Депрессия симптомы у женщин: что делать, советы

Психологические особенности

Многочисленные научные работы приводят объективные, достоверные данные об небольших различиях в некоторых показателях психической деятельности мужчин и женщин. Гендерная психология приводит убедительные доказательства о закономерности поведения индивида в социуме, которое определяется биологическим полом.

На всем протяжении истории человечества представительниц прекрасного пола наделяют особыми чертами характера. Принято считать, что дамы более эмоциональны, впечатлительны, мнительны, деликатны, ранимы и менее логичны, рациональны, последовательны, чем кавалеры. Так же барышни менее вспыльчивы и агрессивны, не наделены навыками «прямого выброса» накопившихся негативных эмоций и не умеет преобразовывать свои обиды в более полезную энергию. Зачастую отрицательные переживания полностью овладевают сознанием женщины на долгие годы. Такая фиксация на негативе провоцирует формирование депрессивных расстройств.

Основные психологические симптомы депрессивных состояний, развившихся вследствие гормональных перестроек:

Симптомы депрессии у женщин после 40 и 50 лет

Итак, как эмоционально проявляется депрессия у женщин зрелого возраста:

  • Часто возникает ощущение тоски, настроение подавлено.
  • Обостряются различные фобии и страхи.
  • Кажется, что смысл жизни потерян.
  • Возникают тревожные мысли, сопровождаемые предчувствием неприятностей.
  • Раздражительность без особого повода.
  • Очевидное снижение самооценки и уверенности в себе.
  • Потеря интереса к любимым занятиям.
  • Потеря интереса к окружающим.
  • Возникает эмоциональная ограниченность.
  • Повышается тревога за здоровье близких людей.

Теперь рассмотрим физиологические симптомы депрессии у женщин:

  • Нарушение сна – бессонница или повышенная сонливость.
  • Расстройство аппетита.
  • Нарушение функции кишечника – в виде запоров или диареи.
  • Потеря или значительное снижение либидо – интерес к сексу пропадает.
  • Снижение энергетического потенциала.
  • Дискомфортные ощущения в теле. Чаще всего в желудке, мышцах, сердце.

  • Часто возникает ощущение тоски, настроение подавлено.
  • Обостряются различные фобии и страхи.
  • Кажется, что смысл жизни потерян.
  • Возникают тревожные мысли, сопровождаемые предчувствием неприятностей.
  • Раздражительность без особого повода.
  • Очевидное снижение самооценки и уверенности в себе.
  • Потеря интереса к любимым занятиям.
  • Потеря интереса к окружающим.
  • Возникает эмоциональная ограниченность.
  • Повышается тревога за здоровье близких людей.

Детская депрессия. Советы детского психолога

Длительные депрессии у детей, как правило, не проходят самостоятельно, могут повторяться и приводить к существенному ухудшению здоровья, общего состояния ребенка. Поэтому депрессию относят к опасным патологиям детского возраста.

В жизни каждого человека есть периоды взлетов и падений. Проблемы и неудачи иногда делают нас всех несчастными. В большинстве случаев эти чувства являются лишь временными, но у некоторых людей они сохраняются в течение очень длительного времени. Депрессия – это клинический термин, который психиатры и психологи используют для описания заболевания, когда в течение длительного времени человек ощущает грусть, безнадежность, беспомощность.

Депрессия может быть вызвана стрессом, потерей, большим разочарованием. Но иногда она возникает и без особой причины. Она может быть следствием биохимического дисбаланса в организме, поэтому некоторые люди уже рождаются со склонностью к депрессии.

Вне зависимости от причины возникновения, депрессия оказывает влияние на все аспекты нашей жизни: работа, учеба, отношения в семье, дружба и даже физическое здоровье. Депрессия, к сожалению, затрагивает не только взрослых. Она может появиться у детей и подростков и вызвать появление реальных проблем в их жизни.

Ребенок, страдающий депрессией, убежден, что его никто не понимает, что никто не испытывает тех же чувств, что и он. При этом он может полагать, что его никто не любит.

Взрослым иногда трудно понять, до какой степени серьезна депрессия у ребенка, поскольку все проблемы они рассматривают с точки зрения взрослого человека. А, тем не менее, некоторым детям крайне трудно справляться с теми нагрузками, которые они испытывают в процессе роста, а также со школьными нагрузками. Взрослым такие детские проблемы кажутся незначительными, но важно помнить, что для ребенка они могут казаться огромными.

