Что такое сунь цзы

Учение Сунь-цзы и стратагемы

Значение трактата «Сунь-цзы» с точки зрения исследования истории ниндзюцу заключается не только в том, что в нем впервые в мировой практике было дано систематическое описание конкретных методов использования шпионов. Вклад китайского стратега в развитие ниндзюцу огромен потому, что в своем сочинении он сформулировал особый принцип военного искусства — принцип «стратегического нападения» (перевод Н. И. Конрада) или «нападения посредством стратагемы» (перевод Л. Джайлза).

Перечисляя в I главе своего трактата качества, которые требуются от хорошего полководца, Сунь-цзы на первое место поставил ум. И это не случайно. В главе «Стратегическое нападение» это требование находит свое объяснение. Полководец должен уметь победить, не сражаясь. А это значит, что он должен уметь «размышлять», «вырабатывать план», «уметь нападать замыслом», «нападать планом». «Самая лучшая война — разбить замыслы противника», — говорит Сунь У. Китайский комментатор Ду Ю пишет: «Тот, кто умеет устранить бедствие, справляется с ним, когда оно еще не зародилось; тот, кто умеет победить противника, побеждает его, когда он еще не имеет формы».

Победить опасность прежде, чем она оформится, можно только в том случае, если удастся заранее раскрыть замысел врага и самому, в свою очередь, разработать такой стратегический план, который позволит при помощи скрытых действий, не вступая в открытое военное противоборство, разрушить его планы. Такие стратегические планы в современной науке называют стратагемами (по-китайски чжимоу, моулюэ).

Стратагема — это такой стратегический план, в котором для противника заключена какая-либо ловушка или хитрость. Стратагемность как метод составления и использования стратагем зародилась в глубокой древности и была связана с приемами военной и дипломатической борьбы. Уже в «И-цзине», знаменитой гадательной «Книге перемен», основное содержание которой датируется Х — VIII вв. до н. э., намечаются некоторые стратагемные варианты поведения.

Стратагема подобна алгоритму, она организует последовательность действий. Стратагемность — это способность предвидеть последствия поступков. Раскрывая способность просчитать ходы в политической или военной игре, а порой и запрограммировать их, исходя из особенностей ситуации и свойств противника, она служит образцом активной дальновидности. В Китае уже за несколько столетий до нашей эры выработка стратагем вошла в практику и, став своего рода искусством, обогащалась многими поколениями.

Умение составлять стратагемы свидетельствовало о способностях человека, а наличие плана вселяло уверенность в успехе. Поэтому издревле стратегия и стратегические планы стали пользоваться большим уважением. Состязание в составлении и реализации стратагем шло во всем — от политики до игры в китайские облавные шашки (вэй-ци). Появился даже специальный термин чжидоу, обозначавший такую состязательность. Стратагемность стала чертой национального характера, особенностью национальной психологии китайцев.

В процессе практики составления и применения стратегических планов сложилась система из 36 классических стратагем. Впервые 36 стратагем упоминаются в «Истории династии Южная Ци», составленной Сяо Цзысяном (489–537). В этом произведении они названы «36 стратагем почтенного господина Тана». Под «господином Таном» имеется в виду знаменитый полководец династии Южная Сун — Тан Даоцзи (420–479).

Точно не известно, что представляли собой «36 стратагем господина Тана», но до наших дней сохранились два позднейших трактата, в которых описаны 36 стратагем. Первый датируется концом династии Мин (1368–1644) и называется «36 стратагем. Тайная книга воинского искусства». Второй называется «Философия Хунмэнь». Он принадлежит тайному обществу Хунмэнь, основанному, по преданию, китайскими патриотами около 1674 г. для борьбы против чужеземной маньчжурской династии Цин (1644–1911) и восстановления коренной династии Мин. Оба трактата были опубликованы в ХХ в. Начиная с середины ХХ в., в КНР, Гонконге и на Тайване многомиллионными тиражами был издан целый ряд исследований 36 стратагем. В 1980-е гг. подробные исследования 36 стратагем были опубликованы в Корее и Японии, что показывает их популярность на всем Дальнем Востоке.

Трактат Сунь-цзы, в котором великий китайский стратег требовал облекать предварительные расчеты в форму стратагем, сыграл едва ли не главную роль в развитии стратагемности и того, что японцы называют боряку — «хитрость, уловка, маневр, интрига, заговор». Боряку стало одним из ключевых элементов теории и практики ниндзюцу, а сами стратагемы и принцип использования стратегических планов с расстановкой ловушек противнику явились фундаментом всего этого искусства. Поэтому Сунь-цзы без преувеличения можно назвать отцом ниндзюцу как особого искусства.

Сунь-цзы

«[Трактат] Учителя Суня», полное назв. «Сунь-цзы бин фа» — «Сунь-цзы о военном искусстве» («Законы войны Учителя Суня»). Древнейший в мире трактат по военной теории из 13 глав (пянь), основополагающий текст «школы военной [философии]» (бин-цзя), главный в ее «Семикнижии военного канона» («У цзин ци шу»). Традиционно приписывается полководцу, стратегу и теоретику военного искусства VI–V вв. до н.э. Сунь-цзы, чьим именем озаглавлен, и соответственно датируется кон. VI — нач. V в. до н.э.

Сунь-цзы («Учитель Сунь»), или Сунь У («Воинственный»), по имени Чжан-цин был потомком правителей «срединного» царства Чэнь, родился также в «срединном» царстве Ци (совр. Хуйминь пров. Шаньдун) и прославился победоносными боевыми действиями во главе войска «варварского» южн. царства У. Скудные биографич. данные о нем, прежде всего состоящие в трагикомич. анекдоте о жестоком обучении им военной дисциплине наложниц правителя, содержатся в цз. 65 «Ши цзи» («Исторические записки») Сыма Цяня.

Найденный в 1972 в захоронении нач. эпохи Хань (ок. 140 до н.э.) в Иньцюэшане уезда Линьи пров. Шаньдун новый расширенный вариант «Сунь-цзы» дает основания датировать его создание 2-й пол. V в. до н.э. (453–403), хотя нек-рые специалисты считают его написанным еще поз-же — в 1-й пол. или даже сер. IV в. до н.э. Совр. канонич. текст был сформирован на рубеже II–III вв. н.э. Первый комментарий к нему — «Вэй У-ди чжу Сунь-цзы» («„Сунь-цзы“, прокомментированный вэйским государем Воинственным») написал знаменитый полководец, политик и поэт Цао Цао (155–220). Базовым является офиц. издание трак-тата в эпоху Сун (XI в.) со сводным комментарием десяти авторов II–XI вв., связанное с введением «Семикнижия военного канона» в систему гос. экзаменов: «Ши и цзя чжу Сунь-цзы» («„Сунь-цзы“, прокомментированный одиннадцатью знатоками», где одиннадцатый — историк VIII — нач. IX в. Ду Ю (735–812), отразивший текст в энциклопедии «Тун дянь» («Всепроницающий свод»; факсим. изд.: Шанхай, 1961). Трактат был переведен на тангутский и маньчж. языки, в 1772 его перевел на франц. яз. миссионер-иезуит Ж.-Ж.М. Амио, что позволило ознакомиться с ним Наполеону. Первые англ. пер. опубликовали Э. Калтроп (1905) и Л. Джайлз (1910), первые рус. — Н.И. Конрад (1950) и Е.И. Сидоренко (1955). Имеются многочисленные совр. переводы на рус. (К.Б.Кепинг, 1979; В.В. Малявин, 2002), совр. кит. (Го Хуа-жо, 1962; Тан Мань-сянь, 1985), англ. (R. Ames, 1993; R.D. Sawyer, 1994), франц. (V. Niquel-Cabestan, 1990; J. Levi, 2000), нем., итал., чешский, япон., вьетнамский и др. языки.

Общая идеология «Сунь-цзы» совмещает в себе конф. устои (см. Конфуцианство) поддержания социального гомеостазиса с даос. диалектикой (см. Даосизм) вселенского дао, космич. циклизмом школы инь–ян, легистской «политологией» (см. Легизм) и управленческим прагматиз-мом моистов (см. Мо-цзя). Этот синтез, представляющий войну (бин), с одной стороны, как «великое дело гос-ва», «почву жизни и смерти, Путь (дао) существования и гибели», а с другой — как «Путь обмана», обобщен в пяти принципах: «Пути» (единодушия народа и верхов), «Неба» (тянь [1] — соответствия времени), «Земли» (соответствия месту), «Полководца» (правильного руководства, в частности характеризующегося «благонадежностью» — синь [2] и «гуманностью» — жэнь [2]), «Закона» (фа [1] — организованности и дисциплинированности). Данные принципы должны быть реализуемы посредством семи «расчетов» (цзи [12] — стратагем): наличия у правителя дао, наличия у полководца способностей, постижения особенностей неба и земли, осуществимости законов и приказов, силы войска, обученности командиров и солдат, ясности наград и наказаний.

