Социологическое исследование как вид познавательной деятельности

Прикладное социологическое исследование

Не подошло решение или нужна уникальная работа, оставляй бесплатную заявку и получай расчет на почту!

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА»

Факультет «Экономика и международный бизнес»

Кафедра внешнеэкономической деятельности

Прикладное социологическое исследование

Студент группы Е.А. Атаманчук

г. Хабаровск 2010

1. Понятие и виды социологических исследований

2. Подготовка социологического исследования

3. Методы социологических исследований

В широком смысле социологическое исследование – это специфический вид систематической познавательной деятельности, направленной на исследование социальных объектов, отношений и процессов с целью получения новой информации и выявления закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии. В более узком смысле социологическое исследование представляет собой систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные и объективные данные об изучаемом социальном объекте, явлении или процессе.

При этом любое социологическое исследование предполагает несколько этапов. Один из этапов социологического исследования заключается в подготовке собранной в ходе социологического исследования информации к обработке, составлении программы обработки и собственно обработке полученной информации на ЭВМ. Наиболее распространенными методами социологического исследования являются: анкетный опрос, интервью, наблюдения, контент-анализ и других способы.

Отмеченные методы, несомненно, имеют определенную ценность для практики проведения социологических исследований. Однако достаточно выражены также их недостатки. Так, нередко они осуществляются путем смешения различных оснований и классификационных признаков. Но основной их недостаток состоит в том, что они опираются не на все компоненты выделенной системы познавательного процесса, а поэтому зачастую отражают лишь отдельные сущностные моменты исследований, не охватывая всех видов социологических исследований

Целью данной работы является рассмотрение принципов прикладного социологического исследования.

1. Понятие и виды социологических исследований

Анкета (от франц. Enquete – расследование) – упорядоченный по последовательности, содержанию, содержанию и форме набор вопросительных суждений, воплощенный в виде опросного листа и предназначенный для сбора эмпирической социологической информации в форме письменных ответов опрашиваемых (респондентов) по сформулированной исследовательской проблеме.

Анкетер (Интервьюер) – лицо, осуществляющее сбор эмпирической информации посредством анкетного опроса респондентов.

Бланк интервью – вопросник, используемый в очных интервью.

Вопрос (в социологической анкете) – специально разработанное вопросительное суждение, адресованное определенной совокупности респондентов и рассчитанное на получение в виде ответов информации, необходимой для решения исследовательской задачи.

Данные – результаты наблюдений или информация, о действительности получаемая в ходе исследования.

Интервью (от англ. interview – беседа с глазу на глаз) – один из основных методов опроса, использующий в качестве источника информации непосредственное вербальное взаимодействие исследователя с респондентом в соответствии с исследовательской программой.

Интервьюер (анкетер) – лицо, ведущее непосредственное общение с респондентами с помощью опросника с целью сбора информации.

Метод (греч. methodos – “путь к чему-либо”) – способ исследования явлений или планомерный путь научного познания и установления истины. Метод в социологии – это способ теоретического или эмпирического получения информации в процессе исследования; совокупность приемов, процедур, операций познания социальной реальности, а также социального моделирования.

Методика (гр. methodike) – совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы. В социологии – это совокупность способов выявления конкретных социальных фактов и средств получения и обработки социологической информации.

Опрос – метод, используемый для изучения мнений, отношений или поведения индивидов.

Пилотажное исследование – мелкомасштабная проверка мер и процедур исследования, преследующая цель заблаговременно выявить все слабые места в его плане или инструментарии.

Проблема-это противоречие между знаниями о потребностях людей в каких-то результатах, практических или теоретических действиях и незнание путей и средств их достижения.

Респондент – лицо, участвующее в опросе в качестве источника или коммуникатора социальной информации.

В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы для приращения научного знания или в практике управления общественной жизнью 1 .

Социологическое исследование включает сменяющие друг друга этапы:

разработка программы и инструментария;

сбор информации; подготовка собранной информации к обработке;

анализ полученной информации, подведение итогов исследования, формулировка выводов и рекомендаций.

Несмотря на то, что каждое социологическое исследование, претендующее на цельность и законченность, включает вышеназванные этапы, единой, унифицированной формы социологических процедур, пригодных для изучения различной сложности проблем, не существует.

Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленных в нём цели и задач. Именно в соответствии с ними и различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

Разведывательное исследование решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощённой программе и сжатом по объёму инструментарии.

Разведывательное исследование используется для предварительного собеседования определённого процесса или явления. Потребность в таком предварительном этапе, как правило, возникает тогда, когда проблема или мало, или вообще не изучена. В частности он успешно применяется при получении дополнительной информации о предмете и объекте, для уточнения и корректировки гипотез и задач, инструментария и границ обследуемой совокупности в углублённом широкомасштабном исследовании, а также для выявления трудностей, которые могут встретиться в дальнейшем.

Выполняя вспомогательные задачи, разведывательное исследование служит поставщиком оперативных данных. В этом смысле можно говорить о такой его разновидности, как экспресс опрос, цель которого состоит в получении отдельных сведений, особо интересующих исследователя в данный момент.

С помощью оперативных опросов определяют отношение людей к актуальным событиям и фактам (зондаж общественного мнения), а также степень эффективности только что проведённых мероприятий. Нередко к таким опросам прибегают для оценки хода и результатов различных общественно-политических кампаний.

Обычно в разведывательном исследовании используется какой-либо один из наиболее доступных методов сбора первичной социологической информации, дающий возможность сделать это в короткие сроки. Кроме того, если речь идёт об уточнении предмета и объекта широкомасштабного исследования, может быть осуществлён анализ специальной литературы, а также проведён опрос компетентных специалистов (экспертов) либо лиц, хорошо знающих характерные черты и особенности объекта исследования.

Описательное исследование – более сложный вид социологического анализа, который позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Кроме того, осмысление, учёт такой всесторонней информации помогает лучше разобраться в обстановке, более глубоко обосновать выбор средств, форм и методов управления общественными процессами.

Описательное исследование проводится по подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария. Его методологическая и методическая оснащённость делает возможным группировку и классификацию элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой.

Описательное исследование обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. Это может быть коллектив крупного предприятия, где трудятся люди разных профессий и возрастных категорий, имеющие различные стаж работы, уровень образования, семейное положение и так далее, или население города, района, области, региона. В таких ситуациях выделение в структуре объекта относительно однородных групп даёт возможность осуществить их оценку, сравнение и сопоставление интересующих исследователя характеристик, а кроме того, выявить наличие и степень развитости связей между ними.

Выбор методов сбора информации в описательном исследовании определяется его задачами и направленностью. Их сочетание повышает представительность, объективность, полноту социологической информации, а следовательно, позволяет делать более обоснованные выводы и рекомендации.

Аналитическое социологическое исследование ставит своей целью углублённое изучения явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры.

В силу такого предназначения аналитическое исследование имеет особенно большую научную и практическую ценность.

Если в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между характеристиками изучаемого явления, то в ходе аналитического выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер. Например, если в первом случае фиксируется наличие связи между удовлетворённостью содержанием выполняемого труда и его эффективностью, то во втором случае рассматривается, является ли удовлетворённость содержанием труда основной или не основной причиной, т.е. фактором, влияющим на уровень его эффективности.