Признаки депрессии у детей и подростков

Если ребенок находится в депрессии, скорее всего, он ничего не скажет о своих переживаниях. Но при этом самыми ранними признаками депрессии является изменение в поведении, например, признаки беспокойства или печали. Ребенок, который ранее был очень живым, активным, регулярно занимался какой-то деятельностью, вдруг становится пассивным и как бы отключается. Хороший ученик может начинать получать плохие оценки.

Некоторые признаки депрессии могут появиться при чрезмерном эмоциональном давлении в школе, при нагрузках социального плана, при давлении на ребенка в семье. Вполне возможно, что ребенок находится в депрессии и нуждается в помощи профессионального детского психолога, если у него замечены один или несколько из нижеперечисленных признаков депрессии.

Изменения в чувствах. У ребенка могут появиться симптомы печали, беспокойства, вины, гнева, страха, беспомощности, безнадежности, одиночества.

Изменения в физическом состоянии. Ребенок может внезапно начать жаловаться на головные боли, на боли в других органах. Ему может не хватать энергии, возникают проблемы со сном или приемом пищи, он чувствует постоянную усталость.

Изменения в мышлении. Ребенок может говорить вещи, которые указывают на низкую самооценку или чувство вины. У него появляются трудности с концентрацией внимания, возникают негативные мысли (вплоть до суицидальных).

Изменения в поведении. Ребенок может отказываться общаться с другими детьми, заниматься спортом, играть. При этом он отказывается от тех развлечений, которые раньше очень любил. У него могут даже появиться внезапные слезы, может возникнуть приступ истерики в ответ на незначительные, казалось бы, инциденты.

Как помочь ребенку при депрессии?

Поговорите с ребенком. Если вы заметили какой-то из вышеупомянутых признаков, попытайтесь побудить его рассказать о том, что он чувствует, что его беспокоит или раздражает. Если вы понимаете, что ваш ребенок находится в глубокой депрессии, не паникуйте. В этаких случаях всегда доступна профессиональная помощь детского психолога.

Депрессия вполне поддается лечению. Детям, подросткам и взрослым можно помочь преодолеть депрессию. Первое, что вы должны сделать – это обратиться к врачу педиатру (или провести комплексное обследование в детской поликлинике), чтобы выяснить, не являются ли усталость, недомогание, боли и печальное настроение следствиями какого-либо заболевания. То есть надо проверить физическое состояние организма ребенка.

Если с этой точки зрения все в порядке, следует поговорить с учителями в школе, не заметили ли они изменений в поведении ребенка и в его настроении. Учитель должен, в случае необходимости, попытаться изменить свое отношение к ребенку, страдающему депрессией, чтобы помочь ему в сложившейся ситуации, помочь ему увеличить чувство собственного достоинства.

Депрессия ребенка влияет на всю семью

Родителям важно правильно управлять собственным поведением по отношению к страдающему депрессией ребенку. Поскольку причины депрессии не всегда ясны родителям до конца, они могут чувствовать себя в чем-то виноватыми. При этом, сами того не желая, родители могут передать свое настроение ребенку, а он, в свою очередь, при этом будет чувствовать себя отвергнутым или непонятым.

Общаться с ребенком, страдающим депрессией, непросто. Родители должны в этот момент меньше обращать внимание на свои проблемы, а сосредоточиться на проблемах своего ребенка. Семейная терапия крайне важна в этих случаях.

Иногда ребенок, испытывающий проблемы, может рассказать о них своим братьям или сестрам, другим членам семьи. Таким образом, количество источников поддержки и понимания может увеличиться.

Лечение депрессии у детей

Длительные депрессии у детей, как правило, не проходят самостоятельно и могут не исчезать с возрастом. Это расстройство может повторяться и приводить к существенному ухудшению здоровья, общего состояния ребенка. Поэтому депрессию относят к опасным патологиям детского возраста.

Наиболее благоприятный случай – когда ребенок частично чувствует свое необычное состояние и мотивирован для выхода из него. Тогда можно использовать такие терапевтические методы как физическая активность, длительные прогулки, спортивные занятия.