В дальнейшем эта диалектика верности и обмана, силы и слабости, воинственности и миролюбия стала одной из основных методологем традиц. кит. культуры.

Источники:
Сунь-цзы ши цзя чжу («Сунь-цзы» с комментарием десяти знатоков) // ЧЦЦЧ. Т. 6; Иньцюэшань Хань му чжу цзянь Сунь-цзы бин фа («Сунь-цзы о военном искусстве» на бамбуковых планках из могилы [эпохи] Хань в Иньцюэшане). Пекин, 1976; Сунь-цзы цзяо ши (Сверенный и растолкованный «Сунь-цзы» [с пер. на англ., франц., рус., япон. и итал. яз]). Пекин, 1992; Сунь-цзы / Пер. Е.И. Сидоренко. М., 1955; Конрад Н.И. Избранные труды. Синология. М., 1977, с. 5–304; «Сунь-цзы» в тангутском переводе / Пер. К.Б. Кепинг. М., 1979; У-цзин. Семь военных канонов Древнего Китая. СПб., 1998, с. 131–166; Сунь-цзы. Китайская военная стратегия / Сост., пер. В.В. Малявина. М., 2002, с. 118–210; Giles L. Sun Tzü on the Art of War. Pennsylvania, 1944; Sun Tzu. The Art of War / Tr. by S.B. Griffith. Oxf., 1963; Sun Tsu, L`art de la guerre / Tr. par J.Levi. P., 2000.

Литература:
Кауфман С. Сунь-цзы. «Искусство войны»: Современное толкование древнего трактата. М., 2004; Китайская философия: Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 285; Конрад H.И. Избранные труды. Синология. М., 1977. С. 5–304; Синицын Е.П. Об авторстве и датировке трактата «Сунь-цзы» // НАА. 1964, № 4; У Жусун, Ван Хунту, Хуан Ин. «Искусство войны Сунь-цзы» и искусство исцеления. М.–СПб., 2004; Сунь-цзы синь тань: чжун вай сюэчжэ лунь Сунь-цзы (Новые исследования «Сунь-цзы»: китайские и зарубежные ученые о «Сунь-цзы»). Пекин, 1990.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. – М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. – 2006. – 727 с. С. 395-396.

Мудрый воин избегает битвы

Сунь Цзы (Сунцзи; 544—496 годами до н. э.) китайский военный стратег и мыслитель, генерал, писатель, философ, живший в Древнем Китае. Имя Сунь-Цзы означает «Владыка Солнца». Китайский генерал Сунь-цзы автор знаменитого трактата о военной стратегии «Искусство войны».
Сунь Цзы считал войну вынужденным злом, которое следует избегать, как только возможно. Он отмечает, что «война — это как огонь, люди, которые не сложат оружия, погибнут от собственного же оружия».

Войну следует вести быстро во избежание экономических потерь: «Ни одна долгая война не принесла прибыли стране: 100 побед в 100 сражениях — это просто смешно. Каждый, кто отличился сокрушением врагов, получал победу ещё до того, как вражеская угроза становилась реальной».

«Военное искусство гласит: я не смею первым начинать, я должен ожидать.
Я не смею наступать хотя бы на вершок вперед, а отступаю на аршин назад.
Это называется действием посредством недеяния, ударом без усилия.
В этом случае не будет врага, и я могу обходиться без солдат. Нет беды тяжелее, чем недооценивать противника. Недооценка противника повредитмоему сокровенному средству [дао]. В результате страданий те, кто скорбит, одерживают победу

Лучшие цитаты из книги Сунь Цзы «Искусство войны»:

«Мудрый воин избегает битвы».

«До начала конкретных действий нужно держать в тайне расположение сил и последовательность спланированных событий».

«Проявляй вовне смирение и подчинение, чтобы вызвать высокомерное к себе отношение противника».

«Вызывай разногласия и разобщённость в среде противника».

«Лидер ведёт примером, а не силой».
«Воин, который готов сражаться, также должен быть готов умереть».
«Все войны основаны на обмане. Следовательно, когда мы способны атаковать, мы должны казаться неспособными; используя наши силы, мы должны казаться неактивными; когда мы рядом, мы должны заставить врага поверить, что мы далеко; когда далеко, мы должны заставить его поверить, что мы рядом ».
«Выглядите слабыми, когда вы сильны, и сильными, когда вы слабы».
«Будьте чрезвычайно тонки, даже до бесформенности. Будьте чрезвычайно таинственны даже до безмолвия. Таким образом, вы можете быть директором судьбы противника».
«Построй противнику золотой мост, чтобы он отступил».
«Можете ли вы представить, что бы я сделал, если бы мог сделать всё, что мог?»
«Тщательно сравните противоборствующую армию с вашей собственной, чтобы вы могли знать, где сила избыточна, а где она недостаточна».
«Сконцентрируй свою энергию и копи свои силы».
«Исправьте свою ошибку, как только найдёте её».

«Не сражайтесь с более сильным врагом, чем вы. И если это неизбежно, и вы должны вступить в бой, то убедитесь, что вы задействовали его на своих условиях, а не на условиях вашего врага ».
«Не повторяйте тактику, которая принесла вам одну победу, но позвольте вашим методам регулироваться бесконечным разнообразием обстоятельств».
«Не цепляйтесь за мир, используйте его. Гибкость является действующим принципом в военном искусстве ».
«Привлекайте людей тем, что они ожидают; это то, что они могут различить и подтверждает свои прогнозы. Это устанавливает их в предсказуемые схемы реагирования, занимая их умы, пока вы ждете необычного момента — того, чего они не могут предвидеть ».
«Даже самый тонкий меч, погруженный в соленую воду, в конечном итоге будет ржаветь».
«Каждое сражение выигрывается до того, как оно состоится».
«Великолепных результатов можно достичь малыми силами».
«Тот, кто благоразумен и поджидает врага, который не победит, будет победителем».
«Тот, кто знает вещи и в бою применяет свои знания на практике, победит в битвах. Тот, кто их не знает и не практикует, наверняка будет побежден».
«Тот, кто знает, когда он может сражаться, а когда нет, победит».

«В отчаянной ситуации и обстоятельствах, не отчаивайтесь. Когда есть всё, чего бояться, не бойся. Когда окружен опасностями, не бойся ни одного из них. Когда без ресурсов, зависит от находчивости. Когда удивишься, возьми врага врасплох».
«Если он посылает подкрепление везде, он везде будет слабым».
«Если враг откроет дверь, вы должны мчаться внутрь».
«Если разум желает, плоть может продолжаться и продолжаться без многих вещей».
«Если вы знаете врага и знаете себя, вам не нужно бояться результата сотен сражений. Если вы знаете себя, но не врага, за каждую победу вы также будете терпеть поражение. Если ты не знаешь ни врага, ни себя, ты будешь погибать в каждой битве».
«Если вы подождете у реки достаточно долго, тела ваших врагов проплывают мимо».
«Посреди хаоса есть ещё и возможность».
«Легко любить своего друга, но иногда самый сложный урок — любить своего врага».
«Более важно перехитрить своего врага, чем победить его».
«Держи своих друзей ближе, врагов ещё ближе».

«Знай своего врага и знай себя, и ты можешь сражаться в сотне сражений без катастроф».
«Знай себя, и ты выиграешь все битвы».
«Пусть ваши планы будут тёмными и непроницаемыми, как ночь, а когда вы двигаетесь быстро, бьёте, как удар молнии».
«Управление многими такое же, как управление немногими. Это вопрос организации».
«Двигайся быстро, как Ветер, и плотно, как Лес. Атакуй как Огонь и будь неподвижен как Гора».
«Отличительной чертой великого солдата является то, что он сражается на своих условиях или не сражается вовсе».
«Человек может знать, как победить, не будучи в состоянии это сделать».
«Возможности множатся по мере их использования».
«Планируйте, что трудно, пока легко, делайте то, что хорошо, пока мало. «Трудные вещи в этом мире должны быть выполнены, пока они легки, самые великие вещи в мире должны быть выполнены, пока они ещё малы. По этой причине мудрецы никогда не делают великого, и именно поэтому они достигают величия».