Поскольку реальность такова, что назвать в “чистом виде” какой-либо один фактор, определяющий черты и характеристику любого социального процесса или явления, практически невозможно, постольку почти в каждом аналитическом исследовании изучается совокупность факторов.

Из неё и выделяются факторы основные и не основные, временные и постоянные, управляемые и неуправляемые, присущие данному социальному институту или организации и т.д.

Подготовка аналитического исследования требует значительного времени, тщательно разработанной программы и инструментария. По используемым методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер. В нем, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса, анализа документов, наблюдения. Естественно это требует умения взаимоувязывать, “состыковывать” информацию, полученную по разным каналам, придерживаться определённых критериев её интерпретации. Тем самым аналитическое исследование существенно отличается не только содержанием своего подготовительного этапа и этапа сбора первичной информации, но и подходом к анализу, обобщению и объяснению полученных результатов.

Разновидностью аналитического исследования можно считать социальный эксперимент. Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации путём изменения в той или иной степени обычных условий функционирования объекта. В ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению “поведения” тех включённых в него факторов, которые придают объекту новые черты и свойства.

Подготовка и проведение любого эксперимента – дело достаточно трудоёмкое и требующее социальных знаний и методических навыков. Особенно это важно тогда, когда речь идёт о внедрении новых форм социальной организации, о коренных изменениях в общественной и повседневной жизни людей и т.п., глубоко затрагивающих личные, групповые и общественные интересы. В ряде случаев эксперимент не просто желателен, а необходим. Он позволяет избегать случайностей и непредвиденных последствий, увереннее, с научной обоснованностью предлагать практике новые формы и методы управления.

В зависимости от того, рассматривается предмет в статике или динамике, могут быть выделены ещё два типа социологического исследования – точечное и повторное.

Точечное исследование (его называют разовым) даёт информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Эта информация в определённом смысле может быть названа статической, поскольку отражает как бы моментальный “срез” объекта, но не даёт ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени.

Сравнительные данные могут быть получены лишь в результате нескольких исследований, проведённых последовательно через определённые промежутки времени. Подобные исследования, основанные на единой программе и инструментарии, называют повторными. По сути дела, они представляют собой средство сравнительного социологического анализа, который направлен на выявление динамики развития объекта.

В зависимости от выдвигаемых целей повторный сбор информации может проходить в два, три и более этапа. Длительность временного интервала между первоначальной и повторной стадиями исследования самая различная, ибо общественные процессы обладают неодинаковой динамикой и цикличностью. Часто именно свойства объекта подсказывают временные интервалы повторных исследований. Например, если изучаются тенденции в осуществлении жизненных планов выпускников средних школ и первый раз их опросили перед выпускными экзаменами, то очевидно, что ближайший срок повторного исследования – после завершения приёма в вузы или поступления на работу.

Особый вид повторного исследования – панельное. Допустим, в ходе повторного исследования выясняется степень эффективности образования. Обычно она определяется независимо от того, как изменился объект за период между первоначальной и повторной стадиями исследования. Панельное же исследование предусматривает неоднократное изучение одних и тех же лиц через заданные интервалы времени. Поэтому для панельных исследований целесообразно соблюдать такие интервалы, которые позволяют максимально сохранять стабильность исследуемой совокупности по её величине и составу. Эти исследования дают хорошую возможность обновлять и обогащать информацию, отражающую динамику, направленность развития.

Помимо названных в социологии используются – хотя значительно реже – специальные виды социологических исследований.

Один из них – монографическое исследование, которое нацелено на всестороннее, “глобальное” изучение избранного социального процесса или явления на одном из объектов, взятом в качестве представителя целого класса аналогичных объектов. Очень часто монографическое социологическое исследование дополняется использованием методов других наук – истории, экономики, культурологии, лингвистики и т.п.

Значительный интерес представляют когортные исследования, которые изучают специфические совокупности людей в течение определённого времени, например года, переживших одно и то же событие( вступивших в брак, призванных в армию, поступивших в вуз и т.д.). Когорту, образованную по году рождения, называют поколением.

В наступившей поре открытости всему миру всё чаще стали проводиться международные, кросскультурные исследования, которые основаны на сравнении и сопоставлении явлений и процессов в различных странах. При всей их значимости, привлекательности следует отметить одну методологическую сложность – трудности в интерпретации как задач и стратегии исследования, так и полученных результатов, ибо накладываются на них такие специфические особенности, которые обусловлены различным менталитетом, культурным опытом, традициями, способами исследования и решения назревших социальных проблем.

Такова в общих чертах выстроенная по разным основаниям классификация видов социологического исследования.

2. Подготовка социологического исследования

Подготовка социологического исследования — процесс, насыщенный различными видами научно-организационной деятельности.

Во-первых, необходима разработка надежной теоретической основы исследования.

Во-вторых, необходима разработка программы исследования, обеспечивающей логическую последовательность этапов научно-аналитической работы творческого коллектива ученых.

В-третьих, необходима разработка методических документов для сбора и измерения эмпирической информации об изучаемом объекте.

Выделение этапов программы — это не только проблема исследовательской практики (что за чем должно проводиться), но и проблема теоретико-методологической обоснованности научной деятельности социологов.

Сложность обоснованного выделения научно-исследовательских этапов заключается, прежде всего, в том, что значительная часть научной деятельности социолога плохо поддается учету,

Социологическое исследование как средство познания социальной реальности. Основные компоненты социологического исследования: методология, метод, методика, техника и процедура.

Социология как наука неразрывно связана с теоретическими и эмпи­рическими (прикладными) исследованиями. Их основной задачей является «добыча» новых знаний об обществе, социальных явлениях, процессах, груп­пах и личностях. Эти знания могут способствовать решению многих про­блем человеческого бытия, указывать направления совершенствования управления, рекомендовать превентивные меры по предупреждению обще­ственных катаклизмов, прогнозировать будущее.

В обеспечении высокого уровня социологических исследований со­циолог должен, прежде всего, видеть различие между социальным обследо­ванием и социологическим исследованием. Социальное обследование на­правлено на простой сбор систематической социальной информации (оп­росы, статистические обследования, зондаж общественного мнения, в меди­цине – медосмотры и т.д.) Подобный метод широко используется в СМИ, в выступлениях политиков, докладах представителей различных сфер общест­венной жизни. Социологическое исследование направлено главным образом на то, чтобы получить новые данные об объектах и предметах исследова­ния, расширить сферу социологического знания, подтвердить, опровергнуть или обогатить знания об изучаемом объекте.

Социологическое исследование – это система логически последова­тельных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью – получить достоверные данные об изучаемом социальном процессе или явлении для их последую­щего использования в практике.

Социологическое исследование состоит из трех уровней (задач): мето­дологического, методического и процедурного.

Читайте также:  Что такое суперфуды в бьюти индустрии

Методологический уровень представляет собой позицию, подход со­циолога, его теоретическую точку зрения в интерпретации социальных про­блем, предмета и результатов исследования.

Методический уровень включает в себя выбор методов сбора и обра­ботки первичной информации.

Процедурный уровень характеризует непосредственную организацию проведения самого исследования.