Однако, в случае глубокой депрессии дети и подростки, как правило, не могут выйти из этого состояния самостоятельно и приходиться обращаться к специалистам.

Читайте также:  Депрессия как лечить дома: что делать, советы

Детские врачи, детские и подростковые психологи, детские врачи-психиатры при лечении длительных и устойчивых депрессий у детей используют ряд специальных методов – психотерапевтические, фитотерапевтические (при относительно легких формах расстройств), медикаментозные (антидепрессанты в ограниченных количествах).

Кабинет детского и подросткового психолога – детская поликлиника «Маркушка».

Депрессия может быть вызвана стрессом, потерей, большим разочарованием. Но иногда она возникает и без особой причины. Она может быть следствием биохимического дисбаланса в организме, поэтому некоторые люди уже рождаются со склонностью к депрессии.

Патогенез

Депрессия у детей – многофакторное заболевание, обусловленное биологическими, генетическими, психосоциальными причинами. К числу биологических патогенетических факторов относится дефицит серотонина, норадреналина, повышенное содержание кортизола ночью, дисбаланс синтеза мелатонина. Существует катехоламиновая теория, согласно которой депрессия развивается при нарушениях гипоталамо-гипофизарных взаимодействий, дефиците нейротрансмиттеров ЦНС, отвечающих за обратную передачу сигналов.

Существуют психофизиологические и личностные особенности, способствующие возникновению депрессии. Эмоциональное расстройство развивается на фоне повышенной нервозности, нарушений адаптации, страха, интровертированности, тревожности. Воздействие негативных средовых факторов – патологических отношений, неудачного опыта – увеличивает риск развития болезни. Ребенок становится уязвимым к негативным событиям, замыкается, хуже адаптируется к внешним условиям. Иногда патогенетическим механизмом депрессии является чувствительность к климатическим условиям (сезонность), изменение биохимических процессов в головном мозге.

Существуют психофизиологические и личностные особенности, способствующие возникновению депрессии. Эмоциональное расстройство развивается на фоне повышенной нервозности, нарушений адаптации, страха, интровертированности, тревожности. Воздействие негативных средовых факторов – патологических отношений, неудачного опыта – увеличивает риск развития болезни. Ребенок становится уязвимым к негативным событиям, замыкается, хуже адаптируется к внешним условиям. Иногда патогенетическим механизмом депрессии является чувствительность к климатическим условиям (сезонность), изменение биохимических процессов в головном мозге.

Душа у детей болит также, как у взрослых

У ребенка признаки депрессии выявить достаточно сложно, во-первых, потому, что проявляются они менее четко, а, во-вторых, ребенку трудно развернуто рассказать о своих переживаниях. Поэтому детская депрессия практически всегда замаскирована.

О чем должны всегда помнить ответственные за ребенка взрослые — так это о том, что депрессия в детском возрасте всегда сопровождается жалобами на плохое самочувствие: боли, вялость, изменение внешнего облика. Это приводит к тому, что ребенка показывают педиатру или хирургу, те пытаются выявить причину, и только после того, как выясняется, что физической природы недомоганий нет, ребенка отправляют на консультацию к психологу.

Часто депрессия выражается в виде так называемых «ипохондрических расстройств»: когда ребенок жалуется, что у него тяжелое смертельное заболевание, и пользуется при описании своего состояния пугающими медицинскими терминами, где-то случайно услышанными, например, СПИД, рак. Часто у детей выражены проявления тревоги, при этом, если вначале тревожность беспредметна, позже ребенок начинает переживать и бояться определенных и конкретных вещей: потеряться, потерять маму, того, что мама не придет за ним в сад, что начнется наводнение или война.

Наиболее отчетливо выражены симптомы депрессии у подростков, чаще всего проявляющиеся в мыслях о собственной неинтересности и ущербности. Заметна апатия и утрата воли, когда подросток не способен на активную деятельность и «убивает» время несвойственными его возрасту занятиями, например, бессмысленным катанием игрушечной машинки. Ребенок никак не может приступить к выполнению домашнего задания, при этом ругая себя за проявление лени и отсутствие силы воли. Подросток начинает пропускать некоторые неприятные уроки, а позже может и совсем забросить школу.