«Обдумай и ещё раз обдумай, прежде чем сделать ход».
«Притворись неполноценностью и поощряй его высокомерие».
«Награды за хорошее обслуживание не должны откладываться ни на один день».
«Разбуди его и узнай принцип его действия или бездействия. Заставь его раскрыться, чтобы найти уязвимые места.
«На войне путь состоит в том, чтобы избегать сильных и наносить удары по слабым».
«Стратегия без тактики — самый медленный путь к победе. Тактика без стратегии — это шум перед поражением».
«Искусство войны имеет жизненно важное значение для государства. Это вопрос жизни и смерти, путь к безопасности или к гибели. Следовательно, это предмет исследования, которым нельзя пренебрегать».
«Эксперт в бою двигает врага, и он не перемещён им».
«Величайшая победа — это то, что не требует битвы».
«Успешный человек обладает необычным умением справляться с конфликтами и обеспечивать лучший результат для всех».

Читайте также:  Как ревнует мужчина рак

«Высшее искусство войны — покорить врага, не сражаясь».
«Ценность времени, заключающаяся в том, что он немного опережает своего оппонента, часто даёт большее преимущество, чем превосходные цифры или большие ресурсы».
«Весь секрет заключается в том, чтобы запутать врага, чтобы он не мог понять наших настоящих намерений».
«Есть дороги, по которым нельзя идти, армии, на которые нельзя нападать, города, которые нельзя осаждать, позиции, которые нельзя оспаривать, команды суверена, которым нельзя подчиняться».
«Нет случая, чтобы нация извлекла выгоду из длительной войны».
«Те, кто победил, планируют эффективно и решительно меняются. Они как великая река, которая поддерживает своё течение, но регулирует её течение».

«Существует не более пяти музыкальных нот, но комбинации этих пяти дают больше мелодий, чем когда-либо можно услышать. Существует не более пяти основных цветов, но в сочетании они дают больше оттенков, чем когда-либо было видно. Существует не более пяти основных вкусов, но их комбинации дают больше вкусов, чем когда-либо.»
«Таким образом, мы можем знать, что для победы есть пять основ:
он победит, кто знает, когда сражаться, а когда не сражаться. Он победит, кто знает, как справиться как с высшими, так и с низшими силами. Он победит, чья армия одушевлена ​​тем же духом во всех её рядах. Победит тот, кто имеет терпение и приготовившись, ждёт, чтобы взять врага неподготовленным.
Победит тот, кто обладает военным потенциалом и ему не мешает суверен».

«Чтобы знать своего врага, ты должен стать врагом».
«Относись к своим людям так же, как к своим любимым сыновьям. И они последуют за вами в самую глубокую долину.
«Конечное превосходство заключается не в победе в каждой битве, а в победе над врагом, никогда не сражаясь».
«Победоносные воины сначала побеждают, а потом идут на войну, а побежденные воины сначала идут на войну, а затем стремятся победить».
«Победа приходит от поиска возможностей в проблемах».
«Победа предназначена для тех, кто готов заплатить её цену».
«Слабое руководство может разрушить самую разумную стратегию; принудительное выполнение даже плохого плана часто может принести победу».
«Самое важное в войне — это невероятная скорость: нельзя упускать возможности».
«То, что древние называли умным бойцом, это тот, кто не только побеждает, но и легко побеждает».
«Когда человек относится к людям с доброжелательностью, справедливостью и праведностью и обретает доверие к ним, армия объединится, и все будут рады служить своим лидерам».

«Вы можете помешать врагу победить вас с помощью защиты, но вы не можете победить его, не перейдя в наступление».
«Вы не можете знать, будете ли вы успешны или нет. Вы можете только подготовиться к битве, и это должно быть сделано всем вашим сердцем и всем вашим сознанием. Таким образом, у вас будет преимущество ».
«Ты должен верить в себя

Война в книге Сунь Цзы рассматривается как органическое целое, начиная с дипломатии и мобилизации, и заканчивая шпионажем. Никогда нельзя забывать о цели войны — сделать так, чтобы население процветало и было лояльным к правителю.

Идеальная победа — подчинение других государств дипломатическими методами, без вступления в военные действия, поэтому необходимо вести активную дипломатию, разрушать союзы противника и ломать его стратегию.

Сунь Цзы постоянно подчёркивает, что военные действия это дорогое занятие, приносящее убыток государству и бедствия народу. Война должна быть быстрой, эффективной и мобильной. Затягивать войну негуманно по отношению к народу.

В основе концепции Сунь Цзы лежит управление врагом, создающее возможности лёгкой победы. Надо заманивать врага в ловушки и избегать столкновения с подготовленными силами противника. Необходимо неравновесное распределение сил, стратегическая концентрация.

Необходимо собирать информацию о местности и действиях противника, и при этом скрывать свои действия. Любая оплата деятельности шпионов обойдётся дешевле, чем содержание армии. Нельзя жалеть денег на шпионаж и подкуп.

Сунь Цзы неоднократно подчёркивает необходимость дисциплины в войсках и поддержания воинского духа (ци). Необходимо создавать ситуации, в которых дух войска крепнет, и избегать таких, где армия теряет волю.

Согласно книге, следует избегать резни и зверств, потому что это может спровоцировать сопротивление и дать противнику возможность обратить войну в свою пользу.

Сунь-Цзы

Ставший широко известным благодаря популяризации достижений синологии «Трактат о военном искусстве» Сунь-Цзы является древнейшим военно-теоретическим исследованием. Известно, что Сунь-Цзы (Сунь У) родился в царстве Ци. В 514 – 496 годах до н.э. был военачальником в царстве У и успешно руководил походами против государств Чу, Ци и Цзин. Его трактат является, в сущности, кумулятивной суммой военных знаний Древнего Китая, системой основных взглядов на военно-политическую доктрину государства. В трактате война рассматривается как важнейшее событие, от которого зависит судьба государства. Рекомендовалось всячески избегать войны, начинать ее только в крайнем случае; отмечалась большая роль политики в подготовке войны. Сунь-Цзы утверждал, что от военного искусства во многом зависит достижение победы, искусство воевать определяется главным образом моральным духом армии и народа, учетом обстановки, качествами полководца, обученностью, дисциплиной и численностью войск, умелым управлением ими и снабжением. В своем трактате Сунь-Цзы требовал знания противника, оценки его разведки. Использованию агентуры Сунь-Цзы посвятил отдельную главу, где им выдвигается концепция тотальной разведки.

Все последующие теоретики разведки и контрразведки являются последователями великого китайского мыслителя.

По Сунь-Цзы объектами шпионажа может служить все у противника: нет ни одного человека, ни одной области, ни одного явления в стране противника, которые могли бы оставаться неизвестными противоположной стороне. И основное орудие этого знания – шпионаж.

Сунь-Цзы различает пять категорий шпионов:

4) шпионы смерти;

«Местными шпионами» он называет тех местных жителей в неприятельской стране, которые доставляют нужные сведения во время нахождения там армии. «Внутренними шпионами» он называет чиновников и вообще лиц, состоящих на службе у противника и являющихся одновременно агентами чужого государства. Своеобразное название «обратный шпион» он прилагает к агенту противника, проникшему в лагерь, не разоблаченному и использованному «обратно», то есть в интересах той страны, шпионить за которой он явился. «Шпионами смерти» называются агенты, засылаемые к противнику с таким заданием, выполнение которого неминуемо влечет за собой смерть. «Шпионами жизни» называются такие свои агенты, которые посылаются к противнику за какими-либо сведениями и от которых требуется во что бы то ни стало вернуться живыми и эти сведения доставить. Таким образом, первая категория шпионов – информаторы; вторая – агенты в лагере противника из среды его собственных людей; третья – агенты противника, используемые против их собственной стороны; четвертая – лазутчики и диверсанты; пятая – разведчики-рейдеры.

Базовые аспекты агентурной работы – это приобретение агентурных позиций. Комментарии исследователей разведывательной доктрины Сунь-Цзы конкретизируют его общие тезисы и посылки. Так, о вербовке местных шпионов говорится: «Когда местные жители не получают от противника (то есть от своих властей) чинов и жалования, чувство долга у них очень слабое. Если обласкать их своими милостями, они, привлеченные этими милостями, расскажут о слабых и сильных местах противника. Низменных из них можно прельстить деньгами и драгоценностями; другим можно внушить, что они и есть те самые правители, которые в случае, если они будут у власти, станут полезны для народа; третьих можно заставить говорить, припугнув их своей силой. Это значит пользоваться жадностью и отсутствием чувства долга… Среди местных жителей могут найтись и благородные, которые потерпели неудачи и скрываются. Такие люди стремятся проявить свои таланты, получать чины и жалованье. У таких людей можно пользоваться их честолюбием». Таким образом, жадность, отсутствие гражданского долга, эгоизм и честолюбие – вот почва, на которой вербуются шпионы из населения противника.