Чтобы не допустить деформацию объективной картины социологиче­ского исследования, социолог должен постоянно совершенствовать методику и методологию его проведения. Совершенствование методики и методологии в изучении социальных процессов позволит приобрести профессиональный опыт, уменьшить зависимость исследования от субъективного влияния со­циолога. Субъективный подход – одна из главных причин деформации объек­тивной картины социологического исследования. Он может проявиться вследствие:

– ложной теоретической или идеологической оценки ситуации;

– низкого профессионального уровня исследователей;

– эмоционального состояния работников социологического исследова­ния и др.

Качество результатов исследования зависит также от организацион­ного построения всего процесса. Исследовательский процесс состоит из ча­стных процессов и особых действий, находящихся в определенной последо­вательности друг к другу.

Очень важно, чтобы структура исследования выполнялась методично, ровно и охватывала все в целом. Социологу важно получить данные о всех явлениях и фактах социального процесса. Они его интересуют настолько, насколько являются типичными для всего социального явления, т.е. в какой степени отдельные факты и явления могут характеризовать изучаемый объ­ект как единое целое.

В реальной практике сложилось несколько видов, типов социологиче­ских исследований. Необходимость определения типов исследования дикту­ется главным образом тем, что уже в самом начале его проведения перед со­циологом возникают вопросы относительно выделения общего, особенного в изучении социальных объектов, явлений или процессов общественной жизни. Правильно выбранный тип исследования позволяет более эффек­тивно использовать уже накопленный другими исследователями опыт его организации и проведения.

Социологические исследования подразделяются по многим основа­ниям.

По характеру добываемого социологического знания различают тео­ретические и эмпирические (прикладные, конкретные исследования). Теоре­тическое исследование – это глубокое обобщение накопленного фактиче­ского материала в различных областях общественной жизни. В центре эмпи­рических исследований находится сбор фактического материала, на основе анализа документов, наблюдения, опросов и т.д.

В зависимости от того, подтвердятся они однократно или многократно, социологические исследования подразделяются на разовые и повторные. Ра­зовые исследования позволяют получить данные о состоянии, статике соци­ального объекта в данный момент. Повторное исследование используется для выявления динамики изменений. Разновидностью повторного исследо­вания является панельное, когда один и тот же социальный субъект изуча­ется по идентичной программе и методике через определенный интервал времени, благодаря чему появляется возможность установить тенденции его развития. Наглядным примером панельного социологического исследования являются периодические переписи населения.

По характеру поставленных целей и задач, а также по широте и глу­бине анализа социальных явлений социологические исследования подразде­ляются на разведывательные, описательные и аналитические.

Разведывательное (или пилотажное, зондажное) исследование направ­лено на более простое изучение объектов, явлений и процессов и позволяет решать ограниченные задачи. Разведыва­тельное исследование чаще всего представляет собой «обкатку» инструмен­тария исследования (анкет, опросных листов, карточек наблюдения и др.). В ходе его уточняются цели и задачи, гипотезы, вопросы и их формулировка. С помощью разведывательного исследования получают оперативную социо­логическую информацию об изучаемом социальном объекте, явлении или процессе. Оно, как правило, предваряет более глубокое исследование.

Описательное исследование – более сложный тип социологического исследования. С его помощью получают эмпирические данные, дающие от­носительно целостное представление об изучаемом социальном объекте, яв­лении или процессе. Обычно оно проводится тогда, когда объектом анализа является сравнительно большая совокупность объектов, явлений, людей, применение различных методов сбора эмпирических данных, анализ которых в данный момент невозможен или нецелесообразен. Результаты описатель­ного исследования являются материалом для последующих исследований.

Аналитическое исследование – наиболее сложное социологическое ис­следование. Оно позволяет не только описывать элементы изучаемого объ­екта, явления или процесса, но и выявить их причины, тенденции, опреде­лить факторы совершенствования.

Выделяются также и такие типы исследования, как сплошное, выбороч­ное, локальное, региональное, отраслевое, точечное и другие.

Любое социологическое исследование – это сложный процесс познава­тельной деятельности, в ходе которого последовательно осуществляется пе­реход от одних качественных этапов познания к другим, от непонимания сущности исследуемого социального объекта к получению необходимых и достоверных знаний о нем. В связи с этим всякое исследование проходит определенные этапы. Выделяют четыре основных этапа.

Первый этап подготовки и организации исследования. На этом этапе разра­батываются вопросы методологии, методики и техники социологического исследования, составляется его программа.

Второй этап – непосредственное эмпирическое исследование, в ходе кото­рого с помощью различных методов осуществляется сбор социологической информации.

Третий этап – аналитический, на котором происходит анализ социологи­ческой информации, её обобщение, теоретизация, описание и объяснение фактов, обоснование тенденций и закономерностей, выделение корреляци­онных и причинно-следственных связей.

Четвертый этап – практический. На нем происходит разработка прак­тических рекомендаций и социальных технологий, модели практического преобразования изучаемого социального объекта, явления или процесса.

Выделенные этапы социологического исследования охватывают все главные виды теоретической, эмпирической и организационной работы. Они тесно связаны между собой и на практике часто проводятся одновременно.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Папиллярные узоры пальцев рук – маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

© cyberpedia.su 2017-2020 – Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

Социологическое исследование, его сущность и функции.

Сразу предупреждаю – я не знаю, что именно нужно рассказывать про социальные исследования. По сути, все эти методы опросов, наблюдений и т.п. и являются социальными исследованиями, так что, по всей видимости, рассказывать надо всё-таки то, что мы проходили, а не всю эту чушь, написанную ниже.

В общем, думайте сами, решайте сами, читать или не читать… Учить или не учить…

Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.

В широком смысле социологическое исследование — это специфический вид

систематической познавательной деятельности, направленной на исследование

социальных объектов, отношений и процессов с целью получения новой

информации и выявления закономерностей общественной жизни на основе теорий,

методов и процедур, принятых в социологии.

В более узком смысле социологическое исследование представляет собой систему

логически последовательных методологических, методических и организационно-

технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные и объективные

данные об изучаемом социальном объекте, явлении или процессе.

Социология, как самостоятельная отрасль научного знания, использует для изучения своего предмета совокупность специфических методов. Все методы социологии можно подразделить на теоретические и эмпирические.

В качестве инструмента теоретического исследования в социологии, как и в философии, используется рефлексия – процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения. Исходным материалом для производства нового научного знания служат уже существующие теории, идеи различных ученых, которые синтезируются с собственными научными воззрениями исследователя при помощи различных логических схем, на основе той или иной теоретической парадигмы. В процессе исследований социологи, как правило, используют такие теоретические методы, как системный, структурно-функциональный, синергетический, методы логической интерпретации, моделирования и ряд других.

Особую группу методов, широко применяющихся в социологических исследованиях, составляют методы математической статистики. Они позволяют осуществлять анализ и интерпретацию первичной социологической информации, а также верифицировать уже полученные данные.

Наряду с теоретическими методами, социология использует методы эмпирические. Исходным материалом эмпирического исследования служат различные мнения, суждения, социальные факты, смысловые индикаторы, явления или процессы, которые социолог пытается получить и систематизировать с использованием специальных методов сбора и обработки первичной социологической информации.

Эмпирические методы подразделяются на количественные (классические) и качественные. Одна из основных задач количественного социологического исследования – в сочетании с теоретическим анализом – состоит в определении причин и следствий

Количественные социологические исследования подразделяются на фундаментальные и прикладные.