Ответственные за ребенка взрослые такие изменения в его характере и поведении чаще всего интерпретируют как лень или влияние плохой компании и применяют дисциплинарные меры, на которые подросток чаще всего реагирует агрессией.

Пример из практики: Отец 13-летнего Данилы обратился к психологу по поводу того, что его мальчик дома часто скучал. Мужчина воспитывал сына один, мать уехала с новым мужем за границу. Отцу казалось, что если он купит много суперсовременных гаджетов, то для мальчика этого будет достаточно. Однако в беседе с психологом выяснилось, что мальчик страдал от отсутствия эмоциональных связей с родственниками: им никто не интересовался…

К душевному состоянию ребенка нужно относиться с повышенной чуткостью, откровенно, но спокойно разговаривая с ним о том, что его беспокоит. Если беспокоящие симптомы длятся более 2-3 недель, нужно обратиться к врачу. Для постановки диагноза очень полезны такие методы, как персональные интервью — как с самим ребенком, так и с его родителями.

Симптомы депрессии и возраст ребенка

Симптомы депрессии у ребенка и взрослых могут существенно отличаться. Например, вместо т.н. “социального отступления” у ребенка могут наблюдаться вспышки агрессии. Кроме того, такие признаки, как отсутствие концентрации внимания, трудности в обучении, отказ от обучения, могут указывать как на депрессию, так и на синдром дефицита внимания. Необходимо учитывать, что симптомы депрессии различаются для каждого возрастного периода (хотя имеются и общие симптомы).

О депрессии у детей до 1,5-2 лет известно очень мало. У малолетних детей при эмоционально холодной обстановке в семье (отсутствие материнской заботы, отсутствие возможности сформировать привязанность) могут наблюдаться симптомы, сходные с симптомами депрессивного расстройства (апатия, отчуждение, нарушения сна, потеря веса и т.п.).

Как правило, симптомы депрессии у детей младшего возраста отличаются от симптомов у более взрослых детей (т.н. возрастные симптомы ).

У детей до 6 лет наиболее выражены такие симптомы как повышенная боязливость, жалобы на физические недомогания, резкие и внезапные проявления темперамента и проблемы с поведением (агрессии, периоды “мятежа” и т.п.).

У более взрослых детей симптомы преимущественно выражаются в отсутствии уверенности в себе, чувствах виноватости, безнадежности и безразличия ко всему.

У подростков наиболее специфическими симптомами являются чувство сонливости и нарушения аппетита, проявления самоунижения и мысли о суициде.

Помимо специфических (возрастных) симптомов депрессий, имеются и общие симптомы , характерные для любого возраста, длительность которых (несколько недель) и почти ежедневное проявление могут указывать на депрессию у ребенка:
– постоянное состояние печали (уныния);
– постоянное ощущение вины и собственной никчемности, отсутствие уверенности в себе;
– низкое сопротивление фрустрации (психологическое состояние в ситуации разочарования, недостижения цели), выражающееся в плаче или ярости;
– длительное отсутствие интереса к окружающему миру, отсутствие периодов радости, недостаток энергичности (вялость);
– “социальное отступление” (например, желание ограничить число социальных контактов);
– бессонница или, наоборот, повышенная сонливость;
– пониженный или повышенный аппетит;
– чувство постоянной усталости;
– трудности с конструктивным решением проблем, стремление избегать их решения;
– злоупотребление лекарствами, мысли о суициде;
– пониженная внимательность и пониженная способность принимать решения.

Симптомы и признаки депрессии у детей многочисленны и различны, поэтому диагностика депрессии основывается на постоянстве и длительности нескольких симптомов, указанных выше.

Возможность использования антидепрессантов для лечения детей до сих пор является спорным моментом, однако статистика свидетельствует, что этот тип лекарственных средств помогает по крайней мере в 50% случаев тяжелых депрессий у подростков. Некоторые виды антидепрессантов разрешены к применению для детей с 6 лет. Но общей рекомендацией является ограниченность срока лечения антидепрессантами и исключение антидепрессантов при положительных эффектах других видов лечения.

Признаки и симптомы

Дети еще не умеют оценивать свои эмоции объективно, а потому им самим бывает очень сложно сформулировать и дать понять родителям, что с ними происходит. Симптомы детской депрессии поэтому называют замаскированными. Но это не значит, что внимательная мама не разглядит их, если захочет. Дело в том, что депрессия на психическом уровне часто проявляется соматическими болями на телесном уровне, и именно такие боли (которые не имеют медицинских причин и объяснений) должны стать важным тревожным признаком.