Из кого вербуются «внутренние шпионы»? Мотивация формирования агентурных отношений по Сунь-Цзы достаточно разнообразна. «Среди чиновников противника есть люди умные, но потерявшие должность; есть люди, провинившиеся в чем-либо и подвергшиеся за это наказаниям; есть любимцы, жадные до богатства; есть люди, поставленные на низшие должности; есть люди, не выполнившие возложенных на них поручений; есть люди, стремящиеся приобрести более широкое поле для приложения своих способностей, пользуясь несчастьем других; есть люди, склонные к хитрости и обману, двоедушные. С такими людьми надлежит тайно вступить в шпионские сношения, щедро одарить их, привязать их к себе и через них узнавать о положении в их стране, разведывать о планах против себя, а также заставлять их сеять рознь между их государем и его вассалами».

Третий тип шпиона именуется «обратными шпионами» или «двойниками». Так называются шпионы противника в своем стане, деятельность которых, однако, искусно направляется в обратную сторону: на пользу той страны, против которой они направлены. Это неприятельский шпион, обращенный против самого неприятеля.

Как это достигается? «Когда у меня появляется шпион противника и следит за мной, я должен заранее знать об этом; при этом можно привлечь его щедрым подкупом и заставить его выполнять мои собственные поручения; можно притвориться ничего не знающим, дать ему ложные сведения и отпустить его. В таком случае шпион противника будет, наоборот, сам выполнять мои поручения». Следовательно, орудиями для использования неприятельского шпиона служат подкуп и обман.

«Шпионом смерти» называется свой агент, который направляется к противнику специально для того, чтобы передать ему ложные сведения, ввести его в заблуждение и склонить его на действия, которые идут ему во вред или даже могут послужить причиной его гибели. Естественно, что когда ложь обнаруживается, разоблаченный противником агент, как правило, предается смерти.

Последняя категория шпионов называется «шпионами жизни». Это те, кто «возвращается с донесением», шпионы, засланные в чужую страну для собирания нужных сведений. Поскольку весь смысл их работы заключается в том, чтобы эти сведения доставить, они обязаны всячески стараться сохранить свою деятельность в тайне и вернуться к себе живыми. Отсюда и их название. Естественно, для такой работы необходим особый подбор людей. Об этом говорят все комментаторы Сунь-Цзы и перечисляют качества, которые требуются от таких шпионов. «В шпионы жизни надлежит выбирать людей внутренне просвещенных и умных, но по внешности глупых; по наружности – низменных, сердцем же – отважных; надлежит выбирать людей, умеющих хорошо ходить, здоровых, выносливых, храбрых, сведущих в простых искусствах, умеющих переносить и голод, и холод, оскорбления и позор». Другие качества, требуемые от этих агентов: «Выбирают таких, кто обладает мудростью, талантами, умом и способностями, кто в состоянии сам проникнуть в самое важное и существенное у противника, кто может понять его поведение, уразуметь, к чему идут его поступки и расчеты, уяснить себе его сильные стороны и, вернувшись, донести об этом…». Также, нужно посылать умных и красноречивых людей, состоящих в дружеских отношениях с влиятельными и могущественными лицами у противника, теми, кто находится «на высоких постах и в высших рангах».

В этой связи понятны и требования, которые должны предъявляться к лицу, пользующемуся шпионами, руководящему их работой. Первое, что требуется от такого человека, это ум. Потому что нужно сначала оценить характер шпиона, его искренность, правдивость, многосторонность ума, и только после этого можно пользоваться им. Нужно иметь большой ум, чтобы распознать «в донесении шпиона ложь, различить правильное и неправильное; только тогда можно пользоваться шпионами». Чтобы пользоваться шпионами, нужно знать людей. А «если обладать совершенным умом, знать людей можно».

Второе, что требуется от того, кто руководит шпионской работой, это гуманность и справедливость. Когда гуманность и справедливость проявляются, к такому человеку приходят все мудрые; а если приходят все мудрые, он может пользоваться и шпионами. Если обласкать их своей гуманностью, покажешь им свою справедливость, сможешь ими пользоваться. Гуманностью привязывают к себе сердца их, справедливостью воодушевляют их верность. Гуманностью и справедливостью руководят людьми. Может ли тогда найтись что-либо невозможное для выполнения разведывательной задачи?

Третье, что требуется от руководителя шпионской работой, это тонкость и проницательность. Бывает, что шпион получит всякие драгоценности и деньги, но не добудет сведений о противнике. И тогда он постарается отделаться от поручения ложью. Вот тут-то и нужно быть осторожным и проницательным; нужно уметь распознавать, что истина и что ложь в его донесениях. Проницательность нужна и для того, чтобы «ограждать себя от шпиона, подосланного противником». Комментаторы Сунь-Цзы считают это свойство настолько могущественным, что человек, обладающий глубокой проницательностью, может заранее все знать, все предвидеть. Когда есть проницательность и еще раз проницательность, в делах нет ничего неважного, нет ничего незначительного: обо всем знают наперед.

Знание противника – это суть основы разведывательной доктрины Сунь-Цзы.

Ясно, что знать, с кем имеешь дело, крайне важно, чтобы определить свою стратегию и тактику борьбы с противником. «Когда хотят произвести нападение, совершенно необходимо узнать, кто находится на службе у противника, кто из них умен, кто искусен, кто нет, и тогда, взвесив их способности, сообразно с этим действовать против них».

Однако знать противника нужно не только для того, чтобы определить, как действовать. Это нужно и для шпионской работы. Шпионы могут работать хорошо только тогда, когда знают, с кем они имеют дело.

Специально подробно обсуждается вопрос об «обратных шпионах», которым придается особое значение. Сунь-Цзы указывает на два метода вербовки такого шпиона: подкуп и оказание особого внимания. Нужно со всей заботливостью поместить его, пустить в ход всякие ухищрения в своем красноречии, проявить к нему самую глубокую любовь и после этого насытить его богатыми дарами и пригрозить ему ужасным наказанием. Таким образом, наилучшим способом воздействия на такого шпиона является удовлетворение его корыстолюбия и одновременно запугивание его страхом смерти.

Что же может дать такой обратный шпион? «Через обратного шпиона ты будешь знать, кто из жителей его страны падок до денег, у кого из его чиновников какие недостатки». А к чему это может привести? Сунь-Цзы говорит точно: «Таким путем ты сможешь приобрести себе и местных шпионов и внутренних шпионов».

«Через него ты будешь знать все». Что именно? «Через обратного шпиона ты будешь знать, как обмануть противника». «Поэтому, – продолжает Сунь-Цзы, – сможешь, придумав какой-нибудь обман, поручить своему шпиону смерти ввести противника в заблуждение».

«Через него ты будешь знать все», – в третий раз повторяет Сунь-Цзы. Что именно? «Положение противника». «Поэтому, – продолжает Сунь-Цзы, – сможешь заставить своего шпиона жизни действовать согласно твоим предположениям».

Таково значение обратного шпиона. Через него открываются самые надежные пути для организации шпионской сети по всем направлениям, а также для обеспечения самых верных условий для шпионской работы. «Узнают о противнике обязательно через обратного шпиона», – говорит Сунь-Цзы. «Все четыре вида шпионов, и местные, и внутренние, и шпионы смерти, и шпионы жизни – все они узнают о противнике через обратных шпионов». «Начало всей шпионской работы зависит от обратного шпиона». «Поэтому, – заканчивает Сунь-Цзы, – с обратным шпионом нужно обращаться особенно внимательно».

Читайте также:  Что такое завязка кульминация развязка в литературе

«Гораздо лучше обращать на свою пользу шпионов, являющихся от противника, чем посылать своих шпионов к противнику. Людей с большим умом мало, а ординарных много. Поэтому наш шпион, попадая к противнику, может прельститься золотом и драгоценностями, красивыми женщинами; его волю можно сломить наказанием; страсти и боязнь смерти свойственны всем людям. Поэтому часто случается, что такой шпион раскрывает истину и приносит своим только вред. Даже твердый и стойкий человек, и тот, если у него не хватает ума, подвергаясь изо дня в день всевозможным допытываниям противника, в конце концов, проговаривается. Поэтому Сунь-Цзы и ставит обратных шпионов на первое место».