Цель фундаментального исследования – развитие и совершенствование самой науки, т.е. получение нового научного знания, а цель прикладного исследования – решение конкретной социальной проблемы. Таким образом, если фундаментальное исследование позволяет открыть законы того или иного явления, то прикладное – выработать конкретные способы преобразования социальной ситуации.

Результаты фундаментальных исследований адресованы научному сообществу, а прикладных – конкретному заказчику, который с их помощью предполагает решить конкретную проблему. Прикладные исследования проводятся по запросам руководства и касаются проблем, требующих последовательных, часто долгосрочных управленческих воздействий

Ко второй группе методов получения социологической информации относятся качественные методы исследования. Объектом социологического анализа здесь выступают индивиды как исполнители социальных ролей. Основная цель качественных методов – изучение социальных явлений и процессов с точки зрения действующего индивида как начала любой социальности.

Характеристики социологического исследования:

– Социологическое исследование носит научный характер, т.е. строится в соответствии с требованиями науки.

– Следовательно, оно должно быть объективным, максимально приближенным к истине.

– Социологическое исследование носит достоверный характер, т.е. его данные можно перепроверить.

– Наконец, результаты исследования должны быть репрезентативными (представительными) – способными отражать реальную ситуацию в объекте исследования.

В соответствии со своим назначением программа социологического исследования выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.

ü Методологическая функция программы социологического исследования состоит в том, что программа позволяет: определить научную проблему, для решения которой проводится исследование; сформулировать цели и задачи исследования; зафиксировать исходное представление об изучаемом объекте; установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым исследованиям по аналогичным проблемам.

ü Методическая функция программы состоит в том, что программа позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория – факты – теория. Кроме того, методическая функция показывает, как использовать методы сбора и анализа информации, позволяет разработать процедуру исследования, проводить сравнительный анализ полученных результатов аналогичных исследований.

ü Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения труда между членами исследовательского коллектива, облегчает контроль за ходом исследования.

1. Познавательная – получение новых знаний об изучаемых объектах. Она выражается в том, что наряду с общей социологией помогает обществу глубже понять сущность социальных процессов и явлений, раскрыть динамику, тенденции и перспективы их развития.

2. Практическая – выработка практических рекомендаций с целью совершенствования изучаемых явлений и процессов.

3. Нормативно-ценностная – выражение целей, норм, ценностей, соответствующих потребностям общества на данном этапе его развития.

4. Гносеологическая – конкретизация основных вопросов теории познания, применительно к данному познавательному процессу. Выражающаяся в том, что она позволяет установить и изучить признаки, характеризующие состояние изучаемых социальных объектов, в том числе признаки социальной напряженности, экстремальных ситуаций, конфликтов, а это содействует своевременному принятию необходимых управленческих решений, способствующих поддержанию социальной системы в динамичном и устойчивом состоянии.

5. Информационная – сбор и обработка информации, ознакомление общественности с результатами исследования, заключается в том, что она на основе познания социальных процессов и явлений предоставляет в распоряжение общества, его обучающих и управляющих структур, предпринимательских, коммерческих и иных организаций информацию об интересующих их социальных объектах, особенностях их изменения и развития в современном обществе. Эта функция позволяет прикладной социологии стать важным фактором информатизации социологического пространства, в рамках которого происходят все явления и процессы общественной жизни.

6. Логическая – последовательное выполнение основных этапов и отдельных исследовательских процедур. Заключается в том, что она способна выполнять технологизацию социального пространства, т.е. разрабатывать и применять в практике управления социальные технологии, методы выявления и использования скрытых резервов и потенциалов социальной системы, помогать управляющим структурам получать оптимальные социальные результаты при наименьших материальных и организационных издержках.

7. Организационная – регулирование деятельности исследовательского коллектива, созидательно преобразующую, инновационную,воплощающуюся в активном воздействии на социальные процессы и явления, их прогнозировании и проектировании в целях создания более благополучных условий для развития социальных объектов и систем.

Социологические исследования как инструмент познания социальной реальности.

Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или их группы (общности) — независимо от того, присутствует ли при этом данный индивид или общность. Именно в процессе взаимодействия друг с другом индивиды оказывают воздействие друг на друга, способствуют тем самым тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств.

Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.

Социологическое исследование — один из основных методов в социологии. Он включает в себя:

1) Теоретическую часть

— разработка программы исследования,

— обоснование цели и задач,

— определение гипотез и этапов исследования).

2) Инструментальную часть (процедурная часть)

— набор инструментов сбора информации

— выбор метода сбора информации

— определение результативной выборки

— возможность обработки информации

— получение характеристик состояния исследуемой реальности).

Цель социологического исследования предопределяет его ориентацию — теоретическую или прикладную. Программа исследования должна четко отвечать на вопрос: на решение какой проблемы и на получение какого результата ориентируется данное исследование? Важно, чтобы социологическое исследование имело комплексный характер, для чего в программе разрабатывается система основных и неосновных задач.

Основные задачи соответствуют цели исследования. В теоретически ориентированном исследовании приоритет отдается научным задачам, в практически ориентированном — прикладным. Неосновные задачи ставятся для подготовки будущих исследований, решения методических вопросов, проверки побочных гипотез, не связанных непосредственно с данной проблемой.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Объектом социологического исследования является общность людей, их деятельность, организованная с помощью социальных институтов, и условия, в которых эта деятельность осуществляется. Если объект независим от исследования и противостоит ему, то предмет изучения, напротив, формируется самим исследованием. Это — конструкция, созданная мышлением, существующая лишь постольку, поскольку есть знание об объекте, детерминируемое, с одной стороны, объектом изучения, с другой — условиями исследования: задачами, знаниями и средствами социологии.

Предметом исследования принято считать ту из сторон объекта, которая непосредственно подлежит изучению, т. е. наиболее значимую сторону объекта с точки зрения социологической теории и социальной практики. Одному и тому же социальному объекту может соответствовать несколько различных предметов исследования, каждый из которых по содержанию определяется тем, какую именно сторону объекта он отражает, с какой целью, для решения какой проблемы выбран. Например, при исследовании миграционных процессов объектом исследования является население различных территориальных единиц: республики, области, района, отдельного населенного пункта. Предметом может выступать миграция — переселение людей из одного места проживания в другое. Цель исследования (то, ради чего проводится исследование) — оптимизация миграционных процессов в некотором районе. Задача (то, что делается для достижения цели или приближения к ней) — нахождение наилучших путей этой оптимизации (для прикладного исследования) и установление закономерностей миграции населения (для теоретического исследования).

Читайте также:  Что такое сустав шарко

Эффективность социологического исследования, значимость его теоретических и практических результатов в значительной степени зависят от его теоретико-методологического обоснования, научного уровня разработки его программы, удачного выбора системы эмпирических показателей и рабочих гипотез. В противном случае социологическое исследование не может привести к ожидаемым теоретическим выводам, эффективным практическим рекомендациям и часто не оправдывает значительных материальных затрат.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Социологические исследования как инструмент познания социальной реальности.

Социологические исследования как инструмент познания социальной реальности.

Социологические исследования как инструмент познания социальной реальности.

Курсовая работа на тему Социологические исследования: понятие, виды и сущность

Человек живет в обществе и поневоле участвует во всех сферах его жизнедеятельности. Но в самом обществе постоянно происходят какие-либо изменения. Сущность и разнообразие общественных явлений и процессов помогают раскрывать компетентные социологические исследования.