Если речь о детях маленьких, стоит обратить внимание на повышенную тревожность, она почти не проходит. У ребенка с депрессией обычно нарушается сон, неважный аппетит, недостаток веса, часто наблюдаются расстройства дефекации (то поносы, то запоры), сердце бьется учащенно. Малыш жалуется на боль то тут, то там, но обследования не показывают каких-то нарушений в работе органов и систем. Малыши не обманывают, не придумывают – они действительно испытывают психосоматические боли.

Читайте также:  Беременность и депрессия: что делать, советы

Малыши неохотно идут в садик, без энтузиазма относятся к идее мамы сходить в выходной в парк или зоопарк. Они как бы равнодушны, внешне спокойны, но и радость у них вызвать очень сложно.

Младшие школьники начинают заострять внимание на своем странном состоянии, могут придумать себе болезни. Тревожность усиливается. Если у взрослых депрессия проявляется в основном в утреннее время и повторяется изо дня в день, то у детей обычно симптомы снижения настроения наблюдаются к вечеру. Такого ребенка сложно заинтересовать.

Подростки в депрессии утрачивают способность радоваться даже любимым вещам – музыке, сладостям, друзьям. Могут перестать следить за собой, соблюдать гигиенические нормы, они не хотят общаться, замыкаются в себе, не верят в свои силы, страдают низкой самооценкой, не имеют мотивации. Подростковая депрессия существенно повышает фактор суицидального риска.

Отличительный признак клинической депрессии – ее систематичность. То есть эпизоды снижения настроения повторяются каждый день или почти каждый день на протяжении не менее трех недель.

На фоне депрессии дети часто испытывают самые разнообразные страхи, которые растут вместе с ними и при отсутствии своевременной помощи могут привести к формированию стойких фобий и панических атак.

Для изменения биохимического депрессивного фона используют специальные препараты – антидепрессанты. Психотерапевт или психолог помогают ребенку научиться проговаривать свои эмоции, не держать их в себе, также применяется релаксационная терапия – массаж, плавание. Малышам показана арттерапия, игровая терапия.

Депрессия у ребенка (подростка) – что это?

Слово «депрессия» произошло от латинского deprimo — «давить», «подавить». Депрессия у ребенка (подростка) характеризуется подавленным или сниженным настроением, нежеланием получать удовольствие, пессимизмом, расстройством сна, а иногда и суицидальными наклонностями.

Дети в период 10 – 17 лет переживают различные эмоциональные потрясения: ссора с близким другом, конфликты в семье, неуспеваемость в школе, неудачи с противоположным полом. Помимо этого, многие недовольны своей внешностью (угревая сыпь или «немодная» одежда, внешность, не соответствующая «стандартам красоты»), что тоже отрицательно влияет на психологическую обстановку.

Усугубляется положение гормональными перестройками в организме: для некоторых детей они проходят бесследно, а для части подростков – это очередная буря эмоций, которую надо побороть.

9. Зависимость от интернета и компьютерных игр — в виртуальном мире быть успешным легко и просто, в реальном — это намного сложнее.

Знайте, когда искать профессиональную помощь

Изменение образа жизнь и поддержка – это правильные шаги, но порой этого бывает недостаточно. Если вы чувствуете, что проблема серьезная, не стесняйтесь обращаться за профессиональной помощью от специалиста по психическому здоровью.

При выборе специалиста обязательно прислушивайтесь к мнению своего ребенка, позвольте ему самому сделать выбор. Именно такая тактика не будет ущемлять его гордость, к тому же есть вероятность найти терапевта, с которым ребенку будет комфортно.

К сожалению, многие родители выбирают антидепрессанты, потому что они намного дешевле, чем другие методы лечения. Поэтому прибегайте к ним лишь в крайних и запущенных случаях. Терапевты обычно начинают с простых бесед и зачастую находят причину проблем.

Антидепрессанты были разработаны и протестированы на взрослых, поэтому их влияние на молодые, развивающиеся мозги еще не полностью изучено. Некоторые исследователи обеспокоены тем, что воздействие таких препаратов, как знаменитый «Прозак», может влиять на нормальное развитие мозга, особенно на то, как мозг управляет стрессом и регулирует эмоции.