Применение агентурной разведки по Сунь-Цзы сочетается с активными формами воздействия на противника, а именно – дезинформацией – «на войне устанавливаются на обмане» (четыре вида маскировки: маскировка кажущейся своей слабостью; маскировка ложными действиями; маскировка расстоянием; маскировка ложной обороной), воздействием на психологию противника, его морально-боевые качества (четыре вида воздействия: внесение расстройства в его ряды; внесение раздоров в его лагерь; наталкивание на необдуманные и гибельные для него поступки; усыпление его бдительности).

Выше уже говорилось о том, что красной нитью разведывательной концепции Сунь-Цзы является знание противника. Конкретизируются объем и детали этого знания: 1) достоинства и ошибки в оперативных планах противника; 2) законы, управляющие его действиями; 3) его «жизненное место»; 4) его состояние: «в чем у него недостаток, в чем избыток».

Сунь-Цзы можно также считать одним из основоположников создания теории военной и оперативной обстановки. В самом начале своего трактата он говорит о важности расчетов, о необходимости еще до начала войны все заранее взвесить и обдумать, чтобы вступить в войну, твердо зная, что и как следует предпринимать. Для победы необходимо, как утверждает Сунь-Цзы знать его (противника), себя (свои силы и средства), Небо и Землю.

Еще в древнем «И-цзин» установлено, что в мире существуют три действующих начала: Небо, Земля и Человек. На языке «И-цзин» Небо – это времена года, атмосферные, климатические и метеорологические условия; Земля – географическая и топографическая обстановка; Человек – население Земли, люди.

Последующие китайские мыслители построили на этой формуле всю философию бытия, распространили ее на все области жизни. Сунь-Цзы, в полном согласии с данной концепцией, распространяет ее и на область открытого – война, и скрытого – разведка, противоборства.

Необходимость сослаться на Сунь-Цзы в описании теории и практики разведки стало необходимым и непременным, обязательным атрибутом многочисленных современных исследователей истории спецслужб, мемуаристов. Примечательно, что в своих мемуарах на Сунь-Цзы ссылаются такие видные и разноплановые разведчики, как Аллен Даллес, Рейнхард Гелен, Маркус Вольф.

Читайте также

14. Двенадцать уловок Сунь-цзы

14. Двенадцать уловок Сунь-цзы В соответствии с издавна распространенным в Китае широким толкованием хитрости в Военном искусстве Сунь-цзы после слов «Война — это путь обмана» приводится двенадцать таких путей. Ввиду чрезвычайной краткости китайского текста в

15.4. Просьба о помощи Сунь Цэ

15.4. Просьба о помощи Сунь Цэ В последнее десятилетие династии Хань (206 до н. э. — 220 н. э.) окраинные области Китая оказались под властью множества правителей. К югу от Янцзы, там, где теперь расположен Шанхай, возникло два основных центра, один на юго-востоке, в районе

20.13. Шестая из двенадцати военных уловок наставника Суня (Сунь-цзы)

20.13. Шестая из двенадцати военных уловок наставника Суня (Сунь-цзы) «Луань эр цюй чжи», так звучит шестая из «двенадцати военных хитростей», которые предлагаются в Военном искусстве Сунь-цзы. Классический китайский язык весьма краток, и эти четыре знака можно передать

2. Революционное движение и Сунь Ятсен

2. Революционное движение и Сунь Ятсен С особой силой антиманьчжуризм получил выражение в деятельности другой группы оппозиционеров — китайских революционеров, поставивших перед собой задачу свержения маньчжурской династии и установления в Китае республиканской

СУНЬ ПИН

СУНЬ ПИН (? — после 342 до н.э.) Главнокомандующий армией древнекитайского царства Ци. История Древнего Китая не донесла до нас имен героев из числа рядовых воинов или младших военачальников. О них тогда попросту не писали. Но вот героические имена полководцев-победителей

Сунь Ят-сен и Синьхайская революция

Сунь Ят-сен и Синьхайская революция Южные районы Китая, где ранее всего закрепились колонизаторы и были созданы наиболее благоприятные условия для модернизации и европеизации, включая миссионерские школы и колледжи, постепенно становились центром формирования

Сунь Ятсен и его философия

Сунь Ятсен и его философия Лидирующую роль играли гуандунцы: Кан Ювэй, переживший чистку 1898 г.; Тан Шаои, выпускник Колумбийского университета, который вел новые переговоры в 1908 г. о компенсации Вашингтону за американские потери в ходе «боксерского» восстания; Сунь

Сунь Ятсен — президент Китая

Сунь Ятсен — президент Китая Сунь Ятсен прочитал о восстании «двойного десятка», пребывая в гостинице «Браун палас хотел» в Денвере, штат Колорадо. Он прибыл в Шанхай через два с половиной месяца, где лейтенанты засвидетельствовали свое почтение ему как основателю новой

ВЛИЯНИЕ СУНЬ ЯТСЕНА

ВЛИЯНИЕ СУНЬ ЯТСЕНА Сунь Ятсен как символ сыграл выдающуюся роль в китайской революции. Память о нем запечатлена в двух работах, которые он опубликовал, и в посмертном издании его речей.[355]«Записки китайского революционера» появились в печати в 1918 г. — краткая

Апофеоз Сунь Ятсена

Апофеоз Сунь Ятсена В течение всей последующей междоусобной борьбы китайский народ придерживался трех принципов, подобно тому как европейцы говорят о приверженности десяти библейским заповедям. Пять «юаней» образуют структуру националистического режима, а коммунисты

Сунь Ятсен (Род. в 1866 г. – ум. в 1925 г.)

Сунь Ятсен (Род. в 1866 г. – ум. в 1925 г.) Лидер китайской революции 1911 г., создатель Китайской республики. Сунь Ятсен (в китайском литературном произношении – Сунь И-сянь; другие имена: Сунь Чжуншань, Сунь Вэнь), сын бедных родителей, родился 12 ноября 1866 года в Сяншань (ныне

Начало революционного движения. Сунь Ятсен

Начало революционного движения. Сунь Ятсен В те же годы зарождалось другое оппозиционное течение, которое со временем станет для династии опаснее реформистского – революционное. Его становление связано в первую очередь с именем великого политического деятеля,

Сыма Цянь о Шан Яне (Гун-сунь Ян)

Сыма Цянь о Шан Яне (Гун-сунь Ян) Шан Яну древнекитайские тексты уделили много внимания. Посвященная ему глава 68 в труде Сыма Цяня принадлежит к числу наиболее интересных и насыщенных конкретными материалами о его жизни и деятельности. Сохранилась книга «Шан-цзюнь шу»,

Сунь-цзы

В этой статье содержатся явные непристойности.
По­жа­лу­йс­та, не давайте её читать вашим спиногрызам — они и без вас сами всё узнают.

Если враг твоего врага будет долго сидеть на берегу реки, то однажды мимо него проплывёт труп твоего трупа.

Сунь-цзы, или Сунь Цзы (кит. 孫子) — великий древнекитайский безумный учёный, стратег и почётный джедай. Знаменит тем, что никогда в жизни не командовал армией, зато успешно учил этому других. Автор всемирно известного трактата «Вэньхуа Чжаньчжэн» (文化战争, «Культура военных действий» или «Искусство войны»), другое название — «Чжунго Цзингао» (中国警告, «Последнее китайское предупреждение»).

За свою гениальность и выдающиеся заслуги Сунь-цзы был удостоен высшей награды Китайской Народно-Тоталитарной Империи — шапки с красным помпончиком.

Достоверно не установлено, был ли Сунь-цзы дровосексуалом, хотя его имя наводит некоторых исследователей на эту мысль.

Содержание

Проблема установления имени Сунь-цзы [ править ]

Согласно книге «Ши-цзи», имя Сунь-цзы было У. Согласно книге «Фу-цзи», имя Сунь-цзы было Ё. Согласно книге «Пи-цзи», имя Сунь-цзы было Ы. Согласно же книге «Яебу-цзи», составители предыдущих книг употребляли неправильно засушенные грибы, а настоящее имя Сунь-цзы было Сунь-цзы.

Происхождение [ править ]

Родился Сунь-цзы в роду потомственных сиамских мудрецов Хуй, поселившихся в полуварварском ванстве Ци. Его прямым предком (а именно — прадедом) был великий учитель Хуй Суй Суй (чьё имя 回邃遂 буквально означает «возвратно-поступательное движение в глубину»). Соответственно, полное имя Сунь-цзы было Хуй Сунь-цзы (回孫子) и буквально означало, естественно, «Сын внука Хуя». У Хуй Сунь-цзы был также младший брат Хуй Вынь-цзы (回文子), чьё имя буквально означало «Сын литературы Хуя».