Ведущее место в практике анализа социальной действительности занимает социологическое исследование. Социологическое исследование – «исследование, где одни социальные явления объясняются при помощи других социальных явлений; изучение многих случаев, их статистическое обобщение и сравнение».[5]

Их результаты дают возможность получить самую разнообразную информацию, которая свидетельствует о процессах, явлениях, происходящих во внутриколлективной жизни, обществе в целом, позволяют углублять количественный и качественный состав получаемых данных. Социологические исследования помогают узнать мнение большинства населения, предсказать исход политических выборов, объяснить массовое недовольство населения или увлечение сомнительным товаром, эстрадной звездой, религиозной идеей.

Инициатором социологического исследования выступают социальный заказ в виде обострения социальных противоречий, наблюдаемых социологом и вызывающих его интерес, или совокупность проблем, задач, целей, поставленных субъектом управления различных уровней, общественными организациями, СМИ перед социологами-исследователями, практиками, консультантами. Владение социальным анализом становится велением времени.

Сам термин «социологическое исследование» был введен в научный оборот французским социологом Эмилем Дюркгеймом в работе «Самоубийство» (1897). С тех пор, получив широкое развитие, социологические исследования превратились в фундамент социологического знания и особый способ познания.

1. Понятие социологического исследования

Социологические исследования, наравне с общесоциологической теорией и специальными социологическими теориями, составляют три взаимосвязанных уровня в структуре социологии. Они дополняют друг друга, что позволяет получить при изучении социальных явлений и процессов научно обоснованные результаты.

В широком смысле социологическое исследование – это специфический вид систематической познавательной деятельности, направленной на исследование социальных объектов, отношений и процессов с целью получения новой информации и выявления закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии.

В более узком смысле – это «система логических и последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур в социологии для получения научных знаний о социальных явлениях, а также их процедур, процессов» [7,стр. 287]. Этого мнения придерживается большинство серьезных специалистов-социологов.

Таким образом, в наиболее общем виде социологическое исследование «можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы в практике управления общественной жизнью» [3, с 85].

2. Сущность социологического исследования

Для четкого и ясного понимания сущности процесса социологического исследования необходимо разобраться в системе и сущности понятий, которые наиболее часто употребляются в процессе социологического исследования.

Методология исследования – «составная часть и особая область социологического познания, имеющая своим содержанием совокупность принципов и способов организации, развития и оценки теоретического и эмпирического социологического знания, систему норм и регуляторов проведения социологических исследований» [7]. Методология включает методы, методику и технику социологического исследования, подчиняя их общим целям.
Методы (в социологии) — это «правила и процедуры, с помощью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями» [2].
Методика социологического исследования – это «система операций, процедур, приемов установления социальных фактов, их систематизации и средств их анализа». Таким образом, если методология – область общей стратегии, то методика – тактика исследования.
Техника социологического анализа (греч. techne – искусство, мастерство) – «сценарий развертывания основных способов сбора, обработки и анализа социологической информации» [4].
Процедурой социологического исследования можно назвать определенный порядок действий, направленных на выполнение задач конкретного этапа социологического исследования [7]

Программой социологического исследования называют «изложение теоретико-методологических предпосылок в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для проверки гипотез» [8].

Иными словами, социологическое исследование — это специфическая разновидность социальных (обществоведческих) исследований (их “ядро”), рассматривающая общество как целостную социокультурную систему и опирающаяся на особые методы и приемы сбора, обработки и анализа первичной информации, которые приняты в социологии. Социологическое исследование – это «способ получения знаний о социальном мире, основанный на строгом сборе фактов и их логическом объяснении» [1].

Любое социологическое исследование предполагает несколько этапов.

Проведение социологического исследования — сложный и многоэтапный процесс. Некоторые специалисты рассматривают процесс социологического исследования как состоящий из двух стадий:

• первая стадия — подготовительная,

• вторая стадия — собственно исследовательская.

Волков Ю. предлагает следующие этапы социологического исследования, состоящие в виде систематизированного ряда шагов, направленных на обеспечение максимальной объективности в изучении проблемы:

Выбор исследуемой проблемы – выбор проблемы, достойной изучения и подходящей для исследования с помощью научных методов.

Диапазон вопросов, открытых для социальных исследований, столь же обширен, как и диапазон моделей человеческого поведения. Следовательно, необходимо найти проблему, заслуживающую внимания и поддающаяся исследованию с помощью научных методов.

Обзор литературы – обзор существующих теорий и исследований по теме.

Построение гипотезы. Завершив обзор литературы, исследователи обычно приходят к экспериментальному предположению, касающемуся взаимосвязи, которая, по их мнению, существует между двумя переменными. Они выстраивают эту взаимосвязь в форме гипотезы.

Выбор программы исследований – определение методов проверки гипотезы: эксперименты, опросы общественного мнения, наблюдение за поведением людей в определенных ситуациях, изучение существующих результатов и исторических свидетельств или указанные процедуры в различных ситуациях.

Определяется, каким образом будет осуществляться сбор данных для дальнейшего их анализа и проверки гипотезы. В зависимости от характера гипотезы ученые могут составить план проведения эксперимента, брать интервью, наблюдать поведение людей в определенных ситуациях, изучать имеющиеся результаты и исторические свидетельства или использовать все эти процедуры в различных сочетаниях.

Сбор данных – сбор и регистрация данных в соответствии с особенностями проекта.

Анализ результатов – поиск значимых связей между фактами, выявленными в ходе исследования.

После того как исследователи получат в свое распоряжение необходимые данные, им предстоит проанализировать их для нахождения ответов на вопросы, заложенные в их исследовательский проект. Анализ предполагает поиск значимых связей между фактами, выяснившимися в ходе исследования.

Выводы – определение результатов исследования, выявление более широкого смысла и наметка направлений будущих исследований.

После анализа данных исследователям предстоит сделать определенные выводы. Обычно они принимают, отвергают первоначальную гипотезу или вносят в нее какие-то изменения. Кроме того, ученые обычно стремятся связать полученные ими данные с другими данными и теориями.

В идеальном варианте социологическое исследование следует подобной поэтапной процедуре, хотя на практике это не всегда представляется возможным.

Отечественный социолог А.Г. Здравомыслов считает, что в любом исследовании можно выделить пять этапов исследовательской процедуры:

1. Составление программы исследования.

2. Определение объекта и единиц наблюдения.

3. Разработка средств сбора материала — методик исследования.

4. Сбор материала.

5. Анализ материала и его обобщение.

В социологической литературе встречаются и другие схемы проведения социологического исследования. Многие социологи выделяют четыре последовательных, взаимосвязанных этапа:

1) подготовка исследования – этот этап заключается в обдумывании цели, составлении программы и плана, определении средств и сроков проведения исследования, а также в выборе способов анализа и обработки социологической информации

2) сбор первичной социологической информации – собрание необобщенных сведений в различных формах (записей исследователей, ответов опрашиваемых, выписок из документов и т.д.).

3) подготовка собранной информации к обработке и обработка на электронно-вычислительной машине;

4) анализ обработанной информации, подготовка отчета по итогам исследования, формулировка выводов.