Антидепрессанты также сопряжены с рисками и побочными эффектами, включая ряд проблем безопасности, характерных для детей и молодых людей. Поэтому, если ваш ребенок их принимает, тщательно следите за психологическим состоянием – панические атаки, чрезмерное беспокойство и агрессия могут свидетельствовать о том, что они негативно влияют на его организм.

Если вы решили обратиться к специалисту, это не значит, что теперь не нужно ничего делать. Предлагайте поддержку и выслушивайте его. Теперь, как никогда, ваш ребенок должен знать, что о нем заботятся, что его ценят и понимают.

7. Следите за питанием.

Доказано, что обилие углеводной пищи негативно сказывается на настроении. Подпитывайте энергетический баланс ребенка полезными продуктами: здоровыми жирами, качественными белками, свежими фруктами и овощами. Не забывайте о полезных вкусняшках.

Если он спит — не будите. Если не может уснуть, включите спокойную музыку, дайте стакан теплого молока, посидите рядом. Полноценный сон — залог быстрого восстановления как физических, так и психических сил ребенка. При устойчивой бессоннице проконсультируйтесь с врачом на предмет приема мягких снотворных.

Детская депрессия

Детская депрессия – явление, которое часто остается без внимания. Плохое настроение ребенка, боязливость, тревогу, нежелание что-либо делать родители часто трактуют, как капризы или лень. Если кроха или подросток жалуется на хандру, апатию, упадок сил, беспричинную печаль в течение всего дня, и заметные изменения в поведении сохраняются дольше двух недель, можно предположить о развитии аффективного расстройства. Депрессия в детском возрасте сопряжена с существенными страданиями и приводит к социальной дезориентации малыша.

К настоящему дню отсутствуют точные данные о распространенности депрессии у детей. Предположительно, симптомы, соответствующие критериям аффективного расстройства, присутствуют у 1% малышей в возрасте до 10 лет и у 5% подростков. В последние годы в странах постсоветского пространства наблюдается рост числа заболевших в детской и подростковой категории.

В дошкольном и раннем школьном возрасте соотношение мальчиков и девочек, страдающих депрессией, приблизительно одинаковое. В подростковом возрасте эмоциональным аномалиям больше подвержены девушки, чем юноши. Яркая выраженность депрессивных признаков у ребят в возрасте от 11 до 18 лет часто обусловлена гормональными перестройками организма, характерными для пубертатного периода. Однако изменения, свойственные половому созреванию, не являются ведущей причиной расстройств настроения.

Пусковым механизмом нередко являются частые переезды, объясняемые особенностями работы взрослых. Постоянная смена места жительства не дает ребенку возможности «обжиться» в новой среде, проявить свои таланты, обрести приятелей и друзей. Отсутствие принадлежности к постоянной детской «группировке» лишает ребенка необходимого для нормального развития общения со сверстниками. Кроха не получает требуемого опыта социального взаимодействия и лишается внутренней гармонии.

Преодолеть депрессию. Советы специалистов о том, как помочь подростку

Как распознать депрессию и помочь подростку с ней справиться, рассказала Елена Сизикова, психолог семейного центра «Кутузовский», работающего при активной поддержке Департамента соцзащиты города Москвы.

— Какие симптомы должны насторожить родителей?

— Нарушение сна: бессонница или сонливость. Ребенок может жаловаться на трудности с концентрацией. Испытывать чувство никчемности и вины (часто нереальной). Иногда депрессия у детей проявляется в поведении: гиперактивность, энурез, неуспеваемость в школе. Подросток беспокоен, брюзглив, все отрицает. Доходит до антисоциального или агрессивного поведения. Может стать угрюмым, избегать контактов в семье. Или, наоборот, казаться слишком эмоциональным, чувствительным, особенно со сверстниками. Его не волнует его внешний вид, успеваемость в школе.

— Чем опасно такое состояние?

— Оно часто сопровождается навязчивыми мыслями о смерти, суицидальными намерениями или попытками. Подросток в таком состоянии может начать употреблять алкоголь, наркотики. Нельзя недооценивать депрессию у подростка: она может повлечь за собой серьезные, опасные, даже непоправимые последствия.