Конечно, с таким дурацким именем младший брат был ни на что не годен, и всю жизнь прослужил старшим помощником младшего чиновника уезда Бэ по составлению экзаменационных табелей. Зато старший был парнем хоть куда и совал свой хуй прилагал свои способности в самых разных областях деятельности. Особенно пострадали от этой деятельности такие области, как Бэйцзинская, Уханьская, Шанхайская, Фэншуйская и теория военного дела.

  • Это интересно. Знаменитый хренолог академик Наро-Фоменко выдвинул альтернативную гипотезу происхождения Сунь-цзы. По его мнению, именно младший из братьев, Хуй Вынь-цзы является великим стратегом и автором трактата «Выньхуй Жанжэнь», на что указывает его имя, зашифрованное в названии трактата (Хуй Вынь = «Вынь Хуй»). Ошибка историков, заявил академик, возникла из-за того, что братьев перепутали в колыбельке. Это было легко сделать, потому что все китайцы выглядят одинаково. Таким образом, Сунь-цзы приняли за Вынь-цзы, а Вынь-цзы приняли за Сунь-цзы. Данная гипотеза не получила достаточного развития, поскольку, пытаясь её обосновать, академик запутался в двух братьях и бросил это занятие, переключившись на исследование другой проблемы: почему Иван Грозный и сын его Иван — одно и то же лицо.
    Заметим, что теория Наро-Фоменко в данном случае не выдерживает критики: ведь имя младшего брата фактически означает полное отсутствие литературного таланта. «Сын литературы Хуя» с неизбежностью будет писать, естественно, хуёвую литературу, а ведь трактат Сунь-цзы — очень даже нехуёвое произведение.

Биография Сунь-цзы [ править ]

Ранние годы [ править ]

Биографы Сунь-цзы утверждают, что стремление усовершенствовать культуру военных действий было присуще учёному ещё с младенческих лет. Так, в грудном возрасте он плакал, если кормилица недостаточно чётко исполняла приказ «левая грудь корми, правая — товьсь!», а подгузники пачкал только по команде «вольно — оправиться». В школе он непременно старался выстроить сверстников по росту, назначить командиров взводов и произвести перекличку, за что много раз терпел побои от своих товарищей.

Но Сунь-цзы не сдавался. Так, во время сдачи экзамена на звание чиновника 15 ранга он впервые в истории применил тактический манёвр тылового охвата. Когда экзаменатор захотел задать Сунь-цзы дополнительный вопрос, с тыла к наставнику подошёл Вынь-цзы и хватил его по голове бамбуковой палкой.

Впоследствии этот приём вошёл в «Искусство войны» как Стратагема № 8 «Жихуй хуй хуй» (智慧毀会) — «Мудрости противостоит хуй способность», однако экзамен пришлось пересдавать.

Так, путём многочисленных трудностей и неудач, закалялись характер и мысль будущего великого военного теоретика.

Сунь-цзы и 300 наложниц [ править ]

Закончив обучение и получив звание чиновника, Сунь-цзы поступил на службу к князю У. Князь сказал ему: «До меня дошли сведения о Ваших больших познаниях в военном искусстве. Мне хотелось бы испытать Вас». Сунь-цзы ответил: «Кун-Фуций говорил, что не сумевший управлять малым не управится и с большим. Нижайше рекомендую, Ваше высочество, прежде чем доверить мне армию, провести испытание на кроликах». Однако при дворе не нашлось достаточного количества кроликов. Тогда решили провести испытание на наложницах, которых у князя У было целых 300 штук.

Сунь-цзы приказал наложницам разделиться на два войска, экипироваться оружием и доспехами и сражаться друг с другом. Но женщины не хотели выполнять его приказы, кокетничали и хихикали. Сунь-цзы 10 раз отдавал им простейшую команду: «К торжественному маршу, поротно, на одного линейного дистанции, первая рота прямо, остальные напра-ВО!», — однако те никак не могли понять, чего от них хотят. Тогда мудрец пришёл в ярость и приказал обезглавить половину наложниц, чтобы вразумить оставшихся. Князь У воскликнул: «Я вижу, что полководец хорошо знает своё дело! Не надо обезглавливать их!». На что Сунь-цзы ответил короткой фразой «Ни хуа», что можно перевести как «Тот, кто назначен полководцем, распоряжается войском по своему усмотрению, и даже приказы князя не могут ему помешать». И приказал казнить вторую половину наложниц, чтобы подтвердить свою правоту. Короче, не выжил никто.

Данный эпизод Сунь-цзы тоже включил в свой трактат как Стратагему № 11: «Сливовое дерево отправляется фтопку вместе с персиковым».

История стала достоянием фольклора. По мнению Карла Густава Юнга, легенда о наложницах князя У послужила сюжетной основой для мегаблокбастера «300 Засранцев», где из соображений политкорректности глупых и слабых женщин превратили в столь же глупых, зато сильных и одетых в модные плавки мужчин. Но тоже не выжил никто.

Сунь-цзы и Ху Ли [ править ]

По неизвестной причине, князь У всё-таки отказался принять Сунь-цзы к себе на службу. Тогда учёный предложил свои услуги уханьскому вану Ху Ли.

Имя этого властителя, правившего в 514—496 гг. до н. э., известно нам из несохранившегося письма самого Сунь-цзы, где говорилось следующее:

Хули, мой князь, я нужен при Вашем дворе? Что ж, если Вы в этом не уверены, то я прибуду к Вам и буду объяснять Вам необходимость моего присутствия ровно столько времени, сколько понадобится [1] , чтобы Вы со мной согласились.

  1. ↑ В оригинале употреблён труднопереводимый оборот цзаебу (价月部), примерно означающий: буду наставлять Вас достаточное количество месяцев.

Когда мудрец наконец предстал перед ваном, тот спросил его, какого рода деятельностью он хотел бы заняться. Сунь-цзы ответил: «Обо мне говорят, что я неплохо командую войском». Ху Ли сказал: «В таком случае мне хотелось бы испытать Ваши способности». «Прекрасно! — воскликнул Сунь-цзы. — Прикажите привести сюда 300 наложниц».

Ван, которому уже было известно, что произошло при дворе князя У, поспешно заявил: «Я вижу, Ваши способности достаточно хороши. В испытании нет необходимости», — и тут же назначил Сунь-цзы своим военным советником. Но командовать армией ему никогда не доверял, предпочитая просто пользоваться его советами. Именно из этих советов, как считается, возникла книга Сунь-цзы «Искусство войны».

Точная дата смерти Сунь-цзы неизвестна, но некоторые полагают, что он не пережил вана Ху Ли. Хотя мы считаем, что скорее всего как раз ван Ху Ли не пережил Сунь-цзы. Предположительно, именно Сунь-цзы принадлежит авторство крылатого выражения «а хули?», что в переводе означает: «Неужели добродетельный муж не сохраняет верность своему князю?».

Трактат «Искусство войны» [ править ]

Основная статья: «Искусство войны»

Труд, благодаря которому имя Сунь-цзы вошло в историю — дело всей его жизни. Сразу же после своего появления трактат стал бестселлером и приобрёл такую популярность, что сам Жёлтый Император именным указом повелел всем китайцам отныне воевать только по науке Сунь-цзы.

Полемика вокруг трактата [ править ]

Поначалу передовая научная мысль с трудом пробивала себе дорогу в косных китайских умах. Иногда полководцы, старательно следуя положениям «Искусство войны», проигрывали из-за этого сражения. Подобные ситуации вызывали критику в адрес Сунь-цзы.

  • В Эпоху враждующих царств полководец княжества Чу слишком долго выбирал, какую стратагему ему использовать: «Хотеть как лучше, чтобы получилось как всегда» (№ 20) или «Идти за семь ли похлебать сливового вина» (№ 9). Пока он раздумывал, армия княжества Зю напала на него и разбила без всяких стратагем. Впоследствии полководец Чу оправдывал себя, заявляя, что в этой битве стратагема № 20 всё-таки сработала, но не так, как планировалось.
  • Также аналы истории описывают войну между ванствами Сю-Сю и Си-Ся, во время которой не произошло ни одного сражения. В первый раз полководец Сю-Сю применил Стратагему № 1 («Делить шкуру неубитой панды»), а полководец Си-Ся — Стратагему № 4 («Войско отдыхает, служба идёт»), поэтому противники не встретились. На следующий раз полководец Сю-Сю следовал Стратагеме № 6 («Ищи врага на западе, когда он на востоке»), а полководец Си-Ся — Стратагеме № 24 («Куда идём мы с монеткой в пять юаней — большая военная тайна»). Сражения не было, потому что обе армии заблудились. В третий раз и с той, и с другой стороны была применена Стратагема № 10, часть 3: «Камень тупит ножницы». В итоге оба войска просто протупили, и битва опять не состоялась. На четвёртый раз военачальники Сю-Сю и Си-Ся условились заранее встретиться между собой и договориться, кто какую стратагему будет использовать, чтобы наконец-то повоевать. Но тут война неожиданно прекратилась сама собой, потому что оба государства были завоёваны княжеством Жи-Ши, чей полководец следовал стратагеме «И рыбку съесть, и на хуй сесть»«Съесть рыбу, сохранить добродетель» (№ 17).
Читайте также:  Как общаться с мужчиной по смс чтобы у него всегда был интерес

Сунь-цзы, узнав об этих случаях, сказал: «Мощь — это как бы натягивание лука, рассчитанность удара — это как бы спуск стрелы. Учение Сунь-цзы как бы всесильно, потому что оно как бы верно. А тот, кто не может выиграть войну при помощи моих гениальных стратагем — тот как бы полный мудак».