В социологии применяется ряд методов, методик и процедур, которые уже применялись в других науках, но в социологии эти методы приобрели свою специфику. Это опрос, анализ документов, эксперимент, шкалирование, социальное моделирование, методы социометрии, системный, генетический и исторический анализы, описание, типологизация.

Выбор методов напрямую связан с видом социального исследования.

3. Виды социологических исследований

Социологические исследования подразделяются в зависимости от поставленной цели, периодичности их проведения, от масштаба анализируемой информации, от сложности исследования.

В зависимости от поставленной цели социологические исследования могут быть:

теоретические – ориентированы на разработку теорий, выявление социальных тенденций развития системы, (анализ общих противоречий, возникающих в ней и требующих обнаружения и разрешения)

эмпирические (конкретными) – касаются изучения конкретных социальных проблем, часто связанных с решением практических задач, регулированием межгрупповых и внутри групповых отношений и социальных процессов.

Чаще всего исследования имеют смешанный характер и выступают как теоретико-эмпирические.

В зависимости от частоты проведения социологических исследований, выделяют:

разовые – дают возможность получить знание о состоянии явлений и процессов на текущий момент

повторные – дают возможность получить знание о состоянии явлений и процессов в динамике, изменении развитии. Повторные исследования, в свою очередь, могут быть:

панельными – предполагают изучение одной и той же социальной проблемы с определенным интервалом времени по единой программе и методике. Цель — анализ динамики событий. Люди могут меняться, но объекты исследования (цех, предприятие) сохраняются;

когортными – изучение лиц одного возраста (поколение) на протяжении длительного времени. Цель — анализ изменений в образе жизни, ориентация людей одного поколения. Объекты исследования меняются, но люди сохраняются;

трендовыми – исследование, приводящиеся на одной и той же генеральной совокупности с интервалом во времени и с соблюдением относительно одинаковой методики. Цель — установление тенденций (трендов) социальных изменений. Пример — переписи населения;

лонгитюдными — длительное изучение одной совокупности лиц. Исследование предполагает последовательную многократную регистрацию определенных показателей через строго установленные промежутки времени с целью определить динамику их изменения и взаимовлияния.

Выбор зависит от потребности в получении информации о статичных либо динамичных социальных явлениях и процессах.

В зависимости от конкретных задач исследования могут быть:

разведывательные – пробное, «пилотажное» исследование. Цель – получение оперативной социологической информации. Используется сжатый по объему инструмент, а к изучению подвергается небольшая группа респондентов. Кроме того, такое исследование применяется для проверки качества разработанного инструментария. Инструментарием в социологии называют документы, с помощью которых осуществляется сбор первичной информации. К таковым относятся анкета, бланк-интервью, опросный лист, карточка для фиксации результатов наблюдения. После такого «пилотажного» исследования в инструмент вносятся поправки, уточняются формулировки вариантов ответов, корректируются некоторые постановки вопросов. Только после такой работы можно проводить опрос большого массива населения.

описательные – проводится по полной, достаточно разработанной программе и на базе апробированного инструментария. Его методологическая и методическая оснащенность делает возможным группировку и классификацию элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой. Цель – получение сведений целостного характера об изучаемом явлении (процессе). Обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающихся различными характеристиками. Результат – общая картина состояния его объекта. Здесь ставится задача целостного восприятия проблемы, но не показывающего глубокого проникновения в существо дела.

аналитические – устанавливается связь между характеристиками изучаемого явления (процесса), определяются факторы, влияющие на него изнутри и извне, т.е. исследование идет уже в глубину. Отсюда цель – наиболее углубленное изучение явления, когда нужно описать структуру, узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры. Могут применяться различные формы опроса, анализа документов, наблюдения. Проведение аналитического социологического исследования требует весьма серьезных теоретических знаний, навыков анализа сложных социальных проблем. Здесь имеет значение умение видеть объект и предмет социологического анализа системно, во всех его внешних и внутренних взаимосвязях и взаимозависимостях.

Одна и та же проблема может быть раскрыта по-разному в зависимости от вида исследования.

В зависимости от условий проведения выделяют:

полевые исследования – осуществляются в естественной для исследуемой общности обстановке (на предприятии, в деревне),

лабораторные исследования – проходят в специально созданных условиях (фокус-группы, метод «длинного стола»).

Еще один критерий выделения видов социологического исследования — их масштабность. Выделяют:

По продолжительности социологические исследования можно подразделить на:

долгосрочные — от 3 лет и более;

среднесрочные — от 6 месяцев до 3 лет;

краткосрочные — от 2 до 6 месяцев;

экспресс-исследования — от 1-2 недель до 1-2 месяцев

Выстроенная по разным основаниям классификация видов социологического исследования представлена на рис.1.

статья 44. Социологическое исследование, его виды

Эффективная организация социального управления предусматривает наличие определенной, объективной, дифференцированной относительно отдельных групп индивидов информации о те процессы, которые происходят вокруг. Такая социальная информация есть в разных источниках: документах, материалах собраний, совещаний, в памяти людей, но она не отражает всей совокупности социальных фактов, не всегда является репрезентативной и объективной. Поэтому для всестороннего изучения определенного объекта следует провести социологическое исследование.

Социологические исследования направлены на изучение поведения людей, групп, отношений, процессов социального взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности общества и получения новой информации, выявления закономерностей социальных изменений на основе социологических теорий, методов и процедур.

Социологическое исследование – это вид систематической познавательной деятельности, состоящий из логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, направленных на глубокое изучение, анализ и систематизацию социальных фактов, выявление связей, зависимостей между социальными явлениями и процессами, формирование на основе собранной информации новых знаний и разработку мероприятий по управлению исследуемым объектом, обеспечения его прогрессивного развития.

Процедура – это последовательность познавательных и организационных действий с целью решения задачи исследования.

Социологические исследования проводят с целью решения прежде всего таких задач:

  • описание определенной социальной реальности;
  • объяснения противоречий или особенностей функционирования отдельных социальных общностей или процессов (социальных конфликтов, безработица, напряженности отношений в трудовом коллективе и т.п.);
  • прогнозирование тенденций развития социальных процессов (изменения в отношении к труду, в производственных отношениях, динамике безработицы и т.д.);
  • практическое преобразования социальной реальности (внедрения социальных технологий, проектов, планов и т.п.).

Единицами изучения при этом становятся люди, их действия, вещи, мысли, тексты, свойства которых нужно зафиксировать, рассчитать и проанализировать.

Инструментом выявления устойчивых свойств является закон больших чисел, который применяется во всех статистических расчетах. Он гласит, что совокупное действие большого числа случайных фактов (причин, условий) приводит к результату, почти не зависит от случая.

На законе больших чисел строится процедура выборочного обследования (ее принцип – о многих судить на основании знания о немногих).

Специально организованное массовое обследование дает типичные сведены числовые характеристики социального явления. Их называют статистическими фактами. Социология описывает отдельные фрагменты реальности социальными фактами – одиночными или совокупным общественно значимыми событиями, которые являются типичными для той или иной сферы социальной жизни или присущими для определенных социальных процессов. Это описание событий, которые имеют числовые характеристики, лишь в терминах социологической теории с воспроизведением специфики социальной ситуации, в которой они происходят. Следует подчеркнуть, что для социологии социальным фактом является не только конкретный поступок, но и определенные мнения, оценки, суждения. Они являются исходными моментами социологического анализа и могут характеризовать поведение индивида или социальной группы, состояние их сознания, их настроения или стремление. Такими фактами является также характеристики состояния предметно-вещественной среды (нехватка транспортных средств, экологические проблемы, неразвитость сферы обслуживания и т.д.).