— Как этого не допустить? Что делать, если появились такие симптомы?

— Если вы знаете или догадываетесь, что ваш ребенок думает о смерти или состоит в деструктивных группах в социальных сетях, то надо срочно обращаться за помощью к психологу. Например, в один из семейных центров Москвы. Самостоятельно тут трудно справиться.

Читайте также:  Депрессия после развода: что делать, советы

Если речь о профилактике подростковой депрессии, то важно понимать: подростковый возраст — очень сложный, конфликтный. Избегать конфликтных ситуаций невозможно. Да и не нужно. Главное — это стараться создать такой психологический климат в семье, чтобы подросток чувствовал поддержку, знал, что его слышат и с ним считаются.

— Легко сказать, но как родителям создать такую атмосферу?

— Есть несколько методов: активная эмоциональная поддержка ребенка в состоянии депрессии и поощрение его положительных устремлений. Это поможет облегчить ситуацию. Можно и нужно учить подростка социализироваться и преодолевать стресс: тут тоже помогут психологи. Еще один метод — расширение временной перспективы и самопонимания.

— Вы сказали, что не нужно избегать конфликтов, а позитивную атмосферу за короткий срок не создать. Как правильно вести себя, когда конфликт неизбежен?

— Четко излагать подростку свои страхи и опасения, чтобы он мог их понять. Вывести подростка на откровенный разговор, чтобы выяснить, что происходит с ним. Он должен знать, что его выслушают без критики и осуждения. Взрослому надо показать свою готовность слушать и понимать, что вовсе не означает прощения. Это просто создает твердую основу, на которой можно строить дальнейшие отношения. Подростку нужно, чтобы родители его выслушали, но не давали советов, пока он сам не попросит их об этом. С этим трудно смириться, но родителям надо принять и понять: подросток вовсе не должен обязательно следовать советам старших. Он делает свой выбор. Только при таком подходе возможен осмысленный диалог между двумя равноправными людьми: взрослым и подростком. Только на такой базе можно строить конструктивное общение и поведение.

На слова «Всем было бы лучше без меня!» лучше всего отреагировать так: «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит». И ни в коем случае не так: «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом».

Лечение

Процесс избавления от такого недуга, как депрессия, может затрагивать, как прием медикаментов, так и психологические методы, чаще именно последние.

Медикаментозная терапия может быть представлена применением следующих препаратов:

  • Флуоксетин (является антидепрессантом) — несмотря на то, что это щадящий препарат, без назначения доктора применять его недопустимо;
  • Циталопрам — способствует успокоению детской психики, избавлению от опасных и навязчивых мыслей;
  • витаминотерапия, в частности, прием аскорбиновой кислоты.
  • терапия игрой — опытный психотерапевт в игровой форме, увлекая малыша каким-то занятием, прорабатывает проблему;
  • семейная психотерапия — данный метод эффективен в ситуации, когда имеют место проблемы в семье и источником депрессии являются скандалы между родителями;
  • терапия любовью – малыш, который испытывает ее недостаток, так и продолжит находиться в депрессивном состоянии, пока запасы любви не восполнятся;
  • правильная организация детского досуга — важно выделять время и на отдых, и на увлечения ребенка;
  • откровенная беседа — когда с малышом необходимо просто поговорить по душам, выяснить, что его угнетает изнутри, но ни в коем случае не давить на него.

В психотерапии может применяться индивидуальный подход и групповой метод:

  • индивидуальная терапия основывается на выстраивании доверительных взаимоотношений между ребенком и психологом, ее целью является оказание поддержки, проявление сострадания и помощи, обучение развитию уверенности в своих силах;
  • групповая терапия проводится с целью укрепления и развития социальных навыков. Она дает возможность ребенку правильно адаптироваться в социуме.

  • терапия игрой — опытный психотерапевт в игровой форме, увлекая малыша каким-то занятием, прорабатывает проблему;
  • семейная психотерапия — данный метод эффективен в ситуации, когда имеют место проблемы в семье и источником депрессии являются скандалы между родителями;
  • терапия любовью – малыш, который испытывает ее недостаток, так и продолжит находиться в депрессивном состоянии, пока запасы любви не восполнятся;
  • правильная организация детского досуга — важно выделять время и на отдых, и на увлечения ребенка;
  • откровенная беседа — когда с малышом необходимо просто поговорить по душам, выяснить, что его угнетает изнутри, но ни в коем случае не давить на него.