На этом полемика была исчерпана, и началось победное шествие «Культуры военных действий» сначала по Китаю, а затем и по всему миру.

Всеобщее признание [ править ]

Однажды ван Ху Ли объявил войну соседнему княжеству Бу-Хай. Сунь-цзы посоветовал правителю не нападать на врага сразу, а применить стратегию отвлечения внимания: «Наступай на север, чтобы победить на юге».

Чтобы отвлечь внимание Бу-Хай, ван начал наступление в противоположную сторону. Он завоевал сначала нейтральное княжество Наньхуй, потом нейтральное княжество Хуйнань, потом нейтральное княжество Шо, потом нейтральное княжество Чи-Шо. Когда Ху Ли завоевал нейтральные племена Му-Да, Мань-Да и Ну-Да и независимый город У-Фа (который в те давние времена находился в Китае), княжеству Бу-Хай надоело дожидаться нападения, и оно сдалось само.

После этой блистательной победы авторитет Сунь-цзы в мире военной стратегии стал непререкаем.

  • Это интересно. Правитель княжества Наньхуй, завоёванного войсками Ху Ли, обратился к вану с жалобой на неспровоцированную агрессию. Сунь-цзы, присутствовавший при этом разговоре, с улыбкой сказал покорённому правителю: «Жуй хуй, хэй фан» (墜灰嘿烦) — «Эй, повергнутый в прах [всегда] раздражается!» Эти слова утешения свидетельствуют о стратеге, как о добродушном и гуманном человеке.

Вклад Сунь-цзы в военное искусство был отмечен множеством почётных титулов. Наиболее известные из них:

  • Сунь-цзы фу хуй хуй (孫子夫灰挥), «Сунь-цзы — человек, приводящий в уныние полководцев»
  • Сунь-цзы хуй хуй фу (孫子会毀府), «Сунь-цзы — тот, кто способен сокрушать правительства»
  • Сунь-цзы сяньхуй хуй жихуй (孫子贤惠輝智慧), «Сунь-цзы — добродетельное сияние мудрости»

Официальное издание императора, газета «Жэньминь Наебао» («Китайский эксперт»), 85 раз называла Сунь-цзы «Китайцем года», «Китайцем месяца» и «Китайцем недели». Это и не удивительно. В Китае говорили: «если кто-то кое-где у нас порой кого-то разбил — ясное дело, не обошлось без Сунь-цзы». Влияние и вездесущесть Сунь-цзы были таковы, что некоторые даже считали его Бэтменом. К своему очередному юбилею мудрец был удостоен звания почётного джедая.

  • Это интересно. Китайская энциклопедия «Шо Та-кэ» утверждает, что сам термин джедай был придуман ради Сунь-цзы. По-китайски это слово звучит чжи-дай фу (急大夫) и означает «большой, важный человек». Таким образом, гениальный китайский стратег может считаться самым первым джедаем в истории.

Однако самым большим признанием стала оценка трудов мыслителя императором Дартом Херохито. Император столь высоко ценил трактат «Искусство войны», что милостиво разрешил издавать его под своим именем.

Благодаря мудрости Сунь-цзы ван Ху Ли быстро завоевал почти всю территорию Срединной империи, образовав государство Великая Ухань. Он принял титул императора Цинь Ши Хуянди, а Сунь-цзы назначил комендантом Великой китайской стены и командиром своей терракотовой гвардии. Однако, когда Сунь-цзы попытался заставить глиняных солдат исполнить его любимый приказ «К торжественному маршу, поротно, на одной линейной дистанции, напра-во!», те не подчинились, и рассерженный полководец велел закопать их заживо.

«Искусство войны» и современность [ править ]

Идеи Сунь-цзы пользовались большим интересом и в новое время. Наполеон Буонапарте тщательно изучал трактат Сунь-цзы. Подтверждением этого факта служит придуманная им знаменитая Тридцать Седьмая (неканоническая) стратагема: «Ввязаться в драку, посмотреть что из этого получится». А вот Гей Юлий Цезарь, напротив, не изучал, за что и поплатился.

«Искусство войны» весьма популярно в разных государствах. Например, правители державы северных варваров с завидным постоянством применяют Стратагему № 6 («Ищи врага на западе, когда он на востоке») и Стратагему № 20 («Хотеть как лучше, чтобы получилось как всегда»). Кутузов победил Наполеона, использовав Стратагему № 36: «Тикай!» (досл. 提开, то есть «повышенная открытость»). Не случайно эту стратагему сам Сунь-Цзы называл «лучшей стратагемой». В конце прошлого тысячелетия один знаменитый стратег, использовав политику повышенной открытости, победил свою собственную страну.

Памятные цитаты [ править ]

Если ты далеко – покажи что ты близко
Если ты близко – покажи что далеко
Если ты силён – покажи что ты слаб
Если слаб – покажи что силён
Если ты мёртвый – покажи, что живой
Если вверху – покажи что внизу
Если справа – покажи что слева
Если мало – покажи что много
Если зелёный – покажи что красный
Если муа-муа – покажи что джага-джага
Таким образом у противника закружится голова и ты легко победишь его

Сунь Цзы и его книга «Искусство войны»

Сунцы, также известный как Сунь-Цзы, — высокопоставленный военный, генерал и стратег в древнем Китае. Его называют великим учителем стратегии всех времён. Настоящее имя Сунь-Цзы было Сунь У. Он родился в 535 г. до н. э. Он был дворянином в царстве Ци исторического периода «Весны и Осени».

Сунь-Цзы и его книга «Искусство войны». Иллюстрация: SM Yang/Великая Эпоха

После войны он бежал в королевство У и жил там затворнической жизнью, посвятив себя изучению военного искусства. «Искусство войны» является ценным китайским военным трактатом, который написал Сунь-Цзы для правителя королевства У.

Однажды монарх вызвал Сунь-Цзы и сказал:

«Вы написали тринадцать глав „Искусства войны“, и теория в каждой главе кажется вполне совершенной. Однако это только теория, и никто не знает, может ли она быть применена на практике».

Сунь-Цзы ответил королю:

«Вы можете дать указание и позволить мне показать мои теории в действии? Тогда вы сможете понять „Искусство войны“». Король сразу же собрал в своём дворце 180 наложниц. Сунь-Цзы разделил их на две команды и назначил двух любимых наложниц правителя командирами отрядов. Вначале наложницы не относились к этому серьёзно и не следовали инструкциям Сунь-Цзы, поэтому отряды выполняли команды хаотично, сколько бы Сунь-Цзы не учил их.

Снова и снова Сунь-Цзы просил, чтобы наложницы не принимали это как шутку, и предупредил их, чтобы они не совершали ошибок, иначе будут наказаны. Однако они только смеялись и не обращали внимания на Сунь-Цзы.

Сунь-Цзы сердито посмотрел на «командирш» и сказал:

«Вы, командиры, не выполняли своих обязанностей и должны быть наказаны». После этого двух наложниц по военным законам казнили.

Потеря двух наложниц расстроила правителя, и тот решил прекратить учения. Сунь-Цзы был разочарован и сказал ему:

«Вы готовы сражаться только на словах и не намерены готовить армию».

В конце концов монарх понял, что Сунь-Цзы был действительно выдающимся знатоком военного искусства. Сунь-Цзы был назначен главнокомандующим. Он разгромил царство Чу и нанёс поражение царствам Ци и Цзинь.

Сунь-Цзы прославился не только военными подвигами, но и создал ряд теорий военного искусства, в котором особо выделяется изложенная в книге «Искусство войны». 13 глав в полной мере отражают концепции ведения войны.