Читайте также:  Что такое завет бога

В социологической работе факты являются убедительными лишь тогда, когда их используют комплексно, во взаимосвязи, а не «выдергивают» только то, что подтверждает мнению исследователя, как это часто бывает на практике. Это – непременное условие методологии социологических исследований.

Методологии называют систему принципов исследования, которые используются в данной науке. В социологии они определены диалектическим подходом к объекту, что изучается. А диалектика предполагает рассмотрение свойств и характеристик объекта в их разнообразных связях и отношениях с другими объектами, в развитии и изменениях. Принципы методологии реализуются с помощью конкретных методик социологических исследований.

Методика – совокупность технических мероприятий, связанных с методами исследования, в том числе система (совокупность, последовательность, взаимосвязь) операций, процедур, приемов установления социальных фактов, их систематизации и анализа. Сюда входят:

  • методы сбора первичной информации;
  • правила осуществления выборочных исследований;
  • способы построения социологических показателей, а также методы, разрабатываемых другими науками и используются в социологии.

Техника социологического исследования – это совокупность организационно-методических приемов для эффективного использования определенных методов и способов сбора, обработки и анализа данных (искусство формулировки вопросов, построение шкал, компоновка инструментария – анкеты и т.п.).

Скажем, проводя опрос на улице, можно задавать вопросы в устной форме, а можно пользоваться карточкой, на которой их записано. Во время сбора информации много зависит от деликатности исследователя, его умение контактировать с людьми, его находчивости, сообразительности, фантазии, вдумчивости, творческой интуиции и т.д.

Н. Смел зер отмечает, что социологический метод – это правила и способы, при помощи которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями, а И. Попова трактует социологический метод как совокупность способов сбора, обработки и анализа социологической информации.

В социологическом энциклопедическом словаре под ред. Г. Осипова методы социологических исследований определяются как способы построения и обоснования социологического знания; совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной действительности. К ним относятся:

  • методы сбора информации (анализ документов, наблюдение, опрос, эксперимент и др.);
  • методы обработки и анализа данных (факторный, латентно-структурный, корреляционный и регрессивный, дисперсный, ранжирования, шкалирование, индексирования и т.п.);
  • методы построения теории (дедуктивный, индуктивный, сравнительный, причинная, структурно-функциональный, генетический и т.п.).

Например, изучая мотивы нарушение трудовой дисциплины, социолог использует как метод сбора социологической информации анкетный опрос. При этом часть вопросов из методических соображений он решил сформулировать в открытой форме, а часть – в закрытом. Эти два способа формулировки вопросов определяют технику этого анкетного опроса; анкетный лист и инструкция по анкетирование – его методику.

В зависимости от общей направленности социологическое исследование условно разделяют на эмпирическое (конкретное прикладное) и теоретическое (фундаментальное). Социологи, решая конкретные проблемы, проводят эмпирические прикладные исследования, цель которых – установление и обобщения характерных для исследуемых социальных явлений, процессов фактов через прямую или опосредованную их регистрации, с использованием специальных социологических методов и методик. Научные работники в своих теоретических фундаментальных исследованиях выявляют и анализируют общие социальные закономерности, тенденции развития процессов в различных сферах социальной деятельности, развязывают методологические проблемы.

Определяющим признаком теоретических исследований является отражение действительности через идеализацию ее логической конструкции. Они направлены на совершенствование и развитие концептуальных средств науки, построение теории. Прикладные эмпирические исследования, опираясь на конкретные количественные данные, полученные различными способами (опросу, наблюдением и т.д.), только прикладывают к объективной действительности уже готовы умственные концепции. Они направлены на конкретный объект.

Между практически и теоретически ориентированными исследованиями есть много общего. Любое исследование предусматривает четкое отдаление известного от неизвестного, направления исследования на выявление еще неизвестного. Практические и теоретические исследования ориентированы на воссоздание целостной картины исследуемого процесса. Однако, если в теоретическом исследовании факты связаны прежде всего с теоретическим осмыслением их, то в практическом – проявляется тенденция к формулирования практических задач соответствующей организации на основе проанализированных фактов.

Теоретическое и практическое исследование тесно взаимосвязанное. Так, теоретическое исследование на основе методологического решения вопросов, использования полученного материала дает возможность разрабатывать конкретные рекомендации. В практическом исследовании проблему не всегда можно решить в пределах имеющихся знаний о предмете или явлении. Ее решение может потребовать углубления этих знаний, то есть проведение теоретических исследований. Изучая практические и теоретические аспекты проблемы, социологические исследования набирают комплексного, теоретико-прикладного характера. Итак, существуют две основные функции социологических исследований:

опытная, эвристическая – связана с изучением специфики социальных явлений, процессов в конкретных сферах деятельности, накоплением новых знаний о них;

прикладная, прогностическая – связана с разработкой и предоставлением соответствующим организациям практических рекомендаций по решению конкретных социальных проблем.

Это, разумеется, не означает, что для разработки любой рекомендации по управлению социальными процессами в той или иной сфере необходимо обязательно проводить глубокие социологические исследования. Их организация – очень сложное дело. Поэтому в социальном управлении целесообразно использовать материалы результатов социологических исследований, которые уже проводились. Для этого следует постоянно следить за публикациями, с тем чтобы своевременно узнавать о тенденциях изменений социального поведения, а также интересов, потребностей, ценностных ориентаций ее субъектов, о наличии и внедрение соответствующих социальных технологий и т.д.

В зависимости от наличия информации по исследуемой проблеме и целевой установки исследования определяют его тип. Есть три типа социологических исследований: разведывательные (поисковые), описательные и аналитически-экспериментальные (см. табл.).

СВЯЗЬ ТИПА ИССЛЕДОВАНИЯ, ЕГО ГИПОТЕЗ, ЦЕЛЕЙ
И СПОСОБОВ СБОРА ИНФОРМАЦИИ

Виды социологических исследований

Цель курсовой работы- провести анализ видов социологических исследований.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
-раскрыть понятие и сущность социологического исследования;
-охарактеризовать этапы проведения социологического исследования;
-раскрыть последовательность и программу социологического исследования;
-описать методы социологического исследования;
-дать характеристику видов социологических исследований.

Содержимое работы – 1 файл

основное.docx

В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы в практике управления общественной жизнью.

Актуальность темы моей курсовой работы состоит в том, что социологические исследования очень важны в жизни общества, так как любое научное исследование представляет собой вид познавательной деятельности, направленный на получение новых знаний, информации и т.п., изучение научных и практических проблем с помощью специальных методов. Социологические исследования представляют собой последовательность определенных этапов деятельности профессиональных социологов, целью которых является изучение некоторых проблемных фрагментов социальной действительности .

Проведение социологического исследования – процесс, насыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями.

Объектом исследования курсовой работы являются социологические исследования, как средство получения информации о каком-либо явлении или процессе.

Предметом исследования являются основные виды социологических исследований.

Цель курсовой работы– провести анализ видов социологических исследований.

Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:

-раскрыть понятие и сущность социологического исследования;

-охарактеризовать этапы проведения социологического исследования;

-раскрыть последовательность и программу социологического исследования;

-описать методы социологического исследования;

-дать характеристику видов социологических исследований.

1.СУЩНОСТЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1 Понятие социологического исследования

В широком смысле социологическое исследование – это специфический вид систематической познавательной деятельности, направленной на исследование социальных объектов, отношений и процессов с целью получения новой информации и выявления закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии.

В более узком смысле социологическое исследование – система логических последовательных методологических и организационно-технологических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные объективные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы в практике управления общественной жизнью.

Иными словами, социологическое исследование – это специфическая разновидность социальных (обществоведческих) исследований (их «ядро»), рассматривающая общество как целостную систему и опирающаяся на особые методы и приёмы сбора, обработки и анализа первичной информации, которые приняты в социологии.

Значение социологических исследований чрезвычайно велико, ведь общественная жизнь постоянно ставит перед нами множество вопросов, ответить на которые можно лишь с помощью научного исследования, в частности социологического.

Однако не всякое исследование в области социологии является собственно социологическим. Следует их различать, так как на сегодняшний день часто приходится встречаться с произвольным толкованием такого исследования, когда чуть ли не любая конкретно- социальная разработка называется социологическим исследованием.

Социологические исследования бывают:

-теоретическими (то есть основанные на применении и апробировании определенных социологических теорий) и эмпирическими (то есть основанные на сборе и обработке данных об объективной реальности, завершающиеся, как правило, теоретическим осмысливанием);

-фундаментальными (ориентированными на выявление универсальных связей и отношений) и прикладными ( ориентированными на решение узкого круга практических проблем);

-сплошными (когда обследуется вся генеральная совокупность) и выборочным (проводимое на основе определенной выборки из генеральной совокупности).

1.2 Этапы проведения социологического исследования

Социологическое исследование включает сменяющие друг друга этапы:

Первый этап составляют подготовительные работы, важнейший компонент которых — создание общей программы исследования. На ее основе могут быть разработаны более конкретные программы применения избранных методов сбора, обработки, анализа информации, создаются необходимые средства, инструменты для работы. Это очень важный этап в социологическом исследовании, так как от его грамотного проведения зависят результаты и вообще все исследование в целом.

Второй этап — оперативно-процедурный. Здесь происходит непосредственное воздействие на объект исследования в виде применения определенных процедур с помощью подготовленных инструментов, т. е. собственно эмпирическое обследование. Главная цель — сбор данных об изучаемом объекте.

Третий этап- подготовка собранной информации , её обработка.

Четвертый этап — результирующий. Его составляют анализ, обобщение полученных данных, результатов действий, разработка рекомендаций, оценка эффективности использования метода.

Завершается социологическое исследование созданием научного отчета по его результатам.

1.3 Программа социологического исследования

В основе социологического исследования лежит его программа. Программа социологического исследования – это изложение его цели и общей концепции, исходных гипотез вместе с логической последовательностью операций для их проверки.

Программа социологического исследования — основная часть отчета о проведенном исследовании, в котором документируется полученная информация, результаты социологического исследования.

Программа содержит теоретическое обоснование методологических подходов и методических приёмов изучения явления или процессов. Только глубоко продуманная во всех своих составных частях программа социологического исследования обеспечивает его проведение на высоком качественном уровне. Не случайно программу называют стратегическим документом, в котором выражена концепция исследования и основные вопросы, которые особо интересуют исследователей.

Программа социологического исследования обычно включает в себя подробное, чёткое и завершённое изложение следующих разделов:

1)методологическая часть – формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования;

2)методологическая часть- определение обследуемой совокупности,

3)характеристика используемых методов сбора социологической информации,

4) структура инструментария для сбора этой информации,

5) схемы обработки полученного материала.

Столь ёмкая структура программы исследования выверена многолетней практикой и помогает избежать ошибок в процессе проведения самого исследования и анализа его результатов.

Рабочий план исследования отражает основные процедурные мероприятия, связанные с качественным проведением социологического исследования. Практика убедительно доказывает, что умело разработанный план социологического исследования хорошее подспорье для его организаторов: он позволяет заранее предусмотреть, наиболее точно определить объем научных, организационных и финансовых затрат, помогает избежать суеты, придаёт исследованию ритмичность на всех этапах его проведения.

Разработка такого плана предусматривает строгий учет определенных принципов и правил. В наиболее общем виде они идентичны принципам планирования управленческой и исполнительной деятельности. Поэтому здесь могут быть полезны знания общей теории социального планирования, управления.

Структурными компонентами плана социологического исследования выступают его этапы и различные по видам и форме научно-исследовательские и организационно-технические процедуры и операции. Все они могут быть сгруппированы в плане в соответствии с последовательностью их осуществления в четыре блока.

Блок первый. В нем определяются порядок обсуждения и утверждения программ и методического инструментария исследования, формирование и подготовка группы сбора первичной информации (например, интервьюеров, кодировщиков текста); проведение пробного исследования, внесение коррективов по итогам пробного исследования в программу и инструментарий сбора первичной информации, размножение инструментария (анкеты, бланки-интервью, бланки формализованного наблюдения и т.д.) для полевого исследования, составление сметы и расчет материальных финансовых затрат на исследование.

Блок второй. Фиксирует в плане все организационные и методические виды работ, обеспечивающие четкое проведение полевого исследования, то есть массовый или групповой сбор первичной социальной информации. Здесь предусматривается и выбор соответствующего места и времени для опроса, и предварительное информирование опрашиваемых о целях, задачах и практических “выходах” исследования, и центральный сбор заполненных анкет, бланков-интервью или других видов инструментария.

Блок третий. Охватывает совокупность операций, связанных с подготовкой первичной информации к обработке и собственно обработкой ее на компьютере. На этом этапе исследовательская группа взаимодействует с работниками вычислительного центра. Под контролем последних формируется массив информации, предназначенный для ввода в компьютер. Предварительно осуществляется проверка качества заполнения бланков-интервью, анкет и других инструментов сбора социологической информации, ввод первичной информации в компьютер. В результате обработки информации на компьютере исследовательская группа получает виды распечаток социологических данных.

Блок четвертый, включает все виды работ, связанные с анализом результатов обработки полученных данных, подготовкой текстов предварительного и итогового отчетов, аналитической записки либо тематического сборника социальной статистики, выработкой практических рекомендаций, возможных, прогнозов.

Программа состоит из теоретического (методологического) и процедурного разделов.

Теоретический раздел включает в себя формулировку проблемы; определение объекта и предмета исследования (то есть область социальных противоречий, их спецификация); формулировка целей и последовательности решения основных задач исследования; предварительный системный анализ объекта и предмета исследования (интерпретация и операционализация основных понятий); выдвижение основных гипотез.

Гипотеза – обоснованные предположения о структуре социальных объектов, характере связей между изучаемыми социальными явлениями и возможных подходах к решению социальных проблем.

Процедурный раздел включает в себя принципиальный план последовательности проверки основных гипотез; обоснование системы выборки; описание формирования выборочной совокупности; описание основных процедур сбора и анализа первичных данных; логические схемы обработки данных; инструментарий исследование (анкеты, карточки регистрации наблюдения, вопросник интервью и т.п.); рабочий план-график выполнения этапов исследования.

Ссылка на основную публикацию