, где сложнее получить качественное образование.

– Вопрос, который задают многие пользователи в соцсетях: что будет, когда закончится грант?

– Мы получим следующий грант или изменим нормативную базу, поскольку, как я уже сказал, мы берем на себя обязательства — не возвращаться к вопросу о плате за интернатное содержание учеников. Мы понимаем, что поддержка в рамках проекта «Наука» — временное решение. Но мы планируем использовать это время и эти деньги для подготовки к дальнейшему развитию всех российских СУНЦев. У нас есть возможности решить, как финансовые, так и нормативные вопросы. И теперь появилось время, чтобы эти возможности реализовать.

Ссылка на основную публикацию