Признаки депрессии у ребенка

С психоаналитической точки зрения признаком депрессии выступает нарушение регуляции самооценки у ребенка. Депрессия зачастую развивается у детских личностей с неустойчивой самооценкой. Основой для развития низкой самооценки выступает отсутствие принятия, а также эмоционального понимания с материнской стороны.

Признаком депрессивного состояния выступает снижение мышления и неспособность выполнять дома учебные задания. Школьники испытывают ощущение заржавленности, заторможенности психических процессов.

Врачами безуспешно делались многократные попытки выяснить, какой именно из компонентов симптомокомплекса: интеллектуальная задержка, ангедония или психомоторная заторможенность выступает первичным и лежит в основе заболевания. Постоянной составляющей депрессивного настроения выступает тревога различной интенсивности: от беспокойства в легкой степени до неуверенности и напряженности выраженной ажитации.

Депрессивное настроение, является сложным образованием: заболевший испытывает беспомощность, подавленность, безнадежность, явную или скрытую тревогу, отчаяние, внутреннее напряжение, неуверенность, утрату интересов, бесчувствие.

Когда настроение в норме, то оно складывается из нескольких, а иногда из разнонаправленных эмоций. У здоровой личности настроение является результатом множества воздействий, а также причин: ощущение бодрости и усталости, физического здоровья или недомогания, приятных и печальных событий. У здоровых людей настроение в той или иной мере подвергается внешним влияниям: оно улучшается при хороших известиях и портится при неприятных событиях, а болезненно измененное депрессивное настроение определяется интенсивными, длительными аффектами.

На сегодняшний день депрессия, являясь серьезной проблемой здоровья, зачастую остается без родительского и врачебного внимания. Это заболевание причиняет страдание и боль не только тем, кто болен, но и родителям. К сожалению, большинство родителей еще рассматривают депрессию у детей и подростков как проявление слабости.

Депрессия у ребенка – как помочь? Уточнение диагноза обязательно включает консультацию психиатра. В школах работают психологи и при необходимости можно к ним обратиться за советом. Школьный психолог поможет избежать развития тяжелой симптоматики и даст возможность выговориться школьнику о наболевшем.

Депрессия у ребенка – рекомендации родителям:

– в первую очередь следует с ребенком разговаривать, интересоваться его жизнью, проблемами в школе;

– важно обращать внимание на голосовую интонацию, на будущие планы и взгляды на завтрашний день;

– необходимо интересоваться, чем их чадо занимается после школы, какие у него друзья;

– нужно обращать внимание, сколько времени ребенок никакими делами не занимается. У одних детей – это лень, но ленивого ребенка, возможно, подкупить подарками и заставить что-то делать, а ребенка с депрессией ничего не радует и не интересует: ни поощрения, ни подарки.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Депрессия дошкольников – причины и симптомы

По мере взросления ребенка усложняется его психика, на ее нормальное функционирование влияет множество факторов – атмосфера в семье, первый опыт социализации, стремительное развитие речи и мышления.

В 3-6 лет депрессивные состояния проявляются не только через соматические признаки, но и наблюдаются перепады настроения, ребенок еще не может понять, что с ним происходит, но внимательные родители заметят нарушения.

Симптомы депрессии у дошкольников:

  • вялость, апатия, ребенок не проявляет интерес к играм и любимым занятиям;
  • стремление побыть в одиночестве;
  • ребенок часто жалуется на скуку, плачет без видимых причин;
  • появляются различные страхи и фобии;
  • мимика становится скупой, голос тихим, малыш ходит сгорбившись.

Из соматических проявлений чаще всего возникают диспепсические расстройства – диарея, запор, тошнота, боль в животе, наблюдается беспричинное повышение температуры, ломота в мышцах, головная боль.

  • вялость, апатия, ребенок не проявляет интерес к играм и любимым занятиям;
  • стремление побыть в одиночестве;
  • ребенок часто жалуется на скуку, плачет без видимых причин;
  • появляются различные страхи и фобии;
  • мимика становится скупой, голос тихим, малыш ходит сгорбившись.
Добавить комментарий