«Искусство войны» охватывает почти все военные теории, такие как стратегия, психология, метеорология, топография и т. д. Кроме того, книга также затрагивает вопросы политики, экономики, истории, философии, литературы и естественных наук. Поэтому все китайские политические деятели, стратеги, философы и писатели придают книге большое значение.

Более того, эта теория распространилась по всему миру. Ещё при династии Тан книгу начали изучать в Японии. В настоящее время теории и идеи «Искусства войны» часто используются в процессе принятия решений в современном бизнесе и социальном управлении.

Согласно «Искусству войны», наивысшее достижение вооружённых сил — «покорять другие армии не в бою». Это означает, что лучшая победа достигается без кровопролития.

Сунь-Цзы описывает «меры предосторожности на войне». Он отметил:

«Война является важным национальным событием и имеет серьёзные последствия не только для отдельных людей, но и для выживания нации. Поэтому мы должны быть осторожными и сначала должны рассмотреть, уместно ли начинать войну с другими странами».

Кроме того, он предупредил, чтобы правители и генералы страны не начинали войну только из-за гнева. С его точки зрения, люди должны дважды подумать, прежде чем начать войну, и принимать решение исходя из интересов своего народа.

«Искусство войны» многие считают книгой о победе в бою. Однако книга также учит понимать цель использования военных сил, чтобы уберечь людей от страданий, потрясений и вернуть мир людям. Те, кто поняли теории «Искусства войны», возможно, поняли и истинный смысл жизни, и, скорее всего, они сложат оружие.

Изучая эту книгу, многие люди в истории поняли, как улучшить свою жизнь путём улучшения добродетели. И правители и придворные научились управлять делами достойно. Сегодня лидеры в различных сферах руководствуются «Искусством войны» в вопросах стратегии и управления.

СУНЬЦЗЫ

Сунь У (6 — 5 вв. до н. э.), древнекитайский полководец и военный теоретик. Родился в царстве Ци. В 514—496 до н. э. был военачальником царства У и успешно руководил походами против царств Чу, Ци и Цзинь. Автор трактата о военном искусстве (13 глав), пронизанного элементами стихийной диалектики. Рассматривал войну как важнейшее событие, от которого зависит судьба государства, и указывал на большую роль политики в подготовке войны. По мнению С.-ц., искусство воевать, от которого зависит достижение победы, определяется моральным духом армии и народа, учётом обстановки (время года и суток, местность, климатические условия и т. д.), качествами полководца (ум, мужество, гуманность, строгость, беспристрастность), обученностью, дисциплиной и численностью войск, правильным управлением ими и снабжением. Требовал знания противника, оценки своих возможностей и особенностей обстановки. Подчёркивал важное значение военной хитрости, разведки, быстроты действий, маневра и удержания инициативы, отдавая предпочтение наступлению перед обороной. Рекомендовал стремиться к достижению превосходства в силах и разгрому противника по частям.

СУНЬ-ЦЗЫIСунь У (Воинственный), Чжанцин (6-5 до н.э.), древнекитайский полководец, стратег, теоретик военного искусства и основоположник “школы военной философии” (бин цзя). Уроженец “срединного” царства Ци, прославившийся победоносными боевыми действиями во главе войска “варварского” царства У, считающийся автором древнейшего в мире и главного в Китае военно-философского трактата Сунь-цзы.II” Учителя Суня”, Сунь-цзы бин фа – Сунь-цзы о военном искусстве (Законы войны Учителя Суня), древнейший в мире трактат по военной теории из 13 глав (пянь), основополагающий текст “школы военной философии” (бин-цзя), главный в ее каноническом Семикнижии (У цзин ци шу). Традиционно приписывается военачальнику и стратегу 6-5 в. до н.э. Сунь-цзы, чьим именем озаглавлен, и соответственно датируется концом 6 – началом 5 в. до н.э. (514-495, возможно, 510). Найденный в 1972 в захоронении начала эпохи Хань (206 до н.э. – 8 н.э.) новый расширенный вариант Сунь-цзы дает основания датировать его создание 2-й половиной 5 в до н.э. (453-403). Современный канонический текст был сформирован на рубеже 2-3 в. н.э., базовым является его официальное издание 11 в. со сводным комментарием 10 авторов 2-11 вв., связанное с введением военного Семикнижия в систему государственных экзаменов. Имеются современные переводы на русский, английский, немецкий, французский, чешский, японский, вьетнамский и другие языки.Общая идеология Сунь-цзы совмещает в себе конфуцианские устои поддержания социального гомеостазиса с даосской диалектикой вселенского Дао, космическим циклизмом школы инь-ян, легистской “политологией” и управленческим прагматизмом моистов. Этот синтез, представляющий войну (бин), с одной стороны, как “великое дело государства”, “почву жизни и смерть, путь (дао) существования и гибели”, а с другой – как “путь обмана”, обобщен в 5 принципах: “пути” (единодушия народа и верхов), “неба” (соответствия времени), “земли” (соответствия месту), “полководца” (правильного руководства, в частности характеризующегося благонадежностью – синь и гуманностью – жэнь), “закона” (организованности и дисциплинированности). Данные принципы должны быть реализуемы посредством 7 “расчетов” (стратагем): наличия у правителя дао, наличия у полководца способностей, постижения особенностей неба и земли, осуществимости законов и приказов, силы войска, обученности командиров и солдат, ясности наград и наказаний.В дальнейшем эта диалектика верности и обмана, силы и слабости, воинственности и миролюбия стала одной из основных методологем традиционной китайской культуры.

СУНЬ-ЦЗЫ (Сунь У, Чжан цин) (6—5 вв. до н. э.) — древнекитайский полководец, стратег, теоретик военного искусства и основоположник “школы военной философии” (бич цзя). Уроженец “срединного” царства Ци, прославившийся победоносными боевыми действиями во главе войска “варварского” царства У (за что получил прозвище Воинственный). Считается автором древнейшего в мире и главного в Китае военно-философского трактата “Сунь-цзы”.

Лит.: Конрад ff. И. Избр. труды. Синология. М., 1977, с. 5—304; Сыяа Цянь. Исторические записки, т. 7. M., 1996, с. 48—55; У-цзин. Семь военных канонов Древнего Китая. СПб., 1998, с. 131—66.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Сунь У (6-5 вв. до н. э.), – др.-кит. полководец и воен. теоретик. Род. в царстве Ци. В 514-496 до н. э. служил военачальником в царстве У. Благодаря воен. искусству С.-ц. армия этого небольшого царства сумела нанести поражения войскам более крупных гос-в – Чу, Ци и Цзинь. С.-ц. – создатель воен. доктрины Др. Китая. Осн. положения ее изложены в написанном им трактате “Сунь-цзы”. С.-ц. указывал, что полководец должен обладать умом, беспристрастностью, гуманностью, мужеством и строгостью. С.-ц. придавал большое значение моральному состоянию войск. В трактате детально изложена теория ведения боя и маневра. Трактат “Сунь-цзы” оказал большое влияние на развитие воен. науки не только Китая, но и Японии и Кореи.

Сунь У (6 – 5 вв. до н.э.), др.-кит. полководец и воен. теоретик. В 514 – 496 военачальник в царстве У, руководил походами против гос-в Чу, Ци и Цзинь, нанёс ряд поражений армиям этих гос-в. Авт. трактата о воен. иск-ве, в к-ром указывал на связь войны с политикой, определял важнейшие факторы, оказывающие непосредств. влияние на успешный исход войны, изложил свои взгляды на стратегию и тактику.

СУНЬ-ЦЗЫ, древнекитайский военный теоретик и полководец в 6-5 вв. до н. э. Автор трактата о военном искусстве (связь войны и политики, факторы победы, стратегия и тактика).

СУНЬ-ЦЗЫ – древнекитайский военный теоретик и полководец в 6-5 вв. до н. э. Автор трактата о военном искусстве (связь войны и политики, факторы победы, стратегия и тактика).

СУНЬ-ЦЗЫ , древнекитайский военный теоретик и полководец в 6-5 вв. до н. э. Автор трактата о военном искусстве (связь войны и политики, факторы победы, стратегия и тактика).

СУНЬ-ЦЗЫ, древнекитайский военный теоретик и полководец в 6-5 вв. до н. э. Автор трактата о военном искусстве (связь войны и политики, факторы победы, стратегия и тактика).

– древнекитайский военный теоретик и полководец в 6-5 вв. до н.э. Автор трактата о военном искусстве (связь войны и политики, факторыпобеды, стратегия и тактика).

Ссылка на основную публикацию